Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса
рабочая программа по окружающему миру (1 класс)

Пудченко Ольга Васильевна

Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okruzhayushchiy_mir.doc260.5 КБ

Предварительный просмотр:

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДАЮ

на заседании ШМО

Заместитель директора по УВР

Директор МКОУ «СОШ  № 17»

Протокол №

__________________________

___________Нога Е.В.

от «__»________ 20__ г.

«___»____________ 20___ г.

Приказ от _____.20__г. №

Рабочая программа

     Наименование учебного предмета____Окружающий мир __

     Класс___1 А____________________________________

     Уровень общего образования начальный

     Учитель _Пудченко Ольга Васильевна    _

     Срок реализации программы, учебный год________2018-2019 уч.г._______

     Количество часов по учебному плану

     всего  66   час.  в год; в неделю  2    час

    Планирование составлено на основе  авторской программы   «Окружающий мир», Автор: А.А.Плешаков 2011г.

    Рекомендовано Министерством образования и Науки Российской Федерации

                                         (название, автор, год издания, кем рекомендовано)

Учебник:   «Окружающий мир» А.А.Плешаков, 2 части  М. Просвещение, 2017г., ФГОС

    Рабочую программу составил (а)                                         Пудченко Ольга Васильевна _______________________________________________________________________________________________

подпись                                                                      расшифровка  подписи

  Пояснительная записка

Примерная учебная программа по предмету «Окружающий мир» призвана обеспечить возможности вариативной реализации содержания образования. Она создана на основе Требований к результатам освоения основных образовательных программ начального общего образования.

Примерная программа регулирует педагогический процесс и конкретизирует содержание образовательного стандарта с учетом стратегических целей системы образования, межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.

Важнейшие задачи образования в начальной школе (формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуляции) реализуются в процессе обучения всем предметам. Однако каждый из них имеет свою специфику.

Чтение, русский язык и математика создают фундамент для освоения всех остальных предметов как минимум тем, что обучают детей чтению, письму и счёту. Ядром рационального постижения мира всегда была система наук, изучение которой составляет основу школьных программ в основной и старшей школе как по числу предметов, так и по числу часов. Предмет «Окружающий мир» на базе умений, полученных на уроках чтения, русского языка и математики, приучает детей к целостному интегральному рациональному (умопостигаемому) постижению окружающего мира, готовит их к освоению основ знаний в основной школе, а в отношении развития личности, её воспитания играет не меньшую, если не большую роль по сравнению с остальными предметами.

Предмет «Окружающий мир» - это основы естественных и социальных наук.

Цель курса окружающего мира в начальной школе – осмысление личного опыта и приучение детей к рациональному постижению мира.

Несистематизированные отрывочные знания можно использовать лишь для той цели, для которой они предназначены. В современном быстро меняющемся мире перед человеком встаёт множество неожиданных, новых задач, к которым невозможно подготовиться заранее. В неожиданной ситуации может быть полезна целостная система знаний, а ещё в большей степени – сформированное умение постоянно систематизировать приобретаемую информацию и обнаруживать новые связи и отношения.  Наука – это образцовый пример системы знаний, построенный на рациональной основе.

Знакомство с началами наук даёт ученику  ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми.  Предмет «Окружающий мир» создаёт фундамент значительной части предметов основной школы: физики, химии, биологии, географии, обществознанию, истории. Это первый и единственный предмет в школе, рисующий широкую палитру природных и общественных явлений. В дальнейшем этот материал будет изучаться на различных предметах. Поэтому именно в рамках данного предмета удаётся решать проблемы, например, экологического образования и воспитания.

Специфика осмысления опыта современным ребёнком состоит в том, что его опыт необычайно широк, но в значительной степени виртуален, то есть получен не путём непосредственного общения с окружающим миром, а опосредованно, через средства массовой информации и прежде всего телевидение. Роль виртуального опыта в дальнейшем будет только возрастать за счёт широкого распространения компьютера, Интернета.

Телевидение не ориентировано на систематическое детское образование, хотя и становится главным «окном» в окружающий мир. Поэтому, не имея возможности противостоять негативным влияниям виртуального опыта, школа должна по возможности его использовать для образовательных целей и организовать освоение виртуального мира школьниками. Поэтому роль предмета «Окружающий мир» весьма велика и возникает необходимость расширения его содержания, поскольку этот предмет должен давать ответы на разнообразные запросы детского опыта, в том числе и виртуального.

Осмысление личного опыта важно ещё и потому, что вводит в мир ученика ценностную шкалу, без которой невозможно формирование никаких целевых установок. Предмет «Окружающий мир» также помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к этому миру.

