Разработка урока по окружающему миру 2 класс "В гости к зиме"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Кустова Ирина Васильевна

Интегрированный урок, дающий не только знания по окружающему миру, но и развитие творческих способностей ,позитивных эмоций.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира во 2 классе.

Тема урока: «В гости к зиме».

Кустова Ирина Васильевна

Цели: на основе наблюдения и представления раскрывать и распознавать признаки зимней природы; жизнь растительного и животного мира зимой;

развивать внимание, любознательность, мышление, (учить анализировать, сравнивать, делать выводы);

развивать личностные качества творческое мышление, художественный вкус; воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края.

Оборудование: изображение белой тройки коней, аудиозапись песни «Три белых коня, рисунки детей, проектор, репродукции картин И.И. Шишкина «Зима», А.К. Саврасова «Дворик. Зима», карточки для этапа рефлексии,  презентация (по ссылке)

     Ход урока.    

     І. Организационный момент, сообщение целей урока.

     Приветствие класса. Проверка готовности к уроку.

      - Здравствуйте, ребята ! У нас сегодня необычный урок, к нам в гости пожаловали необычные существа. Вы появятся здесь сразу,как только вы их только узнаете. Прослушайте песню и назовите,о ком сейчас пойдет речь

(включается песня «Три белых коня»1 куплет. Ребята отгадывают, что это зимние месяцы. На доске вывешивается изображение белой тройки)

      - Ребята, послушайте загадку, и вы догадаетесь, кто повелевает этими чудо-конями.

                  Кто, угадай-ка?

                  Седая хозяйка

                  Тряхнет перинки –

                  Над миром пушинки!     (Зима)

      - На этом уроке мы узнаем, какие тайны и чудеса таит в себе наша русская зимушка-зима. Это и будет тема нашего урока.

Сегодня мы будем говорить обо всём, что знаем о зиме.

      - Тихо пришла зима. Как в сказке, за одну ночь построила она свой серебряный дворец, покрыла снегом дома и деревья, замостила лужи, озера, реки. Зима – одно из самых любимых в народе времен года. Это время покоя и отдыха. Народ ласково называет зиму – зимушкой, волшебницей, чародейкой, гостьей, матушкой.

              Здравствуй, русская молодка,

              Раскрасавица – душа,

              Белоснежная лебедка,

              Здравствуй, матушка-зима!

                                                       П.А.Вяземский

В ней все: обилие снега, мягкого, пушистого; сказочная красота инея на ветвях деревьев, морозная дымка, природа околдована чарами зимы, зимние забавы детей и даже взрослых.

ІІ. Основная часть.      

 Вы  уже знаете зимние месяцы, их названия.  А сейчас будем знакомиться с ними ближе.  Начнем с первого зимнего месяца - декабря. А помогут мне ребята, которые родились в этом месяце и их друзья.

(заранее подготовленные ученики выходят к доске со своими сообщениями.

(Над первым конем в упряжке вывешивается название-декабрь)

(1-я группа)

1-й ученик:   :        В декабре, в декабре

                                 Все деревья в серебре.

                                 Нашу речку, словно в сказке,

                                 За ночь вымостил мороз,

                                 Обновил коньки, салазки,

                                 Ёлку из лесу привез.

                                                                  (С. Маршак.)

          2-й ученик:

 Свое нынешнее имя декабрь получил в Древнем Риме от латинского слова «децем» - что значит десять, так как он был десятым месяцем года. После календарной реформы Юлия Цезаря декабрь стал двенадцатым месяцем.

         3-й ученик:

Этот месяц в народе называют «студень»: на всю зиму землю студит. А еще емумя «хмурень», пора хмурого серого неба и ранних сумерек, Декабрь ветром гнет, глаз снегами тешит, да ухо морозом рвет – лютует, потому и «лютовей» или «лютень».

         4-й ученик:

А еще декабрь величают «ветрозвон» и «ветрозим», «заморозь» - первый месяц зимы с морозами, холодными ветрами и снегопадами. В декабре замерзают реки, поэтому он еще «ледостав».

         5-й ученик:

В этом месяце год кончается, зима начинается. Декабрь – полночь года, самый темный месяц, шапка зимы, канун новогодья. 22 декабря – самый короткий день в году. По календарю зима начинается 1 декабря. Но учёные считают началом зимы 22 декабря. Это день зимнего солнцестояния. Солнце в этот день низко поднимается на небе, а день самый короткий в году.

          6-й ученик:

Пословицы и поговорки:

Декабрь год кончает, а зиму начинает.

Декабрь гвоздит, мостит, приколачивает.

Декабрь сердит, на весь год землю студит.

В декабре мороз нарастает, зато день прибывает.

          7-й ученик:

Народные приметы:

Если в декабре  большие сугробы – это к урожаю.

Если ночью был иней, днем снег не выпадет.

Дым столбом  - к морозу.

