Программа "Азбука природы"
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (1 класс)

Ишмуратова Лиана Иршатовна

Содержание программы «Азбука природы» направлено на систематизацию и расширение представлений детей о предметах и явлениях природы и общественной жизни, обогащение их нравственного опыта, формирование бережного отношения к богатствам природы и общества, навыков правильного поведения в природе и социальной среде.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_azbuka_prirody.docx59.53 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение                                                                            дополнительного образования                                                                                                                                                     «Станция юных натуралистов»                                                                                      Асбестовского городского округа

Принята:                                                                                              Утверждаю:

Методсоветом СЮН,                                                                        Директором МБУДО СЮН

Протокол № 2 от 07.09. 2016 г.                                                        -------------А. Б. Шашкова

Юный натуралист

(дополнительное образование детей 7-10 лет)                                                                           срок реализации программы – 3 года

Составители: Нестерова Нина Петровна                                                                                      педагог дополнительного образования                                                                                        1квалификационной категории

Асбест

2016г

Аннотация

                Программа «Юный натуралист» предназначена для детей младшего школьного возраста (7-10 лет).

               Данная программа рассчитана на три года обучения и является многоуровневой.

               Целью программы «Юный натуралист» является формирование экологической культуры детей младшего школьного возраста на основе единства нравственного и рационального познания природного окружения человека и привлечение к практической социально значимой деятельности.

              Достижению этой цели способствует содержание программы, которое решает следующие задачи обучения, воспитания и развития обучающихся младшего школьного возраста:

            - обучение методам познания окружающего мира;

            - формирование знаний и умений в области растениеводства;

            - воспитание нравственного и эстетического отношения к окружающей среде, ценностных установок по отношению к биосферным явлениям и процессам;

           - развитие экологического мышления через осознание школьником правил своего поведения в отношениях с окружающей средой:

           - развитие практических и творческих умений в решении экологических проблем.

         Данная программа предлагается для дополнительного экологического образования детей и в общеобразовательных школах.

Пояснительная записка

          Образовательная программа дополнительного образования детей естественнонаучной направленности «Юный натуралист» разработана в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Федеральным законом «О дополнительном образовании» (2002г.), Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей, утверждённым Постановлением РФ от 07.03.1995г. №233 (с изменениями от 22.02.1997г.. 08.08.2003г..01.02.2005г..07.12.2006г.) Примерными требованиями к программам дополнительного образования детей (Приложение к письму № 06-1844 от 11.12.2006г. Министерства образования и науки Российской Федерации Департамента молодёжной политики, воспитания и социальной защиты детей).

         Данная программа разработана на основе типовой программы «Юный натуралист»  Министерства просвещения СССР, программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ, «Исследователи природы»  -  М.: Просвещение, 1983.  

Программа модифицирована.

Форма обучения – очная

По уровню усвоения – углублённый, так как предполагает развитие на уровне практики.  

Программа «Юный натуралист» реализуется на Станции юных натуралистов и преследует учебно-воспитательные цели.

        В условиях современной экологической ситуации особенно остро стоит вопрос воспитания экологической культуры детей в образовательных учреждениях. Мир природы удивляет и восхищает многообразием и красотой форм, красок, запахов, доставляет людям радость и является источником творческого вдохновения.

       В современном мире проблемы окружающей среды приобретают поистине глобальный характер. Они затрагивают основы человеческого общества и во многом определяют возможности его выживания. В настоящее время, активно осуществляемая экологическая работа позволяет формировать у детей установку на диалоговое отношение к природе.

        Актуальность данной программы заключается в том, что ребёнок вовлекается в социальные отношения через отношение к природе, обществу, между детьми, педагогами и родителями, через общественные и научные организации, через психологический климат в коллективе. Актуальность данной программы заключается ещё и в том, что она способствует оздоровлению детей: занятия иногда проводятся на воздухе, лишены статичности, дети находятся в постоянном контакте с природой, что обеспечивает устойчивый эмоциональный уровень. Программа способствует формированию активной жизненной позиции обучаемых, что предполагает гармоничное сочетание таких качеств, как самопознание, самореализация, творческое саморазвитие. Практические экологические исследования дают детям богатейший материал, который успешно используется на конкурсах.

        Особенностью программы является комплексный подход, неразрывная связь теории и практики, что, несомненно, повлияет на круг интересов младших школьников.

        Отличием данной программы от типовой является увеличение количества практических часов по разделам «Осенние работы на учебно-опытном участке» и «Весенние работы на учебно-опытном участке». Программа дополнена новыми темами «Осенние работы в уголке живой природы» и «Весенние работы в защищённом грунте».

        Цель программы – создание условий для становления у младших школьников эмоционально-нравственного отношения к окружающей среде на основе единства чувственного и рационального познания природного и социального окружения человека, формирование элементарной экологической культуры. Цель программы достигается посредством решения следующих задач:

Личностные:

 - воспитать нравственное и эстетическое воспитание к окружающей среде.

 - развить коммуникативные качества и чувства ответственности за свои поступки.

Метапредметные:

- изучить методы познания окружающего мира;

- освоить технологии выращивания сельскохозяйственных культур;

- сформировать целостное представление о природном и социальном окружении как среде жизни.

Предметные: - развить теоретические и практические знания, умения в познании окружающего мира;

- изучить представление о природе как взаимосвязанной, упорядоченной и чувственной к вмешательству человека целостности.

         Данная программа составлена на 3 года обучения при объёме учебного времени

  136 часов.

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа. Возраст детей 7 – 10 лет. 

Соотношение практических и теоретических часов составляет 1:2, что обеспечивает младшему школьнику активное участие в практической деятельности, предусмотренной программой. Такой объём соответствует требованиям недельной нагрузке детей младшего школьного возраста, связанной с их физическими возможностями и загруженностью в общеобразовательном учреждении.

