Разработка урока по окружающему миру "Разнообразие растений" 3 класс
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Представляю разработку урока по окружающему миру

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_urok._okr_mir.docx63.26 КБ
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.no2_.docx19.71 КБ

Предварительный просмотр:

 Тема.  Разнообразие растений.  

Цель. Знакомить с разнообразием растений, выделить их характерные особенности.

Оборудование. Мультимедийный проектор, экран, учебник А.А.Плешакова «Окружающий мир»», карточки-кроссворды, стакан с водой, почва.

 I.Организационный момент.

II.Проверка домашнего задания. (Слайд 2)

   

1. Вопросы и задания.

  • Что такое почва?
  • Какой состав имеет почва?
  • Докажите, что в почве есть воздух.
  • Какие живые существа есть в почве?
  • Как образуется почва?
  • Охрана почвы.

2.  Итог по проверке домашнего задания.

      Кроссворд.     ( Слайд 3)

  • Слой земли, на котором растут растения.        
  • Одна из составных частей почвы  
  • Вещество, повышающее плодородие почвы.
  • основное свойство почвы.

III. Подготовка к восприятию новой темы.

На какие две группы можно разделить всю природу? (живую и неживую)   (слайд 4)

На какие царства можно разделить всю живую природу?   (слайд 5)

А какое царство мы будем  сегодня изучать, вы узнаете, когда отгадаете загадку. ( Слайд 6)

IV.  Сообщение темы и цели урока.

Учитель. – Сегодня на уроке мы отправимся в царство растений и познакомимся с новой     классификацией растений. (Слайд 7)

Давайте подумаем, почему так говорят?  Растения – зелёная одежда Земли.( Слайд 8).

Давайте вспомним,  как называется наука, которая изучает природу?  ( Биология).

От каких слов произошло это название? ( «Биос» - жизнь , «логос» -наука )

      Учитель.  - Наука, которая изучает только растения, называется БОТАНИКОЙ. Ботаника – один из разделов биологии.

Сегодня мы узнаем, на какие группы делят ученые – ботаники всё царство растений.

V.Распознавание частей растений. (Слайд 9)

Какие части растения вы можете назвать? (корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами)

Корень находится в земле, его почти никогда не видно. Корень удерживает растение. Корень находит в земле влагу и питательные вещества и передаёт их верхним частям растений.

Стебель придаёт форму растению. Он держит листья и цветы. Он переносит к ним соки от корня.

Листья есть у каждого растения. Любой лист состоит из черешка, с помощью которого лист прикрепляется к стеблю, и листовой пластинки.

Цветок тоже нужен растениям. У цветка красивые лепестки и приятный аромат. Но это придумано для того, чтобы привлекать не нас, людей, а насекомых. Насекомые слетают на сладкий нектар и при этом переносят с одних цветов на другие пыльцу. То есть опыляют растения. После этого на месте опылённых цветов образуются плоды с семенами.

Плод – это то, что люди ценят больше всего в растениях,  внутри плода есть семена. Из них потом вырастают новые растения.

VI. Объяснение нового  материала.

1.Цветковые растения

Учитель. -  Те растения, у которых есть корень, стебель, листья, цветы, плод с семенами называются цветковыми растениями.

Цветковые растения встречались на Земле ещё  со времён динозавров. Цветковые растения – самый обширный отдел растительного мира. 250 тысяч видов растений насчитывают учёные – ботаники. Эти растения населяют практически современную сушу от Арктики до Антарктиды. Значение цветковых растений для человека исключительно велико. Все культурные растения,  которые выведены человеком,  представители этого отдела. ( Слайд 10)

Работа со слайдом.

Как вы думаете, можно ли дерево назвать цветковым растением?

2.Хвойные растения.

Другая группа растений – хвойные растения.

Какие растения относятся к этой группе? (слайд 11, 12 ,13)

Что общего между цветковыми растениями и хвойными? (слайд 15)

Чем они различаются? (слайд 16)

Учитель. – Семена хвойных растений находятся в защищающих их шишках. В один из сухих дней чешуйки шишек раскрываются, освобождая созревшие семена.

3. Папоротники. (Слайды 17, 18 )

          ( рассказывает заранее подготовленный ученик)

Папоротник.

Папоротник относится к числу наиболее древних растений. Оно распространяется по всему земному шару. Но больше всего их во влажных лесах. Они могут произрастать как на почве, так и на стволах деревьев. Некоторые папоротники  растут высоко в горах. Другие цепляются за трещины в скалах. Даже в пустынях встречаются папоротники.

Слово «порть» означало в старославянском языке «крыло», отсюда и название, напоминающее крылья диковинных птиц.

По размерам папоротник может быть от крошечных растеньиц до 25 метровых древовидных форм.

Листья папоротников рассечены на маленькие, как перья птицы. Молодые листья папоротников скручены в форме улитки.

Папоротники никогда не цветут. У папоротников нет семян. Если взглянуть на нижнюю часть папоротника, то можно увидеть рядами тёмные бугорки. В них находятся споры. С их помощью папоротник размножается.

Вырасти папоротник можно и домашних условиях. Папоротник – влаголюбивое и теневыносливое растение. Регулярный полив и частое опрыскивание дают красивое комнатное растение.

4. Мхи. ( Слайды 19, 20)

            ( рассказывает заранее подготовленный ученик)

МХИ

Мхи появились на Земле более 350 миллионов лет назад – намного раньше динозавров.

Мхи – низкорослые растения, не более нескольких сантиметров в высоту. У них маленькие корнеподобные окончания (не настоящие корни), которые стелются по поверхности, а не растут в земле.

На первый взгляд, мхи могут показаться нежными и слабыми. В действительности, они весьма выносливы. Некоторые виды мхов встречаются на берегах Северного Ледовитого океана, в Антарктиде. Но большинство мхов предпочитают влажные тенистые места. В лесах они образуют мягкие подушки, полностью покрывающие лесную почву и гниющие стволы деревьев.

