Конспект урока по окружающему миру в 1 классе «Богатства природы России»
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Конспект урока по окружающему миру в 1 классе «Богатства природы России»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_okruzhayushchemu_miru.docx316.34 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по окружающему миру в 1 классе «Богатства природы России»

Цель урока: Создать условия для ознакомления с разнообразием и богатством природы России,

Задачи урока: 

  • Формировать у учащихся представление о богатствах России;
  • Развивать речь, мышление, расширять кругозор и словарный запас;
  • Воспитывать бережное отношение к природе, любовь к родному городу.

Оборудование к уроку: Окружающий мир Н.Ф. Виноградова 1 класс ч.2, презентация.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

  1. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята!  (Слайд 1)

Есть просто храм, есть храм науки,

А есть ещё природы храм –

С лесами, тянущими руки,

Навстречу солнцу и ветрам.

Он свят в любое время суток,

Открыт для нас в жару и стынь,

Входи сюда, будь сердцем чуток,

Не оскверняй его святынь.

Настраиваются на рабочее настроение.

Личностные:

- мотивация учебной деятельности

  1. Актуализация знаний

- Скажите, как называется наша страна?

(Слайд 2)

- Над Россией солнце светит,

  И дожди шумят над ней.

  В целом свете, в целом свете

  Нет страны её родней!

-Почему в целом свете нет родней страны?

- Предположите, пожалуйста, чем может «похвалиться» такая большая страна перед  другими странами? Чем обычно хвалятся люди?  

-Как вы думаете, наша страна, богата?

-Хорошо. А чем богата наша страна, как вы думаете?

(Слайд 3)

Хорошо, как вы думаете, о чем мы сегодня с вами будем говорить?

- Правильно, тема нашего сегодняшнего урока: «Богатства природы России» (Слайд 4)

- Россия

- Россия-это наша Родина, страна, в которой мы живем. Это наш дом, который невозможно не любить.

- Своим богатством

- Да

- Лесами, лугами, полями, животными и т.д.

- О богатствах природы

Регулятивные:

- умение точно выражать свои мысли;

Познавательные: 

-поиск, отбор и структурирование необходимой информации, моделирование изучаемого содержания

Образовательные:
- выявить и систематизировать имеющиеся у детей представления о разнообразии лесов.

  1. Изучение нового материала

(Слайд 5)

- К богатствам природы России относятся территории, разновидности животных, разнообразие лесов и водоёмов.

- Послушайте. В нашей стране есть такие леса, как тайга, смешанный лес и широколиственный лес.

(Слайд 6) Тайга - это хвойный лес, он занимает большую часть лесной зоны. Зима в тайге холодная, а лето теплее, чем в тундре, поэтому здесь растут деревья, которые не очень требовательны к теплу, - это хвойные деревья. У хвойных деревьев листья - это хвоинки, и они всегда зеленые. Это высокие деревья с мощными корнями.

- Как вы думаете, что это за деревья растут в тайге?

- Верно, в тайге растут: ель, сосна, пихта, лиственница.

- Ель (Слайд 7) - всем знакомая новогодняя ёлка. У ели хвоинки короткие, грубоватые, расположены поодиночке и густо покрывают ветки.  Шишки имеют продолговатую форму. Ели – долгожительницы. В еловом лесу всегда темно и влажно.

- Сосна (Слайд 8) -  это самое светолюбивое хвойное дерево. Ствол прямой, кора жёлто-оранжевого цвета. Хвоинки длинные, сидят парами. Шишка имеет округлую форму. Сосне не страшны ни морозы, ни жара, ни засуха, ни ветры. Однако только боится сосна – тени, поэтому сосновые леса светлые и сухие. Сосна очищает лес от вредных бактерий. Хвоя богата витамином С. Сосна – это дерево здоровья!

  К югу на смену тайге приходит смешанный лес.(Слайд 9) Вместе с хвойными деревьями растут берёзы, осины, ольха.(Слайд10-12)

- Зима в таком лесу мягче. У лиственных деревьев некрупные листья, которые они сбрасывают на зиму.

- Ребята, а какие деревья мы можем встретить у нас в лесу? (Слайд 13)

- Верно, наши леса славятся липой, благоухающей по весне; клёном, радующим своим ярким убранством осенней порой; дубом, который подобно былинному богатырю готов сразиться с врагом, чтобы защитить слабого. И конечно же… березой. Издавна это дерево считается символом России.

- Берёза(Слайд 14-15)-единственное в нашей стране дерево с белой корой. Не погибнет, и в слишком влажном, и в слишком сухом месте. Боится только затенения.

Деревьев разных не сочтёшь –

Одно другого краше.

Но где ты дерево найдёшь

Родней берёзки нашей?..

    Действительно, жизнь и судьба русского человека связана с красавицей берёзкой. Берёзы…Берёзы… Они давно бескорыстно и надёжно дружат с людьми. В глубокой древности они пришли к нам в жилище, в далёкие времена были для нас источником света и тепла.

   Древние славяне почитали берёзу свящённым деревом. В христианские времена берёза была связана с весенними церковными праздниками.

- Ребята, а какие весенние праздники вы знаете?

