Разработка урока окружающий мир "Металлы", 4 класс" Школа 2100"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Татьяна Михайловна Косульникова

Предметные умения:

Основные цели:     

  1. Познакомить учащихся в ходе исследовательской работы со свойствами металлов и их использованием;
  2. Раскрыть значения металла в жизни человека;

Общеучебные умения:

Основные цели:

  1. Развивать интеллектуальные умения: извлекать информацию, представленную в разных формах, делать выводы на основе обобщения знания.
  2. Развивать коммуникативные умения: учиться действовать совместно при решении учебной задачи.
  3. Воспитывать самостоятельность, творческий подход к делу, ответственность к окружающей среде, любовь к природе и родному краю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_okruzhayushchego_mira_metally.docx22.8 КБ

Предварительный просмотр:

1

Направление

Использование ИКТ в образовательном учреждении

2

Номинация

ИКТ в системе учебных занятий: комплексное дидактическое обеспечение уроков (информационные, практические, контрольные ЭОР)

3

Ф.И.О. автора

Косульникова Татьяна Михайловна, учитель начальных классов.

4

Наименование образовательного учреждения

Падунская средняя общеобразовательная школа

 имени Заслуженного учителя школы РСФСР И.Е. Хребтова,

филиала Муниципального автономного общеобразовательного учреждения Заводоуковского городского округа «Заводоуковская средняя общеобразовательная школа № 4 имени Заслуженного учителя РСФСР, Почетного гражданина г. Заводоуковска Агафонова Леонида Устиновича

(Падунская СОШ, филиал МАОУ «СОШ № 4)

5

Название работы

Урок окружающего мира в 4 классе по теме «Металлы».

6

Перечень используемых ЭОР с пометкой «авторский», «адаптированный», «из базы ФЦИОР»

Презентация своя.

https://yandex.ru/video/search?text=видео%20доменная%20печь%20рождение%20стали

Методическая записка.

          21 век – век высоких компьютерных технологий. Современный ученик живет в мире электронной культуры. Меняется роль учителя в информационной культуре - он должен стать координатором информационного потока. Учитель, идущий в ногу со временем, сегодня психологически и технически готов использовать информационные технологии в преподавании. Любой этап урока можно оживить внедрением новых технических средств.
Включение ИКТ в учебный процесс позволяет учителю организовать разные формы учебно-познавательной деятельности на уроках, сделать активной и целенаправленной самостоятельную работу учащихся. Компьютер может использоваться на всех этапах: как при подготовке урока, так и в процессе обучения: при объяснении (введении) нового материала, закреплении, повторении, контроле ЗУН.

            Для урока с применением ИКТ свойственно следующее:

 1. Принцип адаптивности: приспособление компьютера к индивидуальным особенностям ребенка;

 2. Управляемость: в любой момент возможна коррекция учителем процесса обучения;

 3. Интерактивность и диалоговый характер обучения;

 ИКТ обладают способностью "откликаться" на действия ученика и учителя; "вступать" с ними в диалог, что и составляет главную особенность методик компьютерного обучения.

 4. Оптимальное сочетание индивидуальной и групповой работы;

 5. Поддержание у ученика состояния психологического комфорта при общении с компьютером;

 Применение ИКТ в процессе обучения школьников повышают общий уровень учебного процесса, усиливают познавательную активность учащихся.

       Тема «Металлы» изучается в разделе «Рукотворная природа».

       Тип урока: изучение нового материала.

Для лучшего усвоения данной темы применила следующие методы обучения:

  • проблемный;
  • дедуктивный и индуктивный;

Формы организации учебной деятельности:

  • групповая;
  • фронтальная;
  • индивидуальная

Тема: Металлы.

Предметные умения:

Основные цели:        

  1. Познакомить учащихся в ходе исследовательской работы со свойствами металлов и их использованием;
  2. Раскрыть значения металла в жизни человека;

Общеучебные умения:

Основные цели:

  1. Развивать интеллектуальные умения: извлекать информацию, представленную в разных формах, делать выводы на основе обобщения знания.
  2. Развивать коммуникативные умения: учиться действовать совместно при решении учебной задачи.
  3. Воспитывать самостоятельность, творческий подход к делу, ответственность к окружающей среде, любовь к природе и родному краю.

Этапы урока:

1. Организационный момент.

2. Постановка проблемы, актуализация знаний. Определение темы и целей урока.

3. Объяснение нового материала. Совместное открытие знаний.