Многие мхи похожи на настоящие губки. Они умеют впитывать в себя воду. Если взять в руки мох, сжать его, то из него вытечет много воды. Вытягивать воду из почвы не надо, поэтому у мхов нет корней.

Если внимательно рассмотреть растение, то на верхушке растения можно увидеть невзрачные коричневые или блестящие, как медная проволока, ниточки со вздутиями на конце. Эти вздутия называются коробочками, внутри них развиваются споры. Высыпавшись из коробочки, споры дают начало новым слоям мха.

Герои народных сказок, заблудивших в лесу, находят путь к спасению, используя мох в качестве природного компаса. В самом деле, мох обычно лучше растёт на северной стороне древесных стволов, поскольку, она, как правило, более влажная и тёмная.

Из мхов, которые образуются на болотах, получают торф – ценное удобрение и топливо.

5. Водоросли. (слайд 21)

           (рассказывает заранее подготовленный ученик)

Водоросли.

Вы, наверное, замечали, что летом вода в реке или в пруду становится зелёной. «Вода зацвела», - говорят в таком случае. А знаете  ли вы, что произошло? В тёплой воде стали быстро размножаться особые растения – водоросли. Они и окрасили воду в зелёный цвет. Если вы рассмотрите воду под микроскопом, то увидите много маленьких зелёных шариков. Это и есть колонии водорослей.

У водорослей отсутствуют основные части растений. Весь их организм состоит из клеток, собранных в слоевище (тело водоросли)

Слово « водоросли» произошло от двух слов: вода и расти. Значит, водоросли, в основном это водные растения. Водоросли – простейшие растения.

Водорослей на Земле очень много. Есть среди них и гиганты длиной до 40 метров. Живут они  в океанах.

По цвету водоросли бывают зеленые, сине- зелёные, бурые и красные.

Зелёные водоросли могут жить на поверхности почвы, но чаще всего в воде. Маленькие водоросли свободно плавают на поверхности воды, а крупные – они прикрепляются ко дну и образуют подводные заросли – настоящие джунгли.

         Мелкие водоросли, плавающие у поверхности воды, - пища рачков и других небольших морских животных. Среди водорослей нет ядовитых, поэтому многие животные не прочь полакомиться легко доступной пищей. Они обогащают воду кислородом и очищают её от  гнилостных бактерий. Некоторые водоросли, в основном морские, человек использует в пищу, например, морская капуста.

Водоросли применяют и для лечебных целей. Из них получают йод, калий, выпускают таблетки.

VII. Это интересно.

        Растения – хищники. ( Слайд 23)

   Кувшинка - одно из интереснейших растений Краснодарского края, встретить которое можно в светлых горных лесах на небольшой высоте. Кирказон (кувшинка) цветёт в начале мая. Под небольшими округлыми листочками, похожими на листья настурции, появляются небольшие и порой незаметные, но удивительные по своей красоте цветы. Причудливо изогнутый, будто волшебный кувшинчик с нектаром, цветок кажется сотканным из драгоценного бархата - тёмно-красного, почти чёрного в обрамлении (такими бывают чёрные розы) и яркого, золотисто-жёлтого к центру. Доверчивое насекомое, привлечённое яркими красками и тонким ароматом, попадает в ловушку из тончайших, но жёстких ворсинок, направленных так, что, попав в горлышко "кувшинчика", есть только один путь - всё дальше и дальше вглубь - и невозможно выбраться обратно. Каждый кувшинчик наполнен жидкостью, и насекомое попадает в жидкость и тонет.

   Растение - паразит.       (Слайд 24)

        Омела – вечнозелёный шарообразный ветвистый кустарник, растущих на ветвях многих лиственных растений (дуб, тополь, бук, яблоня). Она питается соком дерева. На котором растёт.Паразитирует высоко в кронах деревьях.

Опасные растения. ( Слайд 25)

Борщевик – гигантское растение, высотой 2 метра. Растёт преимущественно по берегам рек. На берегу нашей реки Нечепсухи произрастает в больших количествах. Это растение очень опасное. Его листья могут обжечь кожу человека. Ожог заживает очень долго. Поэтому, это растение трогать нельзя.

VIII. Растения – рекордсмены.

  Водоросли:  ( Слайд 27)

  • Самые древние растения на Земле.
  • Учёные утверждают, что водоросли появились более  500 миллионов лет тому назад.

Эвкалипт:  ( Слайд 28)

       •     Одно из самых высоких деревьев, растущих в Краснодарском крае.  

       •     Высота дерева достигает 100 метров.

 Ряска: ( Слайд 29)

  •  Одно из самых маленьких растений.
  •  На ногте ребёнка может поместиться  1-2 таких растений.

      Самшит: (Слайд 30)

  • Самое твёрдое дерево на Земле.
  • Его древесина столь прочна, что может сравниться с железом. Топор при ударе о такое дерево тупится, отскакивая от ствола.
  • Растёт на склонах горы Фишт (Краснодарский край)

  Бамбук: ( Слайд 31)

  • Самая высокая трава. Произрастает в Краснодарском крае.
  • За каждый день она прибавляет в росте на полметра. Растёт только 40 дней, а иначе бы дотянулась  до облаков.

 Тыква: (Слайд 32)

  • Самый крупный плод.
  • Вес достигает более 90 килограммов.

IX. Итог урока. 

Откройте тетради и найдите тему «Разнообразие растений». Определите по картинкам и подпишите, к какой группе относятся эти растения.

***

4. Работа над новым материалом.

    - Мы рассмотрели растения у которых имеются все органы, но, оказывается в природе существуют и такие растения  у которых нет плода или цветка, или листьев. А некоторые умудряются существовать даже без корня. Что же это за растения?

Давайте совершим удивительное путешествие в царство. Да, да, не удивляйтесь. Сказочное слово «царство»  является  еще и научным, так ученые называют мир растений. Правит в царстве растений царица  Флора. Вместе с Флорой познакомимся  с жителями ее царства. Начнем с самых простых. /Показываю гербарий водоросли  .

