Календарно тематическое планирование 2 класс Окружающий мир
рабочая программа по окружающему миру (2 класс)

Курабегова Татьяна Александровна

Календарно тематическое планирование  2 класс Окружающий мир

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Окружающий мир 2 класс66.3 КБ

Предварительный просмотр:

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ

2 КЛАСС (68 ч)

№ П/П

Тема урока

Характеристика видов деятельности учащихся

Дата проведения

РАЗДЕЛ «ГДЕ МЫ ЖИВЁМ» (4 ч)

планир.

факт.

Родная страна

Знакомство с целями и задачами раздела и урока. Имя родной страны — Россия, или Российская Федерация. Государственные символы Российской Федерации: герб, флаг, гимн. Россия — многонациональная страна. Государственный язык

Понимать учебные задачи раздела и данного урока, стремиться их выполнить;

 — различать государственные символы России (герб, флаг, гимн), отличать герб и флаг России от гербов и флагов других стран; исполнять гимн Российской Федерации;

 — анализировать информацию учебника о федеративном устройстве России, о многонациональном составе населения страны; приводитьпримеры народов России; различать национальные языки и государственный язык России; обсуждать, почему народы России называют братскими;

работать со взрослыми: извлекать из различных источников (энциклопедии, краеведческая литература, интервью с родителями, работниками музеев) сведения о гербе своего региона и города, национальном составе населения региона, гербах других государств, представленных в рабочей тетради и сборнике тестов;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Город и село. Проект «Родной город (село)»

Характерные особенности городских и сельских поселений. Преимущественные занятия жителей города и села. Типы жилых построек в городе и селе. Наш город (наше село). Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

 — сравнивать с помощью фотографий и по личным наблюдениям город и село;

 — работать в паре: находить изображения города и села, обозначать их цветными фишками, осуществлять контроль и коррекцию; рассказывать о своём городе (селе) по плану;

 — работать в паре: сравнивать городской и сельский дома; описывать интерьер городской квартиры и сельского дома; оценивать преимущества и недостатки городского и сельского жилья;

 — рассказывать о своём доме по плану;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

В ходе выполнения проекта дети учатся:

 — распределять обязанности по выполнению проекта;

подбирать фотографии (открытки) или фотографировать достопримечательности своей малой родины;

 — собирать информацию о выдающихся земляках в краеведческой литературе или с помощью интервьюирования;

 — оформлять стенд, мультимедийную презентацию;

 — проводить презентацию с демонстрацией фотографий, слайдов;

ухаживать за памятниками;

 — помогать взрослым в благоустройстве;

 — проводить экскурсию в краеведческий (городской, сельский, школьный) музей;

 — оценивать свои достижения в реализации проекта

Природа и рукотворный мир

Объекты природы и предметы рукотворного мира. Наше отношение к миру

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

различать объекты природы и предметы рукотворного мира;

 — работать в паре: классифицировать объекты окружающего мира, обозначать их цветными фишками, осуществлять контроль и коррекцию;

приводить примеры объектов природы и предметов рукотворного мира, заполнять таблицу в рабочей тетради;

 — работать в группе: обсуждать и оценивать отношение людей к окружающему миру, отбирать из списка необходимые слова для характеристики отношения к миру, рассказывать о своём отношении к окружающему;

 — обсуждать название книги «Великан на поляне» и предисловие к ней;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где мы живём»

Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений

Выполнятьтестовые задания учебника;

 — оценивать свои достижения и достижения других учащихся

РАЗДЕЛ «ПРИРОДА» (20 ч)

Неживая и живая природа

Знакомство с целями и задачами раздела. Неживая и живая природа. Признаки живых существ в отличие от признаков неживой природы. Связи между неживой и живой природой

Понимать учебные задачи раздела и данного урока и стремиться их выполнить;

классифицировать объекты природы по существенным признакам;

 — различать объекты неживой и живой природы; обозначать объекты природы цветными фишками; осуществлять контроль и коррекцию;

 — приводить примеры объектов живой и неживой природы; заполнять таблицу в рабочих тетрадях;

 — работать в паре: анализировать существенные признаки живых существ, обсуждать свои выводы, осуществлять самопроверку;

устанавливать связи между живой и неживой природой;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Явления природы

 Что такое явления природы. Явления неживой и живой природы. Сезонные явления. Измерение температуры воздуха, воды, тела человека. Термометр — прибор для измерения температуры. Виды термометров

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

 — работать в паре: различать объекты и явления природы, рассказывать об изменениях, происходящих с природными объектами, как о природных явлениях;

 — приводить примеры явлений неживой и живой природы, сезонных явлений;

 — анализировать иллюстрации учебника, определять сезон по характерным природным явлениям;

 — рассказывать (по своим наблюдениям) о сезонных явлениях в жизни дерева;

 — практическая работа: знакомиться с устройством термометра, проводить опыты с термометром, измерять температуру воздуха, воды, тела человека и фиксировать результаты измерений;

 — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Что такое погода

Погода и погодные явления. Условные метеорологические знаки для обозначения погодных явлений. Народные и научные предсказания погоды

