Тундра
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Окр.мир

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tundra.docx21.72 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение 1

2 этап

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ФРАГМЕНТА УРОКА

Тема урока        «Тундра»        Класс        4

Цель фрагмента урока:         сформировать представление о природной зоне тундры.

Задачи фрагмента урока:

Дидактические:         познакомить с географическим положением этой природной зоны, климатическими условиями, растительным и животным миром, деятельностью человека;

Развивающие:         развивать познавательный интерес, умение работать с предоставляемой информацией и раздаточным материалом.

Воспитательные:         прививать навыки учебного труда;  

Планируемые результаты:

Предметные:        находить и показывать на карте зону тундры ; приводить примеры живых организмов тундры; узнавать их на рисунках (фотографиях); выявлять экологические связи в зоне тундры ; оценивать деятельность людей в зоне тундры и раскрывать возникшие экологические проблемы; формулировать экологические проблемы тундры; давать характеристику зоны тундры по предложенному плану.

Метапредметные:        понимать, самостоятельно формулировать и сохранять целевые установки урока; использовать текст и иллюстрации для получения информации по теме урока; устанавливать причинно-следственные связи между явлениями природы, между деятельностью человека и состоянием окружающей среды; взаимодействовать в группе при выполнении учебных заданий; формулировать выводы из изученного материала; осуществлять самопроверку и оценивать свои достижения на уроке.

Личностные:        осознавать уникальность природы тундры, ответственность человека за её состояние.


ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап фрагмента урока

Образовательная задача этапа урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Форма организации учебной деятельности
(Ф-фронтальная, И-индивидуальная, П-парная, Г-групповая)

Дидактические средства,

интерактивное оборудование (интерактивная доска, карточки…)

Организационно-мотивационный

настрой учащихся на урок, установка на сотрудничество.

Словесный

Я рада этой новой встрече,
Мне с вами интересно, друзья!
Интересные ваши ответы
С удовольствием слушаю я.
Мы сегодня снова будем наблюдать,
Выводы делать и рассуждать.
А чтобы урок пошел каждому впрок,
Активно в работу включайся, дружок!

Меня зовут Ольга Александровна и я сегодня проведу у вас урок окружающего мира.

Эмоциональный настрой на урок.

Ф

Постановка учебной задачи

мотивировать учащихся на изучение темы, определить тему и задачи урока.

Словесный

Наглядный

- А в руках у меня конверт с информацией о природной зоне. О какой, вам поможет догадаться отрывок мультфильма (включить видео).

-Работа над вопросами: Что характерно для этой природной зоны? Что добывают олени из-под снега?

Где, скажите, повсеместно 
Поселилась мерзлота?
Ночь полярная полгода
И неделями пурга?
Где у нас суровый климат,
Девять месяцев зима,
Почвы всюду глеевые
И свирепые ветра?
Кто ответит детки мудро,
Как зовётся зона? ...(тундра)

Тундра – в переводе с финского языка – «бесплодная», «враждебная».

Как вы думаете какая тема нашего урока?

Какова цель?

Итак, тема сегодняшнего урока – природная зона тундры. Внимание, на экран.

Просмотр видеофрагмента мультфильма «Храбрый олененок».

Отвечают на вопросы.

Отгадывание загадки.

Просмотр презентации.

Ф

Интерактивная доска

Открытие нового знания

обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения.

Словесный

Практический

Частично-поисковый

Репродуктивный

Наглдяный

Обратимся к карте природных зон России (демонстрация карты с подробным описанием  изучаемой зоны). Тундра протянулась с запада на восток почти по всему побережью северных морей. Эта зона находится южнее арктических пустынь.

И сегодня я предлагаю вам поработать сотрудниками исследовательской лаборатории. Я – руководитель лаборатории (надеть реквизит), а вы – научные сотрудники.

Прикрепите бейджики к одежде: отдел метеорологов, отдел ботаников, зоологи и экологи.

Цель исследования – изучить природную зону тундры (слайд).

Результатом нашей работы будет учебно-наглядное пособие – «Тундра» (прикрепляет титульный лист пособия).

Итак, каждая группа выполняет свое задание, пользуясь инструкционной карточкой и предложенной информацией (слайд).

