Конспект урока по окружающему миру "Где на Земле теплее?", 2 класс
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

На данном уроке  школьники познакомятся  с особенностями природных условий различных участков земного шара в связи с их расположением на Земле и с характером их освещения солнечными лучами.  Научатся извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов,представлять информацию в виде схемы, выявлять сущность, особенности объектов.  На основе анализа объектов делать выводы,обобщать и классифицировать по признакам, ориентироваться на развороте учебника,находить ответы на вопросы в иллюстрации. А также работать в паре и группах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок открытия новых знаний.35.09 КБ

Предварительный просмотр:

Окружающий мир (2-й класс).

Урок 17.

Тема: Где на Земле теплее?

Цели:

ознакомить школьников с особенностями природных условий различных участков земного шара в связи с их расположением на Земле и с характером их освещения солнечными лучами.

Оборудование: глобус, лампа, рисунки холодного, умеренного и жаркого поясов, плакат «Смена времён года» из комплекта «Наглядные материалы по окружающему миру для 2-го класса».

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

и технология оценивания учебных успехов

Ι. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.

– О чём шла речь на прошлом уроке? (Мы говорили о смене времён года.)

– Почему на Земле наблюдается такой процесс? (Земля вращается (обращается) вокруг Солнца, ось наклонена под углом и поэтому в разное время по-разному распределяется тепло по поверхности Земли.)

– Сегодня мы продолжим разговор о том, как распределено тепло по поверхности Земли.

Работа в группах.  

Каждой группе предлагаются загадки.

– Отгадайте загадки.

1. Где на Земле в июне зима?

2. Где в декабре самый короткий день?

3. Какая наклонённая воображаемая линия на Земле является причиной возникновения разных времён года?

4. То пологие, то крутые, то ласковые, то палящие… Что это? Объясните каждое прилагательное.

5. Где в декабре не бывает зимы, не бывает ночи, но кругом снег?

6. Есть ли на нашей планете место, где нет зимы, осени и весны и день всегда равен ночи?

– Давайте поищем его на глобусе и порассуждаем. Скажите, с чем были связаны все загадки? (Загадки касались времён года и продолжительности дня.)

– Как вы считаете, везде ли на Земле есть времена года и как они протекают? Ответы детей.

– Покажите место на глобусе, о котором шла речь на прошлом уроке. Что являлось причинами возникновения там времён года? (Мы считаем, что это место находится между экватором и полюсом. Земная ось наклонена. Поэтому солнечные лучи в разное время по-разному обогревают одну и ту же поверхность планеты. Это происходит из-за разного угла наклона солнечных лучей. Если лучи пологие (косые), греют они слабо. Сильнее всего нагревают поверхность Земли крутые (прямые) солнечные лучи.)

– Говорили мы о других местах на нашей планете? (Мы решили, что везде происходит примерно то же самое.)

– Какой вопрос у вас возникает? (Что же происходит в других частях планеты, например, на полюсах и на экваторе?)

– О чём сегодня пойдёт разговор на уроке?

– Можно так сформулировать ваши вопросы.

Как распределяется тепло по поверхности Земли в разных её точках в разное время в течение года?

– Сегодня мы продолжим наши наблюдения.

– Составим план урока.

План.  3  3

Дети вместе с учителем планируют свою деятельность на уроке.

– Что мы сейчас с вами делали? (Планировали нашу деятельность.)

– Какое умение формировали?

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям,

выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

ΙΙ. Совместное открытие знаний.

1  4   4  7  2

– Давайте посмотрим на нижнюю часть плаката «Смена времён года» (из комплекта наглядных материалов для 2-го класса). Какого цвета не видно в зале? (Белого. Фокусник держит шар наклонённым от зрителей, и они его не видят.)

– Может ли фокусник спрятать от зрителей другие цвета?

– Почему на Северном полюсе Земли зимой не видно солнца?

– А теперь понаблюдайте за освещением на нашем макете (глобус – Земля, лампа – Солнце).

Дети ставят глобус в нужное положение (ось отвёрнута от лампы и направлена на макет Полярной звезды) и наблюдают за происходящим. И приходят к выводу, что в данном положении Антарктида, Южный полюс постоянно освещён Солнцем.

– А что в этот момент происходит на Северном полюсе? Понаблюдайте. (Мы думаем, что в это время на Северном полюсе зима. Интересно, что здесь солнечные лучи не освещают поверхности Земли. Здесь долгая ночь.)

Работа в учебнике.

– Проверьте свои выводы на с. 65. Как называются эти места на Земле? Тепло там или нет?

Дети высказывают свои версии и согласуют их с учебником. Арктика и Антарктика – здесь очень холодно зимой и холодно летом. На глобусе эти места обозначены белым цветом, т.к. они круглый год покрыты снегом. Интересно, что половину года длится полярный день или полярная ночь. Ещё эти места можно назвать холодным поясом.

– Какая линия на глобусе ограничивает холодный пояс? (Эта линия – полярный круг.)

 Что происходит на экваторе? Понаблюдайте и сделайте вывод.

Работа в группах.

– Сравните свои выводы с учебником. Прочитайте об этом на с. 66. Заполните макет.

У каждой группы на столе лежит заготовка для разукрашивания. После наблюдения дети делают вывод, что будет происходить на экваторе.

