Методический материал по предмету "Окружающий мир"
учебно-методический материал по окружающему миру

Сагателян Мери Карменовна

В данном разделе представлены

  • виды домашних заданий на уроках окружающего мира; 
  • викторины;
  • варианты открытия новой темы по окружающему миру; 
  • ребусы, загадки;
  • тесты;
  • кроссворды по окружающему миру;
  • критерии и нормы оценки умений и знаний учащихся;
  • дидактические игры.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Виды домашних заданий на уроках окружающего мира

Домашняя работа учащихся – это учебная работа, выполняемая вне класса (дома).  Основная цель домашнего задания -  закрепить новый материл, углубить и расширить знания детей.

Для изучения окружающего мира важны следующие функции домашнего задания:

- закрепление природоведческих, обществоведческих, исторических знаний, полученных на уроке;

- расширение, углубление  учебного материала, поиск дополнительного;

- формирование умений самостоятельной работы, в том числе и  исследовательской, наблюдений;

- изготовление, сбор и подготовка учебных пособий (гербарий, коллекции);

Для уроков окружающего мира можно определить следующие виды домашних заданий: 1.работа с текстом учебника А. чтение и краткий пересказ

Б.  выделение ключевых слов

В. чтение и создание рисунка (схемы, модели) к тексту

Г. выписывание непонятных слов, трудных для понимания текста

            Пересказ текста является репродуктивным заданием, поэтому такое задание дается в исключительных случаях. Остальные задания более продуктивны, так как способствуют осмыслению текстов об окружающем мире, объектах, явлениях, что помогает более эффективно формировать у школьников научные понятия.

2. выполнение упражнений

А. упражнения, связанные с применением логических умений и полученных знаний (классификация, исключение лишнего, выбор правильного, сравнение и проч.)

Б. заполнение схем, таблиц

В. задания, связанные с дополнением словами и фразами определений, высказываний, выводов

3. выполнение графических работ

А. создание рисунков

Б. заполнение контурных карт

В. создание схем

4. задания исследовательского характера

А. наблюдения за объектами  и явлениями живой и неживой природы,  социального мира

Б. выявление свойств объектов

В. проведение простых опытов

Г.связанные с жизнью людей, общества? Например, дети могут исследовать, какие социальные учреждения (школы, детски сады), учреждения услуг и досуга находятся в их районе; исследования связанные с профессиональной деятельностью людей и др.

Д. работа со справочной и дополнительной литературой по естествознанию, истории, обществоведению (работа со словарной статьей, энциклопедиями, художественными произведениями)

5. творческие задания

А. подготовка наглядного пособия, модели, макета

Б. издание книги, журнала

В. инсценировка

Г. подготовка игры

Д. подготовка фантастического или другого проекта

Как и к процессу оценивания, к домашнему заданию по окружающему миру предъявляются  особые требования:

1.      необходимо обязательно озвучивать требования к выполнению задания; объяснять критерии  оценивания задания

2.       четко инструктировать детей по его выполнению

3.      задавать посильные домашние задания (адекватного объема)

4.      индивидуализировать и дифференцировать домашние задания

5.      чаще давать интересные домашние задания практического и исследовательского  характера

6.      обязательно систематически осуществлять проверку и взаимопроверку домашней работы школьников

7.      к выполнению некоторых заданий привлекать родителей, сотрудничать  с ними в этом вопросе


Список литературы

1.Мандебура Е. П. Расширение образовательного пространства предмета "Окружающий мир" музейными средствами // Начальное образование . - 2008. - № 6. - С. 15-20.

2.Миронов А. В. Еще раз о наблюдениях в природе // Начальная школа. - 2009. - № 9. - С. 56-61.

3.Н.А. Семенова Теоретические основы и методика преподавания интегрированного курса «Окружающий мир»



Предварительный просмотр:

Викторина «Звезды зовут» 

  1. Самое близкое к нам небесное тело. (Луна)
  2. Прибор для наблюдения за небесными телами. (Телескоп.)
  3. Тело, падающее на Землю из межпланетного пространства. (Метеорит)
  4. Слово, которое произнёс Юрий Гагарин перед стартом. («Поехали»)
  5. Летательный аппарат тяжелее воздуха, предназначенный для полёта в атмосфере. (Самолёт)
  6. Как назывался космический корабль, на котором совершил свой полёт Ю.А.Гагарин? («Восток»)
  7. Заданное направление для ракеты или самолёта. (Курс)
  8. Как называется газовая оболочка Земли? (Атмосфера)
  9. Как называют человека, который испытывает и эксплуатирует космическую технику в космическом полёте? (Космонавт)
  10. К какому событию приурочено празднование Всемирного дня авиации и космонавтики? (12 апреля 1961 год)