         Именно в этом возрасте происходит формирование нравственных основ личности, опосредуется вся система отношений ребенка с окружающим миром. Общение с природой - это возможность проявить любовь, доброту, сострадание. Чем больше общение с окружающим миром, тем больше дети тянутся к природе. Общение с природой очень полезно детям этого возраста. У ребенка расширяется мировоззрение, развивается чувство ответственности, доброты и другие нравственные качества. Если же с детства доброе отношение к природе не привито, это нередко порождает бездушие, эгоизм, жестокость, от которых в первую очередь страдают сами люди. Данная образовательная программа очень актуальна сегодня. От того, какими будут наши дети, зависит жизнь не только нынешнего, но и будущего поколения. Поэтому, нам следует бережно относится не только друг к другу, но и к окружающей нас природе. А любви и бережности нужно учить. Без знаний нет взаимопонимания.

         При реализации программы образовательный процесс организуется так, что дети вовлекаются в самостоятельный поиск, учатся прогнозированию последствий своего поведения и деятельности в окружающей среде, участвуют в обсуждениях.

        Обучение детей по данной программе предусматривает овладение младшим школьником знаниями основных отличительных признаков изучаемых растений, животных, природных явлений основных биологических особенностей фаз роста, развития и размножения культур.

       Обучающиеся овладевают основными правилами и приёмами выполнения практических работ по сохранению и укреплению своего здоровья, по содержанию и уходу за декоративными и сельскохозяйственными растениями, за животными обитателями уголка живой природы, соблюдая при этом правила техники безопасности, охраны труда и личной гигиены.

        Значительная часть учебного времени в программе отводится на контакт детей с окружающей средой, на практическую, исследовательскую и творческую деятельность, что достигается разнообразными формами и методами обучения, такими как:

-  вводные и обобщающие занятия;

-  комплексные экскурсии;

- упорядоченная практическая деятельность в акциях милосердия природе на основе знаний, особенностей природоохранной деятельности;

- экологические игры и игровые ситуации;

- различные тесты и тренинги. В процессе обучения школьники приобретают умения и навыки по уходу за растениями, учатся передавать своё отношение к природе, проводить наблюдения за живыми объектами.

        Критериями определения результативности усвоения программы являются: уровень экологических знаний и уровень сформированности экологических отношений, которые прослеживаются в знаниях, умениях и навыках обучающихся.

        Наиболее эффективными формами контроля являются викторины, конкурсы, игры, тест, тест-опрос, участие в выставках, соревнованиях.

Требования к подготовке обучающихся 1 года обучения

Обучающиеся будут знать:

- признаки сезонных явлений в природе;

- распространённые деревья и кустарники, травянистые растения;

- признаки подготовки растений к зиме;

- распространённые овощные культуры, значение их в жизни человека;

- наиболее распространённые цветочно-декоративные растения (календула, бархатцы, настурция);

- признаки созревания семян;

- технику сбора, первичную обработку семян;

- строение растения;

- растения, выращиваемые в закрытом грунте;

- основные приёмы ухода за растениями;

- распространённых вредителей и основные болезни цветочных культур;

- распространённые сорные растения, их способы размножения, меры борьбы с ними;

- технологию размножения комнатных растений черенками;

- условия, необходимые для выращивания рассады цветочных культур в закрытом грунте;

- основные приёмы ухода за цветочной рассадой;

- технологию подготовки семян овощных и цветочных растений к посеву.

Обучающиеся будут уметь:

- различать признаки сезонных явлений в природе;

- распознавать распространённые деревья и кустарники, травянистые растения;

- распознавать распространённые цветочно-декоративные растения (календулу, бархатцы, настурцию);

- определять признаки созревания семян;

- производить сбор и первичную обработку семян;

- различать растения, выращиваемые в закрытом грунте;

- осуществлять уход за растениями;

- различать вредителей и основные болезни цветочных культур;

- определять сорные растения, вести борьбу с ними;

- черенковать комнатные растения;

- ухаживать за рассадой;

- готовить семена овощных и цветочных растений к посеву.

Требования к уровню подготовки обучающихся 2 года обучения

Обучающиеся будут знать:

- простейшие метеорологические приборы – термометр, барометр;

- признаки подготовки к зиме многолетних травянистых растений;

- сроки и технику уборки урожая;

- основные плодовые и ягодные культуры леса и сада;

- основные многолетние цветочно-декоративные растения участка;

- зимующих птиц своей местности, корма для зимующих птиц, технику изготовления кормушек и искусственных гнездований;

- основные зеленные культуры и правила ухода за ними;

- правила ухода за комнатными растениями;

- способы размножения растений, правила и приёмы пересадки и перевалки комнатных растений;

 - внешний вид семян полевых культур;

- основные минеральные и органические удобрения;

- глубину заделки семян; - правила высадки рассады;

- способы, сроки и нормы полива растений;

- технику рыхления почвы;

- условия, необходимые для выращивания рассады цветочных культур в закрытом грунте. 

Обучающиеся будут уметь:

- пользоваться простейшими метеорологическими приборами (термометр, барометр) и использовать их в наблюдениях за погодой;

- наблюдать за развитием многолетних травянистых растений;

- убирать урожай;

- различать основные плодовые и ягодные культуры леса и сада по внешнему виду;

- распознавать основные многолетние цветочно-декоративные растения;

- вести наблюдения за зимующими птицами, готовить корма для зимующих птиц, изготавливать простейшие кормушки и искусственные гнездовья;

- различать основные зеленные культуры и ухаживать за ними;

- ухаживать за комнатными растениями;

- производить пересадку и перевалку комнатных растений;

- распознавать семена полевых культур по внешнему виду;

- отличать основные минеральные и органические удобрения друг от друга;

- производить высадку рассады в грунт;

- осуществлять уход за рассадой цветочных культур в закрытом грунте.

