Урок окружающего мира в 2классе. Тема: «В гости к осени» Урок совершенствования знаний, умений и навыков
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Полякова Зинаида Николаевна

Познакомить с осенними изменениями в природе; расширить знания о растительном и животном мире; воспитывать бережное отношение к природе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Детгородковская средняя общеобразовательная школа»

Волоколамского муниципального района

Московской области

Урок окружающего мира  в 2классе.

Тема: «В гости к осени»

Урок совершенствования знаний, умений и навыков

Полякова Зинаида Николаевна

учитель начальных классов

с.Теряево

Тема: «В гости к осени». Окружающий мир. 2 класс.

 Урок совершенствования знаний, умений и навыков

Форма урока: «Заочная экскурсия к Осени. Конкурсная программа»

Цель урока познакомить с осенними изменениями в природе; расширить знания о растительном и животном мире; воспитывать бережное отношение к природе.

Планируемые результаты:

Предметные:

1. Изучить признаки наступления осени в неживой и живой природе.

2. Конкретизировать понятия «неживая природа» и «живая природа».

3. Провести сравнение признаков неживого и живого летом и осенью.

Метапредметные:

  1. способствовать овладению способностью определять, формулировать цель   деятельности на уроке;
  2. формировать умение наблюдать, анализировать и обобщать, высказывать свою версию на основе наблюдения;
  3. формировать умение делать выводы в результате совместной работы группы, класса и учителя;
  4. учить преобразовывать информацию из одной формы в другую;

УУД: 

Личностные:

воспитывать внимательность, самостоятельность;

развивать память и мышление ;

Коммуникативные:

формировать умение работать в группах, проявлять толерантность;

Регулятивные:

формирование умения корректировать дальнейшую деятельность;

Познавательные:

формирование умения делать анализ, синтез, сравнение, обобщение.

Оборудование: интерактивная доска, проектор, фильм: Видеоурок «Времена года. Осень». Окр. мир 2 класс», смайлики, карточки с загадками, карточки с вопросами по теме урока, карточки – таблицы к игре «Зачеркни лишнее слово», жетончики, рисунки птиц, рисунки зверей, мяч, карточка – кроссворд с вопросами, таблица «Явления природы» на отворотах магнитной доски, карточки с напечатанными «явлениями природы», магнитики, дипломы для награждения.

Основные формы работы на уроке:

- коллективная;

- групповая;

- индивидуальная.

При построении урока пользовалась принципами:

-научности;

-наглядности;

-активности;

-доступности;

-системности;

-последовательности.

Для достижения целей выбраны методы, средства:

-интерактивная доска;

-наглядный материал;

-карточки для групповой и индивидуальной работы.

На уроке использовались технологии:

1.Здоровье сберегающая технология:

- оптимальная плотность урока;

- рациональное чередование видов учебной деятельности;

- уважительный стиль общения;

- эмоциональная разрядка;

- физкультурная пауза;

- правильная рабочая поза;

- положительные эмоции.

2.Исследовательская деятельность (подготовка доклада  с целью сообщения новых знаний;

3.Интерактивная технология

4.Технология личностно – ориентированного образования.

5.Технология использования игровых методов.

6.Технология обучения в сотрудничестве (групповая работа)

7.Информационно – коммуникационные технологии.

Используемая литература:

  1. Видеоурок «Времена года. Осень». Окр. мир 2 класс» -https://yandex.ru/video/search?filmId=10675468148492421572&text=Времена
  2. Дидактическая игра «ДА – НЕТ» - https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/doshkolnoe-obrazovanie/igrovaja-dejatelnost-dou
  3. Загадки «Осенние месяцы» -https://po-ymy.ru/zagadki-pro-osen.html
  4. Загадки «Явления природы» - http://www.alegri.ru/deti/sovety-dlja-mam/semeinaja-biblioteka/zagadki-o-javlenijah-prirody-dlja-detei-s-otvetami.html
  5. Загадки «Животные осенью» - http://mir-zagadki.ru/index.php/zagadki-pro-zhivotnykh
  6. Игра «Доскажи словечко» - http://www.tarologiay.ru/?p=4204
  7. Игра «Какого цвета осень?» - http://rogova-iv.ucoz.net/publ/osennjaja-igroteka
  8. Кроссворд «Осень» - http://pochemu4ka.ru/load/doshkolnoe_obrazovanie/okruzhajushhij_mir/krossvord_osen
  9. Ребусы на осеннюю тему - https://yandex.ru/images/search?text=ребусы
  10. Рабочая тетрадь по Окружающему миру, 2 класс
  11. Таблица «Осенние явления в природе» - https://yandex.ru/images/search?text=таблица%20"явления%20природы%20осенью
  12. Учебник «Окружающий мир», 2 класс

