Технологическая карта урока 2 класс
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Зинченко Ольга Николаевна

Технологическай карта урока окружающего мира на тему "Строение тела человека"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_okruzhayushchiy_mir.docx28.68 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока окружающий мир

Дата проведения: 16.01.2020 г.

Тема

Строение тела человека

Класс

2 а

Образовательная система

Школа России

Тип урока

Урок открытия новых знаний.

Цели предметные

- ввести   понятие  «внешнее» и «внутреннее» строение человека;

- познакомить с частями и внутренними органами человека;

- дать первоначальное представление о работе внутренних органов;

Цели метапредметные

- развивать умение  работать с информацией;

- развивать  операции мышления: сопоставления, анализа, обобщения, классификации;

- развивать  умение  работать с текстом;

- развивать познавательную активность учащихся, наблюдательность, внимание, память

- развивать умение работать в парах, уметь выслушивать товарища и договариваться;

- уметь проводить самооценку на основе критерия успешной учебной деятельности.

Планируемые результаты

- осмысление новых понятий «внешнее» и «внутреннее» строение человека;

- уметь узнавать внутренние органы и знать их работу; 

- развитие навыков сотрудничества со сверстниками.

Ресурсы

для учителя: мультимедийная презентация, таблички со словами к схеме «Строение человека», для опытов: воздушный шарик, бельевая веревка, поролоновая губка;

для учеников:

 учебник «Окружающий мир» 2 класс, 2 часть А.А.Плешаков, рабочая тетрадь «Окружающий мир» 2 класс, 2 часть А.А.Плешаков, тестовые тетради.  картинки с силуэтом  человека, вырезанные модели внутренних органов человека, цветные карандаши, клей.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результаты: формируемые УУД

I

Мотивация к учебной деятельности

Здравствуйте ребята!

С каким настроением вы пришли сегодня в школу? А зачем дети ходят в школу? А какие качества вам необходимы, чтобы учиться?

А какое качество необходимо лично каждому из вас?

Проверяют готовность к уроку

Ответы детей.

Личностные

Формируем личностное, жизненное самоопределение и построение жизненных планов

Коммуникативные

Эмоционально позитивное отношение к процессу  сотрудничества

II

Актуализация. Введение в тему урока.

 

- Сейчас мы поиграем в игру «Узнай и назови».

Вы увидите на доске картинки с силуэтами, будете узнавать, и называть кто изображен. (Слайд 3)

- Как вам удавалось узнать животное, по каким признакам?

- По каким признакам вы определили человека?

Ответы детей

- По внешнему строению тела.

Руки, ноги, голова, туловище, шея

Познавательные

Формируем самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели, формулирование темы

Коммуникативные

Формируем умение оформлять свои мысли в устной форме

Регулятивные

Формируем умение определять цель деятельности на уроке

Личностные

Формируем учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу

III

Совместное открытие новых знаний.

- Отгадайте загадку:

На руке
И на стене,
И на башне
В вышине:
Ходят, ходят
Ровным ходом —
От восхода до захода. (Часы) (Слайд 4)

-Что вы можете сказать об этих двух картинках?

- Для чего в часах нужен механизм?

-Если мы сравним внутреннее строение часов со строением тела человека, какой вывод вы можете сделать?

- Значит, что можно сказать о предметах? Что предметы имеют внешнее и внутреннее строение.

- Вам всем хорошо известна сказка Ш. Перро «Красная Шапочка». Послушайте диалог между Красной Шапочкой и Волком-бабушкой:

«- Бабушка, почему у вас такие большие руки?

- Это чтобы покрепче обнять тебя, дитя моё.

- Бабушка, почему у вас такие большие уши?

- Чтобы лучше слышать, дитя моё.

- Бабушка, почему у вас такие большие глаза?

- Чтобы лучше видеть, дитя моё.

- Бабушка, почему у вас такие большие зубы?

- А это чтоб скорее съесть тебя, дитя моё»

- О чём спрашивала Красная Шапочка Волка-бабушку?

- А что говорил Волк? -

Часы

Приходят к выводу о внешнем и внутреннем строении человека

О частях тела.

Он называл работу частей тела

Части тела и органы выполняют свою  работу.

