План-конспект урока по окр.миру "Вода и водные жители"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Мустаева Юлия Юрьевна
Класс: 2
Предмет: окружающий мир
Тема: Вода и водные жители.
Тип урока: урок ОНЗ
Цели:
Деятельностная:  создать условия для формирования представлений о роли воды для человека и всех живых организмов; о разных состояниях в природе и свойствах воды.
Образовательная: познакомить учащихся со свойствами воды.
Развивающая: Развивать навыки практической деятельности (опыты), наблюдательности, внимания, аккуратности, любознательности.
Воспитательная: Воспитывать бережное и ответственное отношение к водным ресурсам.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_okr_voda.doc86 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Дата: 

Класс: 2

Предмет: окружающий мир

Тема: Вода и водные жители.

Тип урока: урок ОНЗ

Цели:

Деятельностная:  создать условия для формирования представлений о роли воды для человека и всех живых организмов; о разных состояниях в природе и свойствах воды.

Образовательная: познакомить учащихся со свойствами воды.

Развивающая: Развивать навыки практической деятельности (опыты), наблюдательности, внимания, аккуратности, любознательности.

Воспитательная: Воспитывать бережное и ответственное отношение к водным ресурсам.

Методы и приёмы: словесные (рассказ, беседа, диалог, фронтальный опрос); наглядные(презентация, работа с учебником), практические (опыт), индивидуальная самостоятельная работа,

Ресурсное обеспечение: технологическая карта урока, учебник, карточки с заданием, мультимедиа, 2 стакана, блюдце, сахар, гуашь, вода, картинки светофора.

Учитель: Мустаева Юлия Юрьевна

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: научатся: понимать, что вода одна из самых важных в природе веществ и имеет разные состояния (жидкое, твёрдое, газообразное), что без воды жизнь невозможна; получат возможность научиться: определять свойства воды с помощью опытов.

Метапредметные: 

регулятивные: выбирают действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, готовят рабочее место для выполнения разных видов работ (по учебнику, рабочим тетрадям);

познавательные: выделяют и формулируют познавательную цель; применяют для решения задач (под руководством учителя) логические действия; анализ, сравнение, обобщение, установление причинно – следственных связей;

коммуникативные: строят понятные для партнёра высказывания; оказывают в сотрудничестве взаимопомощь.

Личностныесамоопределение – проявляют ценностное отношение к природному миру; смыслообразование – осуществляют самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности.

Ход урока.

Этапы урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1. Мотивация к учебной деятельности

1 мин

Здравствуйте, ребята. Меня зовут Юлия Юрьевна и сегодня я проведу у вас урок окружающего мира. Я рада приветствовать вас. Посмотрите на свои рабочие места. У вас все готово к уроку? Если все готово – садитесь. Ребятки, повернитесь друг к другу, улыбнитесь и подарите соседу по парте хорошее настроение. Я желаю, чтобы урок прошел интересно и увлекательно. Давайте начнем.

Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку. Эмоционально настраиваются на урок с помощью улыбок.

Л. самоопределение,

П. целеполагание;

Р: волевая саморегуляция.

Л: способствовать воспитанию положительной мотивации  учению

2. Актуализация знаний и пробное учебное действие

3 мин

Ребята, вы любите загадки?

Тогда сейчас вы будете их отгадывать.

1. Он длиннющий,
Он большущий,
Он от тучи до земли...
Пусть идет он пуще, пуще,
Чтоб грибы скорей росли.
 

(на 1 слайде появляется картинка дождя)

2. Сначала плавно, еле-еле 
Они по воздуху летели 
Потом быстрей-быстрей поплыли, 
Как их зовут, вы не забыли?

(на 1 слайде появляется картинка облаков)

3. Рано утром я - в окно,
Там не видно ничего.
Словно белым молоком
Воздух залило кругом.

(на 1 слайде появляется картинка тумана)

4. Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали,
А пошли искать их днем, —
Ищем, ищем, не найдем!

(на 1 слайде появляется картинка росы)

5. Чуть дрожит на ветерке
Лента на просторе,
Узкий кончик в роднике,
А широкий — в море.

