«Солнечная система»
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Калиничева Александра Сергеевна

План-конспект урока окружающий мира

УМК: «Перспективная начальная школа» 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_okr_mir.docx77.89 КБ

Предварительный просмотр:

Разрешаю ____________________

Допускаю________________

Оценка за урок: _____________

План-конспект

урока окружающего мира,

проведенного в 4 «Б» классе

обучающейся Калиничевой Александры Сергеевны

30.09.2019 г.

Консультация учителя________________

Консультация методиста________________

План-конспект урока окружающий мира

УМК: «Перспективная начальная школа» 4 класс

(Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Царева Л. А. Окружающий мир, 4 класс 1 ч., рабочая тетрадь №1 стр. 11)

Организационно-деятельностный компонент:

Дата:30.09.2019 г.

Время:13:50-14:35

Место: МАОУ Гимназия №2 г. Черняховска

Класс: 4 «Б»

Целевой компонент урока:

Тема урока: «Солнечная система»

Цель: создание благоприятных условий для формирования знаний о Солнечной системе, формирование умения определять отличительные особенности планет,  углубить знания детей о составе Солнечной системы.

Задачи:

Образовательные:

  • обеспечить в ходе урока усвоение, повторение, закрепление следующих основных понятий, а также научных фактов (Солнечная система, количество планет в Солнечной системе, их названия);
  • обеспечить контроль знаний и умений по теме «Солнечная система»;
  • сформировать умения и навыки учебно-познавательного характера: сознательное и активное слушание объяснений преподавателя, наблюдение изучаемых предметов и процессов.

Развивающие: 

  • развивать у школьников умение выделять существенное в изучаемом материале, сравнивать, обобщать, логически излагать свои мысли;
  • развивать у школьников самостоятельность, используя проблемные ситуации, творческие задания, дискуссии, наблюдения в природе и окружающей действительности;
  • развивать познавательный интерес учеников.

Воспитательные:

  • содействовать эстетическому воспитанию школьников (ознакомить с  природой; наукой);
  • содействовать физическому воспитанию школьников, заботиться о профилактики их утомляемости на уроках;
  • содействовать в ходе урока формированию основных мировоззрений в зависимости от содержания урока (нравственному воспитанию, актуальности, коллективизма,);
  • содействовать трудовому воспитанию и профориентации школьников.

Здоровье сберегающие:

  • формирование осознанной потребности в регулярных занятиях физкультурой\физкультминутками;
  • повышение уровня психического и социального здоровья обучающихся;

Планируемые результаты:

Личностные:

- развитие умения работать в сотрудничестве с учителем, умения находить информацию для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, мышления, воображения, фантазии;

- формирование умения работать в группе, воспитание взаимопомощи.

Метапредметные:

Формирование познавательных универсальных учебных действий: Формирование регулятивных универсальных учебных действий:

Формирование коммуникативных  универсальных учебных действий: Предметные:

- формирование умения работать с учебником, работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира;

- научаться составлять модель Солнечной системы;

- закрепление знаний о Солнечной системе, планетах, космических телах.

Тип урока: комбинированный

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в группах, в парах.

Основные образовательные ресурсы урока: учебник, проектор, презентация, раздаточный материал (карточки с заданием – 25 шт., образец солнечной системы с планетами – 5 шт.), наглядный материал (образец солнечной системы с планетами – 5 шт.).

Содержательный компонент урока:

Ход урока:

I. Организация начала урока.

Учитель: Добрый день, ребята! Меня зовут Александра Сергеевна. Сегодня урок окружающего мира буду вести у вас я. Посмотрите все ли у вас лежит на парте, и приступим к уроку.

II. Актуализация умений и знаний.

У: Посмотрите на  слайд. Что это?

Дети: Это Вселенная.

У: Представьте, что вы оказались в этом замечательном месте. Вселенная это необъятное пространство со звездами, планетами и другими небесными телами (видеоролик).

У: Что вы встретили на своем пути?  

Д: Планеты, Солнце.

У: Мы все любим, когда на небе светит солнце, хорошая погода. Хочется идти гулять, играть с друзьями. Вы никогда не задумывались: «А что я знаю о Солнце?» И вот сегодня на уроке приступаем к изучению новой главы, в которой вы узнаете, как мне кажется, много интересного.

