Конспект урока по Окружающему миру 4 класс
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Орлова Екатерина Сергеевна

4 класс, автор Плешаков 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy_mir4_klass.docx36.77 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект составила: Орлова Екатерина Сергеевна, учитель начальных классов

Класс: 4.

Предмет: Окружающий мир

УМК: Школа России (авт. учебника А.А.Плешаков,).

Тема: «Прошлое и настоящее глазами экологов»

Тип урока: «открытие новых знаний»

Цель урока: способствовать обогащению представлений учащихся о последствиях влияния человека на природу, об экологических проблемах, которые нужно решать человечеству на современном этапе.

Задачи:   

Образовательные: Ознакомить учащихся с последствиями влияния человека на природу, экологическими проблемами, которые необходимо решать на современном этапе; раскрыть необоснованность мотивов преследования людьми некоторых животных; формировать правила поведения с этими животными; познакомить учащихся с системой экологических знаний; формировать умения самостоятельно работать с художественным и научным текстом;

Развивающие: содействовать развитию познавательной активности, формированию умения выделять главное из информации учителя и  учебника, формированию способности к поиску, анализу, к творческой переработке информации, умению делать сравнение, обобщение, выводы, умению работать и взаимодействовать в группах.

Воспитательные: способствовать расширению  кругозора учащихся, развивая желание познавать новое; воспитывать гуманные чувства к окружающей среде; формировать позитивный опыт взаимодействия ребенка с окружающими миром.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться работать  с учебником, с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником.

Личностные: имеют мотивацию научиться строить свое поведение в природе на основе знаний о взаимосвязях  в ней и соответствующей оценки возможных последствий своих поступков

Методы и методические приёмы: метод постановки проблемы, побуждающий от проблемной ситуации диалог, метод поиска решения, подводящий к знанию диалог, сопоставление «открытого» знания с научной формулировкой учебника, с образцом, продуктивное применение «открытого» знания.

Форма обучения: фронтальная, индивидуальная, работа в группах

Оборудование:

доска,  видеопроектор,  компьютер

Средства обучения: мультимедийная презентация,  учебник,  рабочая тетрадь, пособие для учащихся общеобразовательных организаций.

 

Коммуникативные УУД:

1) развиваем умение слушать и понимать других;

2) развиваем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;        

4) формируем умение совместно договариваться о правилах общения и поведения.

Познавательные УУД

1) развиваем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста;  

2) формируем умение представлять информацию в виде схемы;

3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;

4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;         

5) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам.

6) формируем умение ориентироваться на развороте учебника.

7) формируем умение находить ответы на вопросы иллюстрации

Личностные УУД:  

1)развиваем умения высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

2) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;

3) формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

Регулятивные УУД:

1) развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план)

4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Этапы урока

Время (длительность)

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

Средства обучения

Примечание

1

Мотивация к учебной деятельности

2 мин

Дана нам возможность экологами стать,

Проблемы экологические решать.

Природа дарит людям чудеса,

Мы навечно стали должниками.

Долг природе мы обязаны отдать,

Ведь иначе мы не сможем выжить сами.

- Что пригодится нам для успешной работы на

уроке? (НАШИ ЗНАНИЯ, УМЕНИЕ РАБОТАТЬ

ВМЕСТЕ, ПОМОЩЬ ДРУГ ДРУГУ, УМЕНИЕ

ВНИМАТЕЛЬНО СЛУШАТЬ)

Рассуждения учащихся 

Презентация

Слайд 1,2

Устные ответы,организация учебного места

1

Актуализация знаний. Проверка домашнего задания

20 мин

- В настоящее время мы знаем, как жили первобытные люди, как они выглядели, чем занимались. Кто рассказал нам об этом? - Какая наука занимается изучением первобытного человека?

- Как вы думаете, первобытные люди жили в нашей эре или до нашей эры?

- С какого события отсчет времени идет в нашей эре.

- Жизнь древних людей зависела от капризов окружающей природы. - Где жили первобытные люди? - Какой материал требовался первобытному человеку? - Чтобы выжить, человеку необходима пища. Как добывали пищу? (Охотились, собирали съедобные плоды, коренья). - А если случалась засуха или лесной пожар, или охота была неудачной, то им грозил голод. Поэтому наши далекие предки преклонялись перед силами природы и брали у природы только самое необходимое для жизни.

Работа в учебнике. 