(На 1 слайде появляется картинка разлива реки)

6. На реках он весной бывает:

Под солнцем лёд темнеет, тает,

Потом трещит, ломается

И в льдинки превращается,

А льдинки по реке плывут.

Скажите, как его зовут!

(на 1 слайде появляется ледоход)

7. Бел, а не сахар, 
Нет ног, а идет.

(на 1 слайде появляется картинка снега)

8. Я зимой смотрю в оконце:

Там мороз и светит солнце.

Небосвод высокий, синий,

На деревьях белый…

(на 1 слайде появляется картинка инея)

Ребята, вы молодцы. Очень легко и быстро отгадали все загадки. Что вы видите на слайде?

С чем связаны все эти явления?

-да

-дождь

-облака

-туман

-роса

-река

-ледоход

-снег

-иней

-природные явления

-с природой, -с временами года и т.д.

К: осуществление взаимодействия с детьми.

Р: ученик осознает то, что уже освоено и что еще подлежит освоению.

К: использование критериев для обоснования своего суждения.

Р: выполнение пробного учебного действия и фиксирование затруднений в пробном учебном действии.

П: осознанное и произвольнее построение речевого высказывания.

К: учет разных мнений.

Р: волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

3. Выявление места и причины затруднения

4 мин

Как вы думаете, что общего во всех этих явлениях?

Чтобы узнать, что в них общего, послушайте внимательно стихотворение.

Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать,
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли -
Жить нельзя нам без ...

(на 1 слайде в середине появляется слово – вода)

Ребята, посмотрите на слайд (2 СЛАЙД – карта)

Как вы думаете, почему на карте так много голубого цвета, что им показывают?

А знаете ли вы, сколько процентов занимает вода на нашей планете?

Ребята, Вода на нашей планете занимает около 70% всей поверхности земли. Но если сюда учесть так-же ледники, болота и сильно увлажнённые земли - то получается 75%, а это 3/4 всей поверхности земного шара.

Ребята, 75 процентов воды это очень много, как вы думаете, нужно ли беречь воду и экономить?

Ребята, на самом деле, из 75 процентов всей воды, только самая малая часть доступна человеку для использования. Как вы думаете, почему?

Для чего нам нужна вода?

Что еще вы знаете о воде?

Ребята, без пищи человек может прожить больше месяца, как вы думаете, сколько человек сможет прожить без воды?

Животные не могут прожить без воды больше десяти дней, не говоря о рыбах и животных, живущих в воде. Растения без воды вянут и погибают.

А как нужно беречь воду?

 (Принципы: доступности, регионально-краеведческий, научности, экологической направленности, связь с жизнью)

Затрудняются ответить.

-воды

-воду.

-70, 80, 75 и т.д.

-нужно. Не нужно

Большая часть воды на Земле — это соленые моря и океаны. Эту воду нельзя пить, а также она не подходит и для многих технических целей.

-мыть посуду, поливать растения, ухаживать за животными, для купания, умывания, питания и т.д.

-то, что человек не может прожить без воды, организм человека на 80 процентов состоит из воды.

-всего несколько дней.

-закрывать краны, экономно расходовать ее на свои нужды, не засорять водоемы, чтобы нам не пришлось когда-нибудь остаться без воды.

П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

Р: Фиксирование затруднений.

К: учет разных мнений.

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

П: сравнение, обобщение.

П: структурирование знаний

Р: волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

4. Построение проекта выхода из затруднения

2 мин

Ребята, как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока? (3 СЛАЙД – тема: ВОДА)

Как вы видите, вода объединяет множество разных явлений и бывает в разных состояниях.

Какую же цель поставим перед собой?

(3 СЛАЙД – цель: узнать свойства воды и определить её состояния)

-вода

-узнать свойства воды и определить её состояния.

П: постановка и формулирование проблемы.

П: подведение под понятие.

К: учет разных мнений

5. Реализация построенного проекта. Открытие нового знания.

10 мин

Открываем учебники на странице 81. Кто прочитает задание?

