Методическая разработка урока по теме «Лес и человек»
методическая разработка по окружающему миру (4 класс)

Никитенко Валентина Николаевна

Окружающий мир. Тема: «Лес и человек» 4 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_les_i_chelovek.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ     РАЗРАБОТКА

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР,  4 КЛАСС

Тема:

«Лес и человек»

                                                                                            Учитель начальных классов

                                                                                             МОУ СОШ УИП№3

                                                                                             Никитенко В.Н. 2019 г.

Лес и человек

Цели урока:

  1. Сформировать у учащихся представление о роли леса в жизни человека и природы.
  2. Познакомить с экологическими проблемами леса, которые возникли по вине человека, с охранной деятельностью людей в зоне лесов.
  3. Развивать познавательный интерес, воспитывать уважение и любовь к природе, культуре поведения.

Ход урока.

1.Организация урока.

2. Звучит мелодия леса (пение птиц, шелест листьев, журчание родника)

  • Что это за звуки? Где мы можем их услышать?
  • Как вы думаете, почему мы начинаем наш урок именно с этих звуков?

(мы отправимся сегодня в лесную зону)

 3.Сообщение темы.

  • Мы сегодня поговорим об очень важном вопросе и постараемся на него хорошо ответить «Какое значение имеет лес для человека и окружающей среды»
  1. Проверка знаний.
  • Перед тем как ответить на этот вопрос, хотелось бы выяснить, что вы знаете о лесе.
  • Несколько ребят будут работать по карточкам с индивидуальным заданием, а остальным ребятам я предлагаю блицтурнир «Я знаю лес»

  • Сколько частей леса вы знаете? (тайга, смешанный лес, широколиственный лес)

  • Что это за дерево? «Высокое, с желтовато-красноватой или бурой корой. Ветви только на вершине. Хвоинки длинные, расположены попарно. Шишки маленькие, округлые. (Сосна)

  • Какое особое отличие есть у лиственницы? (сбрасывает иголки)

  • Какая птица распространяет плоды кедровой сосны? (кедровка)

  • Какое дерево является символом России? (береза)

  • Это животное умеет не только прыгать, но и летать? (белка-летяга)

  • Плодами, какого дерева являются желуди? (дуба)

  • У какого животного 5 черных полос на спине? (бурундук)

  • Какое дерево широколиственного леса при цветении распространяет вокруг чудесный аромат? (липа)

  • Узнайте, какое животное  по описанию «любит темные леса, к жертве тихо подкрадывается, имеет пятнистый окрас, «бакенбарды» и кисточки на ушах? (рысь)

  1. Работа в парах.

А сейчас вы поработаете в парах.

Возьмите карточки и соедините стрелками деревья и лес, в котором они растут.

Пихта

Береза                                                        тайга

Кедровая сосна

Липа                                                        смешанный лес

Ольха

Сосна

Лиственница                                                широколиственный лес

Дуб

Клен

Проверка: читают ответ.

  1. Работа над новой темой.

Под мелодию леса учитель читает стихотворение о лесе.

А)

  • А сейчас я предлагаю послушать вам стихотворение о лесе.

Когда ты входишь в лес –

Душистый и прохладный,

Средь пятен солнечных

И строгой тишины

Встречает грудь твоя

Так радостно, так жадно

 Дыханье влажных трав

И аромат сосны.

Привет тебе, приют свободы и покоя,

Родной страны неприхотливый лес!

Ты полон свежести,

 И все в тебе живое,

 А, сколько у тебя загадок и чудес!

- Из этого стихотворения скажите, чем является лес для человека?

(приют свободы и покоя).

  • Да, действительно лес для человека – это место отдыха.

Б)

А что подскажут вам строки другого стихотворения?

 

Здесь в зарослях лесных,

Где все для сердца мило,

Где чистым воздухом так

Сладостно дышать

Есть в травах и цветах целительная сила

Для всех, умеющих их тайну разгадать.

  • Какая целительная сила есть в лесных растениях?
  • Какие лекарственные растения  именно леса вы знаете?

Сообщение:

Душица –  лекарственное растение, растет по лесным опушкам, полянам. Настои из этой травы пьют при простуде, болезнях желудка, а так же при расстройстве нервной системы.

Ландыш –травянистое растение. Настойка из ландыша помогает лучше работать сердцу и успокаивает нервную систему. Но ягоды ландыша, которые образуются после цветения, ядовиты.

Калина-  это кустарник. Отваром коры лечат кашель, горло, а сок  из ягод калины богат витамином С и хорошо залечивает язвы желудка.

  • Значит, лес является, чем для человека?  (Аптекой)

В)

  • В лесу человек находит себе пищу. Какую? (грибы,  ягоды, от животных, на которых разрешена охота, люди получают мясо, ценный мех)

А будет жажда мучить, то мне лесовичок.