План урока: «Заочная экскурсия. Конкурсная программа».

  1. Организационный момент.

  1. Актуализация знаний.

  1. Самоопределение к деятельности.

  1. Работа по теме урока.

1.Видеоурок «Времена года. Осень».

2.Игра «Зачеркни лишнее слово».

3.Физминутка «Игра «Да или нет».

4.Изменения в неживой природе.

1)»Соотнеси ребус с высказыванием».

2)Самостоятельная работа «Отгадай загадку».

3)Игра «Антонимы в предложениях «Скажи наоборот».

5. Явления в живой природе.

1)Игра «Отгадай загадку».

2)Проверка. Игра «Распредели животных в три группы по признакам».

5.Физминутка. Дидактическая игра «Какого цвета Осень?»

  1. Рефлексия.

1.Игра. «Разгадай кроссворд»

2.Игра «Заполни таблицу».

3.Формирование выводов к вопросам, поставленным в начале урока.

1)Ответы на вопросы урока.

2)Выступление по исследовательской работе.

3)Подведение итогов.

VI. Домашнее задание.

Ход урока – «Заочная экскурсия. Конкурсная программа.»

  1. Организационный момент.

Начинается урок.

Он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь все понять,

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давайте

И на уроке не зевайте.

  1. Актуализация знаний.

– Ребята, сегодня мы с вами отправимся в гости к ……

Если на деревьях
листья пожелтели,
Если в край далекий
птицы улетели,
Если небо хмурое,
если дождик льется,
Это время года
……………. зовется.

(на инт. доске ребус):

 http://gameboh.ru/_pu/11/11972932.png

Мы отправимся в гости к осени.

Разделимся на три группы. Выбираем командира.

 Командир выходит к доске, выбирает загадку (перевёрнуты) .  

Загадки помогут дать команде название. (приложение 1)

Природа скинула наряды,

Стоят деревья без листвы,

Седые, плотные туманы,

К нам в этом месяце пришли!   Ответ: Ноябрь


Месяц грязником прозвали,

И поверьте есть за что,

Ведь дожди идут так часто,

Что пройти не так легко!    Ответ: Октябрь

Вслед за августом приходит,
С листопадом хороводит
И богат он урожаем,
Мы его, конечно, знаем!   Ответ: Сентябрь

  1. Самоопределение к деятельности.

Перед нами стоит следующая задача:

В конце урока каждая группа постарается дать ответ на  вопросы:

(вопросы написаны на интерактивной доске)

1.Как солнце влияет на осенние изменения в неживой и живой природе? Почему?

2. Осенние явления в неживой природе.

3. Осенние явления в живой природе.

3. Связь осенних явлений в неживой и живой природе.

IV. Работа по теме урока. «Заочная экскурсия к Осени.»

1.Видеоурок «Времена года. Осень». Окр. мир 2 класс)

Мы отправляемся в гости к Осени. Смотрим фильм внимательно. Во время экскурсии вы найдёте все ответы на наши вопросы.

2.Игра « Зачеркни лишнее слово». (приложение2)

Осенние явления в неживой природе

Деревья, сбрасываю -

щие листву

Деревья, не сбрасываю -щие листву

Перелет-

ные птицы

Зимую-щие птицы

1

Похолода -ние

Береза

Рябина

Скворцы

Соловьи

2

Заморозки

Осина

Сосна

Журавли

Голуби

3

Радуга

Клён

Ель

Грачи

Снегири

4

Густые туманы

Сосна

Кедр

Гуси, утки

Совы

5

Затяжные дожди

Дуб

Пихта

Лебеди

Сорока

6

Первый снег

Тополь

Можжевельник

Синицы

Вороны

Проверяем, какие слова лишние, почему? (жетончики)

3.Физминутка. Игра « Да или нет»

(Дети стоят. Да – хлопают. Нет – топают)

Дайте правильный ответ.

