УМК "Перспектива" конспект урока окружающего мира 2 класс Тема: «Весенние месяцы»
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Богданова Екатерина Валерьевна

Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с временем года – весна, ее признаками, отличительными чертами;

Планируемые результаты

Предметные:

Знать

- особенности времени года – весна;

- характерные черты для каждого весеннего месяца;                                                                                     

уметь

- находить признаки весенних явлений природы;

- соотносить признаки наступающей весны в живой и неживой природе, также события в жизни людей весной со значением старинных названий весенних месяцев в языке народов своего края

Личностные:

- аргументировано отвечать;

- называть черты в произведениях художников, которые вызывают эмоциональные переживания учащихся;

- анализировать, делать выводы, сравнивать.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата:        22.03.19                                                                                                                             ФИО учителя Шатилова Т.А.

Школа: 104                                                                                                                                ФИ студента Богданова Е.

Класс:         2 м/х                                                                                                                                ФИО методиста Боева С.З.

Кабинет: 213

Конспект урока окружающего мира

Тема: «Весенние месяцы»

Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с временем года – весна, ее признаками, отличительными чертами;

Планируемые результаты

Предметные:

Знать 

- особенности времени года – весна;

- характерные черты для каждого весеннего месяца;                                                                                      

уметь 

- находить признаки весенних явлений природы;

- соотносить признаки наступающей весны в живой и неживой природе, также события в жизни людей весной со значением старинных названий весенних месяцев в языке народов своего края

Личностные:

- аргументировано отвечать;

- называть черты в произведениях художников, которые вызывают эмоциональные переживания учащихся;

- анализировать, делать выводы, сравнивать.

Тип урока: урок открытия нового знания

Оборудование: УМК «Перспектива», учебник Окружающий мир: 2кл.: Учебник:  В 2 ч./ А.А.Плешаков, М.Ю. Новицкая - М.: «Просвещение»\ Учебник, 2012.-Ч.2.; УМК «Перспектива», рабочая тетрадь Окружающий мир: 2кл.: Рабочая тетрадь:  В 2 ч./ А.А.Плешаков, М.Ю. Новицкая - М.: «Просвещение»\ Рабочая тетрадь, 2014.-Ч.2.; презентация; раздаточный материал.

Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя, формы деятельности учащихся

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

Психологический настрой

1-2 мин

Доброе утро! Давайте поприветствуем друг друга улыбками и хорошим настроением, садитесь.

Приветствуют одноклассников и учителя

Р:саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий

II. Актуализация знаний и мотивация

Практический:

метод проблемного изложения, создание проблемной ситуации

4-5мин

На прошлом уроке вы закончили большой раздел, кто скажет, о чем был этот раздел?

Какие зимние месяцы вы знаете?

Какое зимнее занятие славянских народов вы знаете, которое было свойственно только девушкам?

Сегодня нам с вами предстоит путешествие по страницам нового раздела.

О времени года – зима, об охране природы зимой, о зимнем труде, о сохранении здоровья зимой и тд.

Декабрь, январь, февраль.

Пряжа

П: анализ объектов с целью выделения признаков(существенных, несущественных)

П: построение речевого высказывания

III. Постановка учебной задачи

Практич.: заполнение таблицы

Наглядн: аудирование

Словес.: подводящий диалог

Наглядный: рассматривание иллюстрации

4-5м

Чтобы вы смогли догадаться о том, какой это раздел я предлагаю вам прослушать две мелодии. Одна из них соответствует предыдущему разделу, а другая подскажет вам о теме нового раздела.

Играет:

1. Вивальди «Времена года. Зима».

2. Вивальди «Времена года. Весна».

Итак, вы прослушали два отрывка, как вы думаете, какой из этих отрывков олицетворял Зиму? Почему вы так решили?

Правильно.
Раз в первом отрывке мы с вами отчётливо слышим вьюгу, нарастание ветра.
То, что мы слышим во втором отрывке?
Какова же тема нашего нового раздела?

Верно, вместе с природой мы с вами вступаем на весенние страницы в наших учебниках, надеюсь, это повлияет на погоду и у нас наконец-то наступит самая настоящая весна. А какая она эта «настоящая весна» нам с вами предстоит выяснить сегодня на уроке.

Итак, как вы думаете, с чего мы начнем изучение новой темы?

Как тогда будет звучать тема нашего урока?

Какие цели мы поставим?

Первый, слышится вьюга, ветра

Капель, ручьи, пение птиц

Весна

Слушают

Месяцев

Весенние месяцы

- Познакомиться с весенними месяцами
- Определить особенности время года – весна
- Определить особенности каждого месяца

П: анализ объектов с выделением сущ-х  признаков;

П: подведение под понятие

П: построение речевого высказывания

IV. Открытие нового знания

Наглядный: предъявление термина в презентации;

Наглядный: рассматривание иллюстрации

Практический: самостоятельное выполнение задания;

Практич:  чтение и анализ Т

Вы уже знакомы с весенними месяцами, назовите мне их.

