Природные катастрофы. Землетрясение. Вулкан.
план-конспект урока по окружающему миру

 Исаева Светлана Геннадьевна

Урок-исследование по окружающему миру

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prirodnye_katastrofy._zemletryasenie._vulkan.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Разработала  учитель начальных классов

Исаева Светлана Геннадьевна МОУ «Пуровская СОШ № 1»

Тема урока: Природные катастрофы. Землетрясение. Вулкан.

Цели урока: 

  • дать представление о таких природных катастрофах, как  землетрясения и вулканы; научить оценивать последствия катастрофы  посредством опыта;
  • формировать коммуникативно - информационные умения учащихся;
  • развивать логическое мышление и  творческо - аналитические способности учащихся при анализе ситуации и составлении инструкций – памяток «Правила безопасного поведения во время землетрясения» и «Правила безопасного поведения при извержении вулканов»;
  • способствовать формированию сплоченности классного коллектива и  воспитанию чувства уверенности в себе в экстремальных ситуациях.

  Оборудование: видеомонтаж «Природные катастрофы» (инструментальная музыка «Величие скал» и «Гигантские волны»); аудиозапись мифа о вулкане на фоне М.Таривердиева «Полет»; музыкальный центр; мультимедийный проектор; компьютер; презентация; Толковый словарь С.И.Ожегова (2 шт.); таблички – указатели; карточки с заданиями; химическое оборудование и реактивы: спиртовка, спички, пробиркодержатель, поднос, фарфоровая чашка для выпаривания, дихромат аммония.

 

  Тип урока: урок - исследование

  Применяемые технологии: технология проблемно – диалогического обучения Е.Л.Мельниковой; информационно – коммуникативная технология; здоровьесберегающая технология.

  Методы и средства обучения: метод подводящего к теме диалога, деятельностный подход.

  Формы работы: групповая

Ход урока.

Организационный момент:

- Здравствуйте ребята. Сегодня я предлагаю вам отправиться в мир смелых и интересных  открытий. И поэтому наш учебный кабинет на время превращается… (Одеваю халат)..превращается  в научную лабораторию. А для того, чтобы наши открытия были успешными, у нас сформировались две исследовательские группы № 1 и № 2. Руководители ваших групп:…(пропечатать на бейджике). (Поставить таблички: «Исследовательская группа № 1», «Исследовательская группа № 2»). А я, Исаева Светлана Геннадьевна, буду в роли научного консультанта.

- Давайте посмотрим на экран,  вслушаемся в музыку, и поделимся  впечатлениями (музыка + слайды 2).

- Выскажите ваше мнение, об увиденном и услышанном (мнения детей)

- Как вы думаете, какие открытия сегодня на уроке нас ждут впереди? (слайд 3).

- Что объединяет эти фотокартинки?...?...  Тема…? В природе…? Я принимаю ваши ответы. Молодцы! Но есть  этому общее название, иначе сказать(слайд 3 -  анимация 1 – Природные катастрофы).

- Предположите, а какие природные катастрофы мы рассмотрим и проанализируем более подробно? (слайд 3 – анимация 2. Выделить две картинки).

- Давайте попробуем  сформулировать тему нашего урока? (слайд 4).

- Послушайте несколько поэтических строк. Ваша задача определить, о какой природной катастрофе идет речь.

Стихотворение о землетрясении (слайд 5)

Толчок земли, еще, другой

Покрылось небо слоем пыли…

Смешались люди и машины,

У школы рухнула стена…

-Так о какой же катастрофе идет речь? (предположения детей).

- Как вы понимаете слово «землетрясение»? (ответы детей).

- Предлагаю выполнить задания по группам. - Наше исследование требует определенного времени, поэтому фиксировать его будут песочные часы.

- Возьмите карточки. Прочитайте внимательно задание и приступайте к его выполнению.

(Исследовательская группа № 1- выбрать из предложенных определений землетрясения верный вариант).

(Исследовательская группа № 2 –выбрать признаки близкого землетрясения).

