Технологические карты
план-конспект урока по окружающему миру (3, 4 класс)
Данные уроки имеют интегративный характер, соединяя в себе природоведческие, краеведческие и другие знания. Применение КОЗ на уроках обеспечивает целостное и системное видение мира, так как включают в себя дополнительные возможности изучаемого материала. Одновременно способствуя освоению метапредметных знаний: способность регулировать собственную деятельность, осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий, приобретая при этом коммуникативные навыки общения. Знания, полученные детьми ранее, закрепляются в процессе выполнения различных практических работ.
Для этого на уроках учащимся предлагается работа с таблицами, моделями, картинками, а так же работа по восстановлению текста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 57.34 КБ |
![]() | 19.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Предмет: Окружающий мир
Класс: 3 «В»
Тема: Обобщение знаний по теме «Наша безопасность».
Цель: обобщить теоретические и практические знания и навыки поведения в опасной для жизни ситуации;
Задачи:
1. Познавательные: обобщить и закрепить знания учащихся об окружающей среде;
2. Развивающие: развивать способность быстро и правильно решать поставленные задачи, доказывать свою точку зрения;
3. Воспитательные: воспитывать бережное отношение к окружающей природе, к собственному здоровью и здоровью окружающих; способствовать воспитанию коммуникативной направленности личности.
Планируемые результаты:
предметные: учиться делать сообщения в устной форме, использовать знания по теме в новых условиях, осуществлять направленный поиск на обработку и использование информации, аргументировано отвечать на вопросы, делать выводы.
личностные: формировать понимание необходимости соблюдения правил безопасного поведения в окружающей среде;
регулятивные: организация учащимися своей учебной деятельности;
коммуникативные: учиться сотрудничать с учителем и сверстниками, работать в группе;
Тип урока: обобщение изученного материала.
Форма работы: работа в группах.
Оборудование: презентация по теме «Наша безопасность», конверты с заданиями по группам, альбомные листы, цветные карандаши.
№ | Этап, методы и приёмы | Содержание урока | Планируемые результаты (УУД) | |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |||
1. | Организация учебного процесса Мотивация учебной деятельности | Прозвенел звонок и смолк– Начинается урок. Тихо сели. Настроились на урок окружающего мира. - Работать сегодня будем в группах. Представление групп. - Правила работы в группе: (слайд 1) | Приветствовать; Настраиваться на урок; | Л: формировать положительное отношение к уроку; |
2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. | Актуализация знаний Словесн.: ответы на вопросы; Формулирование темы и цели урока; Постановка учебных задач и её решение Обобщение и систематизация знаний. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. Практический: называние телефонов экст.служб, выведение правил Обобщение и систематизация знаний. Практический: Нахождение ошибок в тексте; Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. Обобщение и систематизация знаний. Практический: Распределение знаков по группам; Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. Физкультминутка Обобщение и систематизация знаний. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекц Обобщение и систематизация знаний. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. Обобщение и систематизация знаний. Практический: Решение ситуационных задач; Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция Рефлексия. Итог урока Домашнее задание | - Мы с вами живем в современном и сложном мире, где, к сожалению, существует много опасностей, которые подстерегают нас на жизненном пути. Для того, чтобы обезопасить себя в той или иной сложной ситуации или вообще ее избежать необходимо знать: какие бывают опасные ситуации и как вести себя, если случилась беда. - Ребята, кто догадался, о чем пойдет речь на уроке? (О безопасности) - Как называется раздел, который мы с вами изучили? (на доске: ОТКРЫВАЕМ название раздела) -Как вы думаете, что нужно сделать, после изучения всего раздела? (закрепить, обобщить знания) - Хорошо, кто может сформулировать тему урока? (Обобщение знаний по теме «Наша безопасность») А кто может назвать цель этого урока: Обобщить и закрепить знания по теме «Наша безопасность» Родители героев нашего учебника Серёжи и Нади просят поделиться нас своими знаниями с ребятами. (слайд 2) Задание 1 - Мама Сережи и Нади устроилась на новую работу и теперь меньше времени проводит с детьми. Она очень переживает за ребят. За то, что в квартире могут возникнуть опасные ситуации, когда дети одни. И как они с этими ситуациями справятся. -Скажите, какие опасные ситуации могут возникнуть в доме или квартире? -Работая в группах, допишите правила поведения при пожаре и аврии водопровода. Что нужно делать, если в квартире пахнет газом, заполнят пропуски в правилах 2 человека.... (Индив. работа) -Группы отвечают с места по одному пункту. - Назовите причины пожара.
