Урок по окружающему миру "Какие бывают растения"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Городкова Нина Николаевна

Учащиеся научатся как

  • делить растения на группы по отличительным признакам;
  •  узнают значение растений для окружающей среды и поймут необходимость бережного отношения к природе;
  • научатся  анализировать, обобщать, классифицировать, сравнивать изучаемый объект – растение;
  • смогут использовать полученные знания в практической деятельности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabot_urok.docx31.74 КБ

Предварительный просмотр:

Рыбинский филиал

МБОУ Алгасовской СОШ

Разработка урока по окружающему миру.

Какие бывают растения.

2 класс.

Разработала и провела

Городкова Н.Н

учитель начальных классов

1 категория

КАКИЕ БЫВАЮТ РАСТЕНИЯ.

 2 класс

ТИП УРОКА: 

открытие нового знания

ЦЕЛИ УРОКА:

Обучающие:

  1.  Формировать знания об основных группах растений.
  2.  Формировать знания о важности растений для всего живого на Земле, о бережном отношении к ним.
  3.  Учить вести наблюдения, делать выводы по результатам наблюдений, анализировать и обобщать.

Развивающие:

  1.  Создать условия для личностного развития ученика.
  2.  Продолжать учить самостоятельной деятельности и работе в группе и парах.
  3.  Развивать способности к конструктивному творчеству, наблюдательности, умению сравнивать и делать выводы.

Воспитательные:

  1.  Создать условия для воспитания бережного отношения к окружающей среде, хозяйственного подхода к использованию природных богатств.
  2.  Создать условия для воспитания коммуникативной культуры, умения работать в группах, выслушивать и уважать мнение других, ответственности за результаты своего труда; чувства взаимопомощи, поддержки.

ЗАДАЧИ УРОКА.

Предметные: учить детей приводить примеры названий деревьев, кустарников и травянистых растений, научить выделять во внешнем строении растений признаки, указывающие на принадлежность к той или иной группе.

Метапредметные:

 Личностные:  создавать условия для формирования  положительного отношения  к учебному материалу; осознавать значение учебной деятельности; принимают ценности мира.

 Регулятивные: формировать и развивать умения понимать выделенные учителем ориентиры действия в  учебном материале, самостоятельно их находить, удерживать цель деятельности.

Познавательные: понимать знаки, символы, приведённые в учебнике, анализировать объекты с выделением существенных признаков и делать обобщения – формулировать простейшие выводы, создавать опорные схемы по теме урока.

Коммуникативные: использовать в общении правила вежливости; строить понятные для партнёра высказывания.

ПЛАНИРУЕМЫЕ  РЕЗУЛЬТАТЫ

Учащиеся научатся:

  • делить растения на группы по отличительным признакам;
  •  узнают значение растений для окружающей среды и поймут необходимость бережного отношения к природе;
  • научатся  анализировать, обобщать, классифицировать, сравнивать изучаемый объект – растение;
  • смогут использовать полученные знания в практической деятельности.

Оборудование: презентация к уроку, наглядный  материал.

  учебник А.Плешакова “Окружающий мир” 2 класс,

 

Ход урока.

  1. Организационный момент.


“Счастье – это быть с природой, видеть её, говорить с ней”, – писал великий русский писатель Лев Николаевич Толстой.

Природа говорит с нами ароматом цветов, журчанием ручья, мерцанием звезд, грохотом водопада, сиянием луны, дождем и радугой, пением птиц и порханием мотыльков, шепотом трав и шелестом листьев.

Прислушайтесь! Присмотритесь внимательней! Вокруг – красота мира, красота природы. Природа дарит нам свою красоту, любуйтесь ею!

Каждый получает тест, заполняет таблицу и мы получаем ключевое слово урока.

Тест.

  1. Сочетание температуры воздуха, облачности, осадков, ветра называют…

л) природой   р) погодой   м) природными явлениями

           2.  Первый осенний месяц:

                в) октябрь   б) ноябрь   а) сентябрь

           3.  С чем связаны осенние похолодания?

                з) улетают птицы   ж) дует ветер   с) Солнце ниже поднимается над горизонтом

           4.  Чем измеряют температуру?

                д) линейкой   в) барометром   т) термометром

           5.  При какой температуре теплее всего?

                е) +10   э) -20   и) 0

           6.  Что является известняком?

                н) мел   м) глина   л) песок

           7.  Какой самый важный газ воздуха человек использует при дыхании?

                ы) азот   и) кислород   о) углекислый газ

           8.  Дождь – это какое состояние воды?

                я) жидкое   ё) твёрдое   з) газообразное.

            После выполнения заданий теста, учащиеся заполняют таблицу, в которой получается слово растения.

