Урок по окружающему миру
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Скуратова Наталия Николаевна

Урок-практикум по курсу: «Мы и окружающий мир» 2 класс

«Наши помощники – органы чувств» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_okr.mir_.docx20.24 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок

по окружающему миру,

проведённый на семинаре

учителей начальных классов

г. Тамбова 28.09.2018г.

Учитель: Скуратова Н. Н.

Урок-практикум по курсу: «Мы и окружающий мир» 2 класс

«Наши помощники – органы чувств»

Цели: 1. Сформировать понятие «органы чувств».

2. Показать роль и специфику разных органов чувств.

3. Развивать мышление, речь, познавательные интересы.

4. Прививать эстетический вкус в познании самого себя.

Задачи 1. Упорядочить опыт учащихся.

2. Положить начало формированию знаний о роли органов чувств в познании окружающего мира.

3. Способствовать развитию интереса в познании самого себя.

4. Научить исследовать(опытное определение) признаки предметов с помощью органов чувств.

Оборудование:

1. Для проведения опытов: листы картона одинакового размера, но разных цветов; геометрический материал разной формы и величины; музыкальные игрушки, резиновый мяч; книги, журналы, репродукции картин, запись «Звуки леса»; ароматические вещества: духи, апельсин, кофе, стаканы с соленой, сладкой, кислой водой; дольки апельсина, яблока, фруктовые и овощные салаты; пуговица, рукавички, сок, корзина с накидкой.

2. Мультимедийный проектор. Слайды с изображением фигуры человечка; слайды с названием органов чувств (орган зрения, орган вкуса, орган обоняния, орган осязания); элементы-вставки (анимация) отдельных частей: нос, глаза, рот с высовывающимся язычком (подвижная модель), уши; табличка со знаком вопроса.

Оформление экрана: Приложение 1.

План урока.

1. Организационный момент.

2. Актуализация.

3. Постановка учебной задачи.

4. Постановка проблемы.

5. «Открытие» детьми новых знаний.

6. Физкульминутка.

7. Первичное закрепление.

8. Самостоятельная работа.

9. Итог урока.

10. Домашнее задание.

Тип урока: урок-практикум.

Ход урока

Деятельность учителя Деятельность учащихся

1. Организационный момент.

2. Актуализация

Представьте, что вы тихо вошли в лес. Остановились. Присмотрелись и увидели на опушке землянику с ягодами подошли к ней и по пути прикоснулись к стволу дерева, присели, потрогали камень на котором только что сидела ящерица, наконец, дошли до ягоды и съели её.

-Что вы узнали о ягоде, о стволе дерева, о камне?

Что вам помогло дать такие ответы?

3. Постановка учебной задачи.

На экране изображение человечка, но без лица.

- Очень странный человечек. Что же в нем странного?

– А зачем они нужны человеку? Может, и не нужны они вовсе?

Учитель вставляет на экране элемент глаза. (Здесь и далее после ответов детей учитель вставляет на экране рядом с табличками элементы органов чувств.) Учитель вставляет модель носа. Учитель вставляет модель рта (язычок спрятан). Учитель вставляет модель ушей.

Ягода красная, сладкая, ароматная. Ствол дерева шершавый. Камень круглый и холодный.

Глаза, нос, руки, рот.

У этого человечка нет лица.

– У него нет ушей.

– Нет глаз, рта.

– Так некрасиво.

– Если бы не было глаз, мы не смогли бы видеть.

– Если б у человека не было глаз, он попал бы под машину.

– Если б у нас не было глаз, то мы бы и в школу не пришли.

– Если бы у нас не было носа, то мы бы умерли, потому что не смогли бы дышать.

– Рот нужен человеку для еды.

– Если бы у нас не было рта, то мы бы умерли от голода.

– Человеку нужны уши, а то бы он ничего не слышал.

Затем учитель спрашивает: «Что вы чувствуете, когда на улице мороз?» и прикрепляет на доску знак вопроса.

4. Постановка проблемы

-А что из перечисленного для человека самое главное? Вы сегодня на уроке постарайтесь найти ответ на этот вопрос.

