конспект к уроку "Патриоты России"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Ларичева  Вероника Сергеевна

конспект к уроку "Патриоты России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx43.13 КБ

Предварительный просмотр:



КОНСПЕКТ УРОКА

Тема: «Патриоты России»

Ларичева Вероника Сергеевна

МОБУ «СОШ «Кудровский ЦО № 1»

Окружающий мир

4 класс

Урок 48. Патриоты России

Цель урока: Знакомство с историей возникновения праздника «День народного единства» и событиях, связанных с 1612 г.

Планируемые результаты: 

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться работать с учебником, с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.

Метапредметные: (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; вступать в речевое общение, пользоваться учебником.

Личностные: проявляют эстетическое сознание через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера, понимают важность праздников современного российского гражданского календаря как способа дружеского объединения всех граждан нашего Отечества вне зависимости от местожительства, особенностей этнической культуры и вероисповедания, проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность.

Коммуникативные: слушают других, пытают принимать другую точку зрения, готовы изменить свою точку зрения, донести свою позицию до других, высказывают свою точку зрения и пытают ее обосновать, приводя аргументы; читать вслух и про себя тексты учебников, отделять новое от известного, выделять главное, составлять план.

Регулятивные: оценивают свои достижения на уроке, ориентируются в учебнике, планируют свои действия на уроке.

Познавательные: осознают познавательную задачу, читают, извлекают нужную информацию, добывают новые знания.

Тип урока: Построение системы знаний (общеметодологической направленности)

Необходимое техническое оборудование: Учебник «Окружающий мир» 4 класс (2 часть), презентация, электронное приложение к учебнику, карточки для индивидуальной работы.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Содержание деятельности учителя 

Содержание деятельности ученика

Формируемые УУД

Время

1

I. Организационный этап.

-Здравствуйте, ребята!

- Начинаем мы опять

  по истории шагать.

  Постарайтесь все понять,

  Про страну свою  узнать

Слушают учителя,  демонстрируют готовность к уроку

Регулятивные:

уметь ставить перед собой цели, планировать

свою работу

Личностные:

осознание необходимости учения

1 мин

2

II. Проверка усвоения предыдущих знаний

-Прежде, чем изучить сегодняшнюю тему урока, мы вспомним материал, который вам уже знаком. Я буду задавать вопросы, а вы будете отвечать. Подсказки на слайдах вам будут помогать вспоминать пройденный материал.

-Какой город является столицей России?

- Какой год считается годом рождения Москвы?

-Как называется холм, на котором в XII веке был построен деревянный Московский Кремль?

- Куда впадает Москва – река?

- Каким стал Кремль при внуке Иваны Калиты – Дмитрии Донском?

- В каком году были возведены стены Московского Кремля из белого камня?

- Как называется самая высокая башня Кремля?

-Чем знаменита Спасская башня? -Кого считают основателем Москвы?

- Молодцы! Вы очень хорошо знаете историю своего Отечества.

Отвечают на вопросы.

- Город Москва.

- Год рождения Москвы 1147 год.

- Боровицкий холм.

- В Оку.

-  Белокаменным.

- 1367 год.

- Троицкая башня.

- На ней находятся кремлевские куранты.

- Князя  Юрия  Долгорукого.

Регулятивные:

 Умение организовать выполнение заданий учителя.

Познавательные:

 умение ориентироваться в своей системе знаний; умение строить речевое высказывание в устной форме.

Коммуникативные:

умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя

Личностные:

умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам

2 мин

3

III.         Мотивационный этап

1.        Дидактическая игра.

– Для того чтобы узнать какая тема нашего урока, вы должны разгадать кроссворд

Вопросы к кроссворду:

1. Предприятие, где производят набор и печатание изделий.

2. Название первой печатной книги в Руси.

3. Название металлических букв.

4. Фамилия первопечатника на Руси.

5. Типографические буквы, необходимые для набора текста, их отпечаток.

6. Прозвище русского царя, который велел открыть типографию в Москве.

7. Фамилия немецкого первопечатника.

- Какое главное слово в теме нашего урока?