  1. Как называется скопление водяных паров в атмосфере? (Облако)
  2. Назовите одним словом мир звёзд и галактик. (Вселенная, космос)
  3. Чертёж звёздного неба. (Карта)
  4. Время полного оборота Земли вокруг Солнца. (Год)
  5. Повышается или понижается температура воздуха с высотой? (Понижается на 6 градусов за каждый км)
  6. Первая женщина- космонавт. (Валентина Терешкова)
  7. Подопытное животное, используемое для изучения условий космических полётов. (Кролик)
  8. Назовите клички собак, которые побывали в космосе и благополучно вернулись на Землю. (Белка и Стрелка)
  9. Центральное тело Солнечной системы, шарообразное и раскалённое, состоит из газов, основной источник энергии на Земле. (Солнце. Температура его поверхности достигает 6000 гр.)
  10. Единственная планета нашей системы, на которой существует жизнь. (Земля)
  11. Сколько планет входят в Солнечную систему? (9)
  12. Самая близкая к Солнцу планета, она немного больше нашей Луны. (Меркурий. Температура на поверхности этой планеты днём +430, а ночью – 170)
  13. Эту планету иногда называют красной планетой, т.к. большая ее часть поверхности имеет красно- оранжевый цвет. (Марс)

Викторина «Страны мира»

  1. Самое маленькое государство мира.
  2. Самое многочисленное государство в мире.
  3. Древняя пословица гласит: «Все дороги ведут в Рим». Какого государства эта столица?
  4. Какое государство подарило миру шахматы?
  5. Самое большое по площади государство мира.
  6. В каком государстве коровы являются священными животными, убийство которых считается наивысшим грехом?
  7. Какое государство славится знаменитыми макаронами?
  8. Они носят одно название: страна и головной убор.
  9. Какое государство называют страной восходящего солнца?
  10. Какое государство знаменито своими пирамидами?
  11. В каком государстве находится Эйфелева башня?
  12. Какое государство знаменито своим животным миром (коала, кенгуру, ехидна)?
  13. Какая страна является родиной Олимпийских игр и Марафонского бега?
  14. В какой стране родились паровоз и метрополитен?
  15. В каком государстве находится статуя Свободы?
  16. В какой стране была отпечатана первая поздравительная рождественская открытка?
  17. В какой стране изобрели первый компас?
  18. В какой стране родилась борьба дзюдо?
  19. Какой материк не принадлежит ни одному государству?
  20. В какой стране появились первые бумажные деньги?
  21. Государство, которое называется так же, как геометрическая фигура в родительном падеже.

Ответы:

Ватикан, Китай, Италия, Индия,  Россия, Китай, Индия, Италия, Панама, Япония, Египет, Австралийский Союз, Греция, Великобритания, США, Великобритания, Китай, Япония, Антарктида, Китай, Куба.

Викторина «Лекарственные растения»

1. Если заболит горло, то лучший доктор - это отвар…

а) из ландыша

б) из луговой ромашки лекарственной

в) из шиповника.

2. Это растение можно использовать вместо ваты.

а) крапива

б) одуванчик

в) мох сфагнум.

3. Это дерево считается не только символом России, но и обладает необыкновенной красотой и лечебной силой.

а) берёза

б) липа

в) рябина.

4. Крапива - это настоящая загадка! А в чём её огромная полезность?

а) мочегонное средство

б) хорошо останавливает кровь

в) для лечения сердечно- сосудистой системы.

5. Эту траву очень любят кошки.

а) подорожник

б) валериана лекарственная

в) чистотел.

6. Это растение называют «зелёным бинтом»

а) одуванчик

б) крапива

в) подорожник.

7. Что можно использовать в лесу для заваривания чая?

а) листья чистотела

б) листья малины, черники, земляники

в) листья ландыша.

8. Ты натёр ногу в пути. Как облегчить боль?

а) приложить лист подорожника

б) натереть лопухом

в) приложить лист чистотела.

9. Чтобы очистить грязную воду, достаточно бросить в неё веточку этого растения.