Общая характеристика учебного предмета

Общая характеристика учебного предмета «окружающий мир»

Важнейшие задачи образования в начальной школе – формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в   основной школе; развитие умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; создание психолого-педагогических условий для индивидуального прогресса в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, в сфере саморегуляции с опорой на систему базовых культурных ценностей российского общества.  Эти задачи решаются в процессе обучения всем предметам. Однако каждый из них имеет свою специфику.

Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, дает обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях. Цель изучения курса в начальной школе – формирование целостной картины мира  и осознание места в нем человека на  основе единства  рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком  личного опыта общения с людьми, обществом и природой.

Используя для осмысления личного опыта ребенка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс   вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Предмет «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, готовит поколение нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, ориентированных как на личное благополучие, так и на созидательное обустройство родной страны и планеты Земля.  

Значение курса «Окружающий мир» состоит в том, что в ходе его изучения учащиеся овладевают основами практикоориентированных знаний о человеке, природе и обществе. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента  экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей – умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни, т.е. освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому курс в отношении развития и воспитания личности играет значительную роль наряду с другими предметами начальной школы.

Существенная особенность курса состоит в том, что в нем заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному  постижению окружающего мира.

Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях дает ученику  ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти свое место в ближайшем окружении, попытаться прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем свое личное и социальное благополучие.  Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин.  В рамках же данного предмета, благодаря интеграции естественнонаучных и социально-гуманитарных знаний,  могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника, решены задачи экологического образования и воспитания, формирования  системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создает прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.

Основные содержательные линии предмета «Окружающий мир» определены стандартом начального общего образования второго поколения и представлены в примерной программе содержательными блоками: «Человек и природа», «Человек и общество». Курсивом дан текст, который обязателен для знакомства, но не обязателен для запоминания.

Описание места учебного предмета в учебном плане

В соответствии с федеральным базисным учебным планом курс «Окружающий мир» изучается с 1 по 4 класс по два часа в неделю. Общий объём учебного времени составляет 270 часов. Особое место занимают экскурсии и практические работы. Их необходимый минимум определён по каждому разделу программы. Экскурсии включают наблюдения, практические работы: наблюдения, опыты, измерения, работу с готовыми моделями, самостоятельное создание несложных моделей.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Ценность жизни –  признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира  частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.  

Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России  от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.

Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма  одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России,  народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Ценность человечества  осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

1-й класс

Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе является формирование следующих умений:

  • Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях  отмечать конкретные поступки, которые можно  оценить как хорошие или плохие.
  • Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.
  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
  • В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, какой поступок совершить.

Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, обеспечивающие 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру.

Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
  • Проговаривать последовательность действий на уроке.
  • Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
  • Учиться работать по предложенному учителем плану.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса  на уроке.

Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от  уже известного с помощью учителя.
  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться  в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса.
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие  тексты, называть их тему.

Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, обеспечивающие 1-ю линию развития – умение объяснять мир.

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).
  • Слушать и понимать речь других.
  • Выразительно читать и пересказывать текст.

Средсвом формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).

  • Совместно договариваться о  правилах общения и поведения в школе и следовать им.
  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Средством формирования этих действий служит работа в малых группах (в методических рекомендациях дан такой вариант проведения уроков).

Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе является сформированность следующих умений.

1-я линия развития – уметь объяснять мир:

  • называть окружающие предметы и их взаимосвязи;
  • объяснять, как люди помогают друг другу жить;
  • называть живые и неживые природные богатства и их роль в жизни человека;
  • называть основные особенности каждого времени года.

2-я линия развития  – уметь определять своё отношение к миру:

  • оценивать правильность поведения людей в природе;
  • оценивать правильность поведения в быту  (правила общения, правила ОБЖ, уличного движения).

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

(270 час)

Основное содержание особых изменений не претерпело, это разделы: «Природа и человек», «Человек и общество», но внесли изменения: добавили  некоторые разделы и расширили темы. Курсивом выделили темы, которые предполагают давать только в ознакомительных целях, не для обязательного и подробного изучения.

Новое:

Звезды и планеты. Солнце — ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах. Хозяйство семьи. Родословная. Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет. Знакомство с 3—4 (несколькими) странами (по выбору): название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности.

Изучение родного края, города. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Уважительное отношение к своему и другим народам. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта.

Конституция — Основной закон Российской Федерации. Права ребенка.

Президент Российской Федерации — глава государства. Его функции.

Человек и природа

Природа – это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времен года, снегопад, листопад, перелеты птиц, смена времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.