5. «Открытие» детьми новых знаний

–Чтобы ответить на все эти вопросы, нам предстоит провести настоящее исследование. Кстати, кто такие исследователи?

–Значит, и мы можем назвать себя исследователями. Так что же будет предметом нашего исследования?

–Верно, предметом нашего сегодняшнего исследования будет человек, вернее, его организм (вы, наверное, уже слышали это слово). Давайте разделимся на 4 группы и приступим к исследованию.

Исследование органа зрения.

–Ребята, закройте глаза. Скажите, какой предмет появился у меня на столе? (Выставляет на стол игрушку.)

–Откройте глаза. Почему же вы не смогли ответить на мой вопрос?

-Значит, вам понадобились глаза?

Каждая группа получает свое задание. (На каждый стол выдаются предметы для исследования.)

– Сравните: 1-я гр. Что общего и в чем различие предметов? 2-я гр. Рассмотрите фигуры и разбейте их на группы. 3-я гр. Рассмотрите игрушки по форме, покатайте, поиграйте. 4-я гр. Рассмотрите книги, журналы, может быть, успеете почитать. Проведите исследование своих глаз с помощью этих предметов и сделайте вывод: что еще мы можем увидеть, пронаблюдать при помощи глаз?

– Благодаря зрению мы видим окружающие нас предметы, их цвет, форму, величину, можем читать, смотреть телевизор. При помощи глаз мы познаем красоту окружающего нас мира.

– После проведенного исследования нам необходимо подобрать научное определение. Глаза – это неотъемлемая часть организма – т.е. орган. Может быть, вы догадались орган чего?

Учитель поправляет:

– Глаза – это орган зрения. (Появляется табличка с надписью «орган зрения».) С его помощью мы получаем больше всего информации об окружающем нас мире.

-Как вы понимаете поговорку? «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».

(На экране появляются глаза на лице человека.)

– Зрение надо беречь, потерянный глаз ничем не заменишь. Какие правила охраны зрения вы знаете? Учитель дополняет ответы детей: Смотреть телевизор следует на расстоянии не ближе 2–3 м. При письме свет должен падать слева.

Исследование органа слуха.

– Приступаем к следующему исследованию. Закройте уши и повторите то, что я скажу. Только не подслушивать!

– 9, 36. В нашем классе тишина.

– Что вы почувствовали?

– Какой вывод можем сделать?

Учитель включает запись «Звуки леса»

– Какая музыка прозвучала?

– Что помогло вам почувствовать,

услышать это?

– Речь людей и шум ветра, шелест травы и журчание ручья, пение птиц – все это звуки окружающей нас природы. Какой орган позволяет нам все это почувствовать?

– Ребята, помогите подобрать научное определение. Уши – это орган чего? – Правильно.

(Появляется название «орган слуха».)

- Ребята, как сохранить здоровым этот орган? (На экране появляются уши на лице человека.)

Исследование органа обоняния.

– Проведем опыт. Сможете ли вы с закрытыми глазами определить по запаху предмет? (Приглашаются представители от команд.)

– Вы хорошо справились с заданием. А умение человека различать запахи получило название обоняние.

– Кто сможет дать научное определение?

(Появляется табличка с названием «орган обоняния».)

- Ребята, как сохранить орган обоняния?

– Благодаря органу обоняния мы чувствуем запах цветов и вкусной пищи. Запах гари может предупредить нас об опасности – о пожаре. То, что мы не видим и не слышим, мы можем различить по запаху. А помогает нам в этом орган обоняния. (Нос перемещается на изображение человечка.)

Исследование органа вкуса.

(Учащимся выдаются три стакана с водой: соленой, сладкой и простой и три сока с трубочкой заклеенных со всех сторон бумагой.)

– Посмотрите, послушайте, понюхайте. Что вы почувствовали?

– Значит, нам необходимо еще одно

исследование – на вкус.

-Сколько раз вам нужно попробовать, чтобы узнать вкус? Попробуйте. Что вы ощущаете?

– Проведем еще один опыт. Сможете ли вы угадать предмет?

Игра «Угадай по вкусу».