Время выполнения – 5 минут (демонстрация песочных часов-пятиминуток. Организует проверку выполнения заданий по группам).

Завершаем работу. К доске приглашается отдел метеорологов с вашими сообщениями и мини-проектами.

Спасибо!

Следующая пара – ботаники.

Третья пара –  зоологи.

Последняя пара– экологи.

Физминутка

Ты по тундре стал шагать (шагаем)

Далеко кругом видать (присели, повороты вправо, влево, взгляд из-под руки)

Перешагивай деревья (шаг с высоким подниманием бедра)

Их, смотри, не растопчи (прыжок)

Если летом оказался, гнус скорее отгони (машем руками)

А зимою – не дрожи (похлопывают себя)

Сядем в нарты, и опять

Дальше тундру изучать (сели на место).

Просмотр карты и слушание объяснения учителя.

Прикрепляют реквизиты к одежде.

Знакомятся с раздаточным материалом. Работают в группах, находят нужную информацию, анализируют её, готовят сообщение и мини-проект.

Выступление учащихся с сообщениями. Прикрепляют мини-проект на доску.

Слушание выступлений групп.

Класс выполняет

физические упражнения

Ф

П

Карточки, интерактивная доска

Самостоятельная работа с самопроверкой (взаимопроверкой)

обеспечение усвоения новых знаний и способов действий.

Словесный

Наглядный

Практический

Молодцы! У нас получилось отличное коллективное наглядно-учебное пособие «Тундра» (демонстрация). А перед вами – заключительная страница нашего пособия – синквейн.

Тундра.

Безлесая, холодная.

Приспосабливаются, выживают, развиваются.

Условия для жизни ограничены.

Природная зона.

На этом работа в лаборатории завершается, пришло время обобщить полученные знания.

Поработаем в группах на смарт и панель доске.

Составьте цепи питания в тундре. Установите последовательность (для каждой группы своя цепь питания)

Но прежде чем начать, вспомним правила работы в группе и правила работы с оборудованием.

комар — стрекоза — кулик — волк.

голубика — лемминг — полярная сова — песец — белый медведь;

поработаем самостоятельно.

  1. Запиши слова в таком порядке:

а) травы; б) кустарники; в) лишайники.

Ягель, морошка, камнеломка, карликовая береза,

куропаточья трава, голубика, пушица.

  1. Из перечисленных животных подчеркни тех,

которые не живут в тундре:

волк, песец, белка, белая сова, бурый медведь,

северный олень, лемминг, крот, заяц-беляк,

тундряная куропатка.

Поменяйтесь карточками и проверьте друг друга по эталону

Просмотр пособия.

Чтение синквейна.

Каждая группа составляет цепь питания.

Ф

Г

И

Интерактивная доска, карточки

Итог урока. Рефлексия

подведение итогов совместной деятельности.

Словесный

- С какой природной зоной познакомились на уроке?

- Вернемся к той цели, которую мы поставили в начале урока. Достигли ли мы этой цели (слайд)?

Ребята, закрасьте ту часть круга, которая соответствует вашему впечатлению от урока:

 

Учитель раздает каждому карточку.

Всем спасибо за урок!

Отвечают на вопросы.

Получают карточки. Закрашивают.

Ф

И

Карточки

Студент допущен к проведению фрагмента урока в соответствии с настоящей технологической картой.

Руководитель практики (наставник) _____________________ /________________________/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Жизнь коренного населения тундры

Презентация к уроку окружающего мира ...

Тесты по ОМ (тундра)

Дополнительный материал на уроке ОМ...

Природные зоны. Тундра

Урок по окружающему миру в 4 классе. Тема "Тундра"...

Конспект и анализ урока окружающего мира в технологии деятельностного метода с учетом формирования универсальных учебных действий по теме «Природные зоны. Тундра ».

Конспект урока окружающего мира посвящен природной зоне тундра. Урок разработан на основе ТДМ. Также представлен анализ урока с учетом формирования УУД....

Проект урока: «Тундра. Природа тундры»

Цель: продолжить развитие основных  естественно-научных представлений о    зависимости между географическим положением природной зоны  и её особенностями на примере темы...