Вещество – то, из чего состоят все природные объекты и предметы. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ.  Твердые тела, жидкости, газы.

Звезды и планеты. Солнце – ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля – планета; общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Важнейшие природные объекты своей страны, района. Ориентирование на местности. Компас.

Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времен года.

Погода, ее составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Предсказание погоды и его значение в жизни людей.

Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).

Водоемы, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Водоемы родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).

Воздух – смесь газов. Свойства воздуха.  Значение воздуха для растений, животных, человека.

Вода. Свойства воды. Состояния воды, ее распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека.

Полезные ископаемые родного края (2-3 примера), их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым.

Почва, ее состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека.

Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения (на примере своей местности). Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям.

Грибы: съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов. 

Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение животных (насекомые, рыбы, птицы, звери). Дикие и домашние животные (на примере своей местности). Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным.

Лес, луг, водоем – единство живой и неживой природы  (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные).  Взаимосвязи в природном сообществе (на примере своей местности): растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества.

Природные зоны России: общее представление; основные природные зоны (растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы).

Человек – часть природы. Зависимость жизни человека от природы.

Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, ее значение, отдельные представители растений и животных Красной книги.

Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Правила измерения температуры тела человека. Телефоны экстренной помощи. Первая помощь при легких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве.

Человек и общество

Общество – люди, которых соединяет общая культура и которые связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели.

Человек – член общества. Человек – создатель и носитель культуры. Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах.

Семья – самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Хозяйство семьи. Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Культура общения. Взаимоотношения человека с другими людьми. Уважение к чужому мнению. Главное правило поведения: «Веди себя по отношению к другому так, как бы ты хотел, чтобы он вел себя по отношению к тебе»), Забота о детях, престарелых, больных – долг каждого человека.

Младший школьник. Школьник и его жизнь в школе. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Классный, школьный коллектив, совместная учеба, игры, отдых.

Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах.

Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня.

Личная гигиена школьника. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья.

Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоеме в разное время года. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой.

Значение труда в жизни человека и общества. Профессии людей.

Общественный транспорт. Транспорт города или села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом. Средства связи: почта, телеграф, телефон.

Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет.

Наша Родина – Россия, Российская Федерация. Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция – Основной закон Российской Федерации. Права ребенка.

Президент Российской Федерации – глава государства.

Праздник в жизни общества. Новый год, Рождество, День защитника Отечества, 8 марта, День весны и труда, День победы, День России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции.

Россия на карте; государственная граница России.

Москва – столица России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение на карте.

Города России. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I – Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.), города Золотого кольца России (по выбору).

Россия – многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Уважительное отношение к своему и другим народам.

Родной край – частица России. Родной город (село), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Особенности труда людей родного края, профессии. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края.

История Отечества. Счет лет в истории. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох. Охрана памятников истории и культуры.

Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов на Земле. Знакомство с 2-3 странами (с контрастными особенностями): название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности.

Тема урока

Планируемый результат

Виды деятельности

Кол-во часов

Стр.

Дата проведения

Предметные

Метапредметные

Задавайте вопросы.

Знать:

-понятия «учебник», «дополнительная литература»

Уметь:

-  находить ответы на вопросы, 

-  ориентироваться в учебнике.

Личностные:

- проявление интереса к содержанию курса «Окружающий мир»;

Регулятивные: 

-учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрациями учебника.

Познавательные: 

- ориентироваться  в учебнике (на развороте, в оглавлении); добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Общеучебные: ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от  уже известного с помощью учителя.

Логические:

- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и  группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

Коммуникативные:

 - слушать и понимать речь других.

Личностные: 

-добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

- проявление интереса к школьной жизни,

- в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, какой поступок совершить.

- дидактические игры;

- работа с символическими моделями при ознакомлении со структурой учебника;

- работа в парах при выполнении совместных заданий;

- выполнение индивидуальных заданий;

- ответы на вопросы;

- работа с информационными источниками (учебником).

1 ч.

с.3-8

4.09.18г.

Что и кто?(20 ч)

« Что  такое Родина?».

Экскурсия по школе №1

Знать: 

-знать название нашей с страны, её символику.

-название того места ,где живешь

-какие народы живут в России

Уметь:

-  находить ответы на вопросы, 

-  ориентироваться в ситуации.

-различать флаг и герб нашей страны.

Личностные:

-формировать любовь к природе и её взаимосвязи с человеком; воспитывать гордость за людей России,

- проявление интереса к прошлому, настоящему и будущему,

- совершенствовать свою речь.

