Главные вкладки

    «Птицы – наши друзья!» (перелетные птицы)
    статья по окружающему миру (4 класс) на тему

    Емангулова Рауза Константиновна

    При введении образовательных стандартов второго поколения особое внимание уделяется внеурочной деятельности детей, в том числе работе по экологическому воспитанию школьников.

    Проблема экологизации всех сторон жизнедеятельности людей в нашем обществе становится с каждым годом все более актуальной. Это связано с формированием менталитета общества, воспитанием экологической культуры и сознания, основанных на полной осведомленности об экологической обстановке в стране, в регионе, городе. Одним из механизмов,  обеспечивающих формирование экологически ориентированной личности, является внеклассная и внешкольная работа. Внеклассная и внешкольная работа по экологическому образованию дает много возможностей для непосредственного общения детей с природой, а также позволяет расширить кругозор детей.

     Этим обусловлено введение в образовательный контекст образовательных учреждений методов и технологий на основе проектной и исследовательской деятельности обучающихся, в основе которых лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно добывать информацию, ориентироваться в информационном пространстве и конструировать свои знания, умение видеть, сформулировать и решить проблему, умение принимать субъективное решение.

    Проектный метод активизирует познавательные способности, раскрывает творческие возможности, учитывает интересы учащихся.

    Предлагаемый проект ориентирован на создание сотрудничества между школой и семьями учеников по формированию трудовых навыков учащихся с привлечением родителей, а также воспитанию экологической культуры родителей и детей.

    Проект реализуется посредством проведения совместных мероприятий: изготовление кормушек и скворечников, поделок из природного материала.  Создание  Красной книги, куда внесены птицы Астраханской  области. Подготовки памятки «Птичье меню» и «Берегите птиц». Составления сборников «Зимующие птицы» и «Перелетные птицы». Создание фоторепортажа. Проведение презентации проекта   «Птицы – наши друзья» для родителей».

     

     

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл yunyy_issledovatel_astrahan_mbou_soshno45_zhadanov.docx30.29 КБ

    Предварительный просмотр:

    Всероссийский заочный конкурс исследовательских работ учащихся

     «Юный исследователь»

    Номинация: краеведение.

    Тема: «Птицы – наши друзья!»

    (Перелетные птицы)

    Жаданов Артемий

    Муниципальное базовое общеобразовательное учреждение

    г. Астрахани,      «Средняя общеобразовательная школа №45»

    4 класс

                                                                               

                                                                                                                                 

    Научный руководитель:

                                                                                                                    Емангулова Р. К.

                                                                                                                     

    г. Обнинск, 2012/2013 учебный год

    Оглавление

    Введение……………………………………………………………..………………….  3

    Основная часть

    I. Реферативная часть…………………………………………………...……………… 5

    II.Исследовательская работа

    Наблюдения …………………………………………………………….……………..    6                                                                                          

    Практический этап……………………………………………………….……………    6    

    Эксперимент……………………………………………………….……………………  7  

    Заключение………………………………………………...……………………………   8

    Литература……………………………………………………….……………………..    9

    Введение

     «Единственный путь, ведущий

                                                                     к знанию – это деятельность»

                                                                                                                   Б. Шоу.

    Приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать, оценивать свои достижения, иначе, говоря, умение учиться.

    Для того чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность.

    Все началось с экскурсии. Дети обратили внимание на то, что не услышали пения птиц во дворе школы. Мы спросили их: «Что надо сделать, чтобы птицы прилетали во двор школы и радовали нас своим пением?» Они предложили сделать кормушки, развесить их и подкармливать птиц. Мы считаем, что эта тема актуальна всегда, потому что птицы – наши друзья и помощники в борьбе с вредителями. Ребята очень любознательные, поэтому Жаданов Артемий (4 «Б») и Агеева Евгения(3«Б») решили узнать, что любят птицы, какие еще птицы обитают в Астраханской области, почему некоторые птицы занесены в Красную книгу. Началась большая исследовательская работа. Артемий изучал жизнь и повадки перелетных птиц, а Евгения – зимующих.

    Этот объект не случайно вызвал интерес у детей и у нас педагогов. Как свидетельствуют орнитологи, у ребенка быстро формируется психологический «контакт» с птицами, существами активными, привлекательными, подвижными. Кроме того, данный объект природы наиболее доступен непосредственному восприятию детей. Общение с природой воспитывает в детях трепетное отношение к ней, воспитывает доброту, желание беречь и охранять природу.

