Конспект урока "Совесть и раскаяние"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Гречишкина  Татьяна  Викторовна

ОРКСЭ. Урок № 10. Модуль "Основы православной культуры"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_10_4_kl.doc80.5 КБ
Microsoft Office document icon urok_10_4kl_krossvord.doc75.5 КБ
Файл terad.docx1.52 МБ

Предварительный просмотр:

                                              ОРКСЭ                              

Тема: Совесть  и  раскаяние

Цель: Познакомить учащихся с христианским представлением о душе человека.

Задачи:

1.Познакомить учащихся с христианским пониманием взаимоотношения души и тела,  внутреннего мира человека.

2.Формировать интерес к изучению православной культуры. Обобщать, активизировать историко-культурологический словарь школьников.

3.Воспитывать у учащихся духовное и эстетическое восприятие православной культуры.

Планируемые результаты  урока

  • Личностные УУД: наличие мотивации к труду, работе на результат, развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, бережному отношению к  духовным ценностям

        

  • Коммуникативные  УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
  • оформлять свои мысли в устной  форме для решения коммуникативных задач.
  • Регулятивные УУД: контролировать процесс результаты своей деятельности; осуществлять анализ с выделением существенных признаков, делать самостоятельно простые выводы;
  • Познавательные УУД: строить рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи.

Основные понятия:  Спаситель,душа,совесть, раскаяние

 

Межпредметные  связи:  литература

Оборудование: слайд-фильм, выполненный в программе Power Point, в который входят: репродукции икон с изображением Христа – Спасителя, фото мозаики «Христос» из храма Святой Софии в Константинополе, М. Нестерова «Христос» из Покровского храма Марфо-Мариинской обители в Москве; репродукции картин Н. Ломтева «Нагорная проповедь»Слайд 1. Кроссворд «Совесть».

Ход  урока

1.Мотивационный момент. Открытие темы и целей урока

Узнать тему сегодняшнего урока нам поможет кроссворд. Нужно к указанным словам подобрать антонимы.

На слайде слова-ответы появляются по щелчку на ячейку с цифрой. Кроссворд (прилагается) можно распечатать и раздать детям на листочках.

1. Гордость - …….? (Стыд)

2. Здоровье - ……..? (Болезнь)

3. Ложь - …….?(Правда)

4. Трусость - …….? (Смелость)

5.Тьма - ……? (Свет)

6. Грязь - ……..? (Чистота)

7. Смерть - ………? (Жизнь)

Какое ключевое слово получилось в кроссворде? (СОВЕСТЬ)

Сегодня на уроке мы поговорим о совести.

Слайд 2. Название урока.

2.Открытие новых знаний

Урок 10. Совесть и раскаяние

Вы узнаете

- О подсказках совести

- Как исправлять ошибки

Слайд 3. Добро.

Дети делятся подготовленными дома словосочетаниями со словом «добро» и пословицами о добре.

Так что же такое добро? В чем оно проявляется? (дети отвечают)

(щелчок) Добро проявляется в бескорыстной помощи ближнему. Когда мы что-то делаем и ничего не требуем взамен.

В православии добро – это то, что:

(щелчок) - помогает росту души человека;

(щелчок) - помогает другим людям;

(щелчок) - радует Бога.

А какого человека можно назвать добрым? Давайте послушаем притчу о доброй старушке  и ее молодой душе.

Слайд 4. Добрый человек.

Слушаем притчу

Притча о доброй старушке и ее молодой душе

У одной доброй, мудрой старушки спросили:

— Бабушка! Ты прожила такую тяжелую жизнь, а душой осталась моложе всех нас. Есть ли у тебя какой-нибудь секрет?

— Есть, милые. Все хорошее, что мне сделали, я записываю в своем сердце, а все плохое на воде. Если бы я делала наоборот, сердце мое сейчас было бы все в страшных рубцах, а так оно — рай благоуханный. Бог дал нам две драгоценные способности: вспоминать и забывать. Когда нам делают добро, признательность требует помнить его, а когда делают зло, любовь побуждает забыть его.

(щелчок) Добро – помнить. Зло – забывать.

Так кого можно назвать добрым человеком, как вы думаете? (дети отвечают)

 (щелчок) «Добрый человек – не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зло». (В.О. Ключевский)

Слайд 5. Зло.

