Конспект по окружающему миру на тему "Россия на карте", 2 класс, УМК "Школа России"
план-конспект урока по окружающему миру

Занкина Наталья Евгеньевна

Цели деятельности учителя: формирование знаний о карте России; формирование первоначальных умений, связанных с чтением карты, умения правильно показывать объекты на карте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 18_04_19_konspekt_rossiya_na_karte.docx48.64 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Челябинский педагогический колледж № 1»

Технологическая карта урока

окружающего мира

                                                                                                                                      Выполнила студентка 43 гр.

                                                                                                                             Ф.И. Занкина Наталья

                                                                                                                                    Проверил: Гонтарева Т.В.

  Отметка: __________________

                                                                                                                    Дата: 18.04.19

Челябинск, 2019

Дата: 18.04.19

Школа: №148

Класс: 2п

Кабинет: №208

ФИО учителя: Гонтарева Татьяна Васильевна

ФИ студента: 43 группы Занкина Наталья

ФИО методиста: Горячева Светлана Леонидовна

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

Тема «Россия на карте»

Цели деятельности учителя: ознакомление с картой России; формирование первоначальных умений, связанных с чтением карты; формирование умения правильно показывать объекты на настенной карте.

Планируемые результаты

Предметные:

  • знать значение термина «карта»;
  • знать условные обозначения;
  • уметь определять на карте стороны горизонта;
  • уметь ориентироваться в карте с помощью условных обозначений.

Личностные:

  • учиться формировать собственное мнение;
  • учиться уважительно относиться к мнению одноклассников;
  • формировать способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм.

Тип урока: «открытие» нового знания

Оборудование: учебник Окружающий мир 2 класс УМК «Школа России», презентация, настенная карта России, карточки

Челябинск, 2019

Этапы урока.

Методы и приемы

Хроно-метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Этап самоопределения к деятельности

Словесный – слово учителя

1 мин.

- Здравствуйте ребята!

-- Мы пришли сюда учиться,

  Не лениться, а трудиться,

  Работаем старательно,

  Слушаем внимательно.

-Улыбнитесь друг другу. Ребята, желаю вам успехов и удач на уроке.

Садитесь.

- Я рад видеть ваши лица, ваши улыбки. Думаю, что сегодняшний день принесёт всем нам радость и удачу.

«Добрый день»

Л: самоопределение

2.Актуализация знаний и мотивация

Словесный- беседа

Наглядный –видеофрагмент

Словесный - беседа

5 мин.

Подведение к теме

- Ребята, обратите внимание на экран. Перед началом урока я предлагаю вам посмотреть занимательный фрагмент видео по сегодняшней теме.

«Почемучка» Географические карты (фрагмент).

- О чем было это видео?

-Что нового вы узнали для себя о картах?

-Отлично. Сейчас я прочитаю вам загадку, а вы должны будете её отгадать

Я ходил по разным странам,

Плыл по рекам, океанам,

По пустыне шёл отважно –

На одном листе бумажном. -

- Кто догадался, о чём эта загадка?

- Правильно. Посмотрите на доску, там висит географическая карта.

Смотрят видео.

- Это видео было о географических картах.

- Мы узнали какие они бывают, каких масштабов. Где располагаются.

- О карте.

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

П: структурирование знаний (общеучеб.)

3.Постановка

 учебной задачи

Словесный- беседа

4 мин.

Формирование целей

- Ребята, глядя на доску с картой и опираясь на загадку, предположите, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

- Какие цели мы поставим на данный урок?

- Ребята, поднимите руку те, кто уже когда-либо работал с картой. Хорошо, сегодня вы будете моими помощниками.

- Теперь откройте ваши учебники на с.  90.

- Кто прочтет название темы?

- Теперь найдите, что мы сегодня будем делать на уроке. Кто прочтет?

- Правильно ли мы определили цели урока?

- Мы сегодня будем говорить о карте России.