-Какие органы можно выделить у этого растения?

Это очень удивительные растения. У них нет ни корней, ни стеблей, ни листьев, нет цветов и плодов с семенами. Они состоят из одинаковых клеток – одной или множества. Живут в соленой морской и в пресной воде, могут жить и на стволах деревьев, питаясь каплями дождя и росы, могут жить и в аквариуме. Догадались? Назовите  эти растения.

  -Некоторые водоросли выживают и в очень горячей воде /+80/, а есть и такие, которые вмерзают в лед, а при  оттаивании начинают двигаться. Водоросль хлорелла даже побывала в космосе на космическом корабле. Она выделяет кислород больше, чем другие растения. А знаете ли вы, что в этом кусочке хлеба, который выпекается на Валуйском хлебокомбинате, тоже есть водоросль. Хлеб выпечен с добавлением морской капусты . Морская капуста – это водоросль, ламинария. Она богата содержанием йодистого вещества, который укрепляет организм человека.

  /Сообщение ученика: самая длинная водоросль, бурая, обитает в Тихом океане, ее длина 60 метров, а за сутки она вырастает на 45 см. Встречаются водоросли зеленого, реже желтого цвета/.

           Сделайте вывод.

5. Физкультминутка.

 На болоте две лягушки, две веселые подружки рано утром умывались, полотенцем вытирались. Лапками потопали, лапками похлопали, влево, вправо покружились и обратно возвратились.

6. Изучение царства растений.  

-Какие растения встречаются на болоте?

 - Где еще можно встретить мох?  

Мхи произошли от водорослей, их можно встретить в сырых сумрачных местах, на болоте, в еловом лесу, в щелях между камнями. Рассмотрите гербарий. Это мох.

- Какие органы можно выделить у этого растения?

  /Сообщение ученика: мох как губка впитывает много влаги, в 5 раз больше чем вата. Мох продолжает расти и под глубоким снегом при температуре – 14о. Перегнивая во влажной почве, мох образует торфяные болота. А торф – это и удобрение, и горючее вещество/.

-Рассмотрим следующее растение. Как оно называется? Это комнатное растение, но в природе существует очень их много разновидностей. Листья у папоротника крупные, их черешки покрыты бурыми чешуйками, а молодые  листья закручены как улитка. В жарких странах листья папоротника растут вверх как ветка по нескольку лет. Недаром листья папоротника называют плосковетками. Каменный уголь образовался из отмерших папоротников.

- Какие органы вы можете выделить у папоротника?

/Сообщение ученика: самые большие папоротники достигают в высоту 24 метра, а длина листьев у них 5 метров. Самый маленький папоротник обнаружен в Америке. Длина его листьев всего 12мм/.

-А это хорошо всем известные ель и сосна. /Рисунки/.

- Какие части можно выделить у этих растений? /Корень, стебель, листья, семена/. Нет плодов и цветов. Семена созревают в шишках. У всех хвойных образуется смола. Она быстро появляется в местах повреждения ствола, ветки и заживляет раны. Смолу так и называют «живица». Листья-хвоинки на зиму не опадают.

           

               Есть у родственницы елки

               Неколючие иголки,

               Но в отличие от елки

               Опадают те иголки.

/Сообщение ученика: королева сибирских лесов – лиственница. Осенью золотые хвоинки как листья опадают на землю. Древесина этого дерева не гниет, а со  временем становится еще тверже и, как бы, каменеет. Шишки у лиственницы мелкие, созревают в течение года, но держатся на ветках несколько лет./

/Сообщение ученика: самая большая территория, поросшая хвойным лесом, /тайга/ находится в России. Самое высокое дерево в нашей  стране, пихта, встречается на Кавказе, достигает в высоту 75 метров./

- Какой вред наносят хвойным деревьям люди накануне Нового года?

- Чем можно заменить ель, сосну на новогоднем празднике?

/Сообщение ученика: в Белгородской области находится под угрозой исчезновения сосна меловая. Это низкое дерево, отличается от сосны обыкновенной более мелкими шишками, кудрявой кроной и более короткой хвоей/.

   

 И, наконец, на самой верхней ступени царства растений расположены  цветковые. Они очень сложно устроены и имеют все органы.

- Скажите, растения какой группы мы рассматривали на практической работе в начале урока?

                        Давайте пройдемся медленно по лугу        

И «здравствуй» скажем каждому цветку.

Я должен над цветками наклониться

Не для того, чтоб рвать или срезать,

А чтоб увидеть добрые их лица

И доброе лицо им показать.

Среди  цветковых растений есть и такие крошечные, как плавающая на поверхности воды ряска, и гигантские деревья, и травы, и кустарники.

Вывод: сколько групп в царстве растений?

Назовите их.

Работа с учебником.

 /Стр. 65, выборочное чтение

   Работаем с иллюстрациями.

   8.   Игра. «Дикорастущие и культурные растения».

- Все растения можно разделить на две большие группы: дикорастущие и культурные. Чем они отличаются?

       Морковь, осот, роза, дуб, подорожник, пшеница, одуванчик, сосна, осина, астра, яблоня, огурец.

9.  Обобщающая беседа.

  - К какой группе относятся растения имеющие все органы?

  - У какой группы растений нет органов?

  - У какой группы имеются только стебли и листья?

  - Какая группа растений не имеет цветов и плодов?

  - У какой группы растений есть корень, стебель, листья, но никогда не бывает цветов, плодов и семян?

10.  Итог.

- Что изучает ботаника?

Я думаю, вы убедились, что царство Флоры разнообразно. Флора – в переводе на русский значит  растения.

Несмотря на то, что на земном шаре очень много растений, большое их количество погибает. Многие из них занесены в Красную книгу и находятся под охраной. На этом плакате растения Белгородской области, которые занесены в Красную книгу. Какие из них вам знакомы? Охраняйте их.