А теперь отгадайте загадку:

   Восемь братьев и сестер

   Вокруг мамы бродят,    

   Отражая ее свет,

   Хороводы водят.

Д: Это планеты и Солнце.

III. Открытие новой темы. Целеполагание .

У: Кто догадался, какая тема нашего урока? 

Д: Солнечная система.

У: Давайте поставим цель на урок? 

Д: Мы выявим отличительные особенности планет, узнаем состав Солнечной системы.

IV. Открытие новых умений, знаний.

У: Сегодня, путешествуя, мы встретимся с загадочными и далекими планетами. Сколько планет составляют нашу Солнечную систему? Назовите их.

Д: 8 планет. Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун.

У: Итак, мы взлетаем и отправляемся в путь. Давайте посмотрим, как выглядит наша планета из космоса. Какая она? 

Д: Земля имеет форму шара. Она голубого цвета.

У: Почему космонавты называют Землю голубой планетой? 

Д: На Земле много воды.

У: Да, но она еще имеет воздушную оболочку, атмосферу, и эта оболочка придает планете голубизну. Посмотрите на слайд «Планеты Солнечной системы». Что вы можете сказать о планете Земля? 

Д: Земля – третья планета от Солнца. Соседями Земли являются Марс и Венера. По размеру это небольшая планета. Земля имеет естественный спутник, который называется Луна.

У: Земля уникальна. Это единственная планета Солнечной системы, а может, и всей Вселенной, где имеется жизнь. Земля расположена именно там, где надо. Если бы Земля была ближе к Солнцу, на ней стояла бы сильная жара. Если бы она находилась дальше от Солнца, на ней было бы чересчур холодно. А от сильной жары и сильного холода погибло бы все живое.

У: Как вы думаете, почему Землю называют «планета-сад?» 

Д: Потому что на ней растут растения. И еще потому, что на Земле есть жизнь.

У: А чтобы продолжить путешествие, нам нужно разбиться по парам. Каждой паре выдан конверт с космическим заданием.

На каждое высказывание вы должны ответить: «Верно» или «Неверно».

  • Земля – это одна из планет Солнечной системы. (+)
  • Солнце – ближайшая к нам звезда. (+)
  • Масса Земли в 330 тысяч раз больше массы Солнца. (-)
  • Земля движется вокруг Солнца. (+)
  • Специалистов, изучающих астрономию, называют астронавтами. (-)
  • Луна – планета Солнечной системы. (-)

Вы отлично справились с заданием!

V. Физминутка.

1, 2, 3, 4, 5 — все умеем мы считать.

Раз! Подняться, потянуться.

Два! Согнуться, разогнуться.

Три! В ладоши три хлопка, головою три кивка.

На четыре — руки шире.

Пять — руками помахать.

Шесть — за парту тихо сесть.

Глазки видят всё вокруг, 
Обведу я ими круг.
Глазком видеть всё дано-
Где окно, а где кино.
Обведу я ими круг,
Погляжу на мир вокруг.

VI. Открытие новых умений, знаний (продолжение)

У: Давайте исследуем планеты солнечной системы. (информация на слайде)

1. Самая близкая к Солнцу планета – Меркурий. По размерам он меньше Земли, у него твердая, каменная поверхность. На этой планете очень жарко днем, а ночью ужасный холод. На Меркурии слабая атмосфера. Спутников нет. Меркурий очень быстро движется вокруг Солнца в 3 раза быстрее,  чем Земля.

2. Пятая от Солнца планета – Юпитер. Это громадный шар, состоящий из жидкого водорода, самого легкого газа на свете, но его так много, что это самая тяжелая планета из всех.  Очень много спутников – 63. Юпитеру достается немного тепла от солнца, и поэтому там царит вечная зима.

3. Вторая от Солнца планета – Венера. Поверхность Венеры каменистая. У этой планеты есть плотная атмосфера, но она состоит из углекислого газа, которым ни люди, ни животные дышать не могут. На Венере невыносимая жара, приблизительно 500. Спутников нет. На небе эта планета видна как самая яркая звездочка голубоватого цвета. Очень красивая и привлекательная.

4. Уран расположен за Сатурном. Эта планета вращается лежа на боку. Поэтому к солнцу обращен то один его бок, то второй. Размер этой планеты гораздо больше Земли. И она тоже состоит из газов, как ближайшие ее соседи. Удаленность от Солнца не позволяет нагреть эту планету. Спутников – 27.

