Рабочая программа. Окружающий мир.Плешаков.А,А, 4 класс
рабочая программа по окружающему миру (4 класс)

Силантьева Елена Владимировна

Рабочая программа. Окружающий мир. Плешаков А,А, 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_okruzhayushchiy_mir_4_klass.docx51.36 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Место учебного предмета, курса в учебном плане:

    Рабочая программа адресована учащимся 4-х классов с разноуровневой подготовкой и позволяет обеспечить требуемый уровень дальнейшей подготовки школьников, предусматриваемый федеральным государственным образовательным стандартом НОО.

     В соответствии с учебным планом государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2019/2020 учебный год на изучение курса «Окружающий мир» в 4 классе начальной школы отводится 2 часа в неделю. Программа рассчитана на 68 ч (34 учебные недели).

     Рабочая программа составлена с опорой на программу: А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая. Окружающий мир. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Перспектива». 1—4 классы. М.: Просвещение, 2015, которая разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.

Целями изучения предмета «Окружающий мир» являются:

• формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми, обществом и природой;

• духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Основной задачей реализации содержания предмета является формирование у ребенка:

• уважительного отношения к семье, городу или деревне, а также к региону, в котором он проживает, к России, ее природе и культуре, истории;

• понимания ценности, целостности и многообразия окружающего мира, понимания своего места в нем;

• модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

• психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Учебно – методический комплект:

  1. Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир. 4 класс. Учебник для общеобразовательных в 2 ч. М.: Просвещение, 2015.
  2. Окружающий мир. 4 класс: электронное приложение к учебнику Л.Ф.Климановой, С.Г.Макеевой. М.: Просвещение, 2015

Литература для учителя

1.  Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 4 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций в 2 ч. М.: Просвещение, 2013.

2.  Электронное приложение к учебнику А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая   - СД  

3.  А.А. Плешаков, Н.Н.Гара, З.Д.Назарова. Окружающий мир. Тесты. 4 класс: рабочая тетрадь для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2015.

4.  А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая.. 4 класс: Методическое пособие с поурочными разработками. М.: Просвещение, 2017. 

5. «Перспектива»: Программы для начальной школы. - М.: Просвещение, 2018

6.  И.Ф. Яценко «Поурочные разработки по курсу окружающий мир», Москва, Вако 2017 год

7.  Мишняева Е. Ю., Рохлов В. С., Котова О. А., Скворцов П. М. Всероссийские проверочные работы. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 4 класс. В 2 частях. М.: Просвещение, 2019

8.  Демидова М. Ю. / Под редакцией Ковалевой Г. С. Готовимся к Всероссийской проверочной работе. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 4 класс. М.: Просвещение, 2019

9. Ковалева Г. С., Кузнецова М. И., Рыдзе О. А., Краснянская К. А., Демидова М. Ю. Готовимся к Всероссийской проверочной работе. Русский язык. Математика. Окружающий мир. Методические рекомендации. 4 класс. М.: Просвещение, 2019 

10. Новицкая М. Ю., Белянкова Н. М., Саркисян Ю. В. и др. Окружающий мир. Методическое пособие с поурочными разработками. 4 класс. М.: Просвещение, 2019

11. А. А. Плешаков, С. А. Плешаков. Энциклопедия путешествий. Страны мира. Книга для учащихся начальных классов. М.: Просвещение, 2017

12. А. А. Плешаков. От земли до неба. Атлас-определитель.  Книга для учащихся. М.: Просвещение, 2017

13. А. А. Плешаков, А. А. Румянцев. Великан на поляне, или  Первые уроки экологической этики. Книга для учащихся. М.: Просвещение, 2017

14. А. А. Плешаков. Зелёные страницы. Книга для учащихся. М.: Просвещение, 2017

15. Плешаков А. А., Гара Н. Н., Назарова З. Д. Окружающий мир. Тесты. 4 класс. М.: Просвещение, 2019

16. Плешаков А. А., Крючкова Е. А., Плешаков С. А. Окружающий мир. Проверочные работы. 4 класс. М.: Просвещение, 2019  

Интернет-ресурсы.

