Доклад. Организация самоконтроля и самооценки на уроках окружающего мира.
статья по окружающему миру (1 класс)

Организация самоконтроля и самооценки учебных действий школьников на уроках окружающего мира.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация

самоконтроля и самооценки

учебных действий школьников

на уроках окружающего мира

Подготовила

учитель начальных классов

 Бархатова В. С.

г. Тамбов

2018 г.

За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. Произошел переход к пониманию обучения как процесса подготовки учащихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи. Это означает, что результатом образования являются не только предметные знания, но, прежде всего, универсальные учебные действия. (слайд) В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, выделяют четыре блока: личностный; регулятивный; познавательный; коммуникативный.      (слайд)

Особое место занимает регулятивный блок, имеющий специфические функции: они направлены на организацию и становление ученика в роли субъекта учебной деятельности, что невозможно без овладения им действиями самоконтроля и самооценки. (слайд)

Практика показывает низкий уровень развития самоконтроля и самооценки у большинства младших школьников:

  • совершаемые действия и операции никак не контролируются, допущенные ошибки не исправляются младшими школьниками;
  • младшие школьники часто допускают ошибки даже при выполнении хорошо знакомых учебных заданий;
  • школьники не могут исправить ошибку по просьбе учителя;
  • младшие школьники некритически относятся к указаниям учителя и исправлению ошибок в своих работах, соглашаются с любым исправлением, в том числе, и когда оно тут же меняется на противоположное.

Причина данного явления в том, что контроль как компонент учебной деятельности осуществляется учителем, а ученик освобождается от необходимости самостоятельно контролировать и оценивать её в силу недостаточности мотивации. В настоящее время в свете естественнонаучного образования применяются технологии обучения в малых группах сотрудничества, коллективного способа учебной работы (В. К. Дьяченко, А. С. Соколов), исследовательские (метод проектов), игровые технологии. Данные технологии в полной мере дают возможность учителю формировать самоконтроль и самооценку учебных действий младших школьников.

 Этапы формирования самоконтроля и самооценки учебных действий младших школьников: (слайд)

1.  Мотивационно – ориентировочный  (1 – 2 классы)

Побуждение учащихся к самоконтролю и самооценке учебных действий, формирование умения сопоставлять работу с образцом, освоение деятельности оценивания.

2. Операционально – исполнительский  (2 – 4 классы)

Формирование умения осуществлять пооперационный и планирующий самоконтроль и самооценку. Школьники овладевают умениями определять и воспринимать предмет оценки, анализировать ошибки.

3. Заключительный (4 – 5 класс)

Формирование умений сопоставления прогнозируемых и полученных результатов, анализ причин успехов и неудач. Большое значение приобретает индивидуальная форма самоконтроля и самооценки. Самоконтроль и самооценка превращаются в необходимый элемент учебной деятельности.

Наиболее важным условием организации процесса формирования самоконтроля и самооценки учебных действий младших школьников на уроках окружающего мира  является эффективный выбор форм самоконтроля и самооценки: фронтальная; групповая; индивидуальная; парная; комбинированная. (слайд)

При фронтальном самоконтроле и самооценке учащиеся выполняют упражнение, затем контролируют его выполнение сообща, всем классом. Данная форма может быть организована тогда, когда весь класс слушает ответ ученика и под руководством учителя проводится анализ ответа или выполненного на доске задания, устанавливаются допущенные ошибки и проводится их коллективное исправление с объяснением.

При групповом способе организации самоконтроля и самооценки дается упражнение группе учащихся. Выполненное упражнение им необходимо соотнести с требуемым результатом. Учащиеся исправляют ошибки сначала каждый у себя, а затем при совместном обсуждении. При групповой организации класс можно разделить на подвижные  группы учащихся, с относительно равными учебными возможностями.

Индивидуальная организация самоконтроля предполагает выполнение учащимися упражнений по одной программе, контроль и оценка каждым своего задания по единому плану и образцу.