(фронтальная работа, идет беседа учителя и учащихся, отвечают с места на вопросы учителя)

Ребята, как вы думаете, как облака связаны с водой? (Облака представляют собой массы водяного пара. Водяной пар состоит из мельчайших капелек, возникающих на поверхности морей, рек, озер и т. д. а также на листьях растений и при дыхании животных.)


Что вы можете сказать про дождь и снег? Как они появляются?  (Мельчайшие капельки воды весят очень мало, и воздух их поддерживает. Когда температура атмосферы снижается, эти капельки объединяются и образуют более крупные капли. Как только эти капли начинают весить столько, что воздух их не удерживает, они падают на землю в виде дождя, снега или града).

Вы все видели и снег, и дождь. В какое время  года бывает дождь? А снег?

Как образуется роса?

(в воздухе всегда присутствует влага. И когда ночью после теплого дня, растения остывают. Влажный воздух соприкасается с холодной поверхностью, то есть с растениями и получаются капельки росы)

Вы видели росу? В какое время года?

Как вы думаете, а почему на тропинках и на земле не бывает росы?

Как образуется иней?

(как мы уже говорили, в воздухе присутствует влага, при оттепели происходит ее испарение, а как только температура падает – все замерзает и получается иней)

В какое время года можно увидеть иней?

Ребята, как по-другому можно назвать разлив реки?

Приходилось ли вам видеть ледоход и половодье?

А видели ли вы разлив реки в нашем городе?

В какое время года они бывают?

Что вы можете о них рассказать?

А удалось ли вам посмотреть ледоход у нас на Каме? Как это было?

Ребята, о чем мы еще не говорили?

Видели ли вы туман?

В какое время года он бывает?

Как он образуется? (испарение воды с теплой поверхности в холодный воздух)

Где чаще всего можно увидеть туман?

Почему?

Молодцы, ребята. Какой вывод вы можете сделать из данной беседы?

Есть те, кто что то не понял? Поднимите руки.

Если все понятно – продолжаем дальше.

!!!ФИЗМИНУТКА!!!

-ученик читает задание. «Используя схему-рисунок, расскажи, какие природные явления связаны с водой. Приходилось ли тебе наблюдать эти явления? В какое время года они бывают»

-состоят из воды, состоят из водяного пара.

-облакам трудно удерживать водяной пар и т.д.

Дождь бывает в любое время года, а снег зимой, осенью и иногда весной.

-растения остывают после теплого дня и т.д.

.

-летом

-потому что земля и тропинки остывают меньше, чем растения.

-в воздухе влага и когда становится холоднее, она начинает замерзать.

-поздней осенью

-половодье

-да/нет

-да, он был на Каме.

-весной

-когда на улице теплеет, лед трескается и образуются огромные льды, они плывут по течению, сталкиваются, переворачиваются, крошатся. Из-за талых вод поднимается уровень воды и вода выходит из своих берегов и это называют половодьем. Потом разлив весенних вод утихает и реки возвращаются в прежние берега.

-Да/нет, рассказывают, если видели

-о тумане.

-да

- в любое, летом, зимой, осенью, зимой.

-испарение воды, смена температуры.

-над водоёмами.

- постоянно смешиваются холодные и тёплые воздушные потоки и течения. 

-Вода повсюду, но её нужно беречь и экономить.

П: анализ, сравнение, обобщение, аналогия.

П: структурирование знаний.

П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

К: аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.

К: использование критериев для обоснования своего суждения.

Р: волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

9 мин

Открываем страницу 82 «Вода – вещество». Читаем про себя материал учебника, потом будем отвечать на вопросы.

Прочитали? А теперь, чтобы закрепить его – проведем опыт, внимательно смотрим и запоминаем, исходя из опыта, будете делать вывод.

(Учитель проводит опыт, который описывается в учебнике на страницах 82-83)

Понадобиться: сосуд с водой, 2 прозрачных стакана, блюдце, гуашевые краски, карандаши, кусочек сахара, ложка.

Наливаем воду в стакан. Вы все ее пробовали и нюхали, вспомните был ли у нее вкус и запах.

