План-конспект урока
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

План-конспект урока по окружающему миру

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan-konspekt_uroka.docx28.35 КБ

Предварительный просмотр:

                   МБОУ «МОРДОВСКО-ПОЛЯНСКАЯ  ООШ»










                      ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА    

                                  Экология

                                     

                                      СОСТАВИЛА УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ:
                                                       КРИВОРОТОВА АЛЕКСАНДРА НИКОЛАЕВНА

                             

                                               2019-2020 учебный год

               

Тема: Что такое экология

Целидать понятие об экологии как науке, о взаимосвязях живых систем и неживой природы.

Планируемые результаты: учащиеся научатся обнаруживать взаимосвязи в природе, между природой и человеком; узнают, чем занимается наука экология, что называют окружающей средой; научатся анализировать, делать выводы, сравнивать.

Оборудование: рисунки коровы, клевера, кошки, шмеля; ножницы; клей.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания

1. Индивидуальное задание

— Закончи предложения.

• Группа живущих вместе близких родственников — ... (семья).

• Эмблема государства, города, рода, изображаемая на флагах, монетах, печатях, государственных и других официальных документах, —... (герб).

• Прикрепленное к древку или шнуру полотнище определенного цвета или нескольких цветов — ... (флаг).

• Население государства, страны —... (народ).

• Основная политическая организация общества, осуществляющая управление, охрану экономической и социальной структуры, — ... (государство).

2. Фронтальный опрос

— Дайте характеристику места, которое занимает человек в мире. (Каждый человек является членом своей семьи, принадлежит определенному народу, является гражданином какого-либо государства.)

— Сколько государств на Земле? Что имеет каждое государство?

- Послушаем, какие сообщения приготовили наши ученики о народах мира.

III. Самоопределение к деятельности

- Как вы думаете, как называется наука о связях между живыми существами и окружающей их средой? (Экология.)

Слово «экология» образовалось из двух греческих слов: «экос» — дом и «логос» — наука.

Берегите Землю. Берегите

Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на листьях повилики,

На тропинке солнечные блики…

Ястреба, парящего над полем,

Ясный месяц над речным покоем,

Ласточку, мелькающую в жите.

Берегите Землю! Берегите!

– Почему необходимо беречь Землю?

– Сегодня на уроке мы попробуем посмотреть на окружающий мир глазами ученого-эколога и подумаем над тем, насколько важно каждому из нас попытаться стать экологом.

Сегодня на уроке будем говорить об экологии.

IV. Работа по теме урока

1. Беседа

(Учитель по ходу рассказа прикрепляет на доску рисунки коровы, клевера, кошки, шмеля.)

В одном хозяйстве что-то плохо стали доиться коровы — мало молока давать. Да и молоко так себе, почти без сливок. Почему?

Потому что клевера, самого полезного, сытного корма для скота, мало.

Почему? Ведь клевером засеивали огромное поле!

Потому что клевер не уродился, опылять его цветки некому было — шмели пропали.

Почему?

Шмелиные гнезда мыши в земле разорили.

Что же делать?

Звать на помощь кошек. Кошки переловят мышей — расплодятся шмели: будет кому опылять клевер. Опылится клевер — появятся его семена. Клевер уродится — его накосят и накормят коров. И будет вдоволь молока, да какого вкусного, жирного!

- Какие связи в природе были нарушены? (Мыши разорили шмелиные гнезда, некому стало опылять клевер, клевера стало мало, коровам не хватает корма.)

Какой выход придумал человек? (Позвал на помощь кошек, которые переловили мышей.)

Так было когда-то. Но в наши дни кошки шмелей, к сожалению, больше не выручат. Нет, с мышами-то они по-прежнему справятся, но вот со стальными плугами, которые распахивают землю вместе со шмелиными гнездами, им не совладать. Ничего кошкам не поделать и с сенокосилками, после которых шмелям не остается на лугу ни цветка, ни былинки. Ведь не один же только клевер их кормит. Одно лечим, другое калечим.

- Какие связи в природе были нарушены? (Плуги трактора разрушают шмелиные гнезда. Сенокосилки скашивают всю траву так, что шмелям нечем питаться.)

Все мы – люди, звери, птицы, растения, микроорганизмы – живем на планете Земля. Это наш общий дом. Всем нам надо получать тепло и свет, дышать, есть, пить, где-то жить, заботиться о потомстве. За многие миллионы лет все виды животных и растений приспособились друг к другу и к окружающей их неживой природе. Возникли прочные связи. В природе установилось равновесие.

- В наше время это равновесие очень трудно сохранить. Как вы думаете, почему? Что может привести к разрушению этого равновесия?

Вывод: Равновесие сохраняется до тех пор, пока не нарушаются экологические законы. Поэтому то, что человек делает в природе, должно быть хорошо продумано. Если люди не задумываются заранее о результатах своих поступков в природе, они могут нанести ей очень большой вред.

2. Работа по учебнику

— Прочитайте текст на с. 24—25.

— Работая в парах, проследите по схеме основные события этой истории.

— Почему на острове появилось много крыс?

— Какие связи в природе были нарушены? (Растения — тараканы — ящерицы — кошки. Погибли кошки — расплодились крысы.)

