Рабочая адаптированная программа живой мир 2 класс ФГОС ОВЗ
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (2 класс)

Паладьева Татьяна Валерьевна

Рабочая адаптированная программа живой мир 2 класс ФГОС ОВЗ разработана согласно методическим рекомендациям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhivoy_mir_fgos_ovz_2_klass_2018.docx36.4 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа является частью адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями МКОУ «Самарская СОШ», составленной в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья ФГОС НОО ОВЗ), требованиями Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования (АООП НОО) обучающихся с интеллектуальными нарушениями, рекомендациями ТПМК.  

Программа отражает содержание обучения предмету «Мир природы и человека» с учетом особых образовательных потребностей обучающихся.

Общая характеристика учебного предмета:

Цели образовательно-коррекционной работы: формирование естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом развития у обучающихся  начальных классов понятийного мышления на основе сведений о живой и неживой природе.

Курс «Мир природы и человека»  решает в этот период следующие основные задачи:

•  развитие представлений о взаимосвязи живой и неживой природы;

•  закрепление представлений о Солнце как источнике света и тепла на Земле, его значении в жизни живой природы, смене времен года;

•  изучение воды и ее свойств, формирование представлений о роли и участии воды в жизни живой природы;

•  воспитание в детях интереса и бережного отношения к природе.

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

   Курс  «Мир природы и человека»  входит в обязательную часть учебного плана для детей с интеллектуальными нарушениями в предметной области  «Естествознание»  и служит пропедевтической основой для изучения предметов естествоведческого характера

«Природоведение», «Биология», «География».

 На изучение курса «Мир природы и человека» отводится от 168 до 234 часов за весь период обучения, на его изучение отводится 1-2 часа в неделю.

Примерная рабочая программа по курсу «Мир природы и человека» составлена из расчета 1 час в неделю во 2-ом классе.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Сезонные изменения в природе (12ч)

Сезонные изменения в неживой природе

Формирование представлений о смене времен года в связи с изменением положения солнца. Долгота дня и ночи в зимнее и летнее время. Названия времен года, знакомство с названиями месяцев. Наблюдения за изменением положения солнца в течение суток: утро,

день, вечер, ночь.

Формирование представлений о явлениях и состояниях  неживой природы: похолодание, дождь, заморозки, пасмурно, первый снег, снегопад, снежинки, мороз, лед, замерзание водоемов, потепление, таяние снега, ручьи, капель, лужи, тепло, жара, тучи, гроза (гром, молния), теплые дожди, ливень.

Продолжение наблюдений за погодой, их словесное описание.

Растения и животные в разное время года

Наблюдения за растениями (деревьями и кустарниками) в разное время года: тополь, дуб, сирень, калина, шиповник. Увядание и появление трав, цветов: одуванчик, ландыш. Наблюдения за зимующими птицами.

Подкормка: синица, сорока. Появление весной грачей, скворцов. Животные в

разное время года: лиса, белка, еж. Рыбы зимой.

Труд человека в разное время года

Работа в саду, огороде.

Поведение человека во время грозы, дождя, при наступлении морозов.

Детские игры в природе, предупреждение травм, несчастных случаев.

Неживая природа (4ч)

Вода. Простейшие свойства воды: прозрачность, отсутствие запаха, текучесть. Первичные представления о температуре, о термометре как приборе для измерения температуры. Вода горячая, холодная.

Значение воды для жизни растений, животных, человека.

Вода в природе: дождь, снег, лед; река, озеро (пруд), болото.

Живая природа  (18ч)

Растения (8ч)

Комнатные растения. Названия и отличительные признаки (3–4 растения).

Части растений: корень, стебель, лист, цветок. Необходимость для жизни растений воздуха, воды, света, тепла.  Растения влаголюбивые, засухоустойчивые: традесканция и кактус.

Светолюбивые и тенелюбивые растения: фиалка и традесканция. Уход за комнатными растениями. Огород.  Овощи (3–5 названий), их признаки.

Особенности произрастания. Овощи в питании человека.

Сад. Фрукты (3–5 названий). Названия и признаки.  Особенности произрастания. Фрукты в питании человека.

Растения садов и огородов данной местности.

Уход за растениями сада и огорода.

Животные (5ч)

Сравнение домашних и диких животных. Кошка – рысь. Собака – волк. Внешний вид, питание, названия детенышей, повадки, образ жизни, места обитания. Необходимые  условия для жизни животных: вода, тепло, воздух, пища. Разнообразие пород кошек и собак, их повадки.