- С приходами тёплых дней, в воскресенье на седьмой неделе после Пасхи, праздновалась Троица. (Слайд 16) Накануне праздника в лесу рубили молодые берёзки ветки, собирали траву, чтобы на Троицу - воскресенье – украсить дом, полы посыпали душистой свежескошенной травой.

   (Слайд 17) Троицу считали девичьим праздником. Девушки брали с собой угощение – пироги да ватрушки – и шли в лес, где находили нарядную берёзку. Завязывали на её ветвях ленточки, кланялись ей и просили выполнить их желания.

Нынче праздник Троица. Стройная берёза,

Пусть дождём умоется, пусть прольются грозы.

Коль на ветку тонкую ленту повязать,

То берёза ломкая счастье может дать.

Из веточек берёзовых мы заплетём венок.

Корою бело-розовой украсим кузовок.

Деревце заветное нам на праздник этот

Скажет: «Вас волшебное ожидает лето!»

Светлая ты Троица, ласковая ночь,

Буря успокоится, зло отступит прочь.

Из веточек берёзовых мы заплетем венок.

Корою бело-розовой украсим кузовок.

   Берёза не только участвовала в праздниках. С ней крестьяне-земледельцы связывали немало примет.

• Лопаются серёжки у берёзы – время сеять хлеб.

• Овес сей, когда берёза распускается.

• Овес сей, когда берёза распускается.

• Весной березовый сок невкусен – хлеб уродится на славу.

• Хотите узнать, какое будет лето? Присмотритесь к берёзам. Если весною берёза раньше ольхи лист распустит, то лето будет сухое. Если ольха наперёд – мокрое.

(Слайд18) Физминутка

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке.

(Подскоки на правой ноге.)

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке.

(Подскоки на левой ноге.)

По тропинке побежим,

До лужайки добежим.

(Бег на месте.)

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем, как зайки.

(Прыжки на месте на обеих ногах.)

Стоп. Немного отдохнем.

И домой пешком пойдем.

(Ходьба на месте.)

 (Слайд 19)- Известно, что ни в какой другой стране нет такого обилия берёз, как у нас. Со времен глухой старины вошли в нашу жизнь стройные и тихие берёзки. Берёза и в песнях, и в загадках, и в сказках, и в стихах. Мила она русскому сердцу.

              БЕРЁЗКА

Люблю березку русскую,

То светлую, то грустную,

В белёном сарафанчике,

С платочками в карманчиках.

С красивыми застёжками,

С зелёными серёжками.

Люблю её, нарядную,

Родную, ненаглядную,

То ясную, кипучую,

То грустную, плакучую.

Люблю берёзку русскую.

Она всегда с подружками,

Под ветром низко клонится

И гнётся, но не ломится.

А.Прокофьев

- Вот такое замечательное стихотворение про берёзку написал  русский писатель Александр Прокофьев.

- Ребята, а кто знает, как называется место, в нашем городе, где растет много-много берёз?

- Ближе к югу умеренной климатической зоне становится ещё теплее, и смешанные леса сменяются широколиственными, в которых растут дуб, липа, клён. (Слайд20) Это теплолюбивые деревья, поэтому они имеют крупные листья. Деревья на зиму сбрасывают листву.

   Животный мир лесной зоны очень разнообразен.

- Ребята, а чтобы узнать, какие животные, обитают в лесу,  вам нужно отгадать загадки.

1. Любит кушать он малину

 И в берлоге спать всю зиму.

 Страшно может он реветь,

 А зовут его...

(Слайд 21)

2. Он в лесу дремучем рос,

 Серой шерстью весь оброс.

 В зайцах вкусных знает толк

 Злой голодный серый...

(Слайд 22)

3. На его спине — иголки.

 И длинны они, и колки.

 Потому-то вдоль дорожек

 С ними смело ходит...

(Слайд 23)

4. Лапки у него и уши

Словно сделаны из плюша.

Знает девочка и мальчик —

Любит есть морковку...

(Слайд 24)

5. Рыжая плутовка

Спряталась под ёлкой.

Зайца ждёт хитрюга та.

Как зовут её? …

(Слайд 25)

 - Хорошо, вот таких животных можно встретить в лесу.  

- О животном мире можно говорить бесконечно. Одни животные на зиму ложатся в спячку, а другие делают запасы на зиму. Какое здесь разнообразие насекомых – жуков, бабочек! Тысячи жителей нашли здесь свой дом. И все они есть лес!

  Но Россия богата не только лесами. В нашей стране великолепные луга.(Слайд 26) Луга можно встретить как на равнинах, так и в горах. Красивы луга в осеннюю пору, когда высоко стоят травы. Росистым, сверкающим всеми цветами радуги бывает луг ранним утром. Жарким днём наполнен он густым ароматом и яркой пестротой цветущих трав, над которыми порхают бабочки, жужжат пчёлы, гудят шмели.

- Какие растения луга вы знаете?

