"Мир вокруг и под микроскопом"
методическая разработка по окружающему миру (2 класс)

Усова Валентина Викторовна

Данная работа представляет собой технологическую карту внеурочного занятия по экологии. Рассматривается роль плесени.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologichesuvya_karta_vneur._zanyatiya-2g.docx25.52 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта внеурочного занятия «Мир вокруг и под микроскопом» .

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Примечание

Настрой на работу

Здравствуйте, ребята! Я рада снова видеть вас. Давайте поделимся своими добрыми улыбками друг с другом и нашими гостями.

Приветствуют друг друга.

 

Вы любите узнавать новое? Кто хочет сегодня быть исследователем и открыть   необычное в обычном?

Тема занятия: Мир вокруг и…(Мир под микроскопом-закрыт знаками ???)

  

Стоят в центре кабинета

Рассаживаются по местам

Постановка проблемы

Ребята, кто догадался, чем мы сегодня будем заниматься в нашей лаборатории?

Затрудняетесь? Ничего страшного. В ходе работы мы обязательно сможем ответить на этот вопрос.

Ответы детей.

На прошлом занятии мы с вами начали эксперимент: рассмотрели вареную морковь и свеклу в пакете, но ничего подозрительного не заметили.

Рассмотрели кусочек белого хлеба. Вспомните, какой он был?

Слушают.

Ответы детей.

  Мы хотели с вами узнать, что с ними может произойти.

 

Давайте посмотрим, что же там сейчас?  (рассматривают контейнеры с плесенью)

Откуда она взялась?

Рассматривают плесень. Ответы детей.

Ребята, что вы уже знаете про плесень? А что хотите узнать?

 

(Что такое плесень? Как она появляется? Как выглядит?)

Ответы детей.

Выдвижение гипотезы

А как вы думаете: она вредная для организма или полезная? А для природы? Попробуем проверить !?

Предположения. плесень бывает разная: и вредная и полезная.

Выявление фактов и их

Ребята, зачем здесь стоят микроскопы!?

(Чтобы лучше с ней познакомиться)

Правильно ли стоит прибор? Кто напомнит нам правила работы с ним?

 Рассмотрите сначала микропрепарат с плесенью без микроскопа. А теперь- под микроскопом.

Ответы детей.

обсуждение

Можете работать сидя или стоя, кому как удобнее. Если кому будет нужна моя помощь, поднимите руку (или обратиться за помощью к товарищу)

Ребята, чтобы помочь себе лучше работать дальше, поможем нашим глазам:

Глазки крепко закрываем

Дружно до пяти считаем

1-2-3-4-5

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем

А теперь зарисуйте плесень на листочке (пол- листа А4) так, как вы ее видите.

Поделитесь своими впечатлениями, что же вы увидели?

Посмотрите, как выглядит плесень у вашего товарища (встают и рассматривают плесень у ребят своей группы).

А сейчас тихонечко подойдем к доске и прикрепим свои рисунки (магнитами)

Подумайте, какой вывод можно сделать, рассмотрев ваши рисунки?

(Рассматривали плесень на моркови и свекле, а выглядит она практически одинаково)

 

Физминутка

Рисуют

Вывешивают рисунки на доске

Ответы детей

Что вы не ожидали увидеть? Что для вас было удивительным?

Ответы детей

(Тонкие ниточки переплетаются, разветвляются, какие-то шарики.

Ребята, как вы думаете, какое слово скрывается под знаками ???

Ответы детей.

Конечно же - микроскоп. (открываю надпись- под микроскопом). Но, как видим, тайна темы урока еще сохраняется.

 

Посмотрите, как выглядит эта плесень при сильном увеличении на рисунке (рисунок гриба мукора на доске)

А хотите сами прямо сейчас рассмотреть мукор при большом увеличении!?

Тогда тихонечко присядьте за свои рабочие места и установите объектив с синей полоской

Что вы увидели на этот раз!?

(тоже ниточки, шарики, только более крупные)

 

Забегая вперед, скажу, что плесень имеет клеточное строение. Это всего лишь одна сильно разросшаяся клетка.  Подробнее о ней вы будете узнавать на уроках окружающего мира и биологии.