11. Оценка знаний учащихся.

12. Домашнее задание.  Стр. 62-66, тетрадь-стр. 21, №42, подготовить рассказ /устно/ об интересном растении или нарисовать любимое растение. «Мой любимый цветок», «Что я вырастил на даче, на огороде».

13. Рефлексия.

      Прислушайтесь к своему самоощущению и поместите свою фишку на радугу или на тучку.

***

Тема. Разнообразие растений.

Цель: познакомить учащихся с основной классификацией растений; рассмотреть особенности каждой группы растений; сформулировать понятие «виды растений», «органы растений»; воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: слайды с изображением различных групп и видов растений; таблицы «Разнообразие растений» и «Классификация растений».

Ход урока.

  1. Организация класса.

Сообщение дежурного прогноза погоды

Сегодня 27 октября ожидается облачная с прояснением погода, без осадков. В природе продолжается листопад. День убывает. Восход солнца в 8.25, заход в 18.00, долгота дня 9.35. По утрам на почве наблюдаются (или не наблюдаются) заморозки.

  1. Проверка домашнего задания. Слайды 1 – 10.

№1 Ответьте на вопросы, записывая буквы правильных ответов.

№2  Что такое почва?

я) Верхний слой земли, где есть песок и глина.

е) Верхний слой земли, где есть песок, глина, воздух.

о) Верхний плодородный слой земли.

№3 Какая главная часть почвы?

т) перегной;д) песок;б) глина.

№4 Что образуется из перегноя под действием микробов?

м) вода;

н) воздух;

л) соли.

№5 Что используют растения для питания?

е) микробы;

и) соли;

ю) перегной.

№6 Что образуется из остатков умерших растений и животных под действием микробов?

ш) песок;

щ) глина;

ч) перегной.

№7 Какое главное свойство почвы?

н) плодородие;

л) поглощение воды.

№8 Какая из почв самая плодородная?

а) каштановая;

у) подзолистая;

о) чернозем.

№9 Какое слово получилось?

№10 Отлично.

_ Что значит плодородная почва?

3. Работа над новым материалом.

Слайды №11, «12.

  • Вы, наверное, слышали выражение «Растения – зеленая одежда Земли». И действительно, на Земле почти повсюду есть растения. Они образуют леса, луга. Мы видим их в парках, садах, поле, на улицах городов и сел. Зеленый наряд делает нашу планету удивительно красивой!
  • Тема нашего урока «Разнообразие растений». Перед нами стоит цель: понять почему ученые распределили растения на низшие и отнесли к ним водоросли, и высшие и отнесли к ним  мхи, папоротники, хвойные и цветковые. Поможет нам в этом учебник (с. 72)
  • Так чем же руководствовались ученые, классифицируя растения?
  • Каждое растение – это живое тело, организм. И хотя растения очень разнообразны, многие из них имеют такие органы: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами.

Заполнение таблицы.

Корень

Стебель

Лист

Цветок

Плод

семена

Водоросли

Мхи

Папоротники

Хвойные

Цветковые

  • Давайте познакомимся поближе с каждой из групп растений.

Слайд №13

  • Присев на берегу пруда или реки, вы можете полюбоваться белоснежными цветками кувшинки, послушать шелест рогоза и камыша в прибрежных зарослях. Поверхность прудов сплошь затянута ряской. Но все эти растения, хотя они и обитают в воде или рядом с ней, - не водоросли.
  • Чаще всего водоросли – это микроскопические организмы, плавающие или «парящие» в толще вод, это скопление зеленоватых нитей, называемых тиной, это буроватый ил на дне водоема, это слизистый налет на погруженных в воду предметах. Ошибочно представление о том, что водоросли живут только в воде. Очень много их в почве, в воздухе.

Слайд №14

  • А хлореллу можно найти в каплях дождя. Диатомеи – один из самых распространенных на Земле растений. Эти одноклеточные водоросли одинаково хорошо себя чувствуют в водах и снегах Арктики  и Антарктики, горячих (до 85 градусов по Цельсию) гейзерах Исландии, почти в любых пресных и соленых водоемах. Роль диатомей в природе велика. Количество выделяемого ими кислорода сравнимо, пожалуй, только с тем, которое выделяют все высшие растения земного шара. Размер хлореллы и диатомеи здесь сильно увеличен. Самые крупные из них не превышают 1,5 мм.
  • Багряные и бурые – древняя группа водорослей, обитатели морей. В некоторых странах широко используют их в пищу как приправы и закуски.
  • В период массового размножения одноклеточных водорослей вода окрашивается яркими красками – «цветет», говорят в народе. Некоторые водоросли могут размножаться даже на снегу в горах или в полярных областях, придавая снегу различные оттенки. Снежные поля Гренландии порой окрашиваются то в желтый, то в зеленый, то в красный цвет. Быть может, именно этому Гренландия обязана своим названием (в переводе – зеленая страна).

Слайд №15

  • Мхи – любители сырого сумрака таежных лесов. В сухих местах мхи можно встретить не часто. Поскольку у мхов нет настоящих корней, а только лишь небольшие выросты, прикрепляющие их к почве, то вода из почвы для них почти недоступна. Довольствуются они росой и дождем. Но уж если идет дождь, то мхи не пропускают мимо себя ни одной капли. Они как гигантские губки впитывают влагу в себя, а затем постепенно и расчетливо отдают эту влагу большим и малым рекам, не давая им пересохнуть даже в разгар летней жары. Отмершие мхи образуют залежи торфа, который используют как топливо и удобрение. В сухом торфе можно хранить фрукты и овощи. Они долго сохраняют вкусовые качества.

Слайд №16

  • Папоротники – растения древние. На Руси бытовало предание, что цветет папоротник огненным цветком, который распускается один раз в год в глухую ночь под раскаты грома и при сверкании молнии в праздник Ивана Купалы (7 июля). Считалось, что кто сумеет сорвать  этот цветок – тому откроются все клады, он услышит голоса деревьев и трав.

