Рабочая программа по окружающему миру 1 класс Школа России
рабочая программа по окружающему миру (1 класс)

Денгизова Аминат Мурзаевна

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс Школа России

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab._programma_po_okr._miru.docx74.19 КБ

Предварительный просмотр:

К основной образовательной программе

                                                           начального общего образования,

                                                           утвержденной приказом по школе

                                                           от 31.08.2017 № 500

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 учебного предмета

«Окружающий мир»

для 1 класса

на 2017-2018 учебный год

 

 

учителя начальных классов:

Денгизовой Аминат Мурзаевны


Окружающий мир

                                                           Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» для 1 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утверждён приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.09 № 373), Примерной образовательной программы   начального  общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, авторской программы автора А.А.Плешакова «Окружающий мир 1 – 4  классы» методического комплекта «Школа России». М.: Просвещение 2011г. и основной образовательной программы школы.

2. Цели и задачи.

Цели:

— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Задачи:

1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

  1. Описание места учебного предмета в учебном плане

«Окружающий мир» как учебный предмет относится к предметам учебной деятельности федерального компонента учебного плана образовательной области «Естествознание».

Рабочая программа предмета «Окружающий мир» для обучающихся 1 класса рассчитана на 66 часов (2 часа в неделю).

  1. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета

Личностные

Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его ограниченном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории икультуре других народов;

Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

Развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; формации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

    Использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации и   интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными      задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;

Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно – следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;

Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами

Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием предмета «Окружающий мир». Предметные

Понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

Сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

Освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

Развитие навыков устанавливать и выявлять причинно – следственные связи в окружающем мире.

  1. Содержание учебного предмета

Человек и природа.

           Природа – это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др). примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты птиц, смена времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, роза.

             Вещество – это то, из чего состоят все природные объекты и предметы. водные Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твёрдые тела, жидкие, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами.

              Звёзды и планеты. Солнце – ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля – планета, общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Важнейшие природные объекты своей страны, района. Ориентирование на местности. Компас.

               Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времён года.  Смена времён года в родном крае на основе наблюдений.

                Погода, её составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края. Предсказание погоды и его значение в жизни людей.

                Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).

                Водные богатства, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Водные богатства родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).

                Воздух – смесь газов.  Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.

                Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе.

                Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2 – 3 примера).

                Почва, её состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека.

                Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений.

                 Грибы, их разнообразие, значение в природе и жизни людей; съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора грибов.

                 Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение животных (на примере насекомых, рыб, птиц, зверей). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и в жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, названия, краткая характеристика на основе наблюдений.

              Лес, луг, водоём – единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном сообществе: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2 – 3 примера на основе наблюдений).

              Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (природные условия, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы).

             Человек – часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Экологические проблемы и способы их решения. Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы.

             Всемирное наследие. Международная Красная книга. Международные экологические организации (2 – 3 примера). Международные экологические дни, их значение, участие детей в их проведении.

             Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно – двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена системы органов. Измерение температуры тела человека, частоты пульса. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, забота, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями.

Человек и общество.

                Общество – совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Духовно – нравственные и культурные ценности – основа жизнедеятельности общества.

                Человек – член общества, носитель и создатель культуры. Понимание того, как складывается и развивается культура общества и каждого её члена. Общее представление о вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных народов. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения с представителями разных национальностей, социальных групп: проявление уважения, взаимопомощи, умения прислушиваться к чужому мнению. Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах.

                Семья – самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных – долг каждого человека. Хозяйство семьи. Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного древа, истории семьи. Духовно – нравственные ценности в семейной культуре народов России и мира.

                Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Классный, школьный коллектив, совместная учёба, игры, отдых. Составление режима дня школьника.

                Друзья, взаимоотношения между ними: ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах.  Внимание к сверстникам, одноклассникам, плохо владеющим русским языком, помощь им в ориентации в учебной среде и окружающей обстановке.