Требования к уровню подготовки 3 года обучения

Обучающиеся будут знать:

- основные сельскохозяйственные культуры;

- особенности строения семян зерновых культур;

- виды комнатных растений;

- правила ухода за комнатными растениями;

- виды минеральных, органических и микроудобрений;

- влияние удобрений на рост и развитие растений;

- основные виды почв;

- сроки и способы внесения удобрений;

- зимующих птиц своей местности;

- технологию и методы выращивания зелени в зимнее время;

- дикорастущие древесные и кустарниковые растения;

- определение древесных пород по образцам;

- ядовитые и съедобные грибы;

- распространённые лекарственные растения;

- насекомых полезных и вредных;

- насекомых Красной книги;

- овощные культуры и содержащие в них полезных веществ;

- технику посева и посадку овощных культур;

- особенности ухода за овощными культурами;

- условия для прорастания семян;

- особенности выращивания однолетников в закрытом грунте;

- правила ухода за комнатными растениями;

Обучающиеся будут уметь:

- распознавать семена по внешним признакам;

- закладывать семена на хранение;

- ухаживать за комнатными растениями;

- распознавать удобрения по внешним признакам;

- определять норму удобрений;

- различать виды минеральных, органических и микроудобрений;

- готовить кормушки для птиц;

- готовить почву и проводить посев;

- различать древесные и кустарниковые породы;

- распознавать грибы полезные и ядовитые;

- распознавать лекарственные растения по внешности;

- различать насекомых леса и луга;

- проводить полив и подкормку растений;

- проводить посев полевых культур;

- проводить посев однолетников;

- осуществлять уход за растениями в закрытом грунте;

- размножать комнатные растения разными видами;

- проводить наблюдения за погодой по приборам.

Учебно-тематический план       1 год обучения

Тема

Общее количество часов

В том числе

Теория

Практика

1.

Вводное занятие.

2

1

1

2.

Осень в природе.

8

3

5

3.

Осенние работы на учебно-опытном участке.

10

3

7

4.

Осенние работы в цветнике.

12

2

10

5.

Осенние работы в уголке живой природы.

10

3

7

6.

Природа зимой.

8

3

5

7.

Охрана и привлечение зимующих птиц.

8

2

6

8.

Уход за растениями уголка живой природы зимой.

12

3

9

9.

Вредители культурных растений.

8

2

6

10.

Сорные растения.

6

2

4

11.

Работа в уголке живой природы весной.

6

2

4

12.

Весенние работы в защищённом грунте.

12

4

8

13.

Весна в природе.

4

2

2

14.

Весенние работы на учебно-опытном участке.

14

4

10

15.

Уход за овощными и цветочными растениями.

12

3

9

16.

Итоговое занятие.

2

1

1

Итого:

136

39

89

Учебно-тематический план       2 год обучения

Тема

Общее количество часов

В том числе

Теория

Практика

1.

Вводное занятие.

2

1

1

2.

Осень в природе.

10

4

6

3.

Осенние работы на учебно-опытном участке.

16

4

12

4.

Почва и её роль в жизни растений.

4

2

2

5.

Плодово-ягодные растения.

10

4

6

6.

Работа в уголке живой природы.

6

2

4

7.

Зима в природе.

6

2

4

8.

Охрана и привлечение зимующих птиц.

6

2

4

9.

Работа в уголке живой природы.

4

2

2

10.

Семена овощных, полевых и цветочных культур.

8

4

4

11.

Весна в природе.

6

2

4

12.

Птицы весной.

4

2

2

13.

Питание растений.

4

2

2

14.

Работа в уголке живой природы.

10

4

6

15.

Весенние работы в теплице и парниках.

10

4

6

16.

Весенние работы на учебно-опытном участке.

14

4

10

17.

Лето в природе.

6

2

4

18.

Уход за культурами на учебном участке.

12

4

8

19.

Итоговое занятие.

                                                           

2

1

1

Итого:

136

50

86

Учебно-тематически план          3 год обучения

Тема

Общее количество часов

В том числе

Теория

Практика

1.

Вводное занятие.

2

1

1

2.

Основные отрасли сельскохозяйственного производства.

2

1

1

3.

Важнейшие сельскохозяйственные культуры.

4

1

3

4.

Семена.

6

2

4

5.

Осенние работы в уголке живой природы.

6

2

4

6.

Питание растений. Удобрения.

8

3

5

7.

Почва, её плодородие.

10

3

7

8.

Зимующие птицы Урала.

8

3

5

9.

Зимние работы в уголке живой природы.

8

3

5

10.

Жизнь животных в зимнее время.

6

2

4

11.

Древесные и кустарниковые растения.

8

3

5

12.

Грибы, и их роль в лесу.

8

3

5

13.

Лекарственные растения.

8

3

5

14.

Насекомые леса и луга.

8

3

5

15.

Агротехника овощных культур.

14

4

10

16.

Посев и посадка сельскохозяйственных культур.

4

1

3

17.

Весенние работы в уголке живой природы.

10

3

7

18.

Уход за комнатными растениями.

8

1

7

19.

Лето в природе.

6

2

4

20.

Подведение итогов.

2

1

1

Итого:

136

45

91

Содержание программы

I год обучения

1.​ Вводное занятие (2 часа)

Знакомство с планом работы детского объединения на год. Инструктаж по технике безопасности и правила поведения.

 Практическая работа. Экскурсия на УОУ и в теплицу.

