Окружающий мир. "Какие бывают животные"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)

Копылова Ирина Васильевна

Окружающий мир "Какие бывают животные"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okr_mir.docx35.57 КБ

Предварительный просмотр:

КАКИЕ БЫВАЮ ЖИВОТНЫЕ?

Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Цель: формировать представление детей о группах животных, их отличительных признаках.

Формирование  универсальных  учебных  действий:

1. Регулятивные УУД:

-  формулировать тему и цель урока с помощью учителя;

- учиться высказывать своё предположение на основе работы материала учебника;

-уметь самостоятельно планировать и выполнять свои действия на знакомом    учебном материале,

-адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников с отзывами о выполненной работе;

- уметь оценивать  результат своей работы на уроке.

2. Познавательные УУД:

- объединять объекты в группам с общими признаками;

-классифицировать объекты по общему признаку

3. Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь своих товарищей, умение работать в парах, вести диалог.

4. Личностные УУД:

- формирование положительной учебной мотивации, навыков самооценки, понимание смысла учебной деятельности. 

- проявлять познавательный интерес,  целеустремленность  и настойчивость в достижении цели,

Оборудование к уроку:

- интерактивная доска;

- компьютер;

- презентация к уроку;

- учебник;

- тетрадь на печатной основе;

Ход урока

I. Организационный момент. Мотивация.

Итак, друзья, внимание,

Прозвенел звонок.

Готов ли ты начать урок?

Все на месте , все в в порядке:

Учебник? А пенал? Рабочая тетрадка?

Проверили? Садитесь?

С усердием трудитесь?  (Слайд 1)

II. Актуализация знаний.

- Сегодня на уроке окружающего мира мы совершим путешествие. А куда? Это вы узнаете отгадав загадку.

    Дом со всех сторон открыт,

    Он резною крышей крыт.

     Заходи в зеленый дом,

     Чудеса увидишь в нем.   (Лес)      (Слайд 2)

- Сегодня мы будем путешествовать по лесу.

- А  что мы с вами можем увидеть в лесу, давайте узнаем отгадав загадки.

1. Растёт зелёный кустик,
Дотронешься – укусит. (Крапива)

2.Красная ягода приятна,

Душиста, ароматна,

На колючих кустах растёт,

По нескольку раз урожай нам даёт! (Малина)

3. Стоишь на белой ножке
На веточках серёжки
Нас соком угощаешь.
Ее всегда узнаешь.  (Береза)

4. Я кустарником расту,

Цветом розовым цвету.

У меня красны плоды,

А на веточках – шипы.

Плоды летом собирают

И сухими сохраняют,

Чтоб потом их заварить

И отвар целебный пить. (Шиповник)

5 Он в лесу, как богатырь –

весь огромный – ввысь и вширь!

Лист красивый, вырезной,

зелен летом и весной.

 

Великан осенний рад

бурый свой надеть наряд.

С веток, словно для затей,

набросает желудей.  (Дуб)

6..То он Солнышко лучистое,

  То он Облачко пушистое.

    Лета ждать не захотел.

   Ветер дунул - облетел! (Одуванчик) (Слайд 3)

- Ребята, как одним словом можно назвать все предметы, изображённые на рисунках? (Растения)

- А какие растения знаете вы?

- На какие группы можно разделить все растения? (Деревья, кустарники, травы)

- Давайте распределим наши растения на группы

Деревья

Кустарники

Травы

береза

малина

крапива

дуб

шиповник

одуванчик  (Слайд 4)

- А продолжаем наше путешествие лесу.  И сейчас мы с вами узнаем а кто же еще живет в лесу, но для этого нам нужно с вами разгадать кроссворд и почитать ключевое слова.

1.Словно ёлка весь в иголках. (Ёж.)

2.Хвост пушистый, мех золотистый,

В лесу живёт, в деревне кур крадёт. (Лиса.)

3.Он в берлоге спит зимою под большущею сосною,

А когда придёт весна, просыпается от сна. (Медведь.)

4.Кто зимой холодной

Бродит злой, голодный? (Волк.)

5.Сделал дыру, вырыл нору.

Солнце сияет, а он и не знает. (Крот.)

6.Днём сидит он как слепой,

А лишь вечер – за разбой. (Филин.)

7.Маленький рост, длинный хвост,

Серенькая шубка, остренькие зубки. (Мышь.)

8.По веткам скачет, да не птица,
Рыжая, да не лисица. (Белка.)

