"Перелетные птицы"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Бородина Елена Анатольевна

Развитие связного высказывания детей по лексико–грамматической теме «Перелетные птицы».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6.konspekt_pereletnye_ptitsy.docx21.97 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Перелетные птицы»

Цель: развитие связного высказывания детей по лексико–грамматической теме «Перелетные птицы».

Задачи:

- актуализировать  и расширять словарный запас по теме «Перелетные птицы»;

- учить практически употреблять словосочетания с однородными членами предложения; согласовывать существительными с числительными (один, два, пять);

- формировать умение составлять полный, последовательный рассказ о перелетных птицах с помощью приемов мнемотехники;

- развивать слуховую и зрительную память, внимание, восприятие, речевой слух, логическое мышление, артикуляционную, мелкую и общую моторики, координацию речи с движением, тактильные ощущения, творческое воображение;

- воспитывать доброжелательность, интерес и уважение к разным перелетным птицам, ответственность.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

 -Здравствуйте, ребята! Какие вы все бодрые и веселые! Наверное, вам поднимает настроение весеннее солнце. Ой, посмотрите, а наше солнышко спит, что-то оно загрустило. Давайте его разбудим :
Встаньте рядышком друг с другом,
Словно месяц, - полукругом.
Солнце ясное, покажись, (Руки вытянуты вперед.)
Солнце красное, нарядись. 
Платье алое надень, (Девочки берутся за юбку,
мальчики – руки на пояс.) 
Подари нам красный день. (Хлопают в ладоши.)
(Переворачиваем солнышко, на обратной стороне- весёлое солнышко)).

2.Введение в тему.
-Ребята, солнце проснулось. Тепло на улице стало. К нам торопится красавица Весна. Мы её увидим на «волшебный» экран. Но если вы будете шуметь, отвечать хором, выкрикивать, то «волшебный» экран выключится и Весна исчезнет. Если от Весны прейдет к нам весточка, зазвенит весёлый колокольчик. «Волшебный» экран, покажи нам, пожалуйста, Весну.

 (На экране изображение Весны)
- Ребята, а чтобы вы больше узнали о Весне, она прислала нам сюрприз –весеннюю корзинку. Давайте мы в неё заглянем. (Дети вместе с учителем достают из корзинки схемы с признаками весны.) 
- Ребята, как вы думаете, о чём нам
  Весна хотела рассказать, как можно одним словом назвать, то, что изображено на схемах.(Признаки Весны)
-Давайте посмотрим на « волшебный» экран и проверим, правы ли мы.

 (Признаки весны)
-Какие признаки весны вы увидели на экране.

Дети:

• Весной теплее греет солнце.
• Появляются проталины. 
• Тает снег, и бегут ручьи. 
• Начинается капель. 
• Появляются насекомые
• Прилетают птицы.

( Изображение весеннего леса)
-Ребята, я приглашаю вас в весенний лес. А путешествовать по весеннему лесу нам поможет Весна и ее транспорт, а что за транспорт вы должны отгадать выслушав загадку. 

Повозка та, в которой встарь

Везде и всюду ездил царь,

Украшена и разодета,

Блестит и светится (Карета)

 -Посмотрите на экран (На экране слайд с изображением перелётных птиц). Дети перечисляют птиц. 

- Как можно одним словом назвать этих птиц?

– Почему этих птиц называют перелётными? 
Дети: – Осенью улетают в тёплые края, а весной возвращаются. Давайте все вместе позовём птиц домой.

Скажем все вместе: ПЕ-РЕ-ЛЕТ-НЫ-Е. (2-3 раза)

Сейчас мы с вами отправимся в путешествие и поедем мы с вами на карете!

Путешествовать по лесу очень опасно, нам нужно пристегнуть ремни и внимательно смотреть на дорогу, так как в лесу очень много всего интересного. Поеееехалииии….

Весна: Ребята мы приехали на первую станцию, которая называется  “Загадки”. (загадывает загадки и показывает отгадку на экране)

1. Всех перелётных птиц черней,
чистит пашню от червей
 (ГРАЧ)

2. Есть на дереве дворец,
Во дворце живёт певец
Он не лает, не кусает,
сад фруктовый охраняет
 (СКВОРЕЦ)

3. Кто прилетает к нам с теплом,
Путь проделав длинный,
Лепит домик под окном
Из трав и глины.
 (ЛАСТОЧКА)

4. Длинноногий, длинношеий,
Длинноклювый, телом серый,
А затылок голый, красный,
Ходит по болотам грязным,
Ловит в них лягушек,
 
Бестолковых попрыгушек.
 (ЖУРАВЛЬ)

Весна: Молодцы справились с заданием, поехали дальше.

Учитель: Весна приготовила для нас новую весточку.
На экране высвечивается схема полёта птиц.

- Как вы думаете, что Весна хочет нам рассказать?
Верно, это схемы полёта перелётных птиц.

- Как вы думаете, как летят птицы? Как им вздумается или существует какой-то порядок перелёта?

Ласточки, скворцы, – стайкой
Шеренгой, прямым фронтом летят цапли, утки.
Гуси чаще всего летят 
косяком
Углом, или клином, летят гуси, журавли, лебеди и другие крупные птицы.