2. Осень в природе (8 часов)

Разнообразие растений, значение их для человека. Сезонные явления в природе осенью. Знакомство с распространенными деревьями, кустарниками, травянистыми растениями. Подготовка растений к зиме. Осенняя окраска листьев деревьев и кустарников. Сравнение окраски листьев у разных деревьев и кустарников.

Практическая работа. Сбор листьев для составления коллекции. Сбор семян и плодов деревьев, кустарников и травянистых растений для учебных целей, зимней подкормки птиц. Изготовление наглядных пособий.

3. Осенние работы на учебном участке (10 часов)

Понятие об овощных культурах. Овощные культуры, значение овощных культур в жизни человека. Классификация овощных растений. Сроки и фазы созревания отдельных культур, время и техника уборки урожая. Знакомство с осенними работами на учебно-опытном участке.

Практическая работа. Ознакомление с овощными культурами. Определение фаз созревания овощных культур (бобы, кабачки, тыквы). Участие в уборке и учет урожая овощных культур. Удаление с участка после урожайных остатков и сорняков. Сбор сорных растений для гербария «Сорные растения огорода».

4. Осенние работы в цветнике (12часов)

Разнообразие цветочно-декоративных растений в цветнике осенью. Наиболее распространенные цветочно-декоративные растения: ноготки, бархатцы, настурция, душистый горошек. Признаки созревания семян у цветочно-декоративных растений, техника сбора семян, первичная обработка.

Практическая работа. Определение созревания семян. Сбор семян и их первичная обработка. Пересадка цветочно-декоративных растений в защищенный грунт для продолжения цветения в условиях уголка живой природы и проведения наблюдений за ними. Сбор цветочно-декоративных растений для учебного гербария.

5. Осенние работы в уголке живой природы (10часов)

Растения, выращиваемые в защищенном грунте (оранжерея, теплица, комната). Роль цветочно-декоративных растений в жизни человека. Знакомство со строением растения (корень, стебель, лист, цветок). Правила ухода за цветочно-декоративными растениями, пересаженными в защищенный грунт. Правила подготовки семян к хранению.

Практическая работа. Ознакомление с внешним видом и названиями цветочно-декоративных растений, пересаженных в защищенный грунт. Уход за растениями: полив, рыхление, обрезка сухих листьев. Наблюдение за их состоянием, ростом, развитием, цветением. Подготовка семян к хранению.

6. Природа зимой (8 часов)

Сезонные изменения природы зимой, значение снежного покрова для растений и животных. Распознавание деревьев и кустарников в безлистном состоянии.

Практическая работа. Сбор коллекционного материала: плодов, семян, веток древесных растений. Экскурсия на учебно-опытный участок.

7. Охрана и привлечение зимующих птиц (8 часов)

Зимующие птицы Урала. Распознавание их по внешнему виду. Роль птиц в жизни человека. Корма, используемые для подкормки птиц.

Практическая работа. Наблюдение за птицами в природе (внешний вид, добывание корма). Игра «Накорми птицу». Подкормка зимующих птиц и ведение наблюдения за птицами, посещающими кормушку (время посещения, поедание кормов). Оформление альбома «Наши зимующие птицы» (рисунки).

8. Уход за растениями уголка живой природы зимой (12 часов)

Растения, выращиваемые в комнатных условиях. Особенности содержания комнатных растений в зимний период, правила ухода за ними. Правила расстановки растений в условиях комнаты. Понятие о выгоночных культурах. Правила посева, посадки и выращивания выгоночных культур.

Практическая работа. Знакомство с комнатными растениями уголка живой природы. Наблюдение за комнатными растениями: их ростом, развитием, цветением. Уход за комнатными растениями. Составление плана- схемы по расстановке комнатных растений по заданию учителя. Посев и посадка выгоночных культур (лук, петрушка, редис). Выращивание бобовых культур в условиях защищенного грунта в зимний период.

9. Вредители культурных растений (8 часов)

Наиболее распространенные вредители культурных растений, вред, наносимый ими. Меры борьбы с вредителями растений: химические, механические, биологические.

Практическая работа. Ознакомление с основными вредителями культурных растений по таблицам и справочной литературе. Зарисовка вредителей - насекомых. Составление коллекции повреждений культурных растений.

10. Сорные растения (6 часов)

Ознакомление с наиболее распространенными сорными растениями. Вред, причиняемый ими культурным растениям и урожаю. Способы размножения сорняков. Меры борьбы с сорными растениями. Правила оформления гербария.

Практическая работа. Распознавание сорных растений по внешнему виду. Игра «Сорняк». Изготовление гербария «Сорные растения огорода».

11. Работа в уголке живой природы весной (6 часов)                                                    Особенности ухода за комнатными растениями весной. Виды размножения комнатных растений. Технология размножения комнатных растений черенками. Правила черенкования растений. Виды и способы подкормки комнатных растений.

Практическая работа. Уход за комнатными растениями уголка живой природы: рыхление, опрыскивание, полив. Черенкование растений. Посадка черенков и уход за ними.

12. Весенние работы в защищенном грунте (12 часов)

Выращивание овощных и цветочных культур на Урале. Условия, необходимые для выращивания рассады овощных и цветочных культур. Назначение парников и теплиц. Значение почвы в жизни растений. Почвенная смесь для выращивания рассады. Правила набивки ящиков почвенной смесью. Правила посева семян и ухода за рассадой.

Практическая работа. Набивка ящиков почвенной смесью. Посев семян овощных культур на рассаду. Наблюдения за появлением всходов и развитием рассады. Зарисовка растений в разных фазах развития. Опрыскивание всходов.

13. Весна в природе (4 часа)

Сезонные явления в природе весной.