Какое слово получилось? (Животные) (Слайд 5)

Конечно, лес без животных невозможно представить

- Как вы думаете, о ком мы будем говорить на уроке? (Слайд 7)

- Значит, чему мы будем учиться на уроке? Поставьте цель урока. (Находить отличительные признаки животных разных групп)

- Какая будет тема урока?  (Какие бывают животные). (Слайд 8)

III. Постановка учебной проблемы. Совместное открытие знаний.

-Сегодня на уроке мы будем говорить о животных. (Узнаем, на какие группы можно разделить животных, научимся выделять и сравнивать признаки этих групп, будем учиться находить новую информацию в рассказах о животных)/

IV. Работа по теме урока. Работа в парах.  (Слайд 9)

- Чтобы рассмотреть отличительные черты каждой группы животных, мы попробуем себя в роли исследователей. Вы знаете, ребята, кто такие исследователи? В толковом словаре исследователь – это люди, занимающиеся научными исследованиям. Но перед работой каждый исследователь составляет себе план. Предлагаю работать по плану, чтобы выйти из затруднения.

 (На доске вывешивается план)

1. Название группы.

2. Количество конечностей.

3. Чем покрыто тело? (Слайд 10)

  • 1-я группа – стрекоза, бабочка, ворона, жук. (НАСЕКОМЫЕ)
  • 2-я группа – окунь, ёрш, кузнечик, карась.  (РЫБЫ)
  • 3-я группа – ласточка, дятел, мышь, синица. (ПТИЦЫ)
  • 4-я группа – тигр, лиса, муха, волк;( ЗВЕРИ)

1-я группа – стрекоза, бабочка, ворона, жук. (НАСЕКОМЫЕ) (Слайд 11)

- Возьмите лист под номером 1. Посмотрите внимательно на картинку. Кого вы видите на картинке? Название каких вам известно? Найдите лишнее животное. Давайте его зачеркнем.

- Как одни словом можно назвать эту группу животных (Насекомые).

Давайте, пожужжите  , как пчелки.

На доску вывешиваем название (Слайд 12)

Возникли эти животные.  более 200 млн. лет назад. Трудно отыскать такое место на Земле, где   нельзя было бы встретить насекомых. Они населяют и безжизненные пустыни, и глубокие пещеры, и за Полярным кругом, где, казалось бы, нет ничего, можно встретить представителей этой группы животных.

Давайте с вами откроем учебники на с. 42-43. На каком фоне изображены насекомые? Назовите их.

Рассмотрите их внимательно.

- Какое количество ног у насекомых? (6 ног)

- Чем покрыто тело ?(панцирь)

- Что заметили у них на брюшке? (Поперечные полоски, словно насечки)

- Поэтому и название этой группы насекомые.

 На доске появляется запись:

1. Название группы.             Насекомые    

2. Количество конечностей.        6 ног          

3. Чем покрыто тело?            панцирь    

-Насекомые - животные у которых 6 лапок.  Также  у насекомых пара усиков, тело разделено на 3 отдела: голова, грудь, брюшко. Обитают везде: в воздухе, в воде, в почве.

Картинка: муравей)

Так вот, муравьи, которых мы обычно видим в муравейнике, крыльев не имеют и не летают. Летать могут только муравьиные “мамы”.

(Картинка: муравей-матка)

Они вылетают из муравейника, чтобы создать новую семью, а потом теряют крылья и больше из муравейника не выходят.

Не летают так же такие насекомые, как жуки-жужелицы.

(Картинка: жук-жужелица)

Очень редко летают, хотя и имеют крылья жуки-плавунцы.

(Картинка: жук-плавунец)

Кузнечики

(Картинка: кузнечик)

Значит, умение летать, хотя и важный признак многих насекомых, но не главный.

Оказывается, главным признаком насекомых является количество ног.

Посмотрите на группу насекомых у себя в работах. Сколько ножек у насекомых?

Итак, главным признаком всех насекомых является наличие 3 пар ножек. (Слайд 13,14)

А каких насекомых знаете вы? Давайте, пожужжите, как пчелки.

Об одном насекомом нам расскажет АВДОНИ АРТЕМ

 Сообщение: Кузнечик- принадлежит к семейству насекомых. Обитатели больших городов их видят редко, но любой человек, живущий в деревне, видел кузнечиков и, конечно, их слышал. Интересно, что самочка кузнечика петь совсем не умеет. Кузнечики отличаются между собой  размерами. Так, например, степная дыбка достигает в длину 8 см, а тело маленького оранжерейного кузнечика — всего 1,5 см. Когда кузнечик сидит неподвижно и сливается с окружающей обстановкой, его можно принять за травинку, листик или веточку, и потому хищники просто не обращают на него внимания.

- Прежде чем мы продолжим наши исследования, немного отдохнём с одним из представителей этой группы. (Слайд 15)

Физкультминутка:

Утром бабочка проснулась.

Потянулась, улыбнулась.

Раз – росой она умылась,

Два – изящно покружилась.

Три – нагнулась и присела

На четыре полетела,

У реки остановилась,

Над водою закружилась.