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

 — наблюдать и описывать состояние погоды за окном класса;

 — характеризовать погоду как сочетание температуры воздуха, облачности, осадков, ветра;

 — приводить примеры погодных явлений (дождь, гроза, метель и др.);

 — работать в паре: составлять план рассказа о погодных явлениях и рассказывать по этому плану;

 — сопоставлять научные и народные предсказания погоды;

 — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке;

 — работать со взрослыми: вести наблюдения за погодой, фиксировать результаты в «Научном дневнике»; использовать для фиксации наблюдений метеорологические знаки; составить сборник народных примет своего народа (своего региона) о погоде, используя дополнительную литературу и интервьюируя взрослых членов семьи

В гости к осени (экскурсия)

Наблюдения за осенними явлениями в неживой и живой природе

Понимать учебные задачи экскурсии и стремиться их выполнить;

 — наблюдать изменения в неживой и живой природе, устанавливать взаимозависимость между ними;

 — определять природные объекты с помощью атласа-определителя «От земли до неба» (например, какому растению принадлежат опавшие листья, какие цветы цветут осенью, каких птиц ещё можно наблюдать в природе);

 — оценивать результаты своих достижений на экскурсии

В гости к осени (урок)

Осенние явления в неживой и живой природе, их взаимосвязь

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

 — работать в группе: знакомиться по учебнику с осенними изменениями в неживой и живой природе, выступать с сообщениями по изученному материалу;

рассказывать об осенних явлениях в неживой и живой природе родного края (на основе наблюдений);

 — сопоставлять картины осени на иллюстрациях учебника с теми наблюдениями, которые были сделаны во время экскурсии; прослеживать взаимосвязь осенних явлений в живой природе с явлениями в неживой природе; дополнять сведения, полученные из учебника и экскурсии, своими наблюдениями над осенним трудом человека;

работать со взрослыми: вести наблюдения в природе, подготовить фоторассказ или серию рисунков на тему «Красота осени»;

 — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Звёздное небо

Созвездия Кассиопея, Орион, Лебедь. Представления о зодиаке.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

находить на рисунке знакомые созвездия;

 — сопоставлять иллюстрацию учебника с описанием созвездий;

моделировать созвездия Орион, Лебедь, Кассиопея;

 — знакомиться по учебнику с зодиакальными созвездиями, осуществлять самопроверку;

 — работать со взрослыми: наблюдать звёздное небо, находить на нём изученные созвездия; пользоваться для поиска созвездий на небе атласом-определителем; находить информацию о зодиакальных созвездиях в дополнительной литературе, Интернете;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Заглянем в кладовые Земли

Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Использование человеком богатств земных кладовых, бережное отношение к ним

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

 — практическая работа: исследовать с помощью лупы состав гранита, рассматривать образцы полевого шпата, кварца и слюды;

 — различать горные породы и минералы;

 — работать в паре: с помощью атласа-определителя приводить примеры горных пород и минералов, готовить краткие сообщения о них;

 — читать и обсуждать отрывок из книги А.  Е. Ферсмана («Моя коллекция»);

 — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

09,10

Про воздух и про воду (2 ч)

Воздух. Значение воздуха для растений, животных и человека. Загрязнение воздуха. Охрана чистоты воздуха. Эстетическое воздействие созерцания неба на человека. Вода, её распространение в природе. Значение воды для растений, животных и человека. Загрязнение воды. Охрана чистоты воды. Эстетическое воздействие водных просторов на человека

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

 — рассказывать о значении воздуха и воды для растений, животных и человека;

 — работать в паре: анализировать схемы, показывающие источники загрязнения воздуха и воды;

 — описывать эстетическое воздействие созерцания неба и водных просторов на человека;

 — наблюдать небо за окном и рассказывать о нём, пользуясь освоенными средствами выразительности;

 — работать со взрослыми: находить информацию об охране воздуха и воды в родном крае; наблюдать небо, водные пейзажи, описывать свои впечатления; готовить фоторассказы о красоте неба и воды;

 — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

11,10

16,10

Какие бывают растения

Многообразие растений. Деревья, кустарники, травы. Лиственные и хвойные растения. Эстетическое воздействие растений на человека

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

 — устанавливать по схеме различия между группами растений;

 — работать в паре: называть и классифицировать растения, осуществлять самопроверку;

приводить примеры деревьев, кустарников, трав своего края;

определять растения с помощью атласаопределителя;

 — оценивать эстетическое воздействие растений на человека;

работать со взрослыми: наблюдать и готовить рассказ(фоторассказ) о красоте растений;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

18,10

Какие бывают животные

Многообразие животных. Насекомые, рыбы, птицы, звери, земноводные, пресмыкающиеся. Зависимость строения животных от их образа жизни

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

 — работать в паре: соотносить группы животных и их существенные признаки;

 — работать в группе: знакомиться с разнообразием животных, находить в рассказах новуюинформацию о них, выступать с сообщениями;

 — сравнивать животных (лягушек и жаб) на основании материала книги «Зелёные страницы», выявлятьзависимость строения тела животного от его образа жизни;

 — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

23,10

Невидимые нити

Связи в природе, между природой и человеком. Необходимость сохранения невидимых нитей

