Главные вкладки

    Урок окружающего мира в 2классе. Тема: «В гости к осени» Урок совершенствования знаний, умений и навыков
    план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

    Полякова Зинаида Николаевна

    Познакомить с осенними изменениями в природе; расширить знания о растительном и животном мире; воспитывать бережное отношение к природе.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное общеобразовательное учреждение

    «Детгородковская средняя общеобразовательная школа»

    Волоколамского муниципального района

    Московской области

    Урок окружающего мира  в 2классе.

    Тема: «В гости к осени»

    Урок совершенствования знаний, умений и навыков

    Полякова Зинаида Николаевна

    учитель начальных классов

    с.Теряево

    Тема: «В гости к осени». Окружающий мир. 2 класс.

     Урок совершенствования знаний, умений и навыков

    Форма урока: «Заочная экскурсия к Осени. Конкурсная программа»

    Цель урока познакомить с осенними изменениями в природе; расширить знания о растительном и животном мире; воспитывать бережное отношение к природе.

    Планируемые результаты:

    Предметные:

    1. Изучить признаки наступления осени в неживой и живой природе.

    2. Конкретизировать понятия «неживая природа» и «живая природа».

    3. Провести сравнение признаков неживого и живого летом и осенью.

    Метапредметные:

    1. способствовать овладению способностью определять, формулировать цель   деятельности на уроке;
    2. формировать умение наблюдать, анализировать и обобщать, высказывать свою версию на основе наблюдения;
    3. формировать умение делать выводы в результате совместной работы группы, класса и учителя;
    4. учить преобразовывать информацию из одной формы в другую;

    УУД: 

    Личностные:

    воспитывать внимательность, самостоятельность;

    развивать память и мышление ;

    Коммуникативные:

    формировать умение работать в группах, проявлять толерантность;

    Регулятивные:

    формирование умения корректировать дальнейшую деятельность;

    Познавательные:

    формирование умения делать анализ, синтез, сравнение, обобщение.

    Оборудование: интерактивная доска, проектор, фильм: Видеоурок «Времена года. Осень». Окр. мир 2 класс», смайлики, карточки с загадками, карточки с вопросами по теме урока, карточки – таблицы к игре «Зачеркни лишнее слово», жетончики, рисунки птиц, рисунки зверей, мяч, карточка – кроссворд с вопросами, таблица «Явления природы» на отворотах магнитной доски, карточки с напечатанными «явлениями природы», магнитики, дипломы для награждения.

    Основные формы работы на уроке:

    - коллективная;

    - групповая;

    - индивидуальная.

    При построении урока пользовалась принципами:

    -научности;

    -наглядности;

    -активности;

    -доступности;

    -системности;

    -последовательности.

    Для достижения целей выбраны методы, средства:

    -интерактивная доска;

    -наглядный материал;

    -карточки для групповой и индивидуальной работы.

    На уроке использовались технологии:

    1.Здоровье сберегающая технология:

    - оптимальная плотность урока;

    - рациональное чередование видов учебной деятельности;

    - уважительный стиль общения;

    - эмоциональная разрядка;

    - физкультурная пауза;

    - правильная рабочая поза;

    - положительные эмоции.

    2.Исследовательская деятельность (подготовка доклада  с целью сообщения новых знаний;

    3.Интерактивная технология

    4.Технология личностно – ориентированного образования.

    5.Технология использования игровых методов.

    6.Технология обучения в сотрудничестве (групповая работа)

    7.Информационно – коммуникационные технологии.

    Используемая литература:

    1. Видеоурок «Времена года. Осень». Окр. мир 2 класс» -https://yandex.ru/video/search?filmId=10675468148492421572&text=Времена
    2. Дидактическая игра «ДА – НЕТ» - https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/doshkolnoe-obrazovanie/igrovaja-dejatelnost-dou
    3. Загадки «Осенние месяцы» -https://po-ymy.ru/zagadki-pro-osen.html
    4. Загадки «Явления природы» - http://www.alegri.ru/deti/sovety-dlja-mam/semeinaja-biblioteka/zagadki-o-javlenijah-prirody-dlja-detei-s-otvetami.html
    5. Загадки «Животные осенью» - http://mir-zagadki.ru/index.php/zagadki-pro-zhivotnykh
    6. Игра «Доскажи словечко» - http://www.tarologiay.ru/?p=4204
    7. Игра «Какого цвета осень?» - http://rogova-iv.ucoz.net/publ/osennjaja-igroteka
    8. Кроссворд «Осень» - http://pochemu4ka.ru/load/doshkolnoe_obrazovanie/okruzhajushhij_mir/krossvord_osen
    9. Ребусы на осеннюю тему - https://yandex.ru/images/search?text=ребусы
    10. Рабочая тетрадь по Окружающему миру, 2 класс
    11. Таблица «Осенние явления в природе» - https://yandex.ru/images/search?text=таблица%20"явления%20природы%20осенью
    12. Учебник «Окружающий мир», 2 класс

