Открытый урок по окружающему миру 3 класс "Свойства воды"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Орлова Кира Олеговна

Открытый урок по окружающему миру 3 класс "Свойства воды"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_uroka_oom.docx530.96 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ  КОНКУРС
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  МАСТЕРСТВА  ПЕДАГОГОВ
«МОЙ  ЛУЧШИЙ  УРОК»

 

Мой лучший урок

Окружающий мир 3 класс

E:\Ирина Олеговнага\Ирина открытый\с воды.jpg

   

Свойства воды

                                                   

                                                                    Учитель начальных  классов

                                              Шалык Ирина Олеговна

Сукпак – 2018 г.

Технологическая карта урока по окружающему миру

Дата проведения:___10 октября___

Тема урока: «Свойства воды».

Тип урока: урок-исследование объекта и понятия, открытие новых знаний.

Цели урока:

Образовательные:

- создать условия для формирования понятия «свойства воды»

- создать условия для формирования умения видеть, сравнивать, обобщать и делать выводы;

- создать условия для формирования у детей представления о том, что чистая вода необходима для     жизни, через исследование её свойств;

-дать представления о применении воды в жизни человека

Развивающие:

- развивать познавательный интерес к окружающему миру путём привлечения дополнительного материала, создание проблемой ситуаций;

- развивать  мышление, воображение, восприятие, речь.

Воспитательные:

-воспитывать интерес к окружающему миру;

- воспитывать желание учиться и делать открытия;

-воспитывать умение слушать других.

В процессе обучения формирую следующие блоки УУД.

Личностные УУД:

-внутренняя позиция школьника;

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

-самоанализ и самоконтроль результата;

-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Познавательные УУД:

- способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, сравнение);

- извлечение необходимой информации из увиденного;

- осознание и самостоятельное построение речевого высказывания;

- выдвижение предположений и их обоснование;

-  самостоятельное выдвижение способов решения проблемы.

Коммуникативные УУД:

- формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;

- умение работать в группах, учитывая позицию собеседника; организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками.

Регулятивные УУД:

- использование последовательных действий, контроль выполненной работы;

- осознание уровня и качества усвоенного.

Ожидаемые предметные результаты

Учащиеся научатся:

 - определять с помощью наблюдений и опытов свойства воды,

- знать значение воды для живого, физические свойства воды, необходимость бережного использования воды;

- уметь анализировать, обобщать, классифицировать, сравнивать изучаемый объект - воду, называя ее существенные признаки;

- экспериментировать, выполнять простые опыты.

Методы: частично-поисковый, практический, наглядный, самостоятельная работа, словесный, метод работы с учебником, работа с информацией, конструирование (методика ФИШБОН), исследование - целенаправленное наблюдение за объектом (водой).

Приемы: птичий базар, поощрение.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная и групповая.

Технологии: системно-деятельностный подход, элементы групповой и здоровьесберегающей технологии, информационно-коммуникативная технология (ИКТ), педагогика сотрудничества.

Оборудование:

Для учителя: Окружающий мир. 3 класс.  Учебник для общеобраз. учреждений  с прил. на электрон носителе. В 2 ч. Ч.1 / [А.А.Плешаков]. М.: Просвещение, 2018; экран, компьютер, презентация «Свойства воды», наглядности для демонстрации, карточки для индивидуальной и групповой работы учащихся, химические посуды для опыта.

Для учеников: учебник, тетрадь, линейка, карандаш,  карточки для дом. работы, капельки.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

1. Этап мотивации к учебной деятельности.

(2 мин.)

СЛАЙД № 1.

Психологический настрой на урок.

- Здравствуйте, дети!
- Посмотрите, какая хорошая погода. Нас приветствует солнышко и желает нам, счастья, здоровья. Давайте и мы прочитав, поприветсвуем нашу природу!

- Молодцы!

СЛАЙД № 2.

- Девиз нашего урока

 «Научиться играть на флейте

можно только, играя самому»
                                 Сократ

- Как вы понимаете фразу?

- Верно, ребята.

- Молодцы!

Я хочу, потому что смогу.

- Здравствуйте!

Дети хором

- Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!

- Чтобы чему-то научиться, надо все делать самим.