Многие искали цветок папоротника, но не нашли. Оказывается, на самом деле папоротник цветков не имеет, а размножается спорами. На обратной стороне листа  появляются бугорки ржавого цвета (сорусы), рассыпающие коричневую пыль – споры. Каждый папоротник может дать миллионы спор. Любопытно, что вырастет из проросшей споры отнюдь не папоротник привычного нам облика, а нечто невиданное – маленькая зеленая пластинка величиной с арбузное семя.

  • Перед нами папоротник страусово перо. Неправда ли красиво!

Слайд №17

  • Папоротники – лианы высоко поднимаются по стволам деревьев; папоротники – эпифиты (т.е. живущие на стволах и ветвях деревьев.
  • Олений рог – эпифит – гигант порой весит около 100кг. Под тяжестью эпифитов иногда выворачиваются с корнями даже крупные деревья.

Слайд №18

  • Хвойные насчитывают около 600 видов. Сосна, ель… Вам хорошо знакомы эти деревья. Узнать хвойные легко. Почти все они вечнозеленые и вместо листьев у них иголки – хвоя. Хвоя бывает разной – твердой, колючей и мягкой, как трава. Бывает  длинной, как вязальная спица и такой же толстой. Много интересного и полезного о хвойных вы узнаете, прочитав книгу «Это все хвойные».

Слайд №19

  • Самая большая группа – цветковые. Насчитывает более 250 тысяч видов. Название говорит за себя. А к какой группе вы отнесете каштан, березу, липу? Почему?

Слайд №20 – 23 Угадай-ка

  • Ты растение не тронь,

Жжется больно, как огонь.(крапива)

  • Горел в траве росистой,

Затем померк, потух

И превратился в пух.(одуванчик)

  • Тонкий стебель у дорожки,

На конце его – сережки,

На земле лежат листки –

Маленькие лопушки.(подорожник)

  • Стоят кругом сестрички

Желтые глазки. Белые реснички.(ромашки)

Слайд №24

  • А знаете ли вы, что в природе существуют карандашное дерево, хлебное, бумажное, клубничное, тюльпанное, железное? К какой группе вы их отнесете?

Слайд №25

Много трав растет полезных

На земле родной.

Помогают от болезней

Мята, пижма, зверобой.

Из даров лесного царства

Люди делают лекарства.

  • Ребята, а кто из вас во время болезни пользовался лекарственными растениями и какими?

4. Самостоятельная работа (печатные тетради).

  • Определите, к какой группе относятся данные растения, поставьте рядом соответствующую цифру.

Слайд №26 (Лесная поляна)

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все и я и ты,

Если мы сорвем цветы,

То окажутся пусты

И деревья, и кусты.

И не будет красоты,

И не будет доброты,

Если только я и ты,

Если мы сорвем цветы… (Тим Собакин)

                  Мы любим лес в любое время года,

                  Мы слышим речек медленную речь…

                  Все это называется – природа,

                  Давайте же всегда ее беречь!

5. Итог урока.

  • Какой теме посвящен урок?
  • На какие группы разделили ученые растения?
  • Чем они руководствовались?
  • Какие растения вас удивили?

6. Домашнее задание. с.71.74

***

Мы любим лес в любое время года,

            Мы  слышим речек медленную речь…

            Все это называется природа,

            Давайте же всегда ее беречь!

В лугах ромашки солнечного  цвета,

Такие, что светлей на свете жить…

Природой называется все это,

Давайте же с природою дружить!

***

3. Повторение изученного ранее материала.

-   Нас окружают разнообразные растения  в лесу, в поле, в саду, на огороде, на улицах   города.

  • Что дают  растения человеку?
  • Почему растения относят к живой природе?

Практическая работа.

  • Как  и у всякого живого организма  у растения есть органы. Проведем практическую работу и научимся определять органы у растений. Возьмите гербарии. Работаем в парах. Оказывайте  помощь друг другу.

   

  1. Определите орган, который укрепляет растение в почве. / Корень/
  2. У дерева он один, а у кустарника – много. /Стебель/.
  3. Растет – зеленеет, летит – пожелтеет, упадет – почернеет. /Лист/.
  4. Яркий, благоухающий… /Цветок/.
  5. Бывает вкусный, сочный, но бывает сухой, твердый. /Плод/.
  6. Из него вырастает новое растение. /Семя/.

***

  1. Организационный момент

А)        Долгожданный дан звонок

Начинается урок

Все ль на месте

Всё ль в порядке

Книжки, ручки и тетрадки

Все ли правильно сидят

На учителя глядят

II.        Загадки о растениях

Я на розу так похож,

Разве что не так хорош

Но зато мои плоды

Всем пригодны для еды

(шиповник)

Будто снежный шар, бела,

По весне она цвела.

Нежный запах источала,

А когда пришла пора,

Разом сделалась она

Вся от ягоды черна

(черемуха)

На зеленой тонкой ножке

Вырос шарик у дорожки.

Ветерочек прошуршал

И развеял этот шар

(одуванчик)

О чем пойдет речь на уроке?

Чтобы изучать новую тему, повторим то,  что учили на прошлом. Тест почва (презентация)

У того, кто правильно ответил на все вопросы, должно получиться слово «ОТЛИЧНО»

***

III. Сообщение темы и целей

Растения встречаются на Земле повсюду. Вы, наверное, слышали выражение: «Растения – зеленая одежда Земли». Они образуют леса, луга. Зеленый наряд делает нашу планету удивительной. Наука о растениях называется ботаникой.

IV. Повторение

1. На какие группы можно разделить эти растения? (Деревья, кустарники, травы)

2.Какие части растений вы знаете? (Корень, стебель, листья, цветок, плод с семенами)

V. Физминутка

Мы немного отдохнем.

Встанем, глубоко вздохнем.

Дети по лесу гуляли,

За природой наблюдали.