А что такое, по-вашему, зло? (дети отвечают)

(щелчок) В старославянском и церковнославянском языках слово «зло» имеет значение «беда, несчастье, вред; худо». Попробуйте расшифровать слова: (щелчок)  зло-дей – делающий беду, наносящий вред; (щелчок) зло-мыслити – иметь вредное намерение, желать несчастья; (щелчок) зло-словить – говорить худое, бранить, клеветать, проклинать; (щелчок) зло-честивый – чествующий, славящий, творящий худое.

Зло – то, что удаляет человека от этих добрых целей.

У слова зло в православии есть синоним: грех. (щелчок)

Грех – это недобро чувство, мысль или дело. Грех противоречит  голосу совести.

Слайд 6. Грех.

  Грех и преступление - не одно и то же. Всякое преступление есть грех, но государство не всякий грех считает преступлением.

(щелчок) Слово «грех» в старославянском языке имело значение  «промах, ошибка».

Как вы думаете, почему в церковнославянском языке недобрым чувствам, мыслям и делам было дано именно такое название - грех? (дети отвечают)

Потому что, совершая недоброе, человек уклоняется от истины. Т.е. совершает ошибку, погрешает против истины. Делая злое, отклоняется от законов Божиих. Поэтому грех также называют еще и беззаконием.

 (щелчок) (текст из учебника до последней редакции)  Преступное действие приносит вред тому, на кого оно нацелено. А грех прежде всего «стреляет» в самого грешника. Один человек позавидовал другому. Тот, кому позавидовали, даже не узнал об этом. Его жизнь не стала хуже от того, что кто-то на него посмотрел завистливым глазом. Но тот, кто позавидовал, сам испортил себе настроение. Даже тайные грехи, невидимые со стороны, постепенно отравляют душу.

Грех – это еще и преступление против самого себя.

Давайте подумаем, а всегда ли легко различить добро и зло?

Слайд 7. Добро и зло.

Посмотрите на эти прекрасные васильки во ржи (щелчок) или на вот эти веселые одуванчики в клубнике. Они красивы, но в поле с рожью и на грядке с клубникой они сорняки, приносящие вред.

(текст из учебника до последней редакции) Тебе казалось таким забавным спрятать сменную обувь своей одноклассницы. Дело сделано. А потом, увидев слезы на глазах девочки, которую наказали за  опоздание на урок, ты спохватился: «ее наказали за мою шалость! зачем я так? я же хотел улыбки, а не слез!».

Что помогло тебе понять, что твой поступок не забавен? (дети отвечают)

Попробуйте привести свои примеры? (дети отвечают)

Слайд 8. Совесть.

Человеку на его грех указывает не милиционер, а его собственная совесть. Ведь у любого твоего недоброго поступка всегда есть свидетель: твоя же душа.

Слайд 9. Совесть.

Приставка «со» означает соединение с чем-либо (со-дружество, со-единение, со-брание, со-граждане и др.).

С чем (или Кем?) происходит соединение, когда мы чувствуем укоры совести?

(щелчок) С Богом.

В слове «совесть» корень «весть» вместе с частицей «со» указывает на «со-общение» и «со-действие». Человеческая совесть изначально действовала не одна. В человеке до грехопадения она действовала совместно с Самим Богом, пребывающим в человеческой душе Своей благодатью. Через совесть человеческая душа принимала весть от Бога, поэтому совесть и называют гласом Божьим или гласом духа человеческого, просвещаемого Святым Духом Божьим.

(щелчок) Совесть – глас Божий.

Слайд 10. Апостол Петр отрекается от Христа. Козлов Гавриил Игнатьевич, 1762.

ОТРЕЧЕНИЕ ПЕТРА

Евангелие рассказывает, как один из самых близких учеников Христа апостол Петр убежал в минуту ареста Учителя. Всю ночь он таился людей. Наконец одна женщина присмотрелась к нему и сказала: «Так вот он всегда ходил с этим арестованным Иисусом!». Петр стал отпираться: «Не знаю, что ты говоришь». (щелчок, Панов Игорь. Отречение Петра) Он сделал несколько шагов, и вновь люди заголосили: «Да, точно, этот был с тем преступником!». И снова Петр отрёкся, даже поклявшись, что не знает Иисуса. (щелчок, Карл Генрих Блох. Отречение Петра) Через час ему пришлось ещё раз поклясться в том же самом. Так за одну ночь он  трижды отрёкся от Христа.