    Цель: воспитывать бережное отношение к живой природе и научить творить добро.

    Задачи:

    1. Узнать, какие птицы обитают в Астраханской области.

    2. Изучить, как меняется образ жизни птиц осенью.

    3. Узнать куда, как  и почему улетают птицы.

    4. Научить детей беречь природу и творить добро.

    Гипотеза:

    Если погодные условия благоприятные для проживания птиц зимой, то не все перелетные птицы будут улетать в теплые края.

    Если будем подкармливать птиц зимой, то сохраним жизнь зимующим птицам.

    Объект исследования:

    перелетные птицы.

    Методы исследования:

    Игровой, исследовательский (проблемно – поисковый метод), метод проектов, ИТК, наблюдение, эксперимент.

    Теоретическая ценность состоит в том, что дети из научно – познавательной литературы и Интернета узнали очень много интересных фактов из жизни птиц, а так же почему многие птицы занесены в Красную книгу.

    А практическая ценность заключена в том, что дети научились делать кормушки, скворечники, развесили их во дворе школы, в своих дворах, изучили «меню» птиц и всю зиму подкармливали птиц.

    Использование знаний, полученных детьми самостоятельно, позволили им занять призовые места на олимпиаде по теме «Наш край» и помогут им в дальнейшем при обучении в старшей школе.

    Основная часть

    1.Реферативная часть.

    Перелетные птицы.

    Многие птицы улетают от нас на зиму за тридевять земель. Когда у нас наступает зима, там цветут цветы. Иволги летят в Китай, жаворонки, перепела кормятся в африканских степях, а в далеком Египте, на большой реке Нил, кормятся наши утки и цапли. Скворцы путешествуют по Италии и Франции.

    А известно ли вам, как летят птицы?

    Клином или углом летят журавли и гуси; шеренгой - цапли и гуси; утки-либо косым рядом, либо углом; пеликаны и чибисы - широкой цепочкой; скворцы, дрозды и другие мелкие птицы летят скученной стаей. Некоторые хищные птицы летят как будто бы каждая сама по себе, на большом расстоянии друг от друга, но в то же время так, чтобы видеть друг друга.

    Нередко стаи сохраняются и на зимовках. Наверное, это имеет какое-то биологическое значение. Но стайность помогает птицам, прежде всего при перелете. Например, клиновый перелёт журавлей, гусей облегчает полет более слабым птицам: сильные летят в голове клина и берут на себя основные нагрузки.

    Раньше всех, в середине лета, улетают в жаркую Африку кукушки.

    Они предпочитают совершать перелет поодиночке. Маленькие пташки-ласточки, стрижи, трясогузки, соединяясь в небольшие стайки, улетают в теплые края в конце лета, скворцы и соловьи - в начале сентября.

    Во второй половине сентября звонкое курлыканье над болотом напоминает нам об отлете журавлей. В октябре отбывают дрозды, грачи. Лебеди улетают на юг, когда водоемы затянет корочкой льда.

    Аисты, журавли, ласточки, стрижи, жаворонки, дрозды и хищные птицы летят днем. Трясогузка только ночью, скворцы, соловьи, кулики, чибисы и многие другие – и днем, и ночью.

    Последние улетают утки. Ведь пока пруды, реки и озера не замерзли, им есть чем кормиться. К концу октября нас покидают все перелетные птицы.

    Во время перелета птицы часто останавливаются, чтобы отдохнуть и покормиться. Но над морями, горами и пустынями им приходиться лететь без остановок 2-3 км. Птичий путь далекий и трудный.

     Почему, несмотря на то, что птичий путь далекий и трудный, они улетают от нас?  На этот вопрос мы попробуем ответить.

    2. Исследовательская работа.

    Наблюдения.

    Проводил наблюдения за птицами по плану:

    1. Какие птицы обитают в Астраханской области.

    2. Как меняется образ жизни птиц осенью.

    3. Куда, как и почему улетают птицы.

    4. Как помочь оседлым птицам.

    С наступлением осени перелетные птицы готовятся к отлету: взрослые птицы учат молодых летать и в этот период они употребляют много корма. Птицы отправляются в дорогу, отложив толстую жировую подушку, так как предстоит долгий и трудный путь.

    Вывод: осенью меняется образ жизни птиц.

    Зима для оседлых птиц – период жесткого выживания. Холод  при температуре своего тела им не так страшен, как голод. Именно от недоедания изо дня в день гибнет птичье население в наших краях. За короткий зимний день птицы просто в не состоянии отыскать и съесть столько корма, сколько им надо.