1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа : http://school-collection.edu.ru

2. Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа : http://nachalka.info/about/193

3. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа : www.festival. 1september.ru

4. Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий». – Режим доступа : www.km.ru/ education

5. Поурочные планы: методическая копилка, информационные технологии в школе. – Режим доступа : www.uroki.ru

6. Официальный сайт УМК «Перспектива». – Режим доступа : http://www.prosv.ru/umk/perspektiva/ info.aspx? ob_no=12371

7. http://www.it-n.ru/ – «Сеть творческих учителей

Планируемые результаты освоения учебного предмета:

Личностные:

У учащихся будут сформированы:

внутренняя позиция на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

• широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

• учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

• ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

• способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

• основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;

• ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

• моральное сознание на конвенциональном уровне, способность к решению моральных дилемм с учетом позиций партнеров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

• этические чувства — стыд, вина, совесть как регуляторы морального поведения;

• эмпатия,  как осознанное понимание чувства  других людей и сопереживание им, выражающиеся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия;

• установка на здоровый образ жизни и реализация ее в реальном поведении и поступках;

• основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровье-сберегающего поведения;

• чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой; осознанные устойчивые эстетические предпочтения и ориентация на искусство,  как значимую сферу человеческой жизни.

Метапредметные:

Регулятивные

Учащиеся научатся:

• самостоятельно формулировать тему и цели урока;

• самостоятельно выдвигать версии и составлять план решения учебной проблемы (задачи);

• работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

• самостоятельно вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этим критерием.

Познавательные

Учащиеся научатся:

• овладевать гибким чтением;

• составлять план письменного текста;

• понимать учебную задачу, предъявляемую для индивидуальной и коллективной работы;

• самостоятельно составлять алгоритм решения учебной задачи;

• находить необходимую информацию для решения учебной задачи в несколько шагов самостоятельно;

• выявлять причины и следствия простых явлений;

• самостоятельно отбирать для решения учебных задач необходимые словари, энциклопедии;

• записывать выводы в виде правил «если ..., то...»; по заданной ситуации составлять короткие цепочки правил «если ..., то...».

Коммуникативные

Обучающиеся научатся:

• высказывать свое мнение и обосновывать его, приводя аргументы;

• оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации самостоятельно;

• принимать другую, непохожую на свою точку зрения;

• организовывать учебное взаимодействие в группе;

• предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений;

• самостоятельно вычитывать концептуальную информацию текста (формулировать главную мысль текста).

Предметные

В результате четвертого года изучения учебного предмета «Окружающий мир» ученик научится:

распознавать изученные объекты (в том числе планеты солнечной системы, природные зоны, основные природные сообщества) и явления живой и неживой природы (в том числе смена дня и ночи, смена времен года) по их описанию,  рисункам и фотографиям, различать их в окружающем мире;  

описывать на основе предложенного плана изученные объекты (природные зоны, растения и животных разных природных зон России, особенности труда и быта людей в разных природных зонах, отдельные исторические события, вклад в историю страны ее выдающихся деятелей, традиции и обычаи народов России), выделяя их существенные признаки;

сравнивать объекты живой и неживой природы на основе 3–5 внешних признаков или известных характерных свойств;

группировать изученные объекты живой и неживой природы, самостоятельно выбирая 1–2 признака для группировки; проводить простейшие классификации;

использовать знания о  взаимосвязях в природе для объяснения простейших явлений и процессов в природе (смена дня и ночи, сезонные изменения на Земле, особенности растительного и животного мира природных зон в соответствии с природными условиями, взаимосвязи организмов в природном сообществе (цепи питания), экологические связи в разных природных зонах, природных сообществах);

демонстрировать готовность к соблюдению норм экологической безопасности в повседневной жизни, осознавая ценность природы и необходимость ее охраны;

узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; государственные праздники РФ; достопримечательности столицы и родного края;

понимать роль Конституции РФ как основного закона страны и Президента РФ как главы государства;

показывать на карте мира Российскую Федерацию, на карте России Москву, свой регион и его главный город; на физической карте – крупные географические объекты России (горы, равнины, реки, озера, моря, омывающие территорию России); на исторической карте места исторических событий;

находить место изученных событий на «ленте времени», соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; правильную последовательность исторических эпох на ленте времени;