- Узнать, что такое карта. Научиться читать карту. Научиться правильно показывать объекты на карте.

- Россия на карте.

- Мы будем учиться читать карту.

- Да.

Р: целеполагание.

П: структурирование знанний.

Л: анализ объектов с целью выделения признаков; выбор оснований и критериев для классификации объектов.

4.Открытие

 нового знания

Словесный - рассказ

Практический – работа в парах

Практический – сравнение карты и глобуса

Практический – работа с определением

Практический – работа с упражнением

Наглядный – демонстрация

Наглядный – демонстрация работы с картой

Словесный – рассказ

Наглядный – демонстрация

Наглядный - демонстрация

8 мин.

Объяснение темы

- Наша страна очень большая. Россия - самое большое государство в мире по площади. Его площадь равна 17 125 191 км².

- Кто-нибудь сможет назвать численность населения? Как вы думаете, сколько миллионов человек проживает на территории Российской Федерации?

- Молодцы, ребята. Велика и прекрасна наша страна Россия. Она занимает огромную территорию. Но мы можем совершить путешествие в любой её уголок, не выходя из класса.

- Ребята, а сейчас предлагаю вам сравнить изображение нашей страны на карте и глобусе, представленном на слайде.

- Посмотрите на изображение на карте и глобусе, немного подумайте и скажите в чем же отличие?

- Откройте учебники на стр. 91. Давайте прочитаем определение, что же такое карта.

- Прочитайте определение каждый про себя.

- Кто прочитает нам вслух определение?

- Теперь закройте учебники и попробуйте по памяти записать определение карта в рабочей тетради на стр. 59.

- Откройте учебники и проверьте сами себя, верно ли вы записали определение. Отлично.

- Ребята, для того, чтобы путешествовать по карте, надо научиться её читать.  Читать карту – это не значит читать только надписи. Надо понимать и особый язык карты – условные знаки. К ним относятся различные цвета и другие обозначения.

Рассказ сопровождается презентацией

- Откройте учебники на стр. 95. Давайте, прочитаем правила, как нужно показывать объекты на настенной карте.

- Давайте прочитаем эти правила хором

- Отлично.

- Ребята, посмотрите внимательно на то, как это нужно делать

Показываю образец работы на своём примере

-Теперь, откройте учебники на стр. 92-93.

- Кто попробует показать на карте все необходимые объекты, строго следуя правилам.

Выходят несколько учеников.(2-3)

- Отлично. Молодцы.

- Путешествуя, отправляясь торговать, люди вычерчивали карты тех мест, где они проходили и проплывали. На эти чертежи наносились реки, горы, моря, города, леса. Изученных территорий становилось всё больше и больше. Люди договорились между собой, что все эти объекты они будут обозначать на картах одинаково. Это для того сделали, чтобы люди живущие в разных странах, могли ориентироваться по любой карте.

- Теперь ребята, давайте с вами, научимся определять стороны горизонта на карте: север, юг, запад, восток.

- Может быть, кто уже работал ранее с картой, попробует выйти к карте и показать стороны горизонта самостоятельно?

- Все остальные внимательно следят. Отлично.

- Итак, внимательно следите за тем как я показываю, как определять стороны горизонта на карте: север на карте –вверху, юг – внизу, запад –слева, восток –справа.

- Откройте учебники на стр.94. Второй пункт.

- Итак, ребята. Вы внимательно прочитали, какие объекты на карте обозначаются определенными цветами. А для того, чтобы ещё лучше запомнить это послушайте меня.

Голубым цветом на карте - обозначена вода, а зеленым, желтым и коричневым - суша.

Показ на карте

Зеленым и желтым обозначают равнины, а коричневым –горы.

-Ребята, почему же равнины обозначены разными цветами?

- Каким цветом на карте обозначают низменности?

- А возвышенности?

