проект гроза
план-конспект по окружающему миру

Юркова Елена Игоревна

проект гроза

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ip_no1_malaya_ekaterina.docx331.16 КБ

Предварительный просмотр:

Паспорт исследовательского проекта

Компоненты паспорта

Описание исследовательского проекта

1

ФИО участника

Малая Екатерина Игоревна

2

Тема проекта

 Гроза как природное явление

3

Актуальность проекта

Приближается летнее время, когда часто бывает гроза. Нужно знать правила безопасного поведения во время грозы. Гроза – это красивое и опасное природное явление, которое невозможно избежать. Но если мы узнаем причину возникновения грозы и молнии, то будем готовы обеспечить себе и близким безопасность.

Несмотря на то, что изучению молнии и грозы учёные всего мира уделяют огромное внимание, молния может быть совершенно непредсказуемой и вести себя вопреки всем правилам.  

Учащиеся 4 класса поставили для себя поисково-исследовательскую задачу: найти  ответ на ключевые вопросы: «Откуда появляются на небе тучи, а потом возникают  раскаты грома и сверкает молния?», «Как правильно себя вести  при возникновении грозовой молнии?».

4

Проблема исследования

Каковы причины происхождения молнии и грома?

5

Объект исследования

Природные явления

6

Цель проекта

Определение причин происхождения природных физических явлений – грозы и молнии. Выяснить, насколько опасны эти явления для человека и как правильно вести себя в этих условиях?

7

Задачи проекта

–изучить учебную литературу по теме исследования;

установить связь электрического разряда и удара молнии как явлений, представляющих опасность для жизни человека;

–разработать форму организации передачи знаний о правилах безопасного поведения во время грозы;

–ознакомить учащихся школы с результатами данной  проектной работы.

8

Гипотеза исследования

Если провести анализ условий образования грозы и молнии, то это даст возможность учащимся 4 класса сформировать представления о  закономерностях их происхождения  как природных  атмосферных явлений, которые могут быть опасными для человека, если не соблюдать определенные правила

9

Методы исследования

Теоретические методы: изучение учебной литературы и других дополнительных источников информации. Эмпирические методы: наблюдение; проведение и описание опытов; сопоставительный анализ.

10

Тип проекта (по продолжительности)

Краткосрочный (в течение двух недель)

Групповой

11

Этапы реализации проекта, краткое их описание

Подготовительный этап:  

  • поставить учебную задачу совместно с учителем;
  • познакомиться и отобрать учебную литературу по заданной проблеме.
  • продумать совместно с учителем опыты, подготовить необходимое для них оборудование.

Предполагаемый результат: готовность учащихся на начальном этапе включиться в проектную деятельность для представления ответов на поставленные ключевые вопросы.

Поисково-информационный этап:

–найти в подобранной литературе ответы по проблеме исследования (чем опасна грозовая молния для человека).

–просмотреть видеоролик о происхождении грома и молнии.

Предполагаемый результат:  учащимися выявлены содержательные аспекты проблемы  как основа предстоящего исследования в рамках проекта.

Опытно-экспериментальный этап:

Цель: изучение особенностей молнии, используя метод интервьюирования.

Перед проведением опытов учащиеся взяли интервью у  учителя физики, который рассказал о причинах происхождения молнии.

Каким образом гроза влияет на организм человека, учащиеся узнали из беседы со школьным фельдшером. Полученная информация методом интервьюирования легла в основу памятки «Правила поведения во время грозы»

Предполагаемый результат: установлены причинно-следственные связи возникновения природных физических явлений – грозы и молнии.

Опыт №1

Чтобы проверить гипотезу мы обратились к учителю физики нашей школы с вопросом: опасна ли гроза для человека? (вопросы для интервью – Приложение 1).
Вывод после проведение опыта: учащиеся отметили, что гроза серьезная угроза для жизни людей. В организме пострадавших от молнии отмечаются такие же изменения, как при поражении электротоком.

Опыт№2

Если молния  – это электрический заряд, можно ли получить молнию в лаборатории  и укротить ее?  В школе есть физический прибор для получения электрического разряда. Это приспособление называется электрофорная машина. Она предназначена для физических опытов при получении электрических разрядов. Вместе с учителем физики мы провели опыт, и пришли к выводу, указанному ниже.