    План урока: «Заочная экскурсия. Конкурсная программа».

    1. Организационный момент.

    1. Актуализация знаний.

    1. Самоопределение к деятельности.

    1. Работа по теме урока.

    1.Видеоурок «Времена года. Осень».

    2.Игра «Зачеркни лишнее слово».

    3.Физминутка «Игра «Да или нет».

    4.Изменения в неживой природе.

    1)»Соотнеси ребус с высказыванием».

    2)Самостоятельная работа «Отгадай загадку».

    3)Игра «Антонимы в предложениях «Скажи наоборот».

    5. Явления в живой природе.

    1)Игра «Отгадай загадку».

    2)Проверка. Игра «Распредели животных в три группы по признакам».

    5.Физминутка. Дидактическая игра «Какого цвета Осень?»

    1. Рефлексия.

    1.Игра. «Разгадай кроссворд»

    2.Игра «Заполни таблицу».

    3.Формирование выводов к вопросам, поставленным в начале урока.

    1)Ответы на вопросы урока.

    2)Выступление по исследовательской работе.

    3)Подведение итогов.

    VI. Домашнее задание.

    Ход урока – «Заочная экскурсия. Конкурсная программа.»

    1. Организационный момент.

    Начинается урок.

    Он пойдет ребятам впрок.

    Постарайтесь все понять,

    Учитесь тайны открывать,

    Ответы полные давайте

    И на уроке не зевайте.

    1. Актуализация знаний.

    – Ребята, сегодня мы с вами отправимся в гости к ……

    Если на деревьях
    листья пожелтели,
    Если в край далекий
    птицы улетели,
    Если небо хмурое,
    если дождик льется,
    Это время года
    ……………. зовется.

    (на инт. доске ребус):

     http://gameboh.ru/_pu/11/11972932.png

    Мы отправимся в гости к осени.

    Разделимся на три группы. Выбираем командира.

     Командир выходит к доске, выбирает загадку (перевёрнуты) .  

    Загадки помогут дать команде название. (приложение 1)

    Природа скинула наряды,

    Стоят деревья без листвы,

    Седые, плотные туманы,

    К нам в этом месяце пришли!   Ответ: Ноябрь


    Месяц грязником прозвали,

    И поверьте есть за что,

    Ведь дожди идут так часто,

    Что пройти не так легко!    Ответ: Октябрь

    Вслед за августом приходит,
    С листопадом хороводит
    И богат он урожаем,
    Мы его, конечно, знаем!   Ответ: Сентябрь

    1. Самоопределение к деятельности.

    Перед нами стоит следующая задача:

    В конце урока каждая группа постарается дать ответ на  вопросы:

    (вопросы написаны на интерактивной доске)

    1.Как солнце влияет на осенние изменения в неживой и живой природе? Почему?

    2. Осенние явления в неживой природе.

    3. Осенние явления в живой природе.

    3. Связь осенних явлений в неживой и живой природе.

    IV. Работа по теме урока. «Заочная экскурсия к Осени.»

    1.Видеоурок «Времена года. Осень». Окр. мир 2 класс)

    Мы отправляемся в гости к Осени. Смотрим фильм внимательно. Во время экскурсии вы найдёте все ответы на наши вопросы.