- Итак, мы с вами узнали, что такое карта, как её нужно читать и что необходимо для этого знать и даже потренировались показывать объекты на карте, строго следуя правилам.

-144 554 993 человек.

- На карте можно увидеть больше объектов, но на глобусе более точное изображение

- Карта – это уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости с помощью условных знаков.

1.Стой у карты справа. Не закрывай собой то, что показываешь на карте.

2.Показывай только указкой

3. Показывай не надпись, а сам объект

4. Показывай аккуратно и точно, названия произноси чётко

Читают хором

Показывают на карте объекты из учебника.

Показывают стороны горизонта.

- На равнинах есть низкие места –низменности и более высокие места – возвышенности

-Зелёным

-Жёлтым

Р: принятие и сохранение учебной задачи.

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение способов взаимодействия, функций участников.

П: выделение необходимой информации.

Л: анализ объектов с целью выделения признаков; выбор оснований и критериев для классификации объектов.

Динамическая пауза

2 мин.

- Ребята, давайте немного разомнемся. Мы же с вами путешествуем, поэтому наверное вы очень устали. Итак, повторяйте за мной.

Мы идем цветущими лугами (обычная ходьба друг за другом)

И цветов букеты соберем (наклоны вперед)

Где-то за высокими горами (поднимаем руки вверх)

Ручеек по камушкам пройдем (ходьба на носочках)

Если встретятся овраги,

Мы овраги обойдем (ходьба назад)

Если встретятся коряги,

Под корягой проползем (ходьба на четвереньках)

Шаг за шагом, потихоньку (ходьба на носочках)

Дружно в сказку попадем (обычная ходьба на месте)

Повторяют движения.

Л: самоопределение.

5.Первичное закрепление во внешней речи

Практический - работа с упражнением

Словесный - беседа

Практический - работа с упражнением

Практический: работа в парах.

Практический: работа с картой

Практический: работа с картой

Практический: работа с настенной  картой.

5 мин.

- Сейчас вам предстоит работа в парах. Откройте рабочие тетради на стр. 59. Читаем 3 задание.

- Итак, первое задание, под буковкой а. Что вам необходимо сделать, прежде чем преступить к работе?

- Далее, обозначить на карте стороны горизонта, используя правила из учебника.

- На выполнение данного задания даю вам 1 минуту.

- Время вышло, проверяем.

- Взяли в руку зеленую ручку. Каждый проверит свою тетрадь сверяясь с эталоном на слайде.

- Поднимите руки те, кто не допустил ошибок

-Молодцы.

- Теперь те, кто сделал 1 или 2 ошибки.

- Вы увидели свои ошибки? Исправили их?

- Отлично.

-Узнав всё, что необходимо о карте и о том, как её читать нам необходимо закрепить это знание.

-Теперь, откройте рабочие тетради на стр. 60. Прочитайте задание.

-Что вам необходимо сделать?

- Теперь обменяйтесь тетрадями со своим соседом. Проверьте верность выполнения работы, сверяясь с верным ответом на слайде.

-Поднимите руку те, кто выполнил всё верно в этом задании.

-Отлично. Молодцы.

-Те ребята, которые допустили ошибки, не переживайте. Вам ещё предстоит закрепить эту тему.

- Прочитайте задание, после упражнения 3 в рабочей тетради.

 -Кто прочитает нам вслух определение?

-Каждый читает задание сам про себя.

-Что вам необходимо сделать?

--Ребята, раз мы сегодня учимся показывать объекты на карте. Поэтому давайте выполним данное задание не только в учебнике, но также покажем эти объекты на карте, не забывая правила работы с картой.

Выходят несколько учеников.

-Отлично. Молодцы, ребята.

- Но это ещё не всё, что вам необходимо знать, работая с картой. Давайте, прочитаем пункт номер 3 в учебнике на стр. 94-95.

-  Кто прочитает нам вслух определение?

- Каждый читает сам про себя.

-Прочитайте. О чем говорится в этом пункте?