Вы удивитесь, если я вам скажу, что плесень – это грибы!?  

Конечно это не те грибы, которые мы собираем в лесу под деревьями.   Кстати, давайте найдем привычные нам грибы. Слушайте загадки:

Тихо встанем, посмотрим, где же отгадки !? (слева-лисичка, прямо-подосиновик, справа-опята)

Если их найдут в лесу,

Сразу вспомнят про лису.

Рыжеватые сестрички

Называются…(лисички)

Я родился в день дождливый

Под осиной молодой.

Круглый, гладенький, красивый

С ножкой толстой и прямой(подосиновик)

 

Нет грибов дружней, чем эти,-

Знают взрослые и дети-

На пеньках растут в лесу,

Как веснушки на носу…(опята)

Ребята! Плесень – это микроскопические грибы! Что это значит? (их можно рассмотреть только под микроскопом).

  Ниточки, которые вы видели под микроскопом, называются- гифы, как и у грибов, которые мы только что находили.  Вы обратили внимание, на некоторых нитях висят «шарики» !? В них-  споры, с помощью которых грибы размножаются, другие нити – короткие. Они проникают в мякоть продукта, помогая плесени закрепиться. О чем это говорит?

(1-й мини-вывод)

(так разрастается, распространяется плесень по всей площади продукта)

Ответы детей.

Ответы детей.

Слушают.

Физминутка

Слушают.

Ответы детей.

А заметили, как изменилась плесень на моркови и свекле с начала эксперимента?  (она выросла, изменила цвет)

(2-й мини-вывод) Значит, плесень – это живой организм!

У старой плесени созревшие споры, они то и придают налету темный цвет.

Открываю полностью тему занятия. Справедливо такое название!?  Конечно.

Ответы детей.

 

 Ребята, где вы еще видели плесень?

 

Посмотрите, сколько плесени я обнаружила (показываю заплесневелые продукты: варенье, помидоры в банке, кусочек сыра, яблоко, лимон, кабачок.)

.

Какой вывод можно сделать из этого?

  1. (она разного цвета)

Ребята, на лимоне поселился другой плесневый гриб – пеницилл (рисунок гриба с надписью на доске)

  1. (она поселяется везде (можно сказать - всюду).

 Но прорастает плесень не всегда. Развиваться она будет только при определенных условиях: при повышенной влажности и когда тепло.

Как же нам защититься от нее?

 

(чтобы не образовалась плесень, регулярно делать влажную уборку, проветривать комнату.

Помните! При низких температурах плесень тоже распространяется, но только медленно. Повышенная влажность, нестерильность продуктов – идеальные условия для распространения плесени.

Растения, которые выделяют пахучие вещества, также задерживают развитие плесени, например, герань. (показать ее и дать понюхать) Очень хорошо, если у кого-то растет это растение. Помогает при этом лук и чеснок.

 

Ребята! А теперь вы сможете ответить на вопрос, заданный вначале занятия: почему плесень называют- загадочная?

(Появляется как бы внезапно, и этот пушок на самом деле-живой организм).

 Она вредна для организма или полезна? (конечно же, вредная, она портит продукты питания).

 Можно употреблять в пищу продукты с плесенью? (можно отравиться)

Да, плесневые продукты содержат около 100 веществ, которые вредны для организма, поэтому продукты с плесенью необходимо выбрасывать целиком. выделяет вредные вещества-

Однако, она может быть и полезной человеку. Из нее получают такое лекарство, как пенициллин (показываю). Вы слышали слово - антибиотики? Это вещества, которые угнетающе действуют на бактерии. Для этих целей специально выращивают плесень – пеницилл. Об этом ученые догадались в прошлом веке, в годы ВОВ. Во время войны, благодаря этому лекарству, удалось спасти огромное количество раненых фронтовиков.

На следующем занятии мы его будем с вами рассматривать под микроскопом.

Также есть специальные виды пеницилла, которые используют при производстве, так называемых благородных сыров-сыров с плесенью (полезной плесенью)

 

А это пакетик-лимонная кислота. Ее получают также из определенного вида пеницилла. Я ее люблю использовать при консервировании овощей. (маринованные огурцы, капуста)

 Ответы детей.

