МУНИЦИПАЛЬНЫЙ КОНКУРС
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА ПЕДАГОГОВ
«МОЙ ЛУЧШИЙ УРОК»
Мой лучший урок
Окружающий мир 3 класс
Свойства воды
Учитель начальных классов
Шалык Ирина Олеговна
Сукпак – 2018 г.
Технологическая карта урока по окружающему миру
Дата проведения:___10 октября___
Тема урока: «Свойства воды».
Тип урока: урок-исследование объекта и понятия, открытие новых знаний.
Цели урока:
Образовательные:
- создать условия для формирования понятия «свойства воды»
- создать условия для формирования умения видеть, сравнивать, обобщать и делать выводы;
- создать условия для формирования у детей представления о том, что чистая вода необходима для жизни, через исследование её свойств;
-дать представления о применении воды в жизни человека
Развивающие:
- развивать познавательный интерес к окружающему миру путём привлечения дополнительного материала, создание проблемой ситуаций;
- развивать мышление, воображение, восприятие, речь.
Воспитательные:
-воспитывать интерес к окружающему миру;
- воспитывать желание учиться и делать открытия;
-воспитывать умение слушать других.
В процессе обучения формирую следующие блоки УУД.
Личностные УУД:
-внутренняя позиция школьника;
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
-самоанализ и самоконтроль результата;
-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Познавательные УУД:
- способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, сравнение);
- извлечение необходимой информации из увиденного;
- осознание и самостоятельное построение речевого высказывания;
- выдвижение предположений и их обоснование;
- самостоятельное выдвижение способов решения проблемы.
Коммуникативные УУД:
- формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;
- умение работать в группах, учитывая позицию собеседника; организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками.
Регулятивные УУД:
- использование последовательных действий, контроль выполненной работы;
- осознание уровня и качества усвоенного.
Ожидаемые предметные результаты
Учащиеся научатся:
- определять с помощью наблюдений и опытов свойства воды,
- знать значение воды для живого, физические свойства воды, необходимость бережного использования воды;
- уметь анализировать, обобщать, классифицировать, сравнивать изучаемый объект - воду, называя ее существенные признаки;
- экспериментировать, выполнять простые опыты.
Методы: частично-поисковый, практический, наглядный, самостоятельная работа, словесный, метод работы с учебником, работа с информацией, конструирование (методика ФИШБОН), исследование - целенаправленное наблюдение за объектом (водой).
Приемы: птичий базар, поощрение.
Формы работы: индивидуальная, фронтальная и групповая.
Технологии: системно-деятельностный подход, элементы групповой и здоровьесберегающей технологии, информационно-коммуникативная технология (ИКТ), педагогика сотрудничества.
Оборудование:
Для учителя: Окружающий мир. 3 класс. Учебник для общеобраз. учреждений с прил. на электрон носителе. В 2 ч. Ч.1 / [А.А.Плешаков]. М.: Просвещение, 2018; экран, компьютер, презентация «Свойства воды», наглядности для демонстрации, карточки для индивидуальной и групповой работы учащихся, химические посуды для опыта.
Для учеников: учебник, тетрадь, линейка, карандаш, карточки для дом. работы, капельки.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД |
1. Этап мотивации к учебной деятельности. (2 мин.)
| СЛАЙД № 1. Психологический настрой на урок. - Здравствуйте, дети! - Посмотрите, какая хорошая погода. Нас приветствует солнышко и желает нам, счастья, здоровья. Давайте и мы прочитав, поприветсвуем нашу природу! - Молодцы!
СЛАЙД № 2. - Девиз нашего урока «Научиться играть на флейте можно только, играя самому» Сократ - Как вы понимаете фразу? - Верно, ребята. - Молодцы! | Я хочу, потому что смогу. - Здравствуйте!
Дети хором
- Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!
- Чтобы чему-то научиться, надо все делать самим.
| Коммуникативные 1. Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им. 2. Умение слушать и понимать речь других.
|
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. (6 мин.)
| Как вы и сказали, сейчас вместе отгадаем загадку. СЛАЙД № 3. Без чего невозможна жизнь на Земле? 1. Поливной машине с утра. Заниматься уборкой пора: Все проспекты водою полить, и от грязи дороги помыть. 2. Речка бежала, Упала с горы. Это явление ты назови. 3. Туча, туча! Что несешь? Отвечает туча…. 4. Сильнее солнца, слабее ветра, ног нет, а идет, глаз нет, а плачет.
