Рабочая адаптированная программа живой мир 1 класс ФГОС ОВЗ
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (1 класс)

Паладьева Татьяна Валерьевна

Рабочая адаптированная программа живой мир 1 класс ФГО ОВЗ разработана согласно методическим рекомендациям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhivoy_mir_fgos_ovz_1_klass_2017.docx37.64 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа является частью адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями МКОУ «Самарская СОШ», составленной в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья ФГОС НОО ОВЗ), требованиями Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования (АООП НОО) обучающихся с интеллектуальными нарушениями, рекомендациями ТПМК.  

Программа отражает содержание обучения предмету «Мир природы и человека» с учетом особых образовательных потребностей обучающихся.

Общая характеристика учебного предмета:

Цели образовательно-коррекционной работы: формирование естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом развития у обучающихся  начальных классов понятийного мышления на основе сведений о живой и неживой природе.

Курс «Мир природы и человека» решает следующие коррекционно-образовательные и

воспитательные задачи:

- уточняет имеющиеся у детей представления о живойи неживой природе, дает новые знания об основных ее элементах;

- на основе наблюдений и простейших опытных действий расширяет представления о

взаимосвязи живой и неживой природы, о формах приспособленности живого мира к условиям внешней среды;

- вырабатывает умения наблюдать природные явления,сравнивать их, составлять устные

описания, использоватьв речи итоги наблюдений и опытных работ, отмечать фенологические данные;

- формирует первоначальные знания обучающихся о природе своего края;

- конкретизирует понятийный аппарат, развивает аналитико-синтетическую деятельность

обучающихся на основе предоставляемого материала;

- вырабатывает умения делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи;  

- формирует первоначальные сведения о природоохранной деятельности человека, учит детей бережному отношению к природе.

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

Курс  «Мир природы и человека»  входит в обязательную часть учебного плана для детей с интеллектуальными нарушениями в предметной области  «Естествознание»  и служит

пропедевтической основой для изучения предметов естествоведческого характера

«Природоведение», «Биология», «География».

 На изучение курса «Мир природы и человека» отводится от 168 до 234 часов за весь период обучения, на его изучение отводится 1-2 часа в неделю.

Примерная рабочая программа по курсу «Мир природы и человека» составлена из расчета 2 часа в неделю в 1-ом классе.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Первый год обучения должен заложить основу для формирования у обучающихся базовых

представлений о природе.  

Порядок изучения тем, а также время и количество часов, отведенное для изучения каждой из них, могут быть изменены учителем.  

Содержание дисциплины предусматривает знакомство с объектами и явлениями

окружающего мира и дает возможность постепенно раскрывать причинно-следственные связи между природными явлениями и жизнью человека.

Содержание программы одного периода обучения от другого отличается увеличением объема предъявляемого учебного материала, его усложнением и расширением, сложностью видов работ по той или иной теме.  

    Структура курса представлена следующими разделами: «Сезонные изменения»,

«Неживая природа», «Живая природа» (в том числе «Человек» и «Безопасное поведение»).  

    Раздел «Безопасное  поведение» отдельным блоком не выделяется, отдельные

темы по этому разделу расположены в разделах «Сезонные изменения», «Неживая природа», «Живая природа».  

Неживая природа (8 ч)

Названия и простейшие признаки объектов неживойприроды. Небо днем и ночью:  солнце, облака, луна, звезды.Наблюдения за сменой дня и ночи. Время суток: утро, день, вечер, ночь, их признаки.

Деятельность человека в течение суток.

Земля: песок, камни, глина.

Солнце – источник тепла и света.

Элементарные представления о роли солнечного теплаи света в жизни растений, животных, человека; о влияниисолнца на смену времен года.

Сезонные изменения в природе (18ч)

Сезонные изменения в неживой природе

Влияние солнца на изменения в природе: зима  –  солнце светит мало, греет слабо, жизнь

замирает; лето – солнце долго светит, греет сильно, все оживает. Солнце веснойи осенью.

Знакомство с временами года и их названиями.

Формирование первоначальных представлений о явлениях и состояниях неживой природы в разное время года:холодно, тепло, жарко, облачно, ясно, ветер, дождь, снег, снегопад, таяние снега, сосульки.

Погода. Наблюдения за изменениями погоды. Погодавчера, сегодня.

Растения и животные в разное время года

Наблюдения: изменение окраски листьев, листопад,увядание трав, зимний покой деревьев, набухание почек,появление листьев, рост трав, первые цветы, цветение деревьев. Береза, клен, мать-и-мачеха.

Наблюдения и описания зимующих птиц: ворона, воробей.

Животные зимой. Медведь, заяц.

Одежда людей, игры детей в разное время года

Живая природа (40 ч)

Растения (11 ч)

Выявление представлений о мире растений, их разнообразии: деревья, кустарники, травы,

цветковые растения(различия этих групп не разбираются).

Части растений: корень, стебель (ствол), лист, цветок.

Наблюдения за жизнью растений в своей местности:рост, цветение, образование плодов и

семян; приспособление к смене времен года.

Элементарные представления о приспособлении растений к разным условиям жизни: растения жарких стран,растения стран с холодным климатом, их сравнение.