--Давайте, попробуем разобраться, что обозначают эти знаки?

-Откройте учебники на стр. 90-91. Там, где у вас находится карта.

-Условные знаки, представленные в учебнике, вы можете увидеть на слайде.

-Итак, поработаем с картой в учебнике и условными знаками.

1 условный знак, это столица РФ. Найдите пальчиком в учебнике, условный знак столица РФ. После того как вы нашли, покажите это своему соседу. Я в это время прохожу и смотрю, все ли верно нашли столицу РФ.

-Кто-то один, покажет нам на настенной карте. Кто самый смелый и хочет мастерски научиться работать с настенной картой?

Ученики выходит к доске (2 чел).

-Следующий условный знак, это города. Найдите несколько городов на своей карте в учебнике. Я всё также слежу за выполнением задания. Кто-то один покажет несколько городов на карте.

-3 условный знак-это государственная граница РФ. Помним правило из учебника, которое гласит, что показывая объект мы обводим его границы.

-4 условный знак- это граница полярных владений РФ. Снова следим пальчиком в учебнике. И обводим границу полярных владений РФ.

-5 условный знак –это реки. Найдите реки на вашей карте в учебнике и следите пальчиком.

Работа с настенной картой.

-6 условный знак –это озёра и водохранилища. Найдите на карте и назовите несколько озер и водохранилищ, которые вы нашли на тер-ии РФ.

-Отлично, молодцы.

-Продолжаем работу

- Открыть одному из нас учебники на стр. 90-91, а другому на стр. 94- 95.

- Раскрасить как обозначены на карте, воду, горы и равнины

-Показать на карте в учебнике водные объекты, равнины и горы

-Существуют определенные условные знаки на карте, благодаря которым можно увидеть и другие объекты на карте

П: структурирование знаний (общеучеб.).

Л: анализ объектов с целью выделения признаков.

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение способов взаимодействия, функций участников.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой

Практический- работа с карточкой

5 минут

- Сейчас вам предстоит поработать самостоятельно. Я хочу проверить как хорошо вы меня слушали на уроке. У вас на столах лежат карточки с тестом. Ваша задача внимательно прочитать вопрос и подчеркнуть ручкой правильный ответ. На это задание я даю вам 4 минуты.

Тест

1. Что такое карта?

  • рисунок земной поверхности
  • вид земли сверху
  • уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости с помощью условных знаков

2. Что значит "читать карту"?

  • читать надписи на карте
  • понимать условные знаки
  • хорошо знать изображенную на карте местность

3. Где на карте расположены стороны горизонта?

  • север вверху, юг внизу, запад слева, восток справа
  • север внизу, юг вверху, запад справа, восток слева
  • север вверху, юг внизу, запад справа, восток слева
  • север внизу, юг вверху, запад слева, восток справа

4. Каким цветом обозначены на карте океаны, моря, озера и реки?

  • зелёным
  • жёлтым
  • коричневым
  • голубым

5. Каким цветом обозначены на карте низменности (низкие места на равнинах)?

  • зелёным
  • жёлтым
  • коричневым
  • голубым

6. Каким цветом обозначены на карте возвышенности (высокие места на равнинах)?

  • зелёным
  • жёлтым
  • коричневым
  • голубым

7. Чего на поверхности Земли больше?

  • суши
  • воды
  • одинаково

8. Как называется карта на которой показаны объекты?

  • Полезных ископаемых
  • Физическая
  • Животного и растительного мира

9. Что такое "условные обозначения" на плане и карте?

  • красивые значки
  • маленькие картинки
  • небольшие рисунки
  • графические знаки, заменяющие изображения объектов и помогающие ориентироваться

10. В какой части карты находятся объекты, расположенные на севере?

  • слева
  • вверху
  • внизу
  • справа

11.  Какая сторона горизонта показана на карте справа?