               Экономика её составные части: промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля. Товары и услуги. Роль денег в экономике. Государственный и семейный бюджет. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей.  Простейшие экологические прогнозы. Построение безопасной экономики – одна из важнейших задач общества.

               Природные богатства и труд людей – основа экономики. Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира. Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство.

               Общественный транспорт. Транспорт городов или села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом. Средства связи: почта, телеграф, телефон, электронная почта.

               Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса. Интернет. Избирательность при пользовании средствами массовой информации в целях сохранения духовно – нравственного здоровья.

                Наша Родина – Россия, Российская Федерация. Ценностно – смысловое содержание понятий: Родина, Отечество, Отчизна. Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция – Основной закон Российской Федерации. Права ребёнка.

                Президент Российской Федерации – глава государства. Ответственность главы государства за социальное и духовно – нравственное благополучие граждан.

              Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно – нравственных связей между соотечественниками. Новый год, Рождество, день защитника Отечества, 8 Марта, День народного единства, День Конституции. Оформление плаката или стенной газеты к общественному празднику.

              Россия на карте, государственная граница России.

              Москва – столица России. Святыни Москвы – святыни России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др.  характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой. Герб Москвы. Расположение Москвы на карте.

             Города России. Санкт – Петербург: достопримечательности, города Золотого кольца России. Святыни городов России.

            Россия – многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта. Основные религии народов России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Уважительное отношение к своему и другим народам, их религии, культуре, истории. Проведение спортивного праздника на основе традиционных детских игр народов своего края.

             Родной край – частица России. Родной город (село), регион: название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Особенности труда людей родного края, их профессии. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края. Проведение дня памяти выдающегося земляка.

           История Отечества. Счёт лет в истории. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Руст, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда, духовно – нравственных и культурных традиций людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. Охрана памятников истории и культуры своего края.

           Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов, религий на Земле. Знакомство с несколькими странами: название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности. Бережное отношение к культурному наследию человечества – долг всего общества и каждого человека.

Правила безопасной жизни.

           Ценность здоровья и здорового образа жизни.

           Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья.

           Личная ответственность каждого человека на сохранение и крепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве.

           Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой. Опасные места в квартире, доме и его окрестностях (балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, пустырь и т.д.). правила безопасности при контактах с незнакомыми людьми.

           Правила безопасного поведения в природе. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.

           Экологическая безопасность. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование.

           Забота о здоровье и безопасности окружающих людей – нравственный долг каждого человека.

Содержание

Кол-во часов

Всего

Теория

Практика

1

Задавайте вопросы.

1

1

2

Что и кто?

20

1

2

3

Как, откуда и куда?

12

11

7

4

Где и когда?

11

10

4

5

Почему и зачем?

22

21

4

Всего

66


  1. Календарно - тематическое планирование

Дата

Тема урока

Основные виды

учебной деятельности обучающегося, оборудование

план

факт

1 четверть

1

Задавайте вопросы.

Введение

Уч. с. 3-8, раб тетрадь с. 3

Учащиеся осваивают первоначальные умения: задавать вопросы; вступать в учебный диалог; пользоваться условными обозначениями учебника; различать способы и средства познания окружающего мира; оценивать результаты своей работы на уроке

«Что и кто?»

2

Что такое Родина?

Уч. с. 10-11, раб. тетрадь

с. 4

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; работать с картинной картой России, актуализировать имеющиеся знания о природе и городах страны, занятиях жителей; сравнивать, различать и описывать герб и флаг России; рассказывать о малой родине» и Москве как столице государства; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

3

Что мы знаем о народах России?

Уч. с. 12-13, раб. тетрадь

с. 5-6

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; рассматривать иллюстрации учебника, сравнивать лица и национальные костюмы представителей разных народов; работать в паре: рассказывать (по фотографиям и личным впечатлениям) о национальных праздниках; обсуждать, чем различаются народы России и что связывает их в единую семью; работать со взрослыми: находить информацию о народах своего края; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

4

Что мы знаем о Москве?

