Конспект открытого урока по окружающему миру, 2 класс
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Конспект урока разрабатывался учителем. В процессе работы участвовали ученики и их родители. Дети приносили семейные фотографии, писали мини-сочинения о своей семье.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок по окружающему миру во 2 классе

Тема: «НАША ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ»

Учитель Шустова Наталья Анатольевна

Цель:

Показать значение семьи в жизни каждого человека, довести до сознания детей, что семья – это самое дорогое, самое близкое, что есть у человека.

Задачи:

  • Познакомить с понятиями: «семья», «члены семьи», «родственники».
  • Развивать речь, внимание, мышление, память,
  • Способствовать формированию понимания значимости семьи.
  • Воспитывать любовь и уважение к своей семье.
  • Способствовать воспитанию доброго, внимательного отношения к окружающему миру.
  • Формировать у обучающихся чувства ответственности и заботы за семью.

Оборудование:

  • Карточки с названиями родственников
  • Карточка с ребусом
  • Картинки с изображением родственников (мама, папа, брат, сестра, тетя, дядя, бабушка, дедушка.)

Ход урока.

  1. Организационный момент:

Ну-ка ты проверь, дружок, 
Ты готов начать урок? 
Все ль на месте? 
Все ль в порядке? 
Ручка, книжка и тетрадка? 

 Все ли правильно сидят?

  1. Все ль внимательно глядят

Курское солнце смотрит к нам в класс

А лучик, играя, приветствует нас.

Доброго утра, хорошего дня

Я пожелаю вам, детвора СЛАЙД 1

Ребята, сегодня у нас с вами необычный урок.

На уроке вам предстоит  хорошо потрудиться, чтобы многое  узнать, вспомнить и запомнить

На доске тема урока, но в виде ребуса, давайте попробуем его отгадать

(Дети отгадывают ребус: 7Я,) СЛАЙД 2

Учитель:

Это слово каждый знает

Ни на что не променяет!

К цифре « семь» добавлю «Я»

И получится (дети говорят хором) СЕМЬЯ.СЛАЙД 3

( учитель переворачивает карточку, там написано слово: СЕМЬЯ )

Ребята, как выдумаете, что мы будем делать сегодня на уроке? (Ответы детей….)

Урок будет и веселый, т.к. вы будете слушать сказку, отгадывать загадки, рисовать, нов то же время серьёзный, поучительный, потому что мы будем говорить о сам ом главном в жизни человека – семье На уроке вы узнаете, что такое семья, семейные традиции. Будем учиться оценивать взаимоотношения в семье, правильно вести себя с близкими людьми.

Учитель:

Оформление доски:

http://doc4web.ru/uploads/files/22/21289/hello_html_128c8a89.png

  1. Я загадаю загадки.
  2. Отгадывание загадок: (учитель ставит отгадки на доске)

Учитель:

Я загадки загадаю!

Ты, попробуй отгадать!

Всех смогу я описать,

И узнаешь ты вполне

Кто живет в твоей семье.

1. Она  лучше всех на свете,

Без нее прожить нельзя.

Есть она у Кати, Пети

И, конечно, у меня. (мама)

2.Кто научит гвоздь забить,

Даст машину порулить

И подскажет, как быть смелым,

Сильным, ловким и умелым?

Все вы знаете, ребята,-

Это наш любимый.....(ПАПА.)

3.Кто носки внучатам свяжет,

Сказку старую расскажет,

С медом даст оладушки?

- Это наша.............( БАБУШКА)

4. На него смотрю всегда

И беру с него пример.

Он  на папу так похож!

Но только с сединой – и что ж? (дедушка)

5.Мамы старшая сестра-

С виду вовсе не стара,

С улыбкой спросит: «Как живете?»

Кто в гости к нам приехал? ….(ТЕТЯ)

6.Кто же с маминой сестрой

Приезжает к нам порой?

