Конспект урока по окружающему миру на тему "Неживая и живая природа"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Столбова Валерия Александровна

Конспект урока по окружающему миру на тему "Неживая и живая природа"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nezhivaya_i_zhivaya_priroda.doc105.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дата:        17.09.2019                                                                        ФИО учителя: Матвеева Елена Львовна

Школа: МАОУ СОШ 152                                                        ФИ студента: Столбова Валерия   группа № 45

Класс: 2-А                                                                                ФИО методиста:  Горячёва Светлана Леонидовна

Кабинет:  219   

Время: 14:50-15:30                                                                                                                                                                                   

Технологическая карта урока окружающего мира

Тема: Неживая и живая природа

Цели деятельности учителя: расширение знаний о природе; формирование умений и навыков различать компоненты живой и неживой природы, устанавливать их взаимосвязь, выделять явления природы.

Планируемые результаты

Предметные

знать: компоненты живой и неживой природы;                                                                                 

уметь: различать живую природу от неживой, устанавливать между ними взаимосвязь.

Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося;  проявлять самостоятельность и личную ответственность за поступки на основе нравственных норм;  проявлять эстетические чувства и ценности.

Тип урока: «открытие» нового знания.

Оборудование: УМК «Школа России»  учебник Окружающий мир: 2кл.: Учебник:  В 2 ч./ А.А.Плешаков.-М.: Просвещение\ Учебник, 2011.-Ч.2.; рабочая тетрадь, А.А.Плешаков, 2 кл., 1 ч.; учебная презентация.

Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя, формы деятельности учащихся

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

Словесный: монолог учителя

1 мин

Парная  форма работы

Приветствие

-Здравствуйте, ребята. Меня зовут Валерия Александровна. Сегодня я проведу у вас урок окружающего мира.

-Я думаю, что радость, доброта и улыбка всегда помогают человеку. Так давайте, и наш урок сегодня начнется с улыбки. Ребята, улыбнитесь друг другу!

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя: приветствуют учителя, друг друга.

Р: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий

 II. Актуализация знаний и мотивация

Словесный: учебный диалог

Наглядный: учебная презентация

Словесный: речь учителя

Словесный: беседа

Практический: чтение рубрики

Практический: тестирование

2 мин

5 мин

6 мин

Фронтальная форма работы

Чтение стихотворения. Подведение к теме

-Посмотри, мой милый друг,

Что находится вокруг?

Небо светло-голубое,

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает.

Поле, речка и трава,

Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса.

Человек и время года-

Это все вокруг …….(природа).

Природа земли – прекрасна! Она восхищает нас своей красотой. Нам нравится смотреть на пушистые облака

в небе, любоваться цветущим лугом. Мы с радостью слушаем пенье птиц и журчание ручейка.

Изучение раздела

-Ребята, сегодня мы с Вами начнем изучать новый и очень увлекательный раздел. Который называется «Природа».

-А как Вы думаете, что Вы сможете делать, узнавать, изучая этот раздел?

-Теперь откройте учебник на странице 23. Кто может прочитать, первые 5 пунктов?

Кто прочитает вторые 5 пунктов?

Индивидуальная форма работы

Тестирование. Повторение пройденного материала

-Но перед тем, как начать урок, давайте вспомним пройденное и решим тест, который лежит у вас на столе. Подпишите свою фамилию. На выполнение заданий – 5 минут.

-Теперь сдайте Ваши листочки по рядам. После уроков мы с Вашим учителем их проверим и выставим Вам оценки.

