Открытый урок окружающего мира в 4 классе по теме: «Субтропическая зона»
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Огнева Лариса Викторовна

Открытый урок окружающего мира

в 4 классе по теме:

«Субтропическая зона»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок окружающего мира

в 4 классе по теме:

«Субтропическая зона»

                                                            Выполнила

                                                                                       учитель начальных классов

                                                                      высшей категории

                                                                                                МКОУ СОШ№5 пос. Красочный

                                                                                      Огнева Лариса Викторовна

Тема: Субтропическая зона.

Цели
деятельности
учителя

Создать условия для ознакомления с географическим положением субтропической зоны России, растительным
и животным миром, деятельностью людей; определения границ знания и «незнания»; способствовать формированию у учащихся представления о субтропической зоне Черноморского побережья Кавказа; первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию интереса к предмету «Окружающий мир».

Тип урока

Открытие нового знания

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться работать с географической картой, дополнительной литературой, с учебником, с моделями изучаемых объектов  и явлений окружающего мира.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; вступать в речевое общение, пользоваться учебником.

Личностные: умеют наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов, описывать и характеризовать их

Методы и формы
обучения

Объяснительно-иллюстративный; групповая, фронтальная, индивидуальная, коллективная

Оборудование

Интерактивная доска, компьютер; карта природных зон; презентация.

Основные
понятия

Природная зона субтропиков

Организационная структура урока

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие компоненты,
задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формы организации
взаимодействия

на уроке

Формируемые умения
(универсальные
учебные действия)

I. Мотивация
(само-определение)
к учебной деятельности

Эмоциональная, психологическая мотивационная подготовка учащихся

к усвоению учебного
материала

Приветствует учащихся:

Добрый день, дорогие друзья!

Сегодня мы отправимся туда,

Где много солнца и морская вода.

Субтропики  раскроют тайны нам.

Узнаем, что за животные обитают там,

Какие растения там растут.

И почему субтропиками эту зону  зовут?

– Так о  какой природной зоне мы будем говорить на уроке?

Слайд 1,2,3

- Какие цели мы поставим перед собой?

Слушают учителя, принимают участие
в диалоге
с учителем.

Демонстрируют готовность к уроку.

Выслушивают предположения о содержании урока

Фронтальная, индивидуальная

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность.

Коммуникативные:

высказывают свою точку зрения, вступают в диалог

II. Актуализация

опорных

знаний

Проверка
домашнего
задания.

Групповая работа
по карточкам.

Фронтальный опрос

 Но сначала давайте повторим пройденный материал.

 1. Игра «Узнай меня»

  Задание: прочитать  текст,   определить, о какой природной зоне  идёт речь.

  Прощаться с пустыней не будем спешить –

  О ней мы будем сейчас говорить.

  2. Тест по теме «Пустыни»

Выполняют
задания.

Отвечают
на вопросы учителя.

Внимательно слушают.

Работа в группах.

Фронтальная, индивидуальная

Познавательные:  осуществляют логические операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию;  самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; осуществляют поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач, планирование, прогнозирование; структурирование знаний; осознанно и произвольно строят речевое высказывание.

Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля
и успешно используют его в решении учебной задачи; принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности.

Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью; формулируют
и аргументируют свое мнение в коммуникации; учитывают разные мнения, координируют в сотрудничестве разные позиции; используют критерии для обоснования своего суждения,  достигают договорённости и согласования общего решения; осуществляют постановку вопросов; адекватно используют речевые средства для решения коммуникационных задач.

Читает стихотворение:

Что же, друзья, в дорогу пора,

Ждут с нетерпеньем нас:

Чудный берег, море и пляж,

Но мы отправимся не отдыхать,

А зону субтропиков России изучать.

Внимательно слушают

III. Изучение нового материала

Рассказ учителя о природной зоне Черноморского побережья Кавказа

Работа в группах
по учебнику,  
(индивидуальные сообщения).

Рассказ сопровождается показом по карте изучаемой зоны.