- Внимание, время вышло. Послушаем ответ исследовательской группы №1 Прочитайте задание (ответ детей). А теперь давайте сверим ваши предположения с определением в Толковом словаре русского языка Сергея Ивановича Ожегова

 ( на партах, с. 228; слайд 6).

Землетрясение –  подземные толчки и колебание отдельных участков земной поверхности. 

- Молодцы! Спасибо, но у меня есть дополнения. Я думаю, что они будут интересны вам, ребята:

-- Землетрясения чаще всего случаются в непосредственной близости от высоких гор.

- От чего же происходят землетрясения? Они возникают, когда на глубине в нескольких километрах от поверхности земли начинается перемещение горных пород. Тогда в течение довольно короткого времени одни участки внезапно поднимаются, другие - опускаются. Таким образом, происходит разрыв земных пластов (слайд 7), и земля содрогается. Это и есть землетрясение. Последствия землетрясений очень опасны.

- Как же предсказать грозящее бедствие?

- Существует целый ряд признаков, по которым можно заблаговременно предсказать природную стихию.

-Теперь хотелось бы услышать коллективное мнение «Исследовательской группы № 2»  Озвучьте задание(ответ детей).

- А теперь давайте проверим ваши предположения (слайд 8 «Проверь себя»

Признаки близкого землетрясения:

 - резкие изменения уровня воды в водоемах или ее

   помутнение;

- запах газа в районах, где раньше этого не было;

- нарушение в работе радио, телеграфа,

  электромагнитных приборов;

- слабые толчки земной поверхности).

- Молодцы!

- Но вот, что я хочу сказать вам  ребята: приближающуюся катастрофу помогает ученым выявить специальный прибор - сейсмограф (слайд 9).

- Он помогает предсказать землетрясение и определить его силу.  

- А как вы думаете, существуют ли живые приборы для определения землетрясения? Посоветуйтесь в группах (ответы детей).

 (Слайд 10)  - Именно животные обычно начинают нервничать, кричать, метаться. Они чувствуют приближение беды, даже еще до того, как ее может определить сейсмограф.

 Например, в Японии, где очень часто происходят землетрясения, люди в своих домашних аквариумах содержат особые виды рыбок, например,  кули-кули и сомики…, по поведению которых узнают о предстоящем землетрясении. За несколько часов до толчков, рыбки начинают вести себя беспокойно, мечутся, выбрасываются из воды (слайд 10 – анимация).  

- И так, внимание, движемся дальше! (слайд 11)

(Включить аудиозапись мифа на фоне музыки «Полет»  Микаэ́ла Лео́новича Тариверди́ева:

Жил на свете бог по имени Вулкан. Нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посреди моря. Когда вулкан работал, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел. «Вулкан работает», - со страхом говорили люди и уходили жить подальше от гор, чтобы не спалило огнем их жилища, не засыпало пеплом их сады и поля. Говорят, с тех пор все огнедышащие горы стали называть вулканами.

- Так вот, ребята, последствием землетрясения может быть и извержение вулкана (слайд 12, 13, 14 – анимированный). Глубоко, в земных недрах, под мощным давлением очень сильно разогреваются горные породы.  Они превращаются в магму. Магма насыщена газами. Они сильно давят на магму. Образуются трещины, сквозь которые она изливается на поверхность Земли лавой.  Температура лавы достигает тысячи градусов.

- А хотите увидеть, как это происходит?

- Наша мини – лаборатория позволяет здесь и прямо сейчас увидеть нам все своими глазами.

- Ребята, обратите внимание: на ваших стульях есть специальные халаты для проведения опытов. Оденьте, пожалуйста, их. Здорово! Теперь вы мои ассистенты. Посмотрите на экран. Давайте узнаем основные меры безопасности при проведении опытов (слайд 15).

 (Комментарий к опыту:

- Подойдите поближе.

- Вулканы бывают спящие и действующие. Представьте, что это спящий вулкан и вдруг он проснулся от земных толчков. Смотрите, что при этом происходит. Слады 16, 17, 18.

 Демонстрация опыта (дети находятся на безопасном расстоянии).

- Так что же происходит во время извержения? (слайд 19).

