КОЗ по окружающему миру "Природные сообщества" 4 класс
методическая разработка по окружающему миру (4 класс)

Комолова Елена Николаевна

Тема:  Обобщение и систематизация знаний по теме «Природные сообщества».

Цель: формирование ценностного отношения обучающихся к совместной познавательной деятельности по обобщению знаний по теме, их систематизации и применению при решении учебно-практических задач.

              Данный урок  имеет интегративный характер, соединяя в себе природоведческие, краеведческие и другие знания. Применение КОЗ на уроке обеспечивает целостное и системное видение мира, так как включают в себя дополнительные возможности изучаемого материала. Одновременно способствуя освоению метапредметных знаний: способность регулировать собственную деятельность,  осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий, приобретая при этом коммуникативные навыки общения. Знания, полученные детьми ранее, закрепляются в процессе выполне­ния различных практических работ.

Для этого на уроке учащимся предлагается работа с таблицей, моделями,  картинками, а так же работа по восстановлению текста.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Источник информации:  

            Для сохранения природных сообществ создана широкая сеть заповедников, заказников и других охраняемых территорий, в которых полностью или частично запрещено вмешательство человека в природные сообщества, и где дикие животные и растения находятся в наиболее благоприятных условиях. 

         Юга́нский запове́дник — особо охраняемая природная территория, расположенная в Сургутском районе Ханты-Мансийского автономного округа, в бассейне реки Большой Юган (левый приток Оби). Для растительности этого округа характерно преобладание елово-кедровых лесов с участием пихты. Наиболее распространенным типом леса является бор-ягодник, получивший свое название за обилие в нижнем ярусе брусники и черники.

         Если в заповеднике и имеется луговая растительность, то ее численность невелика. Луга представлены мятликом луговым, полевицей белой с небольшой примесью осоки, где под густым травяным покровом обитает полёвка обыкновенная и «краснокнижные» насекомые: махаон и мнемозина. В пойменных разнотравных лугах можно встретить травяную лягушку.

       Фауна позвоночных животных насчитывает 269 видов. Большинство из них птицы — 216 видов. Список млекопитающих насчитывает 40 видов. Из крупных хищных зверей встречается: медведьрысьросомаха. Самый привычный обитатель заповедной территории — соболь, который любит пойменные леса с большим количеством кормов. Значительно реже встречается колонок. Травоядные представлены лосем и северным оленем лесного подвида.

         Птицы Юганского заповедника представлены в количестве 216 видов. Самые распространенные – озерно-болотные. Имеются в виду такие: стерх, аист черный, казарка краснозобая, лебедь малый.  Кречет – главный крылатый хищник. Дважды на центральной усадьбе заповедника был отмечен сапсан. В этих борах встречаются орлан-белохвост, ястребиная сова и беркут. Эти хищные птицы охотятся, как в лесу, так и на лугу. Однако на деревьях, в сухих пятачках встречаются обычные жители чащ – тетерев, куропатка, рябчик и глухарь. 

          На водоёмах обитают разные рыбы. Среди них  вы увидите здесь щуку, окуня  и ельца. В стоячих и проточных водоемах обитает множество хищных насекомых - жуки-плавунцы, клопы и другие, поедающие друг друга в борьбе за жизнь. Около трети заповедной территории занимают болота. Особенно обширны они в южной части заповедника. Здесь хорошо развит кустарничковый ярус из багульника, морошки и клюквы.         



Предварительный просмотр:

Компетентностно-ориентированное задание №1

Стимул:  Вы совершили экскурсию в Юганский заповедник.                                                                                                                             Задачная формулировка: На основе текста вам необходимо подготовить основную информацию для книжки-раскладушки.                       Задания:                                                                                                                                                                                                                       1.Заполните таблицу.                                                                                                                                                                                                    2.Сделайте вывод, что такое природное сообщество.