Животные(11 ч)

Общие  представления о мире животных, их разнообразии: домашние и дикие животные,

птицы, рыбы, насекомые (различия групп не разбираются).

Элементарные представления о приспособлении дикихживотных к разным условиям жизни: животные жарких стран, животные стран с холодным климатом, их сравнение.

Знакомство с животными своей местности. Понятиео месте обитания, повадках,

приспособлении к смене времен года (1–2 хорошо знакомых животных).

Человек. Безопасное поведение(18 ч)

Пол, возраст, имя, фамилия.

Внешний облик человека: голова, шея, туловище, руки,ноги.

Правильная осанка человека. Кожа. Порез, ожог.

Первая помощь при порезах, ожогах кожи.

Лицо человека: глаза, уши, нос, рот, лоб, брови, щеки,подбородок.

Органы чувств человека: глаза, уши, нос, рот, кожа.

Элементарные представления о строении и работе органов чувств: глаза – орган зрения, ухо – орган слуха и т. д.Профилактика травматизма и заболеваний органов чувствчеловека.

Формы и методы работы с обучающимися

Формы обучения: обучение осуществляется в массовой школе.

Методы организации учебно-познавательной деятельности:

а/ методы изложения нового материала;

б/ методы закрепления и повторения.

Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательного процесса

Интерес учащихся к новому материалу поверхностный, узкий, ситуативный, Поэтому нужен этап подготовки к восприятию новых знаний. Приемы этой подготовки заключаются в следующем:

-применение удивления;

 -создание проблемной ситуации;

 -краткая самостоятельная работа;

-практическая проверка домашнего задания.

Наглядные средства нужно применять яркие, в соответствии с возрастом. Хорошо для этого этапа урока применить, где требуется по логике урока, живое созерцание - экскурсии.

Методы контроля

- проверка и оценка знаний.

Средства обучения

Словесные методы: рассказ, объяснение, беседа.

Наглядные методы: показ, иллюстрация , демонстрация

Практические методы

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

(Мир природы и человека 2 ч. в неделю – 66 часов)

№ п/п

Раздел, тема урока

Кол-во часов

Дата проведения уроков

план

факт

Неживая природа

8

1

Земля и Солнце

1

2

Значение  Солнца

1

3

Солнце и  жизнь растений

1

4

День и ночь

1

5

Небо днем и ночью

1

6

Сутки

1

7

Занятие людей в течение суток

1

8

Режим дня

1

Сезонные изменения в природе

18

9

Осень

1

10

Признаки осени

1

11

Признаки осени

1

12

Занятия и одежда  осенью

1

13

Погода. Календарь природы

1

14

Зима

1

15

Признаки зимы

1

16

Признаки зимы

1

17

Занятия и одежда зимой

1

18

Погода. Календарь природы

1

19

Весна

1

20

Признаки весны

1

21

Занятия и одежда весной

1

22

Погода. Календарь природы

1

23

Лето

1

24

Признаки лета

1

25

Занятия и  одежда летом

1

26

Занятия и  одежда летом

1

Живая природа. Растения

11

27

Растения

1

28

Строение и сходство растений        

1

29

Различия растений

1

30

Разнообразие цветов

1

31

Семена

1

32

Плоды растений

1

33

Плоды растений

1

34

Приспособление растений к сезонным изменениям

1

35

Уход за растениями

1

36

Приспособления растений к условиям жизни

1

37

Растения (обобщающий урок)

1

Животные

11

38

Животные

1

39

Строение и сходство животных

1

40

Различие животных

1

41

Различие животных

1

42

Детеныши животных

1

43

Домашние животные

1

44

Домашние животные

1

45

Дикие животные

1

46

Приспособление животных к различным

условиям обитания

1

47

Приспособление животных к временам года

1

48

Животные (обобщающий урок)

1

Человек

18

49

Человек

1

50

Части тела человека

1

51

Части тела человека

1

52

Гигиенические навыки

1

53

Лицо человека

1

54

Глаза

1

55

Глаза

1

56

Уши

1

57

Уши

1

58

Нос

1

59

Нос

1

60

Рот

1

61

Рот

1

62

Кожа

1

63

Кожа

1

64

Осанка  

1

65

Скелет и мышцы человека

1

66

Скелет и мышцы человека

1

Итого

66

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностные и предметные результаты освоения предмета

Для обучающихся с интеллектуальными нарушениями  очень важно, чтобы все обучение

носило практический характер. Поэтому помимо предметных результатов освоения

программы в курсе «Мир природы и человека» реализуется формирование личностных

умениями и навыков.  Для детей с интеллектуальными нарушениями эти действия носят

характер жизненных компетенций. В курсе «Мир природы и человека» представлены

многообразные задания, иллюстративный и текстовый материал на развитие следующих

личностных умений и навыков:

- осознание себя как ученика, как члена семьи, как друга и одноклассника;

- адекватность представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно

необходимом жизнеобеспечении;  

- способность вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам сопровождения учебного процесса и создания специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения;  

-  способность вступать в коммуникацию со сверстниками по вопросам помощи, при

взаимодействии в совместной деятельности;

- владение социально-бытовыми умениями в учебной деятельности и повседневной жизни;

 - владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия (т. е. самой формой поведения, его социальным рисунком);  

- осмысление и дифференциация картины мира, ее временно-пространственной организации через содержание курса «Мир природы и человека»;  

-  осмысление социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих

возрасту ценностей и социальных ролей;

- овладение самостоятельным выполнением заданий, поручений, инструкций.