На уроках окружающего мира  эффективно различное сочетание форм организации самоконтроля и самооценки. Например, индивидуальный самоконтроль в сочетании с фронтальным можно организовать следующим образом: один учащийся выполняет задание на самоконтроль и самооценку у доски, действуя перед всем классом, остальные делают ту же работу на местах. Учитель организовывает помощь учащемуся у доски, последующее детальное обсуждение самоконтроля. Учитель оценивает деятельность самоконтроля. Такая работа очень важна для объективности контроля, его оценки и правильной организации. Фронтальные и взаимные проверки представляют собой промежуточное звено между контролем и оценкой учителя и самоконтролем и самооценкой учащихся.

Требования, предъявлямые к методике применения упражнений по формированию самоконтроля и самооценки учебных действий школьников:

– сознательный подход учащихся к их выполнению; если ученик выполняет упражнение без умения объяснить свои действия, то его работа не даст положительных результатов;

– доведение до учащихся цели и порядка выполнения упражнения;

– разнообразие упражнений;

– систематическое проведение упражнений;

– первоначальное выполнение упражнений под непосредственным руководством учителя, при его значительной помощи;

– постепенное усложнение заданий;

– этапность формирования самоконтроля и самооценки учебных действий.

В 1 классе необходимо нацеливать учащихся на то, что контролировать себя нужно сразу, как только выполнил задание, поэтому все упражнения включают образцы выполнения заданий. Проверяя себя, ученики сравнивают свой вариант выполнения с образцом. Упражнения для 2 класса направлены на выполнение действий по развёрнутой инструкции, а также на формирование пооперационного самоконтроля. В 3 классе упражнения предполагают формирование прогностической самооценки у школьников. Например, упражнение 4 направлено на выявление у школьника личностной позиции при его выполнении. (слайд)

Одним из условий формирования самоконтроля и самооценки учебных действий являются указания учителя о порядке их проведения при выполнении упражнения, которые даются в процессе инструктирования учащихся. Для этого мы рекомендуем использовать карточки с порядком проведения самоконтроля, выполнения проверки. В них должны содержаться разъяснения о том, когда и каким способом учащимся следует контролировать и оценивать свои действия и их результат. Рекомендуем использовать карточки-задания, карточки-ответы и информационные карточки. На карточке-ответе помещён образец выполнения задания; информационная карточка включает материал, необходимый для выполнения задания; карточка-инструкция содержит алгоритм выполнения задания.

Ученик получает карточку-задание, выполняет задание, а затем проверяет свой ответ по образцу и оценивает его. При  необходимости  он  может  повторить материал при помощи информационной карточки. (слайд)

Оценочная деятельность учителя – основа для формирования самооценки у обучающихся. Самооценка формируется и развивается, если учитель демонстрирует положительное отношение к ученику, веру в его возможности, желание всеми способами помочь ему учиться. Методическая сторона сводится к применению в учебном процессе преимущественно индивидуальных эталонов, создающих условие для рефлексивной оценки учащимися своих действий.

Основные функции самооценки:

- констатирующая – на основе самоконтроля (что из изученного материала я знаю хорошо, а что недостаточно?);

- мобилизационно-побудительная (мне многое удалось в работе, но в этом вопросе я разобрался не до конца);

- проектировочная (чтобы не испытывать затруднений в дальнейшей работе, я обязательно должен повторить…).

Необходимо приучение ребенка к мысли, что человек может и должен оценивать себя сам, эта оценка самая важная, так как она позволяет двигаться дальше самостоятельно, а не оглядываться на окружающих: а что они скажут, как оценят мои действия.

Для развития самоконтроля и самооценки учитель регулярно должен задавать вопросы: – Что ты узнал на уроке?

- Чему научился?

- За что себя можешь похвалить?

- Над чем еще надо поработать?

- Какие задания тебе понравились?

- Какие задания оказались трудными?

В повседневной педагогической практике объектом контроля является конечный результат, поэтому для формирования адекватной самооценки младших школьников мною используются следующие формы:

1. «Светофор».

