Проект «Потоки лавы, дожди из пепла…»
проект по окружающему миру (4 класс)

Богатова Ольга Львовна

Тема проекта выходит за рамки школьной программы начальной школы и помогает ребенку освоить знания, находящиеся на стыке разных  наук: географии, химии, технологии. Цель работы заключает в себе интерес детей младшего школьного возраста к загадочным процессам природы.

В процессе выполнения работы  изучается технология создания вулкана, создаётся его модель, демонстрируется  имитация вулканического извержения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_vulkan.pptx1.26 МБ
Файл proekt_potoki_lavy_dozhdi_iz_pepla.docx39.23 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальная научно-практическая конференция обучающихся образовательных учреждений Тарусского района памяти В.З. Власова и Н.В . Богданова Потоки лавы, дожди из пепла … Подготовили обучающиеся 4 Б класса МБОУ ТСОШ №1 имени Героя России М.Г.Ефремова Белый Максим и Аветян Нарек Руководитель: Богатова О.Л, учитель начальных классов

Слайд 2

Проблема…

Слайд 3

Цель: изготовить модель вулкана Задачи: и зучить литературу по данной теме с оздать действующую модель вулкана и провести эксперимент по извержению

Слайд 4

План работы I этап – поисковый IV этап – заключительный II этап – конструкторский III этап – технологический

Слайд 5

Извержение вулкана

Слайд 8

Литосферные плиты

Слайд 9

Восточно- Европей c кая платформа

Слайд 10

Изготовление «лавы»: 2 ст. л. соды 1 ст. л. жидкого моющего средства уксус краска

Слайд 11

Благодарим за внимание!



Предварительный просмотр:

Муниципальная научно-практическая конференция обучающихся образовательных учреждений Тарусского района памяти В.З. Власова и Н.В. Богданова

Проект

Потоки лавы, дожди из пепла

Предметная область: естествознание

 

                                               Таруса, 2017


Оглавление

I этап  поисковый        3

II этап – конструкторский        5

III этап – технологический        5

IV этап – заключительный        6

Список использованной литературы        8

Приложение        9


Порядок работы над проектом был следующим.

I этап  поисковый

На Земле ежегодно извергаются десятки вулканов.

Вулканы с древнейших времен несли угрозу человеку, разрушали цветущие города (Помпеи, Сен-Пьер), вызывали голод, влияли на климат планеты. Они во все времена зачаровывали людей своей удивительной мощью и ужасали непредсказуемыми извержениями. Сейчас не менее 500 млн. человек живут в зоне досягаемости поражающих факторов вулканической деятельности (г.г. Токио, Джакарта, Манила, Кито, Петропавловск-Камчатский и т.д.). Научились люди использовать вулканы и себе во благо. Поэтому наблюдение и изучение вулканических процессов остаются актуальными и в наши дни. Ими занимается наука вулканология. 

Проблема проекта

Дома с родителями мы смотрели телевизор. Шла передача о вулканах. Извержение вулкана выглядело жутковато, но очень красиво: из жерла летели искры, поднимались столбы дыма, по склонам сползала раскаленная лава.

В школе мы с ребятами обсуждали это явление, и я сказал, что хотел бы увидеть настоящий вулкан, а не по телевизору! Ребята сказали, что это очень опасно. И мы с Максимом задумались, а нельзя ли  увидеть извержение вулкана вблизи?

Цель:  изготовить модель вулкана

Задачи:

1.Изучить литературу по данной теме

2. Создать  действующую модель вулкана и провести эксперимент по извержению.

Мы заинтересовались процессом извержения вулкана. Мы узнали, что слово «вулкан» происходит от латинского слова «вулканос» — огонь, пламя. Вулкан – это образовавшееся естественным образом отверстие в земной коре, через которое раскаленная расплавленная порода, называемая лавой, а также газы, пар и пепел (то, что остается после полного сгорания какого-либо твердого вещества) вырываются наружу, часто в виде больших и шумных извержений или взрывов.

Строение вулкана.

Обычно вулкан представляет собой конусообразную гору и состоит из четырех частей: кратера, жерла, очага магмы и лавы.

