«Откуда к нам приходит электричество?»
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)

Данный урок является третьим уроком раздела «Как? Откуда? Куда?» предмета окружающий мир в 1классе, программы УМК «Школа России»,

автора Плешакова А. А.Это урок открытия нового знания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx131.76 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет

Окружающий мир

Класс, учитель

 класс, Спигина О. Ю.

Дата проведения

28.11.2019

№ урока

24

Тема урока

Откуда в наш дом приходит электричество? Практическая работа «Сборка электрической цепи».

Цель урока

формирование представления о том, как электричество вырабатывается и поступает в наш дом

Тип урока

ОНЗ

Задачи урока: 

1.Дать понять,  что электричество вырабатывается на электростанциях и приходит в наш дом по проводам, а также создается в батарейках; показать роль электричества в быту; учить безопасному обращению с электроприборами (проводами, выключателем, розеткой).

2. Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности, мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.

3. Дать понятие о необходимости экономии природных ресурсов. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, радость открытий, полученных из опытов, умение работать в коллективе.

УУД: Регулятивные:принимать и сохранять цель урока; находить способы решения поставленной цели; планировать, контролировать и оценивать  свои действия. Познавательные:использовать схемы при выполнении заданий, воспринимать  задание, наблюдать, анализировать, выполнять, предъявлять результат; выделять необходимую информацию.

Коммуникативные:слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения; проводить рефлексию своих действий на уроке. 

Личностные: осознавать  практическую и личностную значимость результатов каждого этапа   урока.

Ход урока

  1. Орг. момент.

Мотивация к деятельности.

Здравствуйте, ребята! У нас  на уроке  сегодня гости. Повернитесь, поздоровайтесь  и с ними.

-Ребята, у нас в классе светло?(Да)

-Тепло?(Да)

-Уроки закончились?(нет)

-Хотите учиться?(Да)

-Тогда можно садиться и начинаем трудиться!

Мотивация к уроку

На экране видео-молния. Раскручиваю электрофорную машину.

- Что вы увидели? (Искры,…)

-Зачем я вам это показываю на уроке окр. мира?

-О чём мы будем говорить сегодня? (Об электричестве)

-Мы о нём не только поговорим, но и побудем в роли исследователей, у вас на столах лежит дневник исследователя, который мы будем заполнять в течение урока.

  1. Актуализация знаний и умений.
    - Сейчас у нас в классе светло, а что вы делаете, войдя в темную комнату? Ну, конечно же, включаете СВЕТ! Как?  Сделать это проще простого: достаточно просто щелкнуть выключателем - и загорается ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ ЛАМПОЧКА.

- Почему лампочка светит? Что заставляет светить лампочку? (ток, электричество)

Работа в парах

-А  я хочу узнать, знаете ли вы, какие предметы ещё работают от электричества, от розеток. Поработаем в парах.

-Возьмите карточку, положите ёё в центр стола. Это задание будете выполнять в парах.  Рассмотрите  рисунки.  Что здесь изображено (Бытовые приборы, которые работают от  электричества  и без электричества)  Какие из них можно объединить в группу “Электричество”?  Возьмите карандаш,  поставьте плюсик в кружках рядом с картинкой.

-Проверьте, правильно ли вы справились с заданием?

-Оцените себя карандашами (зелёный, красный)

3.Проблемная ситуация. 

-Ребята, в наше время мы уже не можем обходиться без электричества. А откуда же оно приходит к нам в дома? Вам интересно узнать?

-Давайте попробуем понять, откуда же   к нам приходит электричество.

-Откройте с. 62 и прочитайте тему урока, которая так и называется.

- И вместе с Муравьишкой поставим задачи. (Читаем на с. 62)