а) сирень

б) черёмуха

в) пижма.

10. У вас простуда? Не беда. Соцветия этого дерева отлично помогут при простуде.

а) липа

б) рябина

в) черёмуха.

Ответы:

1. б) из луговой ромашки лекарственной

2. в) мох сфагнум.

3. а) берёза

4. б) хорошо останавливает кровь

5. б) валериана лекарственная

6. в) подорожник

7. б) листья малины, черники, земляники

8. а) приложить лист подорожника

9. б) черёмуха

10. а) липа



Предварительный просмотр:

1-Отгадай загадку «Глобус»

«Все моря и океаны,

Города найдешь на шаре,

Реки, страны и заливы, 

Горы, острова, проливы.

Вся земля, поверьте мне,

На учительском столе. (Глобус)

2- Отгадай ребус «Космос»

 

3-Прочти пословицы«Царство грибов»

Где один гриб, там и другой.

Бояться волков, быть без грибов.

И зимой съел бы грибок, да снег глубок.

4- «Человек»

519ч5638е9л27443о894в6543е098к

5-Обведи по точкам «Птицы»

 

Картинки по запросу обведи по цифрам птица



Предварительный просмотр:

РЕБУСЫ ЖИВОТНЫЙ И РАСТИТЕЛЬНЫЙ МИР

                                                    ,            

        Е   

Ответ: Енот.

        

       Н = В

Ответ: Корова.

                                               ,,,            

 

Ответ: Як.

   

            Ответ: Сорока

   Ответ: Клест

Ш = Х

Ответ: Хмель.

К = Р

Ответ: Роза.

СТ = Х

Ответ: Мох.

СТ = Н

Ответ: Клён.

С = П                                      Ответ: Липа.

Загадки

Загадки о временах года

1) Опустел в деревне сад,

Паутинки вдаль летят,

И на южный край земли

Потянулись журавли.

Распахнулись двери школ.

Что за месяц к нам пришел? (сентябрь)

2) После брата Января

Служить очередь моя.

Помогают мне два друга:

Снежная метель и вьюга. (февраль)

3) Снег мешками валит с неба,

С дом стоят сугробы снега.

То бураны и метели

На деревню налетели.

По ночам мороз силен,

Днем капели слышен звон.

День прибавился заметно,

Ну, так что за месяц это? (февраль)

Загадки о животном мире

4) Он колючий, словно еж,

Житель речек – юркий ... (Ерш)

5) Она не роет землю бойко,

Но носит имя ... (Землеройка)

6) Тропы горные, большак

С кладью прошагал ... (Ишак)

7) Кто носит ветвь и ночь, и день

На голове своей? ... (Олень)

Загадки для детей про окружающий мир

8) Все моря и океаны,

Города найдешь на шаре,

Реки, страны и заливы,

Горы, острова, проливы.

Вся земля, поверьте мне,

На учительском столе. (Глобус)

9) По будильнику встаю,

Одеваюсь, чай я пью

И вприпрыжку на урок,

Чтоб не пропустить звонок.

После школы погуляю,

Дома в мячик поиграю.

Все я выполняю сам

Каждый день, как по часам.

Коль по времени мы спим,

Соблюдаем мы... (режим)

Листья осенью летят,

Наступает... (листопад)

Кроссворды



Предварительный просмотр:

Тест №1 “Строение Солнечной системы”

  1. Как называется галактика, в которой находится Солнечная система?
  1. Туманность Андромеды
  2. Млечный Путь
  3. Колесо телеги
  4. Серебряная Монета
  1. Что является центральной силой в Солнечной системе?
  1. Земля
  2. Луна
  3. Солнце
  4. Астероиды
  1. Что такое Солнце?
  1. Планета
  2. Комета
  3. Астероид
  4. Звезда
  1. Сколько крупных планет принадлежит Солнечной системе?
  1. 7
  2. 8
  3. 9
  4. 10
  1. На какой планете есть жизнь?
  1. Венера
  2. Марс
  3. Юпитер
  4. Земля
  1. Какое вещество не входит в состав комет?
  1. Пыль
  2. Твёрдые частицы
  3. Органическое волокно
  4. Лёд
  1. Как называется самая маленькая планета Солнечной системы?
  1. Марс
  2. Меркурий
  3. Нептун
  4. Уран
  1. Какое главное отличие Сатурна, помимо колец, от других планет?
  1. Малая плотность
  2. Большие размеры
  3. Высокая плотность
  4. Отсутствие атмосферы
  1. Какая планета является самой большой в системе?
  1. Сатурн
  2. Юпитер
  3. Уран
  4. Нептун
  1. Какую планету из-за сходства с Землёй называют её «сестрой»
  1. Уран
  2. Меркурий
  3. Венера
  4. Марс