    2.Игра « Зачеркни лишнее слово». (приложение2)

    Осенние явления в неживой природе

    Деревья, сбрасываю -

    щие листву

    Деревья, не сбрасываю -щие листву

    Перелет-

    ные птицы

    Зимую-щие птицы

    1

    Похолода -ние

    Береза

    Рябина

    Скворцы

    Соловьи

    2

    Заморозки

    Осина

    Сосна

    Журавли

    Голуби

    3

    Радуга

    Клён

    Ель

    Грачи

    Снегири

    4

    Густые туманы

    Сосна

    Кедр

    Гуси, утки

    Совы

    5

    Затяжные дожди

    Дуб

    Пихта

    Лебеди

    Сорока

    6

    Первый снег

    Тополь

    Можжевельник

    Синицы

    Вороны

    Проверяем, какие слова лишние, почему? (жетончики)

    3.Физминутка. Игра « Да или нет»

    (Дети стоят. Да – хлопают. Нет – топают)

    Дайте правильный ответ.

    1. Осенью цветут цветы? (Да!)

    2. Осенью растут грибы? (Да!)

    3. Тучки солнце закрывают? (Да!)

    4. Колючий ветер прилетает? (Да!)

    5. Туманы осенью плывут? (Да!)

    6. Ну а птицы гнезда вьют? (Нет!)

    7. А букашки прилетают? (Нет!)

    8. Звери норки закрывают? (Да!)

    9. Урожай все собирают? (Да!)

    10. Птичьи стаи улетают? (Да!)

    11. Часто-часто льют дожди? (Да!)

    12. Достаем ли сапоги? (Да!)

    13. Солнце светит очень жарко? (Нет!)

    14. Можно детям загорать? (Нет!)

    15. Ну а что же надо делать?

     Куртки, шапки надевать? (Да!)

    4. Изменения в неживой природе. (приложение 3)

    (Задание на интерактивной доске. Жетончики)

    1)«Соотнеси ребус с высказыванием».

    Приложение 3.

    http://gameboh.ru/_pu/11/40026420.png

    Это сильный, "проливной" дождь.

    https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/1289/000087b8-be0e096b/310/img18.jpg

    При высокой влажности воздуха, например, после дождя или в сырое, прохладное время года, охлаждаемый воздух превращается в небольшие капельки воды, парящие над землей .

    https://arhivurokov.ru/videouroki/html/2015/12/08/98723790/img2.jpg

    Холодными ночами капли росы замерзают и образуют мелкие кристаллы льда..

    https://ucthat-v-skole.ru/images/enciklopedia/rebus15.gif

    Это движение потоков воздуха. Осенью и зимой ветер особенно холодный.

    Лис, пв ень

    Это капельки воды из воздуха, выпавшие утром на траве и листьях. За ночь воздух остывает, водяной пар, который находится в воздухе соприкасается с поверхностью земли, травы, листьями деревьев и оседает в виде капелек воды.

    https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_582731e60b637/podborka_riebusov_dlia_slovarnoi_raboty_na_urokakh_v_nachal_noi_shkolie_12.jpeg

    Листья деревьев сохнут, желтеют или краснеют. Постепенно, ветер сбрасывает листья на землю. Листья кружатся, летят.

    2) Самостоятельная работа «Отгадай загадки». (приложение 4)

    Подчеркни в ней явления в неживой природе.

    Листья желтые летят,
    Падают, кружатся,
    И под ноги просто так
    Как ковер ложатся!
    Что за желтый снегопад?
    Это просто ... (Листопад)

    Льется он косой стеной
    И стучит по нашим окнам.
    Сам холодный, проливной,
    А в саду беседки мокнут.
    Лист осенний долго кружит,
    Чтоб потом спуститься в лужу. (Осенний дождь)

     Ранним утром во дворе
    Лед улегся на траве.
    И весь луг стал светло-синий.
    Серебром сверкает… (Иней)

    Молоко над речкой плыло,
    Ничего не видно было.
    Растворилось молоко –
    Стало видно далеко. (Туман) 


    Носится, свищет.
    Мечется, рыщет.
    Где пробежит —
    Листик дрожит.
    Где пронесётся —
    Дерево гнётся. (Ветер)

    В ноябре деревья голы,
    Мокнут садики и школы.
    Рядом с капелькой-дождинкой
    Вьется белая пушинка,
    Мимо окон пролетает,
    А потом на травке тает. 
    (Первый снег, снег с дождем)

     На реке, и треск, и гром,
    Это значит – ледолом.
    На реке идет лед,
    Это значит … (Ледоход)

     Под ногами все куда-то
    Ускользает и плывет.
    И смешно, и страшновато:
    На дороге… (Гололед)

    По очереди команды ответят на вопрос: Почему произошли такие изменения в неживой природе? За каждый полный ответ команда получает жетончик.