И тут петух пропел утреннюю зарю... И Петр вспомнил, что еще вечером Христос сказал ему слова, оказавшиеся пророчеством: «истинно говорю тебе, что в эту ночь, прежде нежели пропоет петух, трижды отречёшься от Меня». Тогда Петр мужественно ответил: «хотя бы надлежало мне и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя». (щелчок, Раскаяние Петра) Теперь же при крике петуха Петр вспомнил это предсказание Христа и заплакал от горького стыда. В этих слезах обновилась его душа. С той минуты Петр никогда не забывал своего падения. Святой Климент, ученик Петра, рассказывает, что Петр в продолжении всей остальной жизни, при полуночном пении петуха, становился на колени и, обливаясь слезами, каялся в своем отречении, хотя Сам Господь, вскоре по воскресении Своем, простил его. (щелчок, Апостол Петр. Мозаика ломоносовской мастерской.) Сохранилось еще древнее предание, что глаза апостола Петра были красны от частого и горького плача (из «Закона Божия» прот. Серафима Слобосдского). Впредь он не будет бояться ничего, будет проповедовать учение Христа и за это будет казнен.

(текст из учебника до последней редакции) Отречение это не предательство. Предательство прямо вредит тому, кого предают. Отречение же вредит самому отрекающемуся. Среди учеников Христа был Иуда – он именно предал Учителя и помог арестовать Его. Петр же не предал. Но своим отречением он причинил боль своей совести.

Когда человек предает тех, кто любит его, или отрекается от них, душа не может радоваться. Даже разум иногда может оправдывать такой поступок. Он может шептать: «Ну, от тебя ничего ведь не зависело! Так будет лучше для всех! Никто ничего не узнает, а тебе будет хорошо!».

От этих лукавых «мудрых советов» человека защищает совесть. Для честного человека боль совести важнее любых доводов.  Кстати, слово грех, возможно, происходит от слова греть; гореть: от греха просыпается совесть и начинает жечь душу.

РАБОТА СОВЕСТИ

Слайд 11. Совесть.

Вложив совесть в человека, Творец поручил ей два дела:

-  Перед выбором совесть подсказывает, как должен поступить человек.

- После ошибки совесть срабатывает как тревога: «Так нельзя! Исправься!».

Слайд 12. Совесть  как заноза.

У совести есть очень важная особенность: если забыть о нанесенных ею ранах, они никогда не зарастут. Нечистая совесть подобна занозе, которая постоянно напоминает о себе, ноет и зудит, лишая человека радости и покоя. Если занозу не вытащить сразу, она будет нарывать и если не умело её загнать глубже будет только хуже. Даже спустя многие годы совесть может напомнить о былой неправде. Например, радость, получаемая от интересной поездки, может исчезнуть - потому что совесть вдруг подняла из глубин твоей памяти что-то, о чем не хотелось бы помнить.

Поэтому самое главное в жизни человека – быть в ладу со своей совестью. Надо уметь ее слышать и поступать по ее подсказкам, исправляя свои прошлые ошибки.

Слайд 13. Календарь.

Некоторые стараются просто забыть свои собственные слабости.

Помните песенку крокодила Гены из известного мультфильма:

Может, мы обидели кого-то зря,

Календарь закроет этот лист.

К новым приключениям спешим, друзья!

Эй, прибавь-ка ходу, машинист!

Получается, будто можно не придавать значения чужим слезам: день закончится, всё забудется само собой, наступит новый день с новыми развлечениями и приключениями!

На самом деле если совесть стала досаждать нашей памяти и уму, то обратиться можно только к одному лекарству. Оно называется – раскаяние.

РАСКАЯНИЕ

Слайд 14. Покаяние.

Раскаяние (или покаяние) – это изменение той оценки, которую человек дает своим поступкам. Тот свой поступок, который раньше виделся тебе хорошим, смешным, остроумным, даже необходимым, теперь ты же оцениваешь как глупый, нечестный, трусливый.

(текст из учебника до последней редакции) Тебе казалось таким забавным спрятать сменную обувь своей одноклассницы. Дело сделано. А потом, увидев слезы на глазах девочки, которую наказали за  опоздание на урок, ты спохватился: «ее наказали за мою шалость! зачем я так? я же хотел улыбки, а не слез!».

Откуда исходит зло? (дети отвечают)

Из злого сердца. А чтобы уничтожить зло, нужно изменить сердце.

А может ли кто-нибудь другой изменить наше сердце?

Нет. Насильно это сделать нельзя. Человек должен научиться судить себя и изменять в покаянии.