         ОТВЕТЫ

1) Б        6) В

2) В        7) Б

3) Г        8) А

4) Б        9) Б

5) Г        10) В

 

Тест № 2 «Воздух»

  1. Какой главный компонент воздуха?
  1. Азот
  2. Углекислый газ
  3. Кислород
  4. Аргон
  1. Как меняется состав воздуха высоко в горах?
  1. Увеличивается количество углекислого газа
  2.  Уменьшается количество азота
  3.  Уменьшается количество кислорода
  4.  Увеличивается количество водяных паров
  1. Какая главная проблема атмосферы?
  1. Загрязнение
  2.  Влияние солнечной радиации
  3.  Влияние космических тел
  4.  Изменение состава воздуха
  1. Как долго человек может прожить без воздуха?
  1. Несколько месяцев
  2.  Несколько недель
  3.  Несколько дней
  4.  Несколько минут
  1. За счет чего удерживается атмосфера вокруг Земли?
  1. Рельеф планеты
  2.  Мировой океан
  3.  Сила земного тяготения
  4.  Влияние Солнца

ОТВЕТЫ

1) В

2) В

3) А

4) Г

5) В

Тест № 3 «Свойства воды»

  1. В каком состоянии не может находиться вод?
  1. Твердое
  2.  Плазма
  3.  Жидкое
  4.  Газообразное
  1. От чего зависит состояние воды?
  1. Атмосферное давление
  2.  Влажность
  3.  Температура
  4.  Влияние небесных тел
  1. При какой температуре вода начинает закипать?
  1. 50С
  2.  80С
  3.  95С
  4.  100С
  1. От какого свойства воды зависит круговорот воды в природе?
  1. Текучесть
  2.  Прозрачность
  3.  Способность проводить электрический ток
  4.  Способность менять свое состояние
  1. От чего зависит прозрачность воды?
  1. Освещение
  2.  Давление
  3.  Чистота
  4.  Скорость потока воды
  1. Каков цвет чистой воды?
  1. Голубой
  2.  Белый
  3.  Зеленый
  4.  Прозрачный
  1. Что происходит с водой при замерзании?
  1. Меняется цвет
  2.  Увеличивается объем
  3.  Меняется прозрачность
  4.  Уменьшается объем
  1. При какой температуре начинается замерзание воды?
  1. 0 С
  2.  -1С
  3.  -5С
  4.  -10С
  1. Каким важным свойством обладает вода в жидком состоянии?
  1. Способность растворять другие вещества
  2.  Испарение
  3.  Замерзание
  4.  Прозрачность
  1. В каком виде находится вода зимой?
  1. Лед
  2.  Жидкость
  3.  Пар
  4.  Состояние не меняется

    ОТВЕТЫ

1) Б        6) Г

2) В        7) Б

3) Г        8) Б

4) Г        9) Б

5) В         10) А

Тест № 4 «Осень»

  1. Как называется первый осенний месяц?
  1. Декабрь
  2.  Октябрь
  3.  Сентябрь
  4.  Ноябрь
  1. Какие изменения в природе не характерны для сентября?
  1. Световой день укорачивается
  2.  Случаются заморозки
  3.  В воздухе летают нити паутины
  4.  Цветут осенние цветы
  1. В каком месяце животные активно готовятся к предстоящей зиме?
  1. Декабрь
  2.  Октябрь
  3.  Сентябрь
  4.  Ноябрь
  1. Почему ноябрь называют «пестрым» месяцем?
  1. Яркая окраска листвы
  2.  Цветение осенних цветов
  3.  Переменчивая погода
  4.  Солнечные дни
  1. В каком месяце наблюдается «бабье лето»?
  1. Сентябрь
  2.  Август
  3.  Ноябрь
  4.  Октябрь

ОТВЕТЫ

1) В

2) Б

3) Б

4) В

5) А

Тест № 5 “Размножение и развитие животных”