Личностные

Формируем внутреннюю позицию школьника

Формируем  умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила

Регулятивные

Формируем умение определять успешность своего задания в диалоге с учителем

Формируем умение определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата

Познавательные

Формируем способность и умение учащихся производит простые логические действия (анализ, сравнение)

Формируем умение на основе анализа объектов делать выводы

Коммуникативные

Формируем умение оформлять свои мысли в устной форме

Формируем умение объяснять свой выбор, отвечать на поставленный вопрос

IV

Формулировка темы и целей урока.

- Кто попробует сформулировать тему нашего сегодняшнего урока?

- А какая цель урока? (Слайд 5)

Сегодня мы поговорим о внешнем и внутреннем строении тела человека

Узнать о работе  внешних и внутренних органов.

Регулятивные

Формируем умение составлять план и последовательность действий

Познавательные

Формируем способность и умение учащихся производит простые логические действия (анализ, сравнение)

Формируем умение на основе анализа объектов делать выводы

Коммуникативные

Формируем умение оформлять свои мысли в устной форме

V

Работа по теме урока

Физминутка.

 1. Внешнее строение человека

- Посмотрите внимательно  друг на друга и скажите, как устроено тело человека снаружи.

Возьмите листок с изображением силуэта тела человека и подпишите эти части.

Давайте проверим верно ли вы обозначили внешние части тела человека.

 (Слайд 6.)

Быть у каждого должна очень "умной" голова.

Я верчу ею как умею голова сидит на шее.

Съел еду я всю, и вот мой наполнился живот.

На прогулке не забудь закрывать от ветра грудь.

Стройным будешь ты всегда, коль прямая спина.

Живот, спина и грудь, их вместе всех зовут – туловище.

 Руки – чтоб ласкать, трудиться, воды из кружечки напиться.

Бегут по дорожке резвые ножки.

- А кто, знает, как можно другим словом назвать руки и ноги? (конечности)

 - Где можно найти объяснение этого слова? (Слайд 7)

Конечность -  крайняя, конечная часть чего-либо; орган движения (руки, ноги, у животных)

Оцените свою работу. (Слайд 8).

2. Внутреннее строение человека.

- Мы рассмотрели внешнее строение тела человека. А каково же его внутреннее строение? Поможет  нам в этом  наш учебник на с.6-7.

Прочитайте внимательно и скажите о каких внутренних органах мы сегодня будем говорить. (Слайд 9,10)

- Какой орган называют «командным пунктом» всего организма? (Слайд  11)

а) Повинуясь своему желанию, бросаете мяч так, чтобы он попал в цель, без труда вспомните, где были вчера, и представляете себе зоопарк, который посетили прошлым летом. Вы решаете примеры или задачу. Все это происходит как бы само собой. Но это не так. Вашими мыслями, движениями, чувствами управляет мозг — важнейший орган тела.  

 Головной мозг состоит из миллионов и миллиардов нервных клеток. Он контролирует все процессы в организме – и управляет движениями человека, и поддерживает постоянную температуру тела человека, и помогает удерживать равновесие.

- Какой орган похож на губку? (Слайд  12)

б) Головной мозг заведует всеми мыслями и чувствами человека. Ведает правильной работой главных внутренних органов. Именно он следит за тем, как мы дышим (управляет нашим дыханием).

Как долго вы можете не дышать?

— Давайте это проверим. По моему сигналу задержите дыхание. Я буду отсчитывать секунды. Когда вам захочется вдохнуть, вы поднимаете руку и запоминаете число,  которое я в это время назвала.

Сколько секунд вы могли не дышать.

Итак, сделайте вывод, как долго человек может не дышать.

— Человеку нужно все время вдыхать и выдыхать воздух.

- Дыхание происходит при помощи какого органа?

— У каждого из нас два легких — правое и левое. Находятся они в груди. Приложите руки к груди.

А вы знаете, что левое легкое немного меньше правого из-за того, что надо освободить место для сердца. 

Легкие похожи на две розовые губки (Опыт с губкой). При выдохе они выпускают из себя воздух и уменьшаются в размере (сжимаю губку). Когда мы делаем вдох, легкие наполняются воздухом и расширяются (разжимаю пальцы, губка принимает свои прежние размеры).  В процессе дыхания они снабжают кровь кислородом и удаляют из неё ненужный углекислый газ. Без легких мы не могли бы жить.