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

 — устанавливать взаимосвязи в природе между неживой и живой природой, растениями и животными, различными животными;

 — работать в паре: моделировать изучаемые взаимосвязи; выявлять роль человека в сохранении или нарушении этих взаимосвязей;

 — читать и обсуждать стихотворение Б. Заходера «Про всех на свете», делать вывод о необходимости бережного отношения к природе и сохранения природных связей;

 — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Дикорастущие и культурные растения Дикорастущие и культурные растения, их различие. Разнообразие культурных растений. Легенды о растениях

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения, обозначать соответствующие рисунки цветными фишками, осуществлять контроль и коррекцию;

 — работать в группе: приводить примеры дикорастущих и культурных растений; классифицировать культурные растения по определённым признакам;

 — находить новую информацию в текстах о растениях, обсуждать материалы книги «Великан на поляне»;

 — сочинять и рассказывать сказочную историю о дикорастущем или культурном растении (по своему выбору);

 — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Дикие и домашние животные

Дикие и домашние животные, их сходство и различие. Значение для человека диких и домашних животных. Разнообразие домашних животных

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

 — сравнивать и различать диких и домашних животных, обозначать соответствующие рисунки цветными фишками, осуществлять контроль и коррекцию;

работать в группе: приводить примеры диких и домашних животных, моделировать значение домашних животных для человека, рассказывать о значении домашних животных и уходе за ними;

 — находить в тексте нужную информацию, обсуждать материалы книги «Зелёные страницы»;

сочинять и рассказывать сказочную историю о диком или домашнем животном (по своему выбору);

 — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Комнатные растения

Комнатные растения, их роль в жизни человека. Происхождение наиболее часто разводимых комнатных растений. Уход за комнатными растениями

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

 — узнавать комнатные растения на рисунках, осуществлять самопроверку;

 — работать в паре: определять с помощью атласа-определителя комнатные растения своего класса, находить в атласе-определителе информацию о них;

 — оценивать роль комнатных растений для физического и психического здоровья человека;

 — практическая работа в группе: осваивать приёмы ухода за комнатными растениями в соответствии с инструкцией;

 — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Животные живого уголка

 Животные живого уголка: аквариумные рыбки, морская свинка, хомяк, канарейка, попугай. Особенности ухода за животными живого уголка. Роль содержания животных в живом уголке для физического и психического здоровья человека

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

 — рассказывать о животных живого уголка и уходе за ними;

 — работать в паре: определять животных живого уголка с помощью атласа-определителя и учебника; использовать информацию из атласа-определителя для подготовки сообщения;

рассказывать о своём отношении к животным живого уголка, объяснять их роль в создании благоприятной психологической атмосферы;

 — практическая работа в группе: осваивать приёмы содержания животных живого уголка в соответствии с инструкциями; характеризовать предметы ухода за животными в зависимости от их назначения;

 — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Про кошек и собак Кошки и собаки в доме человека. Поро

ды кошек и собак. Роль кошек и собак в жизни человека. Уход за домашними животными. Ответственное отношение к содержанию домашних питомцев

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

 — определять породы кошек и собак, пользуясь иллюстрациями учебника, атласом-определителем;

 — приводить примеры пород собак с помощью атласа-определителя;

обсуждать роль кошки и собаки в хозяйстве человека и создании благоприятной психологической атмосферы в доме, объяснять необходимость ответственного отношения к домашнему питомцу;

 — работать в группе: использовать тексты учебника как образец для выполнения заданий (составлять словесный портрет своего питомца, извлекать из дополнительной литературы нужную информацию, составлять общий план рассказа о домашнем питомце);

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Красная книга

Необходимость создания Красной книги. Красная книга России и региональные Красные книги. Сведения о некоторых растениях и животных, внесённых в Красную книгу России (венерин башмачок, лотос, женьшень, дровосек реликтовый, белый журавль, зубр). Меры по сохранению и увеличению численности этих растений и животных

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

работать в паре: выявлять причины исчезновения изучаемых растений и животных; предлагать и обсуждать меры по их охране;

работать в группе: читать тексты учебника и использовать полученную информацию для подготовки собственного рассказа о Красной книге; составлять общий план рассказа о редком растении и животном; рассказывать о редких растениях и животных по составленному плану;

работать со взрослыми: узнавать, какие растения и животные родного края внесены в Красную книгу; подготовить с помощью дополнительной литературы, Интернета сообщение о растении или животном из Красной книги России (по своему выбору);

 — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Будь природе другом! Проект «Красная книга, или Возьмём под защиту»

Что угрожает природе. Правила друзей природы. Экологические знаки. Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — работать в паре: по схеме в учебнике анализировать факторы, угрожающие живой природе, рассказывать о них;

знакомиться с правилами друзей природы и экологическими знаками, договариваться о соблюдении этих правил; предлагать аналогичные правила, рисовать условные знаки к ним;

читать и обсуждать рассказ Ю. Аракчеева «Сидел в траве кузнечик»;

 — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

В ходе выполнения проекта дети учатся:

 — распределять обязанности по выполнению проекта;

