окружающий мир 1 класс
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)

Безенкова Евгения Алексеевна

Тема: «учимся различать деревья и кустарники зимой»

Цели деятельности учителя: формирование умения различать деревья и кустарники зимой.

 

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Иметь представление о внешнем виде деревьев и кустарников.
  • Уметь определять в зимнее время виды деревьев и кустарников по силуэтам и плодам.

Личностные:

  • Определять личностный смысл в изученном содержании.
  • Развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками при работе в группах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата: 06.02.17.                                                      ФИО Учителя школы: Мотовилова Л.В.___________

Школа: 148                                                                  ФИО Методиста ЧПК№1:Горячёва С. Л._______

Класс: 1 «Г»                                                      ФИО Студентки 36 группы: Безенкова Евгения

Кабинет: 209

Конспект урока по окружающему миру

Тема: «учимся различать деревья и кустарники зимой»

Цели деятельности учителя: формирование умения различать деревья и кустарники зимой.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Иметь представление о внешнем виде деревьев и кустарников.
  • Уметь определять в зимнее время виды деревьев и кустарников по силуэтам и плодам.

Личностные:

  • Определять личностный смысл в изученном содержании.
  • Развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками при работе в группах.

Тип урока: урок открытия нового знания

Оборудование: Учебник «Окружающий мир» (УМК «Перспективная начальная школа»,1 класс, О.Н. Федотова), учебная презентация,  раздаточный материал, цветные карандаши.

Этап урока, методы и приемы

Хро

нометраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

1 мин.

Приветствие.

Здравствуйте, ребята. Меня зовут Евгения Алексеевна, сегодня урок окружающего мира проведу я.

Ну-ка проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте,

Все ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

- Тихо сели. Настраиваемся на урок. Каждый вспомнит правила поведения на уроке.

- Почему эти правила нужно соблюдать каждому из вас?

Готовят рабочее место.

Ответы на вопросы учителя.

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

II.Актуализация знаний и мотивация

Словесный

беседа

3 мин.

Повторение изученной темы.

Посмотрите на доску, какие картинки вы видите? Какая из них лишняя?

На прошлых уроках, вы уже разговаривали о зиме, скажите, на какие темы вы беседовали? (Птицы, звери, животные водоема зимой)

- А сейчас будьте внимательны. Отгадайте, кто это? (в класс входит ученик из класса)

(это …)

- Как вы узнали его? (по лицу)

- Угадайте, кто скрывается под этой маской? (входит другой ученик из класса в маске)

(это …)

- Как вы узнали его? (по одежде, волосам, росту и фигуре)

- Узнаете ли вы этого человека? (в класс входит студентка и читает стихотворение)

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит.

(мы его не знаем)        

- В этом случае вам не помогло ни лицо, ни фигура, ни голос. Какой мы сделаем вывод? (мы узнаем того, кого хорошо знаем, кто часто с нами рядом).

Рассказывают, кто такие ученые

Отвечают на вопросы (времена года и морской берег; Зима; вспоминают прошлые уроки;)  

Отгадывают людей

К: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

III. Постановка учебной задачи

Словесный

беседа

 

3 мин.

Целеполагание.

- А хорошо ли мы знаем деревья, которые всегда вокруг нас, рядом с нами – на улице, в лесу? Тема нашего урока: «Учимся различать деревья и кустарники зимой». Сегодня мы должны будем узнать, какие деревья и кустарники растут в зимнем саду и научиться различать их по определенным признакам.

Сейчас мы с вами поиграем в игру «Дерево – кустарник».

Встаньте все и слушайте меня внимательно. Если я называю дерево, то вы поднимаете руки вверх; если я называю кустарник, то вы приседаете.

Крыжовник, дуб, тополь, шиповник, вишня, боярышник, рябина, малина, груша – показ иллюстраций.

- Молодцы! Вы очень хорошо знаете деревья и кустарники, которые растут в нашей местности.

Ответы на вопросы учителя.

- да/ нет

Слушают тему и цель

Играют в игру

П: строить рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами.

П: самостоятельное выделение и формирование познавательной цели

IV. «Открытие» нового знания

Словесный:

беседа

Наглядный:

Работа с учебником;

Словесный

беседа

20 мин.

- Откройте учебники на с. 44 и послушайте меня внимательно.

Чародейкою Зимою

Околдован лес стоит.

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.

- Рассмотрите центральный рисунок в учебнике. Какие деревья вы видите? (клен, тополь, береза, липа, дуб, рябина).

- Растут ли такие деревья в нашем крае? (да)

- Посмотрите. Зима навела в лесу строгий порядок. Не балует она природу ни красками, ни цветами, все у нее прибрано, подметено, сверкает белизной. Раздала деревьям шубы, стоят они в одинаковых нарядах, попробуйте, отгадайте, где какое дерево. Вот сейчас мы попробуем это сделать.