Отношение человека к животным.

Рыбы (2–3 названия рыб, распространенных в данной  местности).

Внешний вид, среда обитания, питание, образ жизни.

Польза от рыбоводства и охрана рыбных угодий.

Человек (5ч)

Гигиена тела человека, закаливание. Питание человека. Органы пищеварения: ротовая полость, пищевод, желудок, кишечник (элементарные представления).

Значение овощей и фруктов для правильного питания человека.

Пища человека. Правильное питание. Профилактика  пищевых отравлений.

Формы и методы работы с обучающимися

Формы обучения: обучение осуществляется в массовой школе.

Методы организации учебно-познавательной деятельности:

а/ методы изложения нового материала;

 б/ методы закрепления и повторения.

Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательного процесса

Интерес учащихся к новому материалу поверхностный, узкий, ситуативный, Поэтому нужен этап подготовки к восприятию новых знаний. Приемы этой подготовки заключаются в следующем:

-применение удивления;

 -создание проблемной ситуации;

 -краткая самостоятельная работа;

-практическая проверка домашнего задания.

Наглядные средства нужно применять яркие, в соответствии с возрастом. Хорошо для этого этапа урока применить, где требуется по логике урока, живое созерцание - экскурсии.

Методы контроля

- проверка и оценка знаний.

Средства обучения

Словесные методы: рассказ, объяснение, беседа.

Наглядные методы: показ, иллюстрация , демонстрация

Практические методы

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

(Мир природы и человека 1 ч. в неделю – 34 часа)

№ п/п

Раздел, тема урока

Кол-во часов

Дата проведения уроков

план

факт

Сезонные изменения в природе

12

1

Влияние Солнца на смену времен года

1

2

Сутки. Долгота дня зимой и летом

1

3

Занятия семьи в течение суток. Телефоны экстренных служб. Звонок по телефону  

1

4

Осень

1

5

Растения и животные осенью

1

6

Зима

1

7

Растения и животные зимой

1

8

Весна

1

9

Растения и  животные весной

1

10

Лето

1

11

Растения  и животные летом. Профилактика укусов насекомых

1

12

Занятие людей в разное время года

1

Неживая природа

4

13

Вода. Температура воды (горячая и  холодная). Правила обращения с горячей водой

1

14

Вода. Температура воды (горячая и  холодная). Правила обращения с горячей водой

1

15

Вода в природе. Значение воды

1

16

Вода в природе. Значение воды

1

Живая природа  

Растения

18

8

17

Части растений. Жизнь растений

1

18

Растения влаголюбивые и засухоустойчивые; светолюбивые и тенелюбивые

1

19

Комнатные растения.  Уход за комнатными растениями

1

20

Огород

1

21

Овощи. Овощи в питании человека

1

22

Сад

1

23

Фрукты.  Фрукты  в питании человека

1

24

Уход за растениями сада и огорода.  Правила безопасного использования садового инструмента

1

Животные

5

25

Дикие и домашние животные

1

26

Кошка и рысь.  Породы кошек

1

27

Собака и волк.  Породы собак

1

28

Правила поведения при контакте с домашними животными

1

29

Рыбы  

1

Человек

5

30

Тело человека

1

31

Тело человека

1

32

Органы пищеварения

1

33

Питание человека.  Правила питания.  Профилактика отравлений

1

34

Питание человека.  Правила питания.  Профилактика отравлений

1

Итого

34

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

   Для учащихся с интеллектуальными нарушениями очень важно, чтобы все обучение носило практический характер. Поэтому, помимо предметных результатов освоения программы в курсе «Мир природы и человека», реализуется программа формирования базовых учебных действий, которая представлена основными составляющими: познавательными, регулятивными, коммуникативными, личностными умениями и навыками (для детей с интеллектуальными нарушениями эти действия носят характер

жизненных компетенций). В курсе «Мир природы и человека» представлены многообразные задания, иллюстративный и текстовый материал на развитие следующих жизненных компетенций:

–  адекватность представлений о собственных возможностях и ограничениях, насущно необходимом жизнеобеспечении;  

–  способность вступать в  коммуникацию со взрослыми по вопросам медицинского сопровождения и создания специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения;  

– владение социально-бытовыми умениями в повседневной жизни;  

–  владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами

социального взаимодействия (т. е. самой формой поведения, его социальным рисунком);  

–  осмысление и дифференциация картины мира, ее временно-пространственной организации;  

–  осмысление социального окружения, своего места в нем,  принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей.  