Рассматривают.

Ответы детей.

Ответы детей.

Слушают.

Ответы детей.

 Слушают.

Ответы детей.

Ответы детей.

 Как вы думаете, а зачем в природе существуют такие вредные организмы, как плесень?

Оказывается, плесень в природе участвует в разложении мусора. Трудно себе представить, что было бы, если бы мусор не разлагался.

Я предлагаю вам провести эксперимент: в 2 банки положим кусочек ткани, слегка присыпем землей и чуть-чуть сбрызнем водой. Одну банку закроем крышкой, а другую оставим открытой.

 

Можете уже сейчас предположить, что будет происходить со временем в этих банках!?

Ответы детей.

Слушают.

Слушают.

Ответы детей.

Ребята, что же мы узнали сегодня? Что смогли выяснить?

(Узнали, что плесень - это микроскопические грибы, которые могут быстро размножаются.

Выяснили, что плесень бывает разная: вредная и полезная.

Выяснили, какие условия любит плесень.

Поняли, что плесень может появиться всюду.

Ребята! Оглянитесь вокруг. Ничего лишнего в лаборатории не заметили!?

(игра: холодно – горячо, на подоконнике стоят детские игрушки: ведро, плита, стиральная машина).

А может быть они здесь кстати!?

Здесь тоже могут поселиться плесневые грибы. Но мы теперь знаем, как и почему появляются они, поэтому для нас плесень стала не такой уж и загадочной.

А сейчас мы составим памятку «Осторожно, плесень!» (крепят листочки на доску магнитами   и объясняют, почему надо соблюдать это правило)

1.Нельзя есть заплесневелые продукты (ими можно отравиться.)

2.Не покупать продукты впрок (они могут заплесневеть).

3.Фрукты, овощи хорошо вымыть, просушить, держать в холодильнике (они там дольше не портятся).

4.Регулярно проветривать комнату, делать влажную уборку, соблюдать чистоту (чтобы не образовалась плесень).

5.Помните! Плесневые грибки появляются на продуктах всегда (только не всегда развиваются. (прорастают).

Ребята, людям с какой профессией важно знать и помнить про плесневые грибы?

(продавец, повар, пекарь, фермер, биолог, химик, лаборант)

Наверно, правильнее будет сказать, любому человеку, не зависимо от его профессии.

Итак, на сегодня наша лаборатория закрывается. Плесень хранит еще много тайн, поэтому впереди у нас с вами еще много открытий!  Спасибо вам за работу.

 Ответы детей.

Ответы детей.

Ответы детей.

Прикрепляют листочки на ватман.

Ответы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Микроскоп"

Материал содержит картинки, презентацию, интерактивную игру по теме "Микроскоп"....

Применение цифрового микроскопа на уроках окружающего мира как средство развития познавательного интереса и формирования исследовательских навыков учащихся

Данный материал о том, как можно использовать цифровой микроскоп Digital Blue QX5  на уроках окружающего мира в начальной школе. Как с помощью цифрового микроскопа происходит погружение в таинств...

Возможности цифрового микроскопа

Возможности и использование цифровых ресурсов в обучении в рамках ФГОС...

Урок по окружающему миру с использованием цифрового микроскопа

Урок по окружающему миру для 1 класса по теме: "Свойства воды" с использованием цифрового микроскопа Digital Blue...

Использование лабораторного оборудования и цифрового микроскопа на уроках окружающего мира с целью вовлечения каждого ученика в активный познавательный и творческий процесс

Использование  лабораторного оборудования на уроках окружающего мира дает ощутимый дидактический эффект в плане мотивации, систематизации и углубления знаний учеников. В данной статье я постарала...

Мастер- класс по работе с цифровым микроскопом

«Формирование мотивации школьников к познанию окружающего мира, освоение ими доступных способов изучения  природы…» одни из приоритетных задач по Фгосам. Для их реализации школы оборудуют совреме...

Самоанализ видео-ролика "Цифровой микроскоп"

Самоанализ видео-ролика "Цифровой микроскоп"...