Вывод после проведение опыта: учащиеся отметили, что в лабораторных условиях молнию получить невозможно. В лаборатории можно получить не молнию, а электрический разряд, который будет длиться мгновение. Молния  – это мощный электрический разряд.

Опыт №3

Опыт проводится в темной комнате. Понадобятся два надутых воздушных шарика. Шарики натираем шерстяной тканью, например, варежкой или шарфиком. Постепенно приближайте один шарик к другому, оставляя небольшой промежуток.

Вывод после проведение опыта: учащиеся отметили, что между шариками проскакивают искры — как молния в небе, вспышки, слышится несильное потрескивание, как мини-гром.

Опыт№4

Для того, чтобы определить влияние грозы на состояние здоровья человека, мы взяли интервью у фельдшера скорой помощи (вопросы для интервью Приложение 2).

Вывод после проведение опыта: учащиеся отметили, что перепады температуры, влажности воздуха и атмосферного давления негативно влияют на состояние здоровья человека.

Опыт№5

Было проведено исследование влияния грозовых явлений на сердечно-сосудистую систему организма, в частности, влияние на артериальное давление человека. Исследование проводилось на 15 добровольцах, это родственники, соседи по лестничной площадке. В нашем случае были получены следующие результаты (результаты исследования  – Приложение 3).

Вывод после проведение опыта: учащиеся отметили, что гроза действует на сердечно-сосудистую систему в целом, вызывая отклонения в самочувствии и здоровье людей.

Общий вывод: таким образом, на основе проведённых опытов и интервью учащиеся убедились, что гроза – серьезная угроза для жизни людей. В организме пострадавших от молнии отмечаются такие же изменения, как при поражении электротоком. Перепады температуры, влажности воздуха и атмосферного давления негативно влияют на состояние здоровья человека, также действует на сердечно-сосудистую систему в целом, вызывая отклонения в самочувствии и здоровье людей.

Завершающий этап: учащиеся анализируют достигнутые промежуточные и итоговые результаты, полученные в ходе исследовательской деятельности.

– создание памятки «Правила поведения во время грозы».

12

Оборудование для проведения исследования

Презентация, смарт-доска, система голосования, воздушные шарики

13

Продукт проекта

Памятка «Правила поведения во время грозы» имеет структуру, включающую компоненты для  обоснования таких   природных явлений как молния и гроза. Памятка состоит из 3 блоков:

1. Причины образования молнии;

2. Правила поведения во время грозы;

3. Интересные   факты о влиянии грозы на состояние человека.

14

Перспектива проекта

Результаты данного проекта будут полезны в будущем

  • учителям школы для использования на уроках  окружающего мира,  на уроках основы безопасности жизнедеятельности,  во внеклассных мероприятиях;

Разработанная памятка «Правила поведения во время грозы» будет полезна учащимся школы для практического использования, также для них будет познавательно узнать интересные факты о происхождении грозы. На основе памятки создана стенгазета: «Как вести себя во время грозы?».

15

Используемые источники

  1. Новая энциклопедия увлекательных занятий для мальчиков, «ЭКСМО»,  2016г. - с. 128
  2. Большая иллюстрированная энциклопедия школьника, «Махаон», 2015г. -с. 504
  3. Энциклопедия чудес.  Владимир Мезенцев, Алма-Ата, 2017г. – с. 528
  4. «Детская энциклопедия», изд. «Арт-Пресс», Москва, 2016г.- с. 278
  5. Тарасов Л. В. Физика в природе: Кн. для учащихся. М., 2017г. – с. 162

Приложение 1

Вопросы для интервью с учителем физики:

1. Что такое молния? Как она возникает?

2. В какое время года чаще всего сверкают молнии?

3. Что такое гроза? Как она возникает?

4. Что такое грозовой ливень?

5. Опасна ли молния для людей? Куда можно спрятаться, если гроза настигла вас в поле? В лесу? В городе?

6. Где нельзя находиться в грозу?

Приложение 2

Вопросы для интервью с фельдшером скорой помощи:

1. Опасна ли молния для людей?

2. Каково влияние грозы на здоровье человека?

3. Может ли человек заранее чувствовать приближение грозы?

4. В чем заключается зависимость между состоянием сердечников и приближением грозы?