- Исходя из этого, сформулируйте тему сегодняшнего урока -Что вы знаете о воде? - Оцените свои знания, только честно. - Получается мы не все знаем о воде. Чтобы узнать еще больше о воде, СЛАЙД № 5. - наш класс превратится в научную лабораторию. Кто знает, что такое лаборатория? -Да, молодцы! Лаборатория-это место, в котором проводятся научные опыты и исследования. А кто там работает? -Да, люди, ученые. Ученые – это люди, которые изучают свойства разных предметов и веществ. А слово свойство вам знакомо? Свойство – это самое важное качество, которым обладает вещество. ( На доску вывешиваю термины). Таким образом, 1) Мы будем работать где? 2) Кем мы будем в лаборатории? 3) Что мы будем изучать? (Чего? Показываю сосуд с водой). Для этого мы проведем исследование воды. | Я смогу. Декодирование информации (кроссворд)
Водовоз.
Водопад.
Дождь.
Туча.
- Вода.
Ответы детей. СЛАЙД № 4. Капельки: синие - знаю все, желтые - знаю, но не все, оранжевые - ничего не знаю.
-Место, в котором проводятся научные опыты. - Люди. Ученые - Ученый - это человек, который изучает разные свойства предметов и веществ. -Нет.
- В лаборатории!
-Учеными - Свойства (воды)
| Коммуникативные Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Познавательные Логические – анализ объектов с целью выделения признаков. Личностные Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Регулятивные Уметь проговаривать последовательность действий.
|
3. Выявление места и причины затруднений. (1 мин.)
| СЛАЙД № 6. (Показываю сосуд с прозрачной жидкостью.) - А кто– нибудь из вас встречал в жизни вещества, похожие на воду? - Как можно отличить одно вещество от другого? С помощью чего? Да! | - Мы никогда не выполняли такое задание. Мы не знаем!
Ответы детей СЛАЙД №7 - С помощью органов чувств.
| Регулятивные Уметь проговаривать последовательность действий.
|
4. Построение проекта выхода из затруднения . (3 мин.) | - Перед выполнением исследования, какую цель вы поставите? - Да, ребята! А еще будем, исследовать какие свойства имеет вода. - Будем работать группами. И выполнять исследовательскую работу в группах.
ТБ лежат у каждой группы на столах Прочитайте. (на доску вывешиваю по 1 правилу после прочтения учеником) | Что я ещё хочу узнать? - Узнаем все о воде. - А еще хотим научиться находить отличие одного вещества от другого.
| Коммуникативные Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Познавательные Логические – анализ объектов с целью выделения признаков. Регулятивные 1.Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя. 2.Уметь проговаривать последовательность действий.
|
5.Реализация построенного проекта. (10 мин.)
| СЛАЙД №8 Работа в группах. 1 опыт. Работаем над первым свойством воды - прозрачность. Оборудование-стаканы с водой и молоком, чайная ложка Инструкция по проведению опыта. Опусти ложку в стакан с водой, а затем в стакан с молоком. Видна ли она? Что вы заметили? О каком свойстве воды это говорит?
2 опыт работаем над вторым свойством воды- цвет. Оборудование-стакан с водой, разноцветные полоски. Инструкция по проведению опыта. Сравни цвет воды с цветом полосок. О каком свойстве воды это говорит?
3 опыт работаем над третьим свойством воды – запах. Оборудование-стакан с водой и стакан с вишневым соком. Инструкция по проведению опыта. Понюхай жидкости в стаканах. Вспомнить правила при определении запаха жидкости!!! Что вы заметили?
4 опыт работаем над свойством - вкус. Оборудование: стакан с водой, стакан с соком. Инструкция по проведению опыта. Попробуй жидкости в стаканах. Что ты определил? Можно ли пробовать на вкус незнакомые вещества?
5 опыт работаем над свойством- форма. Оборудование: стакан с водой, различные емкости(пробирка, пузырек и.т.п.), кусочек мела. Инструкция по проведению опыта. Рассмотрите кусочек мела. Попробуйте перелить воду из стакана в разные емкости, пролить воду на стол. Что вы заметили?
6 опыт показываю свойство - вода растворитель. Оборудование: стакан с водой, соль. Инструкция по проведению опыта. В стакан с водой я насыплю ложку соли и перемещаю. Что вы заметили?
| Я усваиваю. Поиск информации-наблюдение, сравнение, описание. Ребята разбиваются на 3 рабочих групп. Дети читают инструкцию, выполняют опыт, делают вывод. Рассуждения. Когда ложка опускается в воду, то ее видно. Когда ложка опускается в стакан с молоком, ее не видно. Вывод: вода прозрачная
Дети читают инструкцию, выполняют опыт, делают вывод. Рассуждения. Рассматривая полоски, мы увидели, что полоски имеют цвет, а вода нет. Вывод: вода не имеет цвета, бесцветна.
Дети читают инструкцию, выполняют опыт, делают вывод. Рассуждения. Мы понюхали жидкости в стаканах и определили, что сок имеет запах, а вода не пахнет. Вывод: вода не имеет запаха.
