Рабочая адаптированная программа живой мир 1 класс ФГОС ОВЗ
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (1 класс)
Рабочая адаптированная программа живой мир 1 класс ФГО ОВЗ разработана согласно методическим рекомендациям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zhivoy_mir_fgos_ovz_1_klass_2017.docx | 37.64 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа является частью адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями МКОУ «Самарская СОШ», составленной в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья ФГОС НОО ОВЗ), требованиями Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования (АООП НОО) обучающихся с интеллектуальными нарушениями, рекомендациями ТПМК.
Программа отражает содержание обучения предмету «Мир природы и человека» с учетом особых образовательных потребностей обучающихся.
Общая характеристика учебного предмета:
Цели образовательно-коррекционной работы: формирование естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом развития у обучающихся начальных классов понятийного мышления на основе сведений о живой и неживой природе.
Курс «Мир природы и человека» решает следующие коррекционно-образовательные и
воспитательные задачи:
- уточняет имеющиеся у детей представления о живойи неживой природе, дает новые знания об основных ее элементах;
- на основе наблюдений и простейших опытных действий расширяет представления о
взаимосвязи живой и неживой природы, о формах приспособленности живого мира к условиям внешней среды;
- вырабатывает умения наблюдать природные явления,сравнивать их, составлять устные
описания, использоватьв речи итоги наблюдений и опытных работ, отмечать фенологические данные;
- формирует первоначальные знания обучающихся о природе своего края;
- конкретизирует понятийный аппарат, развивает аналитико-синтетическую деятельность
обучающихся на основе предоставляемого материала;
- вырабатывает умения делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи;
- формирует первоначальные сведения о природоохранной деятельности человека, учит детей бережному отношению к природе.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
Курс «Мир природы и человека» входит в обязательную часть учебного плана для детей с интеллектуальными нарушениями в предметной области «Естествознание» и служит
пропедевтической основой для изучения предметов естествоведческого характера
«Природоведение», «Биология», «География».
На изучение курса «Мир природы и человека» отводится от 168 до 234 часов за весь период обучения, на его изучение отводится 1-2 часа в неделю.
Примерная рабочая программа по курсу «Мир природы и человека» составлена из расчета 2 часа в неделю в 1-ом классе.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Первый год обучения должен заложить основу для формирования у обучающихся базовых
представлений о природе.
Порядок изучения тем, а также время и количество часов, отведенное для изучения каждой из них, могут быть изменены учителем.
Содержание дисциплины предусматривает знакомство с объектами и явлениями
окружающего мира и дает возможность постепенно раскрывать причинно-следственные связи между природными явлениями и жизнью человека.
Содержание программы одного периода обучения от другого отличается увеличением объема предъявляемого учебного материала, его усложнением и расширением, сложностью видов работ по той или иной теме.
Структура курса представлена следующими разделами: «Сезонные изменения»,
«Неживая природа», «Живая природа» (в том числе «Человек» и «Безопасное поведение»).
Раздел «Безопасное поведение» отдельным блоком не выделяется, отдельные
темы по этому разделу расположены в разделах «Сезонные изменения», «Неживая природа», «Живая природа».
Неживая природа (8 ч)
Названия и простейшие признаки объектов неживойприроды. Небо днем и ночью: солнце, облака, луна, звезды.Наблюдения за сменой дня и ночи. Время суток: утро, день, вечер, ночь, их признаки.
Деятельность человека в течение суток.
Земля: песок, камни, глина.
Солнце – источник тепла и света.
Элементарные представления о роли солнечного теплаи света в жизни растений, животных, человека; о влияниисолнца на смену времен года.
Сезонные изменения в природе (18ч)
Сезонные изменения в неживой природе
Влияние солнца на изменения в природе: зима – солнце светит мало, греет слабо, жизнь
замирает; лето – солнце долго светит, греет сильно, все оживает. Солнце веснойи осенью.
Знакомство с временами года и их названиями.
Формирование первоначальных представлений о явлениях и состояниях неживой природы в разное время года:холодно, тепло, жарко, облачно, ясно, ветер, дождь, снег, снегопад, таяние снега, сосульки.