Коммуникативные

1. Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

2. Умение слушать и понимать речь других.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.                        (6  мин.)

Как вы и сказали, сейчас вместе отгадаем загадку.

 СЛАЙД № 3.

Без чего невозможна жизнь на Земле?

1. Поливной машине с утра. Заниматься уборкой пора: Все проспекты водою полить, и от грязи дороги помыть.

 

2. Речка бежала,
   Упала с горы.
   Это явление ты назови.

3. Туча, туча! Что несешь? Отвечает туча….

4. Сильнее солнца, слабее ветра, ног нет, а идет, глаз нет, а плачет.

- Исходя из этого, сформулируйте тему

 сегодняшнего урока

-Что вы знаете о воде?

- Оцените свои знания, только честно.

- Получается мы не все знаем о воде. Чтобы узнать еще больше о воде,

СЛАЙД № 5.

- наш класс превратится в научную лабораторию. Кто знает, что такое лаборатория?

-Да, молодцы! Лаборатория-это место, в котором проводятся научные опыты и исследования. А кто там работает?

-Да, люди, ученые. Ученые – это  люди, которые изучают свойства разных предметов и веществ. А слово свойство вам знакомо?

Свойство – это самое важное качество, которым обладает вещество. ( На доску вывешиваю термины).

 Таким образом, 1) Мы будем работать где?

2) Кем мы будем в лаборатории?

3) Что мы будем изучать? (Чего? Показываю сосуд с водой).   Для этого мы проведем исследование  воды.

Я смогу.

Декодирование информации (кроссворд)

Водовоз.

Водопад.

Дождь.

Туча.

- Вода.

Ответы детей.

СЛАЙД № 4.

Капельки:

 синие - знаю все,

 желтые - знаю, но не все,

оранжевые - ничего не знаю.

-Место, в котором проводятся научные опыты.

- Люди. Ученые

- Ученый -  это человек, который изучает разные свойства предметов и веществ.

-Нет.

- В лаборатории!

-Учеными

- Свойства (воды)

Коммуникативные

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Познавательные

Логические – анализ объектов с целью выделения признаков.

Личностные

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные

Уметь проговаривать последовательность действий.

3. Выявление места и причины затруднений.

(1 мин.)

СЛАЙД № 6. 

 (Показываю сосуд с прозрачной жидкостью.)

- А кто– нибудь из вас встречал в жизни вещества, похожие на воду?

- Как можно отличить одно вещество от другого?

 С помощью чего? Да!

 - Мы никогда не выполняли  такое задание. Мы не знаем!

Ответы детей

СЛАЙД №7

- С помощью органов чувств.

Регулятивные

Уметь проговаривать последовательность действий.

4. Построение проекта выхода из затруднения .

(3  мин.)

- Перед выполнением исследования, какую цель вы поставите?

- Да, ребята! А еще будем, исследовать какие свойства имеет вода.

- Будем работать группами. И выполнять  исследовательскую  работу в группах.

ТБ лежат у каждой группы на столах

Прочитайте.  (на доску вывешиваю по 1 правилу после прочтения учеником) 

Что я ещё хочу узнать?

- Узнаем все о воде.

- А еще хотим научиться находить отличие  одного вещества от другого.

Коммуникативные

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Познавательные

Логические – анализ объектов с целью выделения признаков.

Регулятивные

1.Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя.

2.Уметь проговаривать последовательность действий.

5.Реализация построенного проекта.

(10  мин.)

СЛАЙД №8

Работа в группах.

1 опыт.  Работаем над первым свойством воды - прозрачность.

Оборудование-стаканы с водой и молоком, чайная ложка

Инструкция по проведению опыта.

Опусти ложку в стакан с водой, а затем в стакан с молоком. Видна ли она? Что вы заметили?

 О каком свойстве воды это говорит?

2 опыт работаем над вторым свойством воды- цвет.

Оборудование-стакан с водой, разноцветные полоски.

Инструкция по проведению опыта.

Сравни цвет воды с цветом полосок.

О каком свойстве воды это говорит?

3 опыт работаем  над третьим свойством воды – запах.

Оборудование-стакан с водой и стакан с вишневым соком.

Инструкция по проведению опыта.

Понюхай жидкости в стаканах.