Уч. с. 14-15, раб. тетрадь

с. 7

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию о Москве; узнавать достопримечательности столицы; работать в паре: рассказывать по фотографиям о жизни москвичей — своих сверстников; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на урок

5

Проект «Моя малая Родина»

Уч. с. 16-17, раб. тетрадь

с. 8-9

В ходе выполнения проекта первоклассники с помощью взрослых учатся: фотографировать наиболее значимые достопримечательности своей малой родины; находить в семейном фотоархиве соответствующий материал; интервьюировать членов своей семьи об истории и достопримечательностях своей малой родины; составлять устный рассказ; выступать с подготовленным сообщением, опираясь на фотографии (слайды); оценивать результаты собственного труда и труда товарищей

6

Что у нас над головой?

Уч. с. 18-19, раб. тетрадь

с. 10

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; наблюдать и сравнивать дневное и ночное небо, рассказывать о нём; моделировать форму Солнца;  работать в паре: моделировать форму созвездий; работать со взрослыми: находить на ночном небе ковш Большой Медведицы; проводить наблюдения за созвездиями, Луной, погодой (по заданиям рабочей тетради); отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

7

Что у нас под ногами?

Уч. с. 20-21, раб. тетрадь

с. 10-11

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; группировать объекты неживой природы (камешки) по разным признакам; практическая работа: определять образцы камней по фотографиям, рисункам атласа-определителя; различать гранит, кремень, известняк; работать в паре: использовать представленную информацию для получения новых знаний, осуществлять самопроверку; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

8

Что общего у разных растений?

Уч. с. 22-23, раб. тетрадь

с. 12-13

Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить; рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию; практическая работа в группе: находить у растений их части, показывать и называть; работать в паре: использовать представленную информацию для получения новых знаний, различать цветки и соцветия, осуществлять самопроверку; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

9

Что растёт на подоконнике?

Уч. с. 24-25, раб. тетрадь

с. 13-14

Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить; наблюдать комнатные растения в школе и узнавать их по рисункам; практическая работа: определять комнатные растения с помощью атласа-определителя; различать изученные растения; работать в паре: использовать представленную информацию для получения новых знаний о родине комнатных растений, осуществлять "самопроверку; приводить примеры комнатных растений; рассказывать об особенностях любимого растения; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

10

Что растёт на клумбе?

Уч. с. 26-27, раб. тетрадь с. 15-16

Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить; наблюдать растения клумбы и дачного участка и узнавать их по рисункам; практическая работа: определять растения цветника с помощью атласа-определителя; работать в паре: узнавать по фотографиям растения цветника, осуществлять самопроверку; рассказывать о любимом цветке; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

11

Что это за листья?

Уч. с. 28-29, раб. тетрадь с. 16-18

Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить; наблюдать осенние изменения окраски листьев на деревьях; узнавать листья в осеннем букете, в гербарии, на рисунках и фотографиях; сравнивать и группировать листья по различным признакам; практическая работа в группе: определять деревья по листьям; описывать внешний вид листьев какого-либо дерева; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

12

Что такое хвоинки?

Уч. с. 30-31, раб. тетрадь с. 19-21

Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить; различать лиственные и хвойные деревья;

практическая работа в группе: определять деревья с помощью атласа-определителя; сравнивать ель и сосну; описывать дерево по плану; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

13

Кто такие насекомые?

Уч. с. 32-33, раб. тетрадь с. 22-23

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них информацию о строении насекомых, сравнивать части тела различных насекомых; работать в паре: узнавать насекомых на рисунке, определять насекомых с помощью атласа-определителя, осуществлять самопроверку, приводить примеры насекомых; сочинять и рассказывать сказочные истории 1 по рисункам;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

14

Кто такие рыбы?

Уч. с. 34-35, раб. тетрадь

с. 24

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию; моделировать строение чешуи рыбы с помощью монет или кружочков из фольги; работать в паре: узнавать рыб на рисунке, осуществлять самопроверку; описывать рыбу по плану; приводить примеры речных и морских рыб с помощью атласа-определителя, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

15

Кто такие птицы?