Погода. Наблюдения за изменениями погоды. Погодавчера, сегодня.
Растения и животные в разное время года
Наблюдения: изменение окраски листьев, листопад,увядание трав, зимний покой деревьев, набухание почек,появление листьев, рост трав, первые цветы, цветение деревьев. Береза, клен, мать-и-мачеха.
Наблюдения и описания зимующих птиц: ворона, воробей.
Животные зимой. Медведь, заяц.
Одежда людей, игры детей в разное время года
Живая природа (40 ч)
Растения (11 ч)
Выявление представлений о мире растений, их разнообразии: деревья, кустарники, травы,
цветковые растения(различия этих групп не разбираются).
Части растений: корень, стебель (ствол), лист, цветок.
Наблюдения за жизнью растений в своей местности:рост, цветение, образование плодов и
семян; приспособление к смене времен года.
Элементарные представления о приспособлении растений к разным условиям жизни: растения жарких стран,растения стран с холодным климатом, их сравнение.
Животные(11 ч)
Общие представления о мире животных, их разнообразии: домашние и дикие животные,
птицы, рыбы, насекомые (различия групп не разбираются).
Элементарные представления о приспособлении дикихживотных к разным условиям жизни: животные жарких стран, животные стран с холодным климатом, их сравнение.
Знакомство с животными своей местности. Понятиео месте обитания, повадках,
приспособлении к смене времен года (1–2 хорошо знакомых животных).
Человек. Безопасное поведение(18 ч)
Пол, возраст, имя, фамилия.
Внешний облик человека: голова, шея, туловище, руки,ноги.
Правильная осанка человека. Кожа. Порез, ожог.
Первая помощь при порезах, ожогах кожи.
Лицо человека: глаза, уши, нос, рот, лоб, брови, щеки,подбородок.
Органы чувств человека: глаза, уши, нос, рот, кожа.
Элементарные представления о строении и работе органов чувств: глаза – орган зрения, ухо – орган слуха и т. д.Профилактика травматизма и заболеваний органов чувствчеловека.
Формы и методы работы с обучающимися
Формы обучения: обучение осуществляется в массовой школе.
Методы организации учебно-познавательной деятельности:
а/ методы изложения нового материала;
б/ методы закрепления и повторения.
Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательного процесса
Интерес учащихся к новому материалу поверхностный, узкий, ситуативный, Поэтому нужен этап подготовки к восприятию новых знаний. Приемы этой подготовки заключаются в следующем:
-применение удивления;
-создание проблемной ситуации;
-краткая самостоятельная работа;
-практическая проверка домашнего задания.
Наглядные средства нужно применять яркие, в соответствии с возрастом. Хорошо для этого этапа урока применить, где требуется по логике урока, живое созерцание - экскурсии.
Методы контроля
- проверка и оценка знаний.
Средства обучения
Словесные методы: рассказ, объяснение, беседа.