Дети читают инструкцию, выполняют опыт, делают вывод. Рассуждения. Сок имеет вкус, а вода нет. Вывод: вода не имеет вкуса.
Дети читают инструкцию, выполняют опыт, делают вывод. Рассуждения. Рассматривая мел, мы увидели, что он имеет форму. Вода при переливании в разные сосуды принимала их форму, а когда пролили на стол, потеряла форму. Вывод: вода не имеет формы, вода текучая.
Дети читают инструкцию, выполняют опыт, делают вывод. Рассуждения. Постепенно кристаллики сахара и соли исчезли, растворились. Вывод-вода растворитель. растворяет многие вещества. Перекодировка информации (составление сводной таблицы)
СЛАЙД № 9. Музыкальная физкультминутка с движениями. | Коммуникативные Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Познавательные Логические – анализ объектов с целью выделения признаков. Личностные Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Регулятивные Уметь проговаривать последовательность действий.
|
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. (7 мин.) | ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА - Ну, теперь давайте подведем итог наших исследований. Это Фишбон – «рыбная кость» или «скелет рыбы»….. - Что мы наблюдали? - С левой стороны фишбон заполнен, какими свойствами она обладает, а с правой Все группы проверяем и исправляем ошибки.
Свойства воды. Цвет/прозрачность | нет цвета, прозрачна | Запах | Нет | Вкус | Нет | Текучесть/форма | формы нет, текучая | Способность растворять вещества | растворитель |
Вывод: мы определили 6 свойств воды.
|
| Я закрепляю.
- Свойства воды Каждая группа заполняет свою сводную таблицу.
Перекодировка информации (составление сводной таблицы) | Коммуникативные умеют слушать, слышать и понимать партнёров по речевому высказыванию; уважают в общении и сотрудничестве всех участников; при возникновении спорных ситуаций не создают конфликтов. Познавательные Логические – анализ объектов с целью выделения признаков. Личностные стремятся к развитию памяти, мышления, внимания, конструктивному сотрудничеству со сверстниками и со взрослыми, совершенствованию навыку счёта; проявляют самостоятельность, личную ответственность. Регулятивные контролируют и оценивают собственную деятельность . |
7.Самостоятель-ная работа с самопроверкой по эталону. (3 мин.) | ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА Работа с карточками. Игра называется «Да-нетки» Я вам раздам карточки. Там даны свойства, которые относятся и не относятся к воде. | СЛАЙД № 10 Учащиеся выполняют задание и проверяют по эталону.
| Регулятивные контролируют и оценивают собственную деятельность и деятельность партнёра, при необходимости вносят корректировки; способны к саморегуляции. |
8. Включение в систему знаний повторения. (4 мин.) | СЛАЙД № 11 - Ребята, вы были прекрасными исследователями. А теперь, я хочу проверить, какие вы математики. И предлагаю вам определить количество воды, которое содержится в организме человека. - Как определить количество воды в организме человека вы узнаете из учебника, прочитав с.51. Каждой группе раздам файлы с картинками мультяшных героев. Посчитайте, сколько же кг воды содержит человек с определённой массой тела. | Я усваиваю. Чтение статьи. Дети рассматривают картинки и выясняют сколько кг воды содержит человек. Каждая группа защищает свою работу. Вывод. Зная определенную массу человека, мы можем вычислить сколько кг воды содержится в человеке. | Коммуникативные Сотрудничества со сверстниками. Регулятивные Уметь выполнять работу по предложенному плану. Личностные Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. |
9. Рефлексия урока. (2 мин.) | СЛАЙД № 12. Выберите шаблон и продолжите. - На этом уроке мне было интересно делать (выполнять) … - Мне было трудно … . - Мне было понятно и легко … . - Хотелось бы, чтобы … . - Пригодятся ли знания, полученные сегодня на уроке, в вашей дальнейшей жизни? - Достигли ли мы поставленной цели? СЛАЙД № 13. - Все мы с нетерпением ждем нового года! Поэтому оцените свои знания украшая елочку соответствующими капельками. Синяя – узнал на уроке много; Желтая – узнал, но не все оранжевая – ничего не узнал. - За что себя можете похвалить - Давайте еще раз прочитаем ДЕВИЗ нашего урока. - Мы научились сами находить свойства веществ? - Какими способами мы пользовались? - Значит, мы научились играть на флейте? - Молодцы! | Я использую.
Ответы детей.
- Да, мы научились отличить одно вещество от другого. И выполняя разные опыты, узнали свойства воды.
Все дети приклеивают подходящую им капельку.
Учащиеся хором читают ДЕВИЗ урока. - Да, мы научились находить свойства воды. - Выполнили разные опыты. - Да. | Коммуникативные Сотрудничества со сверстниками. Личностные Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. |
Домашнее задание (1 мин.) | СЛАЙД № 14 . Работа с карточками.