Уч. с. 36-37, раб. тетрадь с. 25-26

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию; практическая работа: исследовать строение пера птицы; работать в паре: узнавать птиц на рисунке, определять птиц с помощью атласа-определителя, проводить самопроверку; описывать птицу по плану; сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

16

Кто такие звери?

Уч. с. 38-41, раб. тетрадь с. 27-28

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию; практическая работа: исследовать строение шерсти зверей; работать в паре: узнавать зверей на рисунке, определять зверей с помощью атласа-определителя, проводить самопроверку; устанавливать связь между строением тела зверя и его образом жизни; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

17

Что окружает нас дома?

Уч. с. 42-43, раб. тетрадь с. 29-30

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; характеризовать назначение бытовых предметов; находить на рисунке предметы определённых групп; работать в паре: группировать предметы домашнего обихода; проводить взаимопроверку; приводить примеры предметов разных групп;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

18

Что умеет компьютер?

Уч. с. 44-45, раб. тетрадь

с. 31

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; определять составные части компьютера; характеризовать назначение частей компьютера; сравнивать стационарный компьютер и ноутбук; работать в паре: рассказывать (по рисунку-схеме) о возможностях компьютера, обсуждать значение компьютера в нашей жизни; моделировать устройство компьютера; соблюдать правила безопасного обращения с компьютером; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

2 четверть

19

Что вокруг нас может быть опасным?

Уч. с. 46-47, раб. тетрадь с. 32-33

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

выявлять потенциально опасные предметы домашнего обихода;

характеризовать опасность бытовых предметов; работать в паре: формулировать правила перехода улицы, проводить самопроверку; моделировать устройство светофора; оценивать своё обращение с предметами домашнего обихода и поведение на дороге; сочинять и рассказывать сказку по рисунку учебника; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

20

На что похожа наша планета?

Уч. с. 48-49, раб. тетрадь с. 33

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

выдвигать предположения и доказывать их; использовать глобус для знакомства с формой нашей планеты; работать в паре: рассматривать рисунки-схемы и объяснять особенности движения Земли; моделировать форму Земли; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

21

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?» Уч. с. 50-54, раб. тетрадь с. 34

Выполнять тестовые задания учебника; выступать с сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами; обсуждать выступления учащихся; оценивать свои достижения и достижения других учащихся

«Как, откуда и куда?»

22

Как живёт семья? Проект «Моя семья» Уч. с. 56-59, раб. тетрадь с. 35-37

Понимать учебную задачу данного урока и стремиться её выполнить; рассказывать о жизни семьи по рисункам учебника; называть по именам (отчествам, фамилиям) членов своей семьи;

рассказывать об интересных событиях в жизни своей семьи;

23

Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? Уч. с. 60-61, раб. тетрадь с. 38-40

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

прослеживать по рисунку-схеме путь воды; обсуждать необходимость экономии воды; выяснять опасность употребления загрязнённой воды; практическая работа: проводить опыты, показывающие загрязнение воды и её очистку; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке,

24

Откуда в наш дом приходит электричество?

Уч. с. 62-63, раб. тетрадь с. 40-41

Отличать электроприборы от других бытовых предметов, не использующих электричество; запомнить правила безопасности при обращении с электричеством и электроприборами; анализировать схему выработки электричества и способа его доставки потребителям; обсуждать необходимость экономии электроэнергии; практическая работа в парах.

25

Как путешествует письмо?

Уч. с. 64-65, раб. тетрадь с. 42-43

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

наблюдать за работой почты и рассказывать о ней; работать в паре: строить из разрезных деталей схему доставки почтовых отправлений, рассказывать по схеме о путешествии письма, проводить взаимопроверку; различать почтовые отправления: письма, бандероли, посылки, открытки; работать в группе: высказывать предположения о содержании иллюстраций и осуществлять самопроверку; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

26

Куда текут реки?

Уч. с. 66-67, раб. тетрадь с.

