Конспект урока по окружающему миру «Разнообразие растений: хвойные и цветковые».
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Роньжина Анжелика Леонидовна

Цель: познакомить детей с хвойными и цветковыми растениями

Задачи:

Образовательные: повторить материал о лиственных и хвойных растениях; обогатить знания учащихся сведениями о новых группах растений, обсудить с детьми отличительные признаки цветковых растений.

Развивающие: развивать внимание, мышление, расширить кругозор детей.

Воспитательные: воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней; воспитывать умение слушать друг друга.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_okruzhayushchego_mira_03.doc110.5 КБ

Предварительный просмотр:

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Теоретическое обоснование

1.Организациооный момент

2.Проверка домашнего  задания

3. Сообщение темы урока

4.Подготовка к  восприятию нового материала

5.Изучение нового материала

6.1.Проверка понимания нового материала

6.2.Проверка понимания нового материала

6.Итог урока

7.Домашнее задание

Добрый день!

Снова пришел долгожданный миг

Нам пора в дорогу.

Он зовет нас, загадочный мир,

Таинственный мир природы.

Проверим домашнее задание.

1.Назовите части растения.

2.Какую работу выполняют корень, стебель, лист?

3.Вспомни опыт. С чего началось прорастание семени фасоли, помещенного во влажную почву?

4.Ребята, вы наверняка любите овощи и ягоды. Что есть в ягодах? В клубнях картофеля?

5.Значит, сахар и крахмал растение берет не из почвы. А откуда? Зеленые листья растений удивительны. Ведь они готовят пищу из воды..А еще из каких компонентов?

6.Как же это происходит? Вода поступает куда?

7.С помощью чего?

8. В листьях образуется основное питание зеленого растения из чего?

9.Откуда растение берет углекислый газ?

10.Какое условие обязательно?

11.Углекислый газ лист берет, а что возвращает обратно в воздух?

12.Зачем нужен кислород?

Ребята, мы сегодня будем говорить о растениях. И наша тема звучит так: «Разнообразие растений».

И на этом уроке мы познакомимся поближе с двумя группами растений. Вспомните их, пожалуйста.

Вам необходимо угадать название групп растений по первым буквам слов, зашифрованных под картинкой. Название изображенного предмета – ключ.

Что у нас получилось?

Верно! А вот для вас еще загадка: среди всего списка есть 2 лишних слова. Какие? Почему они лишние?

Все растения можно разделить на 3 группы. Какие?

Как вы различаете деревья, кустарники и травянистые?

Прочитаем в учебнике на стр. 73

(показать).

Дидактическая игра «Дерево. Куст. Трава.»

Я сейчас буду называть различные растения: и деревья, и кустарники и травы. Если я назову дерево – вы стоя, покачаете руками, будто шелестите листьями. Если кустарник – присядете.  Если траву – сядете и быстро-быстро помашете руками.

Рябина, груша, полынь, можжевельник, сирень, осока, крапива, крыжовник, шиповник, горох, фасоль, черемуха, ель.

Сели тихонечко за парты.

А теперь открываем тетради на печатной основе, стр. 21, упражнение 41. Прочитаем задание.

Проверим.

Хвойные и лиственные растения имеют сходства. Какие?

Верно. Также они имеют и различия. Если рассматривать эти самые растения с другой точки зрения: «цветут - не цветут», то их можно разделить на новые группы: цветковые и хвойные растения.

Чем же они отличаются?

Отличительные признаки цветковых растений:

  1. Они цветут, хотя бы раз в жизни
  2. У них образуются плоды с семенами.

Найдем определение «цветковые растения». На какую букву будем искать?

Работа с учебником, стр. 74.

Берем в руки учебник, открываем его на стр. 74 (показать).

Посмотрите на рисунок: лиственное дерево, лиственный куст,  травянистое растение – каждое с цветками, плодами и семенами. Какие же здесь растения изображены?

Природа таит в себе множество тайн и загадок. И у нас на планете имеются деревья-чемпоины.

Самые крупные плоды у хлебного дерева. Их длина – 60 см.