Кратер – это чашевидное отверстие на вершине вулкана, через которое на поверхность земли выходит лава, пепел, пар и вулканические бомбы.

Жерло – это канал, по которому движется лава.

Очаг магмы – это расплавленная огненно-жидкая масса, возникающая в земной коре.

Лава – это излившаяся на поверхность магма. Температура лавы 750-1250 С. Скорость течения 300-500 м в час.

Чтобы узнать, откуда берется магма, сначала мы изучили строение нашей планеты.

Мы узнали, что Земля напоминает яйцо: сверху тонкая твердая скорлупа - земная кора, под ней находится вязкий слой горячей мантии, а в центре — твердое ядро.

Земная кора-это наиболее тонкий из слоев Земли. Если представить, что Земля имеет размер мяча, то земная кора-наклейка, вернее много наклеек рядом друг с другом. Оказывается, кора состоит примерно из 20 больших и малых плит, которые называются литосферными.

Внутри Земли из - за разности температур происходит постоянное движение мантии. Вместе с ней движутся и литосферные плиты. Они как бы плавают на поверхности вязкого, пастообразного расплавленного вещества-магмы. Слово магма и переводится с греческого как тесто или паста.

 При столкновении плит одна плита уходит вниз и начинает плавиться – превращается в магму. Магма поднимается к поверхности и накапливается в магматических очагах. Там она находится под давлением, так же как и газированные напитки в закрытой бутылке.

Газы, входящие в состав магмы, стремятся выйти наружу и поднимают магму по жерлу вулкана. Эти газы - горючие, поэтому они воспламеняются и взрываются в жерле вулкана. Через кратер вулкана наружу вырываются газы, пепел, раскаленные камни и магма.

Вулканы образуются на территориях, где проходят границы  плит, где происходит постоянное движение земной коры, что приводит к образованию трещин, вблизи которых образуется очаг магмы, которая изливается на поверхность.

А мы живем на платформе(Восточно- Европейcкой) – это устойчивый участок земной коры, неподвижный. Поэтому на нем не может образоваться трещина в земной коре и, таким образом, не может возникнуть вулкан.

Мы решили сделать  собственный вулкан. К тому же он гораздо безопаснее природного.
Таким образом, на первом этапе была выявлена потребность в выполнении проекта, поставлена цель работы, была собрана необходимая информация.

II этап – конструкторский

На следующем  этапе (конструкторском) мы анализировали и  обсуждали различные варианты моделей вулкана. Сначала мы выбрали пластилин как материал будущей модели, но оказалось, что пластилина нужно много, а это дорого. Тогда мы решили поработать с монтажной пеной, т. к. работать с ней несложно и легко придать нужный объём вулкану.

На втором этапе была выбрана конструкция модели.

III этап – технологический

На технологическом этапе мы выполняли практическую работу  согласно намеченному плану.

Дома совместными усилиями с родителями мы изготовили модель  вулкана. 

Нам понадобилось: 

монтажная пена, чистая пластиковая  бутылка, подставка, краски, жидкое моющее средство, питьевая сода, уксус, вода.

1.  Для подставки под модель мы взяли крышку от коробки, поставили  посередине пластиковую бутылку 1,5 л.

2.  Из монтажной пены соорудили горку вокруг бутылки. Следили, чтобы пена не попала в бутылку и не залепила горлышко. Можно придать горке форму вулкана со всеми мелкими деталями.

3.Раскрасили вулкан красками и дали высохнуть.

Затем мы приступили к изготовлению «лавы».

В нашем опыте мы использовали уксус – химическое вещество, довольно опасное  для здоровья человека. Поэтому опыт мы проводили под наблюдением родителей.

1.  Наполнили бутылку теплой водой почти доверху.

2.  Растворили в воде краску, чтобы получился красивый цвет.

3.Налили одну столовую ложку жидкого моющего средства.

4.  Добавили две столовые ложки соды.

5. Медленно влили в бутылку немного уксуса.