Регулятивные: 

- принимать и сохранять учебную задачу и включаться в деятельность, направленную на её решение в сотрудничестве с учителем и одноклассниками

- в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Познавательные: 

- знать о своей Родине, крае, городе;

- называть представителей животного мира, условия обитания животных;

- ориентироваться  в учебнике (на развороте, в оглавлении); добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Общеучебные:

-ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от  уже известного с помощью учителя.

Логические:

- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и  группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

Коммуникативные:

 - слушать и понимать речь других.

- учиться  работать в парах и группе

- выражать в речи свои мысли и действия, понятные для партнёра.

с. 10-11

7.09.18г.

«Что мы знаем о народах России?».

Знать: 

-знать название нескольких народов России,

-чем они различаются,

-возможности и способы  общения людей,

Уметь:

-  выражать своё отношение;

1 ч.

с. 12-13

.

«Что мы знаем о Москве».

Знать: 

-что означает слова»Москва- столица России,

-какие достопримечатель

ности в Москве

Уметь:

-  находить ответы на вопросы.

- работать в паре,

-добывать информацию из др. источников.

1ч.

с. 14-17

Проект «Моя малая Родина»

Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы

Знать

- значимые достопримечательности своей малой родины;

Уметь

- находить в семейном фотоархиве соответствующий материал;

-составлять рассказ

1 ч

с.16-17

«Что у нас над головой?».

Знать: 

-название созвездий

-что такое солнце

Уметь:

-  наблюдать и сравнивать дневное и ночное небо, рассказывать о нём;

моделировать форму Солнца;

  созвездий;

 

1ч.

с. 18-19

«Что у нас под ногами?»

Практическая работа№1

Знать: 

-понятия « объекты живой и неживой природы»

-способы определения принадлежности предметов к разным группам.

-названия камней

Уметь:

-  находить ответы на вопросы, 

-различать гранит, кремень, известняк;

- использовать представленную информацию для получения новых знаний

-  ориентироваться в учебнике.

- отличать объекты неживой природы

1ч.

с. 20-21

«Что общего у разных растений?».

Практическая работа№2

Знать: 

-общие части растений;

-способы выделения групп различных объектов, способы очетания предметов.

Уметь:

-  находить , называть и показывать части растений, 

-  ориентироваться в учебнике.

1ч.

с. 22-23

«Что растёт на подоконнике?».

Практическая работа №3

Знать: 

-название нескольких комнатных растений;.

Уметь:

-определять комнатные растения с помощью атласа;

- находить известные комнатные растения в классе;

- ухаживать за комнатными растениями.

1ч.

с. 24-25

«Что растёт на клумбе?».

Экскурсия №2 на пришкольный участок

Знать: 

-названия нескольких растений клумбы, цветника.

Уметь:

-определять растения клубы с помощью атласа;

-   находить ответы на вопросы, 

-  различать признаки декоративных растений

-  ориентироваться в учебнике.

1ч.

с. 26-27

«Что это за лист?»

Экскурсия №3

«Лиственные деревья»

Знать: 

- названия несколько названий деревьев, которые растут возле школы

Уметь:

- определять название деревьев по листьям;

-находить ответы на вопросы, 

-  ориентироваться в учебнике, атласе-определителе

1ч.

с. 28-29

«Что такое хвоинки?».

Экскурсия №4

«Хвойные деревья»

Знать: 

-какие деревья называются лиственными и хвойными.

-что такое хвоинки;

Уметь:

- сравнивать сосну и ель

- строить свой рассказ по плану

-  находить ответы на вопросы, 

-  ориентироваться в учебнике, тетради

1ч.

с. 30-31

«Кто такие насекомые»

Знать: 

- понятие «Насекомые»,

каких животных называют насекомыми;

- основной признак насекомых

Уметь:

-определять название насекомых

- приводить примеры представителей разных групп животных (2–3 представителя из изученных

-  находить ответы на вопросы, 

-  ориентироваться в полученной работе.

1ч.

32-33

«Кто такие рыбы?»

Знать: 

-понятие «рыбы»

- о классификации представителей этой группы

-название нескольких речных и морских рыб;

Уметь:

-различать группы животных и  условиях их обитания;

-описывать рыбу по плану

-  находить ответы на вопросы, 

-  ориентироваться в учебнике.

1ч.

с. 34-35

«Кто такие птицы?».

Практическая работа№4

Знать: 

-понятие «птицы»

-основные признаки птиц;

Уметь:

-  находить ответы на вопросы, 

-определять птиц и описывать по плану

-  ориентироваться в учебнике.

1ч.

с. 36-37

«Кто такие звери?».