Зимой тепло – летом холодно.

      - Может быть, какие-то вопросы будут  выступающим или дополнение о месяце декабре?

    - Послушаем о следующем зимнем месяце.

(2-я группа- январские именинники и их друзья)

  • 1-й ученик:   Щиплет уши, щиплет нос,

                             Лезет в валенки мороз.

                             Брызнешь воду – упадет

                             Не вода уже, а лёд.

                             Даже птице не летится,

                             От мороза стынет птица.

                             Повернуло солнце к лету,

                             Что, скажи, за месяц это?   (Январь)

(Над вторым конем в упряжке вывешивается название)

2-й ученик:

Первый месяц года – январь – назван так римлянами в честь двуликого бога Януса. И январь с двумя лицами – солнце и мороз. Название месяца – «просинец», от слова «просинь» – прояснение после долгого периода пасмурных дней. Да и лед на реках синеет из-за того, что становится толстым. Январь точно рассекает зиму пополам, и за это его называли «сечень».

            3-й ученик:

Январь - году начало, зиме середина. Дни становятся длиннее, больше светлых часов. Солнце встает раньше и ярче светит, заторопилось к весне. А сугробы все выше, снег глубже, лед толще. В январе мы наблюдаем настоящую сибирскую сказочную зиму.

           4-й ученик:

Дохнуло холодами на лес. Спят, укутавшись в сугробы, ёлочки, утонули по колено в снегу тонкие осинки и березки. Мороз им не страшен. А вот большим деревьям холоднее, потрескивают от мороза, стонут на весь лес от стужи. Спрятались звери. Редко кого встретишь на лесной тропе. Только голод выгонит лесных жителей из укрытий.

           5-й ученик:

В кронах тайги не страшно зимой только двум птицам клесту и кедровке. У клеста корма много на еловых ветках - урожай шишек. А кедровка побеспокоилась о пропитании заранее – заложила на хранение несколько кладовых с орехами. Самый счастливый в тайге – косолапый мишка. Не знает он забот всю зиму, посапывает себе в тёплой берлоге. Живет лес в январе нелегкой жизнью.

               6-й ученик:

Пословицы и поговорки:

 Месяц январь – зимы государь.

Январь – ломонос: береги свой нос.

В январе и горшок на печи замерзает.

Январь подкладывает дров в печку.

                 7-й ученик:

Народные приметы:

Если январь холодный, июль будет сухой, жаркий, не жди грибов до осени.

Коли в январе март, бойся в марте января.

Морозы на последней неделе января обещают холодное лето.

Сух январь – крестьянин богат.

      Будут ли вопросы или дополнения о месяце январе?

  - Послушаем о последнем зимнем месяце.

      (3-я группа)

  • 1-й ученик:   По ночам мороз силён,

                                        Днём капели слышен звон.

                                        День прибавился заметно.

                                        Ну, так что за месяц это?  (Февраль)

(Вывешивается название 3 зимнего месяца)

                2-й ученик:

Февраль – «межень» по-народному. За то, что он вроде календарной межи между зимой и весной. Ещё называют его «лютень» (из-за больших морозов), «бокогрей» (солнышко пригревает). А все-таки видно, что весна близко: день на два с половиной часа прибавился. И, главное, воздух уже весенний, ароматный.

                 3-й ученик:

Февраль – финал зимы. Последние холода. Ледяной ветер гуляет в открытом поле, носится в лесу меж голых берез и осин. А в безветрие все осыпано инеем. Крепкие морозы в феврале бывают только по ночам. Днём в затишье начинает пригревать солнце.

                  4-й ученик:

Месяц февраль – частых метелей. Называли его «вьюговой» или «снежень».

Дни в феврале, как правило, яркие, солнечные, но холодные. Изменчив, капризен февраль. То оттепель с плюсовой отметкой на термометре, то мороз под  20 градусов.  

                                         Дуют ветры в феврале,

                                           Воют в трубах громко.

                                           Змейкой мчится по земле

                                           Лёгкая позёмка.

                  5-й ученик:

В конце зимы у медведицы в берлоге рождаются медвежата. На фермах появляются телята. Люди готовятся к весеннему севу, проводят задержание снега, вывозят навоз на поля. В лесу они занимаются заготовкой древесины.

              6-й ученик:

Пословицы и поговорки:        

Февраль и теплом приласкает, и морозом отдубасит.

У февраля два друга – метель и вьюга.

Февраль – месяц лютый, спрашивает: как обутый?

Хоть февраль злится, но весну чует.)

                7-й ученик:

Народные приметы:

Как в феврале аукнется, так осенью откликнется.

Февраль холодный и сухой – август жаркий.

Воробьи дружно чирикают – к теплу.

Зима снежная – лето дождливое..

     ІІІ. Рефлексия.

Учитель: А теперь проверим, внимательно ли вы слушали друг друга и что отложилось в вашей памяти.