Вверх на солнце посмотрели,

Их все лучики согрели.

Чудеса у нас на свете –

Стали карликами дети.

А потом все дружно встали,

Великанами мы стали.

Дружно хлопаем,

Ногами топаем!

Хорошо мы погуляли

И немножечко устали!

VI. Практическая работа.

Таблица заполняется в процессе чтения текста в учебнике

Разнообразие растений

корень

стебель

листья

размножение

Особенности жизнедеятельности

Низшие растения

водоросли

нет

нет

нет

спорами

Живут в основном в воде

Высшие растения

мхи

нет

есть

есть

спорами

Живут в сырых местах, очень жизнеспособны, не имеют цветков

хвойные

стержневая или мочковатая система

одеревенелый

в виде иголок

семена образуются в шишках

почти все вечнозеленые

цветковые

травянистый или одеревенелый

листовая пластинка + черенок

цветы, из них образуются плоды

Очень многообразны и многочисленны

  1. Организационный момент. Психологическая установка.

      Звучит негромкая музыка. («Одинокий пастух») Слово учителя:

   - Давайте улыбнемся друг другу, я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки. Сядьте удобно, закройте глаза, положите голову на парту, повторяйте вполголоса:

Я в школе на уроке.

Сейчас я начну учиться.

Я радуюсь этому (Пауза).

Внимание мое растет.

Я, как разведчик, все замечу.

Память моя крепка.

Голова мыслит ясно (Пауза).

Я хочу учиться.

Я готов к работе.

Я работаю.         (Открываем глазки)

2. Повторение изученного материала.

   Ребята, внимательно послушайте и постарайтесь ответить на вопрос:                          Что это? Как можно назвать все это одним словом?

   - Величественное, сияющее солнце и маленькие бабочки, летающие над углом, тысячи таинственных звезд на ночном небе и зеленая травка под нашими ногами, огромные, необозримые океаны и крошки- муравьи в своих муравейниках…

- Все это природа. (Показ слайда)

- Что такое природа?

- Все, что нас окружает и не сделано руками человека.

Ее разнообразие поражает и восхищает людей. Чтобы в ней разобраться, люди классифицируют (т. е. распределяют по группам) все объекты природы.

- На какие группы делят природу?

- На живую и неживую. (Вывешивается таблица)

- Как отличить живую природу от неживой?

- Живые существа или организмы, в отличие от предметов неживой природы дышат, питаются, растут, развиваются, приносят потомство, умирают.

- Как называется наука, которая изучает живую природу?

- Наука, которая изучает живую природу,  называется биологией.

- Кто помнит, от каких слов произошло это слово?

- От 2-х греческих слов «БИОС» - жизнь и «ЛОГОС» - наука.

- На какие царства ученые- биологи делят живую природу?

- Все живое ученые- биологи делят на большие группы- царства. Есть царства растений, животных, грибов, бактерий, людей. ( На доске появляется таблица)

- Что такое бактерии?

   - Бактерии - крошечные организмы. Многие из них в тысячи раз меньше песчинки! Бактерии живут повсюду:  в воде, в воздухе, даже во рту человека. Но впервые их увидели только тогда, когда изобрели увеличительный прибор- микроскоп.

-А разве грибы не растения?

   - Некоторые специалисты не считают грибы растениями, поскольку в них нет хлорофилла. Многие из них питаются органическим веществом отмерших организмов- растений и животных.

3. Сообщение темы урока.

   Сегодня на уроке мы отправимся в царство растений и познакомимся с новой классификацией растений.

Растения  на Земле встречаются повсюду. Вы, наверное, слышали такое выражение:

   «Растения – зеленая одежда Земли» Они образуют леса, луга. Зеленый наряд делает нашу планету удивительной.

Наука о растениях называется  ботаникой. Это один из разделов биологии.

Ученые – ботаники делят царство растений на  группы:  (таблица)

     растения

низшие

растения

высшие

растения

водоросли

мхи

папоротники

хвойные

цветковые


Низшие растения – растения, у которых тело не расчленено на корень, стебель, листья – например, водоросли. Высшие растения  – наоборот.

   В процессе моего рассказа, вы сейчас в группах должны будете заполнить таблицу «Разнообразие растений», которая лежит на ваших столах, тем самым,  отвечая  на вопрос «Сходство и различие растений»

Прежде чем приступить к работе, давайте отдохнем.

5. Практическая работа.

   - Водоросли – жители воды. На Земле существует около 20000 видов водорослей, встречающихся и в пресной воде, и в морях. Они бывают разного цвета.: зеленые – такие, как ульва ( морской салат), бурые – как ламинария (морская капуста), красные – как порфира, которую так любят в Китае и Японии, что даже выращивают в кулинарных целях. Одни из них так малы, что рассмотреть их можно только в микроскоп, другие – 60- метровые гиганты. Структура их проста – нет ни корня, стебля, листьев. Энергию они получают с помощью фотосинтеза. Размножаются спорами. (Показ слайда: водоросли)

   - Мхи – их насчитывается около 14000 видов. Растут во влажных местах, будто шерстяным одеялом покрыли мхи болота, берега рек, почву в сырых лесах. Растут густыми массами, и их нижние части медленно сгнивают, образуя торф. Они сходны с водорослями компактным телом из многих плотных клеток и зависимостью от воды при размножении, размножаются тоже спорами. Они имеют стебли и листья, но у них не бывает корней, цветков и плодов с семенами. (Показ слайда)

   - Папоротники – насчитывается более 10000 видов. Как мхи и водоросли, папоротники распространяются спорами,  и им также нужна вода для оплодотворения. Но как у более сложноорганизованных семенных растений, у них есть четко оформленные корни, стебли и листья, похожие на большие перья. Их нетрудно отличить от других растений (по листьям), но различать разные виды папоротников сложно. Точно определять разные виды могут только специалисты – ботаники. Если по нижнему краю листа проходит сплошная коричневая полоска, то это орляк. Если мешочки со спорами образуют отдельные кучки – кучки не прикрыты голые – это голокучник. А если кучки закрыты – щитовник.  Живут в сырых местах, очень жизнеспособны. Цветков, плодов и семян у них не бывает. (Показ слайда)