«5» - У меня в руках книга «Удивительные тайны воды», но она пуста. Найдите информацию о волшебных свойствах воды, стихи, пословицы, рецепты по очистке воды, интересные факты, связанные с водой. И на следующем уроке мы заполним страницы нашей книги.
«4» - Задание для смельчаков: Кощей бессмертный приготовил смесь из песка и опилок. Как отделить их друг от друга при помощи воды?
«3» - Придумать и нарисовать рисунок на альбомном листе по теме: «Берегите воду!» - Спасибо за урок! Слайд № 15 | Выполнение домашней работы учащимися.
| Личностные Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; совершенствованию навыку счёта; проявляют самостоятельность, личную ответственность.
|
Исследовательская работа
Работа в группах.
1 опыт. Работаем над первым свойством воды - прозрачность.
Оборудование - стаканы с водой и стакан с молоком, стеклянная палочка.
Инструкция по проведению опыта.
Опусти ложку в стакан с водой, а затем в стакан с молоком. Видна ли она? Что вы заметили?
О каком свойстве воды это говорит?
2 опыт работаем над вторым свойством воды - цвет.
Оборудование-стакан с водой, разноцветные полоски.
Инструкция по проведению опыта.
Сравни цвет воды с цветом полосок.
О каком свойстве воды это говорит?
3 опыт работаем над третьим свойством воды – запах.
Оборудование-стакан с водой и стакан с вишневым соком.
Инструкция по проведению опыта.
Понюхай жидкости в стаканах.
Вспомнить правила при определении запаха жидкости!!!
Что вы заметили?
4 опыт работаем над свойством - вкус.
Оборудование: стакан с водой, стакан с соком.
Инструкция по проведению опыта.
Попробуй жидкости в стаканах. Что ты определил?
Можно ли пробовать на вкус незнакомые вещества?
5 опыт работаем над свойством - форма.
Оборудование: колба с водой, различные емкости (стеклянный стакан пустой, чашка), кусочек мела.
Инструкция по проведению опыта.
Рассмотрите кусочек мела.
Попробуйте перелить воду из колбы в пустой стакан и дальше перелейте в чашку.
Что вы заметили?
Правила работы в лабораториях.
Прежде, чем приступить к работе, повторим правила техники безопасности.
1. Работать за столом следует аккуратно.
2. Не делать резких движений.
3. Быть осторожными с веществами и приборами.
4. Следовать чётко по инструкции.
5. Ничего не пробовать на вкус.
6. Рабочее место держать в порядке, предметы не разбрасывать.
Удачной работы!!!
Игра «Да – нетки»! Правила игры просты! В пустой колонке отвечаем только словами ДА или НЕТ! Каждый проверяет свою работу вместе с учителем..
Свойства воды |
Имеет форму |
|
Не имеет запаха |
|
Вода не растворитель |
|
Вода не прозрачное вещество |
|
Вода белого цвета |
|
Вода кислая |
|
Игра «Да – нетки»! Правила игры просты! В пустой колонке отвечаем только словами ДА или НЕТ! Каждый проверяет свою работу вместе с учителем..
Свойства воды |
Имеет форму |
|
Не имеет запаха |
|
Вода не растворитель |
|
Вода не прозрачное вещество |
|
Вода белого цвета |
|
Вода кислая |
|
Игра «Да – нетки»! Правила игры просты! В пустой колонке отвечаем только словами ДА или НЕТ! Каждый проверяет свою работу вместе с учителем..
Свойства воды |
Имеет форму |
|
Не имеет запаха |
|
Вода не растворитель |
|
Вода не прозрачное вещество |
|
Вода белого цвета |
|
Вода кислая |
|
Свойства воды
| Опыт № 1 - прозрачность |
| Опыт № 2 - цвет |
| Опыт № 3 - запах |
| Опыт № 4 -вкус |
| Опыт № 5 - форма |
| Опыт № 6 - способность растворять вещества |
|
Лист наблюдений ______________
|
|
Свойства воды
| Опыт № 1 - прозрачность |
| Опыт № 2 - цвет |
| Опыт № 3 - запах |
| Опыт № 4 -вкус |
| Опыт № 5 - форма |
| Опыт № 6 - способность растворять вещества |
|
Лист наблюдений ____________
|
|
Прозрачность
Цвет
Форма
Запах
Вкус
Есть
При нагревании
Нет
При охлаждении
Есть Нет
Вода растворитель
Сжимается
Расширяется
Растворитель
Прозрачна
Свойства воды
Вывод: мы определили 6 свойств воды
нет нет
Уче ные
Лаборатория
Свойства
- Работать за столом следует аккуратно
- Не делать р резких движений.
- Быть осторожными с веществами и приборами.
- Следовать чётко по инструкции.
- Ничего не пробовать на вкус.
- Рабочее место держать в порядке, предметы не разбрасывать.
-.