Жаркий пояс. Вместо зимы и лета различаются сухой и дождливый сезон. Солнечные лучи имеют самый маленький угол наклона. Здесь очень жарко.

– Обозначены ли границы жаркого пояса на глобусе? Как называются эти линии? (Да, это прерывистые линии на глобусе. Они называются тропики.)

– Найдите в учебнике, как называется тот пояс, который располагается между жарким и холодным. Знаком ли он вам? Что вы можете рассказать об этом поясе? (Умеренный пояс. Мы живём в умеренном поясе. Солнце по-разному в разное время года освещает поверхность. Различаются четыре времени года. Летом самые длинные дни, зимой – самые короткие. Осенью и весной есть дни равноденствия, когда день равен ночи.)

– Сколько таких тепловых поясов?

– Отметьте на рисунке все данные об этом поясе.

– Вернёмся к вопросу нашего урока: Как распределяется тепло по поверхности Земли в разных её точках в разное время в течение года? 

– Сможете ли вы теперь на него ответить? Как же можно назвать эти пояса? Найдите ответ в учебнике. Какова тема нашего урока?

– Что мы сейчас делали?

– Какие умения формировали?

ΙΙΙ. Самостоятельное применение знаний.

 4  3

Максимум.

Работа в группах.

Придумайте по одному вопросу-загадке по каждому тепловому поясу.

Далее группам раздаются карточки с заданиями. Нужно выполнить одно (минимум), любые два (минимакс) из предложенных заданий. Максимум: выбрать два задания, выполнить и придумать аналогичный второму заданию вопрос для выполнения его другой группой.

1-я группа.

№ 1. Отметьте всё необходимое о холодном поясе на рисунке.

1. Ось Земли.

2. Полярные круги.

3. Время года.

4. Длина дня и ночи.

№ 2. Найдите информацию в учебнике: где проживают верблюды и попугаи? Верно ли, что зимой там очень жарко и солнце светит дольше всего в году?

№ 3. Какие иллюстрации на с. 68 показывают умеренный пояс? Чего не бывает в этом поясе на с. 69?

 

2-я группа.

№ 1. Отметьте всё необходимое о жарком поясе на рисунке.

1. Ось Земли.

2. Линия тропиков.

3. Время года.

4. Длина дня и ночи.

№ 2. Найдите информацию в учебнике о том, где живут зайцы, медведи, журавли.

№ 3. Какие иллюстрации соответствуют холодному поясу на с. 68? А чего не может быть в холодном поясе из иллюстраций на с. 69?

 

3-я группа.

№ 1. Отметьте всё необходимое об умеренном поясе на рисунке.

1. Ось Земли.

2. Полярные круги и линия тропиков.

3. Время года.

4. Длина дня и ночи.

№ 2. Найдите информацию в учебнике о том, где живут пингвины и белые медведи. Правда ли, что пингвины очень хорошо плавают и не умеют летать, только им трудно спасаться от белых медведей?

№ 3. С какими иллюстрациями на с. 68–69 вы согласны?

Задания выполняются и проверяются.

– Какую работу мы сейчас выполняли?

– Чему научились?

– Кто с ней справлялся легко?

– Кому пока было трудновато?

– Кто или что вам помогло справиться?

– Кто доволен сегодня своей работой?

– Кто хотел бы что-то исправить? Что? Что для этого нужно сделать?

– Какую бы отметку вы себе поставили?

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

ΙV. Итог урока.

– Что нового узнали?

– Как узнали, что помогло?

– Где пригодятся знания?

– Кто из ребят больше всех помог в открытии знаний?

– Как работал ты?

– Как работал ты?

– Какую работу мы сегодня выполняли?

– Чему учились?

– Кто или что вам помогало справиться?

– Кто доволен сегодня своей работой?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру "Условия горения", 2 класс

Данный урок по окружающему миру был разработан по программе развивающего обучения Д.Б. Эльконина-В.В.Давыдова....

Конспект урока по окружающему миру. Тема: "Земля как планета"

ТемаЗемля как планетаЦельсистематизировать знания детей о Земле как планете Солнечной системы;формировать представления о причинах смены дня и ночи, времён года;развивать умение анализировать, сравнив...

конспект урока по окружающему миру с презентацией 3 класс "Кладовые земли Тюльганской"

Растительный мир, животный мир, родники, полезные ископаемые Тюльганского района Оренбургской области....

Конспект урока по окружающему миру «Кладовые земли» (УМК «Перспектива», 3 класс)

Цели: формирование знаний о значении полезных ископаемых и их значении для человека  Планируемые результат:Предметные:- знать представление какие бывают полезные ископаемые, о местонахождении и д...

Конспект урока по окружающему миру "Сокровища земли под охраной человечества" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: познакомить учащихся с объектами Всемирного наследия показать красоту и неповторимость этих достопримечательностей. Планируемые результаты: Предметные: знать...

конспект урока по окружающему миру " Кладовые земли .."

Усвоение новых знаний.Цели урока: Познакомить с горными породами и минералами, развивать мышление, воспитывать наблюдательность.Задачи урока: Формировать представление о важной части неживой природы г...

Конспект урока изобразительного искусства "Пейзаж родной земли" (4 класс )

Цели деятельности учителя: Расширить понятие о пейзаже. Уметь анализировать пейзажи отечественных художников, используя понятия теплые и холодные цвета, мотив. Продолжить овладение техникой аквар...