- Верно. Тема нашего урока Патриоты России

- Сегодня на уроке мы познакомимся и с печальными, и со славными страницами родной истории. Мы узнаем, какие тяжелые испытания выпали народу России в начале XVII века и как он с честью преодолел их.

Отгадывают кроссворд

Познавательные: формировать навыки логического мышления

Регулятивные:

Умение организовать выполнение заданий учителя.

Коммуникативные:

  умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя

Личностные:  ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов ответы на преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.

2 мин

4

IV.         Изучение новых знаний и способов деятельности

1.Работа с учебником.

- Как вы понимаете смысл слова «патриот», «патриотизм»?

- «Патриот» - это человек одушевлённый патриотизмом, «патриотизм»- преданность и любовь к своему отечеству.

- Начало XVII века русский народ назвал «лихолетьем». Прочитайте текст на странице 87 учебника и ответьте на вопрос: «Почему начало XVII века называют тяжелыми годами, то есть лихолетьем?»

2.Работа со схемой.

- Причины лихолетья в России. Умер царь Фёдор Иванович, опустел престол. Начался беспорядок. Полякам при поддержке бояр изменников удалось захватить Москву. Все эти причины повлияли на лихолетье в России.

3.Рассказ с элементами беседы.

- После смерти Ивана Грозного и его  сыновей  прекратился  их  царский  род.  За  короткий  срок  сменилось  несколько  царей.  Воспользовавшись Смутой,  войска  польского  и  шведского  королей  вторглись  в  русские  земли.  Вскоре  поляки  были  в  Москве.  России  угрожала  потеря  независимости.  Но  русские  люди  не  могли  и  не  хотели  мириться  с  гибелью  своего  государства. Что  надо  было  сделать  русским  людям,  чтобы  победить  врага?

- В  Нижнем  Новгороде  земский  староста  Кузьма  Минин  начал  собирать  народное  ополчение  для  борьбы  с  врагами.

- Что  означает  слово  «ополчение»?

4.Работа с учебником.

– Прочитайте в учебнике на стр. 87-88 про Кузьму Минина.

1.1.        Беседа по прочитанному.

- Про кого ещё вы  узнали  из  этой  статьи?

- Кто  встал  во  главе  собравшейся  рати?

- Кем он был?

- К  чему  призывал  жителей  Нижнего  Новгорода  Кузьма  Минин?

5. Работа с учебником.

- Как вы думаете, кто одержал победу  и  почему?  Узнать ответ на этот вопрос мы можем, дочитав статью учебника на стр. 88 – 89.

5.1.        Беседа по прочитанному.

- Когда народное  ополчение  подошло  к  Москве?

- С  кем  произошел  бой  около  Москвы?

- Чем  закончилась  эта  схватка?

- Кто одержал победу?

- Что  происходило  с  гарнизоном,  запертым  в  Кремле  и  Китай – городе?

- Почему  Минина  и  Пожарского  называют  патриотами  России?

- Какого числа  была освобождена окончательно Москва?

- Что мы отмечаем в этот день?

- Кто был избран на царство в 1613 году?

Слушают учителя, отвечают на вопросы.

Ответы детей

Работают с учебником.

Слушают учителя.

Слушают учителя.

Отвечают на вопросы.

 Объединится

- Военное формирование, создаваемое в помощь действующей армии, преимущественно на добровольных началах.

Читают.

- Про  Д. Пожарского

- Дмитрий Пожарский

- Полководцем, князем

- Призывал постоять за свою родную землю

Читают.

Отвечают на вопросы.

- В августе 1612г.

- С войском поляков

- Они разбили войска, вынудив уйти из Москвы

- Русские. Народное ополчение

- Они находились в безвыходном положение и  вскоре сдались

- Потому что они сражались за свою родину

- 4 ноября

-  День народного единства

-  16 летний Михаил Фёдорович Романов.

Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний;

умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное.

Личностные:

осознание алгоритма своего действия;

умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам

 Коммуникативные :  

умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя;

учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

17  мин.

5

V. Физкультминутка

Весело в лесу

Зайцы утром рано встали,

Весело в лесу играли.

По дорожкам прыг-прыг-прыг!

Кто к зарядке не привык? (Прыжки на месте.)