1) Свойства металлов. Опыты.
2) Разнообразие металлов, группы металлов. 
3) Использование металлов.

4. Физминутка.

5. Закрепление и применение знаний на практике. Изготовление изделия из проволоки.

6. Итог урока. Рефлексия. Оценивание учащихся.

7. Объяснение домашнего задания.

Методы и приемы:

- наблюдения;
- исследовательская работа;
- эвристическая беседа;
- работа с учебником;
- сравнительно-сопоставительный анализ.

Форма работы:

  • групповая,
  • индивидуальная,
  • коллективная

Ход урока:

Этапы урока

Выполняемые задания

Комментарии

1. Организационный момент.

2. Постановка проблемы и актуализация знаний. 

Цель: эмоционально-положительного настрой на урок, создание успеха, доверия.

Посмотрите на слайд ,распределите слова в два столбика и найдите лишнее проверьте. Почему ГЕОЛОГ лишнее, в словаре найдите значение этого слова. (На доске  вывешиваются слова геолог, геология).

Слайд 2,3

Сегодня мы продолжим постигать тайны нашего общего дома -  Наша планета имеет шарообразную форму. Она окружена воздушной оболочкой. Поверхность ее - горы, равнины, овраги.
На поверхности - вода, почва, растительность, животные, люди.
А что внутри - ? ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ. Слышали вы ещё такое название – недра?

Что такое недра?         Посмотрите значение в словаре.

2.Работа в группе.

Последовательность работы:

Класс разделён на три группы. Каждой группе предоставлена одна из горных пород:( мрамор, глина, слюда). 

Задание: Дать характеристику горной породе.

Мрамор

 (твёрдый, прочный)

Слюда

 (Твёрдая)

Глина

(Мягкая, пластичная)

- Знаете ли вы их? записать в таблицу (на партах у каждой группы таблица).

Каждая группа зачитывает свойства горных пород (другие дополняют).

Посмотрите на слайд, что мы с вами уже знаем? (свойства горных пород)

Слайд 4

Вот перед вами  в коробочке образцы различных предметов  (Спички, скрепки,  пластмассовая пробка, деревянная палочка, кнопки, гвозди, магнит).

Разбейте эти предметы на 2 группы. По каким признакам вы это сделали? (ответы)

Для чего нужен был магнит? (ответы)

Какова будет тема нашего урока?

Какие цели перед собой поставим?

Знаем ли мы свойства металлов?

Никита Шершнёв  расскажет нам из истории  появления металлов в жизни человека.

Слайд 4

Для того  чтобы узнать свойства металлов мы проведём несколько опытов. У вас на партах есть коллекции металлов и предметы, которые вы разделили на 2 группы

Опыт 1.  Твердость.

Проведем первый опыт. Возьмите стальную, чугунную пластину или гвоздь попробуйте согнуть, сложить, надавить, провести линию ручкой.

Сделайте вывод.

Вывод: Металл имеет твердость.

Все металлы твердые, кроме одного. Этот металл находиться в приспособлении для измерения температуры.

 Рассказ Самсоновой  Нади о ртути.

Слайд5

Слайд 6

Опыт 2. Пластичность и поддаются ковке.

Возьмите медную проволоку и попробуйте ее согнуть. Металлы твердые, но пластичные.

Вывод: металлы пластичны.

Их можно ковать. При нагревании они расплавляются и их можно разливать в формы, в итоге они приобретут нужную форму.

Представьте, что это у меня мини – завод. Парафин – это металл, я расплавлю его при помощи горячей температуры. Заливаю в форму. Жду, пока остынет.

Пока остывает - Рассказ  Райхердта  В. о кузнецах.

(На парте в чаше сухое горючее, парафин, держатель для ложки, спички.) В пластилине вылеплена форма (любая).

Вынимаем застывшую форму.

Сделайте вывод.

Вывод: Металлы пластичны и поддаются ковке.

Слайд 7

Слайд 8

Опыт 3. Расширяется при нагревании 

Чем различаются эти два рисунка?

Сделайте вывод: в жару электропровода провисают между опорами, а зимой сильно натягиваются.

Вывод: При нагревании металл расширяется.  При понижении температуры удлиняется.

Слайд 9

Опыт 4. Проводит тепло.

Сожмите кусочек металлической пластины в одной руке, а в другой ручку или карандаш.

- И сравните, какой предмет быстрее нагревается.

Ребята, а почему батареи делают из металла, а не из дерева или пластмассы? (ответы)

Вывод: Проводит тепло.