— Что нужно было сделать, чтобы этого не произошло?

В природе все взаимосвязано. Поэтому то, что человек делает в природе, должно быть всегда хорошо продумано. Если люди не продумывают заранее свои поступки, они могут нанести природе непоправимый вред.

— Приведите примеры нарушения связей в природе.

— Что такое окружающая среда? (Все, что нас окружает и с чем мы связаны.)

— Прочитайте текст на с. 26—27.

— Что такое экология? Прочитайте определение.

V. Физкультминутка

Отдохнем с тобой, дружок.

Ставим дружно руки в бок.

Наклонились влево, вправо,

Влево, вправо, влево, вправо.

Потянулись мы на славу.

Сядем тихо, мой дружок,

И продолжим наш урок.

VI. Закрепление изученного материала

Выполнение заданий в рабочей тетради

№ 1 (с. 8-9).

— Прочитайте и выполните задание.

(После выполнения задания проводится самопроверка.)

— Что такое окружающая среда? (Это все, что окружает живое существо и с чем оно связано.)

— Что такое экология? (Наука о связях между живыми существами и окружающей их средой.)

— Поднимите руку, кто все выполнил правильно.

2 (с. 9).

— Прочитайте задание. Выполните его.

(После выполнения задания проводится взаимопроверка.) (Ответ: солнце, воздух, почва, клест, белка, лесная мышь.)

- Выполните усложненное задание: выберите растение и напишите, что составляет его окружающую среду.

(Учитель проверяет задание, оценивает его.)

3(с. 9).

— Прочитайте задание. Выполните его.

- Кого мы поместим на первый рисунок? (Кабана.)

- На второй? (Щуку.)

— А на третий? (Осьминога.)

— Почему надо сделать это именно так? Докажите. (Ответы учащихся.)

VII. Рефлексия Работа в парах

- Прочитайте первое задание в учебнике на с. 27. Приведите примеры связей каждой группы.

Ответ. Первая схема: Живое - неживое.

Неживые предметы оказывают влияние на живые организмы. Воздух, вода, свет и тепло солнца влияют на развитие живых организмов.

Живые организмы оказывают влияние на неживую среду. В лесу благодаря растениям больше влаги. Ветер распространяет семена растений.

Вторая схема:

Растения - животные.

Животные питаются растениями. Растения дают кислород, которым дышат животные. Третья схема: Природа человек.

Природа — это тепло, свет, воздух, вода и пища; радость открытий, доброта. Человек охраняет природу и уничтожает ее.

VIII. Подведение итогов урока

– Какое значение для всех живых организмов нашей планеты имеет экология?

Все, все на свете нам нужны!

И мошки не меньше нужны, чем слоны.

Нельзя обойтись без чудищ нелепых

И даже без хищников, злых и свирепых.

Нужны все на свете, нужны все подряд:

Кто делает мед и кто делает яд:

Плохие дела у кошки без мышки.

У мышки без кошки не лучше делишки.

И если мы с кем-то не очень дружны,

Мы все-таки очень друг другу нужны.

Домашнее задание

1. Учебник: прочитать текст на с. 26-28.

2. Индивидуальное задание: найти в библиотеке книги по экологии, прочитать выбранную книгу и подготовить по ней краткое сообщение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока по музыке по системе развивающего обучения Л.В. Занкова (Г.С. Ригина, 2012г. Учебник: Музыка. 2 класс) 25.10.2013г Урок № 7 2 класс Тема: «Сказочные образы в музыке Эдварда Грига».Учитель музыки Зайцева Т.Г.Межгорье Башкирия

План-конспектоткрытого урока по музыке по системе развивающего обучения Л.В. Занкова (Г.С. Ригина, 2012г. Учебник: Музыка. 2 класс) 25.10.2013гУрок № 72 классТема: «Сказочные образы в музыке Эдварда Г...

План-конспект интегрированного урока чтения и письма по теме "Наблюдения над парными согласными в конце слова" или "СКазка-ложь,да в ней намёк, добрым молодцам урок" (2 класс)

Интегрированный урок чтения и письма по теме "Наблюдения над парными согласными в конце слова" или "Сказка-ложь,да в ей намёк, добрым молодцам урок" даёт возможность на конкретном материале сказки "Ли...

План-конспект интегрированного урока музыки и живого мира в 1 классе для детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития. Тема урока: "Весенняя капель"

Тема: «Весенняя капель».Цели: развитие слухового восприятия, слуховой памяти, закрепление понятия «весна».Задачи: - повторение времён года (зима, весна), повторение признаков весны- развитие умения сл...

План - конспект открытого урока по физической культуре в 1 классе Тема урока: Баскетбол.

Тема урока: Баскетбол.Задачи:   1. Формировать у учащихся понятия: «строй», «шеренга», «колонна»,                    развивать внимание, монологи...

План-конспект открытого урока русского языка в 4 классе. Тема урока: «Правописание ударных и безударных окончаний имён прилагательных».

План-конспект открытого урока русского языка в 4 классе.Тема урока:«Правописание ударных и безударных  окончаний имён прилагательных»....