Наглядные методы: показ, иллюстрация , демонстрация
Практические методы
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
(Мир природы и человека 2 ч. в неделю – 66 часов)
№ п/п | Раздел, тема урока | Кол-во часов | Дата проведения уроков | |
план | факт | |||
Неживая природа | 8 | |||
1 | Земля и Солнце | 1 | ||
2 | Значение Солнца | 1 | ||
3 | Солнце и жизнь растений | 1 | ||
4 | День и ночь | 1 | ||
5 | Небо днем и ночью | 1 | ||
6 | Сутки | 1 | ||
7 | Занятие людей в течение суток | 1 | ||
8 | Режим дня | 1 | ||
Сезонные изменения в природе | 18 | |||
9 | Осень | 1 | ||
10 | Признаки осени | 1 | ||
11 | Признаки осени | 1 | ||
12 | Занятия и одежда осенью | 1 | ||
13 | Погода. Календарь природы | 1 | ||
14 | Зима | 1 | ||
15 | Признаки зимы | 1 | ||
16 | Признаки зимы | 1 | ||
17 | Занятия и одежда зимой | 1 | ||
18 | Погода. Календарь природы | 1 | ||
19 | Весна | 1 | ||
20 | Признаки весны | 1 | ||
21 | Занятия и одежда весной | 1 | ||
22 | Погода. Календарь природы | 1 | ||
23 | Лето | 1 | ||
24 | Признаки лета | 1 | ||
25 | Занятия и одежда летом | 1 | ||
26 | Занятия и одежда летом | 1 | ||
Живая природа. Растения | 11 | |||
27 | Растения | 1 | ||
28 | Строение и сходство растений | 1 | ||
29 | Различия растений | 1 | ||
30 | Разнообразие цветов | 1 | ||
31 | Семена | 1 | ||
32 | Плоды растений | 1 | ||
33 | Плоды растений | 1 | ||
34 | Приспособление растений к сезонным изменениям | 1 | ||
35 | Уход за растениями | 1 | ||
36 | Приспособления растений к условиям жизни | 1 | ||
37 | Растения (обобщающий урок) | 1 | ||
Животные | 11 | |||
38 | Животные | 1 | ||
39 | Строение и сходство животных | 1 | ||
40 | Различие животных | 1 | ||
41 | Различие животных | 1 | ||
42 | Детеныши животных | 1 | ||
43 | Домашние животные | 1 | ||
44 | Домашние животные | 1 | ||
45 | Дикие животные | 1 | ||
46 | Приспособление животных к различным условиям обитания | 1 | ||
47 | Приспособление животных к временам года | 1 | ||
48 | Животные (обобщающий урок) | 1 | ||
Человек | 18 | |||
49 | Человек | 1 | ||
50 | Части тела человека | 1 | ||
51 | Части тела человека | 1 | ||
52 | Гигиенические навыки | 1 | ||
53 | Лицо человека | 1 | ||
54 | Глаза | 1 | ||
55 | Глаза | 1 | ||
56 | Уши | 1 | ||
57 | Уши | 1 | ||
58 | Нос | 1 | ||
59 | Нос | 1 | ||
60 | Рот | 1 | ||
61 | Рот | 1 | ||
62 | Кожа | 1 | ||
63 | Кожа | 1 | ||
64 | Осанка | 1 | ||
65 | Скелет и мышцы человека | 1 | ||
66 | Скелет и мышцы человека | 1 | ||
Итого | 66 |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные и предметные результаты освоения предмета
Для обучающихся с интеллектуальными нарушениями очень важно, чтобы все обучение
носило практический характер. Поэтому помимо предметных результатов освоения
программы в курсе «Мир природы и человека» реализуется формирование личностных
умениями и навыков. Для детей с интеллектуальными нарушениями эти действия носят
характер жизненных компетенций. В курсе «Мир природы и человека» представлены
многообразные задания, иллюстративный и текстовый материал на развитие следующих
личностных умений и навыков:
- осознание себя как ученика, как члена семьи, как друга и одноклассника;
- адекватность представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно
необходимом жизнеобеспечении;
- способность вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам сопровождения учебного процесса и создания специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения;
- способность вступать в коммуникацию со сверстниками по вопросам помощи, при
взаимодействии в совместной деятельности;
- владение социально-бытовыми умениями в учебной деятельности и повседневной жизни;
- владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия (т. е. самой формой поведения, его социальным рисунком);
- осмысление и дифференциация картины мира, ее временно-пространственной организации через содержание курса «Мир природы и человека»;
- осмысление социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих
возрасту ценностей и социальных ролей;
- овладение самостоятельным выполнением заданий, поручений, инструкций.
Таким образом, процесс изучения курса «Мир природы и человека» должен быть направлен на овладение следующими коммуникативными навыками:
- умением вступать в контакт и работать в группах;
- умением использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками, сверстниками, учителями;
- умение обращаться за помощью и принимать помощь;
- умение слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
- сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; - доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;
- договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением
большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.
