Конспект по окружающему миру "Берегись автомобиля"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Рябова Юлия Сергеевна

Конспект по окружающему миру "Берегись автомобиля". 2 класс. Школа России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon beregis_avtomobilya.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Берегись автомобиля!»

Цель: формирование представления обучающихся о новых правилах перехода через улицы; расширение знаний учащихся о правилах поведения на дороге и формировать умения применять их на практике.

Задачи:

Образовательная: формирование представления обучающихся о новых правилах перехода через улицы; расширение знаний обучающихся о правилах поведения на дороге и формирование умений применять их на практике.

Развивающая: развитие монологической речи, внимания, памяти, развитие умений четко выражать свою мысль, работать с текстом, выбирать главное, делать выводы.

Воспитательная: воспитание чувства ответственности, дисциплинированности, воспитание культуры поведения на улице.  

Оборудование: учебник «Окружающий мир», 2 класс, ч. 2. А.А. Плешаков. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011; демонстрационный материал – презентация; дорожные знаки; раздаточный материал – карточки с заданиями; теннисный мяч.

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

I. Оргмомент

(1 мин)

Здравствуйте! Проверьте все ли у вас готово к уроку окружающего мира. На партах должны лежать учебник, рабочая тетрадь и письменные принадлежности.

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку.

II. Повторение

(5 мин)

Ребята, давайте повторим, какую тему мы с вами изучили на прошлом уроке?

Верно. Мы с вами составляли схему, которая называлась «Помощники в сохранении нашего здоровья». Давайте вспомним, что это за помощники?

Каким должен быть режим дня?

Верно. А как нужно питаться?

Перечислите основные правила личной гигиены.

Молодцы! Отлично помните пройденный материал.

Если хочешь быть здоров.

Режим дня, правильное питание, движение, гигиена.

Режим дня нельзя нарушать. В нем обязательно должен присутствовать сон, завтрак, обед и ужин, время, обязательно нужно сочетать учебную и игровую деятельность, не забывать про прогулки на свежем воздухе.

Питаться нужно разнообразной полезной пищей: есть фрукты и овощи. Не есть жирной еды.

1. Чистить зубы надо два раза в день: утром и вечером. 2. Перед едой нужно обязательно мыть руки. 3. Во время еды нельзя разговаривать с набитым ртом. 4. Никогда не ешь немытые фрукты и овощи.

III. Объяснение нового материала с попутным закрепление

(32 мин)

Ребята, а сейчас я хочу поделиться с вами вот такой историей. Сегодня я шла в школу и увидела следующую картину. Мальчик перебежал дорогу перед идущим автомобилем. Так еще и дорога была скользкая. Хорошо, что водитель успел затормозить, и машина смогла резко остановится.

Хочу узнать ваше мнение, как вы думаете хорошо ли поступил мальчик?

Какую ошибку допустил ученик?

Что необходимо было сделать ученику, чтобы перейти дорогу?

Согласна с вами, ребята. Я не случайно рассказала вам эту историю. Как вы думаете, о чем мы с вами сегодня поговорим?

Правильно! Тема сегодняшнего урока: «Берегись автомобиля!» (слайд 1).

В результате неправильного перехода дороги происходят дорожно-транспортные происшествия. Люди получают различные травмы, иногда эти травмы тяжелые, а иногда человек может погибнуть.

А чтобы такого не произошло, чему мы должны научиться сегодня на уроке?

Верно, ребята. А начнем мы с загадок.

Не летает, не жужжит,                       Жук по улице бежит.                                   И горят в глазах жука                                 Два слепящих огонька (слайд 2)

Что за чудо этот дом -                           Окна светятся кругом.                             Носит обувь на резине,                          А питается бензином (слайд 3).

Этот конь не ест овса,                            У него два колеса,                                 На цепи он не сидит,                        Цепь-то есть, он с ней бежит,                   Есть седло и две педали.                     Вы коня с рулём узнали? (слайд 4)

Встало с краю улицы                                 В длинном сапоге                          Чучело трёхглазое                                На одной ноге.                                     Где машины движутся,                        Где сошлись пути,                              Помогает улицу                                    Людям перейти (слайд 5).

