Конспект урока по теме "Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния".
план-конспект урока (4 класс) по теме

Коровина Нина Георгиевна

Основные виды деятельности на уроке - беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи. Учащиеся знакомятся с понятиями: добро, зло, традиция.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_9._dobro_i_zlo._ponyatie_greha_raskayaniya.docx26.41 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния.

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи.

Основные термины и понятия: добро, зло, традиция.

Средства наглядности: компьютерная презентация.

Ход урока

1. Организация деятельности учащихся.

     Где бы сердце вам жить ни велело –

     В шумном свете иль в сельской тиши,

     Расточайте без счета и смело

     Вы сокровища вашей души.

          Не ищите, не ждите возврата,

          Не смущайтесь насмешкою злой.

          Человечество все же богато

          Лишь порукой добра круговой.

2. Реализация домашнего задания.

  • Беседа

  • Кто такие жрецы и друиды?
  • Кто у иудеев является хранителями предания?
  • Почему у иудеев раввины пользуются особым почетом?
  • Кто образует иерархию в Христианской церкви?
  • Что обозначает в переводе с греческого слово «епископ»?
  • Кто является хранителем религиозных традиций в исламе?
  • Кто в исламской религии возглавляет молитвы?
  •  Как называются люди, которые помнят Коран наизусть и могут читать его по специально установленным правилам?
  • Каковы особенности буддийской сангхи?

3. Работа по теме урока.

  • Сегодняшний урок мы начали со стихотворения, которое было написано более 100 лет назад одной монахиней из московского Новодевичьего монастыря.
  • Как вы понимаете слова из этого стихотворения: «Человечество всё же богато

                                                                                                        Лишь порукой добра круговой»?

        Порука – то же, что ручательство. Круговая порука – ответственность всех за каждого и каждого за всех.   

2) – Ребята, как вы объясните, что такое добро, зло?

     - Каких людей вы называете добрыми, а каких – злыми?

     - Какое отношение у вас вызывают добрые люди? А какое – злые?

                                    Работа с понятиями добро, зло.

(Выписать из толкового словаря определения этих понятий).

         Слайд

3) Разные религии по – своему отвечали на вопросы: «Что такое добро и зло?» 

     Например, на Древнем Востоке жили народы, которые считали, что добро и зло – равные друг другу и появились они вместе с этим миром. Древние греки считали, что зло пришло в мир, вырвавшись из ларца, который от любопытства открыла женщина по имени Пандора.                             

         Слайд «Ящик Пандоры»

4) Происхождение добра и зла в Христианской религии.

     В православии добро – это то, что способствует росту души человека, помогает другим людям, радует Бога.

     Зло – это то, что удаляет от этих добрых целей. У слова «зло» в православии есть синоним. Назовите его

     Грех – это недоброе чувство, мысль или дело. Грех противоречит голосу совести.

    Человеку на его грех указывает не милиционер, а его собственная совесть. Ведь у любого недоброго поступка всегда есть свидетель – его душа.

          Слайд (Работа с понятиями «грех», «совесть».) 

Ученик. (Отречение Петра)

    Евангелие рассказывают, как один из самых близких учеников Христа апостол Петр убежал в минуту ареста Учителя. Всю ночь он таился от людей. Наконец одна женщина присмотрелась к нему и сказала: «Так вот он всегда ходил с этим арестованным Иисусом!» Петр стал отпираться: «Не знаю что ты говоришь». Он сделал несколько шагов, и вновь люди заголосили: «Да, точно, этот был с тем преступником!». И снова Петр отрекся, даже поклявшись, что не знает Иисуса. Через час ему пришлось еще раз поклясться в том же самом. Так за одну ночь он трижды отрекся от Христа.

    И тут петух пропел утреннюю зарю… Петр вспомнил, что еще вечером Христос сказал ему слова, оказавшиеся пророческими: «Истинно говорю тебе, что в эту ночь, прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня». Тогда Петр мужественно ответил: «Хотя бы надлежало мне и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя». Теперь же при крике петуха Петр вспомнил это предсказание Христа и заплакал от горького стыда.

   В этих слезах обновилась его душа. Впредь он не будет боятся ни чего, будет проповедовать учение Христа иза это будет прощен.

          Слайд («отречение Петра» Неизвестный итальянский художник)

Учитель

    Когда человек предает тех, кто любит его, душа не может радоваться. Даже разум иногда может оправдывать такой поступок. Он может шептать: «Но от тебя ведь ничего не зависело! Так будет лучше для всех! Никто ничего не узнает, а тебе будет хорошо!».

     От этих лукавых «мудрых советов» человека защищает совесть. Слово «грех», возможно, происходит от слова «греть», «гореть»: от греха просыпается совесть и начинает жечь душу.

     Поэтому самое главное в жизни человека – быть в ладу со своей совестью.

     Согласно библейскому рассказу, мир, сотворенный Богом, был прекрасен.

     Человек должен был управлять этим миром, беречь и возделывать его в соответствии с замыслом Творца.

    Но человек не был послушен Богу. Он нарушил данную ему заповедь.

Ученик

    В книге «Бытия» описывается, как Бог поселил первых людей, Адама и Еву, в прекрасном и совершенном саду. Человек должен был возделывать и оберегать этот сад. В нем росло множество деревьев. Со всех деревьев человек мог срывать плоды, кроме одного – дерева познания добра и зла. Запрет вкушать плоды этого дерева и был тем единственным запретом, который Бог наложил на человека. Однако человек нарушил этот запрет и был изгнан из прекрасного сада.