Отгадайте загадку:

Платье потеряла

Пуговки остались.

- Обратите внимание на доску, посмотрите, как выглядит рябина (рисунок ветки рябины)

- Как вы догадались? Про какие такие пуговицы говорится в этой загадке?

В этих ягодах не только красота, но и большая польза, хотя они и с горьким привкусом. Знающие ягоды люди едят их, когда ударит мороз. Горечь отбивается, а все полезные свойства остаются. Ягодами рябины питаются зимующие птицы – снегири, вороны, воробьи.

- Найдите рябину в зимнем саду. Что помогло нам ее узнать? (плоды) На доску прикрепляется табличка со словом «плоды».

Значит, деревья можно отличить по плодам.

Рассмотрите рисунок в учебнике на с. 44. Давайте вместе опишем внешний вид плодов деревьев.

Плоды липы – орешки размером с горошину «подвешены» к широкому крылышку, с помощью которого они отлетают от материнского растения. У разных липовых «вертолетиков» разное число плодов – «пассажиров». У одних под крылом висит один плод, у других – два или три, а у некоторых – пять. И самое интересное, что вырастают они на одной липе. На доске рисунок – плод липы.

У клена имеется по два плода с однобокими крылышками, обращенными друг к другу. У крылышек один край округлый и тонкий, а другой – прямой и толстый. На доске рисунок – плод клена.

- Покажите в учебнике плод клена.

У плодов вяза семя находится в центре кружочка-крылышка. Плод березы напоминает бабочку: семя находится в середине, а два овальных крылышка – по бокам.

- Для чего нужны крылышки?

На доске рисунок – плод вяза.

- Как называются плоды дуба?

Кто любит ими лакомиться?

Отгадайте загадку:

Разбежались на опушке

В белых платьицах подружки (береза). Показ иллюстрации березы.

- Покажите плод березы.

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом

Словно серебром

- Что за белые платьица у наших подружек? (ствол березы с черными штрихами)

- Да, березу мы всегда определим по коре. На доске карточка со словом «кора».

Посмотрите еще раз на это дерево. Обратите внимание на ее крону. Крона дерева – это верхняя разветвленная часть.

- Опишите крону березы.

- Так по какому признаку можно узнать это дерево? (по кроне)

На доске карточка со словом «крона»

- Про это дерево говорят «могучий», «развесистый», «величавый». Что это за дерево? (дуб) Показ иллюстраций дуба.

Ветви у дуба корявые, потому что светолюбивые. Поэтому за сезон ветвям приходится несколько раз менять положение.

- Приходилось ли вам когда-нибудь наблюдать, как растения тянутся к свету? (бабушка в ящиках выращивает рассаду – помидоры. Эти ящики она ставит на подоконник. Маленькие растения тянутся к свету и сильно наклоняются к окну, а бабушке приходится каждый раз поворачивать ящики другой стороной)

- Что же помогло нам определить дуб? (его крона, кора)

Динамическая пауза

Встаньте все. А теперь слушайте меня и повторяйте за мной те движения, которые я буду выполнять.

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось дерево.

Ветерок все тише-тише,

Деревцо все выше, выше.

Потянитесь высоко-высоко. Кто выше всех?

- Как вы думаете, какое дерево мы с вами сейчас изобразили? Найдите его в нашем зимнем лесу? (это тополь. Его ветви тянутся к небу, как будто до облаков достать хотят)

7. Беседа «Как отличить одно дерево от другого по хвое и почкам»

- Отгадайте загадку.

Ну и платье,

Сплошь иголки

Его носят вечно (елки) Иллюстрации ели

- Какое еще дерево у нас с иголками? (сосна)

- Какие это деревья? (хвойные)

- Рассмотрите рисунок на с. 45 и подумайте, что поможет отличить один кустарник от другого? (почки) На доске карточка со словом «почки».

Прочитайте задание на с. 45.

- Чем же отличается почка калины от ольхи? (почки калины плотно прижаты к стеблю, словно приросли к нему. Верхушки закруглены, и они похожи на капельки воды. Необычны почки ольхи: каждая сидит на отдельной ножке, как на подставке)

- Похожа ли почка крыжовника на почку рябины? (Нет. У рябины почки круглые, продолговатые. Почечные чешуйки опущены. Почки крыжовника от них отличаются и по форме, и по колючкам у основания)

Осмысление информации.

Слушают стихотворение

Отвечают на вопросы

- клен, тополь, береза, липа, дуб, рябина

-да

Слушают учителя

Отгадывают загадку:

- рябина

- красные ягоды

Слушают учителя

- плоды

- для того, чтобы им было легче улетать на более далекие расстояния

-жёлуди

-кабаны и свиньи

-береза

- ствол березы

- У березы стройный ствол и крупные боковые ветки, отходящие под прямым углом. Молодые веточки тонкие, свисающие вниз

 -по кроне

-дуб

Повторяют движения за учителем

-тополь

-ёлки

-сосна

-хвойные

-почки

П: строить рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами.