43-45

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; прослеживать по рисунку-схеме путь воды из реки в море; сравнивать реку и море; различать пресную и морскую воду; практическая работа в паре: рассматривать морскую соль и проводить опыт по «изготовлению» морской воды; сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку; практическая работа в группе: проводить опыты по исследованию снега и льда в соответствии с инструкциями, формулировать выводы из опытов; наблюдать форму снежинок и отображать её в рисунках; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

27

Откуда берутся снег и лёд?

Уч. с. 68-69, раб. тетрадь с. 45-47

Знания: узнают, что снег и лёд - это состояния воды, изучат свойства снега и льда. Умения: научатся отличать снег ото льда по их свойствам. Навыки: оформлять творческие работы (рисунки)

28

Как живут растения? Уч. с. 70-71, раб. тетрадь

с. 48-49

 Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; наблюдать за ростом и развитием растений, рассказывать о своих наблюдениях; прослеживать по рисунку-схеме этапы жизни растения; формулировать выводы об условиях, необходимых для жизни растений; практическая работа в паре: ухаживать за комнатными растениями; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке, работать в группе: выполнять задания, формулировать выводы, осуществлять самопроверку; практическая работа в паре: ухаживать за животными живого уголка

29

Как живут животные? Уч. с. 72-73, раб. тетрадь с. 50-51

Знания: познакомятся с условиями жизни животных. Умения: научатся правильно называть детёнышей животных. Навыки: определять среду обитания животного по его внешнему виду

30

Как зимой помочь птицам?

Уч. с. 74-75, раб. тетрадь с. 52-54

Знания: научатся различать наиболее распространенных зимующих птиц. Умения: научатся делать кормушку из бумажного пакета, подбирать корм для птиц. Навыки: повторят правила бережного отношения к окружающей среде

31

Откуда берутся шоколад, изюм, и мёд? Откуда берётся и куда девается мусор? Уч. с. 76-79, раб. тетрадь с. 54-55

Знания: усвоят, что за обычным мусором скрывается большая проблема, которую приходится решать всем людям. Умения: научатся сортировать мусор из разного материала. Навыки: соблюдать чистоту в доме, городе, на природе, в школе

32

Откуда в снежках грязь?

Уч. с. 80-81, раб. тетрадь с. 56-57

Знания: усвоить, что заводы, фабрики, автомобили загрязняют Землю, что людям необходимо защищать ее от загрязнений. Умения: научатся использовать различные фильтры.

Навыки: соблюдать чистоту в доме, городе, на природе, в школе

3 четверть

«Где и когда?»

33

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?»

Уч. с. 82-87, раб. тетрадь с. 58

Выполнять тестовые задания учебника; выступать с сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами; обсуждать выступления учащихся; оценивать свои достижения и достижения других учащихся

34

Когда учиться интересно?

Уч. с. 4-5, раб. тетрадь с. 3

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

анализировать иллюстрации учебника, обсуждать условия интересной и успешной учёбы; работать в паре: сравнивать фотографии в учебнике, рассказывать о случаях взаимопомощи в классе; рассказывать о своём учителе; формулировать выводы из коллективного обсуждения; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

35

Проект «Мой класс и моя школа». Уч. с. 6-7, раб. тетрадь с. 4-5

Знания: о школе и своем классе. Умения: фотографировать наиболее интересные события в классе, здание школы, классную комнату и т. д., коллективно составлять рассказ о школе и классе;

презентовать итоги коллективного проекта, сопровождая рассказ фотографиями (слайдами);  оформлять фотовыставку;  оценивать результаты собственного труда и труда товарищей

36

Когда придёт суббота?

Уч. с. 8-9, раб. тетрадь

с. 6-8

Знания: усвоят, что такое настоящее, прошлое и будущее. Умения: научатся определять, какой день недели был вчера и какой будет завтра. Навыки: знать по порядку все дни недели

37

Когда наступит лето?

Уч. с. 10-11, раб. тетрадь

с. 9-10

Знания: усвоят, в какой последовательности сменяются времена года. Умения: научатся узнавать время года по характерным признакам. Навыки: творческое оформление ответа (рисунок, стишок и т. п.)

