Обучающий кейс. Окружающий мир 2 класс.
методическая разработка по окружающему миру (2 класс)

Смирнова Юлия Валерьевна

Пример обучающейго "кейса" для начальной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл primer_obuchayushchego_keysa.docx325.09 КБ

Предварительный просмотр:

Кейс «История с лосенком»

Предмет: «Окружающий мир»

Дидактическая линия: «Человек и природа».

Тема: «Охрана природы».

Цель: объяснить, как нужно правильно вести себя в лесу, чтобы не навредить животным.

Понятия, проверяемые данным кейсом: правила поведения в лесу, бережное отношение к животным.

Проблема: как воспитать у детей любовь к родной природе.

Ситуация. Чтение отрывка рассказа А. Севастьянова из журнала «Юный натуралист» №6, 1998г. о том, как, гуляя в лесу, сын егеря увидел лосиху и двух маленьких лосят. Подойдя ближе он спугнул лосиху. Она убежала. Один лосенок последовал за ней. А другой спал. Проснувшись, он увязался за мальчиком. Мальчик решил оставить его у себя.

Фон ситуации:

Picture1

А. Севастьянов. Не рви цепочку.

…  Никогда  не бывает  лес  радостней и звонче, чем в эту весеннюю пору.  Сашка старался не трещать сучьями.  Впереди раздавался непонятный звук… В   просвете   между   деревьями прошла лосиха.  Встала    около   лосенка…              

Сашка осторожно подвинулся ближе и увидел: в редкой лесной траве, спиной к нему, лежит второй лосенок. Похоже, спит.

        Лосиха учуяла Сашку и побежала от него. Лосенок – за ней. А второй все лежит. Только ушами заводил, как большой…

         Встал на свои длинные ноги-ходули и увидел Сашку. Накренился в сторону от него…

        Сашка рассматривал лосенка, а тот приглядывался к нему. Зашевелил вроде бы непослушными ногами и вместо того, чтобы убежать, шагнул к Сашке. Тот попятился. «Вдруг лосиха вернется. Надо уходить».

        Лосенок пошел за ним. Сашка побежал. Лосенок не отставал…

        Рыжего большеухого лосенка  и Сашку отец увидел возле огорода…

- Ты где его взял?

Сашка рассказал.

- Давай,   быстрее назад! Разве можно!  -  И он впереди Сашки и лосенка побежал в лес,  на ходу расспрашивая, где точно Сашка его нашел.

Информация кейса может быть печатной (статья, рассказ), в виде рисунка, фото, видео, мультимедиа. Главное, чтобы этот материал помог ученику лучше понять предложенную ситуацию и поставить себя на место главных героев.

После восприятия ситуации необходимо выделить, осмыслить и обсудить проблему. Организовать обсуждение можно  с помощью вопросов или в виде конкретных заданий.

Вопросы:

  • Почему Сашин отец так отреагировал на данную ситуацию?
  • Что бы ты почувствовал, если бы оказался на месте Саши?
  • Может ли маленький лосенок выжить без матери?
  • Виноват ли мальчик в том, что лосиха оставила своего детеныша?

Далее следует поиск различных вариантов разрешения проблемы. В помощь учащимся на этом этапе можно предложить информационный лист с необходимой дополнительной информацией.

Поиск вариантов разрешения ситуации.

  • Как бы ты поступил в данной ситуации?
  • Дочитай  в информационном листе рассказ А. Севастьянова и узнай, чем закончилась история с лосенком.
  • Какие ошибки, совершенные в лесу, Сашка запомнил на всю жизнь?
  • Объясни заголовок рассказа.

Информационный лист №1.

Продолжение рассказа А. Севастьянова «Не рви цепочку».

- Давай оставим его себе,- робко предложил Сашка. – Пускай живет.

        - Да как же мы его выкормим без молока? Что ж ты наделал? Не встретится с лосихой – погибнет. Осторожнее надо в лесу. Сколько раз тебе говорил.

        Эти разговоры Сашка помнил. Помнил, как однажды нашел гнездо утки. Раздвинул траву, чтобы лучше рассмотреть. По этой смятой траве нашла гнездо ворона и разорила его.

        В другой раз подобрал на земле птенца. Думал, упал из гнезда. А это был слеток, которому пришло время расстаться с гнездом. Птицы кормили бы его и в траве. А в доме он погиб на другой же день. Отец говорил тогда:

«Жизнь у них, как цепочка, одно звено за другим. То он в гнезде должен смирно сидеть, а подрастет – прятаться в траве или кустах. Ты взял его из травы и оборвал цепочку».

        «Не получилось бы так же с лосенком», - боялся Сашка.

        - Лосих тоже не поймешь, - сказал отец. – То лосят защищать бросаются, то сбегают неслышно. Бывает и не возвращаются. Это молодые, наверное, у которых первые лосята.

        Наконец пришли туда, где Сашка нашел лосенка. Договорились по команде разбежаться в разные стороны. Пока лосенок будет соображать, за кем бежать, они скроются из виду.