  1. Во что превращается личинка насекомых?
  1. Малек
  2.  Куколка
  3.  Взрослое насекомое
  4.  Икринка
  1. Как называется детеныш рыб?
  1. Головастик
  2.  Малек
  3.  Куколка
  4.  Рыбка
  1. Какие животные размножаются бесполым способом?
  1. Млекопитающие
  2.  Насекомые
  3.  Земноводные
  4.  Одноклеточные животные
  1. Как птицы готовятся к появлению потомства?
  1. Улетают в теплые края
  2.  Усиленно питаются
  3.  Вьют гнезда
  4.  Ищут уединенные места
  1. Чем кормят звери своих детенышей?
  1. Мясо
  2.  Коренья
  3.  Ягоды
  4.  Молоко
  1. Как размножаются рептилии?
  1. Откладывают яйца
  2.  Рождают живых детенышей
  3.  Откладывают икру
  4.  Размножаются делением тела
  1. Во что вначале превращаются икринки, которые откладывают рыбы?
  1. Малек
  2.  Личинка
  3.  Головастик
  4.  Маленькая рыбка
  1. У каких животных нет стадии образования личинок?
  1. Рыбы
  2.  Насекомые
  3.  Земноводные
  4.  Млекопитающие
  1. Кто из зверей-родителей чаще всего заботится о потомстве?
  1. Оба
  2.  Самец
  3.  Самка
  4.  Никто
  1. Для каких животных не характерно половое размножение?
  1. Одноклеточные организмы
  2.  Насекомые
  3.  Земноводные
  4.  Пресмыкающиеся

ОТВЕТЫ

1) Б

2) Б

3) Г

4) В

5) Г

6) А

7) Б

8) Г

9) В

10) А



Предварительный просмотр:

 «Кроссворды для уроков окр.мира»

Кроссворд № 1

https://arhivurokov.ru/multiurok/4/f/a/4fa309752e3e801b9bf1011e15c62498605ccc97/krossvordy-dlia-urokov-okr-mira_1.png

1. 2. 4. Сперва – блеск, за блеском – треск, за треском – плеск.

3. Щука хвостом махнула, лес погнула.

5. Вырос лес, белый весь, пешком в него не войти, на коне не въехать.

В выделенных клетках должно получится ответ-загадка «Без рук, без ног, а рисовать умеет».

Ответы: 1. Молния. 2. Гром. 3. Ветер. 4. Дождь. 5. Узор. (Мороз.)

Кроссворд № 2

1. Крашеное коромысло через реку повисло.

2. Без рук, без ног, под окном стучится, в избу просится.

3. Шел долговяз, в землю увяз.

4. Старик у ворот тепло уволок, сам не бежит и стоять не велит.

https://arhivurokov.ru/multiurok/4/f/a/4fa309752e3e801b9bf1011e15c62498605ccc97/krossvordy-dlia-urokov-okr-mira_2.png

В выделенных клетках должно получится слово – ответ на загадку «Конь бежит, земля дрожит»

Ответы: 1. Радуга. 2. Ветер. 3. Дождь. 4. Мороз. (Гром.)

 Кроссворд № 3 Т е р е м о к

П о г о р и з о н т а л и:

2. Шёрстка мягонькая,

Да коготок остёр.

5. Маленький мальчишка

В сером армячишке

По дворам шныряет,

Крохи собирает.

8. Не птица, а летает;

С хоботом, а не слон;

Никто не приручает,

А на нос садится.

https://arhivurokov.ru/multiurok/4/f/a/4fa309752e3e801b9bf1011e15c62498605ccc97/krossvordy-dlia-urokov-okr-mira_3.png

9. С луговицы под забор

Подошла цепочка гор.

Кто-то в сад прошёл хитро:

Под землёй провёл метро.

12. Днём сидит он, как слепой,

А лишь вечер – на разбой.

13. Что за весенние чёрные птицы

Любят за плугом ходить и кормиться?

16. Не зверь, не птица, всего боится,

Половит мух и в воду – плюх.

П о в е р т и к а л и:

1. Вертится, стрекочет, весь день хлопочет.

3. Из-за тебя бью себя,

Из-за себя бью тебя,

И прольётся кровь моя.

4. Невелика, рыжевата, хвост красивый и косматый,

На дереве живёт и орешки грызёт.

6. В болоте плачет, а из болота не идёт.

7. Ветки носят, глину роют,

На реке плотину строят.