Вот лиса ид

ёт по лесу.

Кто там скачет, интересно? (Ходьба на месте.)

Чтоб ответить на вопрос,

Тянет лисонька свой нос. (Потягивания — руки вперёд.)

Но зайчата быстро скачут.

Как же может быть иначе? (Прыжки на месте.)

Тренировки помогают!

И зайчата убегают. (Бег на месте.)

Вот голодная лиса (Ходьба на месте.)

Грустно смотрит в небеса. (Потягивания — руки вверх.)

Тяжело вздыхает, (Глубокие вдох и выдох.)

Садится, отдыхает. (Дети садятся за парты.)

Дети выполняют упражнения согласно словам текста физкультминутки.  

 

1 мин

6

VI.        Вторичное усвоение новых знаний.

Работа в группах.

- Ребята, я предлагаю вам мысленно перенестись на городскую площадь Нижнего Новгорода того времени. На площади шум, гам. Нижегородцы обсуждают грамоту (письмо), полученную ими от  монахов одного из подмосковных монастырей.

До нас дошли документы того времени в плохом состоянии. Ваша задача, объединившись в группы по рядам, расшифровать отрывок из этой грамоты.

-  Молодцы! А теперь представьте, что от Вас зависит судьба Москвы, а значит, всей России. Какое вы примите решение, первое или второе?

-Почему выбрали именно этот вариант?

Те, кто из вас выбрал второй вариант, повели себя точно так же, как и нижегородский староста, купец Кузьма Минин, которому принадлежат выбранные вами слова.

- Каждая группа так же получила отрывки предложений. Из этих отрывков вам нужно составить рассказ о последующих действиях Кузьмы Минина. На это у вас есть 4 минуты. Выберите представителя группы и расскажите, что составили вы.

- В такой обстановке даже городские нищие, просившие милостыню на пропитание, не могли остаться в стороне. Они тоже хотели помочь. Но у них ничего не было. И все-таки они что-то отдавали на общее дело.

- Как вы думаете, что это было?

Оказывается, нищие снимали с себя медные крестики. Самое святое, что у них было. Таким образом были собраны необходимые средства.

Учащиеся объединяются в группы. Отвечают.

«Гибнет Москва от поляков, а столица есть основание. Не забудьте, что пока крепок корень, то и дерево крепко; не будет корня, на чем оно будут  держаться?»

Потому что нужно помогать друг другу.

Кузьма Минин не только призывал других отдавать свое имущество, но и первым показал пример. Он принес на площадь все накопленные им деньги и украшения жены. Нижегородцы вслед за ним, и богатые, и бедные, и молодые, и старые, несли на городскую площадь, кто что имел. Кто деньги, кто дорогую одежду и меха, кто посуду.

Личностные:

Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам, умение  работать в группах

Регулятивные:

Умение организовать выполнение заданий учителя,  делать выводы по результатам работы

Коммуникативные:

умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя.

Познавательные:  

умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное, формировать навыки логического мышления.

10 мин

7

VII Включение

в систему знаний

и повторение изученного

- А теперь давай те проверим, как вы усвоили новый материал. На слайдах будут вопросы, я их зачитываю, а вы мне быстро отвечаете.

- Какая беда обрушилась в то время на Русь?

- Кто призвал русских людей на объединение для защиты своей родины?

- Кто возглавил русское войско?

- Скажите ,ребята, а знаете ли вы,  как россияне отблагодарили героев ополчения?

-  Что такое 4 ноября для русского народа?

Почему праздник носит название День народного единства? Что означает название праздника?

- Освобождение Москвы от иноземных захватчиков было всенародным делом. В едином порыве  объединились все патриоты страны. Поэтому мы отмечаем 4 ноября как  День народного единства, который чтили наши предки.

 

Отвечают на вопросы.

-Смутное время.

- Минин.

- Д. Пожарский

- Поставили памятник.

Праздник. День народного единства.

-Это день единства всех российских народов. Это день спасения России от самой большой опасности, которая когда-либо ей грозила

Коммуникативные: 

умение слушать и понимать других,  умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя.

Познавательные: 

умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное,  формировать навыки логического мышления.