                                                              Под землею с давних пор                  Понарыто много нор,                             И по ним туда-сюда                              Быстро ездят поезда (слайд 6).

Ребята, а какое слово лишнее во всех этих отгадках.

                                                            Почему?

Верно, ребята.                        

Начинаем разговор                                    Про трехглазый светофор (слайд 7).

А что такое светофор?

Слово «светофор» составлено из двух частей: «свет» и «фор». «Свет» - это свет, а «фор» произошло от греческого «форос», - что означает «несущий» или «носитель». А вместе «светофор» - носитель света, несущий свет. Светофор и вправду несёт свет, причём трёх разных цветов. Каких?

                                                            Почему именно этих цветов?

                                                     Красный цвет взяли потому, что он хорошо виден и днём, и ночью. Такой сигнал не меняет цвета даже в тумане.  Зелёный виден несколько хуже, зато его нельзя спутать с красным. Желтый свет распространяется хуже красного, но лучше зеленого. Он хорошо заметен и наиболее подходит для предупреждающего сигнала. Кроме того, цвета зеленый, желтый и красный, при проектировании светофора были выбраны отчасти из-за того, что красный воспринимается как опасность, желтый – как концентрация внимания, а зеленый – как разрешение.

Если горит красный сигнал светофора – переходить улицу нельзя! Он говорит: «Стойте».

Жёлтый сигнал (ждите) предупреждает о том, чтобы вы подготовились к переходу.

Когда загорается зелёный свет – то путь открыт, и вы можете идти (слайд 8).

Первый светофор поставили сначала на железной дороге, а потом в 1868 году в столице Англии, городе Лондоне, его установили на дороге. У первого светофора было два сигнала – зелёный и красный. Сигналы светофора меняли вручную. В начале ХХ века появились трёхцветные электрические светофоры.

Светофор помогает пешеходам и водителям, он показывает, когда можно переходить дорогу пешеходам или ехать машинам, а когда нужно стоять и ждать.

А сейчас я раздам вам карточки с заданием (карточки см. в приложении). Работу выполняем в парах, можете совещаться друг с другом.

Люди делят светофоры на два вида: транспортные и пешеходные (слайд 9).

Подпишите на карточках, как называются светофоры каждой группы.

Вспомните, что означают сигналы светофора. С помощью фломастеров или карандашей на первом светофоре «зажгите» сигнал «Стойте». На втором – «Внимание». На третьем «Идите» или «Движение разрешено»
На каком из пешеходных светофоров горит сигнал «Стойте», а на каком – «Идите»? Подпишите название сигнала под каждым пешеходным светофором.

Фронтальная проверка.

Знаете ли вы, что такое дорожный знак (слайд 10)?

Верно! Дорожный знак - это техническое средство безопасности дорожного движения, графический рисунок, устанавливаемый у дороги для сообщения определённой информации участникам дорожного движения.

А зачем нужны дорожные знаки?

Правильно. Дорожные знаки нужны для сообщения определенной информации участникам дорожного движения. Если бы не было дорожных знаков, часто случались бы аварии.

Дорожный знак - как, вы уже сказали, это такая табличка, на которой есть схематический рисунок. Например, на знаке «Пешеходный переход» для пешеходов изображён человечек чёрного цвета, идущий через три чёрные линии. Знак, где человечек белого цвета спускается по ступенькам вниз - это подземный пешеходный переход, поднимается вверх – надземный пешеходный переход. Такие рисунки на знаках всем понятны, даже иностранцам. Знаки показывают, как вести себя на дороге.

Дорожных знаков очень много. Одни запрещают движение, другие разрешают, третьи – предупреждают об опасных участках дороги. Вы, ребята, должны знать дорожные знаки для пешеходов и некоторые для водителей машин. Водители должны знать все дорожные знаки.

Ребята, обратите внимание на экран. Здесь вы видите разные знаки. Сейчас мы с ними познакомимся.

Я буду загадывать загадки, а вы должны отгадать о каком знаке идет речь и показать его на доске (слайд 11).

Это он ваш добрый знак,                     На виду стоит он так,                      Чтобы знали пешеходы,                     Где возможны переходы.                       Он странная зебра:                                Не ест и не пьет,                                   Но без питья и еды                               Не умрет.  