У плотины, там и тут,

В круглых домиках живут.

10. Этот зверь какой-то странный:

Шея – как стрела у крана.

11. В тёмной избушке живут чернушки,

Вяжут кружево без узлов и петель.

14. Что это за зверь лесной:

Встал, как столбик, под сосной

И стоит среди травы –

Уши больше головы?

15. Весь день на воде, а водой не насытится.

Ответы:

По горизонтали: 2. Кот. 5. Воробей. 8. Муха. 9. Крот. 12. Филин. 13. Грачи. 16. Лягушка.

По вертикали: 1. Сорока. 3. Комар. 4. Белка. 6. Кулик. 7. Бобры. 10. Жираф. 11. Пчёлы. 14. Заяц. 15. Утка.

Кроссворд № 4 «Ж и в о т н ы е»

https://arhivurokov.ru/multiurok/4/f/a/4fa309752e3e801b9bf1011e15c62498605ccc97/krossvordy-dlia-urokov-okr-mira_4.png

П о г о р и з о н т а л и:

1. Зверь, жилище которого называется «хатка».

3. Крупное северное животное с большими клыками.

6. Водоплавающее животное.

9. Снежный барс.

12. Маленький хищный зверёк.

13. Дикая свинья.

14. Имя волка – вожака стаи из «Книги джунглей» Р. Киплинга.

П о в е р т и к а л и:

1. Домашнее животное.

2. Лесной пушной зверь.

4. Животное, на котором ездят жители Севера.

5. Самое длинношеее животное.

6. Серый лесной хищник.

7. Кличка кошки из повести С. Михалкова «Кошачья сказка».

8. Полосатая родственница лошади.

10. Автор исследований «Жизнь животных».

11. Группа животных, живущих и охотящихся вместе.

Ответы:

По горизонтали:1. Бобр. 3. Морж. 6. Выдра. 9. Ирбис. 12. Ласка. 13. Кабан. 14. Акела.

По вертикали: 1. Баран. 2. Белка. 4. Олень. 5. Жираф. 6. Волк. 7. Дуся. 8. Зебра. 10. Брем. 11. Стая.

Кроссворд № 5 «Явления природы»

https://arhivurokov.ru/multiurok/4/f/a/4fa309752e3e801b9bf1011e15c62498605ccc97/krossvordy-dlia-urokov-okr-mira_5.png

П о г о р и з о н т а л и:

1. На небе стукнет –

На земле слышно.

5. Над рекою, над долиной

Повисла белая холстина.

6. Без рук, без ног,

А в избу лезет.

7. Вился, вился белый рой,

Сел на землю – стал горой.

8. Вечером на землю слетает,

Ночь на земле прибывает,

Утром опять улетает.

П о в е р т и к а л и:

1. Рассыпался горох

На семьдесят дорог.

Никто его не подберёт:

Ни царь, ни царица,

Ни красна девица.

2. По синему небу

Белый гусь плывёт.

4. Меж небом и землёю

Огневая стрела летит.

3. Через поля, через луга

Стоит высокая дуга.

5. Летит орлица

По голубому небу.

Крылья распластала,

Солнышко застлала.

Ответы:

По горизонтали: 1. Гром. 5. Туман. 6. Холод. 7. Снег. 8. Роса.

По вертикали: 1. Град. 2. Облако. 3. Радуга. 4. Молния. 5. Туча.

Кроссворд № 6 «Рыбы, птицы, звери»

П о г о р и з о н т а л и:

8. Домашнее животное.

9. Пушной зверёк.

10. Горбатый заяц.

П о в е р т и к а л и:

1. Хищная птица.

2. Сибирский олень с большими рогами.

https://arhivurokov.ru/multiurok/4/f/a/4fa309752e3e801b9bf1011e15c62498605ccc97/krossvordy-dlia-urokov-okr-mira_8.png

3. Крупная хищная рыба.

4. Животное, мясо которого используется для еды.

5. Бамбуковый медведь.

6. Вид страуса.

 7. Аквариумная рыбка.

Ответы: 1. Ястреб. 2. Марал. 3. Акула. 4. Лошадь. 5. Панда. 6. Нанду. 7. Гурами. 8. Кошка. 9. Белка. 10. Агути.

Кроссворд № 7 «Насекомые»

П о г о р и з о н т а л и:

3. Кто его убивает –

Тот свою кровь проливает.