- Назовите главных виновников пожаров ? (люди) Проверка с ключом. Поставьте "+" рядом с правильно записанным ответом. (слайд 3) Оценить работу нам поможет светофор. Прочитайте его характеристики. (слайд 4) Внимание на следующий слайд. (слайд 5). Оцениваем работу группы (слайд 6). -Ребята, какой вывод мы можем сделать? (В квартире может неожиданно возникнуть пожар, произойти авария водопровода или утечка газа. чтобы не растеряться в этих случаях, надо хорошо запомнить. как правильно действовать.) -Как называется тема, которую мы с вами сейчас повторили?(открываем тему урока "Огонь, вода и газ") Задание 2 Путь от дома Сережи до школы был неблизким. "Счастливого пути!" - пожелала Серёже мама, провожая его в школу. Подчеркните в тексте ошибки Серёжи, как пешехода, пассажира и велосипедиста. Объясните, как он должен был поступить. Капитаны команд получают карточки заданиями. Инспекторы ГИБДД приготовили для вас карточки с индивидуальными заданиями. Группы меняются листочками для проверки. Внимание на слайд. (слайд 7) Оцените работу группы (слайд 8) -Ребята, какой вывод мы можем сделать? На улице мы можем быть и пешеходами, и велосипедистами, и пассажирами. Но во всех случаях нужно выполнять правила безопасности. -Вспомните название этой темы. (открываем на доске тему урока "Чтобы путь был счастливым") Задание 3 Учительница попросила Сережу изготовить таблицу к уроку с изображением дорожных знаков. Помогите Серёже правильно распределить знаки в таблицу, определить, к какой группе знаков они относятся, какой знак и почему будет лишним. - Капитаны команд получают карточки с заданиями. Группы, поднимите руки, кто закончил выполнять задание. Определите, кто в вашей группе пойдет к доске и расскажет нам о дорожных знаках, которые составляют вашу группу, какой знак оказался лишним и почему. -Давайте обобщим, на какие группы делятся дорожные знаки. Дорожные знаки делятся на группы: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, знаки особых предписаний и знаки сервиса. -Кто скажет название этой темы? (открываем тему урока"Дорожные знаки") Задание 4 На летних каникулах Серёжа и Надя отправились к бабушке в деревню. Помогите им разобраться с правилами безопасного поведения в природе. -Назовите, какие опасности могут подстерегать в природе? Гроза относится к одному из самых опасных природных явлений, поскольку во время нее возникает мощнейший электрический разряд, способный вызывать пожары, несчастные случаи с травмированием и гибелью людей. В большинстве случаев, гроза представляет опасность для человека только при несоблюдении им правил безопасности. -А теперь, давайте поиграем, я буду говорить вам какое-либо утверждение, а вы, если согласны с ним, то хлопайте в ладоши, если нет, то топайте. 1. Нельзя прятаться во время грозы под высокими деревьями, особенно отдельно стоящими. (Как правило, молния попадает в самую высокую точку местности). 2. Во время грозы можно купаться. (Во время грозы нужно подальше отойти от водоёма. Вода очень хорошо проводить электрический ток. Молния попавшая в воду, поражает все вокруг в радиусе 100 метров.) 3.Нельзя находиться возле металлических предметов и прикрываться от дождя металлическими предметами. (Металл хорошо проводит ток. Зонтик, раскрытый над головой, может послужить целью для удара молнией.) 4. Во время грозы можно прятаться в какой-нибудь траншее, сухой яме или зарослях кустарника. 5. Если вы не знаете, что это за ягода, но она красивая и привлекательная на вид, можно попробовать ее на вкус. (Никогда нельзя брать в рот плоды и другие части растений , если вы хоть немного сомневаетесь в их съедобности.)