1

2

3

4

5

6

7

8

р

а

с

т

е

н

и

я

 

2.   Изучение нового материала.

–Куда бы вы ни посмотрели, повсюду увидите растения. Растения растут на лугах, в степях, в горах, в безводных пустынях и топких болотах, в морях, океанах, прудах и реках. На уроке вы найдете ответ на этот вопрос (презентация, слайд 1): «Какие бывают растения?». А вот, куда мы мысленно отправимся за поиском ответа, вы узнаете, прослушав стихотворение (учитель читает стихотворение в сопровождении презентации, слайд 2).

Вам низко кланяюсь, леса,-

Корням, стволам и каждой ветке.

Вам покланялись наши предки

Еще до веры в небеса.

Вам низко кланяюсь, леса,-

Зверям, букашкам, каждой птице.

Живу с надеждой возвратиться

К вам снова: верю в чудеса.

- Сегодня мы будем путешествовать по лесу. Прислушайтесь и послушайте.!  (звуки леска)

3.    Знакомство с разнообразием растений.

Учитель вывешивает картину «Лес».

-Посмотрите на картину, вспомните, когда вы ходили в лес, какие растения вы встречали, какие растения растут в лесу? (Ответы детей могут быть самые различные: от сосны до земляники.)Слайд.2.

- Наша задача- разделить все растения на группы.  Слайд

 Какая группа будет самая первая? (Деревья. ) Слайд.

-Чем деревья отличаются остальных растений? (У них есть один большой ствол, покрытый корой, от которого отходят ветви.) Слайд

-Все ли деревья одинаковы в лесу? Отгадайте, о каких деревьях идет речь:

Русская красавица                                    Кудри в речку опустила,

Стоит на поляне.                                        И о чем-то загрустила,

В зеленой кофточке,                                 А о чем она грустит,  

В белом сарафане.                                   Никому не говорит.  

(Береза)                                                        (Ива)      

   Весной зеленела,                                     Что же это за девица?

 Летом загорала,                                        Не швея, не мастерица,

 Осенью надела,                                         Ничего сама не шьёт,

   Красные кораллы.                                    А в иголках круглый год.

   (Рябина)                                                       (Ель)            

  Никто не пугает,

 А она вся дрожит.

 (Осина)

- Чем ель отличается от остальных деревьев? (У ели иголки вместо листьев.) Деревья бывают лиственные и хвойные.Слайд

  Лиственные- это деревья, у которых листья в виде пластинки: береза, осина, рябина. А у хвойных листья в виде иголочек: ель, сосна, лиственница, кедр и т.д

Доскажи словечко.

 Мы своим зеленым видом круглый год вам всем милы. Нас легко узнать по шишкам и обилию смолы. Листья наши очень колки, называются иголки

За неделю до нашего урока ребята получили задания подготовить гербарий о разных видах растений.

Сообщения учащихся.

Слайд

- А как мы назовем одним словом эти растения: смородина, шиповник, малина, орешник? (Это кустарники.)

- Чем кустарники отличаются от деревьев? (У них нет одного толстого ствола, а есть несколько тонких.)Слайд.

Сообщения учащихся.

- А какие еще растения могут быть, кроме деревьев и кустарников?(Травы)

- Какие травы мы можем увидеть в лесу?(Одуванчики, мать-и-мачеху, репейник, колокольчик, ромашка и т.д.)  

Чем травы отличаются от деревьев и кустарников.

Слайд

- Давайте познакомимся поближе с травами леса.

Послушаем сообщения ребят.

4.Закрепление изученного.

Послушайте и отгадайте  о каком растении идет речь:

В весенний солнечный денек

Золотой расцвел цветок.

На короткой, толстой ножке

Все дремал он на дорожке,

А проснулся, улыбнулся:

Вот пушистый я какой!

Удивляю я всех красой!

-Почему можно говорить, что это стихи о мать-и-мачехе?(Цветы желтые, мелкие, похожи на солнышко, короткий стебелек.)

Учитель показывает гербарий мать-и-мачехи.

- Давайте посмотрим на цветок. Какой он? (Лепестки коротенькие, узкие, как реснички, каждый цветок похож на маленькое солнышко.)

- Какой стебелек? (Маленький, короткий, толстый стебелек, покрыт чешуйками и пушком.)

Пушок защищает цветок от жаркого солнца днем, а ночью от холода.

А знаете ли вы, что мать-и-мачеха лекарственное растение? Из его листьев и цветков заваривают чай и пьют его от кашля и простуды. Вот какой замечательный цветок мать-и-мачеха.

- Сегодня мы рассмотрим еще один всем известный цветок. Отгадайте какой:

Был цветочек золотой,

За неделю стал седой,

А денечка через два

Облысела голова.