Теперь выльем немного воды в блюдце, чтобы проверить сохранит ли она свою форму или разольется по поверхности.

Далее сравним цвет воды и красок, а потом добавим немного красок в один из стаканов, опустим карандаши в оба стакана. Обратите внимание, где их видно, а где нет.

Дальше, в стакан с чисто водой положим кусочек сахара и размешаем. Он растворился.

Ребята, давайте сделаем вывод из прочитанного и увиденного.

Читаем первый вопрос:

Как ты думаешь?

Второй вопрос:

Как ты думаешь?

Третий вопрос:

Кто знает, что такое текучесть?

Ребята, текучестью называется способность жидкости изменять свою форму под действием даже небольших сил, не дробясь на части. (4 СЛАЙД – определение текучести)

Как вы думаете, обладает ли вода таким свойством?

Следующий вопрос:

Как вы думаете?

Пятый вопрос:

Как вы думаете?

И последний вопрос:

Как ты на него ответишь?

Ребята, что же такое свойства?

Исходя из нашей беседы, кто может сказать – что такое вода?

(4 СЛАЙД Вода – прозрачная бесцветная жидкость, не имеющая цвета и запаха)

Молодцы, детки, я думаю, что вы хорошо справитесь со следующим заданием. Закройте учебники.

(Формируемые понятия – Вода, текучесть)

Читают материал учебника.

-следят за опытом.

-Имеет ли вода форму или приобретают форму сосуда, в котором находится?

-Вода не имеет формы, она приобретает форму сосуда, в котором находится.

-Имеет ли вода вкус и запах?

-Вода не имеет ни вкуса, ни запаха.

-Обладает ли вода текучестью?

-принятие разной формы и цвета и т.д.

-обладает.

-Имеет ли вода цвет?

-Вода цвета не имеет. Цвет появляется только при добавлении чего либо.

-Прозрачна ли вода?

-Вода прозрачна, если в нее ничего не добавлять.

-Растворяет ли вода вещества?

-Да, вода растворяет вещества.

-то, что присуще чему либо и характеризует его.

-одно из самых важных веществ. прозрачная бесцветная жидкость, не имеет цвета и запаха

П: анализ, синтез, сравнение, обощение, аналогия, классификация.

П: извлечение из текстов необходимой информации.

П: установление причинно – следственных связей.

П: выполнение действий по алгоритму.

П: построение логической цепи рассуждений, доказательств.

К: формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации.

П: подведение под понятие.

Р: волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

5 мин

Сейчас будет небольшая самостоятельная работа. У вас на столах лежат карточки с заданиями. Выполняем самостоятельно, потом проверим, что у вас получилось. Будьте внимательны, правильные ответы обводим в кружок.

1. Вода встречается в природе в состоянии:

а) мягком, твёрдом

б) жидком, газообразном, твёрдом

в) густом, газообразном, твёрдом

2. Подчеркни, какими свойствами обладает вода.

Прозрачная, кислая, без цвета, без запаха, приятно пахнет, текучая, бес вкуса, белая, солёная, имеет форму шара.

3. Облака представляют собой:

а) массы водяного пара

б) скопление воздуха

в) влагу

4. Разлив реки называют:

а) ледоходом

б) половодьем

в) таянием

5. В воздухе присутствует:

а) роса

б) запах

в) влага

Закончили? Смотрим на экран и проверяем свои работы. ( 5 СЛАЙД – правильные ответы)

Теперь оцениваем свою работу.

( 6 СЛАЙД – критерии оценивания:

Нет ошибок – 5.

Одна ошибка – 4.

Две ошибки – 3.

Более двух ошибок – 2.)

Ребята, поднимите руки, у кого 4 и 5. У кого 3 и 2? Ребята, дома обязательно повторите тему и у вас все получится.

-Работают самостоятельно.

Проверяют свои работы по эталону и оценивают.

Р: контроль, коррекция, оценка.

Р: волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

8. Включение в систему знаний и повторение

3 мин

Открываем учебники на странице 83. Верны ли следующие утверждения.