7. Змеи, пугливые существа и просто так не нападают на человека. (Они могут укусить только с целью самозащиты. Что нужно делать, если змея укусила?) 8. Человек может пострадать не только от диких, но и от домашних животных. Встретившись с собакой на улице, спасайся бегством. (Нельзя убегать от собаки, она может решить, что ты боишься и помчится за тобой.) 9.Если тебя укусила собака, нужно обязательно обратиться в больницу. 10. После игры с кошкой и собакой не обязательно мыть руки. (На шерсти животных могут быть яйца глистов). Какой вывод можно сделать? Некоторые природные явления, грибы, ягоды, дикие и домашние животные могут быть опасны. Чтобы избежать опасности нужно знать и выполнять определённые правила. -Сформулируйте название этой темы? (открываем тему урока " Природа и наша безопасность") Задание 5 До 1 сентября есть еще неделя, ребята уже вернулись от бабушки, чтобы подготовиться к школе. Напомните Сереже и Наде, какие места могут быть опасными дома и на улице. Соотнесите при помощи стрелок название опасного места и правила безопасного поведения в нем. - Капитаны команд подойдите за заданиями. Проверка и оценивание группы (слайд 9,10) -Итак, какие места могут быть опасны в квартире, доме и окрестностях? (Балкон, подоконник, лифт, стройплощадка. трансформаторная будка, пустырь, лес, а в холодное время года - места, покрытые льдом). -Как называется эта тема? (открываем на доске тему урока " Опасные места") Задание 6 На уроке окружающего мира по теме "Экологическая безопасность" учительница дала ребятам задание дать определение экологической безопасности и вспомнить правила экологической безопасности. Используя слова для справок составить помогите Серёже справиться с заданием. (слайд 11,12,13) (Выполняем устно- фронтальный опрос) Экологическая безопасность - это защита человека от вредного воздействия загрязённой окружающей среды. Каждому из нас нужно соблюдать правила экологической безопасности. Назовите номера картинок, на которых изображены источники загрязнения окружающей среды. -Как называется тема этого урока? (открываем на доске тему урока" Экологическая безопасность") - Итак, ребята, все темы нашего раздела открыты, подведем итог. (Слайд 14- 15) Собери фразу. Из каждого слова возьми только тот слог, который указан в коде, а затем все полученные слоги сложи в слова. Наша безопасность в наших руках! - Посчитайте количество зелёных сигналов светофора. Поднимите руки группы, которые заработали 5 зеленых сигналов светофора. 4-? 3? - Запишите домашнее задание: Придумайте и нарисуйте на листах А4 свои условные знаки к правилам безопасности, которые мы повторили сегодня на уроке. | Отвечать на вопросы; Определять тему урока; Ставить цели урока; Записать опасные ситуации, записать по какому номеру тел. будут звонить в той или иной опасности; Указывать действие при раз.ситуациях; Высказывать свои предположения; Распределять дорожные знаки по группам в соответствии с названиями. Указывать действие при раз.ситуациях; Анализировать; Высказывать свои предположения, соотносить; Анализировать; Высказывать свои предположения, соотносить; Анализировать; Высказывать свои предположения, соотносить; | Р: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; К: участвуют в учебном диалоге; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; аргументация своего мнения и позиции; учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций. К: высказывать своё предположение; П: поиск и выделение необходимой информации; К: участвуют в учебном диалоге; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; аргументация своего мнения и позиции; П: соотнесение необходимой информации; К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; |
Задание 1
№ | Опасная ситуация | Правила безопасного поведения в квартире | Оценивание |