Слайд 10

Кроме того, металлы хорошие проводники электрического тока, поэтому не заменимы в электротехнике. Обратите внимание на провода в технике.

Вывод:  Проводят электричество.

Слайд11

 Ещё одно свойство металла - прочность.

Слайд12

Свойства металлов. 

  1. Пластичные и поддаются ковке
  2. Расширяются при нагревании
  3. Проводят тепло и электричество.
  4. Твёрдые.

(Магнитными свойствами обладает только сталь.

Магнит поможет тебе найти в доме предметы, сделанные из металлов, обладающих магнитными свойствами,

Существует разнообразие металлов.

Железные руды: гематит, Магнитный железняк (магнит): твердая, плотная руда черного цвета с металлическим блеском, хрупкая, обладает свойством магнита. Это самая богатая металлом железная руда.

Бурый железняк (лимонит): твердая плотная руда черного или буроватого цвета с металлическим блеском, менее богатая железная руда, зато чаще встречается, чем магнитный и красный железняк.

Красный железняк: твердая, плотная горная порода темного цвета с вишнево-красным оттенком.

К сожалению, запасы полезных ископаемых к которым относятся руды ограничены, поэтому мы должны бережно и экономно использовать данные ресурсы.

Слайд13

Металлы делятся на следующие группы: благородные,  железные и цветные.

Сообщение, почему руды получили такое название – ШрайнерЗ.

Слайд14

 Слайд 15

Как вы думаете, а в организме человека есть металлы, какие?  Сообщение о железе в организме человека – Костомаров А.

Слайд16

Кто где добывает руду? (Шахтеры в подземных рудниках.) Чтобы получить из руды металл, она проходит много обработки.

Как вы думаете, какой способ дешевле? (открытый)

 Сообщение о доменных печах-ВласенкоВ.

К сожалению, в нашей области нет перерабатывающих заводов.

Слайд17

Слайд18

Слайд 19,20,21

Слайд22

Вывод: 

Производство металлов – огромная отрасль современного производства, но, к сожалению, производство металлов сопряжено с загрязнением окружающей среды.

Слайд23

Видите, как много в природе различных металлов. Смешивая расплавленные металлы между собой и другими добавками, люди, получили тысячи сплавов - разновидностей металлов, обладающих особыми полезными свойствами.

Где же используются металлы и сплавы?  (В металлургии, машиностроении, производстве бытовой техники, посуды, для передачи электроэнергии и т.д.)

Слайд24

Давайте, мы на практике применим свойство пластичности металлов и изготовим цветок из медной проволоки. Для этого вам нужно взять проволоку и сделать цветочек.

Сегодня мы на уроке рассмотрели тему «Металлы», а что было бы, если бы люди не открыли металлы? Как вы думаете, что прочнее горные породы или металлы?

 Вывод: Металлы - основа многих видов производства деятельности человека. Все свойства металлов играют важнейшую роль в жизни человека, поэтому мы должны бережно и экономно использовать данные ресурсы.

Просмотр видео фильма

https://yandex.ru/video/search?text=видео%20доменная%20печь%20рождение%20стали

Приложение:

1.Давно ли люди научились использовать металлы?

Как мы знаем из истории, каменный век сменился веком бронзовым. Первоначально самородная медь случайно попадала в костер, и расплавлялись, приобретая разнообразную форму. Люди стали обращать внимание, что при помощи даже каменных орудий металл легко ковать. Однако медь была слишком мягкой. Её выплавляли в небольших ямах. Случайно в состав расплава попадали другие металлы. Когда в состав сплава кроме меди вошли олово, свинец, сурьма и серебро произошёл поворот в жизни древних людей. Этот сплав называется бронзой. Она намного прочнее меди. Из бронзы стали делать оружие и другие вещи. На смену бронзовому веку пришёл железный век…

2.Почему эти руды  получил такое название? 


260 лет назад при Петре I под городом Курском работали землемеры, они обнаружили, что стрелка компаса утром показывает не на север, а на восходящее солнце  - так много руды под Курском.
В Казахстане работала геологическая экспедиция, которую обслуживал летчик Михаил Сургутанов. Во время одного из полетов он заметил отклонение стрелки компаса, он сообщил начальнику экспедиции. В указанном месте обнаружили богатое месторождение  железной руды.
Самые крупные месторождения в России - Магнитогорское, Курское, Братское. 