   - Хвойные растения – хвойные деревья, их насчитывают всего около 600 видов. Включают сосну, лиственницу, ель, пихту, можжевельник и др. Обычно листья длинные, узкие, похожие на иглы, хвоинки. У хвойных не бывает цветков и плодов. На месте плодов у них шишки, в которых и созревают семена, отсюда и другое название хвойных – голосеменные, т. е. семена не заключены в плод, они находятся на поверхности чешуи шишек. Их размножение не зависит от водной среды, и потому они встречаются по всей суше. Почти все относятся к вечнозеленым. Древесина хвойных пород мягка и содержит смолу. Сеть корней -  стержневая  или мочковатая система распространяется и на поверхности, и глубоко в почве. (Показ слайда)

   - Цветковые растения – более 80 процентов всех существующих зеленых растений – цветковые. Ученым сейчас известно около 350 тыс. видов растений. Из них почти 250 тыс. – цветковые. Эта самая распространенная группа, включает большую часть деревьев и кустарников, все травы и многие водные растения. Цветковые отличаются от других семенных растений – таких, например, как хвойные деревья, - тем, что обычно они имеют цветки, а семена их заключены в плоды. Отсюда другое название цветковых – покрытосеменные. Цветы – это органы размножения, из них образуются плоды с семенами. Как и хвойные деревья, они имеют и все другие части: корни, стебли, листья. Листья самые разнообразные по форме. (Показ слайда)

  - Итак, проверим вашу работу. (Слайд: таблица «Разнообразие растений»)

6. Закрепление изученного материала. Тест. (Слайд)

7.Значение растений.

   - Ребята, представьте  жизнь без растений на нашей планете Земля. Какое значение имеют растения?

   - Человек получает кислород, пищу, лекарства, ткани – лен, хлопок, древесину, жилье…

К сожалению, хозяйственная деятельность людей изменяет условия жизни растений. К примеру, на месте леса люди строят завод или роют карьер, на месте луга устраивают ферму. Много дикорастущих растений гибнет. Так постепенно человек как бы наступает на природу. Поэтому растения нуждаются в охране. Любите, берегите природу! Природа – источник красоты, здоровья, доброты!...

8. Подведение итогов урока.

   На ваших столах листочки, на которых изображены две вертикальные шкалы. Отметьте на них, насколько хорошо вы поняли тему урока, и насколько она вам была интересна?

   1

2

3

4

5


 
Домашнее задание.

Повторить и закрепить материал, с. 71-75.

В данном тексте найти ошибки: (Слайд)

   У хвойных растений нет листьев, а есть хвоинки. У сосны, лиственницы они всю зиму зеленые. Ранней весной можно увидеть, как цветут хвойные растения. У сосны и ели созревают плоды – шишки. В них находятся семена.

***

А чтобы мы лучше слышали, лучше видели, лучше запоминали и соображали:

1) помассируйте правой рукой левый мизинец и наоборот

2) надавите подушечками пальцев на затылок (10 раз)

3) помассируйте мочки ушей

И напоследок, положите, пожалуйста, руки к себе на грудь (одна под другой), закройте глаза и попробуйте послать частичку своего тепла в свои руки. Чувствуете, руки стали теплее? А теперь потихоньку дуньте на свои ручки и пошлите своё тепло во Вселенную. Пусть наш мир станет чуточку лучше от тепла наших сердец. Урок окончен.

***

Ребята, давайте произнесём слова, которые будут девизом нашего урока. Повернитесь лицом друг к другу, повторяйте за мной:

- Я желаю тебе добра,

- Ты желаешь мне добра.

- Если тебе будет трудно, я помогу.

А теперь, повернитесь ко мне лицом:

- Если вам будет трудно, то я вам помогу.




Предварительный просмотр:

                                                                                                                    Технологическая карта урока

Данные об учителе:  Балтачева Вера Леонидовна, имеющаяся первая категория и подтверждаемая первая категория, МОУ Старозятцинская средняя общеобразовательная школа Якшур-Бодьинского района УР.

Предмет:  Окружающий мир    Класс  3        Учебник (УМК):  А.А.Плешаков Окружающий мир, УМК «Школа России»

Тема урока:  Разнообразие растений.  Тип урока: урок изучения нового материала

Оборудование: учебник, мультимедийный проектор, таблицы, карточки.

Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которых проектируется урок: 

Предметные результаты: знают части растения (корень, стебель, листья, цветы, плод с семенами), умеют делить все растения на две группы (дикорастущие растения и культурные растения), владеют представлениями о царстве живой природы (бактерии, грибы, растения, животные,)

Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень их достижений.

Вид планируемых учебных действий

Учебные действия

Планируемый уровень достижений результатов обучения

Предметные Д

 Называть группы растений, их отличие и сходство;

классифицировать растения по их отличительным признакам.

1-й уровень – понимание.

Метапредметные

Познавательные УУД

С помощью учителя открывать и структурировать знания.

1-й уровень–понимание,выполнение действий под руководством учителя.

Регулятивные УУД

Определять план выполнения задания с помощью учителя.

1-й – уровень – понимание.

Коммуникативные УУД

Сотрудничать с учителем, с одноклассниками.

1-й уровень – понимание.

2-й уровень -выполнение действий в совместной  

Личностные

Проявлять учебную и коммуникативную активность.

1-й, 2-й  уровни.

Этап урока,

время этапа

Задачи  этапа

Методы,  приемы

обучения

Формы учебного взаимодействия

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые универсальные учебные действия и предметные действия

Мотивационно-целевой этап.