1. Осенью цветут цветы? (Да!)

2. Осенью растут грибы? (Да!)

3. Тучки солнце закрывают? (Да!)

4. Колючий ветер прилетает? (Да!)

5. Туманы осенью плывут? (Да!)

6. Ну а птицы гнезда вьют? (Нет!)

7. А букашки прилетают? (Нет!)

8. Звери норки закрывают? (Да!)

9. Урожай все собирают? (Да!)

10. Птичьи стаи улетают? (Да!)

11. Часто-часто льют дожди? (Да!)

12. Достаем ли сапоги? (Да!)

13. Солнце светит очень жарко? (Нет!)

14. Можно детям загорать? (Нет!)

15. Ну а что же надо делать?

 Куртки, шапки надевать? (Да!)

4. Изменения в неживой природе. (приложение 3)

(Задание на интерактивной доске. Жетончики)

1)«Соотнеси ребус с высказыванием».

Приложение 3.

http://gameboh.ru/_pu/11/40026420.png

Это сильный, "проливной" дождь.

https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/1289/000087b8-be0e096b/310/img18.jpg

При высокой влажности воздуха, например, после дождя или в сырое, прохладное время года, охлаждаемый воздух превращается в небольшие капельки воды, парящие над землей .

https://arhivurokov.ru/videouroki/html/2015/12/08/98723790/img2.jpg

Холодными ночами капли росы замерзают и образуют мелкие кристаллы льда..

https://ucthat-v-skole.ru/images/enciklopedia/rebus15.gif

Это движение потоков воздуха. Осенью и зимой ветер особенно холодный.

Лис, пв ень

Это капельки воды из воздуха, выпавшие утром на траве и листьях. За ночь воздух остывает, водяной пар, который находится в воздухе соприкасается с поверхностью земли, травы, листьями деревьев и оседает в виде капелек воды.

https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_582731e60b637/podborka_riebusov_dlia_slovarnoi_raboty_na_urokakh_v_nachal_noi_shkolie_12.jpeg

Листья деревьев сохнут, желтеют или краснеют. Постепенно, ветер сбрасывает листья на землю. Листья кружатся, летят.

2) Самостоятельная работа «Отгадай загадки». (приложение 4)

Подчеркни в ней явления в неживой природе.

Листья желтые летят,
Падают, кружатся,
И под ноги просто так
Как ковер ложатся!
Что за желтый снегопад?
Это просто ... (Листопад)

Льется он косой стеной
И стучит по нашим окнам.
Сам холодный, проливной,
А в саду беседки мокнут.
Лист осенний долго кружит,
Чтоб потом спуститься в лужу. (Осенний дождь)

 Ранним утром во дворе
Лед улегся на траве.
И весь луг стал светло-синий.
Серебром сверкает… (Иней)

Молоко над речкой плыло,
Ничего не видно было.
Растворилось молоко –
Стало видно далеко. (Туман) 


Носится, свищет.
Мечется, рыщет.
Где пробежит —
Листик дрожит.
Где пронесётся —
Дерево гнётся. (Ветер)

В ноябре деревья голы,
Мокнут садики и школы.
Рядом с капелькой-дождинкой
Вьется белая пушинка,
Мимо окон пролетает,
А потом на травке тает. 
(Первый снег, снег с дождем)

 На реке, и треск, и гром,
Это значит – ледолом.
На реке идет лед,
Это значит … (Ледоход)

 Под ногами все куда-то
Ускользает и плывет.
И смешно, и страшновато:
На дороге… (Гололед)

По очереди команды ответят на вопрос: Почему произошли такие изменения в неживой природе? За каждый полный ответ команда получает жетончик.