-Прочитай первое утверждение:

Согласны ли Вы?

Мнения разошлись. Попробуйте доказать, что иней – вода в жидком состоянии. Теперь докажите обратное. Ребята, иней – вода в жидком состоянии, обратите на это внимание и запомните.

-Читай следующее высказывание:

Согласны?

-И читаем последнее:

Согласны?

Ребята, дома еще раз прочитайте материал учебника.

-роса, иней, дождь – вода в жидком состоянии.

-да/нет

-доказывают.

-лёд, снег – вода в твердом состоянии.

-да.

-водяной пар – газообразное состоянии воды.

-да.

Л: нравственно-этическое оценивание усваиваемого материала.

П: обобщение, классификация.

П: доказательство.

П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

9. Рефлексия. Итог урока.

3 мин

Ребята, какая тема нашего урока?

Какую цель ставили перед собой?

Какие свойства воды вы узнали?

Сколько состояний бывает у воды?

Какие?

(Если есть время привести по два примера)

Спросить у 3-4 человек. Как ты оцениваешь свою работу на уроке? Кого из одноклассников мог бы выделить?

У вас на столах светофоры, оцените свои успехи на уроке, будьте честны с собой, если у вас что то не получалось, то не расстраивайтесь. Раскрасьте нужный цвет. И покажите. У кого зеленый – поднимите. У кого желтый? Что у тебя не получилось. У кого красный? – обязательно перечитай тему дома с родителями.

Светофор знаний (5 СЛАЙД)

  • «Красный»

Стоп! Вперед нельзя!

Повторять усядусь я.

  • «Желтый»

Здесь – внимание, друзья!

Сомневаюсь еще я.

  • «Зеленый»

А теперь вперед, друзья!

В знаниях уверен я.

Спасибо за урок, ребята, урок окончен.

-вода

-узнать свойства воды и определить её состояния.

-не имеет запаха, цвета, формы. Вода текуча, прозрачна и т.д.

-3

-Жидкое, твердое и газообразное.

-раскрашивают. У кого желтый и красный - отвечают на вопросы.

П: контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Л: самооценка на основе критерия.

Л: адекватное понимание причин успеха/неуспеха в деятельности.

К: использование критериев для обоснования своего суждения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока по музыке по системе развивающего обучения Л.В. Занкова (Г.С. Ригина, 2012г. Учебник: Музыка. 2 класс) 25.10.2013г Урок № 7 2 класс Тема: «Сказочные образы в музыке Эдварда Грига».Учитель музыки Зайцева Т.Г.Межгорье Башкирия

План-конспектоткрытого урока по музыке по системе развивающего обучения Л.В. Занкова (Г.С. Ригина, 2012г. Учебник: Музыка. 2 класс) 25.10.2013гУрок № 72 классТема: «Сказочные образы в музыке Эдварда Г...

План-конспект интегрированного урока чтения и письма по теме "Наблюдения над парными согласными в конце слова" или "СКазка-ложь,да в ней намёк, добрым молодцам урок" (2 класс)

Интегрированный урок чтения и письма по теме "Наблюдения над парными согласными в конце слова" или "Сказка-ложь,да в ей намёк, добрым молодцам урок" даёт возможность на конкретном материале сказки "Ли...

План-конспект интегрированного урока музыки и живого мира в 1 классе для детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития. Тема урока: "Весенняя капель"

Тема: «Весенняя капель».Цели: развитие слухового восприятия, слуховой памяти, закрепление понятия «весна».Задачи: - повторение времён года (зима, весна), повторение признаков весны- развитие умения сл...

План - конспект открытого урока по физической культуре в 1 классе Тема урока: Баскетбол.

Тема урока: Баскетбол.Задачи:   1. Формировать у учащихся понятия: «строй», «шеренга», «колонна»,                    развивать внимание, монологи...

План-конспект открытого урока русского языка в 4 классе. Тема урока: «Правописание ударных и безударных окончаний имён прилагательных».

План-конспект открытого урока русского языка в 4 классе.Тема урока:«Правописание ударных и безударных  окончаний имён прилагательных»....