Почва.Состав почвы.
методическая разработка по окружающему миру (4 класс)

Турецкова Надежда Ивановна

Цель урока :создание  условий для формирования представлений о почве, её образовании,  составе,  свойствах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Технологическая карта урока 38.87 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира,  проведенный в 4 классе

 в рамках « Недели начальных классов»

Учитель : Турецкова Н.И
Тема урока: «Почва. Состав почвы»

Цели урока: создать условия для формирования представлений о почве, её образовании,  составе,  свойствах.

Задачи урока: 

Образовательные: формировать представление о почве, ее образовании, составе и её свойствах; продолжить формирование умений работы со схемами, выявлять причинно - следственные связи между живой и неживой природой;

Развивающие:  Учить анализировать, сравнивать, находить закономерности, решать проблемные вопросы, делать выводы на основе проведенных опытов. Развивать познавательные процессы.

 Воспитательные:   прививать навыки природоохранной деятельности и бережного обращения с почвой как объектом природы, воспитывать интерес к самостоятельной экспериментальной работе.

Формируемые УУД:

  1. Познавательные – анализ объектов с целью выделения признаков; установление причинно - следственных связей, постановка и формулирование проблемы, самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели
  2. Личностные – смыслообразование, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;
  3. Регулятивные –целеполагание (формулировать  и удерживать учебную задачу), планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей
  4. Коммуникативные – планирование учебного сотрудничества с учителем и обучающимися, постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Тип урока: урок усвоения новых знаний
Место урока в учебном плане: 1 урок по теме «Почва».
Методы: частично - поисковые, проблемные, объяснительно – иллюстративные.

Технологии: интерактивные, исследовательские, ИКТ, проблемно - диалогового обучения.
Формы организации: групповая, индивидуальная, фронтальная.

Методы контроля учебной деятельности: фронтальный, групповой, индивидуальный.

Необходимое оборудование:

  • Компьютер, мультимедийная доска  
  • Индивидуальные сигналы веера для голосования
  • штатив, горелка, пробирки, земля, вода, спички, предметные стекла, колбы;
  • Материалы для групповой работы (по количеству групп):  пробирки, земля, вода, салфетки, листы со схемой для групповой работы;
  • Заготовки для покетмода (покетмод - это маленькая складная книжечка, изготовленная на основе бумаги формата А4) (Приложение1);
  • Видеоролики

Ход урока

Этапы урока, задачи этапа, слайды (скриншоты)

Действия учителя. Формы организации работы учителя

Действия учеников. Формы организации работы детей.

Формируемые универсальные учебные действия (УУД)

1.Организационный момент (создание благоприятного психологического настроя на работу)

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.

Разминка

Включаются в деловой ритм урока.

 

2. Мотивация учебной деятельности учащихся (Обеспечение мотивации учения детьми)

-Посмотрите на доску подумайте и  разгадайте анаграммы.  Найдите лишнее слово.

ранистее

океньр

стьлия

убредоние

- Проверьте свою работу. Остались сомнения?

-Обсудите в группах (по необходимости)

- Листья, корень, удобрения, растение.

- Лишнее – удобрение, потому что все остальные – растение и его части.  (Возможно,  дети заметят, что здесь нет лишних предметов)

Проверяют работу по слайду

Листья

Корень

Удобрение

Растение

Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков.

3. Постановка цели и задач урока. Актуализация знаний.

Цель:формулирование темы урока (принятие детьми целей урока, актуализация опорных знаний и способов действий.)

- Отправимся с вами в осенний лес, как он красив! Вспомните, как замечательно шуршит под ногами опавшие листья. Ученые, упавшие на землю части растений,  называют ОПАДом.

-Как вы думаете, нужно убирать осенью листья, которые опали с деревьев?

- Предлагаю заняться поиском ответа на этот вопрос, работая в группах.

- Напомните мне, пожалуйста,  правила поведения в группе.

- Вы сказали, что убирать листья нужно, и действительно, в городе мы их убираем. Тогда куда же они деваются в лесу? Обратите внимание на слайд.

-Молодцы, Тогда попробуйте определить цель нашего урока.

- В группе должен быть ответственный;

- Если не понял, переспроси;

- Один говорит, другие слушают;

- Свое несогласие высказывай

вежливо

- Работать должен каждый

на общий результат …..

 

-Мнения групп …

-Ответы детей (скорее всего кто-нибудь обязательно скажет, что листья станут частью почвы)

-Что такое почва.

-Состав почвы, и т. д.

Регулятивные: целеполагание (формулировать  и удерживать учебную задачу)

Познавательные: постановка и формулирование проблемы; установление причинно -следственных связей

Личностные:

смыслообразование, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

4.1 Первичное усвоение новых знаний (обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изучаемой темы)

- Давайте посмотрим, что или кто находится под опавшей листвой.

-Куда же сами листья со временем  исчезают? Как это можно проверить?

- Совершенно верно, необходимо изучить почву, а для этого проведем несколько несложных опытов.

Вы будете работать в группах, выполнять практические задание, делать выводы. И быть готовыми их защитить.

-Предположения детей (спросить у взрослых, понаблюдать, рассмотреть почву, разобраться из чего она состоит и т. д.)

Коммуникативные: постановка вопросов - инициативное сотрудничество.

Познавательные: логические- формулирование проблемы, решение проблемы

Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей

4.2.Практическая работа

Цель: изучить  состав почвы

1 опыт:

  1. Возьмите стакан воды
  2. Опусти туда комочек почвы
  3. Понаблюдайте, что происходит
  4. Сделай вывод

2 опыт (выполняет учитель):

  1. Насыпьте немного почвы в фарфоровую чашку
  2. Нагрейте над спиртовкой
  3. Сверху поднесите холодное стекло.