Знать: 

-понятие «животные», «млекопитающие»

-называть основные признаки животных.

Уметь:

-приводить примеры зверей,

-узнавать их с помощью атласа-определителя;

-определять принадлежность животного к своей группе;

-  ориентироваться в учебнике.

1ч.

с. 38-39

« Что окружает нас дома?».

Знать: 

-ранее изученные понятия.

-на какие две группы можно разделить предметы домашней обстановки;

Уметь:

- приводить примеры предметов каждой группы;

-группировать предметы по их назначению;

-  находить ответы на вопросы, 

-  ориентироваться в полученной работе.

- выполнение индивидуальных заданий;

- ответы на вопросы.

1ч.

42-43

«Что умеет компьютер?».

Знать: 

-из каких частей состоит компьютер и ноутбук;

- что умеет компьютер;

Уметь:

- называть составляющие части компьютера и его операции( что умеет делать)

.

1ч.

с. 44-45

.

«Что вокруг нас может быть опасным?».

Знать: 

-ранее изученные понятия.

-что вокруг нас может быть опасным;

-понятия правила дорожного движения, функции основных участников движения

Уметь:

-  находить ответы на вопросы, 

-  ориентироваться в полученной работе.

- соблюдать законы улиц и дорог

1ч.

 46-47

«На что похожа наша планета?»».

Знать: 

-ранее изученные понятия.

-какую форму имеет наша планета, как она движется;

- понятие «глобус»

Уметь:

- выдвигать предположения, доказывать их

-  находить ответы на вопросы, 

-  ориентироваться в полученной работе.

- выполнение индивидуальных заданий;

- ответы на вопросы.

1ч.

48-49

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?»

Проверочная работа №1

Знать: 

-ранее изученные

Уметь:

-  находить ответы на вопросы, 

-  ориентироваться в предложенной литературе.

-Выполнять тестовые задания учебника;

.

1ч.

с. 50-54

Как, откуда и куда?(12 ч)

«Как живёт семья»».

Знать: 

- что такое семья;

- о роли родителей в жизни человека.

- имена и отчества членов своей семьи;

-семейные праздники;

Уметь:

-  находить ответы на вопросы, 

-  называть членов своей семьи по имена и отчествам .

Личностные:

- проявление интереса к содержанию курса «Я и мир вокруг»,

 самостоятельность, настойчивость в достижении цели; оценивание усваиваемого содержания

Регулятивные: 

-принимать и сохранять учебную задачу и активно включаться в деятельность; определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; способность к мобилизации сил и энергии; способность к преодолению препятствий

- составлять план решения проблемы (задачи) самостоятельно, совместно с учителем.

Познавательные: 

- находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

- провордить опыты с водой, снегом и льдом

Общеучебные: 

- ориентироваться в своей системе знаний;

Логические:

- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и  группировать факты и явления; определять причины явлений, событий при изучении данного раздела

Коммуникативные:

-  донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы

- дидактические игры;

- работа в парах при выполнении совместных заданий;

- ответы на вопросы;

- работа с информационными источниками (учебником)., атласом определителем

1ч.

с. 56-57

«Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?».

Практическая работа№5

Знать: 

-свойства воды

Уметь:

-  находить ответы на вопросы, 

-  выполнять изученные правила

1ч.

с. 60-61

«Откуда в наш дом приходит электричество?».

Знать: 

-обобщённое понятие об электричестве

- правила обращения с электроприборами.

Уметь:

-  находить ответы на вопросы.

-отличать электроприборы от других бытовых предметов, не использующих электричество;

1ч.

62-63

«Как путешествует письмо?».

Знать: 

-понятия «отправитель», «адресат»;

-виды почтовых отправления.

Уметь:

-  различать виды почтовых отправлений 

-рассказывать по схеме о путешествии письма,

-проводить взаимопроверку;

-находить ответы на вопросы, 

1ч.

64-65

«Куда текут реки?»

Практическая работа№6

Знать: 

-понятия «природного богатства»

- названия больших рек, их значение в жизни человека

Уметь:

-  познавать окружающий мир;

- находить ответы на вопросы, 

-  выражать бережное отношение к природе.

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

- сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку;

1ч.

с. 66-67

«Откуда берётся снег и лёд?».

Практическая работа№7

Знать: 

-понятия «трёх состояний тел»,

- форму снежинок и отображать её в рисунках;

Уметь:

-  использовать свой опыт наблюдений и на этой основе делать выводы, 

-  ориентироваться в учебнике.

1ч.

68-69

«Как живут растения?».

Практическая работа№8

Знать: 

-ранее изученные понятия.