3. Физминутка «Построимся как птицы». 
-Ребята, представьте, что мы с вами перелётные птицы. Прежде, чем отправится в полёт, мы с вами должны выбрать вожака. Кто такой вожак?
( Птица, которая летит впереди стаи. Вожак должен быть сильным, выносливым, смелым, умным)
Готовы полетать?
Учитель показывает схему и говорит: «Полетим как гуси». Дети строятся. «Как вы построились? Правильно, косяком (дети строятся косяком и «летают» по залу под фонограмму) Аналогично по другим схемам. 

После такого перелёта, я предлагаю вам немного отдохнуть. ( Дети присаживаются)
– Ребята, весной у птиц много важных дел. Что делают перелётные птицы весной?
Дети: – Возвращаются с юга, находят себе пару, строят гнёзда, откладывают яйца, выводят и корят птенцов.

Правильно. Сейчас мы с вами продолжим наше путешествие и отправимся на следующую станцию и будем выполнять новое задание. Поооооехаааалииииииии!!!!

 (Изображение птиц и их птенцов)– Давайте вспомним, как называют птенцов у каждой птицы.
Поиграем в игру “У кого кто или один много”. (1,2,5)
Сейчас мы разделимся на две команды. Я буду показывать вам картинку с изображением птицы. А вы будете отвечать кол-во птенцов.

Птица

1,2

5

У журавля

 Журавленок, журавленка

журавлят

У скворца 

Скворчонок, скворчонка

скворчат

У лебедя

Лебеденок, лебеденка

лебедят

У грача

Грачонок, грачонка

грачат

У утки

Утенок, утенка

утят

У аиста

Аистенок, аистенка

аистят

У гуся

Гусенок, гусенка

гусят

В: Какие же вы молодцы, вы так быстро справились с заданием.

В: Предлагаю вам поехать на третью станцию, которая называется “Чем питаются” Поееехааали!

- Чем же питаются птицы? Дети: - Насекомыми, червячками, зернышками, мелкими животными, птенцами, рыбой, плодами , семенами.

- Как можно назвать птиц, которые питаются бабочками, мошками, гусеницами,т.е.насекомыми. 
Дети: 
- Это птицы насекомоядные.

- А птицы, которые питаются зернами, семечками, растениями?

 Дети: - Это зерноядные птицы или птицы, которые питаются растительным кормом.

- А есть птицы, которые питаются другими птицами или охотятся на мелких зверьков, рыбу, лягушек ? Дети: - Это хищные птицы..

В: Ну что ребята поехали с вами на заключительную станцию в нашем путешествии.

В: Ребята мы с вами приехали на последнюю станцию, которая называется составь-ка!

Описательный рассказ при помощи мнемотехники

Пример: Это грач, у грача черное оперение, он питается насекомыми.

Л:-Что это за птица?

Какого цвета у нее перья?

Чем она питается?

4. Пальчиковая гимнастика «Скворечник».
Мы построили скворечник (кулачок-ладошка)
Для весёлого скворца 
Мы повесили скворечник (Ритмично сжимают и разжимают кулачки)
Возле самого крыльца.
Всё семейство в четвером (Хлопают в ладоши)
Проживает в доме том.
Мать, отец и скворушки (Загибают пальцы.)
Чёрненькие пёрышки. (Машут «крылышками»)
-Молодцы. Вы отлично справились с заданием.

5. Коллективная аппликация «Птицы на дереве»
Ребята, я предлагаю вам рассадить своих птичек на дерево, которое подарила нам весна. Кому понравилось наше весеннее путешествие, посадите птичек на верхние веточки, а кому не очень, на веточки пониже.

6. Итог урока.
Ребята, вот и подошло к концу наше путешествие. Что же сегодня узнали и запомнили (как летят птицы, чем питаются, выводят птенцов)

Ребята, спасибо,  что вы помогали мне и весне.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Перелетные птицы"

Презентация "Перелетные птицы" для учащихся 1-5 классов школ I-II вида с вопросами и ответами....

Презентация "Перелетные птицы"

Презентация может быть использована на уроке окружающего мира в 1 классе по пограмме Плешакова....

Интегрированный урок по математике и окружающему миру во 2-м классе "Сложение и вычитание трехзначных чисел. Перелетные птицы"

Я работаю над проблемой междисциплинарного обучения.  Внедряю в свою практику интегрированные уроки, потому что эти уроки способствуют личностно значимому и осмысленному восприятию знаний, ...

Методическая разработка индивидуально-группового коррекционно-развивающего занятия с обучающимися специальной коррекционной школы VII вида «Зимующие и перелетные птицы».

В разработке представлено коррекционно-развивающее занятие для обучающихся с неродным русским языком 3 класса, специальной коррекционной школы VII вида. Различные коррекционные формы и методы помогут ...

«Птицы – наши друзья!» (перелетные птицы)

При введении образовательных стандартов второго поколения особое внимание уделяется внеурочной деятельности детей, в том числе работе по экологическому воспитанию школьников.Проблема экологизации всех...

Презентация "Зимующие и перелетные птицы"

Презентация может быть использована на внеклассном мероприятии....

Перелетные птицы - вестники весны.

Урок окружающего мира во 2 классе. УМК "Школа России"...