(щелчок) Первый шаг покаяния – согласие с протестующим криком твоей совести (сожаление о том, что сделано).

(щелчок) Второй шаг в покаянии – это переворот твоих стремлений (готовность исправить свой поступок и понести наказание).

(щелчок)  Покаяние совсем не похоже на признание своей математической ошибки. Песенка крокодила Гены хороша именно по отношению к тем ошибкам, которые бывают в школьных тетрадках. Понял, что был неправ, – ничего, учись дальше… Но когда речь идет о злых поступках, при покаянии надо не просто признать свою ошибку, а даже разозлиться на нее. Кающийся человек именно ненавидит свой недавний поступок. Выталкивает его из своей жизни и из своего сердца. Даже плачет (твердое решение больше так не поступать).

Представь: мальчик бросил булыжник в чужое окно. И целых полчаса всем приятелям с гордостью рассказывал о своем «подвиге». А через полчаса в этот двор въехала «скорая помощь». И врачи побежали в ту самую квартиру с разбитым окном. Оказывается, осколки разбитого стекла попали в лицо ребенку, который спал у окна… И теперь недавний «герой» готов отдать все на свете – лишь бы не было этого его «подвига». То, чем он гордился, теперь для него  стало поводом для глубочайшего стыда и позора.

Вслед за переменой в самооценке должна произойти и внешняя перемена. Исправь свою прошлую ошибку делом. Найди дело, противоположное совершённому греху.

Украл? – Верни.

Солгал? – Наберись сил сказать правду.

Пожадничал? – Подари.

Сказал злое слово? – Попроси прощения.

К сожалению, не всегда делом можно успеть исправить причиненное зло… Но если такая возможность еще есть – надо спешить делать добро.

Слайд 15. Покаянная молитва.

Икона Спас Вседержитель кисти прп. Андрея Рублева. Александр Максимович Смирнов. На молитве. Аудиофайл – песня на стихи протоиерея Николая Гурьянова «Господи, помилуй, Господи, прости…» в исполнении Архиерейского хора Нижегородской епархии.

У христиан есть и третье средство раскаяния: покаянные молитвы к Богу. Самая простая из них – «Господи, прости!»

Слайд 16. Покаяние – это труд.

И еще надо знать, что не всякое покаяние помогает. Иногда люди делают вид, будто делают зарядку. А на самом деле лишь изобразили пару движений. И кого же они так обманули? Себя.

Вот так же некоторые подделывают раскаяние. Они думают, что можно скороговоркой сказать «Прости, мама» или «Прости, Господи!» - и можно спешить к новым приключениям. Как зарядку надо делать до пота, так и каяться надо искренне, а порою - до слез.

Но после таких слез приходит радость. Ведь теперь между душой, совестью, Богом и друзьями больше нет постыдной тайны.

3.Закрепление материала.

ВОПРОСЫ и задания

1. Есть полушуточное определение человека: «человек - это животное, умеющее краснеть». Объясните его.

2. Какие два важнейших дела у совести?

3. Связаны ли между собой два выражения: бессовестный человек и мертвая душа.

4. Почему покаяние называют лекарством для души? Как оно лечит?

5. Каковы этапы покаянных действий?

4. Рефлексия

____________________________________________________________________________

Позаимствованные мысли из разных источников:

***

Совесть не бывает ложной. Она бывает приглушенной или слишком преувеличенной (крайне редко). Действительно, совесть у человека либо есть, либо ее нет, и об этом свидетельствуют постоянные эпитеты – “добрая” совесть, “черная” совесть.

***

Наличие совести свидетельствует о том, что действительно, как повествует Библия, Бог уже при самом создании человека начертал в глубине его души Свой образ и подобие (Быт. 1:26). Поэтому принято совесть называть голосом Божиим в человеке. Будучи нравственным законом, написанным прямо на сердце человека, она действует во всех людях, независимо от их возраста, расы, воспитания и уровня развития.

***

Что касается взаимоотношения совести с другими силами человека, с его умом, чувством и волей, мы видим, что совесть не только говорит человеку о том, что само по себе хорошо или дурно в нравственном отношении, но и обязывает его непременно делать хорошее и избегать делать дурное, сопровождая добрые действия чувством радости и удовлетворения, а действия порочные — чувством стыда, страха, душевной муки. В этих проявлениях совести обнаруживаются познавательная, чувственная и волевая стороны.