Горел в траве росистой

Фонарик золотой

Потом померк, потух

,И превратился в пух.

Пушистый, белый, а не зайчик.

Он просто…(Одуванчик)

- Где можно встретить этот цветок?

Одуванчику и луга для жизни подходят, и лесные опушки, сады и огороды он не обходит. Одуванчик пробивается сквозь трещину в асфальте, а может даже вырасти на старой крыше дома. Вот какой он стойкий и смелый путешественник!

Из одуванчика варят мед и варенье. Из корней одуванчика делают напиток, похожий на кофе. Из молодых листьев одуванчика готовя салат. Это тоже лекарственное растение, из него готовя лекарства от бессонницы, зубной боли и глазных болезней.

- На что похожи одуванчики? (На золотые шарики, на солнце, на желтых цыплят.)

Работа с гербарием в парах.

Выберите каждый по два растения вашей группы.

Лес состоит как бы из трех ярусов- деревья, кустарники и травы. Лес называют «легкими» планеты, потому что лес – это фабрика, по выделению кислорода для жизни человека, животных. Чем больше мы будем высаживать деревьев, чем меньше вырубать лесов, тем чище будет воздух на нашей планете.

Слайд.

Физкультминутка.

Мы листики осенние

На ветках мы сидим.

Дунул ветер-полетели.

Мы летели. Мы летели

И на землю тихо сели

Ветер снова набежал

И листочки все поднял.

Закружились ,полетели

И на землю тихо сели.

Составим  правила друзей природы.

Как должны мы вести себя по отношению к природе.

Слайд.

Запомним эти правила и будем выполнять.

А сейчас , внимание!

В гости к нам пожаловал  Лесовичок.

Будьте внимательны, он задаст вам вопросы.

Игра. «Это детка с какой ветки».( В корзине плоды рябины, сосны, ели, смородины и.т.д.)

Спасибо , Лесовичок!

Подумай и ответь.

 Экологическая задача.

Ребята посадили небольшой еловый лес. Они тщательно за ним ухаживали: все дорожки в лесу заасфальтировали, каждую травинку выпололи, выгребали и убирали опавшую хвою. Скоро ёлочки перестали расти, погибли. Почему?

 Интересные факты.

* Почему подорожник так назван? (растёт у дороги, распространяется, прилипая к обуви человека)

* В Москве в ботаническом саду летом ежегодно цветёт тропическое водное растение виктория-круциана. Листья у него так велики, что выдерживают трёхлетнего ребёнка и свободно держатся на воде.

 

Викторина.

Из какого дерева делают спички? (осина)

А лыжи? (берёза). А пианино? (ель)

У каких деревьев осенью листья красные? (клён, рябина)

Какие деревья дают сладкий сок? (берёза, клён)

Какой вред может нанести сбор сока дереву? (засохнет)

Чем похожи дерево и винтовка? (есть ствол)

Рефлексия урока.

- О каких группах растений мы сегодня говорили? (Схема на доске)

- Что нового вы узнали?

- Что самое интересное запомнилось на уроке?

Оценивание учащихся.

 Домашнее задание.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру "Корни растений"

В начале урока учащиеся ставят проблемные вопрсы:-Что такое корень?-Для чего нужны корни растению?-Что такое корневая система?-Виды корневых систем?В процессе  дальнейшей  групповой работы, ...

Конспект урока 2 класс "Какие бывают растения?"

Разработка урока по окружающему миру "Какие бывают растения?"...

Урок кубановедения (окружающего мира) "Лекарственные растения"

Презентация и разработка урока кубановедения....

Конспект урока с презентацией" Какие бывают растения"

Данный конспект разработан по программе "Школа 21 века"...

Конспект урока по окружающему миру "Разнообразие растений на Земле. Растения встречаются повсюду"

Конспект урока по окружающему миру с использованием ИКТ по теме " Разнообразие растений на Земле. Растения встречаются повсюду."  Цели: расширение представлений школьников о разнообразии флоры, ...

Конспект урока по окружающему "Какие бывают водоёмы? Реки и болото -пресные водоёмы" 2 класс. Начальная школа 21 века

Цели: 1. Образовательные-знакомство с понятием «водоём», знакомство с такими водоёмами как: болото, река. Познакомиться со строением реки.2.Развивающие:-развивать познавательную активность...

Урок на тему "Какие бывают растения?"с применением интерактивной онлайн-платформы Учи.ру

Цель урока: формировать представления о многообразии растений, умение группировать их (деревья, кустарники, травы, лиственные и хвойные растения).В данном уроке используются ресурсы интерактивной...