    3) Игра. «Антонимы в предложениях –  «Скажи наоборот».  

    (Читаю командам по очереди, если команда не отвечает, то ход переходит следующей команде. Правильно ответившая команда получает жетончик.)

    Летом солнце яркое, а осенью … тусклое.
    Ночи длинные, а дни … короткие.
    Летом небо светлое, а осенью… темное.
    Летом дожди теплые, а осенью …
    Летом тучки ходят высоко, а осенью …
    Летом деревья стоят одетые в зеленую листву, а осенью …
    Летом птицы заботятся о своих птенцах, а …
    Сейчас осень ранняя, а потом будет …
    Летом люди одеваются легко, а осенью …
    Летом дети отдыхают, купаются, загорают, а осень …
    Весной овощи сажали, а осень  …

    5.Явления в живой природе. (приложение 5)

    1) Игра «Отгадай загадку»

    По очереди командам читаю загадку, отгадку и жетончик получает та команда, которая дала правильный ответ. В отгадке отмечаем явления в природе осенью.

    Он берлогу убирает,

    И постельку устилает,

    Чтобы было крепко спать,

    Лапу до весны сосать. (Медведь)

    Кто по елкам ловко скачет

    И взлетает на дубы?

    Кто в дупле орехи прячет,

    Сушит на зиму грибы? ( Белка)

    Повыше кошки рост,
    Живет в норе, в лесу. 
    Пушистый рыжий хвост,
    Все знаем мы... (лису)

    Осень в щель заберётся,

    А весной проснётся…..

    Мчится без оглядки,

    Лишь сверкают пятки.

    Мчится что есть духу,

    Хвост короче уха.

    Всех зверёк пугается,

    Под кустом спасается. ( Заяц)

    В стаи собираются,

    К морю направляются,

    А весной вернутся к нам,

    Будут песни тут и там. (Птицы)

    2) Игра «Распредели животных в три группы».

    Проверим, как  запомнили из экскурсии и правильно отметили явления в живой природе в загадках.

    Выходим к доске и раздвигаем картинки животных по данным признакам.

    1-ая команда:

    - Назовите животных?

     Кто из этих животных (картинки животных – еж,

    медведь, белка, волк) осенью залегает в спячку и проспит до весны?

    2-ая команда:

    - Назови птиц.

    Кто из них не улетает осенью на юг?

    ( картинки птиц: воробей, грач, ласточка, гуси, сорока)

    3-я команда:

    - Кто из этих животных меняет на зиму шубку? (картинки: лиса, волк, заяц, белка)

    Почему?

    Команды по очереди формирует ответ на задание: изменения в живой природе. Почему так происходит? За без ошибочную работу команда получает жетончик.

    6. Физминутка. Дидактическая игра «Какого цвета осень?»

            Учитель бросает мяч по очереди командам и называет любой цвет. (Дети играют стоя). Игрок, получивший мяч, должен быстро сориентироваться и назвать любой предмет указанного цвета и сразу же перебросить мяч обратно ведущему.
    Если игрок не успел быстро отреагировать и отдать мяч или не успел дать ответ на вопрос в течение нескольких секунд, он выходит из игры (садится на место).

    V . Рефлексия.

    1.Игра.  «Разгадай кроссворд»  (приложение 6)

    В течение всей работы вы отмечали осенние изменения, сейчас покажите свои наблюдения в самостоятельной работе «КРОССВОРД». Безошибочная работа получает жетончик.

    http://kladraz.ru/upload/blogs/2815_b446a857b4eb196445dd90a3054bc2dd.jpg


    По горизонтали:
    1.Явление природы, когда с деревьев опадают листья.
    2. Птицы, которые улетают на юг.
    3. Дерево, плоды которого горят огнем.
    4. Что меняют осенью зайцы.

    По вертикали:
    5. Лесной осенний урожай.
    6. Елка, которая сбрасывает иголки.
    7. Время года, когда природа одевается в яркую одежду.
    8. Несъедобный гриб.

    9. Частое явление природы осенью.