- А кого могла увидеть в реке бабочка, мы узнаем, отгадав загадку:

У маленькой животинки сто серебряных монеток на спинке.

В воде они живут: нет клюва, а клюют (Рыбы) (Слайд 16)

- Возьмите лист под номером 2 

2-я группа – окунь, ёрш, кузнечик, карась. (РЫБЫ) (Слайд 17)

 - Посмотрите внимательно на картинку.  Кого вы видите на картинке? найдите лишнее животное. Давайте его зачеркнем. Как одни словом можно назвать эту группу животных? (РЫБЫ)

- Следующим пунктом нашего плана будет группа рыб. (Слайд 18)

Карточка с названием группы помещается на доску 

Давайте рассмотрим эту группу животных в учебнике на с. 42-43, на каком фоне изображена представители этой группы? Назовите их   Рассмотрите внимательно.

- Где живут эти животные? Чем отличаются от других?

После обсуждения приходим к выводу, что у рыб вместо конечностей есть плавники и тело покрыто чешуёй. На доске появляется запись:

1. Название группы.             Насекомые    Рыбы

2. Количество конечностей.        6 ног           нет

3. Чем покрыто тело?            панцирь     чешуя

- Главный признак – наличие чешуи, которой покрыто их тело. Еще один признак рыб – жабры. С их помощью они дышат. Чешуя у разных рыб разная по размеру и по цвету. Рыбья чешуя растёт всю жизнь, нарастая колечками. Летом рыба растёт быстро и колечко на чешуе широкое, а зимой почти не растёт и колечко получается узкое. По колечкам широким и узким можно сосчитать, сколько рыбе зим и лет.

- А назовите каких рыб знаете вы? Приведите примеры. Покажите как плавают рыбы.

Об одном из представителей этой группы нам расскажет

Какая рыба быстрее всех плавает сообщит ШИШКИНА СОФЬЯ  (Слайд 19)

Сообщение: Рекорд в скоростном плавании принадлежит меч-рыбе. Ее верхняя часть сильно вытянута в мечевидный отросток, с  помощью которого она поражает других рыб. Меч также помогает рыбе быстро плыть, рассекая воду, как острый нос лодки. В длину рыба-меч 4,5 метра, весит около полутонны.  Для человека может быть опасна тем, что может пробить борт шлюпки своим мечом. Встречается  в тропических, субтропических морях и в нашем Черном море.

- А что умеют животные следующей группы?

Карточка с названием группы птиц помещается на доску 

-Возьмите лист под номером 3. 3-я группа – ласточка, дятел, мышь, синица. (ПТИЦЫ) (Слайд 20)

-Посмотрите внимательно на картинку. Назовите кого вы видите на картинке?   Найдите лишнее животное. Давайте его зачеркнем.

-  Как одни словом можно назвать эту группу животных(Слайд 21)

-На каком фоне изображены представители этой группы животных. учебнике на с. 42-43

Назовите их. Рассмотрите внимательно.

 - Проанализируйте сколько конечностей (ног) у птиц?

- А все ли представители этой группы могут летать?

-Действительно! Птицы, которые не умеют летать, воспринимаются странно. Зачем в таком случае нужны крылья этим существам, если они не могут поднять их в воздух? Тем не менее, на нашей планете существуют целые отряды таких созданий. Это страусы, пингвины, киви, попугай Какапо.

 (Нет, страус, казуар, пингвин летать не могут.)  (Слайд  22)

- Ни у кого больше перьев нет, только у птиц. Не будь у них перьев, они не смогли бы летать. Перья спасают от холода и жары, от ушибов и царапин. Перья хвоста помогают птицам держать равновесие, делать повороты и остановки.

- Значит, это не может быть отличительной особенностью птиц.

- Обсудите, что есть только у этих животных, и нет у других.

- Проанализируйте, сколько конечностей (ног) у птиц.

А каких птиц знаете вы? Приведите свои примеры.

А сейчас об одном из представителей этой группы нам расскажет ТИМЧЕНКО ГЕОРГИЙ (Слайд 23)

Сообщение: Попугай Какапо. Эта птица занесена в Красную книгу. Это единственный попугай, который не умеет летать, однако может планировать с возвышенности на землю. Несмотря на наличие полноценных крыльев, какапо имеет слабые мышцы и тяжелые кости без воздушных полостей. Кроме этого, это самый огромный попугай, весит около 4кг, живет примерно 95лет. Еще это самый сильный попугай,  живет только в Новой Зеландии. Птица ведет ночной образ жизни, а питается листьями папоротника, мхами, ягодами и грибами. 