осознавать ценность здоровья и  здорового образа жизни, личную ответственность за сохранение и укрепление своего здоровья;

соблюдать правила безопасного поведения в природе, на улице, в транспорте, общественных местах, у водоемов; правила безопасности в Интернете;

проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты по исследованию природных объектов и явлений, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы и следуя инструкциям и правилам безопасного труда;

использовать различные справочные издания, тексты о природе и обществе (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) для  поиска и извлечения информации, ответов на вопросы;

создавать небольшие собственные устные или письменные высказывания о природе и обществе на заданную тему (3–5 предложений)

Формы  контроля:

Раздел

Контрольная работа

Практическая работа

Проект

Экскурсия

«Мы граждане единого Отечества» (12 ч.)

1

1

3

«По родным просторам»       (20 ч.)

1

2

2

«Путешествие по реке времени» (27 ч.)

1

3

2

1

«Мы строим будущее России» (9 ч.)

1

1

Итого:                                                  68 ч.

4

6

7

2

Содержание программы

Раздел 1. Мы — граждане единого Отечества (12 ч)

Общество — это мы! Российский народ. Проект «Мой проект на благо России».

Конституция России. Права ребенка. Тест по теме «Права гражданина».

Государственное устройство России. Проект «Если бы меня выбрали Президентом России».

Российский союз равных. Проект «Путешествие в...».

Государственная граница России. Путешествие за границу России.

Сокровища России и их хранители. Творческий союз.

За страницами учебника. Оформление «Альбома путешествий».

Обобщающий урок по разделу «Мы - граждане единого Отечества». Контрольная работа.

Блок внеклассной, внешкольной работы: продолжение воображаемых путешествий в республики и другие регионы РФ. Оформление выставки «Гербы, флаги и столицы субъектов РФ». Совместно с коллективом параллельного класса и с помощью старшеклассников организация конкурса презентаций «Красота природы моего Отечества».

Раздел 2. По родным просторам (20 ч)

Карта - наш экскурсовод. По равнинам и горам.

В поисках подземных кладовых. Наши реки.

Озера — краса Земли.

По морским просторам. Тест по теме «Наши реки, озера, моря».

С севера на юг. В ледяной пустыне.

В холодной тундре. Среди лесов.

В широкой степи. В жаркой пустыне.

У теплого моря. Мы — дети родной земли.

В содружестве с природой. Как сберечь природу России.

По страницам Красной книги. Проект «Красная книга нашего региона».

По заповедникам и национальным паркам.

За страницами учебника. Проект «Чудесное путешествие по России».

Обобщающий урок по разделу «По родным просторам». Контрольная работа.

Блок внеклассной, внешкольной работы: продолжение изучения родного края, его экологических проблем. Проведение конференции на тему «Как решить экологические проблемы края». Очно-заочное посещение заповедников и национальных парков в разных краях России. Викторина на тему «Красная книга России», «Заповедники и национальные парки России», «Музеи под открытым небом». Чтение книг о природе и культуре, праздник «С книгой - в природу», конкурс «Самый внимательный читатель». Знакомство с древними песнями, сказаниями народов своего края, орудиями и технологиями их труда, который издавна был основой жизни в содружестве с природой.

Раздел 3. Путешествие по Реке времени (27ч)

В путь по Реке времени. Проект «Календарь памятных дат».

Путешествуем с археологами. Практическая работа «Археологические находки».

По страницам летописи. Истоки Древней Руси.

Мудрый выбор.  Наследница Киевской Руси.

Москва — преемница Владимира.

Начало Московского царства.

Подвижники Руси и землепроходцы.

На пути к единству.  Начало Российской империи.

«Жизнь — Отечеству, честь — никому!»

Отечественная война 1812 года.

Великий путь. Проект «Моя семья в истории России».

Повторение. Тест по теме «Российская империя».

Золотой век театра и музыки.

Расцвет изобразительного искусства и литературы.

В поисках справедливости.

Век бед и побед. «Вставай, страна огромная!»

Трудовой фронт России. «Нет в России семьи такой...»

После Великой войны. Достижения 1950-1970-х годов.

Повторение. Тест на тему «История России».

За страницами учебника. Оформление выставки «Мои земляки в годы Великой Отечественной войны».