В рамках изучения курса «Мир природы и человека» развиваются следующие регулятивные учебные действия:
- входить и выходить из школьного здания, учебного помещения по условному сигналу
(школьный звонок, разрешение учителя);
- самостоятельно ориентироваться в пространстве школьного двора, здания, класса (зала,
учебного помещения);
- использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за
парты и т. д.) в учебное время;
- самостоятельно работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место под руководством учителя;
- корректировать свои действия по выполнению задания в соответствии с инструкцией (под руководством учителя);
- принимать цели и инструкции, произвольно включаться в деятельность, следовать
предложенному плану и работать в общем темпе.
В процессе овладения различными знаниями о живой и неживой природе в рамках предмета «Мир природы и человека» обучающиеся с интеллектуальными нарушениями научаются следующим познавательным учебным действиям:
- выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов, явлений окружающей действительности, характеризовать предметы и явления по их основным свойствам (цвету, форме, размеру,
материалу);
- находить задания, предложения, тексты в учебнике или другом предлагаемом материале;
- использовать условные знаки, символические средства с помощью учителя;
- работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение,
текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу,
предъявленных на бумажных и электронных и других носителях);
- называть и характеризовать предметы, сравнивать два предмета, делать элементарные
обобщения;
- знать и употреблять названия и свойства изученных предметов и явлений, их частей;
знать и применять обобщающие понятия изученных групп предметов и свойств.
Таким образом, для решения тех или иных задач в каждой теме курса представлены задания на развитие той или иной жизненной компетенции. Так, в теме «Объекты живой и неживой природы» отрабатываются навыки нахождения ориентировочных компонентов по дороге в школу, домой. При изучении темы «Человек» отрабатываются навыки коммуникативных компетенций, овладения принятыми ритуалами взаимодействия и т.д.
Предметные результаты изучения курса «Мир природы и человека» могут быть
минимальными и достаточными.
Минимальным уровнем является формирование следующих умений:
- правильно и точно называть изученные объекты, явления, их признаки;
- различать объекты живой и неживой природы;
- выделять части растений; узнавать в природе и на рисунках деревья, кусты, травы;
- называть наиболее распространённых диких и домашних животных своей местности;
- называть и показывать органы чувств человека, объяснять их назначение;
- соблюдение элементарных санитарно-гигиенических норм.
Достаточный уровень не является обязательным для всех обучающихся с интеллектуальными нарушениями и содержит следующие умения и навыки:
- овладение представлениями о взаимосвязях между изученными объектами и явлениями
природы;
- узнавание и называние объектов живой и неживой природы в естественных условиях;
отнесение изученных объектов природы к определенным группам по существенным
признакам;
- знание правил гигиены органов чувств, безопасного поведения в соответствии со своими знаниями.
Лист внесения изменений в рабочую программу
№ п/п | Тема урока | Дата по плану | Причина корректировки | Корректирующие мероприятие | Новая тема | Дата проведения | Реквизиты приказа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая адаптированная программа "Математика 2 класс" для обучающихся специальных коррекционных школ I и II видов
Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей начального математического образования:1. формирование элементов...
Рабочая адаптированная программа по изо 1 класс ФГОС ОВЗ
Адаптированная программа разработана согласно методическим рекомендациям....
Рабочая адаптированная программа по математике 1 класс ФГОС ОВЗ
Рабочая адаптированная программа по математике 1 класс ФГОС ОВЗ разработана согласно методическим рекомендациям....
Рабочая адаптированная программа по чтению 1 класс ФГОС ОВЗ
Рабочая адаптированная программа по чтению 1 класс ФГОС ОВЗ составлена согласно методическим рекомендациям....
Рабочая адаптированная программа по русскому языку 1 класс ФГОС ОВЗ
Рабочая адаптированная программа по русскому языку 1 класс ФГОС ОВЗ разработана согласно методическим рекомендациям....
Рабочая адаптированная программа по физической культуре 1 класс ФГОС ОВЗ
Рабочая адаптированная программа по физической культуре 1 класс ФГОС ОВЗ разработана согласно методическим рекомендациям....
Рабочая адаптированная программа живой мир 2 класс ФГОС ОВЗ
Рабочая адаптированная программа живой мир 2 класс ФГОС ОВЗ разработана согласно методическим рекомендациям....