5. Марс – четвертая планета. Он вдвое меньше Земли. Год на Марсе длится в два раза дольше земного. У Марса есть атмосфера, но состоит она в основном из углекислого газа. Ученым удалось установить, что твердая поверхность Марса покрыта оранжево-красной пылью, которая позволяет увидеть планету как красноватую звезду. Солнце греет хуже. Лето холоднее, чем на Земле, а зима суровее. На полюсах ледяные шапки. Бывают дни и ночи. Два спутника у Марса: Фобос (Страх) и Деймос (Ужас)

6. Шестая планета – огромный Сатурн. Он расположен далеко от Солнца, поэтому температура его очень низкая. Сатурн тоже газовая планета. Эта планета желтоватого цвета, ее окружают удивительные кольца, состоящие из ледяных глыб и камней, их видно в телескоп или сильный бинокль. Много спутников – 60.

7. Нептун – восьмая от Солнца планета Она кажется темно-голубой, потому что тоже состоит из газа, газа метана, который горит в наших газовых плитах. В телескопы астрономы замечают на Нептуне клочковатые белые облака. Вечная зима там царит. Спутников –13.

8. Самая близкая к Солнцу планета – Меркурий. По размерам он меньше Земли, у него твердая, каменная поверхность. На этой планете очень жарко днем, а ночью ужасный холод. На Меркурии слабая атмосфера. Спутников нет. Меркурий очень быстро движется вокруг Солнца в 3 раза быстрее,  чем Земля.

VII. Закрепление изученного материала.

У: А у нас случилась беда. Все наши планеты сошли со своих орбит и разлетелись в разные стороны и вам нужно их найти и поместить на свое место в Солнечной системе. Вам нужно объединиться в группы. (проверка на слайде)

А теперь давайте проверим ваши знания. Для этого мы разгадаем кроссворд. (на слайде)

C:\Users\1\Desktop\planety_setka.jpg

Вопросы:

1. Планета, на которой живем мы.

2. Естественный спутник нашей планеты.

3. Ближайшая к Солнцу планета.

4. Планета, четвертая от Солнца. Находится сразу после Земли. На небе видна, как звезда красного цвета.

5. Планета - гигант, с хорошо видимыми кольцами вокруг.

6. Название самого крупного объекта Солнечной системы.

7. Вторая от солнца планета. Обладает развитой атмосферой, которую впервые обнаружил на ней Ломоносов.

8. Самая большая планета.

9. Относится к группе гигантов. Предпоследняя от Солнца.

10. Последняя, восьмая, от Солнца

C:\Users\1\Desktop\planety_otvet.jpg

VIII. Подведение итогов урока. Рефлексия.

У: Итак, ребята, что же такое Солнечная система? 

Д: Это Солнце  и все космические тела, обращающиеся вокруг него.

У: Давайте вспомним, как называлась тема нашего урока?

Какую цель мы ставили в начале урока? Достигли ли мы ее?

На ваших партах лежат листочки. Если вам понравился урок, вам все было понятно и у вас все получилось. Нарисуйте веселый смайлик. Если вам не понравился урок и у вас что-то не получилось, нарисуйте грустный смайлик.

IX. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

У: Запишите домашнее задание: рабочая тетрадь стр. 11 №18.

Я очень рада, что у большинства веселый смайлик!

Спасибо за урок! До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Планеты солнечной системы". Презентация - ознакомление. 1 класс.

Данная презентация для многих ребят - первое знакомство с планетами солнечной системы....

Планеты Солнечной системы

Презентация подготовлена к уроку окружающего мира в 4 классе по учебнику А.А.Плешакова...

Урок окружающего мира по теме "Солнечная система" (презентация "Космос")

Урок окружающего мира по теме "Солнечная система" составлен по учебнику О.Т.Поглазовой 2 класс ("УМК "Гармония"). К данному уроку создана презентация "Космос"....

Презентация "Планеты солнечной системы"

Презентация содержит изображение планет и их описание....

тест по теме "Планеты Солнечной системы" 2 класс система Занкова

Данный тест поможет учителю оценить знания учащихся  по теме "Планеты Солнечной системы"...

«Земля – планета Солнечной системы. «Соседи» Земли по Солнечной системе».

Цель: Познакомить с формой и движением Земли, с глобусом; познакомить с планетами солнечной системы....