извлекать информацию из различных источников;

 — готовить рисунки и фотографии (слайды мультимедийной презентации);

 — составлять собственную Красную книгу;

 — презентовать Красную книгу с использованием подготовленных наглядных материалов;

оценивать свои достижения в выполнении проекта

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа»

Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений

Выполнять тестовые задания учебника;

оценивать правильность/неправильность предложенных ответов;

оценивать бережное или потребительское отношение к природе;

формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами

РАЗДЕЛ «ЖИЗНЬ ГОРОДА И СЕЛА» (10 ч)

Что такое экономика

Экономика и её составные части: сельское хозяйство, промышленность, строительство, транспорт, торговля. Связи между составными частями экономики. Экономика родного края. Деньги

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

 — рассказывать об отраслях экономики по предложенному плану;

работать в паре: анализировать взаимосвязи отраслей экономики при производстве определённых продуктов; моделировать взаимосвязи отраслей экономики самостоятельно предложенным способом; извлекать из различных источников сведения об экономике и важнейших предприятиях региона и своего города (села) и готовить сообщения;

 — читать предложенный текст, находить в нём ответы на поставленные вопросы, формулировать собственные вопросы к тексту, оценивать ответы одноклассников;

 — находить в книге «Энциклопедия путешествий. Страны мира» информацию о деньгах разных стран, готовить сообщение;

 — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Из чего что сделано

Использование природных материалов для изготовления предметов. Простейшие производственные цепочки: во что превращается глина, как рождается книга, как делают шерстяные вещи. Уважение к труду людей

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

 — классифицировать предметы по характеру материала, обозначать соответствующие иллюстрации цветными фишками, осуществлять контроль и коррекцию;

 — работать в группе: по рисункам учебника прослеживать производственные цепочки, моделировать их, составлять рассказ, приводить другие примеры использования природных материалов для производства изделий;

 — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Как построить дом

Представление о технологии строительства городского и сельского домов. Строительные машины и материалы. Виды строит ельной техники в зависимости от назначения

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

 — рассказывать (по своим наблюдениям) о строительстве городского и сельского домов;

 — работать в паре: сравнивать технологию возведения многоэтажного городского дома и одноэтажного сельского; узнавать на иллюстрациях учебника строительные машины и строительные материалы, объяснять их назначение, проводить самопроверку, рассказывать о строительных объектах в своём городе (селе);

 — читать текст учебника, находить названные в нём машины на рисунке, рассказывать о строительных машинах, пользуясь информацией учебника, предлагать вопросы к тексту, оценивать ответы одноклассников;

 — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Какой бывает транспорт

Виды транспорта. Первоначальные представления об истории развития транс порта

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

 — работать в паре: классифицировать средства транспорта (предлагать варианты классификации, анализировать схемы и выделять основания для классификации, приводить примеры транспортных средств каждого вида);

 — узнавать по фотографиям транспорт служб экстренного вызова, соотносить его с номерами телефонов экстренного вызова, обозначать соответствие стрелками из цветной бумаги, осуществлять контроль и коррекцию; запомнить номера телефонов экстренного вызова 01, 02, 03;

работать в группе: рассказывать об истории водного и воздушного транспорта, используя информацию учебника и дополнительных источников, составлять общий план рассказа об истории различных видов транспорта;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Культура и образование

Учреждения культуры (музей, театр, цирк, выставочный зал, концертный зал, библиотека) и образования (школа, лицей, гимназия, колледж, университет, консерватория), их роль в жизни человека и общества. Разнообразие музеев. Первый музей России — Кунсткамера

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

 — различать учреждения культуры и образования, узнавать их по фотографиям, приводитьпримеры учреждений культуры и образования, в том числе в своём регионе;

 — извлекать из текста учебника нужную информацию, предлагать вопросы к тексту, отвечать на вопросы одноклассников;

 — обсуждать роль учреждений культуры и образования в нашей жизни;

 — работать со взрослыми: посещать музеи и рассказывать о них; с помощью Интернета совершать виртуальную экскурсию в любой музей (по своему выбору);

 — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Все профессии важны. Проект «Профессии»

Разнообразие профессий, их роль в экономике и в жизни людей. Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

 — рассказывать о труде людей известных детям профессий, о профессиях своих родителей и старших членов семьи, о том, кем бы детям хотелось стать;

работать в паре: определять названия профессий по характеру деятельности и находить их представителей на фотографиях;

 — обсуждать роль людей различных профессий в нашей жизни;

читать и обсуждать рассказ «Кто сделал хлеб», устанавливать взаимосвязь труда людей разных профессий;

 — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

В ходе выполнения проекта дети учатся:

 — распределять обязанности по подготовке проекта (кто о какой профессии будет собирать материал);

интервьюировать респондентов об особенностях их профессий;

подбирать фотографии из семейных архивов;

составлять рассказы о профессиях родных и знакомых;

 — собирать материал в «Большую книгу профессий»;

 — презентовать работы;

 — оценивать результаты выполнения про екта

В гости к зиме (экскурсия) Наблюдение за зимними явлениями в неживой и живой природе