           Слайд (Изгнание Адама и Евы)

Учитель

    Вследствие этого непослушания связь между Богом и людьми прервалась. В Библии говорится, что Бог желал восстановления изначальной связи между собой и людьми. Поэтому последующая история человеческого рода представлена в Библии как своего рода воспитание человека Богом. Человек постоянно осознавал необходимость раскаяться и вернуться к творцу.

    Покаяние (изменение) – единственный путь к восстановлению связи человека с Богом и к  спасению от греха

           Слайд (Определение понятия «Покаяния») 

    Очень ярко отношение Бога к грешному человеку описано в Евангелии, в притче о блудном (заблудившемся) сыне.

           Слайд (Рембрандт «Возвращение блудного сына» голландский художник 17 век)

    - У одного богатого человека был сын, который потребовал у отца часть своего имущества и ушел в далекую страну, где жил в свое удовольствие. Но скоро деньги у него закончились. Юноше пришлось наняться пасти свиней, и он питался вместе с ними из одного корыта. Он вспомнил об отце и решил вернуться на родину и стать хотя бы работником у своего отца, потому что он чувствовал, что не может называться его сыном, т.к. сильно обидел его, он выбежал к нему на встречу, обнял его, велел одеть в новые праздничные одежды, «ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся». 

    - Как вы понимаете эти слова отца?

      Христиане верят, что концом человеческой истории станет победа над грехом, окончательное восстановление связи человека и Бога. Это произойдет во время Второго пришествия на землю Иисуса Христа. В этот момент человека ждет суд и воздаяние за его дела, добрые или злые.

5) Добро и зло в исламской религии.

      Ислам, как и другие религии – это религия добра и любви. В Коране слово «добро» повторяется много раз. В священной книге мусульман объясняется, как нужно творить добро, какова польза добра для того, кто его совершает.

       Конечно, рассуждать о том как важно быть добрым, не так уж сложно. Гораздо сложнее научиться быть таким.

       Давайте разберем один пример.

    - Кого ты пригласишь к нам домой на праздник? – спросила у Алсу мама.

    - Весь класс! Не позову только Рашида и Фатиму. Они дразнят меня, обижают. Я не люблю их, - ответила дочь.

      Как вы думаете, что сказала на это мама?              

      (Тем, кто причиняет нам зло, нужно делать как можно больше добра. Ведь чем больше хорошего делаешь врагу, тем добрее он становится).

      - А как же поступить на месте Алсу? Как быть если кто – то рассказывает окружающим о тебе только плохое?

      (Поведай людям о его добрых делах, и пусть ему станет совестно – такой совет давали мудрецы)

       «Если вы творите добро, то совершаете его для себя», - записано в Коране. Добро всегда отзовется добром.

      Тот, кто приносит зло другим, причиняет его и себе. Зло приносит людям страдания, горе и слезы. И оно вернется к тому, кто заставляет страдать других.

      - Когда нужно прийти к людям с добрым делом? Нужно ли ждать просьбы? Найти ответы на эти вопросы нам поможет одна притча.

      Жил некогда человек. Однажды перед ним прошли хромой, слепой и отверженный. Увидев их он впал в отчаяние и обратился к Аллаху: «О Создатель, как можешь ты быть Богом любви и не сделаешь ничего, чтобы помочь страдальцам?» В ответ прозвучало: «Я сделал для них многое. Я создал тебя…»

      Как вы продолжите эту притчу?

      - Творить добро – это значит посвящать себя своей стране, людям. Дарить им радость. Так жил знаменитый танцор Махмуд Эсамбаев

           (Слайд) 2 слайда.

      Родившись в чеченском горном селении, он уже в детстве проявил свои способности. Затем закончил училище.

      Юность Махмуда пришлась на годы Великой Отечественной войны, он танцевал во фронтовой концертной бригаде на передовой, на строительстве оборонительных сооружений, в военных госпиталях. Со временем Эсамбаев стал артистом, которым восхищался весь мир.

4. Выборочное чтение текста из пособия для учащихся.

5. Работа в тетради. (Добро, зло, грех, совесть).

6. Рефлексия.

      - О чем мы сегодня говорили на уроке?

      - Что для себя важное вы вынесете из сегодняшнего урока.

      - Обсудите дома с родителями понятия добра и зла. Расскажите им притчи и рассказы из Библии, которые вы услышали на уроке.

7. Домашнее задание.

       - Подберите и запишите в тетрадь пословицы о добре, совести.

       - Подготовьте рассказ о людях, творящих добро.                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния". Конспект урока (методическая разработка) по курсу ОРКСЭ в 4-м классе по модулю ОМРК.

Методическая разработка (план-конспект) урока по курсу ОРКСЭ в 4-м классе по модулю "Основы мировых религиозных культур". Тема "Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздания". Урок-беседа....

«Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния»в курсе ОРКСЭ

Урок по темам 9-10 уроков "Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния" по программе ОРКСЭ, модуль "Основы мировых религигиозных культур". Конспект уроока, на которо формируются осознанные, четк...

Конспект урока по теме "Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния" (продолжение темы)

Основные термины и понятия урока - грех, грехопадение, покаяние, добро, зло.  Виды деятельности - беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источ...

Урок: Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния

Формирование представлений учащихся о понятиях «добро» и «зло» с позиции нравственного смысла....

Урок: Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния

Презентация к уроку - помощь в усвоении темы....

Методическая разработка урока ОРКСЭ «Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния»

Добро и зло! Это особые слова. Что есть добро? Что есть зло? Как зло появилось в мире и как в связи с этим должен вести себя человек? Над этими вопросами люди размышляли на протяжение многих веков. Ре...

Методическая разработка урока "Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния"

В методической разработке рассматриваются понятия добра и зла в мировых религиях....