Бланк выполнения задания:

Состав звена

Лес

Луг

Водоём

1

Растения

2

Растительноядные животные

3

Хищники

Вывод : Природное сообщество это ______________________  _____________ и неживой природы, которое складывается в определенных условиях окружающей среды.                                                                                                                                                                   Инструмент проверки (аналитическая шкала):                                                                                                                                                                                                                         

3 балла – полное и безошибочное заполнение таблицы                                                                                                                                                     2 балла – допущена 1-2 ошибки при заполнении таблицы                                                                                                                                                                                                             1 балл – допущены 3-4 ошибки                                                                                                                                                                                                                                                                                       0 баллов – допущены 5 и более ошибок            

     

 Компетентностно-ориентированное задание №1

Вы совершили экскурсию в Юганский заповедник.  На основе текста вам необходимо подготовить основную информацию для книжки-раскладушки.   Заполните таблицу и с делайте вывод, что такое природное сообщество.                                                                                                                                                                                                           

Бланк выполнения задания:

Состав звена

Лес

Луг

Водоём

1

Растения

2

Растительноядные животные

3

Хищники

Вывод : Природное сообщество это ______________________  _____________ и неживой природы, которое складывается в определенных условиях окружающей среды.                                                                                                                                                                   Инструмент проверки (аналитическая шкала):                                                                                                                                                                                                                         

3 балла – полное и безошибочное заполнение таблицы                                                                                                                                                     2 балла – допущена 1-2 ошибки при заполнении таблицы                                                                                                                                                                                                             1 балл – допущены 3-4 ошибки                                                                                                                                                                                                                                                                                       0 баллов – допущены 5 и более ошибок            

  Ключ  к компетентностно-ориентированному заданию №1

Состав звена

Лес

Луг

Водоём

1

Растения

Ель, кедр, пихта, брусника, черника

Мятлик луговой, полевица белая, осока

Багульник, морошка, клюква

2

Растительноядные животные

Лось, северный олень,  тетерев, куропатка, рябчик и глухарь

Полевка обыкновенная, махаон, мнемозина, травяная лягушка

Стерх, аист черный, казарка краснозобая, лебедь малый

3

Хищники

Медведь, рысь, росомаха, кречет, орлан-белохвост,  беркут, сапсан, соболь, колонок.

Кречет, орлан-белохвост,  беркут, сапсан.

Щука, окунь, елец, жуки-плавунцы, клопы

Вывод : Природное сообщество это ЕДИНСТВО ЖИВОЙ и неживой природы, которое складывается в определенных условиях окружающей среды.

                                                                                                                               



Предварительный просмотр:

Компетентностно-ориентированное задание №2

 Стимул: 

        Рассказ Муфасы о круговороте веществ заинтересовал Симбу. Ему захотелось узнать, как взаимосвязаны живые организмы разных сообществ в Юганском заповеднике.                

             

Задачная формулировка: 

       Опираясь на модели и слова для справок, подготовьте рассказ для Симбы.

           

            Задания:

  1. Заполните заданные модели.
  2. Составьте рассказ об экологических связях в сообществах и сделайте вывод.

Компетентностно-ориентированное задание №2

        Рассказ Муфасы о круговороте веществ заинтересовал Симбу. Ему захотелось узнать, как взаимосвязаны живые организмы разных сообществ в Юганском заповеднике. Опираясь на модели и слова для справок, подготовьте рассказ для Симбы.

  1. Заполните заданные  модели.
  2. Составьте рассказ об экологических связях в сообществах и сделайте вывод.

                     

 Лес (круговорот веществ)

Организмы потребители  

(Растительноядные) 

Организмы производители  

                                                                                                           

                                                                                                     

 

                                                                                                             

                                                                                                               

                                     

                                       

Организмы разрушители

Организмы потребители (хищники)

Инструмент проверки (аналитическая шкала)

2  балла – полное и безошибочное заполнение  модели        

1  балл – 1 ошибка при заполнении модели

0 баллов – допущены 2 и более ошибок

Рассказ об экологических связях в сообществе леса

                  Все объекты живой и ___________________ природы, составляющие природные ______________________ леса, связаны между собой ________________________ связями.  Рост растений невозможен без __________________, _________________ и воды. Ученые – экологи называют растения организмами-__________________________.  Так, в Юганском заповеднике,  кедр  служит пищей для _______________________, который является организмом потребителем (____________________________). Рябчик служит пищей для организмов потребителей (_______________________). В нашей цепи –это ______________________.   Разрушают мертвые остатки растений и животных ________________, _________________. За что и названы организмами _____________________.

Слова для справок:

Солнца, воздуха, разрушителями, рябчика, растительноядным, сообщества, неживой, экологическими, хищников, соболь, бактерии, грибы, производителями.