Вспомнить правила при определении запаха жидкости!!!

Что вы заметили?

4 опыт работаем над свойством - вкус.

Оборудование: стакан с водой, стакан с соком.

Инструкция по проведению опыта.

Попробуй жидкости в стаканах. Что ты определил?

Можно ли пробовать на вкус незнакомые вещества?

5 опыт работаем над свойством- форма.

Оборудование: стакан с водой, различные емкости(пробирка, пузырек и.т.п.), кусочек мела.

Инструкция по проведению опыта.

Рассмотрите кусочек мела.

Попробуйте перелить воду из стакана в разные емкости, пролить воду на стол.

Что вы заметили?

6 опыт показываю свойство - вода растворитель.

Оборудование: стакан с водой, соль.

Инструкция по проведению опыта.

В стакан с водой я насыплю ложку соли и перемещаю.

Что вы заметили?

 Я усваиваю.

Поиск информации-наблюдение, сравнение, описание.

Ребята разбиваются на 3 рабочих групп.

Дети читают инструкцию, выполняют опыт, делают вывод.

Рассуждения.

Когда ложка опускается в воду, то ее видно.

Когда ложка опускается в стакан с молоком, ее не видно.

Вывод: вода прозрачная

Дети читают инструкцию, выполняют опыт, делают вывод.

Рассуждения.

Рассматривая полоски, мы увидели, что полоски имеют цвет, а вода нет.

Вывод: вода не имеет цвета, бесцветна.

Дети читают инструкцию, выполняют опыт, делают вывод.

Рассуждения.

Мы понюхали жидкости в стаканах и определили, что сок имеет запах, а вода не пахнет.

Вывод: вода не имеет запаха.

Дети читают инструкцию, выполняют опыт, делают вывод.

Рассуждения.

Сок имеет вкус, а вода нет.

Вывод: вода не имеет вкуса.

Дети читают инструкцию, выполняют опыт, делают вывод.

Рассуждения.

Рассматривая мел, мы увидели, что он имеет форму. Вода при переливании в разные сосуды принимала их форму, а когда пролили на стол, потеряла форму.

Вывод: вода не имеет формы, вода текучая.

Дети читают инструкцию, выполняют опыт, делают вывод.

Рассуждения.

Постепенно кристаллики сахара и соли исчезли, растворились.

Вывод-вода растворитель.

растворяет многие вещества.

Перекодировка информации (составление сводной таблицы)

СЛАЙД № 9.

Музыкальная физкультминутка с движениями.

Коммуникативные

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Познавательные

Логические – анализ объектов с целью выделения признаков.

Личностные

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные

Уметь проговаривать последовательность действий.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

(7 мин.)

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА

- Ну, теперь давайте подведем итог наших

 исследований. Это Фишбон – «рыбная кость» или «скелет рыбы»…..

- Что мы наблюдали?  

- С левой стороны фишбон заполнен, какими свойствами она обладает, а с правой  

 Все группы проверяем и исправляем ошибки.

Свойства воды.

Цвет/прозрачность

нет цвета, прозрачна

Запах

Нет

Вкус

Нет

Текучесть/форма

формы нет, текучая

Способность растворять вещества

растворитель

Вывод: мы определили 6 свойств воды.

Я закрепляю.

- Свойства воды

Каждая группа заполняет свою сводную таблицу.

 Перекодировка информации (составление сводной таблицы)

Коммуникативные

умеют слушать, слышать и понимать партнёров по речевому высказыванию; уважают в общении и сотрудничестве всех участников; при возникновении спорных ситуаций не создают конфликтов.

Познавательные

Логические – анализ объектов с целью выделения признаков.

Личностные

стремятся к развитию памяти, мышления, внимания, конструктивному сотрудничеству со сверстниками и со взрослыми, совершенствованию навыку счёта; проявляют самостоятельность, личную ответственность.

Регулятивные

контролируют и оценивают собственную  деятельность .

7.Самостоятель-ная работа с самопроверкой

по эталону.

(3 мин.)

 ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА

Работа с карточками. Игра называется «Да-нетки» Я вам раздам карточки. Там даны свойства, которые относятся и не относятся к воде.

СЛАЙД № 10

Учащиеся выполняют задание  и проверяют по эталону.