38

Где живут белые медведи?

Уч. с. 12-13, раб. тетрадь с. 11-12

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

практическая работа в паре: находить на глобусе Северный Ледовитый океан и Антарктиду, характеризовать их, осуществлять самоконтроль; рассматривать и сравнивать иллюстрации учебника, извлекать из них информацию о животном мире холодных районов; приводить примеры животных холодных районов; устанавливать связь между строением, образом жизни животных и природными условиями; приводить примеры животных жарких районов; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

39

Где живут слоны?

Уч. с. 14-15, раб. тетрадь с. 12-13

Знания: усвоят, что на Земле есть районы, где круглый год жарко.

Умения: научатся находить их на глобусе и приводить примеры животных этих районов. Навыки: элементарные приемы работы с глобусом

40

Где зимуют птицы? Как жили динозавры? Уч. 16-19, раб. тетрадь с. 14-15

Знания: усвоят, что одни птицы зимуют в наших краях, а другие улетают в теплые края. Умения: научатся приводить примеры птиц каждой группы. Навыки: бережное отношение к животному миру

41

Когда появилась одежда?

Уч. с. 20-21, раб. тетрадь с. 15-16

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

прослеживать с помощью иллюстраций учебника историю появления одежды и развития моды; описывать одежду людей по рисунку; отличать национальную одежду своего народа от одежды других народов; работать в паре: различать типы одежды в зависимости от её назначения, подбирать одежду для разных случаев; работать со взрослыми: изготавливать маскарадный костюм; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

42

Когда изобрели велосипед?

Уч. с. 22-23, раб. тетрадь с. 17-18

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

сравнивать старинные и современные велосипеды; работать в паре: извлекать из учебника информацию об устройстве велосипеда, осуществлять самопроверку; обсуждать роль велосипеда в нашей жизни; запомнить правила безопасной езды на велосипеде; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

43

Когда ты станешь взрослым? Уч. с. 24-25, раб. тетрадь с. 18-19

Знания: усвоят, что человек и окружающий мир со временем меняются; что, вырастая, человек выбирает для себя дело в жизни, профессию; что для счастливой жизни нужно беречь чистоту и красоту окружающего мира. Умения: определять профессию человека по внешним признакам (одежда, головной убор и т. п.). Навыки: бережное отношение к окружающему миру

44

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?» Презентация проекта «Мой класс и моя школа». Уч. с. 26-30, раб. тетрадь с. 20

Знания: обобщат полученные знания. Умения: научатся перечислять основные способы получения информации об окружающем мире (наблюдали и делали опыты, слушали учителя и других взрослых, работали с учебником и другими книгами и т. д.). Навыки: уметь использовать приобретённые знания для удовлетворения познавательных интересов

«Почему и зачем?»

45

Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью?

Уч. с. 32-33, раб. тетрадь с. 21-22

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

сопоставлять видимые и реальные размеры звёзд, в том числе и Солнца; работать в паре: моделировать форму, цвет, сравнительные размеры некоторых звёзд (Альдебаран, Регул, Солнце, Сириус), проводить взаимопроверку; использовать атлас-определитель для получения нужной информации; моделировать созвездие Льва; работать со взрослыми: наблюдать картину звёздного неба, находить на нём созвездие Льва; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

46

Почему Луна бывает разной?

Уч. с. 34-35, раб. тетрадь с. 22-23

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

анализировать схемы движения Луны вокруг Земли и освещения её поверхности Солнцем; формулировать выводы о причинах изменения внешнего вида Луны; моделировать из пластилина форму Луны; рассказывать с помощью рисунков в учебнике об изучении Луны учёными, осуществлять самопроверку; работать со взрослыми: наблюдать за изменениями внешнего вида Луны, фиксировать результаты наблюдений в рабочей тетради; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

47

Почему идет дождь и дует ветер? Уч. с. 36-37, раб. тетрадь с.23-24

Знания: научатся объяснять причины возникновения дождя и ветра. Умения: научатся различать виды дождя и ветра.