Обобщающий урок по разделу «Путешествие по Реке времени». Контрольная работа.

Блок внеклассной, внешкольной работы: организация поисково-исследовательской работы по истории и культуре своего края, конкретного местожительства (названия рек, озер в его окрестностях, народные исторические предания об основателях и первых жителях, устные свидетельства и письменные документы о знаменитых земляках, примечательных событиях в разные исторические периоды и т. п.). Посещение достопримечательностей и святынь своего края. Организация очных и заочных экскурсий по городам Золотого кольца России. Составление фото рассказов с включением страниц, посвященных событиям истории своего края и своих земляков. Оформление выставки «Мои земляки в годы Великой Отечественной войны» и «Книги памяти» по семейным воспоминаниям к празднованию Дня Победы.

Раздел 4. Мы строим будущее России (9 ч)

Современная Россия. Здоровье России.

Умная сила России. Светлая душа России. Начни с себя!

Обобщающий урок по разделу «Мы строим будущее России». Контрольная работа.

За страницами учебника. Проект «Я строю будущее России».

Итоговая контрольная работа. Проверочная работа.

Обобщение изученного за год. Игра «Брейн-ринг».

Блок внеклассной, внешкольной работы: встречи со специалистами сельского хозяйства, работниками пищевой промышленности, науки, техники, искусства своего края. Организация экскурсий на промышленные предприятия своего края и знакомство с применением новых научных разработок для их развития, улучшения условий труда и благоустройства жизни работников и жителей города (села)

Поурочно - тематическое планирование:

Дата

план

Дата

факт

Тема урока

Тип урока

Контроль

Мы граждане единого Отечества (12 ч.)

1

4.09

Общество - это мы

Открытие нового знания

2

6.09

Российский народ. Проект № 1«На благо России»

Методологической  направленности

Проект № 1

3

11.09

Конституция России

Методологической  направленности

4

13.09

Права ребёнка. Тест «Права гражданина». Практическая работа № 1

Рефлексия

Практическая работа №1

5

18.09

Государственное устройство России

Методологической  направленности

6

20.09

Российский союз равных. Проект «Путешествие в…» № 2.

Методологической  направленности

Проект № 2

7

25.09

Государственная граница России

Методологической  направленности

8

27.09

Путешествие за границу России

Методологической  направленности

9

2.10

Сокровища России и их хранители

Методологической  направленности

10

4.10

Творческий союз

Методологической  направленности

11

9.10

За станицами учебника. Проект «Альбом путешествий» № 3.

Рефлексия

Проект № 3

12

11.10

Контрольная работа № 1 по разделу « Мы граждане»  

Развивающего контроля

Контрольная работа  № 1

По родным просторам (20 ч.)

13

16.10

Карта – наш экскурсовод

Открытие нового знания

14

18.10

По равнинам и горам

Методологической  направленности

15

23.10

В поисках подземных  кладовых. Практическая работа №2 «Изучение полезных ископаемых

Методологической  направленности

Практическая работа № 2

16

25.10

Наши реки

Методологической  направленности

17

6.11

Озёра – краса Земли

Методологической  направленности

18

8.11

По морским просторам. Тест «Наши реки, озёра, моря». Практическая работа № 3.

Рефлексия

Практическая работа № 3

19

13.11

С севера на юг

Методологической  направленности

20

15.11

В ледяной пустыне

Методологической  направленности

21

20.11

В холодной тундре

Методологической  направленности

22

22.11

Среди лесов

Методологической  направленности

23

27.11

В широкой степи

Методологической  направленности

24

29.11

В жаркой пустыне

Методологической  направленности

25

4.12

У тёплого моря

Рефлексия

26

6.12

Мы – дети родной земли

Методологической  направленности

27

11.12

В содружестве с природой

Методологической  направленности

28

13.12

Как сберечь природу России

Рефлексия

29

18.12

По страницам Красной книги. Проект «Красная книга нашего района»  № 4.

Методологической  направленности

Проект № 4

30

20.12

По заповедникам и национальным паркам

Рефлексия

31

25.12

За страницами учебника. Проект «Чудесное путешествие по России»

№ 5.

Рефлексия

Проект № 5

32

27.12

Контрольная работа № 2 по разделу «По родным просторам»

Развивающего контроля

Контрольная работа  № 2

Путешествие по реке времени (27 ч.)