Регулятивные

контролируют и оценивают собственную  деятельность и деятельность партнёра, при необходимости вносят корректировки; способны к саморегуляции.

8. Включение в систему знаний повторения.

(4 мин.)

СЛАЙД № 11

 - Ребята, вы были прекрасными исследователями. А теперь, я хочу проверить, какие вы математики. И предлагаю вам определить количество воды, которое содержится в организме человека.

- Как определить количество воды в организме человека вы узнаете из учебника, прочитав с.51. Каждой группе раздам файлы с картинками мультяшных героев. Посчитайте, сколько же кг воды содержит человек с определённой массой тела.

Я усваиваю.

Чтение статьи.

Дети рассматривают картинки и выясняют сколько кг воды содержит человек.

Каждая группа защищает свою работу.

Вывод.

Зная определенную массу человека, мы можем вычислить сколько кг воды содержится в человеке.

Коммуникативные

Сотрудничества со сверстниками.

Регулятивные

Уметь выполнять работу по предложенному плану.

Личностные

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

9. Рефлексия урока.                              (2 мин.)

 

СЛАЙД № 12.

Выберите шаблон и продолжите.

- На этом уроке мне было интересно делать (выполнять) …

- Мне было трудно … .

- Мне было понятно и легко … .

- Хотелось бы, чтобы … .

- Пригодятся ли знания, полученные сегодня на уроке, в вашей дальнейшей жизни?

- Достигли ли мы поставленной цели?

СЛАЙД № 13.

- Все мы с нетерпением ждем нового года! Поэтому оцените свои знания украшая елочку соответствующими капельками.  

Синяя  – узнал на уроке много;

Желтая  – узнал, но не все

оранжевая – ничего не узнал.

- За что себя можете похвалить

-  Давайте еще раз прочитаем ДЕВИЗ нашего урока.

- Мы научились сами находить свойства веществ?

- Какими способами мы пользовались?

- Значит, мы научились играть на флейте?

- Молодцы!

Я использую.

Ответы детей.

- Да, мы научились отличить одно вещество от другого. И выполняя разные опыты, узнали свойства воды.

       Все дети приклеивают

подходящую им капельку.

Учащиеся хором читают ДЕВИЗ урока.

- Да, мы научились находить                  свойства воды.

- Выполнили разные опыты.

- Да.

Коммуникативные

Сотрудничества со сверстниками.

Личностные

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Домашнее задание (1 мин.)

СЛАЙД № 14 .

Работа с карточками.

«5» -  У меня в руках книга «Удивительные тайны воды», но она пуста. Найдите информацию о волшебных свойствах воды, стихи, пословицы, рецепты по очистке воды, интересные факты, связанные с водой. И на следующем уроке мы заполним страницы нашей книги.

«4» -  Задание для смельчаков: Кощей бессмертный приготовил смесь из песка и опилок. Как отделить их друг от друга при помощи воды?

«3» -  Придумать и нарисовать рисунок на альбомном листе по теме: «Берегите воду!»

- Спасибо за урок! Слайд № 15

Выполнение домашней работы учащимися.

 

Личностные

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

совершенствованию навыку счёта;

проявляют самостоятельность, личную ответственность.


Исследовательская работа

Работа в группах.

1 опыт.  Работаем над первым свойством воды - прозрачность.

Оборудование - стаканы с водой и стакан с молоком,  стеклянная палочка.

Инструкция по проведению опыта.

Опусти ложку в стакан с водой, а затем в стакан с молоком. Видна ли она? Что вы заметили?

О каком свойстве воды это говорит?

2 опыт работаем над вторым свойством воды - цвет.

Оборудование-стакан с водой, разноцветные полоски.

Инструкция по проведению опыта.

Сравни цвет воды с цветом полосок.

О каком свойстве воды это говорит?

3 опыт работаем  над третьим свойством воды  запах.

Оборудование-стакан с водой и стакан с вишневым соком.

Инструкция по проведению опыта.

Понюхай жидкости в стаканах.

Вспомнить правила при определении запаха жидкости!!!

Что вы заметили?

4 опыт работаем над свойством - вкус.

Оборудование: стакан с водой, стакан с соком.