-что растения живые;

-этапы жизни растений;

- что необходимо для жизни растений;

-как ухаживать за растениями

Уметь:

-  находить ответы на вопросы, 

-  ориентироваться в полученной работе.

- ухаживать за комнатными растениями

1ч.

70-71

« Как живут животные?»

Знать: 

-понятия «живые существа»,  

-что необходимо для жизни животных;

-как нужно ухаживать за животными из живого уголка

Уметь:

-  объяснять мир, своё отношение к природе, миру,

-  наблюдать  события в природе,

- ориентироваться в учебнике.

1ч.

с. 72-73

«Как зимой помочь птицам?».

Знать: 

-ранее изученные понятия.

-зимующих птиц в наших краях;

-как можно сделать кормушку;

-какой нужен корм

Уметь:

-  находить ответы на вопросы, 

-  ориентироваться в полученной работе

-подтверждать свои ответы примерами

1ч.

с .74-75

«Откуда берётся и девается мусор?».

Знать: 

- о происхождении мусора, понятии «отходы», правильном обращении с мусором, пищевыми отходами в домашних условиях

Уметь:

-сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку;

- выполнять правила поведения в природе

1ч.

с. 78-79

«Откуда в снегах грязь?».

Знать: 

-  источники загрязнения нашей планеты и способы защиты её от загрязнений.

-распространение загрязнений в окружающей среде -как сделать Землю чище

Уметь:

-  находить ответы на вопросы, 

-  ориентироваться в учебнике,

- выражать бережное отношение к окружающему миру. 

 

1ч.

с. 80-81

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?»

Проверочная работа №2

Знать: 

-основные понятия и определения по теме

Уметь:

-  находить ответы на вопросы, 

-  видеть взаимосвязи в природе, цепях питания.

- использовать приобретенные знания

1ч.

с. 82-87

Где и когда?  (11 ч)

«Когда учиться интересно?»

Проект «Мой класс и моя школа»

Знать: 

-понятия «учебник», «дополнительная литература»

-Как одноклассники могут помогать друг другу

Уметь:

-  находить ответы на вопросы, 

-  различать признаки диких и домашних животных; декоративных растений.

Личностные:

-  Объяснять с позиции общечеловеческих ценностей необходимость изучения настоящего и прошлого человека

- потребность в общении с учителем и сверстниками, умение слушать собеседника

Регулятивные: 

-учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрациями учебника.

- формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой роли ученика.

-формирование положительного отношения к учению

Познавательные: 

-   добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем  словарях и энциклопедиях.

Общеучебные: 

-  перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать  самостоятельные  выводы.

Логические:

- сравнивать и  группировать факты и явления при изучении тем данного раздела; определять причины явлений, событий.

- анализ объектов с целью выделения признаков, синтез.

-установление причинно – следственных связей, представление цепочек объектов и явлений

Коммуникативные:

 - слушать и понимать речь других.

Личностные: 

-добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

- дидактические игры;

- работа с символическими моделями при ознакомлении с основными признаками, отличительными чертами изучаемых понятий;

- работа в парах при выполнении совместных заданий;

- выполнение индивидуальных заданий;

- ответы на вопросы;

- работа с информационными источниками (учебником, энциклопедией).

1ч.

с. 4-7

«Когда придёт суббота?».

Знать: 

-ранее изученные понятия.

Уметь:

-  находить ответы на вопросы, 

-  использовать приобретенные знания для установления связи между настоящим и будущим

-ориентироваться в полученной работе.

1ч.

8-9

«Когда наступит лето?».

Знать: 

-  понятия «лето», отличительные признаки лета,

-правила безопасного поведения в природе

-в какой последовательности сменяются времена года

-называть правильно месяцы

Уметь:

-  находить ответы на вопросы, 

-  объяснять мир.

- использовать приобретенные знания для установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе

1ч.

с. 10-11

«Где живут белые медведи?».

Практическая работа  (в парах)№9

Знать: 

-понятия «изменения в природе»,

- условия, необходимые для жизни животных

-холодные районы на Земле.

Уметь:

-  находить ответы на вопросы.

-находить на глобусе Северный Ледовитый океан и Антарктиду, характеризовать их, осуществлять самоконтроль;

рассматривать и сравнивать;

приводить примеры животных холодных районов;

1ч.

с. 12-13

«Где живут слоны?».

Знать: 

-ранее изученный материал.

-  условия, необходимые для жизни животных

-жаркие районы на Земле

Уметь:

-  находить  на глобусе жаркие районы

-приводить примеры животных этих районов

-  ориентироваться в полученной работе.

1ч.