   Таким образом, в каждой теме курса представлены задания на развитие той или иной жизненной компетенции. Так, в теме «Объекты живой и неживой природы» отрабатываются навыки нахождения ориентировочных компонентов по дороге в школу, домой. При изучении темы «Человек» отрабатываются навыки коммуникативных компетенций, овладения принятыми ритуалами взаимодействия и т. д. Задания на развитие жизненных компетенций отмечены специальным значком и представлены в

различных формах: наблюдения, практические задания, дидактические и подвижные игры, художественная литература.

   Для решения задачи социальной адаптации  важнейшим является развитие коммуникативной  функции речи, формирование культуры и стиля речи с  тем,  чтобы развивать у обучающихся с интеллектуальными нарушениями  умение общаться и использовать полученные знания в различных социальных ситуациях в жизни. Умение задать вопрос, понять вопрос, ответить на вопрос помогает установить конструктивное общение, например, в поликлинике, аптеке, магазине и т. д.  

Работа над развитием регулирующей функции речи проводится также через специально организованную  на уроке работу по освоению  базовых учебных навыков, таких, как: выслушивание инструкции или установки на деятельность в ходе урока, планирование работы, отчет о работе и т. д.  

   Таким образом, процесс изучения курса «Мир природы и человека» должен быть направлен на овладение следующими коммуникативными

навыками:

– умением вступать в контакт и работать в группах;  

–  умением использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками, сверстниками, учителями;  

– умением обращаться за помощью и принимать помощь;  

–  умением слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;  

–  умением  сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, доброжелательно к ним относиться, сопереживать им, конструктивно взаимодействовать с людьми;  

– умением договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.

   Программа «Мир природы и человека» наряду с общими задачами обучения имеет собственные учебные задачи. Для этой категории обучающихся было бы неправомерно устанавливать традиционные требования к усвоению знаний, умений и навыков. В программе не должны быть сформулированы основные требования к знаниям и умениям

обучающихся в обязательной форме типа: «Обучающиеся  должны знать», «Обучающиеся  должны уметь». Более приемлема формулировка «Обучающиеся могут овладеть следующими знаниями и умениями».

   Предметными результатами  изучения курса «Мир природы и человека» является формирование следующих умений:

•  правильно называть изученные объекты и явления;

•  различать 3–4 комнатных растения, их части, осуществлять уход за комнатными растениями;

•  различать наиболее распространенные овощи и фрукты,  объяснять, где они растут, как используются человеком;

•  различать домашних и диких животных, рыб, описывать их повадки, образ жизни;

•  выполнять элементарные гигиенические правила;

•  различать признаки времен года, объяснять причину  сезонных изменений в природе.

Лист внесения  изменений в рабочую программу

№ п/п

Тема урока

Дата по плану

Причина корректировки

Корректирующие мероприятие

Новая тема

Дата проведения

Реквизиты приказа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая адаптированная программа "Математика 2 класс" для обучающихся специальных коррекционных школ I и II видов

Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей начального математического образования:1.         формирование элементов...

Рабочая адаптированная программа по изо 1 класс ФГОС ОВЗ

Адаптированная программа разработана согласно методическим рекомендациям....

Рабочая адаптированная программа живой мир 1 класс ФГОС ОВЗ

Рабочая адаптированная программа живой мир 1 класс ФГО ОВЗ разработана согласно методическим рекомендациям....

Рабочая адаптированная программа по математике 1 класс ФГОС ОВЗ

Рабочая адаптированная программа по математике 1 класс ФГОС ОВЗ разработана согласно методическим рекомендациям....

Рабочая адаптированная программа по чтению 1 класс ФГОС ОВЗ

Рабочая адаптированная программа по чтению 1 класс ФГОС ОВЗ составлена согласно методическим рекомендациям....

Рабочая адаптированная программа по русскому языку 1 класс ФГОС ОВЗ

Рабочая адаптированная программа по русскому языку 1 класс ФГОС ОВЗ разработана согласно методическим рекомендациям....

Рабочая адаптированная программа по физической культуре 1 класс ФГОС ОВЗ

Рабочая адаптированная программа по физической культуре 1 класс ФГОС ОВЗ разработана согласно методическим рекомендациям....