Инструкция по проведению опыта.

Попробуй жидкости в стаканах. Что ты определил?

Можно ли пробовать на вкус незнакомые вещества?

5 опыт работаем над свойством - форма.

Оборудование: колба с водой, различные емкости (стеклянный стакан пустой, чашка),  кусочек мела.

Инструкция по проведению опыта.

Рассмотрите кусочек мела.

Попробуйте перелить воду из колбы в пустой стакан и дальше перелейте в чашку.

Что вы заметили?

Правила работы в лабораториях.

Прежде, чем приступить к работе, повторим правила техники безопасности.

1. Работать за столом следует аккуратно.

2. Не делать резких движений.

3. Быть осторожными с веществами и приборами.

4. Следовать чётко по инструкции.

5. Ничего не пробовать на вкус.

6. Рабочее место держать в порядке, предметы не разбрасывать.

Удачной работы!!!

Игра «Да – нетки»! Правила игры просты! В пустой колонке отвечаем только словами ДА или НЕТ! Каждый проверяет свою работу вместе с учителем..

Свойства воды

Имеет форму

Не имеет запаха

Вода не растворитель

Вода не прозрачное вещество

Вода белого цвета

Вода кислая

Игра «Да – нетки»! Правила игры просты! В пустой колонке отвечаем только словами ДА или НЕТ! Каждый проверяет свою работу вместе с учителем..

Свойства воды

Имеет форму

Не имеет запаха

Вода не растворитель

Вода не прозрачное вещество

Вода белого цвета

Вода кислая

Игра «Да – нетки»! Правила игры просты! В пустой колонке отвечаем только словами ДА или НЕТ! Каждый проверяет свою работу вместе с учителем..

Свойства воды

Имеет форму

Не имеет запаха

Вода не растворитель

Вода не прозрачное вещество

Вода белого цвета

Вода кислая

Свойства воды

Опыт № 1 - прозрачность

Опыт № 2 - цвет

Опыт № 3 -  запах

Опыт № 4 -вкус

Опыт № 5 - форма

Опыт № 6 - способность растворять вещества

Лист наблюдений ______________

Свойства воды

Опыт № 1 - прозрачность

Опыт № 2 - цвет

Опыт № 3 -  запах

Опыт № 4 -вкус

Опыт № 5 - форма

Опыт № 6 - способность растворять вещества

Лист наблюдений ____________

Прозрачность

Цвет

Форма

Запах

Вкус

Есть

При нагревании

Нет

При охлаждении

Есть      Нет

Вода растворитель

Сжимается

Расширяется

Растворитель

Прозрачна

Свойства воды

Вывод: мы определили 6 свойств воды

нет     нет

Уче ные

Лаборатория

Свойства

  1. Работать за столом следует аккуратно
  2. Не делать                 р резких движений.
  3.  Быть осторожными с веществами и приборами.
  4.  Следовать чётко по инструкции.
  5. Ничего не пробовать на вкус.
  6. Рабочее место держать в порядке, предметы не разбрасывать.

-.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по окружающему миру "Берегите воду!" 3 класс, презентация

Конспект открытого урока по окружающему миру "Берегите воду!" 3 класс, презентация...

открытый урок по окружающему миру на тему "Свойства воды"

Открытый урок на тему "Свойства воды" 1 класс...

Открытый урок по окружающему миру 2кл "Опасности на воде и в лесу"

Открытый урок по окружающему миру 2кл "Опасности на воде и в лесу"...

Конспект открытого урока по окружающему миру - "Свойства воды" 4 класс

Одна из форм инновационных технологий - это мини-исследование.Целью проведения уроков с использованием данной технологии является развитие у детей навыков практической деятельности (опыты), наблюдател...

открытый урок по окружающему миру «Вода в природе. Вода и её свойства. Охрана воды»

Цели: создание условий для формирования знаний о некоторых свойствах воды, значении воды в природе и для человека, бережном отношении к воде. Задачи: • Образовательные: через практическую деятельнос...

открытый урок по окружающему миру " На воде и в лесу" 2 класс

Представлены материалы:Конспект урокаПрезентацияСамоанализ урокаКарточки с разноуровневым домашним заданиемКарточки для работы в группахШаблоны для рефлексии...