 

-Природа

Ответы детей

Решают тест

П: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)

П: осуществление операции анализа, синтеза, сравнения, классификации;

П: установление причинно-следственной связи,  осуществление обобщений, выводов;

Р: умение контролировать процесс и результаты своей деятельности;

П: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)

П: осуществление операции анализа, синтеза, сравнения, классификации;

П: установление причинно-следственной связи,  осуществление обобщений, выводов;

Р: умение контролировать процесс и результаты своей деятельности;

III. Постановка учебной задачи

Словесный: подводящий диалог

Наглядный: учебная презентация

Практический: анализ наглядности

Словесный: постановка вывода

Словесный: учебный диалог

5 мин

Фронтальная форма работы

Анализ слайда. Обсуждение

-Ребята, посмотрите на слайд. Что вы видите?
– На какие две группы можно разделить все предметы? 
– На слайде мы получаем:

1 группа – зонт, мяч, книга. Эти все предметы созданы руками человека.
2 группа – медведь, звезды, солнце, цветок, камни, вода, бабочка, сосулька, дети, дерево.

Все это создано природой. Теперь убираем картинки, на которых изображены предметы, созданные человеком.

Работа в парах

-Теперь в парах обсудите и сделайте вывод, что же мы называем природой.
Вывод1

Делаем вывод 1: все то, что не создано руками человека и мы сами, называется природой.

– Ребята, на какие еще две группы можно разделить все оставшиеся картинки?

-Мы можем разделить на «живую» и «неживую» природу. Может, кто-то знает, что это такое и в чем разница?

Живая природа – это все, что имеет возможность расти, дышать, питаться и развиваться.

Неживая природа - это неизменные и постоянные объекты, которым нет надобности в питании и питье, они не плодятся и не растут.

Что отнесем к живой природе, а что не к живой?

На доске мы получаем:

Живая природа:

дерево

бабочки

цветы

Неживая природа:

камни

вода

сосульки

-А кто-то может дополнить этот список?

Постановка темы и задач урока

-Подумайте, какая тема урока у нас сегодня. И какие цели мы перед собой поставим?

Теперь откройте учебник на стр.24. Прочитайте тему.

Прочитайте задачи на урок.

-Различные картинки

- 1 – то, что создано руками человека, 2 – то, что создано природой

- вывод 1: все то, что не создано руками человека и мы сами, называется природой.

-На живое и неживое

Ответы детей

-Живая природа:

дерево

бабочки

цветы

-Неживая природа:

камни

вода

сосульки

Дополнения детей.

Тема: природа

Ответы детей

-Тема: неживая и живая природа

-Задачи: узнаем, какая бывает природа; научимся различать объекты неживой и живой природы; будем учиться находить связи между неживой и живой природой

П: построение речевого высказывания

Р: целеполагание

П: преобразование учебного материала, действия;

П: выявление существенного:

К: адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач; использование монологического высказывания;

К: владение диалогической формой коммуникацией.

IV. Открытие нового знания

Словесный: анализ упражнения

2 мин

        Фронтальная форма работы

Работа с учебником

-Посмотрите в учебнике на стр.24-25. Подумайте, и скажите, по каким признакам можно разделить эти объекты?

- Почему одни предметы вы относите к живой природе, а другие — к неживой?

-Оказывается, есть особые признаки, по которым можно различить объекты живой и неживой природы. Посмотрите на слайд.

Кто может прочитать?

-Живое и неживое

Ответы детей

Р: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

Р: умение действовать по плану и планировать свою деятельность;

Динамическая пауза.

Практический: рефлексия;

Практический: выполнение упражнений

Словесный: речь учителя

1 мин

-Ребята, сейчас мы немного поиграем в «Живое-неживое». Если я называю объект живой природы – вы хлопаете 1 раз. Если объект неживой природы – прыгаете 1 раз.

Вода (прыгают)

Солнце (прыгают)

Земля (прыгают)

Цветок (хлопают)

Дом (ничего не делают)

-Какие молодцы, не провести Вас.

-Летучая мышь (хлопают)

-Лед (прыгают)

-Камень (прыгают)

-Осёл (хлопают)

-Молодцы. Присаживайтесь

Выполняют упражнения

Р: Осуществление выбора (будет активен или пассивен);

Р: умение действовать по плану и планировать свою деятельность;

Р: преодоление импульсивности, непроизвольности;

К: формулирование собственного мнения и позиции;

V. Первичное закрепление во внешней речи

Словесный: рефлексия; повторение изученного материала

Практический: выполнение упражнения в РТ

Словесный: обсуждение задания

Наглядный: страница учебника

Словесный: обсуждение алгоритма выполнения действий

Практический: самооценивание

6 мин

Фронтальная форма работы

Работа с РТ

-Кто может повторить, чем живая природа отличается от неживой?