Понимать учебную задачу экскурсии и стремиться её выполнить;

наблюдать за зимними погодными явлениями;

обсуждать зимние явления в неживой природе в прошедшие дни;

 — исследовать пласт снега, чтобы пронаблюдать его состояние в зависимости от чередования оттепелей, снегопадов и морозов;

 — определять деревья по их силуэтам и описаниям в атласе-определителе «От земли до неба»;

 — распознавать осыпавшиеся на снег плоды и семена растений и следы животных;

 — наблюдать поведение зимующих птиц;

формулировать выводы по материалу экскурсии;

оценивать свои достижения и поведение во время экскурсии

В гости к зиме (урок)

Зимние явления в неживой и живой природе

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

 — обобщать наблюдения за зимними природными явлениями, проведёнными во время экскурсий и в предшествующие дни зимы;

работать в группе: знакомиться по материалам учебника с изменениями в неживой и живой природе зимой, готовить сообщения и выступать с ними;

 — формулировать правила безопасного поведения на улице зимой;

 — обсуждать правила охраны природы зимой по материалам книги «Великан на поляне»;

работать со взрослыми: вести наблюдения в природе, фиксировать их в «Научном дневнике», готовить фоторассказ или серию рисунков на тему «Красота зимы»; подкармливать зимующих птиц;

 — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Жизнь города и села»

 Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений

Выполнять тестовые задания учебника;

 — оценивать правильность/неправильность предложенных ответов;

 — формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами

Презентация проектов «Родной город (село)», «Красная книга, или Возьмём под защиту», «Профессии» Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений

Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами;

 — обсуждать выступления учащихся;

 — оценивать свои достижения и достижения других учащихся

РАЗДЕЛ «ЗДОРОВЬЕ И БЕЗОПАСНОСТЬ» (9 ч)

Строение тела человека

Знакомство с целями и задачами раздела. Внешнее и внутреннее строение тела человека. Местоположение важнейших органов и их работа

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

 — работать в группе: называть и показывать внешнее строение тела человека; определять на рисунке учебника или на муляже положение внутренних органов человека; моделировать внутреннее строение тела человека;

 — работа в паре: извлекать из текста учебника информацию о строении и работе внутренних органов человека, предлагать вопросы по содержанию текста, оценивать ответы одноклассников;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Если хочешь быть здоров

Режим дня второклассника. Правила личной гигиены. Режим питания и разнообразие пищи. Уход за зубами

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

рассказывать о своём режиме дня; составлять рациональный режимдня школьника;

 — обсуждать сбалансированное питание школьника;

работать в паре: различать продукты растительного и животного происхождения, осуществлять самопроверку;

 — формулировать правила личной гигиены; характеризовать назначение предметов гигиены, выделять среди них те, которые у каждого человека должны быть собственными;

 — демонстрировать умение чистить зубы, полученное в 1 классе; на основе текста учебника дополнять правила ухода за зубами;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Берегись автомобиля!

Правила безопасного поведения на улицах и дорогах (дорожные знаки, сигналы светофора)

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

 — анализировать представленную на рисунке дорожную ситуацию, выбирать из предложенных подходящий дорожный знак, объяснять своё решение;

 — работа в паре: соотносить изображения и названия дорожных знаков, обозначать соответствие стрелками из цветной бумаги, осуществлять контроль и коррекцию;

 — выбирать и отмечать фишками дорожные знаки, встречающиеся на пути в школу;

 — моделировать сигналы светофоров; характеризовать свои действия как пешехода при различных сигналах;

 — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Школа пешехода

Освоение правил безопасности пешехода. Практическая работа на пришкольном участке или на полигоне ГИБДД (ДПС)

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

 — работа в группе: формулировать правила безопасности на основе прочитанных рассказов;

 — практическая работа: учиться соблюдать изученные правила безопасности под руководством учителя или инструктора ДПС;

 — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Домашние опасности

Правила безопасного поведения в быту

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

 — объяснять с опорой на иллюстрации учебника потенциальную опасность бытовых предметов и ситуаций;

 — работать в группе: на основе текста учебника формулировать правила безопасного поведения в быту, моделировать их с помощью условных знаков, узнавать (расшифровывать) правила по предложенным в учебнике знакам, сравнивать свои знаки с представленными в учебнике;

 — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Пожар!

Правила противопожарной безопасности. Вызов пожарных по телефону

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

 — характеризовать пожароопасные предметы (раскалённые предметы, воспламеняющиеся вещества, открытый огонь);

запомнить правила предупреждения пожара;

 — моделировать вызов пожарной охраны по телефону 101, а так же по единому номеру телефона экстренной помощи 112;

 — работать в паре: рассказывать о назначении предметов противопожарной безопасности; читать и обсуждать рассказ «Горит костёр» в книге «Великан на поляне»;

 — работать со взрослыми: находить в Интернете информацию о работе пожарных, готовить сообщение;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

На воде и в лесу

Правила безопасного поведения на воде и в лесу

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

характеризовать потенциальные опасности пребывания у воды и в лесу;

 — запомнить правила поведения во время купания;