На меня с улыбкой глядя,

«Здравствуй!» - говорит мне. …(ДЯДЯ)

7. Я этим человеком очень-очень горжусь
И в этом всем с радостью вновь признаюсь!
Знакомы с рожденья и с детства дружны,
Поэтому очень друг другу нужны!
Спасибо за то, что ты добр и умён,
Отзывчив, надёжен, красив и силён!
Готов ты помочь и понять меня рад,
Ты — самый хороший и преданный ....(БРАТ)

8.Со мною всегда она рядом,
Как может смягчает беду.

Спасибо вам, папа и мама,
Что мне подарили......(СЕСТРУ)

Оформление доски:

По мере отгадывания загадок на доске при помощи магнитных карточек со словами и картинками выставляется схема:

http://doc4web.ru/uploads/files/22/21289/hello_html_m4d0dbba2.png


Вот такая схема у нас получилась.

  1. Основная часть.

Что же такое семья? Чем семья отличается от другой группы людей?СЛАЙД 5

Как вы понимаете слово «семья»?

(ответы детей) это мама и папа, это близкие родные люди.)

А сейчас, послушайте, я вам прочитаю определение слова «семья» из словаря:

Словарь Ожегова С.И.: 
1. Это группа живущих вместе близких родственников;
2. Объединение людей, сплочённых общими интересами.

Ушаков Д.Н.:
Семья – группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе.

Таким образом, исходя из ваших ответов и определений из словарей можно сделать вывод, что СЕМЬЯ- это родные, близкие друг другу люди, которые чаще всего живут вместе, иногда некоторые родные живут отдельно, но никогда не забывают заботиться друг о друге.

В Древней Руси семьи всегда были большие. А сейчас есть семьи и большие, и маленькие.СЛАЙД 6

На партах у вас,  ребята, листочки. На них вы сейчас напишите состав ваших семей          ПЕРЕДАТЬ ПО ЦЕПОЧКЕ.

А может ли человек жить один и называть себя семьей? Конечно же нет… Сейчас я вам прочитаю сказку. Послушайте…

Слушание сказки
- Послушайте историю, которая произошла с одним мальчиком:
Давным-давно жил мальчик. Он жил совсем один. Его никто не воспитывал, никто не наказывал, ни с кем он не делился. И было этому мальчику очень грустно.

Однажды он отправился на берег моря. И вдруг ему навстречу вышел седой старик. И был очень старый, но очень мудрый.
- Куда ты идешь?- спросил старик.
- Я иду искать место, где мне не будет так одиноко.
- Я знаю, как тебе помочь. Идем со мной, - предложил старик. Он привел мальчика в свой дом, где жили его дети, внуки, правнуки.
- Посмотри!- сказал старик. – Все мы живем в одном доме, вместе радуемся, вместе грустим, вместе едим то, что дала нам природа, помогаем друг другу. Оставайся! Я буду тебе дедом, мой сын и его жена станут тебе отцом и матерью, а мои внуки будут тебе братьями и сестрами.
      Мальчик остался, и через некоторое время понял, что только теперь научился радоваться и стал по- настоящему счастливым. А произошло это потому, что у него появилась СЕМЬЯ.

- Что же появилось у мальчика в семье? (общение)

- Совершенно верно. Мы начинаем изучать раздел: «ОБЩЕНИЕ» И поговорим сегодня о семье

IVРабота с учебником.

- Откройте учебники  на с.42. Рассмотрите рисунок в учебнике на с. 42 и расскажите, как проводят свободное время в семье Сережи и Нади.   ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ…

Внизу страницы написан вопрос.  Читает САША

- Как вы думаете, что такое культура общения? (Вежливая речь, культурное поведение, доброе, уважительное отношение к человеку)

- Нужна ли она в семье? Почему? (Культура общения нужна нам, чтобы семья была дружная и счастливая)

- Можно ли обижать того, кто тебя любит? ( Нельзя, потому что они любят и заботятся о нас)

- Семья – это семь я, а значит, семья – это постоянная помощь и поддержка друг другу.

- Рассмотрите иллюстрации на с. 43 учебника и расскажите, как взрослые помогают детям и дети взрослым в семье Сережи и Нади.