Легкие непрерывно проделывают огромную работу. Если бы они перекачивали не воздух, а воду то только за одну ночь подняли бы на высоту второго этажа полтонны воды — это 500 кг (учитель показывает литровую банку с водой)  или 500 таких банок воды.

- Скажите, как узнают, жив человек или умер?

 - - Где оно находится?

- Приложите ладонь к сердцу.(Слайд  13)

в) Сердце - это особая мышца. Она сокращается и расслабляется автоматически, без каких бы то ни было усилий с нашей стороны. У детей сердце делает от 80 до 90 ударов в минуту. У взрослых сердце бьётся немного медленнее. Каждый день сердце делает 12 тысяч ударов, и когда спишь, и когда бодрствуешь. И ежедневно оно прогоняет три литра крови через все ткани и органы по три тысячи раз! Размер сердца достигает двух сложенных кулаков.

А вы знаете, что ваше сердцебиение меняется и подражает той музыке, которую вы слушаете.

Мы должны беречь своё сердце и заботиться о его состоянии. Вот несколько правил, соблюдая которые, ты сохранишь своё сердце здоровым.

  1. Регулярно занимайся физкультурой, бегай и играй в подвижные игры.
  2. Не ешь слишком много, чтобы не располнеть.
  3. Если ты болен, лежи в постели, сколько велел врач.
  4. Ешь то, что даёт мама, все эти продукты полезны.
  5. Обязательно спи ночью восемь-десять часов.

Физминутка.

Живут мальчики – веселые пальчики.

Озорные ножки ходят по дорожке.

Шея крутит головою,

Повторяйте все за мною.

Вправо, влево оборотик,

Ну, погладьте свой животик.

Наше тело подтянулось

И вперед слегка нагнулось.

Как березонька стройна

Стала ровною спина.

А теперь все подтянулись

И друг другу улыбнулись.    

г) — Представьте себе, что вы пришли домой. Пора обедать, а мама подает вам на тарелке кусок сырого мяса и две сырые картофелины. Станете ли вы, есть такой обед?

Точно так же и нашему организму нужна по-особому обработанная пища. Все, что попало в рот: и котлета, и каша и хлеб, и конфета — должно перевариться и впитаться в кровь. Этим занимаются органы нашей «внутренней кухни».   

- Какие органы относятся к внутренней кухне?

— Главное отделение «внутренней кухни»— это желудок. Он находится в верхней части живота (под ребрами) с левой стороны.  (Слайд  14)

Без еды желудок как спущенный воздушный шарик. (Опыт с шариком) Дунешь в шарик – он чуть надуется. Так и желудок: когда в него попадает пища, он растягивается. Чем больше пищи мы съедаем, тем сильнее растягивается наш желудок. Но больше 2—З литров еды в него поместиться не может.

Прочитайте об органах «внутренней кухни» в учебнике.

- Какую работу выполняет желудок?

  • С помощью чего в желудке переваривается пища?
  • Что происходит с полупереваренной пищей?

- На что похож кишечник?

  • Во что превращается пища в кишечнике?

д) В желудке пища перерабатывается лишь наполовину. Она еще густовата, да и состав ее не совсем тот, какой нужен организму.  И тогда она отправляется в длинное путешествие по извилистому лабиринту кишечника. Он  тянется почти на 8 метров (растягиваем 8-метровую бельевую веревку), но свернут так плотно, что целиком помещается в животе. (Слайд  15)

г) Печень «трудится» гораздо больше, чем любой другой орган. Находится она справа на уровне локтя. Она помогает переваривать пищу. (Слайд 16)

Печень работает, как огромная химическая лаборатория.

  1. Она вырабатывает химические вещества полезные для нашего организма.
  2. Печень очищает кровь, избавляя её от вредных веществ.

3.        Если в наш организм случайно попадает вредное вещество, печень его разрушит и выведет из организма.

Печень надо всячески оберегать и заботиться о её состоянии.

  1. Старайся избегать различных инфекций: бактерии и вирусы могут вызвать воспаление печени.
  2. Никогда не ешь незнакомые тебе продукты и не пей напитки без разрешения взрослых.
  3. Ребёнок должен всегда хорошо питаться. Нельзя отказываться от фруктов, овощей, молока.