3) Игра. «Антонимы в предложениях –  «Скажи наоборот».  

(Читаю командам по очереди, если команда не отвечает, то ход переходит следующей команде. Правильно ответившая команда получает жетончик.)

Летом солнце яркое, а осенью … тусклое.
Ночи длинные, а дни … короткие.
Летом небо светлое, а осенью… темное.
Летом дожди теплые, а осенью …
Летом тучки ходят высоко, а осенью …
Летом деревья стоят одетые в зеленую листву, а осенью …
Летом птицы заботятся о своих птенцах, а …
Сейчас осень ранняя, а потом будет …
Летом люди одеваются легко, а осенью …
Летом дети отдыхают, купаются, загорают, а осень …
Весной овощи сажали, а осень  …

5.Явления в живой природе. (приложение 5)

1) Игра «Отгадай загадку»

По очереди командам читаю загадку, отгадку и жетончик получает та команда, которая дала правильный ответ. В отгадке отмечаем явления в природе осенью.

Он берлогу убирает,

И постельку устилает,

Чтобы было крепко спать,

Лапу до весны сосать. (Медведь)

Кто по елкам ловко скачет

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет,

Сушит на зиму грибы? ( Белка)

Повыше кошки рост,
Живет в норе, в лесу. 
Пушистый рыжий хвост,
Все знаем мы... (лису)

Осень в щель заберётся,

А весной проснётся…..

Мчится без оглядки,

Лишь сверкают пятки.

Мчится что есть духу,

Хвост короче уха.

Всех зверёк пугается,

Под кустом спасается. ( Заяц)

В стаи собираются,

К морю направляются,

А весной вернутся к нам,

Будут песни тут и там. (Птицы)

2) Игра «Распредели животных в три группы».

Проверим, как  запомнили из экскурсии и правильно отметили явления в живой природе в загадках.

Выходим к доске и раздвигаем картинки животных по данным признакам.

1-ая команда:

- Назовите животных?

 Кто из этих животных (картинки животных – еж,

медведь, белка, волк) осенью залегает в спячку и проспит до весны?

2-ая команда:

- Назови птиц.

Кто из них не улетает осенью на юг?

( картинки птиц: воробей, грач, ласточка, гуси, сорока)

3-я команда:

- Кто из этих животных меняет на зиму шубку? (картинки: лиса, волк, заяц, белка)

Почему?

Команды по очереди формирует ответ на задание: изменения в живой природе. Почему так происходит? За без ошибочную работу команда получает жетончик.

6. Физминутка. Дидактическая игра «Какого цвета осень?»

        Учитель бросает мяч по очереди командам и называет любой цвет. (Дети играют стоя). Игрок, получивший мяч, должен быстро сориентироваться и назвать любой предмет указанного цвета и сразу же перебросить мяч обратно ведущему.
Если игрок не успел быстро отреагировать и отдать мяч или не успел дать ответ на вопрос в течение нескольких секунд, он выходит из игры (садится на место).

V . Рефлексия.

1.Игра.  «Разгадай кроссворд»  (приложение 6)

В течение всей работы вы отмечали осенние изменения, сейчас покажите свои наблюдения в самостоятельной работе «КРОССВОРД». Безошибочная работа получает жетончик.

http://kladraz.ru/upload/blogs/2815_b446a857b4eb196445dd90a3054bc2dd.jpg


По горизонтали:
1.Явление природы, когда с деревьев опадают листья.
2. Птицы, которые улетают на юг.
3. Дерево, плоды которого горят огнем.
4. Что меняют осенью зайцы.

По вертикали:
5. Лесной осенний урожай.
6. Елка, которая сбрасывает иголки.
7. Время года, когда природа одевается в яркую одежду.
8. Несъедобный гриб.

9. Частое явление природы осенью.

Ответы
По горизонтали:
1.Листопад
2. Перелетные
3. Рябина
4.Шуба

По вертикали:
5. Грибы
6. Лиственница
7. Осень
8. Поганка
9. Дождь 

2.Игра.  «Заполни таблицу». (приложение 7)

Покажем свои наблюдения в следующей игре «Заполни таблицу»

Команды по очереди передвигают «Явление природы» в нужную колонку таблицы. За правильный ответ команда получает жетончик.