    Потому-то так важны кормушки!

    Практический этап.

    1. Сделать кормушки и скворечники.

    2. Следить за тем, чтобы постоянно в кормушках был корм.

    3. Провести фотосъемки.

    4.Составить памятку «Птичье меню»

    Вывод: привлекать детей и взрослых к участию в акции «Покормите птиц!»

    Эксперимент.

    Я повесил кормушки во дворе школы и в своем дворе.

    Провел эксперимент:

    1. Понаблюдал за птицами, прилетающими к кормушкам.

    2. Подсчитал число птиц.

    Во дворе школы

    Во дворе своего дома

    Воробьи

    3

    7

    Синички

    1

    5

    Голуби

    3

    8

    Вороны

    2

    10

    Сороки

    1

    Почему во дворах больше птиц?

    Вывод: во дворах больше корма, поэтому, когда снег засыпает кормушки,  птицы летят ближе к жилью людей.

    Заключение

    Из научно – познавательной литературы, я узнал, как меняется образ жизни птиц осенью, куда, как и почему улетают птицы, но иногда в Астрахани бывают теплые зимы и некоторые зимующие птицы, например, вороны, остаются у нас зимовать. А иногда они  перекочевывают на юг, а другие вороны прилетают к нам с севера. Лебеди при благоприятных погодных условиях тоже остаются у нас на зиму, улетая на места гнездования только в марте.

    Мои наблюдения подтвердили гипотезу:

    Если погодные условия благоприятные для проживания птиц зимой, то не все перелетные птицы будут улетать в теплые края.

    Зимуют в нашем крае не все птицы, а только приспособленные  к выживанию в суровых климатических условиях. Не страшны морозы птицам, если есть  корм, поэтому необходимо  проводить акцию «Покормите птиц!».

    Мои наблюдения подтверждают гипотезу:

    Если будем подкармливать птиц зимой, то сохраним от гибели зимующих птиц.

    В результате проведенной исследовательской работы, я узнал о том, что по последним оценкам специалистов в фауне России зарегистрировано 789 видов  птиц, а в Астраханской области занесено в Красную книгу 72 вида птиц. Исчезли  в наших краях: чирок мраморный и кроншнеп тонкоклювый.  Многие птицы на грани исчезновения. Давайте вместе беречь птиц!  Птицы – наши друзья!

    Литература

    1.Астраханская энциклопедия. Природа. I том. Астрахань. Издательство «Кто есть кто», 2007.

    2. Бейко В. Б., Березина М. В. и др. «Большая энциклопедия животного мира» Москва: РОСМЭН, 2010.

    3. «Большая энциклопедия знаний»/Перевод с немецкого Л. С. Беловой, Е. В. Черныш/ Москва: ЭКСМО, 2010.

    3. «Большая детская энциклопедия» / Перевод с английского А. И. Ким В. В. Демыкина/Москва: РОСМЭН, 2010.

    3. Большая книга знаний. Москва. РОСМЭН, 2008.

    4. Даль В. И. «Большой иллюстрированный толковый словарь русского языка». Москва: АСТРЕЛЬ АСТ, 2010.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Птицы - наши друзья.

    Презентацию можно показать детям в 1 классе на уроке, на внеклассном мероприятии для ознакомления с птицами родного края, их повадками, питанием, местах проживания....

    Презентация "Птицы - наши друзья"

    Каждый год в нашей школе проходит неделя экологии. В этом году наш класс представлял презентацию "Птицы наши друзья"....

    конспект устного журнала "Птицы - наши друзья"

    Данное мероприятия проводится для учащихся начальной школы. Детей ждут разнообразные конкурсы, кроссворды. В ходе мероприятия дети знакомятся с птицами, узнают, как им помочь зимой....

    Внеклассное мероприятие "Птицы - наши друзья"

    Данная методическая разработка может быть использована для проведения классных часов, внеклассных мероприятий, занятий кружков экологической направленности с обучающимися начальных классов. Главная ме...

    Птицы - наши друзья

    Методическая разработка...

    «Птицы – наши друзья!» (Зимующие птицы)

    При введении образовательных стандартов второго поколения особое внимание уделяется внеурочной деятельности детей, в том числе работе по экологическому воспитанию школьников.Проблема экологизации всех...

    Внеклассное занятие о птицах "Птицы - наши друзья"

    Учащиеся знакомятся  с многообразием пернатых;   на занятии формируются понятия о происхождении названий некоторых птиц....