Главные вкладки

    Конспект урока окружающего мира "Золотое кольцо России" 3 класс
    план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

    Бойцова Татьяна Николаевна

    Конспект урока окружающего мира по теме "Золотое кольцо России" для 3 класса по УМК "Школа России"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл zolotoe_koltso_rossii.docx30.49 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект урока по окружающему миру 3 класс.

    Тема урока: Золотое кольцо России.

    Форма проведения занятия: урок – путешествие.

    Цель урока: познакомить младших школьников с городами, входящими в Золотое кольцо России, и их достопримечательностями.

    Задачи урока:

    1. Образовательные:
    • Создание условий для формирования у младших школьников понятия “Золотое кольцо России”;
    • Ознакомление школьников с достопримечательностями городов, входящих в “Золотое кольцо России”.
    1. Развивающие:
    • Развитие познавательных интересов учащихся, образного мышления, воображения, речи, их кругозора.
    1. Воспитательные:
    • Воспитание любви к Родине, интереса к ее культурно-историческому и духовному наследию.

    Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, презентация, доска.

    Ход урока

    1. Организационный момент
    1. Приветствие
    2. Проверка готовности к уроку
    3. Создание благоприятной обстановки
    1. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания
    • Проверка прошлого домашнего задания – задание 2, 3 страница 84 в учебнике – устно фронтальный опрос.

    Беседа с классом

    (Показ 1 слайда)

    • Итак, ребята, давайте с вами вспомним, какой раздел в учебнике мы начали изучать на прошлом уроке? (Путешествие по городам и странам).
    • А какую тему мы начали изучать? (Золотое кольцо России).
    • А как вы поняли, что называют “Золотым кольцом России”? (Это знаменитый на весь мир туристический маршрут по древним русским городам).
    • А какие города входят в Золотое кольцо России? (Сергиев Посад, Переславль – Залесский, Ростов, Углич, Ярославль, Кострома, Плёс, Иваново, Суздаль, Владимир).  

    (Показ 2 -3 слайдов)

    • Ребят, у меня вот тоже есть карта, но все названия городов на ней исчезли. Помогите мне, пожалуйста, их восстановить. Опираясь на карту в вашем учебнике на странице 86, покажите, где располагаются все города Золотого кольца.
    • С какими городами Золотого кольца мы уже успели познакомиться? (Сергиев Посад, Переславль – Залесский, Ростов).  

    Работа с учебником

    • Давайте закончим с вами путешествие по Ростову. Откройте учебник на странице 88, вспомните текст, который вы читали про Ростов на прошлом уроке.

     Вопросы по содержанию статьи:

    • Как этот город называли уже в давние времена?
    • Что названо самой замечательной частью города?
    • Как вы поняли, что такое финифть?
    • Пользуясь заданием в рабочей тетради, вспомните, о каких достопримечательностях данных городов мы говорили на прошлом уроке? (Сергиев Посад – Троице - Сергиева лавра; Переславль – Залесский – Горицкий монастырь; Ростов – Ростовский кремль).
    1. Продолжение работы по теме урока. Знакомство со следующими городами “Золотого кольца России”.

    (Показ 4 – 5 слайда)

    • Сегодня мы с вами будем путешествовать дальше по городам “Золотого кольца России”. И следующий город, который мы посетим – это город Углич. Этот древний русский город, был основан родственником княгини Ольги (княгиня, правившая Древнерусским государством с 945 до960 года после гибели мужа, Великого князя Киевского Игоря Старого) – Яном Плесковичем в 947 году. Углич стал известен по упоминаниям в летописях с 12 века. Его население составляет около 33 тысяч человек.

    Работа с учебником

    • Теперь, ребята, давайте обратимся к учебнику на странице 89. Самостоятельно прочитайте информацию об этом городе.

    Вопросы по содержанию статьи:

    • На какой реке располагается город Углич? (Волга).
    •  Откуда, возможно, произошло название этого города? (от слова “угол”. Река в этом месте изгибается).

    О каких достопримечательностях Углича упоминается в этом тексте? (Угличская гидроэлектростанция, часовой завод (Показ 6 слайда)).

    Работа в рабочей тетради

    • Теперь давайте обратимся к рабочей тетради. Продолжаем выполнять задания 1, 2 на странице 53 - 54. Найдите на карте, где располагается данный город, и подпишите его название.

    Физминутка

    (Показ 7 - 8 слайдов)

    • Из Углича мы отправляемся в Ярославль – самый крупный город Золотого кольца. Он был основан в 1010 году, т.е. в 11 веке, князем Ярославом Мудрым, имя которого и носит. Великий князь киевский Ярослав, который вошел в историю как Ярослав Мудрый, – выдающийся политический деятель XI века, учитель, автор первого кодекса законов Киевской Руси, основатель первой библиотеки Древней Руси. Он знал, что нельзя быть счастливым без просвещения, без веры. Потому при нём стали переводить церковные книги на славянский язык, чтобы русский народ стал просвещённым. Ярослав был родоначальником строительства церквей. Его население составляет почти 604 тысячи человек.