Инструмент проверки (аналитическая шкала)

3  балла – задание выполнено верно                                    

2  балл – 1-2 ошибки при составлении рассказа

1 балл – 3-4 ошибки

0 баллов – допущены 5 и более ошибок                                      

Организмы потребители  

(Растительноядные) 

             Луг (круговорот веществ)

Организмы производители  

                                                                                                           

                                                                                                     

 

                                                                                                             

                                                                                                               

                                     

                                       

Организмы разрушители

Организмы потребители (хищники)

Инструмент проверки (аналитическая шкала)

2  балла – полное и безошибочное заполнение  модели        

1  балл – 1 ошибка при заполнении модели

0 баллов – допущены 2 и более ошибок

Рассказ об экологических связях на лугу

            Луговая растительность в Юганском заповеднике представлена в меньшей степени. В речных долинах площади лугов невелики. Солнце, ______________, _______________ и почва дают жизнь растениям, которые относятся к организмам  ______________________. В отличие от леса, на лугу главные растения – _____________. Мятлик луговой, служит кормом для ______________     _____________________, которая питается __________________ пищей. Ястребиная сова является прекрасным ___________________, питается она различной добычей, в том числе  и мелкими грызунами.  Жизнь лугового сообщества , как и лесного невозможна без неживой природы и ______________. На лугу происходит круговорот    __________________ с участием растений, животных, __________________, ______________________.                                                                                                    

Слова для справок:

Производителям, воздух, веществ, растительной, травы, вода, полевки обыкновенной, охотником, почвы, грибов, бактерий

Инструмент проверки (аналитическая шкала)

3  балла – задание выполнено верно                                    

2  балл – 1-2 ошибки при составлении рассказа

1 балл – 3-4 ошибки

0 баллов – допущены 5 и более ошибок                            

         

Организмы потребители  

(Растительноядные)  

       Водоём (круговорот веществ)

Организмы производители  

                                                                                                           

                                                                                                     

 

                                                                                                             

                                                                                                               

                                     

                                       

Организмы разрушители

Организмы потребители (хищники)

Инструмент проверки (аналитическая шкала)

2  балла – полное и безошибочное заполнение  модели        

1  балл – 1 ошибка при заполнении модели

0 баллов – допущены 2 и более ошибок

        Рассказ об экологических связях в пресных водах

             Юганский заповедник занимает обширное междуречье рек Большой и Малый Юган. Их бассейн включает большое количество водоемов. Живые организмы пресного водоёма образуют природное ______________________. Жизнь такого сообщества была бы невозможна без водных растений, которые являются организмами-_____________________ и служат пищей для ________________________животных. В различных водоемах заповедника встречаются _____________ и _________________. Так пищей карася служат ____________________. Щука относится к _________________ рыбам и охотится на карася.  В пресноводном сообществе, как и в других сообществах, происходит ______________________ веществ. Когда растения и животные ____________________, их остатки попадают на дно. Под действием _________________ они перегнивают и ____________________________.

Слова для справок:

Водоросли, сообщество, разрушаются, круговорот, бактерий, растительноядных, щука,  карась, умирают, производителями, хищным

Инструмент проверки (аналитическая шкала)

3  балла – задание выполнено верно                                    

2  балл – 1-2 ошибки при составлении рассказа

1 балл – 3-4 ошибки

0 баллов – допущены 5 и более ошибок                                      

КЛЮЧ

Рассказ об экологических связях в сообществе леса

                 Все объекты живой и неживой природы, составляющие природные сообщества леса, связаны между собой экологическими связями.  Рост растений невозможен без солнца, воздуха и воды. Ученые–экологи называют растения организмами-производителями.  Так, в Юганском заповеднике,  кедр  служит пищей для рябчика, который является организмом потребителем (растительноядным). Рябчик служит пищей для организмов потребителей (хищников). В нашей цепи –это соболь.   Разрушают мертвые остатки растений и животных бактерии, грибы. За что и названы организмами – разрушителями.

Рассказ об экологических связях на лугу

             Луговая растительность в Юганском заповеднике представлена в меньшей степени. В речных долинах площади лугов невелики. Солнце, воздух, вода и почва дают жизнь растениям, которые относятся к организмам  производителям. В отличие от леса, на лугу главные растения – травы. Мятлик луговой, служит кормом для полевки обыкновенной, которая питается растительной пищей. Ястребиная сова является прекрасным охотником, питается она различной добычей, в том числе  и мелкими грызунами.  Жизнь лугового сообщества , как и лесного невозможна без неживой природы и почвы. На лугу происходит круговорот    веществ с участием растений, животных, грибов, бактерий.                                                                                                    

Рассказ об экологических связях в пресных водах

                    Юганский заповедник занимает обширное междуречье рек Большой и Малый Юган. Их бассейн включает большое количество водоемов. Живые организмы пресного водоёма образуют природное сообщество. Жизнь такого сообщества была бы невозможна без водных растений, которые являются организмами-производителями и служат пищей для растительноядных животных. В различных водоемах заповедника встречаются щука и карась. Так пищей карася служат водоросли. Щука относится к хищным рыбам и охотится на карася.  В пресноводном сообществе, как и в других сообществах, происходит круговорот веществ. Когда растения и животные умирают, их остатки попадают на дно. Под действием бактерий они перегнивают и разрушаются.