  • 4. ПОИСК РЕШЕНИЯ проблемы (открытие нового знания) учениками. 
    а) Работа с учебником
  • -А может, кто-то из вас может уже сейчас ответить на этот вопрос?
  • -Возникла трудность!
  • -А чтобы преодолеть эту трудность, нам нужно побольше узнать об этом, согласны?
  • А откуда мы можем узнавать? (из учебника, у родителей, в интернете…) 
  • Рассмотрите рисунок на стр.63. Что вы видите? Можете по этому рисунку проследить путь электричества?
  • -Вы поработали с учебником. Получили информацию? Если она вам понятна, поставьте плюс, если непонятна - минус
  • Достаточно вам этой информации? Получили ответ на вопрос? (Нет)
  • -Давайте обратимся к другому источнику информации, к интернету.
  • - Множество предметов в нашем доме работает от электричества, поэтому с каждым годом возрастает потребность в электрической энергии. Так вот люди придумали использовать энергию воды, чтобы превращать её в электрическую. И стали строить станции! Гидроэлектростанции. (Гидро –это вода)
  • Посмотрите! Это река, перегороженная плотиной. С большой высоты вода падает и энергия (сила) падающей воды с помощью специальных устройств превращается в электрическую! И эту энергию отправляют по проводам электролиний, протянутых по столбам, которые мы видим в окрестностях городов. И после специальных устройств электричество попадает на улицы и  в наши дома.
  • Но люди научились использовать  не только энергию падающей  воды, а ещё порывы ветра,  жар солнца, и тепло от сгорания нефти и угля! И появились  тепловые, ветровые, атомные, солнечные электростанции!
  • А знаете, где находится самая большая в России солнечная  электростанция? Рядом с нашим городом. 60 мегаватт!!! (фото)

  • Вы узнали новую информацию из интернета. Если она вам понятна, поставьте плюс, если непонятна- минус

-Чтобы получить электричество, люди используют силу неживой природы,и, конечно, много трудятся.Поэтому нужно экономить электроэнергию. Вы согласны со мной?А как?(выключать свет,.....)

- Вы сейчас тоже потрудились и , наверное, устали? Тогда все встали и немножко отдохнём.

5. Физминутка(«Помогатор»)

6. Фронтальная работа по разрешению проблемной ситуации.

- Сколько времени у нас до конца урока? Ой,  по – моему, наши часы не ходят. Не слышно как тикают, да и стрелка стоит на месте. Что же это такое?  (Дети высказывают свои предположения: нет батарейки, села батарейка и т.д)

-Поставим новую. Заработали!

– Скажите, что такое прячется в батарейках, что от этой силы работают часы? (электричество, ток)

-Оказывается, электричество может прийти к нам в дом не только по проводам, но и без них – определённый запас его хранится в батарейках. Батарейки бывают разные: и по виду, и по силе. Какие  бытовые предметы работают на батарейках.

Стук в дверь. Заходит электрик и заносит коробку с проводами, лампочками, батарейками.

Практическая работа «Собираем электрическую цепь».

Здравствуйте, ребята! Я думаю, что вы все хотите попасть в волшебную страну Электричества. Хотите?(ДА)

Я принёс вам волшебные предметы, с помощью которых вы своими ручками сможете собрать волшебную электрическую цепь! Превращаем батарейку в электростанцию, провода-в линии  электропередач. И посмотрим, что произойдёт!

От электростанции мы будем питать электричеством лампочку. Провода помогут нам доставить электроэнергию от электростанции к дому. В волшебной стране эти зажимы называют крокодильчиками. Берём и зажимаем этими крокодильчиками клеммы .

Но чудо произойдет тогда, когда цепь будет замкнутая,оба провода коснутся батарейку. Для этого нужен выключатель, который соединяет и рассоединяет цепь. Напряжение (сила) батарейки, которую мы используем в практической работе, очень мала, следовательно, безопасна. Ну, а теперь, когда у всех всё готово, ждём разрешения  руководителя, чтобы произвести включение, потому что в волшебной стране Электричества ничего нельзя делать без разрешения!

-А теперь нажимаем выключатель! И… чудо! Лампочка загорелась!

-Мы с вами собрали маленькую электростанцию!

-Скажем электрику спасибо и до свидания!

-Всё ли  вам было понятно? Если понятно+, непонятно –

-Ребята, как вы считаете, электричество – это всегда опасно? (Да)

-А если я вам скажу, что с ним даже можно поиграть, вы мне поверите?

Есть электричество неопасное, тихое, незаметное. Оно живет повсюду, само по себе, и если его поймать, то с ним можно очень интересно поиграть. Я приглашаю вас в страну "Волшебных предметов", где мы научимся ловить электричество.
Надо закрыть глаза, сосчитать до 10. ( Готовлю опыты)

Вот мы и в волшебной стране.
• Эксперимент с воздушными шариками.