Сейчас я предлагаю вам объединиться в группы, у каждой группы на листочке написано задание, вам необходимо посовещаться, подготовить ответ и выбрать представителя от группы, который будет защищать групповую работу.

1 группа:

Объяснить старинные названия месяца «Март»
Протальник, водотёк, дорогорушитель, свистун, весновей.

2 группа

Наследник февраля, ветронос, грачевник, капельник.
3 группа

 Объяснить старинные названия месяца «Апрель»

Снегогон, первоцвет, солнечник, водолей, зажги снега, заиграй овражки.
4 группа:

Объяснить старинные названия месяца «Май»
Травень, светодень, соловьиный месяц, росенник, ранопашец, маковей.

5 группа группа:
Распределить описание месяца, название и картину

1.levitan-mart+.jpg (Левитан)

Весна наступает, солнца прибавляет. Снежные завалы начинают таять от первых лучиков тепла. В проталинах появляются первые цветы - подснежники. И месяц получил имя - Протальник. Пора водить хороводы и весну красную встречать.

2.64725.jpg (Самохвалов)

Потоком со всех склонов как хлынет вода. Гонет снег апрель прочь и зиму вместе с ним прогоняет, от того и "Снегогоном" прозвали. Оголяется темная и сырая земля, почва готовится к цветению, лес просыпается от пения птиц.

3.adeb828d4cf696d8355262182fdb--kartiny-i-panno-avtorskaya-kartina-byl-mesyats-maj.jpg (Неизвестный автор)

Весна одевает природу в новые чистые одежки. радостно щебечут птицы. На земле быстро прорастает трава, из почек на ветвях деревьев прорываются молодые листики, каких-то несколько дней и лес не узнать - шумит листвой. Месяц роста травы и зелени так и назвали - Травень.

Вы все хорошо справились с заданиями, молодцы!

Март, апрель, май

Выполняют задание в группах

К: взаимодействие с партнером

К: контроль действий партнера

К: умение полно и точно выражать мысли; взаимодействовать в группе, вырабатывать общую точку зрения, отстаивать собственную, договариваться.

Р: планирование своих действий в соответ. с задачей

П: осознанное построение речевого высказывания

П: смысловое чтение, поиск и выделение информации

П: построение речевого высказывания 

П: смысловое чтение, поиск и выделение информации

V. Первичное закрепление

Словесн.: слово учителя

Как вы думаете, почему у марта больше всего имен?

Раньше март считался не просто первым весенним месяцем, а первым месяцем в году.

В марте существовал особый день, который назывался «День святой Евдокии, или Евдокия-Весновка.
Особенным он считался, потому что именно в этот день погоду на весну и лето загадывали.

Звучало это примерно так:

- На Евдокию погоже – всё лето погоже.
- На Евдокию – вода, на Егорья – трава (Егорий – день СВ. Георгия Победоносца, 6 мая).

Как вы понимаете эти выражения?

ФИЗМИНУТКА:

На горе стоит лесок
(круговые движения руками)
Он не низок не высок
(сесть, встать, руки вверх)
Удивительная птица подает нам голосок
(глаза и руки вверх, потянуться)

По тропинке два туриста
Шли домой из далека
(ходьба на месте)
Говорят:"Такого свиста, мы не слышали пока"
(плечи поднять)

Потому что это первый весенний месяц

Если в этот день тепло, то все лето тепло будет // если в этот день все тает и бегут ручьи, то к началу мая будет зеленеть трава.

П: анализ объектов с выделением сущ-х  признаков;

П: построение речевого высказывания

П: построение рассуждения

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой

Практический: самостоятельное выполнение упражнения;

Словесный: обобщение по наблюдениям;

7-8мин

 Сейчас немного поработаем в рабочих тетрадях, откройте страничку 32, посмотрите задание под номером 1. Прочитайте задание. Что вам необходимо сделать?
Верно, вам необходимо во второй столбик записать соответствующие названия из нашего современного русского языка.
Приступайте.
Чем похожи названия месяцев в римском календаре и русском? Что в них общего?

А теперь в третий столбик вам необходимо записать подходящие славянские названия, которые мы сегодня с вами уже слышали, на всякий случай они выведены на экран.

Вы все хорошо справились, поставьте себе + на полях, если с заданием вы справились без ошибок.

Слушают задание

Читают задание

Повторно проговаривают

Заполняют 2 столбик

Корни, от римских названий образовались наши современные

П: анализ объектов с выделением сущ-х  признаков;

П: поиск и выделение необходимой информации

Р: планирование своих действий в соответ. с задачей

П: осознанное построение речевого высказывания

П: осуществляют синтез

VII. Включение в систему знаний, повторение

Формулирование обобщения.

