Экскурсия в осенний лес
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Полникова Валерия Алексеевна

Экскурсия в осенний лес, 2 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekskursiya_v_osenniy_les.docx25.21 КБ

Предварительный просмотр:

Выполнила студентка 21 группы Полникова Валерия

Тема: Экскурсия в осенний лес

Класс: 2
Цель:
 создать условия для усвоения представлений об осенних изменениях в живой природе, в жизни растений и животных в связи с приходом осени.

Задачи:

- образовательные: способствовать ознакомлению учащихся с осенними изменениями в природе, расширять знания о растительном и животном мире.

- развивающие: создать условия для развития общеучебные и исследовательские умений и навыков: наблюдения, сравнения, систематизации и классификации.

- воспитательные:  способствовать формированию экологического сознания, представления о взаимосвязи объектов живой природы, воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: термометр

Этапы экскурсии

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Вводная часть (вводная беседа)

-Какое время года наступило?

-Какие осенние месяцы знаете?

-Какой месяц осени сейчас?

-Сегодня мы отправимся на экскурсию в осенний лес. Но сначала давайте повторим правила поведения в лесу.

Правила друзей природы:

1. Не ломать деревья и кустарники, не срывать травянистые растения.

2. Не сбивать грибы, даже несъедобные.

3. Не обрывать паутину и не убивать пауков.

4. Не распугивать птичьи стаи.

5. Не ловить диких зверей и птиц и не уносить их домой.

6. Не шуметь в лесу, в парке.

Шумом вы отпугнете животных, помешаете им. А сами увидите и услышите гораздо меньше. Старайтесь не нарушать ни одно из правил.

-Осень

-Сентябрь, октябрь, ноябрь

-Сентябрь

2. Основная часть:
- коллективное наблюдение;

- индивидуальное, самостоятельное наблюдение детей;

- сбор материала;

-  игры детей с собранным материалом

-Ребята, обратите внимание на небо. Какое оно? Вспомните, какое небо было летом?

-Как греет солнце?

-Как изменилась температура воздуха?

-Давайте проверим это с помощью термометра.

-Как изменился ветер?

-Давайте определим, есть ли сейчас ветер по верхушкам деревьев. Что происходит с деревьями? Какой можно сделать вывод?

-  Посмотрите  на  лес  и  скажите,  как  изменился  общий  вид  леса  по сравнению с летом? Как изменилась окраска листьев на различных деревьях и кустарниках?

- Обратите  внимание  на  то,  как  падают  листья:  одни  -  тихо  и  плавно, другие  –  кружась,  третьи  –  порывисто.  Как  называют  это  явление?

-Ребята, посмотрите и скажите, какие деревья есть в лесу. Давайте полюбуемся деревьями. Посмотрите, какие они  красивые!

Самостоятельная работа (Каждая группа получает свое задание.)

Задание для 1-й группы: внимательно посмотрите вокруг и перечислите деревья и кустарники, у которых пожелтели и покраснели листья.

Задание для 2-й группы: соберите коллекцию опавших листьев деревьев и кустарников.

Задание для 3-й группы: соберите семена, плоды различных растений (шишки, гроздья рябины, калины, “вертолетики” клена, желуди и орехи).

-Ребята, давайте с вами поиграем.

Игра “Угадай растение”: ученики 2-й группы показывают листья, а остальные угадывают, какому растению они принадлежат.

Игра “Угадай плоды и семена”: ученики 3-й группы показывают свои находки, а остальные угадывают растения, которым они принадлежат.

-В лесу растут деревья, кустарники и травянистые растения. Все они требуют разное количество света, тепла, влаги. Одни из них светолюбивые, а другие, наоборот, хорошо растут в тени и на открытых участках погибают от перегрева. Третьи нуждаются в тепле и т. д. Чтобы ужиться вместе большому разнообразию растений, необходимы специальные приспособления. Одно из них — ярусное расположение. Верхний, или первый, ярус образуют деревья, выносящие свои кроны к свету, например дуб, липа, старая береза. Под ни ми во втором ярусе растут рябина, черемуха. Третий ярус составляют кустарники, а четвертый — травянистые растения. Пятый ярус составляют мхи и грибы. Освещенность в лесу уменьшается от яруса к ярусу, поэтому внизу растут самые теневыносливые растения. Почва в лесу покрыта опавшими листьями деревьев и кустарником, остатками отмерших травянистых растений, которые образуют лесную подстилку. Она населена мельчайшими организмами — микробами. Под действием микробов остатки растений разлагаются, образуя перегной. Перегной превращается в минеральные вещества. В результате в почву пол вращаются взятые у нее растениями питательные вещества. 

- Ребята, каких птиц вы видели летом? Почему их не видно сейчас?

-Как вы думаете, почему птицы улетают осенью?

-Но не все птицы улетают в теплые края. Посмотрите вокруг, каких птиц можно увидеть?

-Ребята, какие животные обитают в лесу?

- Осенью  можно  увидеть,  как  звери  готовятся  к  зиме.  Белка  сушит грибы,  собирает  и  прячет  в  дупло  орехи  и  жёлуди.  А  вот  барсуку  и медведю  не  нужно  делать  запасы.  За  осень  они  отъедаются  и  ложатся спать в своих норках до весны. Не встретишь осенью и ёжика. Забрался он  куда-нибудь  под  кучу  хвороста  или  в  другое  укромное  место, свернулся в клубок и уснул непробудным сном.