5. Рыж, да не конь,

Рогат, да не баран,

Дома не любят

И на базаре не купят.

6. За печкой и под полом

Малые букашки громко поют.

https://arhivurokov.ru/multiurok/4/f/a/4fa309752e3e801b9bf1011e15c62498605ccc97/krossvordy-dlia-urokov-okr-mira_9.png

7. Не зверь, не птица,

А нос – как спица.

9. Не птица, а летает,

С хоботом, а не слон,

Никто не приучает,

А на нас садится.

10. У кого жало на конце хвоста?

П о в е р т и к а л и:

1. В ярком платье модница,

Погулять охотница.

От цветка к цветку порхает,

Утомится – отдыхает.

2. Не рыбак, а сети расставляет.

4. Маленькая труженица за медком полетела.

8. Летает – ревёт, всех пугает,

Коня да корову кусает.

Ответы: По горизонтали: 3. Клоп. 5. Таракан. 6. Сверчок. 7. Комар. 9. Муха. 10. Скорпион.

По вертикали: 1. Бабочка. 2. Паук. 4. Пчела. 8. Овод.

Кроссворд № 8 «Зоопарк»

https://arhivurokov.ru/multiurok/4/f/a/4fa309752e3e801b9bf1011e15c62498605ccc97/krossvordy-dlia-urokov-okr-mira_11.png

1. Летом серый, зимой белый. (Заяц.)

2. Он в поросятах знает толк,

Он злой и жадный. Это ... (Волк.)

3. Идет по улице гора, быть может, это сон,

Нет, нет, смеётся детвора, ведь это просто ... (Слон.)

4. Какая птица может разговаривать? (Попугай.)

5. Большая птица скрылась тут,

Скажите, как её зовут? (Аист.)

6. Ну а здесь кто? Важный граф!

Вышиною с телеграф! (Жираф.)

7. Зеленый и зубастый, он прибыл с реки Нил,

Подходить к нему опасно, он зовётся ... (Крокодил.)

Кроссворд № 9 «Вода»

https://arhivurokov.ru/multiurok/4/f/a/4fa309752e3e801b9bf1011e15c62498605ccc97/krossvordy-dlia-urokov-okr-mira_12.png

1. Посреди поля лежит зеркало:

Стекло голубое, рама зеленая.

2. Кругом вода, а с питьем – беда.

3. По морю идет, идет, а до берега дойдет – тут и пропадет.

4. 6. Сани бегут, а оглобли стоят.

5. Бежит бычок, золотой рожок, бежит, журчит.

7. Что вверх корнем растет?

В выделенных клетках, должно быть слово ответ на загадку : Шуба нова, на подоле дыра.

Ответы: 1. Пруд. 2. Море. 3. Волна. 4.Река. 5. Ручей. 6. Берега. 7. Сосулька. (Прорубь.)

Кроссворд № 10 «Насекомые»

https://arhivurokov.ru/multiurok/4/f/a/4fa309752e3e801b9bf1011e15c62498605ccc97/krossvordy-dlia-urokov-okr-mira_14.png

1. Осенью в щели забьётся, а весной проснётся. (Муха.)

2. На лугу живёт скрипач, носит фрак и ходит вскачь. (Кузнечик.)

3. Над цветком порхает, пляшет,

Веерком узорным машет. (Бабочка.)

4. Кто за печкою живёт,

Спать мне ночью не даёт? (Сверчок.)

5. То погаснет, то зажжётся

Ночью в роще огонек.

Угадай, как он зовётся?

Ну, конечно ж, ... (Светлячок.)

6. Голубой аэропланчик сел на белый одуванчик. (Стрекоза.)

7. Нос долог, голос тонок,

Кто его убьёт, тот свою кровь прольёт. (Комар.)

8. В лесу у пня суетня, беготня,

Народ рабочий весь день хлопочет. (Муравьи.)

9. Сок из цветов она берёт

И в сотах копит сладкий мёд. (Пчела.)

10. Шесть ног без копыт. Летит – жужжит,

Упадёт – землю роет. (Жук.)



Предварительный просмотр:

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по окружающему миру

(на основании Письма Минобразования России от 19 ноября 1998г. №1561/14 – 15 «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе»)

Знания и умения учащихся по окружающему миру оцениваются по результатам устного опроса, наблюдений и практических работ.