- Что образовалось на стекле?

-Что почувствовали во время опыта?

3 опыт (выполняет учитель):

  1. Налейте немного воды
  2. Опустите комочек почвы
  3. Размешала ложечкой
  4. Дайте постоять раствору
  5. Немного раствора капнете на предметное стекло и нагрейте над спиртовкой

- Рассмотрите стекло, что замечаете?

-Вы заполнили схемы, пожалуйста, представитель каждой группы расскажите о результатах ваших исследований.

(1 опыт ребята выполняют, работая в группах,  и заполняют постепенно пакетмоды, Приложение № 1.)

В почве есть воздух.

Вывод: почва состоит из отмерших растений и животных

В почве есть вода.

В почве есть перегной.

Вывод: вода испарилась, остался налёт минеральных солей

В почве есть минеральные вещества.

Выступление представителей групп

4.3 Обитатели почвы

-Состав почвы мы изучили. Сможем мы уже сказать, что такое почва?

Тогда подробнее остановимся на обитателях почвы. Для кого же почва является средой обитания?

-Рассмотрите внимательно слайд.

(Учитель рассказывает об обитателях почвы, используя материалы слайда: иллюстрации животных, видеоролики)

Ответы детей

- Кроты, дождевые черви, медведки и т. д.

.

5. Первичная проверка понимания (закрепление и систематизирование знаний, полученных на уроке)

- Попробуйте дать определение «почве».

-Я вновь обращаюсь к вам с вопросом: нужно ли убирать осенью листья, которые опали с деревьев?

Уверена, что теперь вам гораздо легче будет на него ответить.

Работают в группе, формулируют понятие «почва». Записывают определение в покетмоды.

 

Регулятивные: оценка-осознание уровня и качества усвоения

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

6. Первичное закрепление (подведение итогов учебной деятельности, обобщение полученного ребенком опыта.)

-Ребята, мы весь урок записывали с вами результаты наших наблюдений на отдельный лист. А сейчас мы из этого листа изготовим маленькую книжку.

Дети изготавливают покетмод

7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. (обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания).

Предлагаю вам самостоятельно выбрать домашнее задание:

  • Изучить материал учебника по данной теме.
  • Приготовить о любом обитателе почвы небольшое сообщение и записать его в пакетмод.
  • Подумайте, что можно сделать с опавшими листьями в городе?

Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей

8. Рефлексия

 Цель: осознание учащимися своей деятельности, самооценка результатов деятельности своей, группы  и всего класса

 (инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации их собственной  деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе.)

- Ответьте на вопросы и выберите, пожалуйста, любой пункт, на ваших устройствах для голосования.

-Этот урок был для меня:

  1. Увлекательным
  2. Интересным
  3. Полезным
  4. Неинтересным
  5. Скучным
  6. Поучительным

На уроке я учился (училась):

  1. Делать выводы
  2. Работать в группе
  3. Открывать новое
  4. Слушать и слышать других
  5. Ничему
  6. Учиться

-Голосуют с помощью индивидуальных вееров-сигналов, комментируют по возможности свои ответы.

Познавательные: рефлексия.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:

  1. Жирмунская Н. «Огородные приключения гнома Петрушона». – Санкт – Петербург: Деметра, 2012. – 96 с.
  2. Пальман В. И. «Когда шагаешь по траве...» -  М.: Детская литература, 1991. - 143 с
  3. Почва. Рассказ детям. http://detskiychas.ru/obo_vsyom/rasskazy_o_prirode/pochva_rasskaz_detyam/
  4. http://go.mail.ru/search_video?q=%D0%BF%D0%BE%D1%87%D0%B2%D0%B0+%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BE&us=6&usln=4#s=%D0%92%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BE%40Mail.Ru&sig=e30a46b379&d=2479141262 - Фильм «В почве»
  5. http://go.mail.ru/search_video?q=%D0%BF%D0%BE%D1%87%D0%B2%D0%B0+%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BE&us=6&usln=4#s=%D0%92%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BE%40Mail.Ru&sig=b259dbf0d2&d=3245340698 - Фильм «Потаённый мир почвы»
  6. http://poiskm.com/artist/18936-Space – МУЗЫКА  ДЛЯ  ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ (группа Space)
  7. ДЕТСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ КИРИЛЛА И МЕФОДИЯ
  8. "Энциклопедия для детей" Аванта+. Биология Серия: Энциклопедия для детей  Детское издательство "Аванта+", том 5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Почва. Состав почвы.

В презентации представлены опыты по определению состава почвы....

урок окружающего мира по теме "Почва. Состав почвы" в 3 классе.

Урок окружающего мира по теме "Почва. Состав почвы" был проведён как открытый для учителей, работающих в 3 классе по системе Л.В.Занкова....

презентация к уроку окружающего мира по теме "Почва.Состав почвы"

Данная презентация может быть использована на уроке окружающего мира по теме "Почва.Состав почвы" в 3 классе....

Конспект урока по окружающему миру по теме "Почва. Состав почвы".

Класс: 3УМК: Развивающая система Л.В. Занкова.Тема: Почва. Состав почвы.Тип урока: урок открытия новых знаний.Цель: познакомить с почвой как верхним плодородным слоем земли; выяснить основной со...

Презентация к уроку окружаюдщего мира в 3 классе по теме "Почва. Состав почвы".

План работы:1.Что такое почва и как она образовалась?    2. Из чего состоит почва?3. Какие свойства имеет почва?4. Кому нужна почва?...

Тема: «Почва. Состав и свойства почвы».

Цели:·        воспитывать у обучающихся ценностное отношение к природе,·        учить наблюдать, анализировать, груп...

Урок окружающего мира "Почва.Состав почвы." 3 класс УМК "Планета знаний"

Занимательный и содержательный урок  с мини-исследованием....