Для самооценки детьми своего внутреннего состояния и самочувствия по отношению к выполняемым на уроке заданиям, применяется так называемый «Светофор». В первом классе предлагается детям зажигать цветные огоньки в тетрадях. Если работа на уроке прошла успешно, ученик активно работал, не испытывал трудностей при изучении нового материала, все задания были понятны, то он рисует на полях зеленый кружок: «Можно двигаться дальше». Если были небольшие затруднения, не всегда быстро справлялся с поставленной задачей или что-то осталось неясным, то в тетради рисуется желтый кружок: «Нужна небольшая помощь». Если были значительные затруднения, ученик не смог самостоятельно справиться с новой задачей, то он рисует красный кружок: «Стоп! Мне нужна помощь!» Нужно отметить, что этим приемом дети с удовольствием пользуются на протяжении всех лет обучения в начальной школе.

2. «Говорящие рисунки»

Если ты доволен собой, у тебя все получалось, то рисуй улыбающееся лицо.

Если тебе на уроке было временами непросто, не все получалось, то рисуй такое лицо «СПОКОЙНОЕ».

Если тебе на уроке было сложно, многое не получалось, то рисуй грустное лицо.                                                 

3. «Лесенка успеха                        

1-я ступенька – ученик не понял новое знание, ничего не запомнил, у него осталось много вопросов; с самостоятельной работой на уроке не справился;

2-я и 3-я ступеньки – у ученика остались вопросы по новой теме, в самостоятельной работе были допущены ошибки;

4-я ступенька – ученик хорошо усвоил новое знание и может его рассказать, в самостоятельной работе ошибок не допустил.

4. «Карточка сомнений»

+ - «Я понял все»;

-  - «Не совсем усвоил, сомневаюсь»;

? – «Не понял».

На уроках  окружающего мира при самостоятельной работе с текстом учащиеся делают пометки:

V – УЖЕ ЗНАЛ ЭТО

+  - НОВОЕ

? – НЕ ПОНЯЛ, ВОЗНИК ВОПРОС

0 – ДУМАЛ ИНАЧЕ

5. «Волшебные линеечки»

«Волшебные линеечки», описанные Г.А. Цукерман, являются безобидной и содержательной формой отметки. Эта линеечка напоминает ребенку измерительный прибор. С помощью линеечек можно измерить все что угодно. Такая оценка:

- позволяет любому ребенку увидеть свои успехи (всегда есть критерий, по которому ребенка можно оценить как успешного);

- удерживает учебную функцию отметки: крестик на линеечке отражает реальное продвижение в изучаемом предметном содержании;

- помогает избежать сравнения детей между собой (поскольку у каждого из них оценочная линеечка только в собственной тетрадке).

После самооценки наступает очередь оценки учителя. Собрав тетради, учитель ставит свои плюсики на линеечках. Совпадения детской и учительской оценок (вне зависимости оттого, низко или высоко оценил свою работу ребенок) означает: «Молодец! Ты умеешь себя оценивать». В случае завышенной, а тем более заниженной самооценки учеником своей работы, учитель еще раз раскрывает ребенку критерии оценивания и просит в следующий раз быть к себе добрее или строже.

Этими линеечками можно пользоваться, когда необходимо спрогнозировать результат своей работы. Прогностическая самооценка позволяет ребенку оценить свои возможности и результаты.

6. «Дерево успехов»

Итоги дня можно подводить на «Дереве успехов». После уроков дети прикрепляют на дерево (нарисован плакат) плод, цветок или листок: яблоко – все удалось, цветок – неплохо поработал, но что-то не совсем получилось, листок – сегодня не получилось, но я не отчаиваюсь.

7. Листы индивидуальных достижений.

Для объективного и систематического оценивания учебных достижений ученика, диагностирования качества образовательного процесса на каждого ученика по основным предметам заводится «Лист индивидуальных достижений», в который заносятся планируемые результаты по учебному предмету. Успехи фиксируются условными обозначениями («Светофор»).

Фиксация достижения планируемых личностных и метапредметных результатов осуществляется в листах «Мои успехи в формировании УУД».