Учитель раздает ребятам кусочки фруктов и овощей.

– Что помогло вам почувствовать вкус пищи? (При ответе «рот» предложить исследование губами.)

Учитель высовывает язычок у наглядной модели «рот».

– Дайте научное определение этому органу.

Дополнительный материал: Как сохранить орган вкуса?

–Орган вкуса помогает нам познакомиться со свойством предмета, когда нам не могут помочь органы зрения, обоняния и слуха. Появляется соответствующий рисунок на изображении человечка.

Исследование органа осязания.

Игра «Узнай, что в корзинке».

Учащимся предлагается на ощупь определить предмет в корзинке. Все предметы подобраны по размеру (резиновый мяч, помидор, клубок, апельсин, яблоко и т.п.). Корзинка закрыта салфеткой.

– Что ты чувствуешь? Можешь ли ты узнать предмет?

Учитель предлагает снять рукавичку и определить предмет.

– Ребята, как вы смогли отгадать предметы? При помощи чего?

Если учащиеся отвечают «при помощи рук», то учитель продолжает диалог:

– Но ведь сначала вы пользовались рукой, правда, в рукавичке, и не смог ли отгадать предмет.

– Сможем ли мы узнать предметы без помощи органов зрения, слуха, обоняния и вкуса? Приглашаю представителей от групп.

Учитель выдает детям мелкие предметы и предлагает отгадать, что за предмет у них в руках.

– При помощи чего вы отгадали предметы?

– На коже нашего тела находится множество чувствительных клеток, которые воспринимают действие тепла и холода, форму, величину предметов, их поверхность. Кожа – это орган осязания. (Появляется соответствующая табличка.)

– Прочитайте.

– Вот и закончилось наше исследование. Сейчас мы сможем ответить на вопрос: кто же они, наши верные помощники?

– Теперь дадим их общее название. Посмотрите на экран (учитель показывает на левую сторону табличек) – это все органы, а это – чувства (показывает на правую сторону).

Догадались, какое название отсюда следует?

Учитель открывает последнюю табличку.

6. Физминутка

7. Первичное закрепление

Сегодня мы работаем по заготовленному мною материалу № 4,5 , 6, 7.

8. Самостоятельная работа

– Проведите дегустацию блюд. Определите, из каких продуктов сделаны салаты. Какие органы чувств помогли в этом?

9.Итог урока

-Какой орган чувств самый главный?

– Определите главную мысль урока.

Что нового мы узнали? Выводы:

7.Домашнее задание

Cоставить кроссворд на тему: «Органы чувств – наши верные помощники»

Игра «К врачу за консультацией»

Один из учеников – врач, другой приходит к нему и просит дать совет: Как беречь зрение? Врач должен дать соответствующие рекомендации. Остальные учащиеся класса - члены консилиума, затем врач – консультант и пациент меняются местами, игра продолжается пока не будут даны консультации по гигиене изученных органов чувств. Мы чувствуем холод.

Здесь дети испытывают затруднение, не могут ответить.

– Это люди, которые что-то изучают.

– Это ученые, которые что-нибудь рассматривают в микроскопы, а потом диссертации пишут.

-Да.

– Мы будем исследовать человека.

Дети молчат.

– У нас же глаза были закрыты, и мы не смогли увидеть.

-Да, благодаря глазам мы можем видеть и различать предметы.

1-я гр. получает конверт с листами картона одинакового размера, но различных цветов (белый, красный, желтый, синий). 2-я гр.– конверт с геометрическим материалом (с урока математики), одного цвета, но разной формы и размера. 3-я гр. – коробку с заводными игрушками, мяч, модели машинок. 4-я гр. – книги, журналы, открытки с репродукциями картин.

Дети вместе с учителем формулируют вывод. Выступление представителей от групп:

1-я гр. приходит к мнению, что глаза помогают нам видеть различные цвета.

2-я гр. – Глазами мы видим цвет, различаем форму и величину предметов.

3-я гр. – С помощью глаз мы различаем цвета предметов, их форму – мяч шарообразный, а также можем пронаблюдать движение предметов.