1 | Пожар | 1. Попробовать быстро ____________________________________________________________ (набросить на огонь___________________________). 2. Вызвать ________________________по номеру _______. 3. Убегай из квартиры и зови на помощь. (если ты в квартире с младшим братом или сестрой, __________________________________________________________) 4. Убегая, закрой за собой ______________________________________________. 5. Нужно дышать через ________________________________________________. 6. Нельзя пользоваться _________________________________________________. |
|
Авария водопровода | 1. Завернуть _______________________________________________, который перекрывает _______________ в квартире. 2. Если перекрыть вентиль невозможно, то сразу звони ________________________________ или ________________________________. 3. Можно обратиться за помощью к __________________________. |
|
Карточка для индивидуальной работы
Ф.И.__________________________________________________________________
Опасная ситуация | Правила безопасного поведения в квартире |
Утечка газа | 1. Сразу же открыть _______________________, чтобы проветрить ____________________________. 2. Проверить все ручки ______________________, перекрыть ____________ с помощью ручки на трубе. 3. Не зажигай ___________________, не включай ______________________________________________________________________. 4. Вызвать _________________________________________________________. |
Задание 2
Текст с ошибками | Оценивание |
Серёжа торопился на автобус. Он перебежал улицу на мигающий зелёный сигнал светофора, а потом пошел по самому краю тротуара. На остановке, ожидая свой автобус, Серёжа стал бегать взад-вперёд по бордюру, отделяющему тротуар от проезжей части. Когда приехал автобус, он занял место у открытого окна. Серёжа высунул голову в окно и рассматривал дома, которые проезжал. Рядом с сиденьем мальчик увидел оставленный без присмотра пакет и пнул его ногой. Мальчик решил уступить место старушке. Он встал, прислонившись к дверям автобуса. После уроков Серёжа отправился кататься на велосипеде и решил похвастаться перед Надей своим умением кататься без рук. Затем, он предложил Наде покатать её на раме своего велосипеда. А когда ребята возвращались домой, Сережа, не сойдя с велосипеда, промчался по пешеходному переходу. |
|
Карточка для индивидуальной работы
Ф.И.__________________________________________________________________
№ 1 | Вопросы | Ответы |
Пешеход | 1. Можно ли ходить по проезжей части? | ____________________________________________________________________ |
2.Где можно переходить улицу? | ____________________________________________________________________ | |
3.Когда загорится зеленый сигнал светофора, можно ли сразу переходить улицу? | ______________________________________________________________________________________________________ |
Карточка для индивидуальной работы
Ф.И.__________________________________________________________________
№ 2 | Вопросы | Ответы |
Велосипедист | 1. Детям до скольки лет запрещается ездить на велосипеде по дорогам, где движутся автомобили ? | ____________________________________ |
2. Кому разрешается ездить по тротуарам на велосипедах? | ________________________________________________________________________ | |
3. Как праильно пересечь дорогу на велосипеде по пешеходному переходу? | ____________________________________________________________________________________________________________ |
Карточка для индивидуальной работы
Ф.И.__________________________________________________________________
№ 3 | Вопросы | Ответы |
Пассажир | 1. С какой стороны нужно садиться в автомобиль и выходить из него? | ____________________________________ |
2. Можно ли заходить за ограничительную линию на платформе в метро? | ________________________________________________________________________ | |
3. Если случайно уронишь на рельсы, что нужно сделать? | ____________________________________________________________________________________________________________ |
Задание 3
Задание 5
Соотнесите при помощи стрелок название опасного места и правила безопасного поведения в нем.