В результате по склонам вулкана потекла настоящая лава. Итак, мы сделали вулкан и смоделировали его извержение.

IV этап – заключительный

На заключительном этапе  в классе мы продемонстрировали свой продукт и провели эксперимент по извержению вулкана.

Мы считаем, что, несмотря на затраты, наша модель представляет ценность,  т.к. может стать наглядным пособием на уроках окружающего мира.


Выводы

Работа над проектом научила нас находить необходимую информацию, отбирать материал по определенной теме и выделять главное, развила творческие способности.

В практической части нашей работы была изучена технология создания вулкана, создана модель вулкана, продемонстрирована  имитация вулканического извержения.

Таким образом, цель нашей работы достигнута. Считаем, что модель вулкана может стать наглядным пособием на уроках окружающего мира, а в дальнейшем –географии. А главное достижение: расширение кругозора и повышение интереса к данной теме наших одноклассников.

Список использованной литературы

  1. Галенс Джуди, Пир Нэнси Книга ответов для почемучки: Пер. с англ. – Харьков: Книжный Клуб «Клуб Семейного Досуга», 2006.
  2. Сайт ПОЧЕМУчка. Ответы на вопросы для родителей и их детей.http://www.pochemu-chka.ru/chto-takoe-vulkan/, 19.12.2014
  3. Информационно-аналитический портал «Выживание»http://www.vigivanie.com/vigivanie-pri-izvergenii-vulkana/3425-vulkani.html, 26.12.2014
  4. Познавательный портал Clow.ru Статья «Современная вулканическая деятельность» http://clow.ru/a-zemlja2/1790.htm, 04.01.2015

Приложение

Слова ведущего

Здравствуйте, уважаемые зрители! Школьный канал  предлагает  посмотреть вам передачу  «Потоки лавы, дожди из пепла…». Сегодня у нас в гостях, вероятно, наши будущие учёные: Аветян Нарек и Максим Белый.

Расскажите, пожалуйста, как возникла идея этого проекта?

А что такое вулкан?

Расскажите о строении вулкана.

А откуда берется магма?        

Почему же происходит извержение вулкана?

Может ли произойти возникновение вулкана у нас?

Что вы делали на следующих этапах?

Почему вы решили использовать монтажную пену?

Расскажите, пожалуйста, что вам для этого было необходимо?

Видели ли вы настоящее извержение вулкана? А хотите увидеть?
Магма по жерлу рвется наружу,
Выход из кратера очень ей нужен.
Если проход на поверхность дан,
Значит, проснулся грозный вулкан.

Чему же научила вас работа над проектом?

Благодарим вас за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация проекта "Цветок дождей"

Проект, где обучающиеся 1 и 3 классов узнают о "цветке дождей" - гиацинте и своими руками выращивают его....

творческий проект "Цветок дождей"

Самый  близкий "зелёный друг" для младшего школьника это- горшочек с комнатным растением.  Каждое растение - это живой организм, который растёт, развивается, приносит огрчения и радости, рад...

«Навстречу Олимпийским играм» программа летнего оздоровительного лагеря «Ромашка» с дневным пребыванием детей II поток

Цель программы:  укрепление и сохранение здоровья, формирование здорового образа жизни учащихся при помощи организации отдыха и оздоровления учащихся школы в летний период.Главная задача - ...

Отчёт о работе лагеря 2 поток 2014г.

Со 1 июля по 24  июля 2014 года работала вторая смена оздоровительного лагеря дневного пребывания «Солнечная страна». Лагерь посещало 45 детей и подростков в возрасте от 7 до 16 лет. Лагерь работ...

Исследовательско-познавательный проект "Озорной проказник дождь"

Приобретение необходимых знаний и представлений о видах дождей, круговороте воды в природе, о влиянии дождей на жизнь человека; желание ребенка участвовать в проектной мсследовательской и творческой д...

Исследовательский проект "Откуда берётся дождь?"

Объект исследования: природное явление - дождь.Методы исследования: наблюдения, беседы, рассматривание иллюстраций, элементарно – поисковая деятельность, Интернет-ресурсы.Тип проекта: научный, с...