Красный круг, а в нем мой друг,        Быстрый друг - велосипед.                     Знак гласит: здесь и вокруг                   На велосипеде проезда нет.

                                                                   В дождь и в ясную погоду,                     Здесь не ходят пешеходы.                    Говорит им знак одно:                            «Вам ходить запрещено.»

Знает каждый пешеход                      Про подземный этот ход,                   Город он не украшает,                          Но машинам не  мешает!

В голубом иду я круге,                           И понятно всей округе,                       Если вдуматься немножко -  Пешеходная ...

Знает каждый пешеход                            И про этот переход                               По ступенькам вверх идет                   От других не отстает.

А сейчас я разделю вас на 3 группы. У каждой группы будет свое задание. Откройте свои учебники на стр. 14. 1 группа читает текст на стр. 14 «О ступеньках под землю и о полосатой зебре» и отвечает на свои вопросы на карточке.

Карточка 1 группы:

1) Для чего предназначена мостовая?

                                                                 2) Почему пешеходный переход называют «зеброй»? Для чего нужны полоски?

3) Как быть, если поблизости нет «зебры»?

4) Можно ли переходить улицу по мостовой, если рядом есть подземный переход?

2 группа читает текст на стр. 15 «Посмотри налево, посмотри направо» и отвечает на вопросы в карточке.

Карточка 2 группы:

1) Если ты переходишь дорогу, где нет пешеходного перехода, в какую сторону нужно посмотреть, стоя на тротуаре? Почему именно в эту сторону?

2) В какую сторону нужно посмотреть, дойдя до середины дороги? Почему именно в эту сторону?

3) Если ты не успел перейти дорогу, а приближается машина, что нужно делать?

4) Что за островок рисуют белой краской на переходах через широкую улицу?

3 группа читает текст на стр. 16 «Не играй в прятки с водителем» и отвечают на вопросы в карточке.

Карточка 3 группы:

1) Что нужно делать, если выходишь на дорогу с бульвара или из сквера, из сада или из леса?

2) Можно ли переходить дорогу рядом со стоящей машиной? Объясни свой ответ.

3) Где нужно обходить троллейбус или автобус, когда они стоят на остановке?

Ребята, все правила составляют закон улиц и дорог, и называется он «Правила дорожного движения». Этот закон – строгий. Он не прощает нарушений ни со стороны пешеходов, ни со стороны водителей. И в то же время этот закон очень добрый, потому что охраняет людей от страшных несчастий – он бережет их жизнь.

Сейчас я раздам вам инструкцию пешехода. Мы вместе ее заполним, и вы оставите ее у себя (слайд 12).

Инструкция пешехода:

1. Посмотреть ______________.                                        2. Если транспорта нет, то  _________ до середины дороги.                                         3. Если транспорт есть, то _______. 4.Дойти до _____________ дороги.            5. Посмотрите __________________.                            6. Если транспорта нет, то ________ дорогу.

7.  Если транспорт есть, то ________!

Ребята, выучите эту инструкцию и всегда следуйте ей.

А сейчас мы поиграем с вами в игру «Скажи ответ». У меня есть вот такой мячик. Я буду задавать вопрос и давать любому из вас мячик. Ваша задача ответить на вопрос быстро.

По дороге кто идет?

Кто машину ведёт?

Сколько глаз у светофора?

Если красный «глаз» горит, то о чём он говорит?

Если жёлтый «глаз» горит, то о чём он говорит?

Если зелёный «глаз» горит, то о чём он говорит?

Идут наши ножки по пешеходной…

Где мы автобус ждём?

Все водителю расскажет,

Скорость верную укажет.

У дороги, как маяк,

Добрый друг - …

Слушают учителя.

                                          Нет.

Он неправильно переходил дорогу, не соблюдал правила дорожного движения.

Ему нужно было найти пешеходный переход и перейти дорогу по нему. Дорогу нужно переходить, но не перебегать, тем более в неположенном месте.

О правилах дорожного движения

 

Правильно переходить дорогу, узнать правила дорожного движения.

                                   Автомобиль.

Автобус.

Велосипед.

                                 Светофор.

Метро.

Светофор.

                                         Потому что остальное – это вид транспорта.