- Фишками накройте те картинки, на которых изображено то, что бывает в твоей семье.(практическая работа)   УЧИТЕЛЬ ПРОВЕРЯЕТ.

- А как еще помогают  друг другу в семье? Расскажите о своих домашних обязанностях. (выступление).

-А кто живет в одной семье с бабушками или дедушками? Расскажите о них.(       рассказы детей  )                                                                 ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Этот пальчик – дедушка, СЛАЙД
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папа,
Этот пальчик – мама,
Этот пальчик – я.
Вместе дружная семья.

Ученики нашего класса в прошлом году выполняли проекты «Моя семья» Вот некоторые фотографии из их работ. СЛАЙДЫ 7-25

Ученица нашего класса… участвовала в областном конкурсе «Моя семья», где заняла 1 место сред учащихся 1-4 классов. Она рассажет о своей семье.

РАБОТА В ТЕТРАДЯХ

Первичное закрепление Работа с пословицами: Работа в группах .У вас на партах лежат карточки с пословицамиА теперь давайте разделим эти пословицы и поговорки на две группы: в первую соберем все те, которые относятся к счастливой семье, а во второй оставим те, чего не должно быть в семье.

СЛАЙД 26

Группа 1:

  • В гостях хорошо, а дома лучше.
  • В дружной семье и в холод тепло.
  • В семье согласно, так идет дело прекрасно.
  • В хорошей семье хорошие дети растут.
  • Вся семья вместе, так и душа на месте.
  • В семью, где ладсчастье дорогу не забывает.
  • Согласие да лад - в семье клад.
  • Отца с матерью почитать- горя не знать.
  • Человек без семьи, что дерево без плодов.
  • Дом согревает не печь, а любовь и согласие.
  • Семья-опора счастья.

Группа 2:

  • В недружной семье добра не бывает.
  • В семье разлад, так и дому не рад.
  • В семье, где нет согласия, добра не бывает.
  • Не будет добра, коли в семье вражда.
  • Сейчас вы дружно работаете, как большая дружная семья. Наш класс – это школьная семья.

Посмотрите какая у нас получилась внушительная первая группа, и во всех пословицах часто повторялись одни и те же слова, посмотрите внимательно и назовите мне их.

Ответы детей: Дружба, Согласие, Счастье, Лад, Любовь

Совершенно верно, в семье всегда будут царить мир, согласие, а значит все будут счастливы, если там поселятся: доброта, любовь, доверие, понимание, уважение, дружба, забота.

Оформление доски:

Возврат к первой схеме: http://doc4web.ru/uploads/files/22/21289/hello_html_m4d0dbba2.png

(карточки по кругу двусторонние, называя качества счастливой семьи, учитель их переворачивает)

Получилась новая схема:

http://doc4web.ru/uploads/files/22/21289/hello_html_m43fd2918.pngВ жизни , ребята, бывает много сложных ситуаций, в которых вам приходится выбирать решение. И от того, каким будет решение, может зависеть настроение окружающих  вас людей.

1-я ситуация.

Ты вернулся с прогулки, а тапочки оставил в своей комнате. Кто должен тебе их принести:

Мама,

сестра,

ты сам?

2-я ситуация.

Мама накормила тебя вкусным обедом. После обеда ты;

Сказал спасибо.

 Сказал спасибо и предложил помыть посуду.

Встал и ушел играть.

3 ситуация

Как бы ты поступил, если бы нечаянно разбил чашку?

Сказал бы, что это не ты, а котенок.

Признался бы во всем и извинился

Сказал бы, что не знаешь, кто это сделал

4 ситуация

Мама попросила тебя сходить за хлебом в магазин, а ты забыл.  И вот мама пришла с работы и спросила, почему ты не купил хлеба. Как ты поступишь?

Промолчишь не отрываясь от своих дел.

Быстренько сбегаешь за хлебом

Признаешься, что забыл, а за хлебом за тебя сходит мама.