Самое толстое дерево – баобаба – 30 м в охвате.

Самые глубокие корни у фикуса из Южной Африки, их длина около 120 м.

Ребята, цветковые растения поражают нас своей красотой, необычностью, нежностью. И часто любимым и дорогим людям дарят именно цветы. Несомненно, что у каждого найдется на подоконнике цветок, это чудной красоты создание.

Посмотрите, как цветок, пробуждаясь, раскрывается после ночи.

Каких только чудес на свете не бывает среди растений!

Растения с листьями-иголками и шишками разве это не чудо природы?

Вы догадались о каких растениях идет речь?

Найдем в учебнике определение хвойных растений.

У хвойных растений никогда не бывает цветков, а следовательно, и плодов. А вот семена есть….Где же он развиваются?

Верно, семена у хвойных растений внутри шишки. Шишка их защищает. Как вы думаете, они цветут?

Не было цветка, нет и плода, а семена есть поэтому и возможно деление групп растений,  которые имеют семена. На группы «цветущих» и «нецветущих», т. е. цветковые и хвойные.

Работа с учебником, стр. 75.

Открываем учебник на стр. 75.

Что вы здесь видите? Какие растения изображены?

Рассмотри картинку. Какие хвойные растения можно здесь увидеть?

Известного представителя хвойных растений – ель, можно часто встретить на улицах города перед особым днем. Каким?

А вы наряжаете елку дома? Поднимите руку. Настоящую или искусственную? Почему?

Значит какую следует выбрать елку?

Чтобы сберечь красоту природу.

Растения и животные, которые стали редкими или находятся под угрозой исчезновения, занесены в Красную книгу.

Во всем мире красный цвет – сигнал опасности, предупреждения. Он означает запрет.

Дымят в городе заводы

Атмосферу засоряя.

Отравляют жизнь природы

Стоки в воду, направляя.

Прогуляться в лес меж делом

Он же мусором завален.

В нем не видно даже белок

Воронье среди подпален.

По отдельности мы каждый

Грудью встанем за природу.

А дойдет до дела, скажем:

«Не сорил я нигде сроду».

Неужели непонятно,

Что мы сами дом сой губим.

Вон, на Волге грязи пятна.

И в лесу деревья рубим.

Сохрани потомкам город

Чистый воздух, реку, лес.

Уникальную природу

Не погубит наш прогресс!

Ребята, как вы думаете, каковы причины исчезновения растений?

Значит, как мы себя будем вести в природе?

И тогда мы сохраним эту красоту. Ведь от нас зависит будущее нашей планеты, увидят ли наши потомки это чудо?!

Итак, какова тема нашего урока?

О каких группах растений мы говорили?

По какому признаку мы разделяли растения на цветковые и хвойные?

Что у них общего?

А чем они отличаются?

Как нужно обращаться с природой?

Чем мы ей обязаны?

Поэтому прежде чем затоптать траву на поле или сломать ветку на дереве, подумайте!

Прочитать и пересказать в учебнике данную тему.

1.Корень, стебель, лист.

2.Корень удерживает растение, через него оно получает питание. Стебель держит цветок, плод, листья крепятся на стебле. Лист «ловит» солнечные лучи.

3.Сначала выросли

4.В ягодах – сахар, в клубне картофеля – крахмал.

5. Зеленые листья готовят пищу из воды, света и воздуха.

6.Вода поступает  в листья.

7. С помощью корня.

8.Основное питание зеленого растения образуется из воды и углекислого газа.

9.Углекислый газ растение берет из воздуха.

10. Необходим свет.

11.Возвращает кислород.

12.Кислород необходим для жизни на земле – мы им дышим. И не только люди, но и растения, и животные.

Цапля                        Хлеб

Валенки                     Ведро

Енот                           Огурец

Тюльпан                    Йод

Кукла                         Ножницы

Осьминог                  Ы

Весло                         Ель

Ы

Единорог

Цветковые и хвойные.

Тюльпан и ель. Они представители цветковых и хвойных растений.