5. Почему в грозу некоторые люди испытывают сонливость, а некоторые наоборот становятся чрезмерно активными? Какая реакция организма на грозу более естественна — сонливость или активность? 

Приложение 3

Приложение 4

Памятка

https://sun9-30.userapi.com/PzGR7v1Hn1X3XrKxzTh_r3k7ur46V55XdaazMw/cM8LC_hc_1E.jpg


1. Если появились признаки приближения грозы, переждите ее в помещении.

2.Закройте окна, двери, дымоходы. Выключите телевизор, радио, электроприборы, телефон.

3. Держитесь дальше от электропроводки, антенны, окон, дверей.

4. Если гроза застала вас на улице, укройтесь в ближайшем здании.

5. Если гроза застала вас в парке, лесу, не укрывайтесь вблизи высоких деревьев, особенно таких, как дуб, тополь.

6. Если вы находитесь на возвышении, скале, в горах, немедленно спускайтесь вниз или ищите убежища в углублениях среди нагромождения камней.

7. Нельзя находиться на открытых незащищенных местах, вблизи металлических оград, крупных металлических объектов, влажных стен, заземления молниеотвода и других объектов, которые с большой степенью вероятности могут быть поражены молнией.

8. Если гроза застала вас в водоеме, немедленно выбирайтесь на берег и отходите подальше от воды.

9. Почувствовав щекотание кожи, а также то, что у вас волосы поднимаются дыбом, знайте, что молния ударит поблизости от вас. Не раздумывая, бросайтесь ничком на землю – это уменьшит риск вашего поражения.

10. Если вы застигнуты грозой, будучи на велосипеде или мотоцикле, прекратите движение, покиньте их и переждите грозу на расстоянии примерно 30 метров от них.

11. Если вы едете в машине, оставайтесь в ней. Закройте окна, опустите автомобильную антенну и остановитесь.

12. При отсутствии укрытия нужно лечь на землю, лучше на сухом песчаном грунте, удаленном от водоема. Если вам удобнее сидеть, то постарайтесь сжать колени вместе, обхватите их руками, опустите голову пониже.

13. Во время грозы не бегайте.

14. При встрече с шаровой молнией сохраняйте спокойствие и не двигайтесь. Не приближайтесь к ней, не касайтесь ее чем-либо, не убегайте от нее.

Приложение 5

Интересные факты о грозе

  • При ударе молнии в песок, он может превратиться в стекло, так что после грозы можно обнаружить стеклянные полосы и полые стеклянные трубки на песке.
  • На Венере, Юпитере, Уране и Сатурне тоже бывают молнии.
  • Молнии Сатурна в миллион раз сильнее Земных.
  • Молнии приносят пользу: они успевают выхватить из воздуха миллионы тонн азота, связать его и направить в землю, удобряя почву.
  • По своей силе разряд молнии таковой, что может разогреть воздух вблизи себя до полутора тысяч градусов – это результат, сравним с силой взрыва.
  • Первое, что мы видим во время грозы, это молния, а затем уже слышим звук. Связано это с тем, что скорость света превышает скорость звука.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока-спектакля "Гроза 1812 года" (3 класс)

Данный урок разработан по системе "Школа 2100", но может быть применен к любой программе.  Цель: способствовать формированию  представления о содержании исторического процесса, через ознако...

Урок окружающего мира в 3 классе "Гроза 12 года"

Урок окружающего мира в 3 классе "Гроза 12 года" по ОС "Школа 2100"...

Методическая разработка урока истории по курсу «Мое Отечество» по теме: «Гроза 1812 года"

Цель урока:Познакомить учащихся с причинами, событиями и итогами Отечественной войны 1812 года.Задачи урока:- познакомить с политической обстановкой Европы с 1799 по 1815 годы- познакомить с выд...

Гроза Двенадцатого года

Главная познавательная задача: -- довести до осознания ребятами мысль о том, что главная ценность государства -- это общество, люди, которые героическими усилиями, иногда ценою жизни готовы отст...

Проект "Пока грозит гроза"

Ознакомившись с этой работой, вы сможете ответить на  вопросы: что такое гроза, откуда берутся молния и гром, что такое "шаровая молния", как человек может защититься от грозы.·...