№ | Опасное место | Правила безопасности | Оценивание "+" или "-" |
1. | Балкон | Здесь не место для игр. Глубокие ямы, бетонные плиты, кирпичи, трубы, различные строительные машины... Малейшая неосторожность, и может случиться несчастье. | |
2. | Подоконник | Нельзя: свешиваться через перила, сидеть на перилах, устраивать разные подвижные игры. Ни в коем случае не надо ради забавы делать вид, что ты хочешь столкнуть приятеля вниз. | |
3. | Лифт | Она может быть смертельно опасной. Там очень высокое напряжение электрического тока. Не играй возле неё и не заглядывай в неё. | |
4. | Стройплощадка | Если открыто окно, не высовывайся из него. Можно в любую минуту потерять равновесие. | |
5. | Трансформаторная будка | Перед тем, как войти туда, посмотри под ноги. Никогда не входи в него с незнакомым человеком. Не прыгай и не играй там. Никогда ничего не поджигай в нем. Если ты застрял в нем, нужно нажать кнопку "Вызов". Не пытайся выбраться самостоятельно. | |
6. | Пустырь, парк и лес | На таком тротуаре нужна особая осторожность. Не катайся с горки на ногах. Не выходи на лёд на реке, пруду или озере. Это опасно особенно в начале и в конце зимы. | |
7. | Места, покрытые льдом | Здесь тебя может подстерегать преступник. Не ходи в такие места один. Не гуляй с наступлением темноты. |
Предварительный просмотр:
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
I.Орг. момент II.Актуализация знаний, сообщение темы и целей урока III. Решение учебно-практических задач IV Рефлексия V Оценивание | - Начнём наш урок с высказывания доктора биологических наук Анатолия Александровича Стекольникова. (слайд) Прочитайте высказывание: Наш мир- не случайность, не хаос, - есть система во всем. - Как вы понимаете слово хаос? - Прочитайте, какое объяснение дается этому слову в словаре Ожегова. (слайд) - Что такое система? Кто попробует объяснить? (слайд) - Прочитайте, какое значение этому слову дает толковый словарь. (слайд) -А теперь еще раз прочитайте самостоятельно это высказывание. –Поднимите руки те, кто согласен с высказыванием А.А. Стекольникова, что в природе порядок, нет ничего лишнего и все взаимосвязано. - Приведите примеры. На каком примере мы можем это увидеть? Волки – санитары леса, поддерживают баланс - исстребляют больных животных и не дают распространиться инфекции. Мухоморы – служат пищей для животных, участвуют в почвообразовании. Насекомые - санитары водоемов, питаются осевшими на дно гниющими органическими веществами —очищают воду. Насекомыми питаются многие животные. - Значит в природе полный порядок? - А как же нашествие саранчи? (слайд) - Попробуем разобраться вместе и в конце урока ответим на этот вопрос. - А сейчас скажите, пожалуйста, о чем мы с вами говорили на последних уроках окружающего мира? - Если мы уже изучили тему, тогда что нам необходимо сделать? - Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока. - Назовите природные сообщества, которые мы изучили. - Как вы думаете, а в нашем округе есть эти природные сообщества? - Какие сообщества преобладают? -Что создается для сохранения природных сообществ? - Представьте, что вы совершили экскурсию в Юганский заповедник. - Прочитайте первое задание и выполните его. - Давайте сверим результаты нашей работы с эталоном проверки. Оцените свою работу. -Посмотрите еще раз на таблицу и скажите, можем ли мы сказать, что эти животные и растения составляют единство в природе? - Давайте внимательно посмотрим отрывок мультфильма «Король Лев» и подумаем, о чем он. -О чем говорится в этом отрывке? - Рассказ Муфасы о круговороте веществ заинтересовал Симбу. Ему захотелось узнать, как взаимосвязаны живые организмы разных сообществ в Юганском заповеднике. -Выполните второе задание. - Какой рассказ получился? Прочитайте. - Сверьте результаты вашей работы с эталоном проверки. - Оцените свою работу. - Опираясь на выполненные задания давайте сделаем вывод, что же такое природное сообщество. - Объекты какой природы составляют природное сообщество? -Можно ли сказать , что между живой и неживой природой существует связь? - Нужны ли определенные условия, чтобы сложилось это единство? (На доске открываются опорные слова: Природное сообщество, единство, живая и неживая природа, определенные условия окружающей среды) -Сформулируйте вывод. Вывод: Природное сообщество – это единство живой и неживой природы, которое складывется в определённых условиях окружающей среды. - Вернемся к высказыванию А.