  - Откройте учебник на с. 47. (Чтение статьи "Сын или покоритель?" с третьего абзаца). - Что же решил человек? (Человек решил, что он не зависит от природы, что он сильнее ее, и даже решил покорить природу с помощью техники). - К чему привело такое покорение? (Покорение природы привело к загрязнению воды, воздуха, разрушению почвы, гибели лесов, исчезновению многих видов растений и животных). - Может ли человек господствовать над природой? (Нет, такое господство может погубить ее). - Кто такой человек по отношению к

природе? (Он часть природы). - Поднимите руку, те кто когда-нибудь болел? - Что вы чувствовали? - А может ли планета заболеть? - Оказывается, может. Именно это произошло с Землёй по вине человека. На планете возникли экологические проблемы, от решения которых зависит судьба всего. Сегодня мы раскроем и обсудим эти проблемы. Но необычным способом: мы проведем заседание малого экологического совета (4  класса). А помощниками у нас будут наши старшеклассники из школьного экологического объединения «Экоград». На повестке нашего заседания три вопроса, три экологические проблемы: загрязнение океана, вырубка лесов, как избавиться от мусора. - Чтобы обосновать (доказать или опровергнуть) данные проблемы, мы заслушаем докладчиков и спикеров, воспользуемся текстом учебника и планом исследования. Посмотрите, пожалуйста, пункты исследования.

 1) Разбиться на группы, собрать информацию, обсудить собранные сведения.

2) Выявить причины проблем.

3) Сделать вывод, предлагая меры  по решению этих проблем.

  - На три творческие группы мы уже разбились, распределили  обязанности: спикеры, исследователи, оформители.

Четвертая группа – это эксперты. Они сегодня будут оценивать нашу с вами работу.  А вот собрать информацию, обсудить собранные сведения?  

Познавательную - Нам понадобятся сведения о наблюдениях и исследованиях людей. Здесь нам помогут   учебник и книга «Великан на поляне или первые уроки экологической этики».

  1.  Группа «Вода» - с.157-158 «Золотое правило»;
  2. группа «Земля» - с.147-148 «Свой мусор всегда с собой», с. 143-144 - «Бутылочная почва»;
  3.  группа «Лес» - с. 129-132 – «Горит костер,  с. 133-138 «Горит трава».        Обсуждение проблем     

- Первая проблема - "Как защитить океан от загрязнения?".  Заслушаем докладчика 1 творческой группы. Докладчик: Ежегодно в океан попадает огромное количество нефти и нефтепродуктов, отходов различных промышленных предприятий, сточные воды с полей и ферм, бытовые отходы, содержащие ядовитые вещества, твердый мусор. От нефтяных пятен гибнут птицы, нарушается газообмен, гибнут мальки. Пластмассовые отходы - бутылки, банки, сети - тоже серьезная опасность. В 1972 году в Бразилии было обнаружено 30 мертвых китов. Причиной их смерти явилась полиэтиленовая пленка. Вместе с водой она попала в дыхательные пути китов. Опасны бытовые отходы, содержащие ядовитые вещества. Эти вещества накапливаются в теле рыб, птиц и других животных. Употребление в пищу таких животных может привести к смерти людей.

 - Что является причинами загрязнения океана? - 80% загрязнений океана – результат деятельности человека на суше. Очень опасны радиоактивные отходы. Особенно тяжелая обстановка в Средиземноморье и на побережье Северного моря. А какие принимаются меры по охране океанов? Заслушаем спикера этой группы.   Для уничтожения следов нефтепродуктов используют эффективные химические препараты. Работают специальные "суда-губки", они всасывают вместе с водой нефтяные пятна, собирают твердый мусор, пластмассовые отходы. Устанавливаются сроки и размеры добычи рыбы и других морских обитателей. Созданы «Красная книга Международного союза охраны природы»,«Красная книга РФ». Выступление спикера группы: - И так мы записали  на своей страничке «Зеленной книги»: Причины загрязнения океана - нефтепродукты, пластмассовые отходы, сточные воды с полей и ферм, бытовые отходы, радиоактивные отходы. Меры защиты океана от загрязнения – Эффективные химические препараты, «Судагубки», ограничение отлова рыбы, очистительные сооружения на предприятиях. - А что самое главное должно быть в людях, на ваш взгляд? (Люди должны уважительно обращаться с природой, уважать ее, быть ей благодарными. А главное - не причинять природе боль, ведь океан - это тоже часть природы).

 

- Переходим к обсуждению второй проблемы.  «Как спасти тропические леса?» 