Оценка «5» ставится ученику, если он:

  • осознанно и логично излагает учебный материал, используя свои наблюдения в природе;
  • устанавливает связи между объектами и явлениями природы (в пределах программы);
  • правильно выполняет практические работы и дает полные ответы на все поставленные вопросы.

Оценка «4»  ставится ученику, если:

  • его ответ в основном соответствует требованиям, установленным для оценки «5», но ученик допускает отдельные неточности в изложении фактического материала, в использовании отдельных терминов;
  • единичные недочеты при выполнении практических работ. Все эти недочеты ученик легко исправляет сам при указании на них учителем.

Оценка «3» ставится ученику, если он:

  • усвоил основное содержание учебного материала. Но допускает фактические ошибки, не умеет использовать результаты своих наблюдений в окружающем мире;
  • затрудняется устанавливать предусмотренные программой связи между объектами и явлениями окружающего мира;
  • в выполнении практических работ, но может исправить перечисленные недочеты с помощью учителя.

Оценка «2» ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части программного материала, не справляется с выполнением практических работ даже с помощью учителя.



Предварительный просмотр:

Дидактические игры на уроках окружающего мира в 1-м классе

1) «Эти разные цветы».

Задачи:

Закрепить знания детей о комнатных и дикорастущих цветах. Развивать познавательную активность детей, умение использовать в работе ранее полученные знания. Формировать умение работать в парах.Развивать интерес и любовь к природе.

Эта дидактическая игра может использоваться как на развивающих часах, так и во время урока для работы в парах. Карточки раздаются заранее.

Оборудование:

У детей  карточки с изображением комнатных цветов и цветов дикорастущих, а так же два полотна с буквами «Д» и «К».(рис.1.)

После рассказа учителя детям предлагается распределить цветы на комнатные и дикорастущие. Потом ученики называют цветы, которые они отнесли к комнатным и дикорастущим.Можно на доске прикрепить такие же буквы и дети по очереди будут выходить, и прикреплять по одной карточки под нужной буквой.

 Рис.1.

2) «По порядку».

Задачи:

Закрепить и классифицировать  знания  детей о днях недели. Развивать познавательную активность детей, умение использовать в работе ранее полученные знания, умение рассуждать, анализировать.

Оборудование:

Карточки с надписями дней недели.

Детям раздаются карточки с надписями дней недели. За несколько минут они должны выложить их по порядку  как идут дни недели. Выигрывает тот, кто быстрее расставит правильно все дни  недели.

3) «12 месяцев»

Задачи:

Закрепить представление учащихся о временах года, месяцах и их последовательности. Развивать внимание, наблюдательность, умение сравнивать. Активизировать двигательную активность детей. Развивать умение работать в коллективе .

Оборудование:

Картинки с изображением природы и надписями месяцев ( можно воспользоваться иллюстрациями из  календарей природы)

На основной доске изображения природы в разные месяцы. Дети разбиваются на две команды. По очереди они должны быстро выходить к доске выбирать картинку, символизирующую определенный месяц и переместить ее на  свое крыло доски. Выигрывает команда, которая правильно расставит все 12 месяцев.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка к предмету "Окружающий мир" по теме " Тундра". УМК "Школа России"

представление о  природной зоне тундры;ознакомление с географическим положением этой природной зоны, климатическими условиями, растительным и животным миром, деятельностью человека...

Методическая разработка по предмету:окружающий мир "Что таоке деньги?"

Методическая разработка по предмету :окружающий мир "Что такое деньги?"...

Учебно-методический материал к уроку окружающего мира в 4-м классе "Как человек использует свойства воды"

Технологическая карта урока окружающего мира в 4-м класса "Как человек использует свойства воды" по программе "Школа 2100"...

Выбор учебно-методического комплекса по предмету "Окружающий мир" в 4 классе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида

В помощь педагогам корреционных учреждений образования предлагается авторский учебно-методический комплекс по предмету "Окружающий мир" в 4 классе....

методическая разработка Контрольно - измерительный материал по предмету «Окружающий мир» за 2 класс, УМК «Начальная школа XXI века»

Цель проведения проверочных-тестовых и контрольных работ: проверить знанияи умения, полученные на уроках окружающего мира...

Методический материал по предмету "Литературное чтение"

В данном разделе представлены: тесты; перфокарты; критерии и нормы оценки знаний и умений учащихся; вариантов открытия темы на уроке литературного чтения;ребусы, кроссворды...