  • юг
  • север
  • запад
  • восток

12. Какие правила надо соблюдать, показывая что-нибудь на стенной карте? Найди ошибку:

  • стой у карты справа, не закрывай собой то, что показываешь на карте
  • показывай только указкой
  • показывай название объекта
  • показывай аккуратно и точно, названия произноси четко

Решают тест.

П: структурирование знаний

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение способов взаимодействия, функций участников

7.Включение в систему знаний

Практический – работа с картой

7 мин.

- Сейчас мы с вами потренируемся работать с картой. Откройте учебники на стр.90-91. Я буду задавать вам вопросы,а вам нужно на него ответить и на карте это показать.

- Назовите моря, омывающие нашу страну с севера.

- Какие моря омывают Россию с востока?

- Назовите моря, находящиеся на юге нашей страны.

- А на западе?

- А теперь найдите на карте в учебнике и покажите на настенной карте:

А) города: Москву, Курск, Екатеринбург, Читу, Магадан;

Б) реки: Дон, Колыму, Лену, Обь;

В) горы: Уральские, Алтай;

Д) границу нашей страны;

Е) острова: Новая Земля, Северная Земля, Сахалин.

Учащиеся показывают объекты на настенной карте, соблюдая инструкцию, данную на стр.95 учебника.

- Молодцы, вы хорошо справились.

- Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское.

- Берингово, Охотское.

- Черное, Каспийское.

- Балтийское.

Показывают города на карте.

Л: анализ объектов с целью выделения признаков.

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение способов взаимодействия, функций участников.

8.Рефлексия деятельности (по продукту)

Словесный - беседа

2 мин.

- А теперь подведем итоги урока.

- Какая тема урока у нас сегодня была?

- Какие цели на урок мы ставили?

- Добились этих целей?

- Люди каких профессий используют карту в своей работе?

- Где вы можете применять полученные знания?

У вас на партах лежат листочки в виде мишеней. Закрасьте самый большой круг. Если материал урока был вам понятен и вы активно работали на уроке. Круг поменьше, если материал урока вызвал у вас небольшие затруднения. Самый маленький кружок, если материал урока был вам непонятен.

-Поднимите руки те, кто закрасили самый большой кружок. Отлично. Теперь те, кто закрасили кружок поменьше. Хорошо. И те, кто закрасили самый маленький кружок.

-Ребята, так как большинство из вас закрасили самый большой кружок, мы можем сделать вывод, что наш урок прошел не зря и вы отлично поработали.

- Сегодня на уроке мне особо понравилась работа следующих ребят «…» .Они получают оценку отлично за сегодняшний урок.

 Спасибо большое за урок. Мне было приятно с вами работать. Урок окончен!

- Открываем дневники и записываем домашнее задание: учебник стр.94-95 пересказ, Рт. стр. 59-60.

-Россия на карте

- Узнать, что такое карта. Научиться читать карту. Научиться правильно показывать объекты на карте

-Да

-Учителя, экскурсоводы и т.д.

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

П: структурирование знаний (общеучеб.).

Р: оценка- выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить; оценка результатов работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира "Кто такие рыбы?". 1 класс. "Школа России".

Данный материал представляет собой подробный конспект урока с описанием планируемых результатов, с применением ИКТ. К конспекту прилагается презентация урока....

Конспект урока по окружающему миру "У Черного моря" 4 класс Школа России

Предлагаю конспект по окружающему миру 4 класс Школа России...

Конспект урока окружающего мира «Что такое погода?» 2 класс (УМК «Школа России»)

Конспект урока окружающего мира (УМК «Школа России») «Что такое погода?» 2 класс...

Технологическая карта урока по окружающему миру на тему "Животноводство" 3 класс "Школа России"

Тема урока: «Животноводство»Цели урока:- создать условия для обобщения знаний учащихся о растениеводстве;- формировать представления о животноводстве, его отраслях;- познакомить с особенно...