Практическая работа. Наблюдение за состоянием природы, изменения в погоде, распусканием листьев, цветением деревьев и кустарников, появлением раннецветущих травянистых растений. Экскурсия в парк с целью изучения весенних изменений в природе.

14. Весенние работы на учебном участке (14 часов)

Особенности подготовки почвы для выращивания растений в открытом грунте. Основные приемы проверки семян на всхожесть.

Практическая работа. Подготовка почвы к перекопке (уборка мусора, удаление сорняков). Посев семян зерновых, овощных и цветочных культур в грунт. Наблюдение за появлением всходов культурных растений и сорняков. Уход за всходами овощных и цветочных культур (полив, рыхление, прополка, прореживание). Участие в озеленении территории школы.

15. Весенние работы в теплице и парниках (12 часов)

Основные требования для роста и развития овощных и цветочных растений. Время и техника полива овощных и цветочных растений. Особенности ухода за отдельными цветочными и овощными растениями (прореживание, прищипка). Правила подсева семян овощных культур.

Практическая работа. Рыхление почвы, полив цветочных и овощных растений, повторные посевы редиса, салата. Наблюдение за ростом и развитием растений.

16. Итоговое занятие (2 часа)

Подведение итогов работы за год.

Практическая работа: Праздник «В гостях у Флоры».

Содержание программы

II год обучения

1. Вводное занятие (2 часа)

Знакомство с планом работы детского объединения на год. Инструктаж по технике безопасности и правила поведения.

Практическая работа. Экскурсия на УОУ.

2. Осень в природе (16 часов)

Связь сезонных изменений в природе с изменениями высоты солнца. Назначение простейших метеорологических приборов: термометр, барометр. Правила пользования ими. Предсказание погоды по местным признакам и народным приметам. Подготовка к зиме многолетних растений (отмирание надземных частей, образование зимующих почек растений с зелеными листьями), животных и птиц.

Практическая работа. Наблюдение за состоянием погоды по приборам (термометру, барометру). Наблюдения за изменениями погоды по местным признакам (облакам, ветру, растениям), по поведению животных; за изменениями в жизни растений (последовательность изменения окраски листьев, начало и окончание листопада у разных деревьев и кустарников, влияние погодных условий (ветра, заморозков) на опадение листьев). Сбор плодов и семян дикорастущих трав, деревьев и кустарников для изготовления учебно-наглядных пособий. Заготовка кормов для зимующих птиц.

3. Осенние работы на учебном участке (4 часа)

Сроки и техника уборки урожая овощных культур. Многолетние цветочно-декоративные растения. Правила подготовки их к зиме. Технология осенней обработки почвы участка.

Практическая работа. Уборка урожая овощных растений. Знакомство с многолетними цветочно - декоративными растениями, высаженными на территории школы. Подготовка многолетников к зиме. Сбор семян цветочно-декоративных однолетних и многолетних растений (сушка, очистка, закладка на хранение). Очистка участка от остатков урожая. Закладка компоста. Внесение компоста и перекопка почвы.

4. Почва и ее роль в жизни растений (10 часов)

Разнообразие почв по механическому составу: песчаные, супесчаные, суглинистые, глинистые. Образование верхнего плодородного слоя в лесу, на лугу; роль растений, животных, микроорганизмов и климатических условий.

Практическая работа. Образование перегноя в природе (в лесу, на лугу). Сбор образцов местных почв. Изготовление коллекций почв.

5. Плодово - ягодные растения (6 часов)

Разнообразие плодово-ягодных растений леса и сада. Их значение в жизни человека. Различия между ними по внешнему виду: величине, форме, окраске плодов, срокам созревания их и вкусовым качествам. Способы размножения культурных плодово-ягодных растений. Осенний уход за плодово-ягодными растениями.

Практическая работа. Знакомство с плодово-ягодными растениями леса и сада. Игра «Угадай, что это?». Работа с гербарием плодово - ягодных растений. Составление альбома «Плоды уральского сада».

6. Работа в уголке живой природы (6 часов)

Зеленные культуры, их значение в жизни человека. Выращивание зеленных культур в условиях защищенного грунта. Особенности и правила ухода за зеленными культурами в условиях защищенного грунта.

Практическая работа. Ознакомление с районированными зеленными культурами. Пересадка зеленных культур с пришкольного участка в защищенный грунт. Уход за растениями: полив, рыхление, обрезка сухих листьев. Наблюдение за их состоянием, ростом, развитием, цветением. Подготовка семян к хранению.

7. Охрана и привлечение зимующих птиц (6 часов)

Зимующие птицы, их польза и привлечение (устройство кормушек и систематическая подкормка).

Практическая работа. Наблюдение за птицами в природе (внешний вид, поведение и время пробуждения; голоса птиц, взаимоотношения пернатых, поедание корма на кормушке, время кормления). Экскурсия в природу с целью знакомства с зимующими птицами.

8. Зима в природе (6 часов)

Связь сезонных явлений в природе с изменениями высоты стояния солнца. Признаки зимы: изменение полуденной высоты солнца, замерзание водоемов, метели, снегопад. Изменение снегового покрова в течение сезона, появление следов животных на снегу, изменения в жизни растений. Значение снежного покрова для растений, жизнь травянистых растений леса под снегом.

Практическая работа. Наблюдение погоды по приборам, предсказание погоды по местным признакам. Определение деревьев и кустарников по силуэту, коре, веткам, почкам. Наблюдение за подснежным развитием травянистых растений. Изготовление наглядных пособий: альбома рисунков следов животных, гербария веток деревьев и кустарников.

9. Работа в уголке живой природы (4 часа)

Правила ухода за комнатными растениями. Знакомство с разными способами размножения комнатных растений. Технология черенкования комнатных растений.

Практическая работа. Уход за комнатными растениями. Черенкование комнатных растений.