Деревья, кустарники, травяные растения.

И лиственные, и хвойные растения имеют семена.

На букву «Ц».

Цветковые растения – это деревья, кустарники, травы, у которых в результате развития появляются цветки. Имеют корни, стебель, плоды и семена.

Дерево – груша, видно по его плодам. Кустарник -  шиповник, можно отличить его по цветам и плодам. Трава  - горох.

О хвойных.

Хвойные растения -  деревья и кустарники с листьями игольчатой формы (иголками). У этих растений есть корни, стебель, листья.

Семена хвойных растений  развиваются в шишках.

Нет. Не цветут.

Хвойные растения.

Сосна, можжевельник, ель.

Перед Новым годом.

Мы наряжаем настоящую.

А мы искусственную, потому что бережем природу.

Искусственную.

Причины исчезновения растений:

  • вытаптывание;
  • загрязнение почвы, водоемов, воздуха;
  • люди и их хозяйственная деятельность.

Правила поведения на природе:

  • Нельзя срывать цветы для букетов.
  • Собирать лекарственные растения можно только там, где их много.
  • В природе, особенно в лесу, нужно ходить по тропинкам.

Разнообразие растений.

О хвойных и цветковых.

«Цветут – не цветут»

И у хвойных, и у цветковых есть семена.

Одни цветут – цветковые, а другие нет – хвойные.

Бережно. Ведь она нам подарила жизнь. Только на планете Земля возможна жизнь благодаря кислороду, который выделяют зеленые растения. Кроме того, мы любуемся красотой растений. И некоторые растения человек специально выращивает и употребляет в пищу.

Психологический настрой на работу; активизация внимания и познавательной деятельности

Установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания; устранение пробелов в знаниях, совершенствование ЗУН

Пробуждение познавательного интереса; объявление темы урока, постановка задач урока

Подготовка учащихся к восприятию нового материала, вспомнить и проверить ЗУНы учащихся по теме «Деревья. Кусты. Травы.»

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания

Установление степени усвоения нового материала (цветковые растения и их характерные особенности); выявление пробелов, и их коррекция

Расширение кругозора детей, привитие интереса к природе

Воспитание у учащихся эстетических чувств, развитие умения наблюдательности, умения видеть в окружающем красоту, привить любовь к природе

Установление степени усвоения нового материала (хвойные растения и их характерные особенности); выявление пробелов, осмысление изученного и их коррекция

Формирование экологического сознания учащихся, бережного отношения к природе

Рефлексия

Закрепить полученные на уроке знания, умения и навыки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру "Разнообразие растений" 3 класс

Данная разработка представляет собой конспект урока по окружающему миру по теме "Разнообразие растений". Будет полезна учителям начальных классов. В конспекте содержатся интересные факты из жизни раст...

Конспект урока по окружающему миру "Разнообразие растений на Земле. Растения встречаются повсюду"

Конспект урока по окружающему миру с использованием ИКТ по теме " Разнообразие растений на Земле. Растения встречаются повсюду."  Цели: расширение представлений школьников о разнообразии флоры, ...

Конспект урока по Окружающему миру "Разнообразие растений" 3 класс УМК "Перспектива"

Конспект урока по Окружающему миру "Разнообразие растений" 3 класс УМК "Перспектива"...

Разработка урока по окружающему миру "Разнообразие растений"

Разработка урока по окружающему миру "Разнообразие растений"...

Конспект урока по окружающему миру: Разнообразие растений (3 класс)

Цели занятия: Познакомить учащихся с основной квалификацией растений; рассмотреть   особенности каждой группы растений. Задачи, направленные на достижение предметных результатов:...

Разработка урока по окружающему миру "Разнообразие растений" 3 класс

Представляю разработку урока по окружающему миру...

урок по окружающему миру "Разнообразие растений на земле" ( мхи, папортники, водоросли)

Открытый урок исследования. Соответствует требованиям ФГОС. В уроке присутствует работа в паре , в группе.Ребята учатся определять уровень своих знаний, проводить самооценку своей деятельности....