(раздаются листочки с текстом, где нужно вставить пропущенные слова- Прилож.1, затем пронумеровать в правильной последовательности. Дети выполняют работу)

     

     Проверка проводится  во время просмотра видеоролика:

https://yandex.ru/collections/card/5dbdc3273cbd83c8a7c91ab7/

      Зимушка – Зима приглашает нас в творческую мастерскую знаменитых художников А.К. Саврасова  и И.И. Шишкина. Посмотрите, перед вами репродукции картин.

- Как вы думаете, какие именно зимние месяцы изобразили на своих картинах художники? (И.И. Шишкин изобразил декабрь, а А.К. Саврасов – февраль.)

- Как вы об этом догадались? Какие признаки этих месяцев вы увидели на картинах?

- Как вы думаете, художникам нравится зима?

- С помощью чего они показывают своё восхищение зимним пейзажем?

- Зимушку и саму можно назвать великой художницей. Разве не вызывают наше восхищение зимние наряды деревьев и кустов, морозные узоры на стекле, изящные снежинки… Послушайте, пожалуйста, отрывок из сказки Г. Скребицкого «Четыре художника» .

Г. Скребицкий «Четыре художника» (отрывок).

        Первой вызвалась написать картину Зимушка – Зима.

        Растянула Зима по небу серые тучи и ну давай покрывать землю свежим пушистым снегом! В один день всё кругом разукрасила.

        Побелели поля и пригорки. Тонким льдом покрылась река, притихла, уснула, как в сказке.

        Ходит Зима по горам, по долинам, ходит в больших мягких валенках, ступает тихо, неслышно. А сама поглядывает по сторонам- то тут, то там свою волшебную картину исправит.

        Вот бугорок среди поля, с него проказник ветер взял да и сдул белую шапку. Нужно её снова надеть.

        Заглянула Зима в лес. «Его – то уж я так разукрашу, что Солнышко залюбуется!»

        Обрядила она сосны и ели в тяжёлые снеговые шубы; до самых бровей нахлобучила им белоснежные шапки; пуховые варежки на ветки надела. Стоят лесные богатыри друг возле друга, стоят чинно, спокойно.

        А внизу под ними разные кустики да молоденькие деревца укрылись. Их, словно детишек, Зима тоже в белые шубки одела.

        Хорошая получилась картина зимнего леса!

- Ребята, вам понравилась картина, которую нарисовала Зимушка – Зима?

  1. Подведение итогов урока.

- Вот и пришла пора прощаться. Зимушке – Зиме  пора в путь – дорожку!

- Давайте вспомним самое главное, о чём мы говорили во время встречи  с нашими гостями.  Порадуем их своими творческими способностями – сочиним синквейн о зиме.

Зимушка – Зима!

Удивительная, великолепная, волшебная!

Пришла, удивила, заворожила!

Одела всю землю в белоснежный наряд!

Красота!

3. Оцените свою деятельность на уроке с помощью разноцветных бубенчиков:

Синий – я работал (а) отлично, в полную силу своих возможностей.

Зелёный – я работал (а) хорошо, но слушал невнимательно.

Белый – сегодня не мой день, ничего не получилось

Приложение 1.

…………..– самый холодный месяц в году.  Году начало, зиме – середина. Название месяца – «просинец», от слова «просинь» – прояснение после долгого периода пасмурных дней. В народе говорят, что он рассекает зиму пополам, и за это его называли «сечень».

………………… – полночь года, месяц долгих ночей, коротких дней и

     морозных узоров на окнах. Про него говорят: год кончает, зиму начинает.. Замерзают реки, поэтому его величают «ледостав».

               ………... – месяц снегопадов, злых вьюг, а самое главное воздух уже

                весенний.  Крепкие морозы бывают только по ночам. Днём в затишье начинает пригревать солнце. Финал зимы.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по окружающему миру "В гости к зиме" 2 класс

Конспект урока по окружающему миру по программе "Планета знаний"...

Разработка урока по окружающему миру "В гости к зиме"

Признаки зимы в живой и неживой природе...

Разработка открытого урока по окружающему миру "В гости к зиме" 2 класс

Класс: 2      УМК:  Учебник А. А. Плешаков. Предмет: «Окружающий мир»Тема: В гости к зимеТип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и спосо...

Методическая разработка урока по окружающему миру "Как помочь птицам зимой?"

Методическая разработка урока по окружающему миру "Как помочь птицам зимой?".  УМК "Школа России", 1 класс. автор А. А. Плешаков...

Конспект урока по окружающему миру «В гости к зиме»

Конспект урока по окружающему миру «В гости к зиме»...

Разработка урока по окружающему миру «В гости к весне»

Формирование умения наблюдать за весенними изменениями в природе,  признаками наступления весны в неживой и живой природе; сравнение весенней природы с зимней....