Физкультимутка (Слайд 24)

- Мы отправляем в лес, но в лесу неожиданно начался дождь. Давайте немного передохнем и послушаем музыку дождя в лесу. (Слайд леса и дождя)

Физкультинутка«Дождик»

Капля первая упала «кап - кап»                 - пальцем стучать

И вторая побежала «кап - кап»                  - по ладошке

Мы на небо посмотрели                             -   смотреть вверх

Капельки «кап - кап» запели                      -   постучать по голове

Намочились лица,                                       -   вытирать лицо

Мы их вытираем.

Туфли - посмотрите                                    -     посмотреть на туфли

Мокрыми стали                                          -     показать руками

Плечами дружно поведем                             -   трясти плечами

И все капельки стряхнем

От дождя убежим                                      -     бег на месте

Под кусточком посидим                          -     присесть

- У на с вами осталась последняя группа нашего исследования.  Давайте возьмем листы по номером № 4

4-я группа – тигр, лиса, муха, волк;( ЗВЕРИ) (Слайд 25)

- Посмотрите внимательно на картинку. Кого вы видите на картинке? Назовите.  Найдите лишнее животное. Давайте его зачеркнем. Как одни словом можно назвать эту группу животных? (Слайд 26)

На каком фоне изображены животные этой группы в учебнике? Назовите их.

- Проанализируйте, что общего между ними? Чем покрыто их тело, что помогает им выжить в суровую зиму? (Шерсть)

- Рассмотрите, сколько конечностей у зверей? (4 )

-- Звери и только звери выкармливают своих детёнышей молоком, поэтому иначе эту группу называют млекопитающие. К зверям относятся разные внешне существа: крылатые летучие мыши и похожие на рыб дельфины, изящные жирафы и тучные слоны.

-Приведи примеры животных.

Об одном уникальном звере нам сообщит ЛОПАТИН ВОВА  (Слайд 27)

Сообщение: Дельфины относятся к млекопитающим, хоть и похожи на рыб. Спина дельфина может быть черного, темно-коричневого или серого цвета, с белыми боками и брюхом. У них очень эластичная и гладкая кожа. Они практически не ощущают сопротивления воды благодаря маслянистым выделениям, которые облегчают скольжение воды по коже. У них очень характерная морда. У некоторых видов она даже заканчивается настоящим «клювом», разве что чуть приплюснутым. Рот оснащен множеством крепких зубов — от 80 до 100 на каждой челюсти; с их помощью им удается легко удерживать во рту пищу. Дельфины нуждаются в воздухе, поэтому они поднимаются на поверхность и дышат, громко пыхтя, через носовое отверстие-  дыхло, расположенное прямо в центре головы, а под водой оно всегда закрыто.  Дельфины — это достаточно крупные водные млекопитающие, длина тела от 3 м до 4,20 м. Вес - от 150 до 300 кг.

 V. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. 

- Мир животных действительно разнообразен и каждая группа имеет свои отличительные особенности, которые мы вместе с вами смогли выявить.

VI. Самостоятельная работа  ( рабочая тетрадь с. 33) . Самооценка/ (Слайд 28,29)

VII.Рефлексия учебной деятельности.

- Какая была тема урока?

- С чем познакомились? (С группами животных и их отличительными признаками).

- Чему научились на уроке?

- Какое задание было самым интересным на уроке?

- А закончить хочу наш урок Плохих Светланы и подумайте, к чему призывает нас автор:
Читает ученик: Иванов Ксения
Что же нам даёт природа?
Пищу, воду, кислород.
На планете без природы
Дня не проживёт народ.
Всё сейчас у нас есть в мире,
Но природа всех нужней
Если б не было природы –
То и не было б зверей.
И ни рыбы, и ни птицы,
Не увидишь ты, поверь.
Если б не было природы –
Нас бы не было теперь!

- Ребята давайте беречь, все нашу природу

- Оцениваете свою работу на уроке? (Раскрашивание животных)

VIII. Домашнее задание.  Найдите загадки о животных


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира "Какие бывают животные?" во 2 классе

Урок способствует воспитанию экологического мышления и поведения. На уроке работа организована в группах и в парах. Урок в системе уроков по УМК "Перспктива" ФГОС НОО. Присутс...

Конспект урока по окружающему миру: "Какие бывают животные?"

Конспект урока по окружающему миру. Тема: "Какие бывают животные?" 1 класс. Перспектива....

Окружающий мир"Какие бывают животные"

Конспект урока  сообщения нового материала...

Урок по окружающему миру"Какие бывают животные"

В данной методической разработке представлена технологическая карта у уроку пр окружающему миру во 2 классе на тему "Какие бывают животные"....

Презентация к уроку окружающего мира " Какие бывают животные"

Презентация к уроку окружающего мира " Какие бывают животные" для обучающихся 2 класса , учебник Плешакова...

Конспект урока по окружающему миру "Какие бывают животные" 2 класс

Данный материал можно использовать на уроках окружающего мира по программе "Школа России" и "Перспектива" во 2 классе....