***

Совесть, действительно - голос Божий... Но, вследствие нашей укорененности во грехе и постоянном самооправдании, его или не слышно или он уже навыкает такому самооправданию и становится "прожженой совестью" или "спящей"... Наша жизнь во Христе, в конце концов, - это постоянные попытки разбудить совесть и очистить ее, чтобы она вновь засияла Божиим замыслом Христовых Заповедей.

Пословицы и поговорки о совести и стыде

Глаза – мера, душа – вера, совесть – порука.

Без рук, без ног - калека, без совести - полчеловека.

Нечистая совесть спать не даёт.

От человека утаишь, а от совести не утаишь.

Совесть без зубов, а грызет.

Черной совести и кочерга виселицей кажется.

Совесть с молоточком: и постукивает, и послушивает.

Чистая совесть - самая лучшая подушка.

Как ни мудри, а совести не перемудришь.

Добрая совесть — глаз Божий.

В ком есть стыд, в том и совесть.

Есть совесть - есть и стыд.

Живи так, чтоб ни от Бога греха, ни от людей стыда.

Признание — половина исправления.

Знает кошка, чье мясо съела.

Жнет, где не сеял, берет, где не клал.

Монах Варнава (Санин Евгений Георгиевич)

из «Духовной Азбуки»

ГРЕХИ

Один и тот же самый грех бывает очень разным.

Свой — незаметный.  А у всех —

Большим и безобразным!

ЗЛОБА

Если в сердце входит злоба, наблюдай за сердцем в оба!

Распалясь, нетрудно злу превратить его — в золу!

ЗЛОЕ СЛОВО

Я пролил на скатерть чай: «Папа, мама, я нечай...»

 ...но растет, растет пятно... Ох, и жуткое оно!

Так любое злое слово душу погубить готово,

И на ней расти, расти, ччтоб, как скатерть, не  спасти!

ПОКАЯНИЕ

Как язык ни сторожи —он всегда готов ко лжи!

Я солгал сегодня в школе, папе, маме, другу Коле.

По чуть-чуть то там, то здесь ложь сказав, залгался весь.

Но скажу, себя виня: «Господи, прости меня!»

ПРОЩЕНИЕ

Господи, помилуй! Господи, прости!

Не послушал маму... Грех мне отпусти!

К маме подбегаю, слезы не тая,

Вот и помирились: Мама, Бог и я!

УРОК

Если я кого обидел, так уж получается —

Даже пусть никто не видел, зло мне возвращается:

Тем же словом, той же болью, неприятностью любою...

Почему ж такой урок не идет никак мне впрок?..

Именем совести

Эдуард Асадов 

Какие б ни грозили горести

И где бы ни ждала беда,

Не поступайся только совестью

Ни днем, ни ночью, никогда!

И сколько б ни манила праздными

Судьба тропинками в пути,

Как ни дарила бы соблазнами -

Взгляни на все глазами ясными

И через совесть пропусти.

Ведь каждый, ну буквально каждый,

Коль жить пытался похитрей,

Встречался в жизни не однажды

С укором совести своей.

В любви для ласкового взгляда

Порой так хочется солгать,

А совесть морщится: - Не надо! -

А совесть требует молчать.

А что сказать, когда ты видишь,

Как губят друга твоего?!

Ты все последствия предвидишь,

Но не предпримешь ничего.

Ты ищешь втайне оправданья,

Причины, веские слова,

А совесть злится до отчаянья:

- Не трусь, покуда я жива!

Живет она и в час, когда ты,

Решив познать иную новь,

Бездумно или виновато,

Как пса бездомного куда-то,

За двери выставишь любовь.

Никто тебе не помешает,

И всех уверишь, убедишь,

А совесть глаз не опускает,

Она упрямо уличает

И шепчет: - Подлое творишь!

Стоит она перед тобою

И в час, когда, войдя во вкус,

Ты вдруг задумаешь порою

Урвать не самый честный кус.

Вперед! Бери и не робей!

Ведь нет свидетельского взгляда!

А совесть сердится: - Не надо! -

А совесть требует: - Не смей!

Мы вправе жить не по приказу

И выбирать свои пути.

Но против совести ни разу,

Вот тут хоть режьте, скажем сразу,

Нельзя, товарищи, идти!

Нельзя ни в радости, ни в горести,

Ни в зной и ни в колючий снег.

Ведь человек с погибшей совестью

Уже никто. Не человек!



Предварительный просмотр:

1. Гордость - …….?

2. Здоровье - ……..?

3. Ложь - …….?