10. Семена овощных, полевых и цветочных культур 8 часов)

Ознакомление с внешним видом семян овощных и цветочных растений. Ознакомление с семенами полевых растений. Правила подготовки семян к посеву.

Практическая работа. Отбор семян овощных, полевых, цветочных растений для посева. Определение посевных качеств семян. Изготовление наглядного пособия «Семена».

11. Весна в природе (6 часов)

Признаки весны: увеличение полуденной высоты солнца, продолжительности дня, потепление и т.д. Значение солнечного тепла и света в жизни природы. Раннецветущие травянистые растения, распускание почек, цветение деревьев и кустарников.

Практическая работа. Наблюдение за погодой по местным признакам. Изготовление наглядных пособий: коллекций, гербария раннецветущих растений.

12. Птицы весной (4 часа)

Связь сроков появления перелетных птиц с изменениями температуры воздуха, вскрытием рек, появлением насекомых и другими сезонными явлениями в природе. Значение птиц в сельском хозяйстве.

Практическая работа. Наблюдение за прилетом птиц, заселением гнездовий, поведением пернатых. Изготовление гнездовий искусственных, их развеска.

13. Питание растений (4 часа)

Механический состав почвы. Минеральные и органические удобрения, сроки и способы их внесения в почву, влияние удобрений на повышение урожайности растений.

Практическая работа. Распознавание основных минеральных и органических удобрений по внешнему виду. Наблюдение над растворимостью минеральных удобрений в воде. Подкормка комнатных растений органическими удобрениями.

14. Работа в уголке живой природы (10 часов)

Правила и приемы пересадки, перевалки комнатных растений.

Практическая работа. Работа по перевалке и пересадке комнатных растений. Наблюдение за их укоренением, ростом и развитием.

15. Весенние работы в теплице и парниках (10 часов)

Назначение парников и теплиц. Значение выращивания рассады. Условия, необходимые для выращивания рассады. Сроки посева семян и правила ухода за рассадой.

Практическая работа. Подготовка земли для выращивания рассады, набивка ящиков землей, посев семян. Уход за рассадой. Наблюдение за появлением всходов и развитием рассады капусты, помидоров.

16. Весенние работы на учебном участке (14 часов)

Значение своевременной обработки почвы. Техника разбивки делянок. Сроки посева овощных, цветочных растений. Глубина заделки семян, расстояние в рядках и между рядками. Правила высадки рассады в грунт.

Практическая работа. Наблюдение за появлением всходов овощных и цветочных культур, за их ростом и развитием, за появлением и развитием сорняков.

Внесение удобрений, перекопка почвы, выравнивание ее граблями, разбивка делянок, посев семян овощных и цветочных растений в грунт. Высадка рассады капусты, цветов, помидоров.

17. Лето в природе (6 часов)

Признаки лета. Изменение полуденной высоты солнца; продолжительность дня в начале и конце лета. Сезонные явления природы летом.

Практическая работа. Наблюдение за погодой, предсказания ее по местным признакам (облакам, ветру, растениям, поведению животных). Наблюдение за образованием и ростом плодов у деревьев и кустарников, развитием насекомых.

18. Уход за культурами на учебном участке (12 часов)

Способы, сроки и нормы полива и подкормок растений участка (овощных, цветочных). Техника рыхления почвы и борьба с сорняками. Простейшие меры борьбы с вредителями овощных и цветочных растений.

Практическая работа. Наблюдение за ростом и развитием растений. Рыхление почвы, удаление сорняков, полив, подкормка, прореживание. Выявление и распознавание вредителей, применение доступных методов борьбы с вредителями. Изготовление гербария «Сорные растения», коллекции «Насекомые-вредители».

19. Итоговое занятие (2 часа)

Повторение и обобщение знаний. Викторина о растениях.

Содержание программы

3 год обучения

  1. Вводное занятие. (2 часа)

Ознакомление обучающихся с планом работы объединения. Проведение вводного инструктажа. Тест опрос на определение уровня знаний.

Практическая работа. Экскурсия.

  1. Основные отрасли сельскохозяйственного производства (2 часа)

Значение сельскохозяйственных культур в жизни человека. Важнейшие сельскохозяйственные культуры, их использование.

Практическая работа. Знакомство с гербарием зерновых культур.

  1. Важнейшие сельскохозяйственные культуры (4 часа)

Роль зелёных растений в жизни человека и их влияние на здоровье. Важнейшие сельскохозяйственные культуры, их использование.

Практическая работа. Экскурсия в теплицу. Экскурсия на цветники города.

  1. Семена (4 часа)

Особенности строения семян отдельных сельскохозяйственных культур. Приспособление семян к растрескиванию.

Практическая работа. Распознавание семян по внешним признакам. Зарисовка семян. Подготовка и закладка семян на хранение.

  1. Осенние работы в уголке живой природы (6часов)

Особенности горшечной культуры, содержание осенью. Содержание горшечной культуры осенью, правила ухода.

Практическая работа. Наблюдение за комнатными растениями. Уход за комнатными растениями: полив рыхление. Уход за комнатными растениями: мытьё и удаление сухих листьев.

  1. Питание растений. Удобрения. (8 часов)

Условия роста и развития растений. Питание растений. Потребность важнейших сельскохозяйственных культур в питательных элементах. Виды удобрений: органические, минеральные, микроудобрения. Влияние удобрений на рост и развитие растений.

Практическая работа. Распознавание удобрений по внешним признакам. Работа со справочной литературой. Расчёт норм удобрений Определение норм удобрений.

  1. Почва, её плодородие (10 часов)

Понятие о почве, её плодородии. Основные виды почв. Физические свойства почв. Виды удобрений для горшечных культур. Сроки и способы внесения удобрений.