-Теперь закройте учебники, уберите их на край стола. Откройте рабочую тетрадь на стр. 17. Найдите упражнение 1. Давайте с Вами обсудим, с какими цветами у нас ассоциируется неживая природа? Камни, вода, воздух – с синими, холодными цветами. Тогда при выполнении заданий мы неживую природу будем обозначать синим цветом. А живая? Цветы, деревья, - ассоциируются с летом, чем-то теплым. Значит, живую природу будем обозначать зеленым цветом.

Работа в РТ

Найдите табличку со словами «живая природа» и «неживая природа». Закрасьте эти ячейки нужными цветами.

Теперь поднимите глазки выше и найдите слова «Солнце, ель, лягушка» и т.д. Слова, означающие живую природу, каким цветом подчеркнем?  А неживую?

Давайте вместе начнем. Солнце – смотрим на табличку: дышит? Нет. Питается? Нет. Растет? Нет. Уже 2 пункта не совпало. Значит солнце – неживая природа. Подчеркиваем синим цветом.

Дальше ель. Питается? Да. Растет? Да. Значит это живая природа. Подчеркиваем зеленым цветом. Кто может продолжить цепочку?  (1-2 человека проговаривают вслух, потом самостоятельно).

Проверяем. Сравниваем со слайдом. Если Вы допустили 1-2 ошибки или ни одной – поставьте себе +. Если больше – ничего не ставьте.  

Поднимите карандаш те, кто поставил себе +.

Закройте РТ. Уберите их на край стола.

-Живая природа может: дышать, питаться, размножаться, рождаться, расти и умирать.

Неживая – с холодными, темными

Живая – с яркими, теплыми

Выполняют упражнение

-Живую – зеленым. 

-Неживую – синим

Проверка:

Солнце (с), ель (з), лягушка(з), воздух (с), карась (з), ландыш (з), гранит(с), кактус(з), созвездие (с), облако (с), подосиновик (з), комар (з), льдина (с), сосулька (с), роза (з), вода(с).

П: внесение корректировки в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;

Р: Осуществление выбора (будет активен или пассивен);

Р: умение действовать по плану и планировать свою деятельность;

Р: преодоление импульсивности, непроизвольности;

К: формулирование собственного мнения и позиции;

П: внесение корректировки в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;

Р: Осуществление выбора (будет активен или пассивен);

Р: умение действовать по плану и планировать свою деятельность;

Р: преодоление импульсивности, непроизвольности;

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой

Словесный: ответы на вопросы обобщающего характера

3 мин

5 мин

Фронтальная форма работы

Работа с учебником

-Откройте учебник на стр. 27

– Между живой и неживой природой есть тесная взаимосвязь. Для чего нужны солнце, воздух и вода? (Ведется работа по учебнику  с.27)
– Что мы видим на схеме слева? Какая это природа? 
(Неживая)
– А что видим справа? Какая это природа? 
(Живая)
– Как вы думаете, что обозначают стрелки на схеме? 

Групповая форма работы
– А теперь поработаем в группах. 1 группа – 1 ряд и т.д.  Каждой группе я раздам карточки с картинками. Вам нужно будет внимательно их рассмотреть, обсудить вопросы, которые у вас написаны и ответить на них.

Вопросы:

  1. Назовите элементы рисунка (кто, что изображено)
  2.  Как эти элементы между собой взаимосвязаны?
  3. Как неживая природа воздействует на живую?

-Теперь подумайте, какой вывод мы можем сделать?

Вывод 2


– Делаем 
вывод 2: неживая природа необходима для жизни живых существ. Солнце – источник света и тепла для всего живого на Земле. Живым существам необходимы также воздух и вода. Без этого их просто не существовало бы.