Явления

неживой природы

Явления

живой природы

ЛЕДОСТАВ

СОЗРЕВАНИЕ ГРИБОВ И ЯГОД

СНЕГОПАД, МЕТЕЛЬ, БУРАН.

ИСЧЕЗНОВЕНИЕ НАСЕКОМЫХ

ТАЯНИЕ СНЕГА

ОТЛЁТ ПТИЦ В ТЁПЛЫЕ КРАЯ

ИНЕЙ

ИЗМЕНЕНИЕ ОКРАСКИ ШКУРКИ ЗАЙЦА

ЗАТЯЖНЫЕ ДОЖДИ

ЗИМНЯЯ СПЯЧКА МЕДВЕДЯ

ЗАМОРОЗКИ

ОПАДЕНИЕ ЛИСТВЫ

3.Формирование выводов к  вопросам, поставленным в начале урока.

1) Ответы на вопросы урока.

Капитан команды берёт карточку со стола с вопросом. Отвечает сам, или даёт право любому члену команды  ответить на вопрос. За правильный ответ команда получает жетончик.

1.Осенние явления в неживой природе.

2.Осенние изменения в живой природе.

3. Связь осенних явлений в неживой и живой природе.

2)Сообщение на Д/Р «Исследовательская работа: «Как солнце влияет на осенние изменения в неживой и живой природе? Почему?»

 Вам было дано задание дома провести исследовательскую работу и подготовить ответ на вопросы.

Ответ должен быть коротким и чётким. (жетончики)

(Команда выбирает товарища, который даёт ответ на этот вопрос. Один член команды выходит к доске и делает сообщение. Остальные члены команды могут дополнить ответ.

(До 23 сентября день длиннее ночи, но всё же намного короче, чем летом. 23 сентября – день осеннего равноденствия . После 23 сентября дни становятся короче, а ночи длиннее. С каждым осенним днём становится всё холоднее. Земля получает всё меньше солнечного света, поэтому в природе происходят значительные изменения: деревья сбрасывают листву, насекомые исчезают, из-за нехватки питания перелётные птицы отправляются в тёплые страны, звери готовятся к долгой зиме. Многие звери впадают в спячку, т.к. зимой для них нет пищи.)

3) Подведение итогов конкурсной программы. (приложение 8)

В течение всей нашей конкурсной программы команды получали жетончики. Пришло время узнать победителя.

Подсчитываются жетончики. Определяется место, которое заняла команда. Каждая команда награждается дипломом.  Я  считаю, что мы поработали хорошо. А вы как считаете?  Выберите смайлик, который отражает ваше настроение …

Всем спасибо! Вы молодцы!

  1. Домашнее задание.

Д/з: у.с.3639, т.с.20 №2,3.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока окружающего мира по теме: "В гости к осени" 2 класс

Материал содержит технологическую  карту  урока, составленную в соответствии с требованиями ФГОС, презентацию к уроку, подробную инструкцию по организации групповой и парной работы....

Интегрированный урок окружающего мира и литературного чтения, 3 класс, "Осень в гости нас зовёт"

Потребность в возникновении интегрированных уроков объясняется рядом причин.Интегрированные уроки развивают потенциал самих учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмы...

Урок окружающего мира 2 класс "В гости к осени"

Конспект окружающего мира во 2 класе. Плешаков. В гости к осени....

Технологическая карта к уроку окружающего мира по теме "В гости к осени" 2 класс

Технологическая карта к уроку окружающего мира по теме "В гости к осени" предназначена для обучающихся 2 класса...

Тест по окружающему миру по теме " В гости к осени" . 2 класс. УМК "Перспектива"

Тест по окружающему миру по теме " В гости к осени" . 2 класс. УМК "Перспектива"...

Технологическая карта по окружающему миру на тему "В гости к осени" 2 класс УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с характерными признаками осени в неживой природе, показать связь между живой и неживой природой; расширение знаний об осенних изменениях в жизни...