4 мин

8

VIII Информация о домашнем задании

Домашнее задание:  стр.87 – 91.  Ответить  на  вопросы рубрики «Проверь  себя».      

Записывают домашнее задание в дневник

Коммуникативные:

 умение воспринимать информацию на слух

2 мин

9

IX. Рефлексия.

- На столах у вас лежат карточки красная, желтая и зеленая.

Зеленая – урок понравился, я доволен своей работой, мне было интересно.

Желтая – было интересно, но я мало участвовал в обсуждении.

Красная – было не интересно, я не участвовал в  обсуждении с другими детьми .

Проводят самооценку своей работы

Коммуникативные:

Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений

Познавательные: 

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Личностные:

Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха

1 мин

Ресурсный материал

Кроссворд

Самоанализ  урока по окружающему миру

Тема «Патриоты России».

16 марта 2020 года                                                     Учитель: Ларичева В.С.

Окружающий мир 4 класс                                          

 Тема урока: Тема «Патриоты России».

Выбранная тема имеет актуальное значение в формировании духовно - нравственных качеств личности, играет важную роль в воспитании патриотов своей страны (преданности и любви к своему Отечеству, к своему народу).

 В настоящее время, в период возрождения духовности в нашей стране все больше и больше растет интерес к церкви и ее деятельности в разные периоды истории страны. Поэтому я постаралась расширить знания детей о героическом прошлом нашей родины.

Урок тесно связан с предыдущими уроками, опирается на раннее изученный материал

Тип урока: изучение нового материала.

1.        Форма урока – эвристическая беседа

       3.  Цель урока:

             Обучающие: сформировать представления учащихся о патриотизме;

    дать представление об исторических условиях, сложившихся в России к началу XVII   века; познакомить с историческими личностями: Д.Пожарским и К.Мининым

Развивающие: способствовать развитию познавательной активность, умению использовать в работе ранее полученные знания, рассуждать, выражать свои мысли, работать с исторической картой

Воспитательные: способствовать формированию коммуникативной культуры.

 На уроке мною решались следующие задачи:

•        Формировать интеллектуальные учебные действия (умение мыслить и работать с информацией)

•        Учить коммуникативным навыкам взаимодействия

•        Развивать творческое и критическое мышление, расширять кругозор учащихся.

•        Воспитывать интерес к истории своего Отечества, чувство долга, патриотизма, милосердия.

При планировании урока мною были учтены возрастные и индивидуальные особенности учащихся.

              Специфика урока заключается в том, что он построен с использованием    информационных технологий, что способствует повышению интереса к предмету.

На предложенном вам урока мною использованы разные методы работа для реализации поставленных задач:

1.        Учебно- познавательной деятельности (словесный, исследовательский)

2.        Стимулирования и мотивации (диалог, создание проблемной ситуации)

3.        Наглядный (использование ИКТ)

Методические приемы: анализ, классификация

Формы общения: учитель- ученик, ученик- класс.

Выбранная мною форма урока –  позволила реализовать поставленные цели и задачи.

Считаю, что добилась поставленных целей, что данный урок затронул в личности каждого ученика чувство гордости за свою страну и уважение к тем людям, которые отстаивали честь Родины.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты уроков (школа России)

Урок открытия нового знания в технологии деятельностного подхода с использованием работы в группе...

Конспект урока "Символика России" (окружающий мир, ПНШ)

Цели данного урока:Познакомить учащихся с символами Российской Федерации, с их назначением и ролью в жизни гражданина страны;Создать  условия для формирования нравственных ценностей (любви к Роди...

Конспект наша родина Россия

Конспект  наша родина Россия...

Разнообразие растений. ( конспект урока)"Школа России"

Урок окружающего мира в 3-м классе "Разнообразие растений". "Школа России" УМК: «Школа России», Плешаков А. А.Класс: 3.Место урока в теме: изучение и закрепление нового материала.Цель у...

Конспект урока "Символика России"

Конспект урока окружающего  мира "Символика России"...

План-конспект "Государственные символы России".

Внеклассное занятие на тему: Государственные символы России....

Конспект внеклассного мероприятия "Россия - Родина моя"

Цель: познакомить детей с символикой России...