В толковом словаре С. И Ожегова

О головном мозге, сердце, легких, желудке, кишечнике, печени.

Головной мозг

Легкие

Ответы детей.

Без воздуха человек может прожить совсем недолго.

легкие 

 

Прослушивают, бьётся ли у него сердце.

В груди в левой части.

Конечно нет.

Он переваривает пищу.

Она поступает в кишечник.

На длинный коридор

В кишечнике пища превращается в раствор.

Коммуникативные

Формируем умение оформлять свои мысли в устной форме

Формируем умение объяснять свой выбор, отвечать на поставленный вопрос

Формируем умение работать в парах, учитывая позицию собеседника

Познавательные

Формируем умение искать и выделять необходимую информацию из иллюстраций и текста

Формируем способность и умение учащихся производит простые логические действия (анализ, сравнение)

Формируем умение на основе анализа объектов делать выводы

Регулятивные

Принятие учебной задачи.

 Коммуникативные

Эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества.

VII

Включение в систему знаний и повторений

Перед вами силуэт человека и его внутренние органы. Вспомните место расположения каждого органа  и соедините стрелкой его название.

В следующем задании нам нужно приклеить внутренние органы  на своё место.

Оцените свою работу. (Слайд  17)

Выполняют задание № 1, 2 в раб.тетрадях

Регулятивные

Формируем умение определять успешность своего задания в диалоге с учителем

Формируем умение определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата

Познавательные

Формируем способность и умение учащихся производит простые логические действия (анализ, сравнение)

Формируем умение на основе анализа объектов делать выводы

Коммуникативные

Формируем умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

VIII

Рефлексия

Тест по теме.(Слайд  20) Давайте проверим, как вы усвоили новый материал. Выполним тесты по данной теме. Проверка по слайду (21)

Вот и подошёл наш урок к концу.

- Узнали ли что-то новое?

- Удалось ли нам достичь поставленных целей?

Дайте, пожалуйста, самооценку своей работы на уроке, закончив утверждения: (Слайд 22)

- Мне запомнилось…

- Я хотел(а) бы узнать…

- Мне трудно…

Домашнее задание.

1. Учебник стр. 4-7 рассказать о работе внутренних органов; рабочая тетрадь стр. 3-5.

2. Задание по желанию: подобрать (или сочинить самим) стихи, загадки, поговорки о частях тела, внутренних органах и оформить на бумаге.

Выполняют задания в тестовых тетрадях

Регулятивные

Самооценка на основе критерия успешности учебной деятельности

Формируем умение определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата

Коммуникативные

Формируем умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

Личностные

Способность адекватно судить о причин, связывая успехи с усилиями трудолюбием, старанием.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1 класс. Технологическая карта раздела « Числа от 1 до 5». Технологическая карта урока «Число и цифра 1».

Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действи...

Выступление с практической направленность по теме "Технологическая карта урока как индикатор готовности учителя работать по новому образовательному стандарту.Требования к проектированию технологической карты".

Статья содержит теоретические обоснования и практические рекомендации по применению технологической карты урока. Материал предназначен для учителей начальных классов, реализующих ФГОС НОО....

Методический семинар. «Технологическая карта урока. Оптимизация технологической карты урока».

Учить детей сегодня трудно,И раньше было нелегко.Читать, считать, писать учили:«Даёт корова молоко».Век XXI – век открытий,Век инноваций, новизны,Но  от учителя зависит,Какими д...

Технологическая карта урока "Класс миллионов. Класс миллиардов"

Технологическая карта урока  "Класс миллионов. Класс миллиардов"...

Технологическая карта урока. Класс: 1 Предмет: Окружающий мир. УМК: «Школа России» Тема раздела: «Кто и что?»

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР. УРОК ПО ТЕМЕ: "КТО ТАКИЕ ПТИЦЫ?" Цель: познакомить с птицами как представителями животного мира, выделить их существенные и отличительные признаки.Задачи:1.Научить ...

Технологическая карта урока классе окружающего мира во 2 классе " Заглянем в кладовые Земли"

урок окружающего мира во 2 классе " Заглянем в кладовые Земли"...