4. Трусость - …….?

5.Тьма - ……?

6. Грязь - ……..?

7. Смерть - ………?

1. Гордость - …….?

2. Здоровье - ……..?

3. Ложь - …….?

4. Трусость - …….?

5.Тьма - ……?

6. Грязь - ……..?

7. Смерть - ………?

Монах Варнава (Санин Евгений Георгиевич)

из «Духовной Азбуки»

ГРЕХИ

Один и тот же самый грех бывает очень разным.

Свой — незаметный.  А у всех —

Большим и безобразным!

ЗЛОБА

Если в сердце входит злоба, наблюдай за сердцем в оба!

Распалясь, нетрудно злу превратить его — в золу!

ЗЛОЕ СЛОВО

Я пролил на скатерть чай: «Папа, мама, я нечай...»

 ...но растет, растет пятно... Ох, и жуткое оно!

Так любое злое слово душу погубить готово,

И на ней расти, расти, чтоб, как скатерть, не  спасти!

ПОКАЯНИЕ

Как язык ни сторожи —он всегда готов ко лжи!

Я солгал сегодня в школе, папе, маме, другу Коле.

По чуть-чуть то там, то здесь ложь сказав, залгался весь.

Но скажу, себя виня: «Господи, прости меня!»

ПРОЩЕНИЕ

Господи, помилуй! Господи, прости!

Не послушал маму... Грех мне отпусти!

К маме подбегаю, слезы не тая,

Вот и помирились: Мама, Бог и я!

УРОК

Если я кого обидел, так уж получается —

Даже пусть никто не видел, зло мне возвращается:

Тем же словом, той же болью, неприятностью любою...

Почему ж такой урок не идет никак мне впрок?..

Монах Варнава (Санин Евгений Георгиевич)

из «Духовной Азбуки»

ГРЕХИ

Один и тот же самый грех бывает очень разным.

Свой — незаметный.  А у всех —

Большим и безобразным!

ЗЛОБА

Если в сердце входит злоба, наблюдай за сердцем в оба!

Распалясь, нетрудно злу превратить его — в золу!

ЗЛОЕ СЛОВО

Я пролил на скатерть чай: «Папа, мама, я нечай...»

 ...но растет, растет пятно... Ох, и жуткое оно!

Так любое злое слово душу погубить готово,

И на ней расти, расти, чтоб, как скатерть, не  спасти!

ПОКАЯНИЕ

Как язык ни сторожи —он всегда готов ко лжи!

Я солгал сегодня в школе, папе, маме, другу Коле.

По чуть-чуть то там, то здесь ложь сказав, залгался весь.

Но скажу, себя виня: «Господи, прости меня!»

ПРОЩЕНИЕ

Господи, помилуй! Господи, прости!

Не послушал маму... Грех мне отпусти!

К маме подбегаю, слезы не тая,

Вот и помирились: Мама, Бог и я!

УРОК

Если я кого обидел, так уж получается —

Даже пусть никто не видел, зло мне возвращается:

Тем же словом, той же болью, неприятностью любою...

Почему ж такой урок не идет никак мне впрок?..


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния". Конспект урока (методическая разработка) по курсу ОРКСЭ в 4-м классе по модулю ОМРК.

Методическая разработка (план-конспект) урока по курсу ОРКСЭ в 4-м классе по модулю "Основы мировых религиозных культур". Тема "Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздания". Урок-беседа....

конспект урока по курсу ОРКСЭ "Совесть и раскаяние"

 на уроке даётся  представление о роли покаяния в духовной жизни человека. Возникает потребность детей узнать о значение и связь слов «грех», «совесть», «раскаяние» в русской православной культуре; уз...

Конспект урока по теме "Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния".

Основные виды деятельности на уроке - беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка твор...

Конспект урока по теме "Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния" (продолжение темы)

Основные термины и понятия урока - грех, грехопадение, покаяние, добро, зло.  Виды деятельности - беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источ...

Конспект урока по предмету ОМРиСЭ "Добро и зло.Понятие греха,раскаяния,воздаяния."

Урок формирует знания о понятиях "добро", "зло", "раскаяние", "воздаяние" как об основополагающих в общечеловеческих ценностях, а также в православной и исламской культурах;  воспитывает положите...

Конспект урока по ОПК тема: " Совесть и раскаяние"

На данном уроке формируется представление о добре и зле, о совести и раскаяние, которые проявляются в человеке через его поступки....