-Ребята, посмотрите вокруг. Какие грибы вы видите?

- Самые известные грибы – те,  у которых есть шляпка и ножка. Такие грибы называют шляпочными. Под  землёй от их ножки  отходят  в  разные  стороны  тонкие,  белые,  похожие  на  паутину нити.  Это  грибница  – подземная  часть  гриба.  Это  главная  часть  гриба. Среди шляпочных грибов есть съедобные и несъедобные. Есть и по-настоящему ядовитые грибы. Самый опасный – бледная поганка. Этот гриб смертельно ядовит! Однако все грибы нужны природе. Нити грибницы, срастаясь с корнями деревьев, снабжают их дополнительным количеством  воды  и  минеральных  солей.  Взамен  деревья  делятся  с грибами  питательными  веществами,  которые  образуются  в  зелёных листьях.  Грибами  питаются  многие  животные  (например,  лоси,  белки, полёвки,  сороки).Многие  грибы  перерабатывают растительный мусор в лесу.

-  А  как  надо  собирать  грибы?  Послушайте  рассказ  и  решите,  кто  из девочек был прав

«Как сёстры собирали в лесу грибы».   Старшая  сестра  Наташа  взяла  младшую  Олю  в  лес.  Девочки повязали косынки, взяли корзинки и побежали в лес. Они оказались на опушке. Под елью приметили большой белый гриб. Оля наклонилась, чтобы  вырвать  его,  но  Наташа  запретила  и  предложила  его осторожно, не повредив грибницу, срезать.    Проходя дальше, Оля заметила полянку с мухоморами и хотела их затоптать,  но  сестра  не  разрешила  это  сделать,  объяснив,  что сюда  придут  лечиться  лоси.  В  другом  месте  Оля  разглядела маленький грибок и хотела раскопать почву, чтобы его достать, но сестра не одобрила её намерения, сказав, что гриб должен подрасти..

сравнению  с  летом?  Как  изменилась  окраска  листьев  на  различных

деревьях и кустарниках?

-Темное, мрачное, затянуто тучами; летом было ясное небо.

-ответы детей

-Стало холоднее.

-Учащиеся определяют температуру воздуха с помощью термометра.

-Ветер стал более холодным, сильным, порывистым.

-Деревья качаются, наклоняются, значит сейчас есть ветер.

-Ответы детей

-Листопад.

-Ответы детей. Наблюдают за деревьями, любуются.

-Самостоятельная работа учащихся по группам

-Игровая деятельность. Дети угадывают растения, к которому принадлежат листья, плоды и семена.

-Учащиеся слушают рассказ учителя.

-Ответы детей. Птицы улетели в теплые края.

- Листья, трава являются домом для насекомых, которые являются кормом для птиц. С наступлением  осени  насекомые  исчезают,  прячутся  в  землю,  в  стволы деревьев, щели, некоторые на зиму засыпают, некоторые отмирают.

-Ответы детей. (Воробей, сорока, ворона, кукушка, дятел)

-Ответы детей. (Медведь, лиса, заяц, волк, белка, барсук, еж)

-Дети слушают рассказ учителя.

-Ответы детей

-Учащиеся рассматривают гриб и слушают рассказ учителя.

-Дети слушают рассказ и решают кто из девочек прав. Учащиеся похвалили старшую сестру за правильный сбор грибов.

3. Заключительная часть (итог экскурсии)

- На  экскурсии  мы  с  вами  выяснили,  что  с  приходом  осени  наступило похолодание, листья на деревьях и кустарниках изменили окраску, стали опадать. Осень  – пора  созревания плодов и семян. Появляются осенние грибы. Меньше стало птиц, многие улетели на юг. Звери тоже готовятся к зиме. Все по-разному.

- В заключении мне хочется сказать об охране лесов. Каждую минуту на Земле люди вырубают примерно 20 га леса. Может случиться так, что в недалёком  будущем  на  Земле  совсем  не  останется  лесов.  Поэтому давайте  будем  охранять  леса.

-Ребята, что нам удалось увидеть на экскурсии?

-Что нового вы узнали?

-Понравилась ли вам экскурсия? Чем именно?

- Дома вам  нужно будет  нарисовать Осень,  как вы  её  представляете. А кто захочет – сочинит ещё и сказку об Осени.

-Дети слушают учителя.

-Ответы детей

-Ответы детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экскурсия в осень

Природа Татарстана очень красива и неповторима. Она восхищала и была любима великому татарскому поэту Габдулле Тукаю. Понимая, на сколько важно прививать детям эти чувства к природе, мы - учителя орга...

Видео - клип "Экскурсия в осенний лес"

Осень очень хороша,хороша!Осень ходит не спеша,Ходит не спеша.Есть у осени нарядЗолотой, золотой!Удивляет всех подрядОсень красотой....

Экскурсия в осеннем лесу

Экскурсия в осеннем лесу...

экскурсия в осенний парк

Развивать умения видеть и чувствовать красоту родной сприроды....

Логопедическое занятие для учащихся 1 класса на тему "Экскурсия в осенний лес"

Цель занятия - закрепить и систематизировать знания учащихся об осени....

Урок развития речи "Экскурсия в осенний лес" Осень, осень...

Осень – это самое загадочное время года. Она подкрадывается тихо и незаметно. Осеннее дуновение ветра и лёгкая прохлада окутывает землю ещё с конца августа. А с первым сентябрьским днём всё стан...