(10 мин)

-вызвать эмоциональный настрой  и познавательный интерес к теме;

-организовать совместно с учителем формулирование вопросов и постановку цели;

-учить определять цели учебной деятельности;

-воспроизводить пройденный материал и выделять нужную информацию;

Создание проблем-ной ситуации

фронтальная

Создаёт положительный эмоциональный настрой на учебную деятельность.

Предлагает задания на актуализацию имеющихся знаний и опыта по теме, которую предстоит изучать.

Создаёт проблемную ситуацию:

удивления (предъявляет учащимся факт, противоречащий их собственным знаниям и опыту.

Предлагает сформулировать цель урока.

Настраиваются на учебную деятельность.

Выполняя задания учителя, вспоминают и воспроизводят имеющиеся знания и опыт.

Выполняя задания, осознают неполноту своих знаний, формулируют проблему в виде вопроса.

Формулируют цель собственной деятельности.

Предметные УУД:

-воспроизводят пройденный материал и выделяют нужную информацию.

Личностные УУД:

-проявляют

интерес к новому содержанию, осознавая неполноту своих знаний.

Познавательные УУД:

-формируют информационный вопрос вместе с учителем.

Регулятивные УУД:

-определяют цели учебной деятельности.

Коммуникативные

УУД:

-взаимодействуют с учителем и одноклассниками.

Ориентировочный этап.

(2мин.)

-организовать совместно с учителем планирование и выбор методов поиска информации;

Беседа

Фронтальная

Предлагает выбрать методы решения проблемы, источники информации.

Дети предлагают известные им способы приобретения новых знаний.

Регулятивные УУД:

-планируют вместе с учителем план действий с учётом конечного результата;

Коммуникативные УУД:

-участвуют в диалоге, слушают друг друга, высказывают свою точку зрения.

Поисково-исследовательский этап.

(15мин.)

-организовать осмысленное восприятие новой информации;

-обеспечить применение полученным фактам;

-организовать диалог для нахождения нужной информации.

Исследование (сбор и анализ информации)

Фронтальная и индивидуальная

Организует сбор информации ( предлагает  прочитать текст из учебника, послушать сообщения одноклассников, посмотреть презентацию )

Организует обмен информацией.

Помогает сформулировать решение проблемы.

Помогает сформулировать и зафиксировать окончательные выводы.

Осуществляют сбор информации, необходимой для решения проблемы (читают текст учебника, слушают сообщения одноклассников, смотрят  презентацию, слушают учителя).

Дети участвуют в диалоге.

Формулируют решение проблемы.

Формулируют окончательные выводы.

Познавательные УУД:

-извлекают необходимую информацию из прочитанных и прослушанных текстов.

Коммуникативные УУД:

-вступают в диалог с достаточной полнотой и точностью выражая свои мысли.

Предметные УУД:

-дают определения новым понятиям.

Практический этап.

(10 мин.)

-обеспечить осмысленное усвоение и закрепление знаний;

-структурировать полученные знания;

-определять правильность задания;

-участвовать в работе группы;

-уважать мнения других.

Практическая работа

Групповая.

Предлагает вопросы и задания для закрепления знаний, формирование первичных умений по их применению.

Отвечают на вопросы учителя, выполняют практические задания.

Предметные УУД:

-различают  растения разных групп;   классифицируют их по группам.

Познавательные УУД:

-анализируют, сравнивают объекты (растения разных групп).

Регулятивные УУД:

-определяют правильность выполненного задания на основе сравнения с предыдущими заданиями.

Коммуникативные УУД:

-участвуют в работе группы, учатся договариваться друг с другом.

Личностные УУД:

-уважают мнения других.

Рефлексивно-оценочный этап.

(5мин)

-осмысление процесса и результата деятельности;

-констатировать факт завершения действий;

-адекватно отображать свои мысли в речевом высказывании;

-анализировать результат деятельности;

-осмысливание личного смысла учения.

Беседа

Фронтальная.

Индивидуальная.

Проводит беседу по вопросам рефлексивного характера.

Организует процедуру самооценки результатов учебной деятельности на уроке.

Осуществляет процедуру внешней оценки: объявляет и комментирует выставленные за урок отметки.

Формулирует и комментирует домашнее задание.

Отвечают на вопросы рефлексивного характера в ходе беседы с учителем.

Осуществляют процедуру самооценки собственной учебной деятельности.

Слушают сообщения учителя.

Записывают в дневник домашнее задание.

Регулятивные УУД:

-констатируют факт завершения действий;

Коммуникативные УУД:

-адекватно отображают свои мысли в речевом высказывании.

Познавательные УУД:

-анализируют результат деятельности.

Личностные УУД:

-осмысливают личный смысл учения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по окружающему миру 4 класс "Пустыни"

Разработка урока по окружающему миру 4 класс по теме "Пустыни". Тип урока - комбинированный. Цель урока: сформировать у учащихся представлние о природной зоне пустынь, познакомить с географическим пол...

Разработка урока по окружающему миру. 3 класс. Система Л.В. Занкова

План -конспект урока в 3 классе по системе Л.В. Занкова. Тема урока: Обобщение по теме "Природные условия Земли"...

Методическая разработка урока по окружающему миру 3 класс.

Методическая разработка урока по окружающему миру к учебнику А.А. Плешакова "Мир вокруг нас", 3 класс. Тема урока:"Вода. Свойства воды."...

разработка урока по окружающему миру ,4 класс

урок по учебнику А. А. Плешакова.,разрешает рассмотреть сезонные особенности климата, показывать взаимную приспособленность живых организмов, их зависимость от неживых компонентов,рассмотрет...

Методическая разработка урока по окружающему миру 3-класс по теме:Функции пищи.

Формировать понятия о вкусе,органе вкуса.Формировать знания о правилах гигиены....

Разработка урока по окружающему миру 3 класс на тему "Золотое кольцо России"

Уроа по окружающему миру 3 класс на тему «Золотое кольцо России»(учебник «Окружающий мир» автор Плешаков А.А.) Цель урока: познакомить детей с городами, входящими в «Золотое кольцо России» ...