работать в паре: различать съедобные и ядовитые грибы, обозначать их на рисунке фишками разного цвета, осуществлять контроль и коррекцию;

находить нужную информацию в книге «Зелёные страницы» (рассказ «Коварные двойники»);

 — определять с помощью атласа-определителя жалящих насекомых, осуществлять самопроверку;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Опасные незнакомцы

Опасные ситуации при контактах с незнакомыми людьми. Вызов полиции по телефону. Действия в ситуациях «Потерялась», «Мамина подруга» и аналогичных

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

 — характеризовать потенциальные опасности при контактах с незнакомыми людьми (с опорой на иллюстрации учебника); предлагать и обсуждать варианты поведения в подобных ситуациях, запомнить правила поведения при контактах с незнакомцами;

 — моделировать вызов пожарной охраны по телефону 101, а так же по единому номеру телефона экстренной помощи 112;

 — работать в группе: по материалам учебника осваивать правила поведения в ситуациях «Потерялась», «Мамина подруга» и аналогичных, моделировать их в ходе ролевых игр;

 — работать со взрослыми: обсуждать другие опасные ситуации, связанные с незнакомыми людьми, сочинять об этом рассказ по аналогии с рассказами в учебнике;

 — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность»

Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений

Выполнять тестовые задания учебника;

 — оценивать правильность/неправильность предложенных ответов;

 — формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами

РАЗДЕЛ «ОБЩЕНИЕ» (7 ч)

Наша дружная семья

Знакомство с целями и задачами раздела. Семья как единство близких людей. Культура общения в семье. Нравственные аспекты взаимоотношений в семье

Понимать учебные задачи раздела и данного урока и стремиться их выполнить;

 — рассказывать по рисунку и фотографиям учебника о семейных взаимоотношениях, семейной атмосфере, общих занятиях;

формулировать понятие «культура общения»;

 — обсуждать роль семейных традиций для укрепления семьи;

моделировать ситуации семейного чтения и семейных обедов;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Проект «Родословная»

Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распре деление заданий, обсуждение способов и сроков работы

В ходе выполнения проекта дети учатся:

 — интервьюировать родителей о представителях старшего поколения, их именах, отчествах, фамилиях;

отбирать фотографии из семейного архива (желательно отсканировать в едином формате);

 — составлять родословное древо семьи;

 — презентовать свой проект с демонстрацией родословного древа;

 — оценивать свои достижения

В школе

 Классный и школьный коллективы. Совместная учёба, игры, отдых. Этика общения с одноклассниками, учителями и руководством школы

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

рассказывать о своём школьном коллективе, совместных мероприятиях в классе, школе;

 — обсуждать вопрос о культуре общения в школе;

 — формулировать правила общения с одноклассниками и взрослыми в стенах школы и вне её;

 — оценивать с нравственных позиций формы поведения, которые допустимы или недопустимы в школе и других общественных местах;

 — моделировать различные ситуации общения на уроке и переменах;

 — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Правила вежливости

 Правила этикета в общении. Формулы приветствия и прощания. Этикет общения по телефону. Правила поведения в общественном транспорте

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

 — обсуждать, какие формулы вежливости имеются в русском языке и как они применяются в различных ситуациях общения;

знакомиться с вежливыми словами, которые используются в разных странах (с помощью книги «Энциклопедии путешествий. Страны мира»)

 — формулировать правила поведения в общественном транспорте и в общении мальчика с девочкой, мужчины с женщиной;

 — моделировать ситуации общения в различных ситуациях;

 — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Ты и твои друзья

Что самое ценное в дружбе. Отражение ценностей дружбы, согласия, взаимной помощи в культуре разных народов (на примере пословиц и поговорок). Культура поведения в гостях

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

 — работать в группе: обсуждать морально-этические аспекты дружбы на примере пословиц народов России;

 — обсуждать проблему подарка в день рождения друга;

 — обсуждать правила поведения за столом;

 — моделировать правила поведения за столом (практическая работа);

 — формулировать правила этикета в гостях;

 — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Мы — зрители и пассажиры

Правила поведения в общественных местах (в театре, кинотеатре, консерватории, общественном транспорте)

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

 — работать в паре: обсуждать правила поведения в театре (кинотеатре, консерватории);

 работать в паре:обсуждать правила поведения в общественном транспорте (автобусе, троллейбусе, трамвае, метро) и формулировать их на основе иллюстраций учебника;

 — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Общение»

Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений

Выполнять тестовые задания учебника;

 — оценивать правильность/неправильность предложенных ответов;

формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами

РАЗДЕЛ «ПУТЕШЕСТВИЯ» (18 ч)

Посмотри вокруг

Знакомство с целями и задачами раздела. Горизонт. Линия горизонта. Стороны горизонта. Форма Земли

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

 — сравнивать фотографии в учебнике, находить линию горизонта;

различать стороны горизонта, обозначать их на схеме;

 — работать в паре: находить на схеме и называть указанные стороны горизонта, моделировать стороны горизонта;

 — анализировать текст учебника, на его основе объяснять различия во внешнем виде нашей планеты, сопоставлять вид Земли с самолёта (аэрофотосъёмка) с видом Земли из космоса, формулировать вывод о форме Земли;

 — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Ориентирование на местности (2 ч)

Что такое ориентирование на местности. Ориентиры. Ориентирование по компасу, солнцу, местным природным признакам. Компас — прибор для определения сторон горизонта. Как пользоваться компасом.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

работать в паре: находить ориентиры на рисунке учебника, по дороге от дома до школы, в своём городе (селе);

 — практическая работа в паре: знакомиться с устройством компаса и правилами работы с ним, осваивать приёмы ориентирования по компасу;

знакомиться со способами ориентирования по солнцу, по местным природным признакам;

 — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Формы земной поверхности

Равнины и горы. Холмы и овраги. Красота гор

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

 — сопоставлять фотографии равнин и гор для выявления существенных признаков этих форм земной поверхности; анализировать цветовое обозначение равнин и гор на глобусе;

 — работать в паре: сравнивать по схеме холм и гору, осуществлять самопроверку с помощью текста учебника; характеризовать (на основе наблюдений) поверхность своего края;

 — описывать красоту гор (на основе фотографий в учебнике, рассказа Н. И. Сладкова, личных впечатлений);

работать со взрослыми: составлять фоторассказ на тему «Красота гор»;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Водные богатства

Водные богатства нашей планеты: океаны, моря, озёра, реки, каналы, пруды, водохранилища. Части реки. Водные богатства родного края. Красота моря

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

 — различать водоёмы естественного и искусственного происхождения, узнавать их по описанию;

 — работать в паре: анализировать схему частей реки, рассказывать о частях реки по схеме, осуществлять самопроверку; на основе наблюдений рассказывать о водных богатствах своего края;

 — обсуждать эстетическое воздействие моря на человека (по рассказу К. Д. Ушинского, фотографиям в учебнике, личным впечатлениям);

работать со взрослыми: составлять фоторассказ на тему «Красота моря»;

 — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

В гости к весне (экскурсия)

Наблюдения за весенними явлениями природы

Понимать учебную задачу экскурсии и стремиться её выполнить;

 — наблюдать за состоянием погоды, таянием снега, появлением зелени, цветением растений, появлением первых птиц и т. д., используя при этом атлас-определитель «От земли до неба»;

формулировать выводы о весенних явлениях природы, воздействии пробуждения природы на человека;

 — оценивать свои достижения на экскурсии

В гости к весне (урок)

Весенние явления в неживой и живой природе

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

 — рассказывать о своих весенних наблюдениях в природе родного края;

 — работать в группе: знакомиться по учебнику с изменениями в неживой и живой природе весной; находить в книге «Зелёные страницы» информацию на заданную тему, различать известную и новую для себя информацию; узнавать перелётных птиц на рисунке, осуществлять самопроверку; выступать с сообщениями в классе;

 — моделировать взаимосвязи весенних явлений в неживой и живой природе;

 — работать со взрослыми: наблюдать весенние явления в природе, фиксировать результаты наблюдений в рабочей тетради («Мой научный дневник»), составлять фоторассказ или выполнять серию рисунков на тему «Красота весны»;

 — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Россия на карте

Что такое карта. Изображение территории России на карте. Как читать карту. Правила показа объектов на настенной карте

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

сравнивать изображение России на глобусе и карте;

 — работать в паре: соотносить пейзажи России на фотографиях учебника с местоположением их на физической карте России, обозначать их фишками с соответствующими номерами; осваивать приёмы чтения карты (определение сторон горизонта, форм земной поверхности, других объектов с помощью условных знаков);

 — учиться правильно показывать объекты на настенной карте (по инструкции учебника);

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Проект «Города России»

Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы

В ходе работы над проектом дети учатся:

 — распределять обязанности по выполнению проекта;

— в дополнительной литературе и Интернете находить сведения об истории и достопримечательностях избранного для исследования города;

 — составлять презентацию своего исследования, снабдив её фотографиями (открытками, слайдами);

 — презентовать свои проекты (проекты, выполненные в паре, группе);

 — оценивать достижения свои и товарищей;

оформлять стенд «Города России»

Путешествие по Москве Москва — столица нашей Родины. Первоначальные сведения об истории основания города. План Москвы. Герб Москвы. Основные достопримечательности стол ицы

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

 — находить Москву на карте России; знакомиться с планом Москвы, находить на нём достопримечательности столицы;

 — работать в паре: соотносить фотографии достопримечательностей Москвы с собственными наблюдениями, отмечать фишками знакомые объекты, описывать достопримечательности по фотографиям и своим впечатлениям;

 — отличать герб Москвы от гербов других городов;

 — работать со взрослыми: совершить виртуальную экскурсию по Москве с помощью Интернета;

 — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Московский Кремль

Московский Кремль — символ нашей Родины. Достопримечательности Кремля и Красной площади

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

 — обсуждать значение Московского Кремля для каждого жителя России;

 — работать в паре: находить на рисунке в учебнике достопримечательности Кремля, рассказывать о них по фотографии; извлекать из дополнительной литературы информацию о достопримечательностях Кремля и готовить сообщения по предложенному плану;