Практическая работа. Определение механического состава. Ознакомление с гербарным материалом. Работа со справочной литературой. Ознакомление с различными видами минеральных и органических удобрений. Внесение удобрений.

  1. Зимующие птицы Урала (8часов)

Знакомство с зимующими птицами своей местности. Зерноядные и насекомоядные птицы. Значение зимней подкормки птиц. Изучение отдельных представителей зимующих птиц Урала.

Практическая работа. Зарисовка зимующих птиц. Изготовление кормушек для птиц. Подкормка птиц. Наблюдение за птицами в природе.

  1. Зимние работы в уголке живой природы (8 часов)

Особенности горшечной культуры, содержание осенью. Содержание комнатных растений осенью, правила ухода.

Практическая работа. Наблюдение за комнатными растениями. Уход за комнатными растениями: полив, рыхление. Уход за комнатными растениями: мытьё листьев, удаление сухих листьев.

  1. Жизнь животных в зимнее время (6 часов)

Подготовка животных к зиме. Основные виды животных. Характеристика некоторых животных местной фауны.

Практическая работа. Зарисовка внешнего облика изучаемых животных. Зарисовка следов животных. Экскурсия с целью наблюдения следов на снегу.

  1. Древесные и кустарниковые растения (8часов)

Дикорастущие культурные древесные и кустарниковые растения. Биология некоторых древесных и кустарниковых, их хозяйственное значение. Определение древесных пород по образцам.

Практическая работа. Работа с гербарием своей местности. Зарисовка внешнего вида листьев древесных пород. Экскурсия в парк для ознакомления с древесными и кустарниковыми породами.

  1. Грибы и их роль в лесу (8часов)

       Царство живой природы. Грибная галерея. Ядовитые, съедобные грибы. Роль грибов в лесу.

Практическая работа. Зарисовка грибов. Работа с определителем. Конкурс рисунков. Изготовление брошюр. Игра: «Грибное лукошко полезное и вредное».

  1. Лекарственные растения (8 часов)

Растения лекари, знакомство с лекарственными растениями. Растения и человек, полезные лекарственные растения. Убивающие растения.

Практическая работа. Работа с коллекцией лекарственных растений. Выписка кратких сведений о самых распространённых полезных растениях. Зарисовка растений. Турнир знатоков о лекарственных растениях.

  1. Насекомые леса и луга (8 часов)

Насекомые – друзья человека. Насекомые – хищники (божьи коровки, их личинки, осы, жужелицы, лесные муравьи). Насекомые – опылители (пчёлы, шмели, осы, мухи, бабочки, комары). Насекомые Красной книги.

Практическая работа. Зарисовка насекомых леса и луга. Работа с коллекцией насекомых. Уметь различать насекомых. Зарисовка насекомых. Работа с определителем.

  1. Агротехника овощных культур (14 часов)

Важнейшие овощные культуры возделываемые на Урале, их значение. Содержание полезных веществ и витаминов. Агротехнические особенности возделывания некоторых культур. Подготовка почвы и внесение удобрений. Техника посева и посадки овощных культур. Особенности ухода в связи с биологией роста и развития растений. Изучение строения частей овощного растения, используемого в пищу (корнеплод, стручок, плод).

Практическая работа. Распознавание и описание отдельных видов и сортов овощных культур. Выписка кратких сведений о пользе овощных растений. Подготовка почвы и внесение удобрений. Посев овощных культур. Уход за растениями. Уход за растениями: полив и подкормка. Зарисовка частей растений (корнеплод, стручок, плод).

  1. Посев и посадка сельскохозяйственных культур (4 часа)

Условия необходимые для прорастания семян и приживаемости рассады. Значение своевременного посева полевых культур.

Практическая работа. Посев полевых культур. Правила ухода и уход за посевами.

  1. Весенние работы в уголке живой природы (10 часов)

Однолетние цветочно-декоративные растения. Особенности выращивания однолетников в закрытом грунте. Требования предъявляемые к качеству выполнения работ.

Практическая работа. Подготовка почвы для посадки. Посев однолетников в закрытый грунт. Уход за рассадой в защищённом грунте. Рыхление почвы. Подкормка однолетних цветочно-декоративных растений.

  1. Уход за комнатными растениями в весенний период (8 часов)

Правила ухода за комнатными растениями.

Практическая работа. Подготовка почвенной смеси для комнатных растений. Размножение комнатных растений черенками. Пересадка и перевалка комнатных растений. Размножение комнатных растений делением корневищ.

  1. Лето в природе (6 часов)

Признаки лета. Предсказание погоды по поведению животных, птиц, по состоянию растений. Растения – часы. Растения – барометры.

Практическая работа. Наблюдение за погодой по приборам и предсказание по народным приметам. Зарисовка растений. Ведение записи в календаре природы, подведение итогов наблюдения за погодой.

  1. Подведение итогов (2 часа)

Обобщение пройденного материала.

Практическая работа. Праздник цветов.

Учебно-методическое обеспечение

Коллекции:

- семена овощных культур;

- семена цветочно-декоративных культур;

- семена полевых культур;

- виды удобрений;

- муляжи овощей и фруктов;

- корма для зимующих птиц;

- древесные породы;

- виды насекомых вредных и полезных.

Гербарии:

- овощные растения;

- сорные растения;

- цветочные культуры;

- хвойные растения.

Таблицы:

- фазы роста и развития полевых культур;

- почвенный разрез;

- перелётные и зимующие птицы Урала;

- конструирование кормушек;

- оседлые птицы Урала;

- физическая карта заповедников.

Материально-техническое обеспечение:

- коллекция комнатных растений;

- микроскоп;

- увеличительные стёкла;

- наборы удобрений;

- наборы семян;

- наборы разновидностей почвы;

- лабораторная посуда.