3.В доменных печах  получают различные сорта чугуна, восстанавливая железо из железных руд. Доменные печи, которые работают на коксе, называются коксовыми. Доменные печи, работающие на древесном угле, называются древесноугольными.

Доменная печь является шахтной печью. В верхнюю часть домны загружаются руда, топливо. К нижней части домны подводят трубопровод горячего воздуха, который под давлением нагнетается в печь и создает там высокую температуру, необходимую для восстановления оксидных руд железа до металла.

Восстановительные процессы начинаются в верхней части. Сначала получается губчатое железо с примесями. Жидкий чугун сливается внизу через летку.

4.Первое место в списке продуктов, которые повышают гемоглобин, занимает мясо, а именно говядина. Этот продукт обеспечивает поступление в человеческий организм до 22% железа. Высокий уровень железа также у печени.

Затем идет крупа гречневая, фасоль, горох, баранина, яйца, овсяная крупа, пшено, яблоки, груши, хурма, инжир, орехи. Рекомендуется сельдь, икра рыб, хлеб из муки высшего сорта, крупа перловая, ячневая, рис, картофель, лук зеленый, редис, свекла, слива, гранат, черешня, клубника, малина, смородина черная.

Для лучшего усвоения железа, после употребления пищи, богатой этим микроэлементом, можно выпить стакан апельсинового сока. Таким образом, количество усвоенного железа можно увеличить в два раза. Также томатный сок, добавляйте в пищу свежий сок лимона, капустный рассол, сладкий перец, лук и зелень.

При анемии, для приготовления пищи, рекомендуется использовать чугунную посуду.

5.Кузнец занимается обработкой металлических заготовок и производством металлических изделий. Этой благородной древнейшей профессии не стеснялись цари, и даже боги. Традиционно мужское ремесло требует особых навыков и силы. Мастера этой профессии куют раскалённый металл. У таких людей стихия — огонь. Кузнецкое дело — своего рода искусство, владеющий им в совершенстве становился уважаемым членом общества…и довольно состоятельным человеком. 

6.Ртуть - очень необычный металл, при комнатной температуре находящийся в жидком состоянии.
Ртуть замерзает при минус 39.°С и закипает при 357° С.. Она имеет свойство распадаться на мельчайшие капельки и растекаться.
Ртуть легко испаряется. Для получения чистого металла из руды необходимо разогреть эту руду до температуры порядка 482° С. Пары собираются и конденсируются, и получается ртуть.  Из ртути изготавливают лампы дневного накаливания, используют в медицинских градусниках и термометрах.

Горные породы (свойства)

Металлы (свойства)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок окружающего мира "школа 2100" 1 класс "Наши помощники- домашние животные"

Дети на уроке обобщат и расширят знания о пользе домашних животных для человека, расширят знания о народных приметах, получат дополнительные сведения о пользе домашних животных, обогатят словарн...

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА (ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА «ШКОЛА 2100») 1 класс Тема урока: «Путешествие Колобка»

Урок относится к проблемно - развивающему типу. В содержательном плане он знакомит учащихся с профессиональной деятельностью людей. На примере колобка (хлебобулочного изделия) в обратном порядке просл...

Разработка урока окружающего мира по теме "Как устроен организм человека". 4 класс. ОС "Школа 2100"

Это первый урок в разделе "Как работает организм". На уроке углубляются знания детей о внешнем строении человека, происходит первичное знакомство с внутренними органами, формируется понятие "система о...

Разработка урока окружающего мира 3 класс История России программа 2100. Тема: Повторение и закрепление изученного материала в конце года.

Тема:  «Повторение и закрепление  изученного материала в конце года.»    Приёмы: На стадии вызова – вопросы по ключевым словам ....

Методическая разработка урока окружающего мира в 1 классе. ОС "2100"

Методическая разработка открытого урока в 1 классе, данного в рамках городскогосеминара "Духовно-нравственное воспитание". Окружающий мир. ОС "2100"...

Учебно-методическая разработка урока окружающего мира (ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА «ШКОЛА 2100») .Тема:«Вставай, страна огромная».

          Данный ресурс способствует формированию у учащихся чувственно – эмоционального отношения к миру: создаёт условия для появления у детей чувства гордости за гер...

Разработка урока окружающий мир "Маленькие рыцари", 3класс" Школа 2100"

Тема: «Маленькие рыцари»       Цели урока: расширить и углубить знания о типе Членистоногих; ознакомить учащихся с характерными особенностями внешнего и внутр...