        Так и сделали…

        - А не пойдет он с голоду искать лосиху? Уйдет куда-нибудь, заблудится.

        - Кто знает? И посмотреть нельзя. Пойдешь туда – лосиху испугаешь или лосенок опять привяжется…

        Через два дня на лесной дороге отец нашел свежие следы лосихи с двумя лосятами. Та ли прошла лосиха или другая, они так и не узнали. Лосенка на месте тоже не было.

Наконец, в завершение учащиеся должны найти только  один вариант решения предложенной  проблемы.

Затем делаются выводы, подводится итог.  На этом этапе учащимся так же можно  предложить воспользоваться дополнительным информационным источником.

Выводы. Обобщение.

Можно организовать работу в группах.

  • Задание для 1 группы:

Сформулируйте правила поведения в лесу.

  • Задание для 2 группы:

Примите участие в конкурсе плакатов на тему: «Лес – дом животных. Будь вежлив в гостях!»

  • Задание для 3 группы:

Используя различные информационные источники(информационный лист), больше узнайте  о лосях и подготовьте небольшое сообщение для одноклассников об этих замечательных животных.

Информационный лист №2.

        

Всем оленям олень

(Из детской  энциклопедии «Я познаю мир. Животные», Ляхов П.Р., 1998)

 Человек, впервые увидевший лося, не может не поразиться: уж очень необычный это зверь. Туловище у него довольно короткое, мощное, грудь широкая, голова узкая, вытянутая вперед и горбоносая, а под головой у него «серьга». Серьги «носят» и лоси и лосихи. У лосей они крупнее: в длину вырастают на сорок сантиметров. Зачем лосям серьги? Точно неизвестно. Может быть, бросив взгляд на них, лоси что-то узнают друг о друге. А может быть, серьги помогают переносить им сильные морозы.

        

A207

Лосиные серьги – пока загадка. А вот на вопрос: «Зачем нужны им на редкость длинные ноги» - ответ готов. Имея такие ноги, их обладатели могут спокойно идти по снегу, высота которого полметра. Лосю не страшны ни буреломы, ни, казалось бы, непроходимые топи. Он переставляет свои ноги почти вертикально. Вдобавок у него, кроме обычных копыт, есть и боковые копытца: достаточно большие, низко сидящие. Пойдет лось по болоту – площадь опоры увеличится.

        Он без труда пробирается там, где никакой другой крупный зверь не пройдет. Но бегает редко. А если все-таки понесется галопом, разовьет скорость 30 км/ч. А возникнет необходимость – лось перепрыгнет через канаву, длина которой четыре метра. Специалист он и по прыжкам в высоту. Двухметровая изгородь для него не преграда. Он великолепный пловец. В Рыбинском водохранилище был установлен рекорд: лось проплыл 20 км.

        Аппетит у лося отменный. Если взвесить все, что он отправляет в свой желудок за зиму, гиря понадобится неимоверно большая: три тонны. В печорской тайге лось справляется летом за день с тридцатью, а то и сорока килограммами пищи.

        Меню лося разнообразно: опята, маслята, грузди, рыжики, древесные лишайники, топяной и лесной хвощи, калужница, брусника, можжевельник, береза. Одних растений в меню лося входит не меньше трехсот пятидесяти пяти видов. Лось без всякого вреда для себя ест мухомор. Ест он и еще 67 видов ядовитых растений. Однако лось быстро погибает, если лишить его коры ивы, осины, рябины, в которой содержатся дубильные вещества. Они-то, по всей вероятности, и обезвреживают яды, попадающие в его желудок.

Критерии оценки.

  1. Активность ребенка при обсуждении кейса.
  2. Понимание темы обсуждения.
  3. Оригинальность высказываний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кейс-урок по окружающему миру класс "У Чёрного моря"

Данный конспект подготовлен к уроку окружающего мира в 4 классе (УМК «Школа России»). Кейс-урок - одна из форм современного урока, соответсвующих новому ФГОС НОО. Предполагает групповую работу, где уч...

Кейс учителя начальных классов

Кейс учителя начальных классов...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Окружающий природный мир» для обучающихся с ОВЗ 2 класса

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА по предмету «Окружающий природный мир» для  обучающихся с ОВЗ 2  класса...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Окружающий социальный мир» для обучающихся с ОВЗ 2 класса

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА по предмету «Окружающий социальный мир» для обучающихся с ОВЗ   2  класса...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по окружающему миру для учащихся с задержкой психического развития, обучающихся интегрировано в 3 классе на 2019 – 2020 учебный год ( 34 часа)

Программа детализирует и раскрывает базовое содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, коррекции, развития и воспитания учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями из...

Адаптированная контрольная работа для обучающихся с РАС 2 класс по предмету "Окружающий мир"

Контрольная работа по окружающему миру за 2 класс - адаптированные задания для обучающихся с РАС (вариант 8.2)...