Навыки: выбирать одежду по погоде

48

Почему звенит звонок?

Уч. с. 38-39, раб. тетрадь с.25-26

Знания: усвоят, что звук возникает из-за дрожания, колебания предметов и невидимой волной доходит до наших ушей. Умения: использовать приобретенные знания для удовлетворения познавательных интересов. Навыки: соблюдать правила гигиены

4 четверть

49

Почему радуга разноцветная?

Уч. с. 40-41, раб. тетрадь с. 26-27

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; описывать чувства, возникающие при виде радуги; называть цвета радуги по своим наблюдениям и рисунку учебника; запомнить последовательность цветов радуги с помощью мнемонического приёма; высказывать предположения о причинах возникновения радуги, осуществлять самопроверку;

работать в паре: отображать последовательность цветов радуги с помощью цветных полосок, осуществлять взаимопроверку; сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

50

Почему мы любим кошек и собак?

Уч. с. 42-43, раб. тетрадь с. 27

Знания: познакомятся с условиями жизни кошки и собаки, с основными правилами содержания этих животных. Умения: научатся правильно обустраивать уголок для кошки и собаки.

Навыки: правила безопасности при общении с чужими домашними животными

51

Проект «Наши домашние питомцы». Уч. с. 44-45, раб. тетрадь с. 28-29

Знания: познакомятся с условиями жизни кошки и собаки, с основными правилами содержания этих животных. Умения: научатся составлять проект по теме. Навыки: правила безопасности при общении с чужими домашними животными

52

Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?

Уч. с. 46-47, раб. тетрадь с. 30-33

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

работать в паре: определять цветы и бабочек с помощью атласа-определителя, осуществлять самопроверку; рассматривать и сравнивать рисунки учебника, оценивать поступки других людей и свои собственные по отношению к природе, формулировать правила поведения в природе, сопоставлять их с эталоном; устанавливать взаимосвязь цветов и бабочек на основе информации учебника; сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

53

Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? Почему их так назвали?

Уч. с. 48-51, раб. тетрадь с. 34

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

определять лесных обитателей по звукам, которые они издают; передавать голосом звуки леса; объяснять (с опорой на рисунок учебника), почему в лесу нужно соблюдать тишину; работать в паре: устанавливать причинно-следственные связи (на основе информации учебника), осуществлять самопроверку, оценивать своё поведение в лесу и поведение других людей на основании чтения (прослушивания) рассказов из книги «Великан на поляне»;  формулировать правила поведения в природе; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

54

Зачем мы спим ночью?

Уч. с. 52-53, раб. тетрадь с. 35

Знания: усвоят, что мы спим для того, чтобы отдохнуть и набраться сил. Умения: научатся правильно вести себя перед сном.

Навыки: закрепят правила сохранения и укрепления здоровья

55

Почему нужно есть много овощей и фруктов? Уч. с. 54-55, раб. тетрадь с. 36-38

Знания: усвоят, что овощей и фруктов надо есть как можно больше, потому что в них много витаминов. Умения: научатся приводить примеры овощей и фруктов. Навыки: правила мытья фруктов и овощей перед едой

56

Почему нужно чистить зубы и мыть руки? Уч. с. 56-57, раб. тетрадь с. 38-39

Знания: усвоят, что чистить зубы и мыть руки необходимо для здоровья, что чистить зубы нужно два раза в день - утром и вечером, а мыть руки - перед едой, после посещения туалета, после игры с животными и в других случаях, когда руки пачкаются. Умения: научатся правильно чистить зубы и мыть руки. Навыки: закрепят правила сохранения и укрепления здоровья

57

Зачем нам телефон и телевизор?

Уч. с. 58-59, раб. тетрадь с. 39-40

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

различать средства связи и средства массовой информации; рассказывать (с опорой на фотографии в учебнике) о видах телефонов; объяснять назначение радиоприёмника, телевизора, газет и журналов; работать в паре: сравнивать старинные и современные предметы (телефоны, телевизоры, радиоприёмники); обсуждать назначение Интернета; моделировать ситуации вызова экстренной помощи по телефону; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

58

Зачем нужны автомобили?