4-6мин

Прослушайте стихотворение Михаила Пляцковского и найдите в нем признаки весны:

Деньки стоят погожие,
На праздники похожие,
А в небе – солнце теплое,
Веселое и доброе.
Все реки разливаются,
Все почки раскрываются,
Ушла зима со стужами,
Сугробы стали лужами.
Покинув страны южные,
Вернулись птицы дружные.
На каждой ветке скворушки
Сидят и чистят перышки.
Пришла пора весенняя,
Пришла пора цветения.
И, значит, настроение
У всех людей – весеннее!

А теперь, вам в парах необходимо будет подчеркнуть весенние признаки в других стихотворениях.

Еще дуют холодные ветры
И наносят утренни морозы, 
Только что на проталинах весенних
Показались ранние цветочки, 
Как из чудного царства воскового,
Из душистой келейки медовой 
Вылетала первая пчелка, 
Полетела по ранним цветочкам 
О красной весне поразведать, 
Скоро ль будет гостья дорогая,
Скоро ль луга позеленеют, 
Скоро ль у кудрявой у березы 
Распустятся клейкие листочки, 
Зацветет черемуха душиста. (А.С. Пушкин)

________________________________

Голубенький, чистый
Подснежник-цветок!
А подле сквозистый,
Последний снежок...

Последние слезы
О горе былом
И первые грезы
О счастье ином (Аполлон Майков)

Подпишите ваши фамилии и передайте свои работы на парту назад, последняя парта отдает первой, возьмите ручку другого цвета.
Проверяем вместе, внимательно смотрите на слайд.

Слушают задание

Слушают стихотворение

Анализируют

П: построение рассуждения;

осуществление синтеза;

К: планирование учебного сотрудничества;

П: анализ объектов с выделением сущ-х  признаков;

П: построение речевого высказывания;

Р: оценка результатов;

VIII. Рефлексия деятельности

Практический: заполнение признаков басни в таблице;

Словесный: формулирование выводов, обобщений.

5-6 мин

Какова была тема нашего урока?

Какие цели мы ставили?

Мы достигли наших целей, как вы думаете?

Я предлагаю вам сделать небольшой лес на доске, но он будет зависеть от вашего настроения, если вам понравился урок, то вы берете картинку с изображением весны, раскрашиваете ее соответствующими цветами яркими, сочными, чтоб по картинке было сразу понятно время года. А если урок вам не очень понравился, то возьмите изображение зимы и раскрасьте холодными цветами, затем подходите к доске и мы приклеим все это на ватман, там и будет располагаться наш лес.

Весенние месяцы

- Познакомиться с весенними месяцами
- Определить особенности время года – весна
- Определить особенности каждого месяца

Достигли

Выполняют рефлексию

П: построение речевого высказывания

П: осуществление синтеза

П: построение рассуждения

Р: осуществление итогового контроля


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Декабрь, январь, февраль ?

Слайд 3

Весна и лето

Слайд 4

Весенние месяцы Цели: Познакомиться с весенними месяцами; Определить особенности времени года – весна; Определить особенности каждого месяца.

Слайд 5

Поработаем в группах

Слайд 6

1 группа - МАРТ Протальник – появляются проталины.

Слайд 7

2. Водотёк – п ервое таяние снега, появляются ручьи на дорогах 1 группа - МАРТ

Слайд 8

3. Дорогорушитель – д ороги труднопроходимые, размытые. 1 группа - МАРТ

Слайд 9

4. Свистун – с вистит ветер сильный и морозный. 1 группа - МАРТ

Слайд 10

5. Весновей – начало весны, весной веет. 1 группа - МАРТ

Слайд 11

1. Наследник февраля 2 группа - МАРТ

Слайд 12

2. Ветронос – н аправление ветра в марте часто меняется. 2 группа - МАРТ

Слайд 13

3 . Грачевник – в озвращаются грачи 2 группа - МАРТ

Слайд 14

4. Капельник – со всех крыш капает вода или звенит «капель». 2 группа - МАРТ

Слайд 15

Снегогон – сходит большая часть снега. 3 группа - АПРЕЛЬ

Слайд 16

2. Первоцвет – расцветают первые цветы. 3 группа - АПРЕЛЬ

Слайд 17

3. Солнечник – б ольшое количество солнечных дней. 3 группа - АПРЕЛЬ

Слайд 18

4. Водолей – лёд сошел с рек, кругом лужи. 3 группа - АПРЕЛЬ

Слайд 19

5. Зажги снега, заиграй овражки – день народного календаря у славян, приходящийся на 1 апреля. Название дня происходит от имени святой Марии Египетской. Считалось, что в этот день просыпается домовой и водяной 3 группа - АПРЕЛЬ