Предоставляем слово 2 группе  - «лес» Докладчик: Тропические леса - это "лёгкие" нашей планеты. Ученым удалось выяснить, что в этих лесах удивительные экологические связи между организмами. В связи с вырубкой, выжиганием, выкорчевыванием леса для сельскохозяйственных плантаций, для получения древесины нарушаются цепи питания, что отрицательно сказывается на всех видах растений и животных, в том числе и на человеке, потому что у нас есть свое определенное место в этой цепи. Это приведет к уменьшению кислорода в атмосфере, усилению эрозии почвы, снижению ее плодородия, вымиранию растений и животных. Выступление спикера группы: - И так мы записали  на своей страничке «Зеленной книги»: Причины уничтожения тропических лесов – Тропические леса безжалостно вырубают, выжигают, выкорчевывают. Результаты уничтожения лесов   - нарушаются цепи питания, уменьшается количества кислорода, разрушается почва, гибнут растения и животные.

 - Вырубка лесов может привести к изменению климата, опустыниванию. 

 

Меры защиты тропических лесов – запретить вырубку и выкорчёвывание            деревьев;

- усилить меры пожаробезопасности в лесах. - Надеюсь, что в будущем благодаря вам мы избежим экологических катастроф.

 

- Перейдем к обсуждению третьей проблемы: "Как избавиться от мусора?"  Выступление докладчика 3 группы – « Земля».

 

Выступление спикера группы: Причины появления мусора - Люди выбрасывают ненужный мусор, пустые бутылки, пищевые отходы.  Меры по борьбе с мусором   Мусор  можно сортировать, а потом перерабатывать. Существуют заводы по сортировке мусора.  А  некоторые предметы можно использовать вторично, например, стеклянные банки, бутылки.

 

О жизни первых людей рассказали археологи, они производят раскопки и по останкам восстанавливают когда-то происшедшие события

Археология

Первобытные люди жили до нашей эры

Отсчет времени в нашей эре идёт от Рождества Христова

Ответы учащихся

Дети читают самостоятельно

Ответы учащихся

Ответы учащихся

Ответы, рассуждения учащихся

Докладчик отвечает

Дети записывают в «Зеленой книге» причины загрязнения океана и меры защиты .

Докладчик отвечает

Дети записывают в «Зелёной книге» результаты уничтожения лесов и причины уничтожения и меры защиты.

Докладчик отвечает

Дети записывают в «Зелёную книгу» причины появления мусора и меры по борьбе с мусором.  

Познавательные УУД

1) развиваем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста;  

3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;

4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

Коммуникативные УУД:

3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;        

Познавательные УУД

1) развиваем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста

4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;         

Коммуникативные УУД:

3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;        

4) формируем умение совместно договариваться о правилах общения и поведения.

Личностные УУД:  

3) формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

Коммуникативные УУД:

1) развиваем умение слушать и понимать других;

2) развиваем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;        

4) формируем умение совместно договариваться о правилах общения и поведения.

Познавательные УУД

1) развиваем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста;  

3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;

4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;         

Личностные УУД:  

3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план)

 

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Вывесить на доску 3 проблемы

Слайд 8

Слайд 9

Сдайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Вывесить на доску причины и меры по этой проблеме. (на плакате)

Слайд 14

Слайд 15

Слайд 16

Вывесить на плакате причины и меры

Слайд 17

Вывесить меры по борьбе с мусором(на плакате)

Слайд 18

4

Физкультминутка

3 мин

Мы глазами поколдуем.

Круг огромный нарисуем!

Нарисуем мы окно

И большущее бревно.

Нарисуем лифта бег:

Глазки вниз, глазки вверх!

Все зажмурились: раз-два!

Закружилась голова.

Мы глазами поморгали,

Вмиг гирлянды засверкали.

Смотрим прямо и вперёд –

Это мчится самолёт…

Раз моргнули, два моргнули –

Наши глазки отдохнули!