- Наверное, нигде нельзя встретить такого разнообразия трав, как на лугу. Среди них много растений с длинными узкими листьями, похожих на пшеницу, рожь, ячмень. Это мятлик, тимофеевка (Слайд 27-28)

  В начале и середине лета травы на лугу мягкие, сочные. В это время начинается заготовка сена. Травы луга являются  незаменимым кормом для скота. (Слайд 29)

  На лугу много растущих растении – синих, жёлтых, белых, розовых. К ним относятся одуванчики, ромашки, колокольчики и др.

 - Отгадайте загадку

Носит… жёлтый сарафанчик,

Подрастёт, нарядиться в беленькое платьице,

Лёгкое, воздушное, ветерку послушное.

(Слайд 30)

- Жёлтыми растениями сияет он, куда ни глянь. Луг, на котором растут эти цветы, становится весёлым и радостным. Расцветают одуванчики ещё в апреле. Но и тёплой осенью отыщете вы эти золотые цветы. Растут одуванчики по всей нашей стране.

- Ель, сосна

- Береза, клён, ель, сосна и т.д.

- Международный женский день, пасха, вербное воскресение.

- Берёзовая роща

- Медведь

- Волк

- Ёжик

- Зайчик

- Лиса

- Зверобой, клевер, колокольчик, чабрец, подорожник, одуванчик.

- Одуванчик

Личностные:

- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самопознанию на основе мотивации к обучению;

Предметные:

- строить сообщения в устной форме о разнообразии и богатствах природы России

Регулятивные:

- умение точно выражать свои мысли;

Познавательные УУД:

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Коммуникативные:

- слушать и понимать речь других.

Коммуникативные:

- умение слушать и понимать учителя, извлечение необходимой информации.

Коммуникативные:

- слушать и понимать речь других.

Развивающие:

- учить сравнивать и выявлять существенные признаки отдельных предметов

Развивающие:

- развивать воображение, мышление, связную речь

Личностные:

- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самопознанию на основе мотивации к обучению;

Коммуникативные:

- слушать и понимать речь других.

  1. Закрепление изученного на уроке

- О чём мы с вами говорили сегодня на уроке?

- Что такое тайга?

- Какие деревья там растут?

- Чем ель отличается от сосны?

- Какие деревья растут в смешанном лесу?

- Какое дерево является символом нашей Родины?

- Назовите растения луга

- О разнообразие лесов и лугов России.

- Хвойный лес

- Ель, сосна.

- У ели хвоинки короткие, грубоватые, расположены поодиночке и густо покрывают ветки.  Шишки имеют продолговатую форму. В еловом лесу всегда темно и влажно.

- Сосна любит свет. Хвоинки длинные, сидят парами. Шишка имеет округлую форму.

- Ели, берёзы, липы и др.

- Берёза

- Зверобой, клевер, колокольчик, чабрец, подорожник, одуванчик.

Познавательные УУД

- обобщать, систематизировать, преобразовать информацию из одного вида в другой;

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

  1. Итог урока.

- Итак, подведём итог нашего урока. Что нового вы узнали на уроке?

Рефлексия

http://static6.depositphotos.com/1003559/644/i/950/depositphotos_6449260-Thumb-up-and-down.jpg

- мне всё понравилось на уроке

http://static6.depositphotos.com/1003559/644/i/950/depositphotos_6449260-Thumb-up-and-down.jpg

- понравилось, но не всё

http://static6.depositphotos.com/1003559/644/i/950/depositphotos_6449260-Thumb-up-and-down.jpg

- мне ничего не понравилось

- Сегодня мы с вами очень хорошо поработали. Вы все молодцы! Спасибо за урок!

- Урок окончен, до свидания!

- Хвойные, смешанные, широколиственные.

- Какие бывают леса, луга. Какие деревья растут в лесах.

Регулятивные:

-  владеть способами самооценки выполнения действия, адекватно воспринимать предложения и оценку учителей,



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру, 1 класс. " Живая природа. Животные."

Урок окружающего мира по системе Л. В. Занкова. Цель: рассказать об основных группах животных....

Конспект урока по окружающему миру 1 класс УМК Школа России

Конспект урока по окружающему миру 1 класс УМК Школа России "Что умеет компьютер?"...

Конспект урока по окружающему миру 4 класс УМК "Школа России" по теме "Почва"

Использую групповые формы обучения, проблемно - поисковые методы...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России"

Урок – исследование. Тема: Про кошек и собак.Цель: Познакомить детей с некоторыми породами собак и кошек, воспитать любовь к животным, ответственность за них и бережное к ним отношение. Активизи...

Конспект урока по окружающему миру. 1 класс. УМК" Школа России"

Конспект открытого урока по окружающему миру. 16 декабря 2014г....

Конспект урока по окружающему миру 1 класс УМК "Школа России"

Тема. Когда учиться интересно?Проект «Мой класс и моя школа». 1 класс. Цели: познакомить с целями и задачами раздела; обсудить условия интересной и успешной учебы; подготовить к выполне­нию проек...

Конспект урока по окружающему миру 3 класс УМК "Школы России" - "Разнообразие животных".

Урок построен в технологии проблемного диалога. Ученикам не дается задание в готовом виде, необходимо самостоятельно изучать тему урока.Цели и задачи урока: Образовательные:Создать условия для фо...