Слайд 20

Травень – б ольшая часть земли зарастает травой. 4 группа - МАЙ

Слайд 21

2. Светодень – д ень длятся дольше ночи, вечер солнечный. 4 группа - МАЙ

Слайд 22

3. Соловьиный месяц – п рилетают соловьи. 4 группа - МАЙ

Слайд 23

4. Росенник – н а листьях появляется роса. 4 группа - МАЙ

Слайд 24

5. Ранопашец – Первый раз распахивают землю, после зимнего сна. 4 группа - МАЙ

Слайд 25

5 группа – ВЕСЕННИЕ МЕСЯЦЫ МАРТ Весна наступает, солнца прибавляет. Снежные завалы начинают таять от первых лучиков тепла. В проталинах появляются первые цветы - подснежники. И месяц получил имя - Протальник . Пора водить хороводы и весну красную встречать.

Слайд 26

5 группа – ВЕСЕННИЕ МЕСЯЦЫ АПРЕЛЬ Потоком со всех склонов как хлынет вода. Гонет снег апрель прочь и зиму вместе с ним прогоняет, от того и " Снегогоном " прозвали. Оголяется темная и сырая земля, почва готовится к цветению, лес просыпается от пения птиц.

Слайд 27

5 группа – ВЕСЕННИЕ МЕСЯЦЫ МАЙ Весна одевает природу в новые чистые одежки. радостно щебечут птицы. На земле быстро прорастает трава, из почек на ветвях деревьев прорываются молодые листики, каких-то несколько дней и лес не узнать - шумит листвой. Месяц роста травы и зелени так и назвали - Травень .

Слайд 28

14 Марта – День Святой Евдокии

Слайд 29

ФИЗМИНУТКА

Слайд 30

Деньки стоят погожие, На праздники похожие, А в небе – солнце теплое, Веселое и доброе. Все реки разливаются, Все почки раскрываются, Ушла зима со стужами, Сугробы стали лужами. Покинув страны южные, Вернулись птицы дружные. На каждой ветке скворушки Сидят и чистят перышки. Пришла пора весенняя, Пришла пора цветения. И, значит, настроение У всех людей – весеннее!

Слайд 31

Деньки стоят погожие , На праздники похожие, А в небе – солнце теплое , Веселое и доброе. Все реки разливаются , Все почки раскрываются , Ушла зима со стужами, Сугробы стали лужами . Покинув страны южные, Вернулись птицы дружные. На каждой ветке скворушки Сидят и чистят перышки. Пришла пора весенняя, Пришла пора цветения . И, значит, настроение У всех людей – весеннее!

Слайд 32

Еще дуют холодные ветры И наносят утренни морозы, Только что на проталинах весенних Показались ранние цветочки , Как из чудного царства воскового, Из душистой келейки медовой Вылетала первая пчелка , Полетела по ранним цветочкам О красной весне поразведать, Скоро ль будет гостья дорогая, Скоро ль луга позеленеют , Скоро ль у кудрявой у березы Распустятся клейкие листочки , Зацветет черемуха душиста. ( А.С. Пушкин) Голубенький, чистый Подснежник -цветок! А подле сквозистый, Последний снежок ... Последние слезы О горе былом И первые грезы О счастье ином ( Аполлон Майков)

Слайд 33

Спасибо за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку окружающего мира "Как считают месяцы"

Презентация к уроку окружающего мира "Как считают месяцы"...

Урок окружающего мира во 2 классе по теме "Весенние месяцы"

Учителя, работающие по программе "Перспектива", пользуясь этим конспектом,смогут провести урок окружающего мира по теме "Весенние месяцы"...

Конспект урока окружающего мира "Весенние месяцы" Перспектива

Конспект урока окружающего мира "Весенние месяцы" Перспектива...

Урок окружающего мира (экскурсия) «Весенние изменения в неживой и живой природе» 3 класс.

Урок позволит провести наблюдение за весенними изменениями в живой и неживой природе, установить их взаимосвязь; сформировать понятия: первоцвет, сокодвижение, потепление, таяние снега, оттаивани...

Конспект урока окружающего мира «Старинные весенние праздники» (УМК «Перспектива», 2 класс)

Цели деятельности учителя: ознакомление обучающихся с народными обычаями весенних старинных праздников, выявить их глубокий нравственный смысл, связанный с животворящей силой весенней природы; сопоста...

урок окружающего мира во 2 классе. Весенние месяцы

Цель: формирование и развитие ценностного отношения учащихся к совместной учебно-познавательной деятельности при ознакомлении с пробуждением природы.Задачи:Образовательные задачи:- сформировать целост...