Выполняют упражнения

5

Применение нового знания

10 мин

- Мы уже говорили, что планета, как и мы с вами может болеть. - Что к этому приводит? (Загрязнение океана, вырубка леса). - А может ли один человек вылечить планету? (Нет, здесь надо потрудиться всем людям). - Да, охрана окружающей среды - задача всего человечества. Как эту проблему решают люди, вы узнаете, прочитав статью "Лечить планету сообща" на с.50 - 52. Учащиеся читают статью под руководством учителя. - А теперь опираясь на этот текст попробуем ответить на вопросы в рабочей тетради на печатной основе. Работа в рабочей тетради (с. 15) 1 4 - Что такое экологическая проблема?  - А какие экологические проблемы вас волнуют? Запишите. (№1) - Задание №2. Прочитайте. - Приведите примеры международных соглашений по охране окружающей среды.  Запишите. - Назовите экологические организации. Запишите. - Назовите Международные экологические дни. Запишите несколько примеров. - Ребята, подумайте, обсудите с родителями вопрос: "Для чего объявлены международные дни, посвященные защите природы?"

Ответы учащихся

Работа в рабочих тетрадях

Работа на самостоятельное обсуждение на дом.

Познавательные УУД

1) развиваем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста;   

4) формируем умение совместно договариваться о правилах общения и поведения.

Коммуникативные УУД:

3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;        

4) формируем умение совместно договариваться о правилах общения и поведения.

Личностные УУД:  

3) формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

Слайд 19

Слайд 20

Слайд 21

Слайд 22

Слайд 23

6

Подведение итогов

5 мин

- Какие экологические проблемы мы с вами решали? - Отчего возникает и к чему приводит загрязнение океана? - В чем причины уничтожения лесов? Чем это опасно? - Почему и как людям приходится бороться с мусором? - Назовите международные экологические организации. - Какая экологическая организация имеет эмблему с изображением панды? - Если люди погубят окружающую природу, смогут ли они сами выжить?

А сейчас нам предстоит не менее важное задание. Пользуясь страничками нашей  «Зеленой книги» составьте вопросы, которые вы могли бы задать при повторении сегодняшней темы на следующем уроке. Заполняя наши листы «Тонкие и толстые вопросы.

- Помните, что мы можем задавать вопросы, на которые можно ответить  «Да-нет», и есть вопросы, требующие рассуждений.  

 

- Ну что, ребята, я могу сказать, что все  вы : Молодцы! 

Ответы учащихся

Рассуждения учащихся

Познавательные УУД

4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;         

5) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам.

Регулятивные УУД:

1) развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

Личностные УУД:  

1)развиваем умения высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

Слайд 24

7

Рефлексия учебной деятельности

3 мин

Ребята, вы сегодня очень хорошо потрудились, понравился вам наш совместный урок? Какое у вас сейчас настроение, поднимите фигурки с вашим настроением ( у детей на столах лежат

смайлики, с помощью их они показывают свое настроение)  

 

- Понравилось ли вам быть исследователями? - Что нового вы сегодня узнали? - Какая работа на уроке вам понравилась больше всего? - Что вызвало наибольшие затруднения?

ХОТЕЛИ БЫ ВЫ ЖИТЬ НА ЧИСТОЙ ПЛАНЕТЕ ЗЕМЛЯ. (если ДА прикрепите зеленые ладошки к нашему дереву, если НЕТ, то красные)

Самооценка

Регулятивные УУД:

2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

8

Домашнее задание

2 мин

Ответь на вопросы  «Проверь себя» на стр.53 Пересказ текста Выполнить задание №2  на стр.53

Слайд 25


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по окружающему миру, 3 класс(Тема:"как человек воспринимает окружающий мир")

Конспект и презентация о том как человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств....

конспект урока по Окружающему миру "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний"

Конспект урока по ОМ "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний". Использумые технологии: информационная, развивающая, проблемная.Методы: словесные, наглядные, деятельностные, практические(выполнение ...

Конспект урока по окружающему миру на тему "Страны мира" 2 класс.

Цель: «Введение понятия «физическая » и «политическая карта мира», знакомство с некоторыми странами мира, воспитание чувства гордости за Россию».Задачи: - достижение личностных результатов 1) формиров...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс "В мире звука"

Материал содержит конспект урока по окружающему миру. Соответствует требованиям  ФГОСНОО, в уроке ярко выражен системно-деятельностный подход...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс "Весна в мире птиц и зверей"

На данном уроке учащихся познакомятся с весенним поведением птиц и зверей, научатся объяснять весенние изменения в жизни животных....

Конспект урока по окружающему миру на тему:"Опасные места"3 класс(конспект+презентация)

Конспект урока по окружающему миру на тему:"Опасные места"3 класс(конспект+презентация)...

Конспект урока по окружающему миру для 4 класса на тему "Зима в мире растений"

Конспект урока по окружающему миру для 4 класса на тему "Зима в мире растений"...