4_я гр. – С помощью глаз мы можем читать книги, журналы, видеть красивые картины.

Дети предлагают свой вариант – орган видения.

-Если мы несколько раз будем только слушать, то каждый раз будем представлять по-новому, поэтому лучше один раз увидеть.

–Нельзя долго смотреть телевизор, от этого зрение портится.

– Нельзя читать лежа.

– Нельзя близко сидеть, когда смотришь телевизор.

– Нельзя низко наклонять голову, когда пишешь и читаешь.

Дети закрывают уши руками.

Мы ничего не слышали.

– Наши уши были закрыты.

– Уши нужны человеку, чтобы слышать.

-«Звуки леса»

– Нам помогли в этом уши

– Уши – это орган слуха.

Дети закрывают глаза и определяют по запаху духи, апельсиновую дольку, киви, зерна кофе.

– Нос – это орган обоняния.

-Нужно следить, чтобы нос не был заложен.

-Не лазить в нос посторонними предметами.

– Ничего.

-Один.

Дети определяют по вкусу воду: в стакане сладкая вода, в среднем _

Соленая вода, а в маленьком – простая. Ещё раз проводится опыт с использованием соков.

У учащихся закрыты глаза. Они по вкусу отгадывают предмет (апельсин, яблоко, и т.д.)

-Дети сразу же догадываются, что это язык.

– Язык – это орган вкуса.

-Нельзя пить или есть очень горячую или холодную пищу и т.д.

Учащийся, надев рукавичку, пытается определить предмет. Дети описывают предмет, говорят, что он имеет форму шара, однако точно назвать не могут.

Дети отгадывают предмет и достают его из корзинки.

И тут детей осеняет догадка:

– При помощи кожи! На руке есть кожа!

Дети исследуют предметы (гвоздик, кнопку, пуговицу), заведя руки за спину, и называют их.

– При помощи кожи рук.

Чтение хором.

Дети еще раз называют органы чувств.

– Органы чувств.

Дети комментируют ответ

Дети определяют, из чего сделаны салаты, по цвету, на вкус, по запаху. Делают вывод, с помощью каких органов чувств они смогли это определить.

-Нельзя выбрать один орган чувств главным, потому что познавать окружающий мир нам необходимы все органы чувств.

– Сегодня на уроке мы говорили об органах чувств, узнали, какую работу они выполняют в организме человека.

-Органы чувств – наши верные помощники.

– Они показывают нам разные признаки и свойства предметов.

– Они помогают нам узнать, что происходит в окружающем мире.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по окружающему миру 4 класс Образовательная система «Школа 2100», программа по окружающему миру авт. А.А.Вахрушев. Тема урока: «Сельское хозяйство на службе человека».

     Данный урок является частью раздела «Рукотворная природа» и направлен не только на приобретение учащимися  конкретных знаний,основанных на анализе окружающего мира, ...

открытые уроки по окружающему миру во 2 классе Я знаю родной край и в 3 классе По знаменитым местам мира.

Открытый урок по окружающему миру во втором классе "Я знаю родной край." Урок-путешествие. В начале урока ребята отчитываются о  проведённом исследовании экологической обстановки города, делают в...

конспект урока по Окружающему миру "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний"

Конспект урока по ОМ "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний". Использумые технологии: информационная, развивающая, проблемная.Методы: словесные, наглядные, деятельностные, практические(выполнение ...

Урок по окружающему миру 2 класс. Тема "Страны мира"

Урок по окружающему миру 2 класс. Тема "Страны мира"...

Конспект урока по окружающему миру на тему "Страны мира" 2 класс.

Цель: «Введение понятия «физическая » и «политическая карта мира», знакомство с некоторыми странами мира, воспитание чувства гордости за Россию».Задачи: - достижение личностных результатов 1) формиров...

Технологическая карта урока по окружающему миру "В мире звука," умк "Планета знаний", 2 класс

Автор материала (ФИО) Петличёва Татьяна ВалериевнаДолжность (с указанием преподаваемого предмета)Учитель начальных классовОбразовательное учреждение МОУ «СОШ №3 с УИОП»Класс (возраст) 2...