14-15

« Где зимуют птицы?».

Знать: 

- условия, необходимые для жизни животных

-название зимующих птиц и перелётных;

Уметь:

-  находить ответы на вопросы, 

-  объяснять своё отношение к миру.

1ч.

с. 16-19

«Когда появилась одежда?»

Знать: 

- историю появления одежды и развития моды.

-зависимость типа одежды от погодных условий, национальных традиций и её назначения (деловая, спортивная, рабочая, домашняя, праздничная, военная

 Уметь:

-  находить ответы на вопросы.

- различать типы одежды в зависимости от её назначения, подбирать одежду для разных случаев;

- отличать национальную одежду своего народа от одежды других народов

 

1ч.

с. 20-21

«Когда изобрели велосипед?».

Знать: 

-ранее изученные понятия.

-историю появления и усовершенствования велосипеда.

-устройство велосипеда, разнообразие современных моделей (прогулочный, гоночный, тандем, детский трёхколёсный).

-правила дорожного движения и безопасности при езде на велосипеде

Уметь:

-  находить ответы на вопросы.

- сравнивать старинные и современные велосипеды;

- обсуждать роль велосипеда в нашей жизни;

 

1ч.

с .22-23

«Когда мы станем взрослыми?».

Знать: 

-ранее изученные понятия.

-профессии своих родителей;

-как время меняет человека

- что зависит от постопков

Уметь:

-  находить ответы на вопросы.

.

1ч.

24-25

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?»

Проверочная работа № 3

Знать: 

-ранее изученный материал.

Уметь:

-  находить ответы на вопросы, 

- выполнять тестовые задания учебника

-  ориентироваться в учебнике.

1ч.

с.26-30

Почему и зачем? (20 ч)

«Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью?»

Знать: 

-ранее полученную информацию.

-  что Солнце — ближайшая к Земле звезда.

-форму, цвет, сравнительные размеры звёзд.

-Созвездие Льва

Уметь:

-  находить ответы на вопросы, 

- использовать приобретенные знания для удовлетворения познавательных интересов о нашей планете,
-  ориентироваться в учебнике.

Личностные:

- проявление интереса к содержанию курса «Я и мир вокруг»;

Регулятивные: 

-учиться высказывать свое предположение в сложившейся ситуации.

Познавательные: 

- находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Общеучебные: 

- отличать новое от  уже известного с помощью учителя.

Логические:

- перерабатывать полученную информацию.

Коммуникативные:

 - слушать и понимать других.

Личностные: 

- в предложенных ситуациях, опираясь на полученные знания,  делать выбор, анализировать ситуацию.

- дидактические игры;

- работа в парах при выполнении совместных заданий;

- выполнение индивидуальных заданий;

- работа с информационными источниками (учебником, словарём, энциклопедией).

4ч.

45

«Почему луна бывает разной»

Знать

-что такое Луна

;почему выглядит по-разному;

-как люди изучают Луну

Уметь

-анализировать схемы движения Луны вокруг Земли и освещения её поверхности Солнцем; формулировать выводы о причинах изменения внешнего вида Луны;

моделировать из пластилина форму Луны;

рассказывать с помощью рисунков в учебнике об изучении Луны учёными

1 ч

35-36

46

« Почему идёт дождь и  дует ветер?»

Знать 

-понятие «осадки».

- причины возникновения дождя и ветра

- значение для человека

Уметь

-отмечать погоду в дневнике наблюдений

- объяснять причины возникновения дождя и ветра

1 ч

С .36-37

47

« Почему звенит колокольчик?»

Практическая работа№10

Знать

- разнообразие звуков в окружающем мире. -причина возникновения и способ распространения звуков.

– о необходимость беречь уши

Уметь

- анализировать рисунок учебника и передавать голосом звуки окружающего мира

- исследовать возникновение и распространение звуков;

С .38-39

48

« Почему радуга разноцветная?»

Знать

- цвета радуги.

-причины возникновения радуги

-считалочку-подсказку по перечислению цветов радуги

Уметь

-описывать чувства, возникающие при виде радуги;

-называть цвета радуги по своим наблюдениям и рисунку учебника;

С .40-41

49

«Почему мы любим собак и кошек?

Проект «Мои домашние питомцы

Знать

-как ухаживать за кошкой и собакой

- предметы ухода за домашними животными.

Уметь

- обсуждать наше отношение к домашним питомцам;

рассказывать по рисункам учебника об уходе за кошкой и собакой;

1 ч

С .42-43

50

« Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?»

Знать

- о разнообразие цветов и бабочек.

-о взаимосвязь цветов и бабочек.