Благодаря дифференциации самооценки и оценки учащийся не чувствует себя ущербным, он понимает, что если что-то не получается сейчас, он сможет, приложив усилия и потренировавшись, выполнить задание позже и продемонстрировать положительный результат.

К процессу формирования адекватной самооценки и навыков самоконтроля необходимо привлечь родителей учеников, чтобы были единые требования в школе и дома. На родительских собраниях и на индивидуальных консультациях проводятся беседы о способах формирования и значении самооценки и самоконтроля. Родители, которые принимают участие в формировании у своего ребёнка адекватной самооценки и навыков самоконтроля, впоследствии реально оценивают возможности и учебную деятельность своих детей. Опыт показывает, что при совместной работе учителя и родителей результаты получаются более высокие и поставленные цели достигаются быстрее.

Ребёнок с адекватной самооценкой сможет корректировать и совершенствовать свою учебно-познавательную деятельность в школе, в дальнейшем сможет самореализоваться во взрослой жизни.

Таким образом, говоря о способностях и возможностях самопроверки в начальных классах, надо учитывать уровень подготовленности и индивидуальные особенности учащихся. Возрастными особенностями младших школьников объясняется использование игровых заданий и дидактических игр с элементами соревнования. Это оживляет учебную деятельность, повышает интерес и воспитывает веру в свои силы и возможности. В результате такого построения уроков, учащиеся приучаются работать коллективно, и вместе с тем, каждый самостоятельно. Предлагаемые приемы позволят учителю так организовать урок, чтобы дети практически тренировались контролировать не только товарищей, но и формировали навык самоконтроля:

сверка с написанным образцом;

проверка по словесной инструкции;

взаимопроверка с товарищем;

сверка с готовым ответом или выполненным заданием в учебнике;

коллективное выполнение задания и коллективная проверка;

сочетание коллективной и индивидуальной работы;

самостоятельное придумывание заданий;

выполнение задания по алгоритму;

выполнение задания по наводящим вопросам;

выполнение задания по образу;

проверка с помощью сигнальных карточек;

подбор нескольких способов выполнения задания и выбор самого рационального.

Эти приемы будут способствовать формированию ответственности за свои действия, а, в конечном счете - сформируется привычка самоконтроля.

 Практикую контрольные разноуровневые задания,  тем самым, повышая требования к оценке знаний, умений и навыков учащегося. В зависимости от целей проверки в качестве способов усложнения заданий от первого уровня к третьему выступают:

  •  самостоятельность в выборе способа действия;
  •  новизна формулировки заданий, требующая самостоятельного установления взаимосвязей между различными вопросами и др.

Систематическое использование форм самоконтроля и самооценки учебных действий, при обучении младших школьников, помогает им самим регулировать свой учебный труд, обеспечивает сознательность и продуктивность действий школьников, и их саморазвитие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОКЛАД «Формирование ключевых компетентностей учащихся на уроках окружающего мира в начальной школе».

Доклад для школьного МО по теме "Развитие ключевых компетентностей у учащихся начальных классов"...

Развитие самоконтроля и самооценки на уроках математики в начальной школе.

В данном методическом материале рассматривается, как на уроках математики во втором классе формируется самоконтроль и самооценка у детей. Критериальное оценивание и ежедневное решение реальных задач р...

Организация исследовательской деятельности обучающихся на уроках окружающего мира

Статья по организации исследовательской деятельности обучающихся начальных классов на уроках окружающего мира...

Развитие самоконтроля и самооценки на уроках математики

Статья содержит подборку материалов по теме "Развитие самоконтроля и самооценки на уроках математики в начальной школе...

Формирование самооценки младших школьников через тестовые задания на уроках окружающего мира

Самооценка не врождённое качество личности, она формируется в процессе жизни и воспитания. Годы учения – период интенсивного, сложного и порой противоречивого становления самооценки. Наиболее бл...

Методический материал. Традиции и новации в организации проектной деятельности обучающихся на уроках окружающего мира "Исторические вехи нашей страны"

     Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирование активной позиции уча...