                                Светофор помогает людям переходить дорогу.

Красный, желтый и зеленый.

Предполагаемые ответы.

Слушают учителя.

1 группа - транспортные, 2 группа - пешеходные.

«Стойте» - горит на 5 пешеходном светофоре, а «Идите» - на 4.

                                   Это табличка, на которой есть рисунок.

Для безопасного движения водителя.

Слушают учителя.

                                Пешеходный переход.

Движение на велосипедах запрещено.

Движение пешеходов запрещено.

Подземный пешеходный переход.

                              Дорожка.

Надземный пешеходный переход.

1) Мостовая предназначена для машин.

2) Потому что такие полоски есть у зебры. Эти полосы нужны для того, чтобы пешеход сразу заметил, где переходить улицу. И чтобы водитель увидел издалека: здесь может появиться пешеход.

3) Нужно внимательно посмотреть, нет ли неподалеку подземного перехода.

4) Нельзя!

1) Не сходя с тротуара, посмотри налево: не приближаются ли машины? Обязательно подождать, пока все они проедут. Налево, потому что с этой стороны едут машины.

                                      2) Нужно посмотреть направо, потому что оттуда идет встречный поток машин.

3) Не нужно перебегать дорогу. Надо подождать пока машина проедет. На белой черте, которая делит мостовую на две части.

4) Это островок безопасности.

1)Нужно остановиться и хорошенько посмотреть по сторонам.

2) Нельзя. Машина, которая едет по дороге может не увидеть тебя, за стоящей машиной.

3) Не обходить вообще. Лучше подождать, пока они уедут. Тогда дорога будет всем хорошо видна и можно будет спокойно перейти улицу по переходу.

Слушают учителя.

Заполняют инструкцию.

Налево.

Дойти.

Жди!

Середины.           Направо.

Переходи.

Жди!

                                   Пешеход.

Водитель.

Три.

                                         Стой и жди.

Подожди и приготовься.

                                         Можете идти.

Дорожке.

На остановке.

Дорожный знак.

IV. Итог

(2 мин)

Что нового вы узнали на уроке?

Зачем нам нужны правила дорожного движения?

Ребята, сегодняшний урок я хочу закончить строками стихотворения С. Михалкова.

Движеньем полон город:                          Бегут машины в ряд,                             Цветные светофоры                                     И день, и ночь горят.                                Шагая осторожно, за улицей следи                 И только там, где можно,                      Её переходи!                                           И там, где днём трамваи                   Спешат со всех сторон,                         Нельзя ходить зевая!                             Нельзя считать ворон!                              Шагая осторожно, за улицей следи                    И только там, где можно,                           Её переходи!

Узнали, почему у светофора именно три цвета: красный, жёлтый, зелёный.

Узнали, как правильно переходить дорогу.

Чтобы не попасть в аварию.

Слушают стихотворение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира во 2 классе "Берегись автомобиля"

Интегрированный урок окружающего мира и ОБЖ . Знакомство с дорожными заками, правилами дорожного движения, правилами поведения на дорогах....

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"...

Конспект урока окружающего мира 2 класс "Берегись автомобиля!"

Представляю вашему вниманию конспект урока окружающего мира во 2 классе на тему: "Берегись автомобтля!". Урок представлен в виде игры "КВН"....

Конспект урока окружающего мира "Берегись автомобиля" (УМК Школа России, 2 класс)

Конспект урока: по дисциплине «Окружающий мир»Тема: «Берегись автомобиля!»Цели деятельности учителя: формирование у учащихся знаний о правилах дорожного движения, дорожных знак...

Конспект урока Окружающий мир 2 класс «Берегись автомобиля!»

Свой урок я строила в соответствии с ФГОС, используя информационно-коммуникативные технологии.   Данный урок представлен по ходу изучения раздела «Здоровье и безопасность»....

.Конспект урока окружающего мира по теме Берегись автомобиля 2 класс

.Конспект урока окружающего мира по теме  Берегись автомобиля 2 класс...

Конспект урока окружающего мира "Берегись автомобиля" (2 класс, УМК "Школа России")

Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: формирование условия для формирования навыка правильного восприятия дорожной обстановки.Задачи урока: Обобщить знания учащихся о дорожных зн...