– Обратимся к помощнице – карте. (Слайд 4) Эта зона занимает очень маленькую территорию. Она расположена на побережье. С одной стороны – Кавказские горы,
а с другой – Чёрное море. (Слайд 5) В расположении зоны кроется секрет её удивительного климата и природы. Солнце за лето нагревает море. А затем море отдаёт побережью зимой тёплый воздух. Кавказские горы находятся близко, они высокие и молодые, они являются непреодолимой преградой для холодного северного ветра, поэтому на побережье умеренно жаркое лето и тёплая зима. Выпадает много осадков. Воздух здесь влажный.

– А  что обозначает слово «субтропики»?

(Тропики – это тепловой пояс, расположенный по обе стороны экватора)

- А что означает приставка «суб-»?

- В переводе с латинского это означает «под». Значит, это территория под тропиками, точнее вблизи тропической зоны.

А вот как сказываются такие климатические условия на растительном и животном мире этой зоны, расскажите вы, юные ботаники, зоологи, экологи, поработав самостоятельно в группах.

Ботаники.

Проблемный вопрос:

Разнообразен ли растительный мир этой зоны?

Группа должна выяснить:

- Какие растения есть в этой зоне;

- Какие растения занесены в Красную книгу?

Учебник с.114 – 115

 

Зоологи.

Проблемный вопрос:

Разнообразен ли животный мир этой зоны?

Группа должна выяснить:

- Обитатели суши;

-  Обитатели моря.

Учебник с.116 – 117

Экологи.

Проблемный вопрос:

Как влияет человек на экологию Черноморского побережья?

- Чем является для людей черноморское побережье;

- Экологические проблемы;

- Растения и животные, занесённые в красную книгу.

Учебник с.118 – 120

Физминутка.

Выступления представителей групп.

Ботаники. (Слайд 6 – 14)

Зоологи. (Слайд 15 – 20)

Экологи. (Слайд 21 – 23)

Сообщения учащихся, подготовленные дома.

Внимательно слушают. Ориентируются по карте.

Отвечают
на вопросы.

Делают индивидуальные сообщения от каждой группы.

Фронтальная, индивидуальная.

Групповая, индивидуальная

IV. Практическая деятельность

Работа по карточкам.

Работа
по учебнику

 (с. 120)

– Восстановите цепочки:

1 группа. Растения → улитка → ?

2 группа. Листья растений → косуля → ?

3 группа. Водоросли → мальки рыб → ? → дельфин.

( Проверка у доски)

– Кто из вас бывал на Черноморском побережье? Какого цвета море? Почему же его называют чёрным?

– Во время штормов вода темнеет, но в году бывает примерно 17 штормовых дней, и причина названия моря не в этом. Версий, легенд, гипотез о происхождении названия моря довольно много. Одна из турецких легенд гласит, что в море покоится богатырский меч, брошенный туда по просьбе умирающего волшебника Али. Море кипит, волнуется, пытается выбросить из своих недр смертоносное оружие и от гнева становится чёрным.

Предлагает прочитать в учебнике правила поведения у моря и обсудить.

Выполняют
задания на карточках.

Высказывают свое мнение.

Читают текст, высказывают свое мнение.

Групповая

Познавательные: осуществляют логические действия; выделяют и формулируют познавательную цель; осуществляют поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач, планирование, прогнозирование; структурирование знания; осознанно и произвольно строят речевое высказывание.

Регулятивные: осуществляют волевую саморегуляцию в ситуации затруднения; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки.

Коммуникативные: умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы. 

Личностные: осуществляют смыслообразование

V. Итог

урока.

Рефлексия

 

Обобщение полученных на уроке сведений.

Заключительная беседа. Выставление оценок

– Что вы посоветуете друзьям, собирающимся на отдых на Черноморское побережье Кавказа?

Предлагает решить кроссворд и прочитать ключевое слово. (Слайд 24)

Кроссворд:

1. Дерево-долгожитель с листьями в форме продолговатого эллипса, плоды – несъедобные орехи. (Бук.)

2. Фруктовое дерево, дающее сочный мясистый плод

с пушистой кожицей. (Персик.)

3. Род морского рака. (Краб.)

4. Морское млекопитающее отряда китов. (Дельфин.)

5. Вечнозеленое дерево с крупными овальными листьями. Летом появляются огромные белые цветки величиной с чайную чашку. Привезено из Северной Америки. (Магнолия.)