Средь зарослей колючих, покажет родничок.

Какая родниковая вода? (самая чистая)

(значит лес - это источник чистой воды и пищи)

г)

  • Скажите,  как  люди обогревают дома, если  нет централизоанного отопления?  (дровами)

- Значит , чем является еще лес?

                                             (Источником топлива)

Д)

А теперь я вам предлагаю отгадать загадки, чтобы определить следующее значение леса.

Ты беседуй чаще с ней –

Будешь вчетверо умней.

                               (Книга)

Одной ручкой всех встречает, другой ручкой провожает.  (дверь)

Грамоты не знаю

А весь век пишу.  (карандаш)

  • Из чего сделаны дверь, книги, тетради, карандаш? (из дерева)
  • Так чем будет являться лес?

(источником древесины)

  • С каждым годом все больше  используется древесины для производства бумаги, строительного материала, искусственной ткани и кожи, фотопленки, лаков и красок, пластмассы и много другого?
  • Как вы думаете есть ли способ, который поможет  меньше  использовать древесину для выпуска бумаги и картона? (да – это сбор макулатуры)

 

Задача:  Если 1 кг макулатуры можно изготовить 25 школьных тетрадей, то сколько получится тетрадей из 1 тонны?

 В 1т – 1000 кг значит 25 * на 1000  будет   25000 тетрадей.

Е)

  • Ребята, посмотрите и скажите что я вам сейчас покажу?

(картинки ягод, птиц, зверей, грибов)

  • Вы правильно назвали, а чем же является лес  для них?

Дом для растений, животных и грибов.

-Посмотрите сколько значений у леса.

  • Как вы думаете все мы назвали? (нет)

Послушайте еще  об одном значении леса, которое прочитает Вика.

Леса называют «легкие нашей планеты». И не зря. Лесные растения выделяют огромное количество кислорода и поглощают очень много углекислого газа. Подсчитано, что один гектар леса за час поглощает столько углекислого газа, сколько его образуется при дыхании двухсот человек! Лес очищает воздух от пыли. Она оседает на листьях, а потом дождями смывается на землю. Кроме того, листья многих деревьев выделяют в воздух особые вещества – фитонциды. От них погибают болезнетворные бактерии. Хорошо очищают воздух леса, расположенные возле городов и вдоль дорог.

  • Так чем же еще является лес для окружающей среды?

(защитник воздуха)

Ж)

- Ребята, если вы прочитаете  в учебнике на с. 107 текст сверху, то вы узнаете, чем еще является лес для окружающей среды. Прочитайте.

  • Так чем же еще является лес?
  • (защитник водоемов и почв)

Итак, давайте все вместе прочитаем, чем же является лес для человека и окружающей среды.

Значение леса

Место для отдыха

Аптека

Источник чистой воды и пищи

Источник древесины

Источник топлива

Дом для растений, животных , грибов

Защитник воздуха

  1. Проблемы леса.

А)

  • А всегда ли человек справедлив по отношению к лесу?
  •  Не по его ли вине возникают экологические проблемы леса?
  • Послушайте стихотворение и подумайте, о какой экологической проблеме идет речь:

Плакала Саша, как лес вырубали,

Ей и теперь его жалко до слез.

Сколько тут было кудрявых берез!

Там из-за старой нахмуренной ели

Красные грозди калины глядели.

Там поднимался дубок молодой.

Птицы царили в вершине лесной,

Понизу всякие звери таились.

Вдруг мужики с топорами явились.

Лес зазвенел, застонал, затрещал

Заяц послушал – и вон убежал.

-О какой экологической проблеме идет речь?

( о вырубке леса)

-Это стихотворение написал Н Некрасов еще в 19 веке, тогда топорами да пилами вырубали леса. Сейчас же. когда используют технику леса стали вырубать намного больше и после  лесорубов остается все меньше  не только деревьев, но и повреждается верхний слой почвы.

За  1 минуту на Земле вырубают 20 гектаров леса, сколько же вырубается леса  за  10 минут? А за час?

Не случится ли так, что не станет лесов?

Да, мы должны беречь лес, сажать деревья, охранять его.

-А как вы думаете? Почему гибнет лес, если вырубить все старые деревья?

(В дуплах старых деревьев живут мыши, гнездятся птицы, которые поедают опасных для леса насекомых.

Б)  Посмотрите на эти картинки.

-Какую экологическую проблему раскрывают они?