    Работа с учебником

    • Теперь обратимся снова к учебнику на странице 90. Давайте вместе прочитаем информацию о Ярославле. Чтение вслух по желанию.

    Вопросы по содержанию статьи:

    • На какой реке располагается город Ярославль? (Волга).

    О каких достопримечательностях Ярославля упоминается в этом тексте? ((Показ 9 слайда) Памятник Федору Григорьевичу Волкову, создавшему первый в России общедоступный театр в Ярославле).

    • Город Ярославль называют родиной чего? (Родиной русского театра).

    Работа в рабочей тетради

    • Теперь давайте обратимся к рабочей тетради. Продолжаем выполнять задания 1, 2 на странице 53 - 54. Найдите на карте, где располагается данный город, и подпишите его название.

    (Показ 10 - 11 слайдов)

    • Следующий город на Волге, в котором мы остановимся – это Кострома. Внимательно послушайте мой рассказ об этом городе. После рассказа я задам вам вопросы.

    Город был основан Юрием Долгоруким (великий князь, основатель Москвы) еще в 1152 г., в 12 веке. Тогда на этом месте была построена крепость. Позже вокруг нее стали образовываться поселения. Земли Костромы богаты древесиной (в наше время леса занимают 70% территории области). В Костроме непривычная планировка улиц: они веером расходятся от набережной Волги. Существует легенда, что когда императрица Екатерина 2 (правила в 18 веке) приказала перестроить город, то ее спросили, какой она хочет видеть Кострому. В этот момент императрица развернула веер. Вот город и сделали таким необычным. В той части города, где улицы сходятся, расположены старинные Торговые ряды (картинка страница 91). Примечательно то, что Кострома расположилась сразу на двух берегах реки Волги и реки Костромы. Именно поэтому основное транспортное сообщение – речное. На набережной Костромы расположено много причалов. Кострома считается центром ювелирного искусства, также родиной Снегурочки (потому что впервые образ Снегурочки создан был великим русским драматургом и писателем Александром Николаевичем Островским). (Показ 12, 13, 14 слайдов) К основным достопримечательностям относятся: музей деревянного зодчества (искусство строительства зданий); музей ювелирного искусства; беседка Островского - назвали в память о знаменитом драматурге Александре Островском потому, что в период своего пребывания в городе в апреле 1848 года он любовался прекрасным видом на Волгу примерно в этом месте (Александр Николаевич - русский драматург, писатель); Ипатьевский монастырь (православный мужской монастырь); терем Снегурочки и многое другое.

    Вопросы по содержанию текста:

    • Кем был основан город Кострома?
    • Чем богаты ее земли?
    • На берегах каких рек расположилась Кострома?
    • Центром какого искусства является Кострома?
    • Родиной кого называют этот город?

    Работа в рабочей тетради

    • Теперь давайте обратимся к рабочей тетради. Продолжаем выполнять задания 1, 2 на странице 53 - 54. Найдите на карте, где располагается данный город, и подпишите его название.

    1. Закрепление изученного материала

    (Показ 15 слайда)

    Фронтальный опрос:

    • Итак, ребята, напомните мне: по каким городам мы с вами сегодня путешествовали?
    • Какой город называют самым крупным городом Золотого кольца? (Ярославль)
    • Название какого города произошло, возможно, от слова “угол”? (Углич)
    • Какой город считается центром ювелирного искусства, также родиной Снегурочки? (Кострома)
    1. Подведение итогов урока
    • Домашнее задание: учебник страница 89 – 91 – перечитать. Страница 97 задание 2 (о городах Золотого кольца, которых мы изучили).

    По желанию: рассказать об одной из достопримечательностей города, с которым мы уже познакомились.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План-конспект урока окружающего мира в 3 классе, III четверть. Тема урока: Растения-производители

     Одним из способов повышения эффективности передачи и получения знаний является чередование разнообразных методик проведения занятий. В предлагаемом уроке важен не только результат творческого поиска,...

    Конспект урока окружающего мира, для 3 класса. Тема: «Золотое кольцо России»

    Знакомство детей с городами Золотого Кольца России Ростовом Великим и Ярославлем с их достопримечательностями...

    Конспект урока окружающего мира в 1 классе по учебнику А.А Плешакова «Окружающий мир» (УМК «Перспектива») "Мы помним наших земляков"

    Цели урока: формирование у учащихся знаний о знаменитых земляках, представлений о формах увековечивания памяти о соотечественниках в культурной традиции народов России и мира как великой духовной ценн...

    Конспект урока окружающего мира в 4 классе (Основная образовательная программа начального общего образования, авторская программа А. А. Плешакова «Окружающий мир», образовательная система «Школа России»).

    Тема урока: Звездное небо - Великая книга Природы. Цели: сформировать представление о звездах, познакомить с созвездиями как участками звездного неба; учить находить со¬звездия на звездной карте и в...