6. Южное дерево с мясистыми сладкими плодами, содержащими мелкие зернышки. (Инжир.)

Ключевое слово: БЕРЕГИ.

Мы должны бережно относиться к удивительному миру субтропиков.

Выберите смайлик - настроения на уроке и прикрепите его на доску.

Высказывают свое мнение.

Отвечают
на вопросы учителя

Индивидуальная, фронтальная,

коллективная

Регулятивные: оценивают собственную деятельность на уроке; проводят рефлексию способов и условий действия; осуществляют контроль и оценку процесса и результатов деятельности. 

Личностные: осуществляют самооценку на основе критерия успешности; понимают причины успеха/ неуспеха
в учебной деятельности; следуют в поведении моральным нормам и этическим требованиям; проявляют познавательный интерес к изучению предмета

VI. Домашнее задание

Инструктаж по выполнению домашнего задания

Учебник, с. 112–120. Ответить на вопросы рубрики «Проверь себя».

Задают уточняющие вопросы

Индивидуальная

Регулятивные: осуществляют поиск средств достижения поставленных задач


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Природная зона Черноморского побережья Кавказа

Слайд 5

Климатические условия море медленно нагревается и медленно остывает солнце посылает сюда прямые лучи солнце за лето нагревает море, а затем море отдаёт побережью зимой тёплый воздух горы являются непреодолимой преградой для холодного северного ветра Умеренно жаркое лето и тёплая зима

Слайд 15

Животный мир Черноморского побережья ЧАЙКИ

Слайд 16

КРАБ МОРСКОЙ КОНЁК МЕДУЗА

Слайд 17

ДЕЛЬФИНЫ

Слайд 18

ЦИКАДА

Слайд 19

БОГОМОЛ

Слайд 20

жужелица кавказская

Слайд 21

Экологические проблемы

Слайд 22

Красная книга ж ужелица кавказская дельфин черноморская афалина

Слайд 23

и глица колхидская с амшит колхидский т ис ягодный

Слайд 24

6 5 2 3 4 1 Б У К П Е Р С И К К Р А Б Д Е Л Ь Ф И Н М А Г Н О Л И Я И Н Ж И Р 1. Дерево-долгожитель с листьями в форме продолговатого эллипса, плоды – несъедобные орехи. 2. Фруктовое дерево, дающее сочный мясистый плод с пушистой кожицей. 3. Род морского рака. 4. Морское млекопитающее отряда китов. 5. Вечнозеленое дерево с крупными овальными листьями. Летом появляются огромные белые цветки величиной с чайную чашку . Привезено из Северной Америки. 6. Южное дерево с мясистыми сладкими плодами, содержащими мелкие зернышки.

Слайд 25

Сегодня на уроке: Я узнал … Я понял … Мне понравилось … Было трудно…

Слайд 26

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок окружающего мира "Природные зоны. Леса России"

Программа А. А. Плешакова. Окружающий мир. 4 класс. 1 четверть. тема: " Природные зоны. Зона лесов."...

Конспект урока окружающего мира"Обобщение по теме"Путешествие по природным зонам России"

Это обобщающий урок по теме "Путешествие по природным зонам России" УМК "Перспективная начальная школа"...

ОТКРЫТЫЙ УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В 1 КЛАССЕ (УМК «Начальная школа XXI века») учитель начальных классов: Чальцева Марина Анатольевна Тема урока: Почему все в природе взаимосвязано?

Тема урока: Почему все в природе взаимосвязано?Тип урока: Урок - дискуссия.Цели урока в соответствии с ФГОС НОО: формирование у детей целостного взгляда на окружающий мир. Задачи:Углубление предс...

Открытый урок окружающего мира 4 класс Природная зона. Пустыня.

Открытый урок окружающего мира 4 класс по программе Школа России....

Открытый урок окружающего мира 4 класс 2018 год Данный урок включён в раздел « Страницы истории России»-час 2. Тема урока: «Во времена Древней Руси»

Цели урока: - формировать  у учащихся представление о Древней Руси, русских князьях, о жизни древних славян , их вероисповедания;- дать представление о крещении Руси;- развивать устную речь...

Открытый урок окружающего мира в 4 классе. "Природные зоны России"

Данный урок разработан в соответствии ФГОС. УМК "Школа России"....