Надуты три шарика. Один прилип к стене, второй и третий  падают.

-Для этого эксперимента  мне нужны помощники ….пойдут мне на помощь…

- Почему этот шарик висит, а ваши падают? (Предположения детей.)

- Давайте и наши шарики превратим в волшебные, а я вам покажу, как это надо сделать. Надо шарик потереть о волосы и приложить к стене той стороной, которой натирали. Вот и ваши шарики висят, стали волшебными.

Есть в воздушном шарике электричество? (Ответы детей.)

Вывод: в волосах живет электричество, и мы его поймали, когда стали шарик тереть о волосы. Он стал электрическим, поэтому притянулся к стенке.

• Эксперимент «Волшебные цветочки».

- Возьмите пластмассовые ручки и прикоснитесь к бумажкам

- Что вы видите? (Лежат спокойно). Сейчас мы сделаем эти обычные ручки волшебными, электрическими.

 -Возьмите кусочек шерсти и натрите им ручку. Медленно поднесите ручку к бумажкам и потихоньку поднимите ее.

Почему цветочки поднялись? (Ручки стали электрическими, и бумажки прилипли к ним, притянулись.)

Как ручки стали электрическими? (Их натерли кусочком шерсти.)

Вывод: электричество живет не только в волосах, но и в одежде.

Как еще можно увидеть электричество в одежде? – когда одеваешься, иногда одежда бьет током или потрескивает, а в темноте даже сверкает искрами.

-Каждый из вас может проделать эти опыты дома

-Получили что-то новое? Понятно вам было? +-

Работа в группах

- В начале урока вы называли разные электроприборы, которые облегчают жизнь человеку, которые есть в каждом доме. Но всегда ли они – наши помощники? Только, если ими правильно пользоваться! Иначе наши помощники и друзья могут превратиться в наших врагов. И  чтобы этого не произошло, мы должны знать некоторые правила. А может, вы сами мне их назовёте? Посовещайтесь в группах и по  картинкам расскажите о том, как надо себя вести с электроприборами.

Подведение итогов, рефлексия

-Вернёмся к учебным задачам урока. Мы проследили путь электричества в наш дом. Опишите его. (Слайд-помощник)

-Помогли ли мы Муравьишке ответить на вопрос?

-Проверим, как вы поняли тему урока. Тест. (На экране) Справились? У кого так? Поставьте+-

-Как же прошла наша работа?

-Получали вы информацию?

-Если справились с заданиями, оцените себя. (В дневнике наблюдений смайлики)

Вот прошёл урок у нас

Попрошу, ребята, вас:

Чтоб урок пошёл всем впрок,

Подвести простой итог!

Если результат полезен,

Или  просто интересен,

Зажигаем жёлтый свет!

Если что-то непонятно

Информация  невнятна!

Зажигаем красный свет-

Будем вновь искать ответ!

Раз,

два,

три,

четыре,

пять –

Начинаем поднимать!

Лампочки свои подняли,

Всему классу показали!

Как светло, посмотри,

Так итог мы подвели

-Урок окончен!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приходите к нам учиться!

Сценарий общешкольного праздника в рамках Дня открытых дверей для будущих первоклассников и их родителей....

урок окражающего мира "Откуда приходит электричество?" 1 класс

http://Открытый урок окружающего мира проведён в рамках подготовки к введению ФГОС. Цели: учащиеся должны раскрыть роль электричества в быту, сформировать представления о том, как электричество выраба...

Проект (исследование) "Волшебник приходит в дом".

Отчет по проектной работе  учеников 4 класса "Волшебник приходит в дом"....

Презентация "Откуда в наш дом приходит электричество?" к учебнику А.А. Плешакова "Окружающий мир 1 класс"

Презентация "Откуда в наш дом приходит электричество?" к учебнику А.А. Плешакова "Окружающий мир 1 класс"...

Откуда в наш дом приходит электричество?

Раскрыть учащимся роль электричества в быту, сформировать представление о том, как электричество вырабатывается и поступает в наши дома....

«Как к нам приходит книга».

Цели: 1) Рассказать детям о появлении первой книги и об изготовлении печатных изданий.2) Продолжить работу по привитию любви к книге и поддержанию интереса к чтению.3) Формирование положительных...