А.Стекольникова. -Теперь можем согласиться с этим высказыванием? -А если вдруг природа не справляется, как на примере с саранчой. -То кто к ней приходит на помощь? - На помощь пророде в таких случаях приходят экологи. Они выясняют причины природных катаклизмов и разрабатывают пути наименьшего воздействия людей на природу. Подсчитайте набранные вашей группой баллы и оцените свою работу. Закрасьте тот смайлик, который соответствует работе вашей группы. | Настрой на работу. Обучающиеся поясняют значение слова ХАОС, СИСТЕМА Учащиеся приводят свои примеры. - Мы говорили о природных сообществах. - Обобщить, закрепить знания. - Обощение и систематизация знаний по теме природные сообщества. - Лес, водоем - Для сохранения исчезающих видов диких растений и животных создаются заповедники. В процессе задач учащиеся выполняют задание, проверяют работу в группе по эталону проверки и оценивают его. -Да. Потомучто из них можно составить цепь питания. Дети просматривают фрагмент мультфильма. - В мультфильме говорится о круговороте жизни.Траву поедает антилопа, антилопу поедает лев. Львы умирают и разлагаются в земле. Все они образуют цепь питания. В процессе задач учащиеся выполняют задание, проверяют работу в группе (по сообществам) по эталону проверки и оценивают его. - Живой и неживой природы. -Единство Да, нужны определенные условия окружающей среды. Формулируют и проговаривают вывод. Наш мир- не случайность, не хаос, - есть система во всем. - На помощь приходит человек. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
1 класс. Технологическая карта раздела « Числа от 1 до 5». Технологическая карта урока «Число и цифра 1».
Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действи...
Выступление с практической направленность по теме "Технологическая карта урока как индикатор готовности учителя работать по новому образовательному стандарту.Требования к проектированию технологической карты".
Статья содержит теоретические обоснования и практические рекомендации по применению технологической карты урока. Материал предназначен для учителей начальных классов, реализующих ФГОС НОО....
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/25/picture-228398-1364237658.jpg)
Технологическая карта урока технологии "Технологические операции ручной обработки материалов. Овечка" 2 класс
по программе "Технология" . Е.А. Лутцева. УМК "Школа 21 века". Можно использовать для внеурочного занятия или кружка "Умелые руки"...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/25/picture-228398-1364237658.jpg)
Технологическая карта урока технологии "Технологические операции ручной обработки материалов. Овечка" 2 класс
по программе "Технология" . Е.А. Лутцева. УМК "Школа 21 века". Можно использовать для внеурочного занятия или кружка "Умелые руки"...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/28/picture-990460-1514450333.jpg)
Методический семинар. «Технологическая карта урока. Оптимизация технологической карты урока».
Учить детей сегодня трудно,И раньше было нелегко.Читать, считать, писать учили:«Даёт корова молоко».Век XXI – век открытий,Век инноваций, новизны,Но от учителя зависит,Какими д...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/17/picture-1305517-1610873445.jpg)
Технологическая карта коррекционно-развивающего занятия на тему: Правописание буквосочетания жи-ши в 1 классе Технологическая карта занятия
1.Познакомить с правилами правописания жи-ши,закрепить умение использовать правило жи-ши при письме;2.Развивать память,логическое мышление,орфографическую зоркость;3.Воспитывать трудолюбие,аккуратност...
Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: "Карта полушарий". Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"
Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: Карта полушарий. Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"...