- Взрыв, шум, грохот. Из кратера вырываются клубы дыма, пепла, пара, раскаленные камни, изливается магма.

- Так что же такое вулкан? (ответы детей).

- Молодцы!

- Обратите внимание на экран.

(Слайд 20) Вулкан - это гора с отверстием (кратером) на вершине, из которого (если вулкан действующий), извергаются потоки расплавленной магмы (или лавы) и ядовитые газы.

- Ну как, ребята, не устали? Какого быть учеными? Правда сложно?! Но зато неимоверно интересно!

- Что нового узнали вы сегодня на уроке?

- А что знали ранее?

- О чем бы вам хотелось узнать?

- Что было интересного на уроке?

- Спасибо! Займите свои места.

- Мы вплотную подошли к заключительному этапу. Я хочу вручить вам дневники исследовательской группы, как самый первый научный документ. И предлагаю, каждой группе оценить свою работу, свой вклад в исследовательскую деятельность. И поставить одну общую оценку в дневник. Времени ученым как всегда не хватает, поэтому быстро посоветуйтесь в группах. Покажите всем.

- Молодцы! Обе группы поработали замечательно!

- А хотите узнать, как ваши исследования оценила я? Разгадайте кроссворд (слайд 21).

  1. Находящаяся на глубине огненно-жидкая масса при вскипании и под большим давлением, расширяя трещину в земной коре, устремляется вверх (магма).
  2. Прибор, который помогает предсказывать землетрясения и определять их силу (СЕЙСМОГРАФ).
  3. Коническая гора с кратером на вершине, через который из недр земли время от времени извергается огонь, лава, пепел, горячие газы и обломки горных пород (вулкан).
  4. Какие живые приборы смогут предсказать землетрясение (животные)
  5. Поднимающиеся вверх серые клубы – летучие продукты горения. Слово из трёх букв (дым)
  6. Результатом нашего труда является… (оценка)
  7. Что мы провели в нашей мини-лаборатории, чтобы заочно увидеть извержение вулкана (опыт)?

- Но у меня для вас приготовлен еще один, но очень важный вопрос. Как вы думаете, с извержениями вулканами и землетрясениями можем столкнуться мы, жители Пуровского района?! (ответы детей.) (Нет. Мы живем на равнине, поэтому у нас могут землетрясения только тектонические, т.е. вызванные вмешательством людей (выкачка из земных недр нефти), а мы сегодня говорили о природных.

- Скоро наступит лето, и мы с вами отправимся в отпуск в разные регионы России и за ее пределы. Тогда возникает острая необходимость создать инструкции – памятки «Правила безопасного поведения при землетрясении (исследовательская группа №1) извержении вулканов (исследовательская группа №2)» (слайд 22)

Это и будет вашим домашним заданием.

- Ребята, но несмотря на очень опасную и разрушительную силу вулкана, от него есть и польза (слайд 23).

- Спасибо за работу! (слайд 24).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация Правила поведения при землетрясении

презентация к классному часу в рамках Месячника безопасности при землетрясении...

Безопасность жизнедеятельности в экстремальных ситуациях (пожар, землетрясение, наводнение)

Ознакомление с ситуациями, которые можно назвать “чрезвычайными”, с действиями при чрезвычайных ситуациях....

"Вулканы и землетрясения"

Урок окружающего мира, из цикла бесед о чрезвычайных ситуациях природного характера. Конспект урока и презентация. 4 класс...

классный час "Природные катастрофы. Наводнение"

Разговор о поведение людей в чрезвычайных ситуациях...

Конспект занятия по ОБЖ для 3-4классов «Природные катастрофы – будьте к ним готовы!»

Данное занятие будет интересно учителям начальных классов.В нем рассказывается об опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера,влияющих на жизнь человека....

Природные катастрофы

Классный час на тему: "Природные катастрофы"...

Проект "Землетрясение как природное явление"

Данный проект посвящен теме «Землетрясение  как природное явление». Вместе со обучающими можно изучить понятие землетрясения и сконструировали модель, используя конструктор Lego ...