Таким образом, процесс изучения курса «Мир природы и человека» должен быть направлен на овладение следующими коммуникативными навыками:

- умением вступать в контакт и работать в группах;  

- умением использовать принятые ритуалы социального взаимодействия  с одноклассниками, сверстниками, учителями;  

- умение обращаться за помощью и принимать помощь;  

- умение слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;  

- сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; - доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;  

- договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением

большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.

В рамках изучения курса «Мир природы и человека» развиваются следующие регулятивные учебные действия:

- входить и выходить из школьного здания, учебного помещения по условному сигналу

(школьный звонок, разрешение учителя);

- самостоятельно ориентироваться в пространстве школьного двора, здания, класса (зала,

учебного помещения);

- использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за

парты и т. д.) в учебное время;

- самостоятельно работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место под руководством учителя;

- корректировать свои действия по выполнению задания в соответствии с инструкцией (под руководством учителя);

- принимать цели и инструкции, произвольно включаться в деятельность, следовать

предложенному плану и работать в общем темпе.

В процессе овладения различными знаниями о живой и неживой природе в рамках предмета «Мир природы и человека» обучающиеся с интеллектуальными нарушениями научаются следующим познавательным учебным действиям:

- выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов, явлений окружающей действительности,  характеризовать предметы и явления по их основным свойствам (цвету, форме, размеру,

материалу);  

- находить задания, предложения, тексты в учебнике или другом предлагаемом материале;

- использовать условные знаки, символические средства с помощью учителя;

- работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение,

текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу,

предъявленных на бумажных и электронных и других носителях);

- называть и характеризовать предметы, сравнивать два предмета, делать элементарные

обобщения;

- знать и употреблять названия и свойства изученных предметов и явлений, их частей;

знать и применять обобщающие понятия изученных групп предметов и свойств.

Таким образом, для решения тех или иных задач в каждой теме курса представлены задания на развитие той или иной жизненной компетенции. Так, в теме «Объекты живой и неживой природы» отрабатываются навыки нахождения ориентировочных компонентов по дороге в школу, домой. При изучении темы «Человек» отрабатываются навыки коммуникативных компетенций, овладения принятыми ритуалами взаимодействия и т.д.  

Предметные результаты  изучения курса «Мир природы и человека» могут быть

минимальными и достаточными.

Минимальным уровнем является формирование следующих умений:

- правильно и точно называть изученные объекты, явления, их признаки;

- различать объекты живой и неживой природы;

- выделять части растений; узнавать в природе и на рисунках деревья, кусты, травы;

- называть наиболее распространённых диких и домашних животных своей местности;

- называть и показывать органы чувств человека, объяснять их назначение;

- соблюдение элементарных санитарно-гигиенических норм.

Достаточный уровень не является обязательным для всех обучающихся с интеллектуальными нарушениями и содержит следующие умения и навыки:

- овладение представлениями о взаимосвязях между изученными объектами и явлениями

природы;

- узнавание и называние объектов живой и неживой природы в естественных условиях;

отнесение изученных объектов природы к определенным группам по существенным

признакам;

- знание правил гигиены органов чувств, безопасного поведения в соответствии со своими знаниями.

Лист внесения  изменений в рабочую программу

№ п/п

Тема урока

Дата по плану

Причина корректировки

Корректирующие мероприятие

Новая тема

Дата проведения

Реквизиты приказа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая адаптированная программа "Математика 2 класс" для обучающихся специальных коррекционных школ I и II видов

Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей начального математического образования:1.         формирование элементов...

Рабочая адаптированная программа по изо 1 класс ФГОС ОВЗ

Адаптированная программа разработана согласно методическим рекомендациям....

Рабочая адаптированная программа по математике 1 класс ФГОС ОВЗ

Рабочая адаптированная программа по математике 1 класс ФГОС ОВЗ разработана согласно методическим рекомендациям....

Рабочая адаптированная программа по чтению 1 класс ФГОС ОВЗ

Рабочая адаптированная программа по чтению 1 класс ФГОС ОВЗ составлена согласно методическим рекомендациям....

Рабочая адаптированная программа по русскому языку 1 класс ФГОС ОВЗ

Рабочая адаптированная программа по русскому языку 1 класс ФГОС ОВЗ разработана согласно методическим рекомендациям....

Рабочая адаптированная программа по физической культуре 1 класс ФГОС ОВЗ

Рабочая адаптированная программа по физической культуре 1 класс ФГОС ОВЗ разработана согласно методическим рекомендациям....

Рабочая адаптированная программа живой мир 2 класс ФГОС ОВЗ

Рабочая адаптированная программа живой мир 2 класс ФГОС ОВЗ разработана согласно методическим рекомендациям....