-Кто прочитает вывод, выделенный жирным шрифтом?

Работа в РТ

-Ребята, а давайте подумаем, какими способами мы можем показать связи между живой и неживой природой?

-А что удобнее: схемой или рисунком все же? Почему?

Откройте РТ на стр.19, упр. 6. Вам нужно в нижней рамке схематично показать процесс воздействия неживой природы на живую. На слайде есть подсказки, какие элементы Вы можете использовать.

Ответы детей

-Неживая природа

-Живая природа

-Связь между живой и неживой природой.

Ответы детей.

Вывод: природа бывает неживая и живая. Живая природа не может существовать без неживой.

-Схемой или рисунком

Ответы детей

П: построение рассуждения;

осуществление синтеза;

П: анализ объектов с выделением существен-х  признаков;

К: умение полно и точно выражать мысли; взаимодействие в группе, выработка общей точки зрения, отстаивание собственной;

П: осуществление операции анализа, синтеза, сравнения, классификации;

П: установление причинно-следственной связи,  осуществление обобщений, выводов;

VII. Включение в систему знаний

Словесный:  формулирование выводов, обобщений.

Словесный: ответы на вопросы обобщающего характера

Наглядный: демонстрация

Фронтальная форма работы

Рефлексия

-Итак, наш урок подходит к концу.

-Запишите домашнее задание: РТ, с.17, упр.2. Вам нужно будет из приложения в Вашей тетради картинки и расположить их в рамках «Живая природа» и «Неживая природа». РТ. На стр. 19, упр.6 – выполнить рисунок, показывающий эту же взаимосвязь.

Давайте проверим, что же вы запомнили.

-Что относится к неживой природе, а что – к живой?

-Чем живые существа отличаются от предметов неживой природы?

-Как связаны между собой неживая и живая природа?

-К живой: цветы, деревья, звери, птицы

-К неживой: камни, солнце, вода, воздух, облака

-Живые существа могут дышать, питаться, расти, размножаться, умирать. Неживые объекты не могут.

-Живая природа не может существовать без неживой.

П: построение речевого высказывания

П: осуществление синтеза

Р: осуществление итогового контроля

Л: участие в подведении итогов урока;

Л: самооценка события, происшествия.

VIII. Рефлексия деятельности (по продукту)

2 мин

Фронтальная работа

-Теперь давайте подведем итоги.

-Чему Вы научились сегодня на уроке?

-Что Вам далось труднее всего?

-Оцените свою деятельность на уроке. Если Вы работали активно и все поняли – зеленый карандаш. Если Вы не так активно работали, как хотелось бы, и Вам не все было понятно – желтый карандаш. Если Вас совсем ничего не было понятно на уроке – красный.

Осуществляют рефлексию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме: "Природа в опасности!"

Данный материал предназначается  для урока в  з классе, по программе окружающий мир. УМК "Школа России"...

Конспект урока по Окружающему миру "Невидимые нити в живой природе" 3 класс УМК "Перспектива"

Конспект урока по Окружающему миру "Невидимые нити в живой природе" 3 класс УМК "Перспектива"...

Конспект урока по окружающему миру в 1 классе «Богатства природы России»

Конспект урока по окружающему миру в 1 классе «Богатства природы России»...

Урок по окружающему миру. Тема: "Четыре царства живой природы" 3 класс. Планета знаний

Урок открытия нового знания.Цели: Создание условий для  формирования образовательных компетенций: информационных, коммуникативных, рефлексивных учащимися 3 класса в предметной области «окру...

Конспект урока по окружающему миру (2 класс). Тема: «Живая природа весной». УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование знаний о признаках весны в живой и неживой природе; формирование представления о связи изучаемых предметов с жизнью.Планируемые результатыПредметные: Знать посл...

Конспект урока по окружающему миру с презентацией по теме: "Природа. Разнообразие природы".

Ознакомить учащихся с разнообразием природы и её классификацией; рассмотреть взаимосвязи в природе и значение природы для человека. Развивать мыслительную деятельность учащихся и углубить знания по те...