П: логический анализ объектов с целью выделения признаков.

П: преобразование модели с целью выявления общих знаков, определяющих данную предметную область

Динамическая пауза

Практический

1 мин

Мы на лыжах в лес идем,         

Мы взбираемся на холм.          

палки нам идти помогут,
Будет нам легка дорога.
Вдруг поднялся сильный ветер,      
Он деревья крутит, вертит          
И среди ветвей шумит.
Снег летит, летит, летит.
По опушке зайчик скачет,                

Словно белый мягкий мячик.
Раз прыжок и два прыжок –
Вот и скрылся наш дружок!
Хоть приятно здесь кататься,
Надо снова заниматься.

Повторяют движения за учителем.

Р: саморегуляция как способность к  мобилизации  силы и энергии.

V. Первичное закрепление во внешней речи

Практический

6 мин.

- Ребята, что мы сегодня научились делать на уроке? (различать деревья и кустарники зимой)

- Чтобы узнать какое дерево перед нами, на что нужно обратить внимание? (На его крону, кору, семена и почки)

Игра «Угадай с какого дерева»

- Лесовичок передал нам удивительную корзину. Что же в ней? (в корзинке еловая шишка, сосновая шишка, веточка рябины, желуди, кора березы, крылатки клена, цветы липы, лист каштана, клена и ясеня)

Давайте узнаем

- С какого дерева? Как вы определили?

Выполняют  задание

-На его крону, кору, семена и почки

Рассматривают фото шишек, веточек, желудей, коры и листочков

П: преобразование модели с целью выявления общих знаков, определяющих данную предметную область.

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой

5 мин.

- Теперь давайте изобразим плоды. Возьмите в руки листочки бумаги, нарисуйте на выбор плоды одного из деревьев. Приступайте к работе (учитель контролирует работу детей).

- Плоды, каких деревьев вы нарисовали? Можно ли по ним узнать дерево зимой?

Рисуют плоды деревьев

Р: осуществлять итоговый контроль

VIII. Включение в систему знаний.

Словесный

Беседа.

Наглядный:

Работа с учебником

Домашнее задание.

Инструктаж.

3 мин.

Подведение итогов урока.

- Наш урок подходит к концу.

- Скажите, как можно одно дерево отличить от другого по плодам?

- Какие деревья растут в нашем крае?

Молодцы, ребята. Сегодня хорошо работали …

Домашнее задание: чтобы лучше научиться различать деревья и кустарники зимой, внимательно прочитайте текст на с.44-45 и рассмотрите иллюстрацию.

Формулируют выводы

Как зимуют растения

Записывают домашнее задание.

Р: осуществлять итоговый контроль;

Р: формулировать выводы из коллективного обсуждения.

IX. Рефлексия деятельности

Словесный

беседа

3 мин.

Анализ работы на уроке.

-  Что вы видите на доске? Есть снежинки большие и поменьше.

Большую снежинку возьмёт тот, кому на уроке было интересно, он узнал что–то новое.

Снежинку поменьше возьмёт тот, кому было трудновато.

- Я вам их дарю за хорошую работу на уроке. Было очень приятно работать с умными и наблюдательными исследователями.

Анализируют свою работу на уроке.

Р: анализировать собственную работу.

Составьте рассказ по иллюстрации на с. 44, используя названия деревьев на тему «Зимние забавы».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира "Классы, или группы, животных".

Цели урока: -познакомить учащихся с классами ( группами) животных: моллюски, насекомые, паукообразные, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие; об особенностях их строения, об усл...

Урок окружающего мира ! класс \"Звери- млекопитающие\".

Урок окружающего мира по теме "Звери- млекопитающие".Дети отгадывают загадки, работают в парах, складывают мозаику. К уроку прилагается презентация....

Программа по окружающему миру3 класс

Программа по окружающему миру для 3 класса УМК "Гармония" не ФГОС. Содержит пояснительную записку, тематическое планирование....

Предмет: окружающий мир Класс: 1 Тема урока: «О дружбе»

Место урока в теме: первый урок в разделе «Я и другие люди»Тип  урока: открытия новых знанийЦель и ожидаемый результат: Формировать понятие дружба и вывести правила дружбы.(Цель урока одна. Ее фо...

Предмет: окружающий мир Класс: 4 класс Технология деятельностного обучения Тема: «Как человек использует свойства воды».

Предмет: окружающий мирКласс: 4 классТехнология  деятельностного обученияТема: «Как человек использует свойства воды»....

Предмет: окружающий мир Класс: 1 класс Тип урока: урок получения новых знаний Вид урока: урок-исследования

План урока (этапы)УУД1. ОрганизационныйЛичностные-самоопределение2. Мотивационный  Познавательные:логические (сопоставление) расширение кругозора, умение находить ответы на вопрос...