Творческая работа:

Ну, а в конце нашего урока небольшая творческая работа

Я вам раздаю альбомные листы, в центре нарисован круг

Задание: дорисовать круг до предмета, с которым вы представляете свою семью.

Выставка рисунков .

(дети объясняют, что нарисовали и почему.)

http://doc4web.ru/uploads/files/22/21289/hello_html_m27fa2ecd.png

Ответы детей:

1 рис.- «Наша семья, как солнышко, большая и теплая, все лучики - это все мои родные.»

2 рис.- «А наша семья красивая как цветочек, а лепесточки это мама, папа, я и все остальные наши близкие и дальние родственники.» и т. д.

Учитель:СЛАЙД 27

Без чего на белом свете

Взрослым не прожить и детям?

Кто поддержит вас, друзья?

Ваша дружная (все хором) СЕМЬЯ.

Это слово каждый знает,

Ни на что не променяет   СЛАЙД 28

IX.  Подведение итогов урока

Итак, подведем итоги нашего урока

Семья – это счастье, любовь и удача,

Семья – это летом поездки на дачу.

Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Рождение детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волнение и трепет.

Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно!

Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Обиды и ссоры подальше гоните,

Хочу, чтоб про нас говорили друзья:

Какая хорошая Ваша семья!

__________   _______    ___________добавить

-Оцените свои достижения на уроке. (возьмите смайлики и оцените свои достижения на уроке)

- Кому было интересно на уроке? Что удивило?

- Кому было неинтересно?

- Кому можете сказать спасибо, за помощь или открытие нового, которое он вам представил?

-Вернемся к теме и задачам урока.

-Что узнали нового? Чему учились?

Вы сегодня молодцы. Хорошо потрудились

Существует еще много различных групп животных, но о них вы узнаете в старших классах.

X. Домашнее задание.Учебник : стр.42-45,

Рабочая тетрадь:  стр.25. № 3, 5

Творческое задание: «История моей семьи» (-Кто и что поможет лучше узнать, исследовать историю своей семьи? (бабушки и дедушки, альбомы  с фотографиями)

- Расспроси своих пап, мам, бабушек и дедушек, и постарайся продлить ветви родства как можно дальше в прошлое, подписывая полные имена и даты рождения своих родственников.)

Анализ урока

            Урок по теме: «Наша дружная семья»  был проведён во 2 классе по окружающему миру

Цель:

Показать значение семьи в жизни каждого человека, довести до сознания детей, что семья – это самое дорогое, самое близкое, что есть у человека.

Личностные:

  • Развитие познавательного интереса и мотивов, направленных на изучение данной темы.
  • Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
  • Развитие осознания необходимости культуры общения в семье.
  • Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

  • Умение находить и формулировать проблему урока вместе с учителем.
  • Умение слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
  • Способность слушать, наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в учебнике, справочной литературе и других источниках.
  • Добывать новые знания, используя учебник и информацию, полученную на уроке.
  • Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, построения рассуждений.
  • Развитие способностей к творческому мышлению.

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других, оформлять свою мысль в устной речи.
  • Совместно договариваться о правилах работы в группе, в паре.

Предметные:

  • Отбирать из предложенных важные для семейной жизни условия
  • Уметь различать родственные взаимосвязи.
  • Определять роль в жизни человека культуры семейного общения

Задачи:

  • Познакомить с понятиями: «семья», «члены семьи», «родственники».
  • Развивать речь, внимание, мышление, память,
  • Способствовать формированию понимания значимости семьи.
  • Воспитывать любовь и уважение к своей семье.
  • Воспитывать доброе, внимательное, чуткое отношение к окружающему миру.
  • Формировать у обучающихся чувства ответственности и заботы за семью.