 — читать текст учебника, находить в нём сведения из истории Кремля в соответствии с предложенными вопросами; сопоставлять современный облик Кремля с видами Кремля в прошлом на картинах А. Васнецова;

 — рассказывать о Красной площади по фотографиям в учебнике и своим впечатлениям, описывать достопримечательности Красной площади по фотографиям;

 — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Город на Неве

Санкт-Петербург — Северная столица России. Герб и план города, архитектурные памятники. Памятник Петру I, история его создания

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

 — находить Санкт-Петербург на карте России; знакомиться с планом Санкт-Петербурга, находить на нём достопримечательности города;

 — работать в паре: соотносить фотографии достопримечательностей Санкт-Петербурга с собственными наблюдениями, отмечать фишками знакомые объекты, описывать достопримечательности по фотографиям и своим впечатлениям; рассказывать по приведённому образцу об одной из достопримечательностей Санкт-Петербурга с использованием (при необходимости) дополнительной литературы;

отличать герб Санкт-Петербурга от гербов других городов;

 — работать со взрослыми: совершить виртуальную экскурсию по Санкт-Петербургу с помощью Интернета;

читать рассказ об истории создания памятника Петру I, предлагать вопросы к рассказу, оценивать ответы одноклассников;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Путешествие по планете

Карта мира. Океаны и материки (континенты), их изображение на карте

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

сравнивать глобус и карту мира; находить, называть и показывать на глобусе и карте мира океаны и материки;

работать в паре: соотносить фотографии, сделанные на разных материках, с местоположением этих районов на карте мира, обозначать их фишками с соответствующими номерами;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Путешествие по материкам

Особенности природы и жизни людей на разных материках. Части света: Европа и Азия

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

 — находить материки на карте мира;

 — работать в группе: знакомиться с особенностями материков с помощью учебника и других источников информации; готовить сообщения и выступать с ними перед классом;

предлагать вопросы по содержанию сообщений, оценивать ответы одноклассников;

 — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Страны мира. Проект «Страны мира» Физические и политические карты. Политическая карта мира. Знакомство с некоторыми странами. Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

 — сравнивать физическую и политическую карты мира;

находить и показывать на политической карте мира территорию России, других стран;

  — работать в паре: соотносить фотографии достопримечательностей отдельных стран с местоположением этих стран на политической карте, обозначать эти страны соответствующими фишками; рассказывать по фотографиям о том, что можно увидеть в разных странах; с помощью карты приводить примеры стран, расположенных на разных материках;

 — пользуясь дополнительной литературой, определять, каким странам принадлежат представленные флаги;

 — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

В ходе выполнения проекта дети учатся:

 — распределять обязанности по выполнению проекта;

 — готовить сообщения (индивидуальные, в парах, в группах) о выбранных странах;

 — подбирать фотографии достопримечательностей (открытки, слайды);

 — презентовать свои исследования с демонстрацией иллюстраций;

 — оценивать свои достижения в выполнении проекта

Итоговая контрольная работа в рамках промежуточной аттестации

Впереди лето

Летние явления в неживой и живой природе. Разнообразие растений и животных, доступных для наблюдений в летнее время. Красота животных

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

определять цветущие летом травы, насекомых и других животных с помощью атласа-определителя «От земли до неба», осуществлять самопроверку;

 — читать и обсуждать рассказ «Разговор в лесу» в книге «Великан на поляне»;

 — приводить примеры летних явлений в неживой и живой природе;

 — рассказывать о красоте животных по своим наблюдениям;

 — работать со взрослыми: за лето подготовить фоторассказы или выполнить рисунки по темам «Красота лета», «Красота животных»;

 — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествия» Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений

Выполнять тестовые задания учебника;

 — оценивать правильность/неправильность предложенных ответов;

 — формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами

Презентация проектов «Родословная», «Города России», «Страны мира» Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений

Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами;

 — обсуждать выступления учащихся;

 — оценивать свои достижения и достижения других учащихся


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование, окружающий мир, 3 класс

Календарно-тематическое планирование уроков окружающего мира в 3 класе по учебнику А.А. Плешакова...

Календарно -тематическое планирование 4 класс окружающий мир.

Календарно- тематическое планирование, 4 класс, окружающий мир, УМК "Школа России"....

Календарно-тематическое планирование. Окружающий мир. 4 класс

Календарно-тематическое планирование в 4 классе. Окружающий мир. Школа России....

Календарно-тематическое планирование. Окружающий мир. 2 класс

КТП во 2 классе. Окружающий мир. Школа России....

Календарно-тематическое планирование окружающий мир 2 класс

Календарно-тематическое планирование окружающий мир 2 класс  "Школа Росси" ФГОС...

календарно-тематическое планирование окружающий мир 3 класс "Школа России"

Календарно-тематическое планирование по окружющему миру для 3 класса "Школа России" А. А. Плешаков...

Календарно-тематическое планирование "Окружающий мир. 1 класс". Плешаков А.А. Мир вокруг нас. 1 класс.

Календарно-тематическое планирование "Окружающий мир. 1 класс". Плешаков А.А. Мир вокруг нас. 1 класс....