33

15.01

В путь по реке времени. Проект «Календарь памятных дат» № 6.

Открытие нового знания

Проект № 6

34

17.01

Путешествуем с археологами. Практическая работа «Археологические находки». Практическая работа № 4.

Рефлексия

Практическая работа. № 4

35

22.01

По страницам летописи

Методологической  направленности

36

24.01

Истоки Древней Руси

Методологической  направленности

37

29.01

Мудрый выбор

Методологической  направленности

38

31.01

Наследница Киевской Руси

Методологической  направленности

39

5.02

Москва – преемница Владимира

Методологической  направленности

40

7.02

Начало Московского царства

Методологической  направленности

41

12.02

Подвижники Руси и землепроходцы

Методологической  направленности.

42

14.02

На пути к единству

Методологической  направленности

43

19.02

Начало Российской империи

Методологической  направленности

44

21.02

«Жизнь – Отечеству, честь – никому»

Методологической  направленности

45

26.02

Отечественная война 1812 года

Методологической  направленности

46

28.02

Великий путь

Методологической  направленности

47

4.03

Повторение. Тест по теме « Российская империя». Практическая работа. № 5.

Рефлексия

Практическая работа № 5

48

6.03

Золотой век театра и музыки

Методологической  направленности

49

11.03

Расцвет изобразительного искусства и литературы

Методологической  направленности

50

13.03

В поисках справедливости

Методологической  направленности

51

18.03

Век бед и побед

Методологической  направленности

52

20.03

«Вставай страна огромная!»

Методологической  направленности

53

1.04

Трудовой фронт России

Методологической  направленности

54

3.04

«Нет в России семьи такой»

Рефлексия

55

8.04

После великой войны. Экскурсия в музей боевой славы. № 1.

Рефлексия

Экскурсия № 1

56

10.04

Достижения 1950 – 1970 г.

Методологической  направленности

57

15.04

Повторение. Тест на тему « История России». Практическая работа № 6.

Рефлексия

Практическая работа № 6

58

17.04

 За страницами учебника. Проект «Мои земляки в годы войны» № 7.

Рефлексия

Проект № 7

59

22.04

Контрольная работа № 3 по разделу  «Путешествие по реке времени»

Развивающего контроля

Контрольная работа  № 3

Мы строим будущее России (9 ч)

60

24.04

Современная Россия

Открытие нового знания

61

29.04

Здоровье России

Методологической  направленности

62

6.05

Умная сила России

Методологической  направленности

63

8.05

Светлая душа России

Методологической  направленности

64

13.05

Контрольная работа № 4 по разделу «Мы строим будущее»

Развивающего контроля

Контрольная работа  № 4

65

15.05

Начни с себя!

Рефлексия

66

20.05

Проект «Я строю будущее России» Экскурсия в город № 2.

Рефлексия

Экскурсия № 2

67

22.05

Проверочная работа

Развивающего контроля

Проверочная работа

68

Обобщение пройденного за год. Игра «Брейн-ринг»

Рефлексия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа окружающий мир УМК "Перспектива" 2 класс

Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса УМК "Перспектива"....

Рабочая программа "Окружающий мир" Школа России 1 класс

Рабочая программа разработана на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования, Концепции духовно-нравственного развития и воспи­тания личности гражда...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Окружающий мир» А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая Окружающий мир 3 класс. Учебник в 2 частях. М. Просвещение,2018

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:Федеральный компонент государственного стандарта общего образования: Приказ МО Российской Федерации ...

Рабочая программа "Окружающий мир" УМК "Перспектива" 3 класс

Рабочая программа "Окружающий мир" УМК "Перспектива" 3 класс...

Рабочая программа "Окружающий мир 21 век", 4 класс

Цели рабочей программы:1) формирование социального опыта школьника, осознания элементарного взаимодействия в системе «человек – природа - общество»;2) воспитание правильного отношени...

Рабочая программа Окружающий мир. Плешаков 3 класс

quot;Мягкое планирование" от профессионала. Линейная структура. Постепенное прохождение материала....

4класс "Школа России" Рабочая программа "Окружающий мир " Плешаков

Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса по учебнику Плешакова "Школа России"...