Тема урока:

Соответствует требованию программы;это первый урок в разделе Общение. Далее мы будем выполнять проект родословная;

Содержание урока: выдерживалось в соответствии с требованиями ФГОС

ИМЕЕТСЯ соответствие содержанию программе;

доступность;

полнота освещения темы;

логичность и системность изложения;

доказательность, иллюстративность;

выделение главного, наличие выводов;

воспитывающий характер содержания;

Урок строился исходя из принципов педагогики сотрудничества. Максимальное вовлечение учащихся в творческую деятельность на уроке, занимательность материала взята как основа эмоционального фона урока.

Учебные возможности классного коллектива средние: недостаточно развита эмоциональная сфера и волевые качества детей. Одним из средств решения этой проблемы является проведение нестандартного урока творчества.

В процессе проведения урока решались следующие задачи: дифференциация обучения, расширение рамок учебной программы. Работая в зоне ближайшего развития ребёнка, поднять авторитет каждого ученика.

Эти задачи были достигнуты при реализации целей урока:  

-  Ввести понятие «Культура общения». Обсудить с детьми правила культуры общения в семье;

-  Развитие восприятия, воображения, национального самосознания, творческих способностей;

-  Формирование интереса к истории и культуре народа, интереса к родословной своей семьи, воспитание чувства патриотизма.

Время на уроке было использовано рационально.

Форма организации учебного процесса – урок изучения нового материала с опорой на жизненный опыт детей.

При изучении нового материала был выбран словесный метод – беседа-сообщение, предполагающая включение ученика в процесс активного участия добывания новых знаний, наглядный метод – метод демонстраций с использованием ИКТ, практический метод – совместная творческая деятельность.

Стиль педагогического общения на уроке – общение на основе увлечённости совместной творческой деятельностью, дружеское расположение, на основе метода активного социального обучения – урок творчества. Настрой класса на уроке был положительным, учащиеся проявляли интерес к теме урока.

Средства обучения, используемые на уроке: речь, фотографии семей детей, выступления детей и их родителей,  музыка, представленные с помощью компьютерной презентации не интерактивной доске, игра.

Самостоятельная работа учащихся на уроке была построена по следующей схеме: продвижение от репродуктивного типа деятельности к творческому типу.

Для борьбы с перегрузкой учащихся была проведена физкультминутка. Время проведения физкультминутки выдержано: 15 минут с начала урока.

Для усвоения глубины материала использовалась творческая работа учащихся. Ситуация эмоционального переживания на уроке создавалась при помощи сказки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по окружающему миру в з классе "Умей предупреждать болезни"

Цель урока:формирование представления о здоровом образе жизни через знания о строении организма человека. Планируемые результаты. Предметные результаты: ознакомить с правилами закаливани...

План -конспект открытого урока по окружающему миру для 1 класса

Предмет: окружающий мир.Тема: «Наши помощники – органы чувств». Урок №21.По типу урок: изучения и первичного закрепления новых знаний, урок-практикум.Цель:·        Ф...

Конспект открытого урока по окружающему миру по теме «Январь - зиме середина. Зимние явления: гололедица, гололед». 3 класс.

Закрепить знания учащихся о зимних явлениях в природе, актуализировать знания особенностей жизнедеятельности человека в зимний период. Составлен по учебнику О.Т. Поглазова "Окружающий мир ...

Конспект открытого урока по окружающему миру в 1 классе

Воспитывать любовь  к  животным,ответственность за  наших  четвероногих друзей.Учить  детей  сопереживатьсочувствовать.Познакомить  детей  с  различными по...

План – конспект открытого урока по окружающему миру в 4 классе. Тема урока: Многогранный мир чувств.

Тип урока: комбинированный, урок-исследование.Цель:1) Обучающая:-формировать у учащихся новые понятия об органах чувств, о строении и роли органов слуха, равновесия, обоняния, вкуса и осязания, ...

Конспект открытого урока по окружающему миру (ПДД) на тему «Дорога от школы до дома, правила безопасного поведения на дорогах. Забота о здоровье и безопасности окружающих людей».

Цели и задачи:проверить и закрепить знания правил дорожного движения на улицах и дорогах;учить понимать сигналы светофора, жесты регулировщика, дорожные знаки;воспитывать навыки выполнения основных пр...