Литература для обучающихся:

1. Н. Верзилин. Путешествие с комнатными растениями. Государственное Издательство Детской Литературы Министерства Просвещения РСФСР Москва 19 Верзилин Н.М. Путешествие с домашними растениями. – М.: Педагогика – Пресс, 1995.

2.  Гуленшева М.А. Растения в огороде. М. 2001.

3. Д. Б.Кудрявец, Н. А.Петренко. Как вырастить цветы. Книга для учащихся.

- Москва: Просвещение, 1993.

4. ​ Небесный С. Юным овощеводам. – М.: Детская лит-ра, 1985.

5. Никонов Н. Сказки леса – Свердловск, Средне-Ур. Книжное изд-во, 1986.

6.  Смирнов А.В. Энциклопедия живой природы в доме: Знакомые и незнакомые овощи: Кн. для учащихся. – М.: Просвещение, 1994.

7. А. А.Чувикова, С. П.Потапов, А. А.Коваль, Т. Г.Черных. Учебная книга цветовода. – Москва: Колос, 1980.

8. Д. Ф.Юхимчук. Комнатное цветоводство. – Киев: «Урожай», 1977.

Литература для педагога:

1.  Л. Домненкова «Комнатные растения» - Мн: Хорвест, 1997г.

2. Н. Бабина, Д. Бабин – «600 практических советов», «Цветы дома и на участке» - М: Континент-Пресс, 1999г.

.3.   М.Э. Витвицкая – «Современный дизайн участка». М: ООО ЧКТЦ «Лада», ИД «РИПОЛ классик», 2006г.

4.  Верзилин Н.М. Путешествие с домашними растениями. М.: Педагогика – Пресс, 1995.

5.​ Гаврилов И.С. Настольная книга садовода. С-Петербург, Питер, 1994.

6.​ Горшзгалов В.Л. Справочник по овощеводству. М.: Колос, 1982.

7.​ Гэунин В.А. Цветоводство: практикум. Львов: Высшая школа, 1988.

8.​ Дудина Н.Х. Агрохимия и система удобрений.М.: Агропромиздат, 1990.

9.​ Журавлёв И.М. Комнатное цветоводство. М.: 1993.

10.​ Иванов Н.И. 1000 + 1 совет садоводу. Мн: Современный литератор, 1999.

11.​ Игнатьева И.П. Плодовые и овощные культуры СССР.М.: Агропромиздат, 1990.

12.​ Ильина Е.Я., Стерлигова Е.И. Комнатные растения и их использование в интерьере. Свердловск: изд-во ун-та, 1991.

13.​ Каратаев Е.С. Настольная книга овощевода. М.: Агропромиздат, 1990.

 14.​ Красная книга Среднего Урала (Свердловская и Пермская области): Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды животных и растений. /под ред. В.Н. Большакова и Т.Л. Горчаковского/. Екатеринбург: изд-во Урал. ун-та, 1996.

15.​ Кудрявец Д.В., Петренко Н.А. Как вырастить цветы. М., 1998.

16.​ Мамаев Б.М. Атлас – определитель насекомых. М.: Просвещение, 1985.

 17. Д.Б. Кудрявец, Н.А. Петренко «Как вырастить цветы»: книга дл учащихся – М: Просвещение, 1993г. 16.​ Мамаев Б.М. Атлас – определитель насекомых. М.: Просвещение, 1985.

18.​ Небесный С. Юным овощеводам. М.: Детская лит-ра, 1985.

19.​ Пешкова Г.И. Растения – защитники плодовых и овощных растений. М., 1992.

20.​ Программа «Юный Овощевод». Объединение «Дворец молодёжи» Свердловской обл., Екатеринбург, 2000.

 21. Е. Жадько»Комнатное цветоводство для лентяек»/серия «Жизнь удалась» - Ростов на Дону, 2005г.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира в 4 классе по теме: «Природа в опасности. Охрана природы».

Тип урока: изучение новой темы с элементами проектной деятельности.Цель урока: раскрыть экологическую проблему, познакомить с правилами поведения в природе.Задачи урока:1.    познакомит...

"Люби и охраняй природу" "Люби и охраняй природу"

Мероприятие по окружающему миру в 3 классе позволяет развивать познавательные способности ребят, мышление и сообразительность, формировать умения наблюдать и помогать животным и растениям, эколо...

Интегрированный урок по природоведению и русскому языку на тему: «Природа и человек. Охрана лесов. Роль леса в природе и жизни человека. (Природоведение). Упражнения в правописании окончаний имён существительных множественного числа. (Русский язык)»

На уроке ведётся  разговор о разнообразии и жизни растений, пользе, которую они приносят человеку, необходимости охраны растительного мира нашей Родины, правилах поведения в лесу; совершенствоват...

Живая и неживая природа. Богатство живой и неживой природы.

Тема:  Живая и неживая природа. Богатство живой  и неживой  природы. Цель: Сформировать у детей представление о неразрывной связи человека с природой (человек – часть природы...

Тема урока. Осень в природе. Изменения в неживой природе. Особенности осенних месяцев. 3 класс. Программа «Гармония». Первый урок по теме.

Цели.1. Дать сравнительную характеристику летних и осенних месяцев.2. Познакомить с осенними изменениями в неживой природе.3. Продолжить формирование умений анализировать, сравнивать и выделять сущест...

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ ВО 2 КЛАССЕ. Тема. Проверка знаний учащихся по теме «Люблю природу русскую. Зима». (девятый урок по теме: «Люблю природу русскую. Зима».)

                                                                     -1-                КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ                          ВО 2 КЛАССЕ.Тема. Проверка знаний учащихся по те...