    Ответы
    По горизонтали:
    1.Листопад
    2. Перелетные
    3. Рябина
    4.Шуба

    По вертикали:
    5. Грибы
    6. Лиственница
    7. Осень
    8. Поганка
    9. Дождь 

    2.Игра.  «Заполни таблицу». (приложение 7)

    Покажем свои наблюдения в следующей игре «Заполни таблицу»

    Команды по очереди передвигают «Явление природы» в нужную колонку таблицы. За правильный ответ команда получает жетончик.

    Явления

    неживой природы

    Явления

    живой природы

    ЛЕДОСТАВ

    СОЗРЕВАНИЕ ГРИБОВ И ЯГОД

    СНЕГОПАД, МЕТЕЛЬ, БУРАН.

    ИСЧЕЗНОВЕНИЕ НАСЕКОМЫХ

    ТАЯНИЕ СНЕГА

    ОТЛЁТ ПТИЦ В ТЁПЛЫЕ КРАЯ

    ИНЕЙ

    ИЗМЕНЕНИЕ ОКРАСКИ ШКУРКИ ЗАЙЦА

    ЗАТЯЖНЫЕ ДОЖДИ

    ЗИМНЯЯ СПЯЧКА МЕДВЕДЯ

    ЗАМОРОЗКИ

    ОПАДЕНИЕ ЛИСТВЫ

    3.Формирование выводов к  вопросам, поставленным в начале урока.

    1) Ответы на вопросы урока.

    Капитан команды берёт карточку со стола с вопросом. Отвечает сам, или даёт право любому члену команды  ответить на вопрос. За правильный ответ команда получает жетончик.

    1.Осенние явления в неживой природе.

    2.Осенние изменения в живой природе.

    3. Связь осенних явлений в неживой и живой природе.

    2)Сообщение на Д/Р «Исследовательская работа: «Как солнце влияет на осенние изменения в неживой и живой природе? Почему?»

     Вам было дано задание дома провести исследовательскую работу и подготовить ответ на вопросы.

    Ответ должен быть коротким и чётким. (жетончики)

    (Команда выбирает товарища, который даёт ответ на этот вопрос. Один член команды выходит к доске и делает сообщение. Остальные члены команды могут дополнить ответ.

    (До 23 сентября день длиннее ночи, но всё же намного короче, чем летом. 23 сентября – день осеннего равноденствия . После 23 сентября дни становятся короче, а ночи длиннее. С каждым осенним днём становится всё холоднее. Земля получает всё меньше солнечного света, поэтому в природе происходят значительные изменения: деревья сбрасывают листву, насекомые исчезают, из-за нехватки питания перелётные птицы отправляются в тёплые страны, звери готовятся к долгой зиме. Многие звери впадают в спячку, т.к. зимой для них нет пищи.)

    3) Подведение итогов конкурсной программы. (приложение 8)

    В течение всей нашей конкурсной программы команды получали жетончики. Пришло время узнать победителя.

    Подсчитываются жетончики. Определяется место, которое заняла команда. Каждая команда награждается дипломом.  Я  считаю, что мы поработали хорошо. А вы как считаете?  Выберите смайлик, который отражает ваше настроение …

    Всем спасибо! Вы молодцы!

    1. Домашнее задание.

    Д/з: у.с.3639, т.с.20 №2,3.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Технологическая карта урока окружающего мира по теме: "В гости к осени" 2 класс

    Материал содержит технологическую  карту  урока, составленную в соответствии с требованиями ФГОС, презентацию к уроку, подробную инструкцию по организации групповой и парной работы....

    Интегрированный урок окружающего мира и литературного чтения, 3 класс, "Осень в гости нас зовёт"

    Потребность в возникновении интегрированных уроков объясняется рядом причин.Интегрированные уроки развивают потенциал самих учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмы...

    Урок окружающего мира 2 класс "В гости к осени"

    Конспект окружающего мира во 2 класе. Плешаков. В гости к осени....

    Технологическая карта к уроку окружающего мира по теме "В гости к осени" 2 класс

    Технологическая карта к уроку окружающего мира по теме "В гости к осени" предназначена для обучающихся 2 класса...

    Тест по окружающему миру по теме " В гости к осени" . 2 класс. УМК "Перспектива"

    Тест по окружающему миру по теме " В гости к осени" . 2 класс. УМК "Перспектива"...

    КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА Урок проект: «В гости к весне»

    КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРАУрок проект: «В гости к  весне» Цели деятельности учителя: формирования у детей первоначальных представлений  о весне,знакомство учащихся...