- о необходимость сохранения природного окружения человека.

-Правила поведения на лугу 

Уметь

-выполнять правила поведения в природе

1 ч

с .46-47

2.04.19

51

«Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?»

Знать

-какие звуки природы можно услышать в лесу

-правила поведения в лесу

Уметь

-определять лесных обитателей по звукам, которые они издают; передавать голосом звуки леса;

1 ч

с .48-49

5.04.19

52

«Зачем мы спим?»

Знать

-зачем нужен сон;

-как готовиться ко сну

-люди каких профессий не спят ночью

Уметь

-правильно готовиться ко сну

- определять по рисункам профессии людей и рассказывать об их работе;

с .52-53

9.04.19

53

« Почему нужно есть много овощей и фруктов?»

Знать

-что такое витамины

- разнообразие и значение в питании человека

Уметь

- различать овощи и фрукты; группировать (классифицировать) их с использованием цветных фишек, осуществлять самопроверку

с .54-55

10.04.19

54

«Почему нужно чистить зубы и мыть руки?»

Знать

- правила сохранения и укрепления здоровья

Уметь

- обосновывать необходимость чистки зубов и мытья рук

с .56-57

12.04.19

55

«Зачем нам нужен телевизор?»

Знать

-средства связи и средства массовой информации

Уметь

- различать средства связи и средства массовой информации

с .58-59

16.04.19

56

«Зачем нужны автомобили?»

Знать

- наземный транспорт, их разнообразие и назначение.

-устройство автомобиля

Уметь

-классифициро

вать автомобили и объяснять их назначение

с .60-61

19.04.19

57

«Зачем нужны поезда?»

Знать

- наземный и подземный транспорт. Виды поездов в зависимости от назначения.

-Устройство железной дороги.

Уметь

- классифициро

вать поезда в зависимости от их назначения

с .62-63

22.04.19

58

«Зачем строят корабли?»

Знать

-  Виды кораблей в зависимости от назначения (пассажирские, грузовые, рыболовные, исследовательские суда, военные корабли). Устройство корабля

Уметь

- классифицировать корабли в зависимости от их назначения

с .64-65

23.04.19

59

«Зачем строят самолёты?»

Знать

-что такое  воздушный транспорт. Виды самолётов в зависимости от их назначения (пассажирские, грузовые, военные, спортивные). Устройство самолёта

Уметь

- классифициро

вать самолёты в зависимости от их назначения

-находить ответы на вопросы

-ориентироваться в учебнике

с .66-67

26.04.19

60

«Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности?»

Знать

- правила безопасности в автомобиле, в поезде и на железной дороге, а также в других средствах транспорта (автобусе, троллейбусе, трамвае

Уметь

-обобщать сведения о транспорте, полученные на предыдущих уроках;

обсуждать необходимость соблюдения правил безопасности в транспорте;

с .68-69

30.04.19

61

«Почему на корабле и в самолёте нужно соблюдать правила безопасности?»

Знать

-Правила безопасности на водном и воздушном транспорте.

-Спасательные средства на корабле и в самолёте

Уметь

- работать в группе: знакомиться с правилами безопасности и спасательными средствами на корабле и в самолёте;

с .70-71

62

«Зачем люди осваивают космос?»

Знать

- сведений о космосе, полученных в течение года.

- цели полётов в космос,

-Ю.А. Гагарин — первый космонавт Земли,

-искусственные спутники Земли, космические научные станции

Уметь

- рассказывать об освоении человеком космоса, опираясь на иллюстрации учебника

- использовать приобретенные знания для удовлетворения познавательных интересов,

с .72-73

63

«Почему мы часто слышим слово «экология»?»

Знать

- о взаимосвязи между человеком и природой.

-чему учит экология

 Уметь

-находить в тексте учебника ответы на вопросы;

приводить примеры взаимосвязей между человеком и природой;

с .74-75

64

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Почему и зачем?»

Проверка знаний и умений. Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений —Выполнять тестовые задания учебника;

выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами;

обсуждать выступления учащихся;

с .76-83

65-66

Презентация проекта

 «Мои домашние питомцы»

Итого:

66 ч


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс по программе "начальная школа XXI века"

Рабочая программа окружающий мир  4 класс  составлена на основе авторской программы «Начальная школа XXI века» под общей редакцией Н. Ф. Виноградовой,...

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе А.А. Плешакова

Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе А.А. Плешакова....

рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе "Школа России"

календарно-тематическое планирование по программе "Школа России"...

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Н.Ф.Виноградовой

Рабочая программа написана в соответствии с требованиями, соблюдена структура....

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Школа России

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Школа России...

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...