(убийство животных)

  • В настоящее время неумеренная охота привела к полному или почти полному истреблению некоторых видов животных?
  • Многие виды  редких животных и растений взяты под охрану, а некоторые из них находятся под особой охраной. Они занесены в Красную книгу.
  • Посмотрите на эти картинки. Эти животные и растения  находятся под охраной и внесены в Красную книгу России. (учебник с.109)

Ребята, как вы думаете одинаковые ли по цвету страницы у Красной книги?

Оказывается вся Красная книга состоит из цветных страниц.

На черных страницах списки тех растений и животных, кого мы уже никогда не увидим.

На Красных страницах записаны особо редкие и исчезающие животные.

На желтых страницах те животные, количество которых быстро снижается.

На белых страницах те животные, численность которых всегда была невелика

На серых страницах записаны те животные, которые до сох пор мало изучены.

На зеленых  страницах – самых обнадеживающих – те животные, которых удалось сохранить, спасти от вымирания.

Идея Красной книги – спасти животный и растительный мир.

В Красной книге нашей страны записано 100 видов зверей, 80 видов птиц, 37 видов рептилий, 9 видов рыб. 19 видов моллюсков, 2 вида раков 202 вида членистоногих. Хотелось бы их увидеть на зеленых страницах.

В)  - Ребята, я забыл вам отдать вначале урока. Это вам телеграмма.

  • Раз забыл, тогда прочитай ее.

ТЕЛЕГРАММА

Я старичок – лесовичок. Сообщаю, что  осенью во время похода в лес ученики, не знаю какого класса, но точно вашей школы  не потушили костер и ушли домой. Мне пришлось вызывать на помощь лесных пожарных. Позор этим ребятам.!

- О какой  экологической проблеме сообщено в этой телеграмме.

(пожары)

Вывод:

- Так какие же проблемы  существуют для леса.

Проблемы леса

Вырубка

Незаконная охота.

(браконьерство)

Пожары

  • А зачем нам знать все это: значение леса, его проблемы?
  • Чем лучше человек знает чем является для него и окружающей его среды ЛЕС и проблемы ЛЕСА, тем лучше он будет о нем заботится и охранять его.

Охрана лесов обязанность государства и каждого из нас.

ЧТО ЖЕ МОЖЕТ СДЕЛАТЬ КАЖДЫЙ ИЗ НАС?

(РЕБЯТА ВЫСКАЗЫВАЮТСЯ)

Учитель дает домашнее задание.

- Выучить правила поведения в лесу.

-Эти схемы помогут вам лучше их запомнить.

-А для самых любознательных предлагаю подготовить сообщения о заповедниках лесной зоны.

Заповедник «Брянский лес»

Приокско-Террасный

Ростовский заповедник

Выставление оценок

.- За работу вы получаете  листочки.

Зеленый цвет – отлично.

Желтый цвет -  хорошо.

Ну, а другого цвета и других оценок, я думаю у нас сегодня нет.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 Лес – это наше богатство. Без леса нет жизни на земле. Без интереса к жизни леса, к его красоте не будет успешным его охрана. Любоваться красотой леса. Не вредить ему и не  давать делать – это сейчас мало. Надо его охранять, хорошо знать, но и выращивать новые леса, сажать деревья.

Мы любим лес в любое время года.

Мы слышим речек медленную речь

Все это называется природа.

Давайте же ее всегда беречь!

 Эту истину знаю отроду

И ее никогда не таю

Кто не любит родную природу

Тот не любит Отчизну свою

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно - методический комплект по изобразительному искусству на тему: "Выражение намерений человека через конструкцию и украшение (флот)" 3 класс (конспект + презентация)

Учебно - методический комплект по изобразительному искусству на тему: "Выражение намерений человека через конструкцию и украшение (флот)" 3 класс (конспект + презентация)...

Учебно-методический комплект (конспект урока+презентация) для 2 класса. Школа России. Тема: Строение тела человека

Предмет: окружающий мирКласс: 2 «А»Тема урока: Строение тела человекаЦели урока: Дать первоначальные сведения о работе внутренних органов человека.Планируемые результаты:·...

Учебно - методический комплект. Окружающий мир. 2 класс. Тема: "Что умеет человек?"

Предмет: окружающий мир.Класс: 2.Тема урока: Что умеет человек?Цели урока: продолжить формирование понятия «человек – член общества»; познакомить с разными профессиями людей, которые создают учебники....

Методическая разработка урока по окружающему миру в 4 классе для детей с ОВЗ по теме «Лес и Человек»

Методическая разработка  урока по окружающему миру в 4 классе для детей с ОВЗ по теме «Лес и Человек»...

Методическая разработка урока по окружающему миру по теме "строение тела человека. Сердце"

Методическая разработка  урока со здоровьесберегающим потенциалом по окружающему миру для 3 класса  по УМК Школа России представляет собой технологическую карту урока, которую можно использо...