Уч. с. 60-61, раб. тетрадь с. 41

Знания: научатся объяснять назначение автомобилей; узнают о назначении ремня безопасности. Умения: научатся различать по внешнего виду основные группы автомобилей. Навыки: запомнить, что детям запрещено ездить на переднем сиденье автомобиля

59

Зачем нужны поезда?

Уч. с. 62-63, раб. тетрадь с. 42-43

Знания: усвоят различия (по назначению) между товарным поездом, электричкой, пассажирским поездом дальнего следования и поездом метро. Умения: научатся соблюдать правила поведения вблизи железной дороги. Навыки: уметь использовать приобретённые знания для удовлетворения познавательных интересов

60

Зачем строят корабли?

Уч. с. 64-65, раб. тетрадь с. 44-45

Знания: познакомятся с основными группами судов. Умения: научатся различать по внешнему виду основные группы судов; приводить примеры спасательных средств на корабле; научатся объяснять, зачем строят корабли. Навыки: уметь использовать приобретённые знания для удовлетворения познавательных интересов

61

Зачем строят самолеты?

Уч. с. 66-67, раб. тетрадь с. 46

Знания: познакомятся с устройством самолёта. Умения: научатся классифицировать самолеты по их назначению. Навыки: уметь использовать приобретённые знания для удовлетворения познавательных интересов

62

Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности? Уч. с. 68-69, раб. тетрадь с. 47

Знания: усвоят почему нужно соблюдать правила поведения в автомобиле и поезде. Умения: научатся соблюдать правила поведения в автомобиле и поезде. Навыки: уметь использовать приобретённые знания для удовлетворения познавательных интересов

63

Почему на корабле и в самолете нужно соблюдать правила безопасности? Уч. с. 70-71, раб. тетрадь с. 48-49

Знания: усвоят почему нужно соблюдать правила поведения в самолете и на корабле. Умения: научатся соблюдать правила поведения в самолете и на корабле Навыки: уметь использовать приобретённые знания для удовлетворения познавательных интересов

64

Зачем люди осваивают космос?

Уч. с. 72-73, раб. тетрадь с. 50-51

Знания: запомнят, что первым космонавтом был Юрий Алексеевич Гагарин; усвоят, что космонавты летают в космос для проведения научных исследований. Умения: научатся различать естественный и искусственные спутники Земли. Навыки: уметь работать в группах

65

25.05

Почему мы часто слышим слово «экология»? Уч. с. 74-75, раб. тетрадь с.52-53

Знания: усвоят, что экология - это наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к Земле; запомнить, что 22 апреля отмечается День Земли. Умения: повторят правила поведения на природе. Навыки: уметь работать в группах

66

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Почему и зачем?» Уч. с. 76--83, раб. тетрадь с. 54

Знания: обобщат полученные знания. Умения: научатся перечислять основные способы получения информации об окружающем мире (наблюдали и делали опыты, слушали учителя и других взрослых, работали с учебником и другими книгами и т. д.). Навыки: уметь использовать приобретённые знания для удовлетворения познавательных интересов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Школа России", 4 класс

Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Школа России", 4 класс...

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России" 1 класс

Модульная программа курса «Окружающий мир» в 1 классе составлена по учебнику с экологической направленностью А.А.Плешакова «Мир вокруг нас» из расчета 2 часа в неделю. На изучение программного материа...

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России" 3 класс

В рабочую программу по окружающему миру входят пояснительная записка и календарно-тематическое планирование УМК "Школа России" за 3 класс, автор Плешаков А.А....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по окружающему миру УМК Школа России 4 класс c УУД

Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе ФГОС второго поколения и системы учебников «Школа России». ...

Рабочая программа по окружающему миру (УМК "Школа России" 1-4 классы)

Рабочая программа разработана для учащихся 1-4 классов....

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа России» 1 класс

Рабочая программапо окружающему мируУМК «Школа России» 1 класс. Календарно-тематическое планирование...