Предварительный просмотр:

https://www.zoo-ekzo.ru/sites/default/files/styles/large/public/er099_0.jpg?itok=ifODIQ5j

Водоросли

https://illustrators.ru/uploads/illustration/image/738430/main_738430_original.jpg

Карась

http://forumimage.ru/uploads/20101016/128721214383002121.png

Щука

http://v.900igr.net:10/datai/okruzhajuschij-mir/Nevidimye-niti-v-lesu/0006-003-ZHivaja-priroda.jpg

Бактерии

https://www.clipartmax.com/png/full/177-1771444_render-nature-renders-herbe-wetland-plants-png.png

Мятлик луговой

https://fsd.videouroki.net/html/2018/12/23/v_5c1f73a52ebbf/99726163_1.jpeg

Полёвка обыкновенная

https://i.pinimg.com/originals/04/31/52/043152e306bcb7442f141aea6af349b5.jpg

Ястребиная сова

https://static.barahla.net/images/content/2018/10/09/e/e/e0HLR.jpghttp://v.900igr.net:10/datai/okruzhajuschij-mir/Nevidimye-niti-v-lesu/0006-003-ZHivaja-priroda.jpg

Грибы, бактерии

Могущественный кедр. Деревья Сибири. Природа Сибири - для тех кто не ...

Кедр

https://reka-kem.ru/images/fotogal/a-431.png

Рябчик

http://xn--80aeegleao0afjmb9p.xn--p1ai/sites/default/files/files/image/1002_1.jpg

Соболь

https://static.barahla.net/images/content/2018/10/09/e/e/e0HLR.jpg

http://v.900igr.net:10/datai/okruzhajuschij-mir/Nevidimye-niti-v-lesu/0006-003-ZHivaja-priroda.jpg

Грибы, бактерии



Предварительный просмотр:

1 группа

Итоговая аналитическая шкала

6 баллов

«5»

4-5 баллов

«4»

2-3 балла

«3»


2 группа

Итоговая аналитическая шкала

6 баллов

«5»

4-5 баллов

«4»

2-3 балла

«3»

3 группа

Итоговая аналитическая шкала

6 баллов

«5»

4-5 баллов

«4»

2-3 балла

«3»

5 группа

Итоговая аналитическая шкала

6 баллов

«5»

4-5 баллов

«4»

2-3 балла

«3»

4 группа

Итоговая аналитическая шкала

6 баллов

«5»

4-5 баллов

«4»

2-3 балла

«3»

6 группа

Итоговая аналитическая шкала

6 баллов

«5»

4-5 баллов

«4»

2-3 балла

«3»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок с элементами проектной деятельности " Дикие и домашние животные" курс " Окружающий мир" 1 класс учебник А. А. Плешакова " Окружающий мир. 1 класс

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"9365758","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"float: left; height: 154px; width: 120px;"}}]]Окружающий мир...

Адаптированная основная образовательная для детей с задержкой психического развития по прдмету "Окружающему миру" 4 класс.Учебник Плешаков А.А. "Окружающий мир" 4 класс.

Курс способствует формированию знаний и представлений об окружающем мире, развитию речи на основе преобретённых знаний, а также развитию у обучающихся основных умственных операций и действий....

Технологическая карта урока. УМК «Школа России», «Окружающий мир» 2 класс. Учебник Плешакова А.А. «Окружающий мир» 2 класс . Тема: Природа. Урок: «Какие бывают растения».

Технологическая карта урока.УМК «Школа России», «Окружающий мир»  2 класс.Учебник  Плешакова А.А. «Окружающий мир» 2 класс .Тема:  Природа.  Уро...

Окружающий мир 4 класс Кроссворды к учебнику «Окружающий мир.4 класс».А.А.Плешакова Тема: «Средние века: время рыцарей и замков».

Окружающий мир 4 класс Кроссворды к учебнику «Окружающий мир.4 класс».А.А.Плешакова Тема: «Средние века: время рыцарей и замков»....

Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. (А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях)

Окружающий мир(68 часов в год при 2 часах в неделю)А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начальн...